Pascal что значит and

Уроки Паскаль

Над переменными логического типа можно производить логические операции. В языке программирования Pascal существуют следующие логические операции : Andлогическое умножение, Orлогическое сложение, Notлогическое отрицание, Xorисключающее или.

Строка №8. Переменной «BOL» присваиваем значение «X>3», и оно будет истиной т.к. 4>3.

Строка №9. Переменной «MEN» присваиваем значение «X

В строке №10 выводим сообщение на экран. У нас выведется TRUE.

В строке №11 выводим сообщение на экран. У нас выведется FALSE.

Строка №12. Переменной «REZ» мы присваиваем переменные «BOL» и «MEN». Между этими переменными стоит «and» (и). Это операция, которая называется логическое умножение (конъюнкция). Согласно законам булевской алгебры, комбинация 2-х логических переменных, связанных между собой союзом «and» (и) является истиной только в том случае, если обе переменные истинны. В нашем случае переменная «BOL» – истина, а переменная «MEN» – ложь, значит общий результат «REZ:=BOL and MEN» будет ложным.

Строка №14. Переменной «REZ» мы присваиваем переменные «BOL» и «MEN». Между этими переменными стоит «or» (или). Это операция, которая называется логическое сложение (дизъюнкция). Согласно законам булевской алгебры, комбинация 2-х логических переменных, связанных между собой союзом «or» (или) является ложным только в том случае, если обе переменные ложны. В нашем случае переменная «MEN» – ложь, а переменная «BOL» – истина, значит общий результат «REZ:=BOL or MEN» будет истинным.

Читайте также:  Что значит стабильная девушка

Строка №16. Переменной «REZ» мы присваиваем переменную «BOL». Перед ней стоит «not» (не). Это операция, которая называется логическое отрицание (инверсия). Согласно законам булевской алгебры, результат операции будет противоположен той переменной, над которой эта операция производится. В нашем случае переменная «BOL» – истина, значит «REZ:=not BOL» будет ложным.

Строка №18. Переменной «REZ» мы присваиваем переменные «BOL» и «MEN». Между этими переменными стоит «xor» (либо). Это операция, которая называется исключающее или. Согласно законам булевской алгебры, комбинация 2-х логических переменных, связанных между собой союзом «xor» (либо) является истинным только в том случае, если обе переменные разные (т.е. одна истинна, другая ложна). В нашем случае переменная «MEN» – ложь, а переменная «BOL» – истина. Они разные, значит общий результат «REZ:=BOL xor MEN» будет истинным.

Источник

Логические выражения и логические операции

Простые логические выражения

Для того, чтобы программа была не линейной (т.е. в зависимости от ситуации выполнялись разные инструкции) в языках программирования используются логические выражения, результат которых может быть либо правдой (true), либо ложью (false). Результат логических выражений обычно используют для определения пути выполнения программы.

Простые логические выражения являются результатом операций отношения между двумя операндами (значениями). В примерах ниже операндами являются значения переменных x и y. Операндами могут быть числа, символы и другие типы данных. Все что можно сравнивать между собой. Однако не рекомендуют сравнивать вещественные числа из-за особенностей их хранения в памяти компьютера.

В Паскале предусмотрены следующие операторы отношений:

  • меньше: x y
  • равно: x = y
  • не равно: x <> y
  • меньше или равно: x = y

Булевы типы

Результатом логического выражения всегда является булево (логическое) значение. Булев тип данных (boolean) может принимать только два значения (true или false). Эти величины упорядочены следующим образом: false , >=, , =), поэтому не нужно забывать расставлять скобки в сложных логических выражениях.

Сложные булевы выражения могут не обрабатываться до конца, если продолжение вычислений не изменит результат. Если булево выражение в обязательном порядке нужно обрабатывать до конца, то это обеспечивается включением директивы компиляции .

Стандартные булевские функции

  • odd(x) = true, если x нечетный (x целый тип);
  • eoln(x) = true, если встретился конец строки текстового файла x;
  • eof(x) = true, если встретился конец файла x.

В остальных случаях эти функции принимают значение false.

Источник

Урок 7. Логика в Паскаль. Тип Boolean

Здравствуйте, дорогие читатели нашего сайта! Сегодня, мы поговорим о логических переменных типа Boolean в Паскаль, логических операциях и решим пять задач.

Для чего нужна логика в Паскаль? Вы, я надеюсь, уже научились писать простейшие линейные программы, и сейчас, наверняка, задаетесь вопросом, как же написать нелинейную программу? Для того чтобы программа была нелинейной в Паскале, как и в других языках программирования, используют логические выражения, которые принимают значения true или false. То есть, на место любого отношения в Паскале ставится true или false. Например,

Список операторов отношения:

Для того чтобы записать результат логического выражения, нам требуется специальная переменная. Эта переменная будет иметь тип boolean, она может принимать два значения — true или false. Как создавать простые условие вы уже поняли, но как создавать сложные условия? Для этого используются специальные логические операции: and, or, not и xor. Давайте разберем каждую операцию отдельно и составим таблицы истинности. Примем за 1 — true, а за 0 — false.

And, или конъюнкция.

Or, или дизъюнкция.

Истинно, если хотя бы одно простое высказывание истинно.

Xor, или строгая дизъюнкция.

Not, или инверсия.

Задачи Boolean.

Закрепим полученные знания, решив пару задачек.

Boolean1°. Дано целое число A. Проверить истинность высказывания: «Число A является положительным».

Boolean2. Дано целое число A. Проверить истинность высказывания: «Число A является нечетным».

Для того чтобы узнать, является ли данное число нечетным в Паскале предусмотрена специальная функция Odd, которая возвращает true, если число нечетное и false, если число четное.

Boolean3. Дано целое число A. Проверить истинность высказывания: «Число A является четным».

Для того чтобы узнать является ли число нечетным, используем уже известную нам функцию, затем инвертируем результат.

Boolean7°. Даны три целых числа: A, B, C. Проверить истинность высказывания: «Число B находится между числами A и C».

Boolean10°. Даны два целых числа: A, B. Проверить истинность высказывания: «Ровно одно из чисел A и B нечетное».

Boolean23. Дано четырехзначное число. Проверить истинность высказывания: «Данное число читается одинаково слева направо и справа налево».

Используем знания, полученные в этом уроке.

Итак, данная задача проверяет является ли введенное четырехзначное число палиндромом. Наверняка, самый известный палиндром — фраза Мальвины: «А роза упала на лапу Азора.» (Попробуйте прочитать это предложение справа налево)

На сегодня все! Не забывайте периодически заходить к нам на сайт, подписывайтесь и кликайте по кнопочкам!

Источник

Pascal: Занятие №2. Часть 1: Условный оператор в Паскале (If)

Условный оператор в Паскале

До рассмотрения данной темы в основном использовались линейные алгоритмы в Паскале, характерные для весьма простых задач, когда действия (операторы) выполняются последовательно, одно за другим. Более сложные алгоритмы предусматривают использование конструкция ветвления.

Блок-схема условного оператора:

Условный оператор в Паскале имеет следующий синтаксис:

if условие then оператор;

Полный вариант:

if условие then оператор else оператор;

Условный оператор в Паскале — if — служит для организации хода задачи таким образом, при котором изменяется последовательность выполнения операторов в зависимости от какого-либо логического условия. Логическое условие может принимать одно из двух значений: либо true (истина), либо false (ложь), соответственно, оно может быть либо истинным, либо ложным.

Составной оператор

Если при истинном условии необходимо выполнять несколько операторов, то их по правилам языка Pascal необходимо заключать в блок, начинающийся со служебного слова begin и заканчивающегося служебным словом end . Такой блок принято называть операторными скобками, а данную конструкцию — составным оператором:

Операторные скобки и составной оператор в Паскале:

if логическое выражение then begin оператор1; оператор2; end else begin оператор1; оператор2; end;

Перевод с английского оператора условия облегчит понимание его использования:

IF THEN ELSE
ЕСЛИ ТО ИНАЧЕ


В условии (в логическом выражении) используются операторы отношения.
Рассмотрим список операторов отношения Паскаля:

  • больше >
  • меньше
  • больше или равно в Pascal >=
  • меньше либо равно в Pascal
  • сравнение в Pascal =
  • не равно в Pascal <>

Подробно разобраться в работе условного оператора в Паскале можно, просмотрев видеоурок:

begin var x:=readReal(‘введите х’); var y: real; if x>0 then y:=ln(x) else y:=exp(x); writeln (‘y=’, y:6:2) end.

Обратите внимание на то, как в данном примере выводится y . При выводе переменных типа real в pascal, можно использовать так называемый форматированный вывод, или запись с двумя двоеточиями:
y:6:2
— цифра после первого двоеточия ( 6 ) указывает на то, сколько знаков будет занимать число при выводе на экран
— цифра после второго двоеточия ( 2 ) указывает на то, сколько знаков после запятой вещественного числа будет выводиться

Таким образом, использование такой записи в pascal практически позволяет выполнить округление до сотых, тысячных и т.п.

[Название файла: L2task0.pas ]

[Название файла: L2task1.pas ]

[Название файла: L2task2.pas ]

Логические операции в Паскале (в логическом выражении)

Когда необходимо использовать двойное условие в Pascal, то понадобятся логические операции.

  • Логическая операция AND (И), поставленная между двумя условиями, говорит о том, что должны выполняться сразу оба эти условия (должны быть истинными). Логический смысл операции — «конъюнкция».
  • Поставленный между двумя условиями, знак OR (ИЛИ) говорит о том, что достаточно, если будет выполняться хотя бы одно из них (одно из двух условий истинно). Логический смысл операции — «дизъюнкция».
  • На языке Паскаль XOR — знак логической операции, имеющий смысл «строгая дизъюнкция» и указывающий на то, что необходимо, чтобы одно из двух условий выполнялось (истинно), а другое — не выполнялось (ложно).
  • Логическая операция NOT перед логическим выражением или переменной имеет смысл «отрицание» или «инверсия» и указывает на то, что если данная переменная или выражение истинны, то их отрицание — ложь и наоборот.

var n:integer; begin n:=6; if (n>5) and (n 7) or (n 7) xor (n 7) then writeln(‘истина’); end.

var a,b: integer; begin write(‘Введите A: ‘); read(a); b := a mod 2; if b>0 then writeln(‘true’) else writeln (‘false’) end.

var a,b: integer; begin write(‘Введите A: ‘); read(a); b := a mod 2; writeln(b>0); end.

[Название файла: L2task3.pas ]

[Название файла: L2task4.pas ]

Построение блок-схем по коду Паскаль

Теперь настало время вспомнить о том, что такое блок-схемы.
Блок схема — ориентированный граф, указывающий на последовательность операций, приводящую к решению поставленной задачи.

Существуют управляющие структуры трех типов:

следование ветвление повторение или цикл

Две из трех представленных структур блок-схемы мы уже можем перевести в код Pascal.

Результат:

Источник

Основные понятия и операторы языка Паскаль

Основные понятия и операторы языка Паскаль

Сайт: Электронные курсы ТПУ
Курс: Информационные технологии 3
Книга: Основные понятия и операторы языка Паскаль
Напечатано:: Гость
Дата: Вторник, 14 Декабрь 2021, 19:03

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Целью курса «Информационные технологии» является обучение студентов программированию с применением методов вычислительной математики, использованием современных средств вычислительной техники и компьютерных технологий, дальнейшее развитие компьютерной грамотности на основе дисциплин «Информатика», «Математика», «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Физика».

Задачи изучения дисциплины заключаются в практическом освоении языка и среды Турбо Паскаля (версии 7.0), в приобретении студентами навыков составления алгоритмов задач теплоэнергетического профиля, отладки программ, в умении проводить анализ полученных результатов и корректировать свои действия с целью улучшения качественных показателей программ.

Язык Турбо Паскаль является классическим языком программирования, широко применяемым в инженерных расчётах. Его изучение позволяет сформировать у студентов особый вид мышления – алгоритмический. Студентам, успешно овладевшим этим языком, не составит особого труда в будущей своей трудовой деятельности применять свои знания и составлять программы не только на языке Паскаль, но и на других языках программирования. Особенно важным является то, что знание языка Паскаль нужно для составления программ в среде Windows при помощи прикладного пакета Delphi, всё более популярного в последнее время.

К настоящему моменту имеется огромное количество библиотек программ, процедур и функций с примерами реализации большинства инженерных задач на языке Паскаль и в среде визуального программирования Delphi. Умелое применение этих наработок предполагает хорошее базовое знание языка Паскаль.

В период обучения студенты должны освоить некоторые численные методы и способы их реализации на языке Паскаль, в том числе с использованием библиотек подпрограмм и внешних файлов данных.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТУРБО ПАСКАЛЬ

Большинство программ создаются для решения какой-либо задачи. В процессе ее решения на ПК необходимо: ввести данные, указать способ их обработки, задать способ вывода полученных результатов. Поэтому нужно знать следующее:

  • Как ввести информацию в память (ввод).
  • Как хранить информацию в памяти (данные).
  • Как указать правильные команды для обработки данных (операции).
  • Как передать данные из программы пользователю (вывод).

Необходимо также уметь упорядочивать команды так, чтобы:

  • некоторые из них выполнялись только в случае, если соблюдается некоторое условие или ряд условий (условное выполнение);
  • другие выполнялись повторно некоторое число раз (циклы);
  • третьи выделялись в отдельные части, которые могут быть неоднократно выполнены в разных местах программы (подпрограммы).

Таким образом, нужно уметь использовать семь основных элементов программирования – ввод, данные, операции, вывод, условное выполнение, циклы и подпрограммы – и на их основе строить программы.

Этот список не является полным, однако, он содержит те элементы, которые присущи обычно всем программам. Многие языки программирования имеют еще и дополнительные средства, в том числе и Паскаль.

Основные файлы пакета Турбо Паскаль:

  • Turbo.exe – интегрированная среда программирования;
  • Turbo.hlp – файл, содержащий данные для оперативной подсказки;
  • Turbo.tp – файл конфигурационной системы;
  • Turbo.tpl – библиотека стандартных модулей Турбо Паскаля.

Для работы в графическом режиме необходимы Graph.tru – модуль с графическими процедурами и функциями Турбо Паскаля, несколько файлов с расширением *.BGI – драйверы различных типов видеосистем ПК, несколько файлов с расширением *.CHR, содержащих векторные шрифты.

После загрузки системы экран разделен на три части: основное (или рабочее) окно, главное меню и строка, в которой указывается назначение основных функциональных клавиш. Переход из основного окна в главное меню и обратно осуществляется посредством клавиши F10.

В рабочем окне осуществляется набор текста программы, запуск же происходит следующим образом: выход в меню, выбор пункта Run – Run.

Для того чтобы сохранить программу, необходимо: выйти в меню, выбрать File – Save (Save as …), в появившемся окне ввести имя файла и нажать клавишу Enter.

Выход из системы программирования: выход в меню, пункт File – Exit.

1.1. Алфавит и словарь языка Паскаль

Язык – совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения. При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо четко знать правила написания и использования языковых единиц. Основой любого языка является алфавит (набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов).

Алфавит Паскаля составляют:

  • прописные и строчные буквы латинского алфавита:

A, B, C…Y, Z, a, b, c…y, z;

  • десятичные цифры: 0, 1, 2…9;
  • специальные символы:

Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями. Ими могут быть пробел, комментарий или символ конца строки. Словарь Паскаля можно разделить на три группы слов: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Зарезервированные слова (см. табл. 1.1) имеют фиксированное написание и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом, и их нельзя использовать в качестве имен для обозначения величин.

Идентификатор – имя (identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов). Для обозначения определенных разработчиками языка функций, констант и т. д. служат стандартные идентификаторы, например, Sqr, Sqrt и т. д. В этом примере Sqr вызывает функцию, которая возводит в квадрат данное число, а Sqrt – корень квадратный из заданного числа. Пользователь может переопределить любой стандартный идентификатор, но чаще всего это приводит к ошибкам, поэтому на практике их используют без изменения. Идентификаторы пользователя – это те имена, которые дает сам программист. При записи программ нужно соблюдать общие правила написания идентификаторов:

  • Идентификатор начинается только с буквы (исключение составляют специальные идентификаторы меток).
  • Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания.
  • Максимальная длина – 127 символов.
  • При написании идентификаторов можно использовать прописные и строчные буквы.
  • Между двумя идентификаторами должен стоять хотя бы один пробел.

Некоторые зарезервированные слова версии Турбо Паскаль.

Остаток от деления

До тех пор, пока не выполнится

Группа слов, имеющая смысл, называется словосочетанием. В языке программирования словосочетание, состоящее из слов и символов и задающее правило вычисления некоторого значения, называется выражением. Минимальная конструкция языка, представляющая законченную мысль, есть предложение. Если предложение языка программирования задает полное описание действия, которое необходимо выполнить, то оно называется оператором. Предложение, описывающее структуру и организацию данных, называется описанием.

1.1.1. Величины в Паскале

Решение задач на ПК – это процесс сбора, обработки и передачи информации. Поэтому задача любой программы состоит в обработке данных. В Паскале данные делятся на константы и переменные. Они определяются идентификаторами (именами).

Константами называются такие данные, которые не изменяются в процессе выполнения программы в отличие от переменных, которые могут менять свои значения. Имя переменной подобно ящичку, который можно заполнить различными значениями, что нельзя сделать с константой. Переменная характеризуется именем, типом (см. 1.2) и значением.

Кроме констант и переменных, существуют так называемые типизированные константы, которые являются как бы промежуточным звеном между переменными и константами (в данном пособии не рассматриваются. Рекомендуется дополнительная литература, например, [3]).

1.1.2. Структура программы

В программе программист записывает последовательность действий, выполняемых над определенными данными с помощью различных операций для реализации заданной цели. Основные требования, предъявляемые к программе:

  • точность полученного результата;
  • время выполнения;
  • объем требуемой памяти.

Максимальный размер программы ограничен. Компилятор позволяет обрабатывать программы, в которых объем данных и генерируемый машинный код не превышают 64 Кбайт каждый. Если объем программы требует большего количества памяти, то необходимо использовать дополнительные средства.

  1. Заголовок, состоящий из зарезервированного слова program и имени программы. Заголовок несет смысловую нагрузку и может отсутствовать, однако рекомендуется всегда его записывать для быстрого распознавания нужной программы.
  2. Раздел описаний, в котором должны быть описаны все идентификаторы, встречающиеся в программе. Он представляет собой:
  • список имен подключаемых библиотечных модулей (определяется зарезервированным словом uses);
  • описание меток (label);
  • описание констант (const);
  • определение типов данных (type);
  • описание переменных (var);
  • описание процедур и функций.

Раздел описания начинается соответствующим каждому элементу списка служебным словом (табл. 1), после которого идет последовательность величин одного типа, разделенных запятой. После списка имен ставится двоеточие и указывается тип данных (см. 1.2).

Любой элемент данного списка в программе может отсутствовать.

Данный раздел начинается со служебного слова Begin и заканчивается служебным словом End. В нём задаются действия над объектами программы, введенными в разделе описаний. Операторы, посредством которых эти действия производятся, разделяются точкой с запятой. После последнего слова End ставится точка.

Для лучшего восприятия текста программы и поиска ошибок рекомендуется следующая схема:

  • зарезервированные слова program, procedure, function и т. д. пишутся строчными буквами;
  • идентификаторы начинаются с прописных букв;
  • операторы записываются строчными буквами;
  • логически подчиненные структуры записываются на 1 строку ниже и на 1–2 позиции правее по отношению к более старшим.

1.2. Типы данных

При решении задач выполняется обработка информации различного свойства, например: дробные и целые числа, слова, строки и т. д. Для описания множества допустимых значений величины и совокупности операций, в которых участвует данная величина, используется указание ее типа данных. Тип данных – это множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций. Каждый тип имеет свой диапазон значений и специальное зарезервированное слово для описания. Все типы данных можно разделить на две группы: скалярные (простые) и структурированные (составные). Простые типы данных также делятся на стандартные и пользовательские. Стандартные – предлагаются разработчиками Турбо Паскаля, а пользовательские разрабатывают сами программисты.

Представим типы данных в виде схемы:

  1. Простые типы:
  • порядковые;
  • целые;
  • логический;
  • символьный;
  • перечисляемый;
  • интервальный;
  • вещественные;
  • ссылочный.
  1. Структурированные типы:
  • строковый;
  • регулярный;
  • комбинированный;
  • множественный;
  • файловый.
  1. Процедурные типы.

В данном учебном пособии будут рассмотрены лишь основные типы данных, используемые наиболее часто. С другими интересующими типами данных можно познакомиться в специальной литературе (например, [3]). Рассмотрим пока лишь простые типы данных, структурированные типы требуют отдельного, более тщательного рассмотрения.

Источник

Оцените статью