Outdoor одежда что это значит

Аутдор: Технологичная одежда для альпинистов как новый тренд в мужской моде

Раз уж мы заявляем о том, что пора сменить курс с херитейджа и сделать ставку на современную технологичную одежду, то пора пристально рассмотреть и ее корни. Львиная доля всех удобных новшеств и технологий обычно приходит в мужской гардероб из двух сфер — военной и этого самого аутдора (outdoor), то есть профильной одежды для занятий экстремальным спортом, путешествий и других видов активного отдыха. Если о первой мы и так уже немало рассказывали на страницах FURFUR, то вторую до сих пор незаслуженно обходили. Самое время провести небольшой ликбез по аутдор-сегменту, рассказать, почему он вдруг стал актуальным и как нужно этот термин правильно понимать.

Что такое современный аутдор?

Вы и так знаете ответ на этот вопрос, а если нет, то все равно давно догадывались или можете, по крайней мере, перевести термин дословно. Аутдор — это всевозможные виды досуга на лоне природы, требующие как минимум отрыва от дивана и ноутбука или даже от стула в любимом баре и испытывающие ваши силу и выносливость за пределами привычного городского ландшафта — то есть в условиях, для которых нужна специфическая экипировка: нескользящая подошва, сверхтеплые куртки, туристические рюкзаки, непромокаемые и непродуваемые кофты и многое другое.

Читайте также:  Что значит пересечение уровня

Классические элементы и узнаваемые силуэты туристической одежды появились еще в начале второй половины ХХ века, а после были сотни раз воскрешены современными херитейдж-брендами вроде Woolrich и Penfield. Они, как и заведено в херитейдже, были просто скопированы, не претерпев почти никаких изменений — чтобы лучше передать дух и маскулинность путешественников прошлого.

В это же время сам аутдор бурно
развивался — в первую очередь технологически, — чтобы обеспечивать настоящих спортсменов необходимой экипировкой.


Винтажная реклама Nike

И, что самое интересное, на волне спада интереса к херитейджу в гардероб городских мужчин сейчас стала проникать именно эта сложная и технологически навороченная одежда. Именно ее и стоит понимать под определением современного аутдора — то есть не путать с туристической классикой, дарованной нам далекими 1970-ми.

Аутдор сегодня

Херитейдж воспевал в первую очередь традиции производства, родовую историю брендов и трепетную связь с прошлым. К современному аутдору все эти понятия если и относятся, то в куда меньшей степени. Основная характеристика современной одежды для активного туризма — это прежде всего обеспечение комфорта в экстремальных погодных условиях. Ее производители уже не оглядываются в прошлое, а предвосхищают эволюционное будущее: развитие рынка аудор-одежды непрерывно форсируется за счет появления новых технологий — мембран, водо- и ветронепроницаемых тканей, сверхпрочных материалов, нескользящих подошв и многого другого.

Конечно, подобный подход к производству определяет и дизайн основной массы вещей: выпуклый, навороченный — не всегда изящный, но обязательно функциональный.

Наряду с журналами вроде Free & Easy или Lightning, посвященными винтажу, ретро и херитейджу в самом общем смыле, в Японии издается журнал Go Out, главной темой которого является аутдор. Даже поверхностно изучив сайт журнала (по совместительству онлайн-магазина), понимаешь, насколько это обширная область.

Похоже, сейчас мужская мода совершила классический виток: на фоне спада интереса к херитейджу самым интересным аспектом стал как раз его антипод — сложносочиненные вещи прямиком из лабораторий. Уже сейчас в магазинах мужской одежды начинают появляться вещи, рассчитанные на экстремальные условия эксплуатации — The North Face, Patagonia, Arc’teryx, Columbia и других подобных марок.

Олег Акбаров

Байер магазина Mint

«Индустрия аутдор-экипировки существует очень долго и значительную часть этого времени снабжает не только туристов, но и обитателей города, ценящих комфорт и надежность выше иллюзорной модности. Происходит это потому, что вещи, придуманные для экстремальных условий, отлично помогают перенести непогоду в городе. Можно назвать это трендом, но мне это видится как закономерный ответ вызову времени. Рынок одежды, даже со всеми оговорками, — это сфера услуг, и тот, кто предлагает более современный и доступный продукт, чаще и побеждает. Нет смысла обсуждать уместность этих силуэтов в городе — время расставит все на свои места, а для тех, кто ищет чего-то более интересного и оригинального, — да, сейчас именно то время, когда все больше прогрессивных марок обращают внимание на технологические аспекты. Отличным примером тому могут служить ньюйоркцы Isaora, совершенно по-новому преподносящие комбинацию сноубордичского и повседневного стиля».

«Тренд на аутдор, по сути дела, и должен был случиться именно после херитейджа. Потому что на смену 1950–1960-м пришли 1970–1980-е. Аутдор — намного более интересная лично для меня штука, потому что создатели этой одежды изначально самым серьезным образом относились к производству, понимая, что они делают ее для профессионалов, для экстремальных условий. И если херитейдж — это по большей части просто красиво, то аутдор — это еще и действенно, это помогает не мерзнуть, не скользить и так далее. 1980-е оказались временем реальных достижений в области создания одежды, такого прорыва, пожалуй, никогда больше и не было — этим аутдор в первую очередь и интересен. Вот вы вдумайтесь: куртка не промокает, но пропускает воздух. Это сейчас в порядке вещей, а тогда это было неслыханным новшеством. Этот дух новизны в плане технологий меня всегда привлекал».

Павел Осовцов

PR-директор магазина FOTT

Марки одежды

Сейчас новые технологии внедряют в повседневную городскую одежду очень многие производители, поэтому советовать какую-то конкретную марку было бы довольно глупо. Вместо этого мы отобрали пять классических производителей аутдора, которые помогут лучше объяснить смысл самого термина и одежды, которая за ним стоит.

Марку Berghaus основали два английских альпиниста Гордон Дэвисон и Петр Локи в 1966 году. Увлечение создателей активными видами спорта определило лицо бренда — на протяжении уже более 45 лет Berghaus остается одной из ведущих компаний в сегменте аутдор-одежды. В качестве бесполезной исторической справки отметим, что именно Berghaus были первыми на европейском рынке, кто начал сотрудничать с Gore-Tex.

Columbia — это не только веселые рекламные кампании, построенные вокруг харизматичной «матушки» Гертруды Бойл, но и серьезная история о технологиях. Начиная с 1970-х, когда бренд выпустил первую парку с технологией Gore-Tex, Columbia взяла привычку выдавать примерно по технологии в год, многие из которых действительно становились первыми в своем роде.

Patagonia выросла из маленькой мастерской по производству инструментов для альпинизма до одного из столпов аутдора за несколько десятков лет. Калифорнийская марка производит широкую линейку одежды для самых разных видов активного отдыха, хотя акцент по-прежнему делается на минусовых погодных условиях. Кстати, как это вообще заведено у таких брендов, Patagonia очень много внимания уделяет экологической этике: к примеру, каждый работник компании может взять полностью оплачиваемый отпуск до двух месяцев для волонтерской деятельности по экологическим программам.

В 1877 году норвежский капитан Хелле Хансен со своей женой как-то решил шить одежду из промасленной кожи для моряков, и именно из этого семейного бизнеса вырос столь популярный в ХХ веке бренд. Компания регулярно вводила в использование самые новые ткани и технологии, по неясным причинам стала пользоваться большой популярностью у американских рэперов 1990-х и до сих пор сосредоточена на производстве подчеркнуто спортивной одежды, без особых попыток сыграть на тренде.

5 THE NORTH FACE

Еще один мощнейший аутдор-бренд, по иронии судьбы основанный в солнечной Калифорнии. Это, пожалуй, самая модная среди своих коллег компания, раньше других осознавшая пользу коллабораций с популярными стритвер-конторами. Послужной список совместных коллекций у The North Face и вправду заслуживает внимания: Stussy, Undefeated, Supreme, Nanamica, Liberty и многие другие.

На какие вещи обратить внимание

1 ФЛИСОФАЯ КОФТА

Такую кофту уже можно считать аутдор-винтажем, потому что синтетические ткани, типа soft shell (о которых мы уже писали), в скором времени окончательно вытеснят флис из обихода ауторщиков. Но пока флисовые вещи очень удобно использовать в качестве второго слоя между внешним (курткой) и третьим — исподним.

О преимуществах жилетов мы уже обстоятельно рассуждали год назад. За это время мало что изменилось, разве что в контексте моды на аутдор и многослойность жилеты стали еще более актуальны.

3 СТЕГАНАЯ РУБАШКА

Давно клянете судьбу за то, что московский декабрь не оставляет никакого шанса угнаться за изящными парнями с Pitti Uomo в их легких пальто? Необъемная стеганая рубашка станет тем самым идеальным вторым слоем, который позволит рассерженным модникам распрощаться с огромными парками и пуховиками.

4 ТРЕКИНГОВЫЕ БОТИНКИ

Мы уже упоминали 710-е New Balance в материале об альпинизме — пока что это одна из редких моделей, которые сочетают в себе реальные преимущества трекинговых ботинок и более-менее аккуратный внешний вид, — остальные производители спортивной обуви (The North Face не в счет) пока мешкают с выпуском нацеленных на массовый рынок трекинговых адаптаций.

5 ЛЕГКИЙ ПУХОВИК

Пожалуй, единственная внятная претензия, предъявляемая к пуховикам, — это их объем, делающий владельца неповоротливым и похожим на астронавта. В остальном это идеальная зимняя одежда. Но современные аутдор-модели лишены и этого недостатка — конкретно этот пуховик The North Face легко складывается в собственный карман и при этом выдерживает серьезные температуры.

Иван Золотарев

Сотрудник магазина Fott

«Одежда для активного отдыха стала все чаще появляться на страницах модных изданий, в блогах и на улицах больших городов. Причин этому масса — практично, удобно, тепло, менее очевидно, чем херитейдж. Но этот тренд отнюдь не новый, просто он переживает очередной пик популярности. Если шесть-семь лет назад это были шведы Fjallraven, норвежцы Norrona или итальянцы Bailo, то теперь на смену им пришли американские Patagonia и The North Face. Возрождается hikerdelia, появившаяся в 1980-х на стыке синтетических наркотиков, рейвов и одежды для туризма, тем самым только подливая масла в огонь «нового» тренда. Англичане, естественно, первыми вспомнили хорошо забытое старое — Proper Mag посвящает целый выпуск аутдору, Oi Polloi продает флисовые кофты и легкие пуховики, еще чуть-чуть — и мы увидим в фотосессиях Mr. Porter не только твид и вощеный хлопок».

Источник

Кто диктует моду в outdoor?

Можно ли говорить о стиле и моде в outdoor? Как работают дизайнеры в outdoor-индустрии, где черпают вдохновение? О специфике создания outdoor-коллекций и современных трендах в outdoor рассказывает ведущий дизайнер компании RedFox Зоя Спирина

Сегодня на пике популярности образ здорового, спортивного и целеустремленного человека, предпочитающего динамичный стиль жизни и выбирающего активный отдых. А самое подходящее место для активного отдыха — это природа. Все чаще именно ей мы становимся благодарны за прилив новой энергии, хорошее настроение и лайки в социальных сетях.

В этой статье я хотела бы поговорить о базовых особенностях, влияющих на изделия, которые как раз и определяют облик современного поклонника активного образа жизни.

Функциональность и ее влияние на дизайн outdoor-изделий

Стиль формирует гармоничные образы. А подчиненные единому стилю образы формируют моду. Но для outdoor мода — это не только цвета и фактуры. Внешний вид и соответствие быстро меняющимся веяниям — это прерогатива традиционной моды, а в outdoor на первом месте стоят технологии, функциональность, эффективное сочетание вещей и многое другое, что незаметно визуально и о чем нужно говорить дополнительно.

В outdoor-изделиях на первом месте всегда функциональность. И чем больше процент функциональности в новом продукте, тем более он ценен, тем чаще вызывает положительные эмоции и становится модным.

Сегодня в тренде сверхфункциональный, или сверхпродуманный, outdoor. В чем заключается эта продуманность?

Функциональность outdoor-изделия складывается из таких составляющих, как вес, пакуемость, узкое, зачастую исключительно профессиональное назначение и. универсальность. Да, это не оговорка — узкая специализация и одновременно универсальность многих outdoor-изделий не только не противоречат друг другу, но и позволяют создавать действительно функциональные вещи.

Огромное значение имеют также технические характеристики и свойства как отдельных материалов, так и их сочетание в готовом изделии, но об этом разговор впереди.

Все, что мы берем с собой, отправляясь в поход, экспедицию или просто на пробежку, мы чаще всего несем на себе. Поэтому вес является одной из самых важных составляющих функциональности outdoor-изделия.

Над задачей уменьшения веса бьются как сами дизайнеры, так и производители фурнитуры и материалов. Ведь без потери функциональности и прочности добиться этого очень сложно. Продукты, которые получаются в результате, часто кажутся нам недостаточно надежными. Но, как правило, это впечатление обманчиво.

К примеру, куртка корейского бренда BlackYak:

Сверхлегкая и очень прочная куртка от BlackYak

По внешнему виду она напоминает тонкий целлофановый пакет. Кажется, что не выдержит даже минимальную нагрузку, однако на деле это очень прочное изделие.

При его разработке корейцы сотрудничали с голландской компанией DSM Dyneema, которая занимается производством волокон из сверхвысокомолекулярного высокопрочного полиэтилена. Эти волокна, помимо непревзойденной прочности, обладают малым весом, отличной износостойкостью, не впитывают воду, а также устойчивы к ультрафиолету и другим агрессивным воздействиям. Так на свет появилась непромокаемая куртка, вес которой составляет не более 50–60 грамм (в среднем размере). И несмотря на то что изделие выглядит воздушным и хрупким, его практически невозможно порвать.

Вот еще один пример: трехслойная куртка от английского бренда Berghaus.

Экономия веса в трехслойной модели от Berghaus достигается за счет уменьшения количества швов

За вес боролись не только производители материала, но и конструктор. Поскольку каждый шов влечет за собой пусть и незначительное, но увеличение веса, в этом изделии количество швов уменьшено до минимума. Конструктивно куртка состоит по сути из двух основных деталей.

Примером борьбы за сокращение веса в области материалов можно считать и куртку Micro Puff Hoody калифорнийской компании Patagonia.

В куртке Patagonia Micro Puff Hoody использован легкий и высокоэффективный утеплитель

Здесь эффективно потрудились производители утеплителя, которые сделали его из гидрофобных полиэстеровых волокон, напоминающих по структуре пух. Благодаря этому удалось добиться высоких тепловых показателей при малом весе.

Пакуемость

Многие из нас сталкивались с проблемой нехватки места в рюкзаке. Топтание и пыхтение, неимоверные усилия при его упаковке и пот градом при переноске… Конечно, тащить за собой обоз с меховыми шубами давно не требуется, но благодарить за это следует именно дизайнеров одежды для outdoor.

Сколько места займет куртка в рюкзаке? Чем пожертвовать, если помещается не все? Что произойдет, если оставленное дома окажется в итоге самым нужным? Эти вопросы терзают не только покупателей, но и производителей.

Вот почему дизайнеры, решая задачи транспортировки одежды и снаряжения, наряду с вопросами веса, озабочены и вопросами пакуемости. В outdoor компактность продукта напрямую связана с удобством его использования, поэтому дизайнеры работают над множеством интересных идей. Они в большей степени касаются снаряжения, а в одежде пакуемость и вес — понятия, связанные прямо пропорциональной зависимостью. То есть самые легкие изделия, как правило, оказываются и самыми пакуемыми.

Куртка BlackYak, описанная выше, помещается в кулак, а утепленная куртка Patagonia по размеру схожа с портмоне или косметичкой

Многофункциональность и/или узкая специализация

Еще одним способом решения задач транспортировки является создание многофункциональных изделий. Это, например, кроссовки, которые при необходимости затягиваются и могут заменить скальные туфли, или накидка-гамак.

И действительно, вместо того чтобы носить с собой несколько курток на каждый случай, проще и эффективнее иметь одну, которая в зависимости от условий может быть как средним греющим, так и наружным слоем.

Хорошим примером подобного изделия является куртка, в народе называемая пуховым свитером. В последнее время пуховые свитера получили широкое распространение и стали трендом. По сути это средний слой (поэтому его и называют свитером), но при необходимости может выполнять функцию полноценной верхней одежды. Под него можно надевать флиску, использовать только тонкую футболку или термобелье или надевать и то и другое одновременно. Таким образом мы получаем возможность комбинировать одежду, создавая необходимую толщину термопрослойки.

Пуховый свитер и брюки-трансформеры

Еще один пример многофункционального изделия — брюки-трансформеры, которые могут использоваться и как брюки, и как шорты. Вместо двух изделий мы положим в рюкзак одно.

Многофункциональность изделия проявляется и в универсальности, то есть в возможности использования его в различных ситуациях. Допустим, не только в походе, но и в городе. В последнее время дизайнеры часто добавляют в расцветки техничных курток вариант в городском цвете и фактуре (например, в сером меланже). Такой прием позволяет удовлетворить потребность покупателя сразу в двух изделиях: покупая походную куртку, он приобретает и городскую тоже.

Куртка для outdoor, в которой использован материал с рисунком и фактурой, характерными для городской одежды

Однако функциональные требования, поставленные во главу угла, могут приводить и к противоположным результатам. Нередко от вещи требуется такая узкая специализация, что представить ее использование каким-то иным способом невозможно. Это, как правило, касается изделий, предполагающих нестандартное положение тела в момент использования или слишком специфические внешние условия. Примером подобных вещей могут быть неопреновые костюмы для спортсменов-водников или одежда для велосипедистов.

Как outdoor проникает в повседневную одежду и как модные тенденции находят свое отражение в outdoor-коллекциях

Дизайн в outdoor отталкивается от функциональности, а в модной индустрии, наоборот, от эмоций, рожденных цветами, формами, запахами и звуками. На первый взгляд outdoor и fashion — два противоположных полюса, но на деле, как и положено полюсам, они притягиваются и влияют друг на друга.

В outdoor, в отличие от высокой моды, не бывает великих стилистов. Это связано с тем, что создание outdoor-коллекции предполагает работу целой команды специалистов: дизайнера, конструктора, технолога, а также спортсмена или любителя — того, кто протестирует изделие в полевых условиях. В результате в роли стилиста выступает вся компания или бренд.

Если попытаться глубже разобраться в рабочих процессах дизайнеров в fashion и в outdoor, становится понятно, что в своей работе они используют принципиально различные подходы к проектированию.

Fashion-дизайнеры находят источник вдохновения и, основываясь на нем, выстраивают коллекцию с абсолютно новыми формами и материалами. Outdoor-дизайнеры, напротив, как бы «выращивают» свои коллекции, дополняя их новыми изделиями, проходящими долгий путь разработок и испытаний. В первую очередь они ориентируются на новые материалы и технологии и только потом на fashion-моду с ее силуэтами, цветами и фактурами.

К примеру: выразившаяся в городской моде тенденция к заужению брюк была полностью поддержана в outdoor. Причем если выход на актуальный времени силуэт осложняется потерей функциональности, в работу включаются производители материалов, решающие проблему через развитие в своей области.

Правда, в последнее время все более заметна тенденция, когда модной становится сама причастность к активному образу жизни. А это значит, что fashion все больше заимствует из outdoor-коллекций.

Одним из ярких примеров функциональных технологий, родившихся в outdoor и распространившихся на повседневную городскую одежду, является использование материалов с климатическими мембранами. Компания GORE-TEX®, лидер в производстве мембранных материалов на рынке outdoor, выпустила линейку GORE-TEX® INFINIUM™, разработанную специально для города. В изделиях этой коллекции больше внимания уделяется внешнему виду, фактуре и тактильным свойствам материала, при этом функциональность мембраны полностью сохраняется.

В качестве другого примера взаимного перетекания идей можно отметить появление в городской одежде стеганых курток-пиджаков по принципу пуховых свитеров в outdoor, а в outdoor — меланжевых фактур, имитирующих пальтовые материалы.

Еще одна специфика работы над outdoor-коллекцией заключается в том, что разницы между мужскими и женскими изделиями практически нет. Отличия просматриваются в основном в конструкции и цветах, а в ассортиментном ряде — крайне редко. Поэтому в outdoor нет необходимости в отдельном представлении мужской и женской коллекций.

Резюме

В современном мире быть модным все чаще означает быть здоровым, энергичным и целеустремленным. Внешний облик должен подчеркивать открытость человека пространству, готовность активно с ним взаимодействовать. Поэтому границы между городской и outdoor-модой сегодня не такие четкие, как раньше.

Основные отличия fashion и outdoor заключаются в источнике создания образов. Для fashion-стилиста это некая идея, вдохновившая на создание новой коллекции, для дизайнера outdoor-продукта это прежде всего функциональность будущего изделия.

Функциональность outdoor-изделий складывается в первую очередь из таких характеристик, как вес, пакуемость, технические характеристики отдельных материалов, узкая специализация в одних случаях и универсальность в других.

Одним из основных трендов в outdoor сегодня является стремление создавать многофункциональные продукты, которые можно было бы использовать в различных условиях или для решения разных задач.

Взаимное влияние fashion и outdoor проявляется в создании городской одежды с элементами функциональности и одежды для активного отдыха, подчеркивающей индивидуальность.

Зоя Спирина,
ведущий дизайнер российской компании RedFox — производителя одежды и снаряжения для outdoor

Источник

Оцените статью