Парамита ( санскрит , пали ) илипарами (пали) — буддийский термин, часто переводимый как «совершенство». В буддийских комментариях он описывается как благородные качества характера, обычно связанные с просветленными существами. Парами и парамита — это термины на пали, но в палийской литературе больше упоминается парами, а втекстах Махаяны обычно используется санскритская парамита.
СОДЕРЖАНИЕ
Этимология
Дональд С. Лопес-младший описывает этимологию термина:
Термин парамита , обычно переводимый как «совершенство», имеет две этимологии. Первое происходит от слова парама , означающего «высший», «самый дальний» и, следовательно, «главный», «первичный», «самый превосходный». Следовательно, существенное можно перевести как «совершенство» или «совершенство». Это чтение подтверждается Мадхьантавибхагой (V.4), где двенадцать совершенств ( парама ) связаны с десятью совершенствами ( парамита ). Более творческая, но широко известная этимология делит парамиту на pāra и mita , где pāra означает «за пределами», «дальнейший берег, берег или граница» и mita , что означает «то, что пришло», или ita, означающее «то, что уходит». » Тогда парамита означает «то, что вышло за пределы», «то, что выходит за пределы» или «трансцендентное». Это прочтение отражено в тибетском переводе pha rol tu phyin pa («ушел на ту сторону»).
Буддизм тхеравады
Учения Тхеравады о парами можно найти в поздних канонических книгах и постканонических комментариях . Комментатор Тхеравады Дхаммапала описывает их как благородные качества, обычно связанные с бодхисаттвами . Американский ученый-монах Thanissaro Bhikkhu описывает их как совершенств (paramī) характера , необходимых для достижения просветления в качестве одного из трех просветленных существ, в Samma Самбудде в pacceka-будды или араханта .
Канонические источники
В Pāli Canon , то Буддхавамс из Кхуддака Никая перечисляет десять совершенств ( дас pāramiyo ) , как:
Дана парами : щедрость, самоотдача
Шила парами : добродетель, нравственность, надлежащее поведение
Две из вышеперечисленных добродетелей , метта и упекха , также являются брахмавихарами .
Историчность
Учения Тхеравады о парами можно найти в канонических книгах ( рассказы Джатаки , Ападана , Буддхавамса , Чарияпинака ) и постканонических комментариях, написанных для дополнения Палийского канона в более позднее время, и поэтому они могут не быть оригинальной частью учений Тхеравады. . В самых старых частях Сутта-пинаки (например, Маджхима-никая , Дигха-никая , Саньютта-никайя и Ангуттара-никайя ) не упоминаются парами как категория (хотя все они упоминаются по отдельности).
Некоторые ученые даже называют учение парами полу-махаянским учением, добавленным к священным писаниям в более позднее время, чтобы обратиться к интересам и потребностям мирской общины и популяризировать их религию. Однако эти взгляды основаны на раннем научном предположении о том, что Махаяна происходит от религиозной преданности и обращается к мирянам. Совсем недавно ученые начали открывать раннюю литературу Махаяны, которая очень аскетична и излагает идеал жизни монаха в лесу. Следовательно, практика парамитов в буддизме Махаяны, возможно, была близка к идеалам аскетической традиции шрамана .
Традиционная практика
Bhikkhu Бодхи утверждают , что в ранних буддийских текстах (которые он определяет как первый четыре nikāyas ), тех , кто ищет угасание страдания ( ниббан ) преследовали благородный восьмеричный путь . Время шло, предыстория была предоставлена для многой жизни развития Будды ; в результате десять совершенств были определены как часть пути бодхисаттвы (пали: бодхисатта ). В последующие столетия парами считались важными для стремящихся как к состоянию будды, так и к араханству . Бхиккху Бодхи резюмирует:
В устоявшейся традиции тхеравады парами не рассматриваются как дисциплина, присущая только кандидатам на состояние будды, но как практики, которые должны выполняться всеми стремящимися к просветлению и освобождению, будь то будды , пакчекабудды или ученики . Что отличает верховного бодхисаттвы от искателей двух других колесниц, так это степень, в которой следует развивать парами, и продолжительность их достижения. Но сами качества являются универсальными необходимыми условиями для освобождения, которые все должны выполнять, по крайней мере, в минимальной степени, чтобы заслужить плоды освобождающего пути.
Буддизм махаяны
Ученый-религиовед Дейл С. Райт утверждает, что в текстах Махаяны парамиты упоминаются как «основы тренировки» для тех, кто хочет достичь просветления. Райт описывает буддийские парамиты как набор идеалов характера, которые направляют самосовершенствование и обеспечивают конкретный образ буддийского идеала.
Праджняпарамите сутры (प्रज्ञापारमिता सूत्र), а также большое количество других текстов Махаяны список шесть совершенств:
Дана парамита (दान पारमिता): щедрость, отдача себя (в китайском, корейском и японском языках 布施 波羅蜜; в тибетском པ sbyin -pa )
Этот список также упоминается комментатором Тхеравады Дхаммапала , который описывает его как категоризацию тех же десяти совершенств буддизма Тхеравады. Согласно Дхаммапале, Сачча классифицируется как Шила и Праджня , Метта и Упекха классифицируются как Дхьяна , а Адхитхана подпадает под все шесть. Бхиккху Бодхи утверждает, что корреляция между двумя наборами показывает, что до разделения школ Тхеравады и Махаяны существовало общее ядро.
В Сутре Десяти Ступеней перечислены еще четыре парамита:
Mahāratnakūṭa Сутра ( महारत्नकूट सूत्र, Сутра кучи драгоценностей ) также включает в себя следующие дополнительные четыре Парамит с номером 8 и 9 коммутацией каналов.
Тибетский буддизм
Согласно точке зрения тибетского буддизма , у практикующих Махаяну есть выбор из двух путей практики: путь совершенства (санскрит: парамитаяна ) или путь тантры (санскрит: тантраяна ), который является ваджраяной .
Тралег Кьябгон Ринпоче переводит «парамита» на английский язык как «трансцендентное действие», а затем формулирует и определяет его:
Когда мы говорим, что парамита означает «трансцендентное действие», мы имеем в виду это в том смысле, что действия или установки выполняются неэгоцентрическим образом. «Трансцендентальный» относится не к какой-то внешней реальности, а скорее к тому, как мы ведем свою жизнь и воспринимаем мир — либо эгоцентрическим, либо неэгоцентрическим образом. Шесть парамит связаны с попыткой выйти из эгоцентрического менталитета.
Чистое иллюзорное тело , как говорят, наделено шести совершенств (санскритские: ṣatpāramitā ).
Первые четыре совершенства — это умелая практика, а два последних — практика мудрости. Они содержат все методы и навыки, необходимые для устранения заблуждений и удовлетворения потребностей других. Кроме того, ведет от счастливого состояния к более счастливому.
Источник
Парамита
Буддизм
Культура
История
Философия
Люди
Страны
Школы
Храмы
Понятия
Тексты
Хронология
Проект | Портал
Парамита (санскр. पारमिता , pāramitā IAST , кит. упр. 波羅蜜多 , палл.: Боломидо) — «запредельное совершенство», «перфекция». Парамиты — это шесть взаимосвязанных действий, «переправляющих на тот берег океана существования», то есть приводящих к освобождению и просветлению; это «Освобождающие действия».
В разных школах буддизма используются списки шести и десяти парамит:
Щедрость (дана) — действие, открывающее любую ситуацию. Щедрость может практиковаться на уровне материальных вещей, силы и радости, образования и т. д., но наилучший вид щедрости — это дарить другим развитие и знания о природе ума, то есть Дхарму, делая их независимыми на высочайшем уровне;
Этика (шила)— означает вести осмысленную, полезную для себя и других жизнь. Практично придерживаться осмысленного, и избегать негативного на уровне тела, речи и ума;
Терпение (кшанти) — не терять то, что накоплено положительного, в огне злости. Это не означает подставление другой щеки — это значит действовать эффективно, но без гнева;
Усердие (вирья) — трудолюбие, много работать, не теряя свежей радости усилий. Только вкладывая во что-либо экстрасилу без уныния и лени, мы получаем доступ к особым качествам и энергиям и способны эффективно двигаться к цели;
Медитация (дхьяна) — то, что делает жизнь по-настоящему ценной. С помощью медитаций Шинэй и Лхатонг (санскр.: Шаматха и Випашьяна), как в лаборатории, формируется навык работы с умом, развивается дистанция к появляющимся и исчезающим мыслям и чувствам и глубинное видение его природы;
Мудрость (праджняпарамита) — знание истиной природы ума — пустоты — «открытости, ясности и безграничности». Подлинная спонтанная мудрость — это не множество идей, а интуитивное понимание всего. Здесь — ключ к совершенству во всех парамитах. Именно это понимание того, что субъект, объект и действие обладают одной и той же природой, делает все остальные пять парамит освобождающими.
Иногда, говоря о десяти Освобождающих Действиях, добавляют вытекающие из шестой пармиты ещё четыре. Десять парамит используются также в тхераваде:
Книги
Шантидэва. Путь Бодхисаттвы (Бодхичарья-аватара) ISBN 5-87908-001-X
Лама Оле Нидал. «Шесть освобождающих действий». ISBN 5-94303-021-2
Ламрим Чже Цонкапы
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Парамита» в других словарях:
ПАРАМИТА — в буддийской мифологии и философии понятие совершенства, высших достоинств, ведущих к достижению нирваны. Шесть парамит: щедрость, нравственная чистота, терпение, мужество, созерцание, мудрость … Большой Энциклопедический словарь
ПАРАМИТА — (санскр. и пали рагаmita), в мифологии и религиозно философских воззрениях индийцев одно из основных понятий. Значение слова не совсем ясно, и большинство европейских учёных переводят его как «совершенство»; его тибетский эквивалент (pha rol tu… … Энциклопедия мифологии
ПАРАМИТА — ПАРАМИТА, в буддийской мифологии и философии понятие совершенства, высших достоинств, ведущих к достижению нирваны (см. НИРВАНА). Шесть парамит: щедрость, нравственная чистота, терпение, мужество, созерцание, мудрость … Энциклопедический словарь
парамита — (санскр.; букв. «переправа», «средство спасения») совершенство. К б совершенствам ступеням, к рые должен пройти адепт, чтобы достичь состояния бодхисаттвы: милостыня (дана), обеты (шила), терпение (кшанти), старание (вирья), медитация (дхьяна) и… … Буддизм
Парамита — (будд.) – «средство перехода на противоположный берег» – перечень качеств, необходимых для достижения нирваны. В буддийских текстах перечисляют 6 (иногда 10) качеств: щедрость (дана), нравственность (шила), терпеливость (кшанти), мужественность… … Мифологический словарь
Бодисатва — Бодхисаттва Авалокитешвара Бодхисаттва, Бодхисатва, Бодисатва (санскр. बोधिसत्त्व, bodhisattva?; пали bodhisatta, буквально, «существо, стремящееся к пробуждению») в буддизме человек (или иное существо), который принял решение стать Буддой.… … Википедия
Бодхисатва — Бодхисаттва Авалокитешвара Бодхисаттва, Бодхисатва, Бодисатва (санскр. बोधिसत्त्व, bodhisattva?; пали bodhisatta, буквально, «существо, стремящееся к пробуждению») в буддизме человек (или иное существо), который принял решение стать Буддой.… … Википедия
Бодхисаттвы — Бодхисаттва Авалокитешвара Бодхисаттва, Бодхисатва, Бодисатва (санскр. बोधिसत्त्व, bodhisattva?; пали bodhisatta, буквально, «существо, стремящееся к пробуждению») в буддизме человек (или иное существо), который принял решение стать Буддой.… … Википедия
ТАНГУТСКАЯ МИФОЛОГИЯ — мифо логия тангутских (дансянских) племён (самоназвание «ми» или «миняг»), живших в 6 7 вв. в северо западной части современной китайской провинции Сычуань, со 2 й половины 8 в. в центральных областях современного Ордоса, где они в кон. 10 в.… … Энциклопедия мифологии