- муниципальное общеобразовательное учреждение
- Уровни обучения
- Формы обучения
- Режим работы школы
- Открытая (сменная) общеобразовательная школа. Специфика и проблемы учебного процесса статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Открытые школы
- История возникновения и цели открытых школ
- Готовые работы на аналогичную тему
- Сущность обучения в открытой школе
- Методика обучения
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) школа №97» г. Ярославля
- Уровни, формы обучения и режим работы
Уровни обучения
Открытая (сменная) общеобразовательная школа №97 обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ на уровне основного общего образования 5-9 класс и на уровне среднего (полного) общего образования – 10-11 класс (ускоренный срок) или 10-12 класс (нормативный срок обучения).
Освоение образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.
Формы обучения
Особенностью организации образовательного процесса в нашей открытой школе является заочная форма и индивидуальное обучение.
Заочная форма обучения предполагает группы учащихся с наполняемостью от 9 человек и более. Количество учебных часов в основной школе 5-9 класс – 20 часов, распределяются на 4 учебных дня в неделю для 9 классов и 5 учебных дней для 8 классов.
В 10 классах (ускоренный срок – 2 года) — 5 дней в неделю. В 11 классах (ускоренный срок – 2 года) – 5 дней в неделю. В 10-12 классах (нормативный срок обучения – 3 года) –
3 дня в неделю.
Индивидуальная форма обучения вводится в учебный процесс в случае, если численность учащихся в группе менее 9 человек. Количество часов в неделю устанавливается из расчета – 1 академический час на каждого обучающегося
Режим работы школы
Режим работы школы предоставляет возможность обучающимся посещать занятия в 2 смены:
- 1 смена с 9 : 00 до 13:00
- 2 смена с 15 : 00 до 19:00
в зависимости от их занятости: на работе, в кружках, секциях и др.
Источник
Открытая (сменная) общеобразовательная школа. Специфика и проблемы учебного процесса
статья на тему
В статье рассматриваются основные проблемы учебного процесса услорвиях открытой (сменной школы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_i_problemy_uchebnogo_protsessa_v_ososh.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытая (сменная) общеобразовательная школа.
Специфика и проблемы учебного процесса.
История вечерних школ начинает свой путь из середины прошлого столетия. В 1943 году, в самый разгар второй мировой войны, в нашей стране в массовом порядке начали возникать общеобразовательные школы для подростков, работавших на предприятиях и желавших продолжить свое образование.
В 1947 году в планах российской Академии наук впервые появилась тема «Обучение молодежи в школах без отрыва от производства». С этого времени фактически начала формироваться новая частная дидактика – теория и методика общего образования взрослых. С возникновением Ленинградского Института образования взрослых эта новая ветвь педагогики стала обретать первые теоретические конструкции.
Вечерняя школа в наши дни работает в рамках норм и требований Государственного образовательного стандарта и занимается по образовательным программам, общим с дневной общеобразовательной школой.
Однако образовательный процесс вечерней школы имеет существенные различия в силу особого состава учащихся.
Контингент учащихся, весьма разнородный по вариантам дидактической запущенности и социальному опыту, по социальному и возрастному составу, с преобладанием подростков и безработной молодежи, а такая особенность контингента учащихся ставит перед нынешней вечерней школой одновременно две совершенно разнородные задачи: взрослым , т.е. социально и профессионально определившимся ребятам, школа может успешно работать по традиционным учебным планам и программам типовой вечерней (сменной) школы, вполне удовлетворяясь минимумом содержания образования .
Разнородность контингента обучаемых объективно предопределяет специфику вечерней школы : её дидактическая система должна обеспечивать возможность получения образования нестандартными способами :
1. Вариативность обучения по темпу образовательной деятельности обеспечивают классы и группы традиционного для вечерней школы темпа обучения, ускоренного, обучения по индивидуальному учебному плану.
2. Возможность выбора темпов обучения.
3. Разнообразие организационных форм обучения: очная, очно-заочная, заочная, обучение по индивидуальным учебным планам, индивидуальным учебным планам на дому.
Очная форма обучения в организационно-методическом отношении позволяет педагогам вечерней школы выстроить учебный процесс с учетом острого дефицита времени обучающихся на домашнюю учебную работу. Лозунг «Учить на уроке» в школе взрослых воспринимается как обязательная составная часть педагогического процесса.
Что касается очно-заочного и особенно заочного обучения, то оно скачкообразно поднимает роль домашней самостоятельной работы и превращает ее в основу учебной деятельности.
Очно-заочное и заочное обучение эффективно, как правило, при серьезной мотивации к учебе, при относительном сохранении навыков учебной деятельности.
5.Индивидуальное обучение ( на дому, по индивидуальным учебным планам). в соответствии нормативным документам с учетом медицинских и социальных показаний).
Педагогической практикой выработано множество форм педагогической деятельности: урок, консультация, зачет, экзамен, и другие.
Обыденным сознанием среднее общее образование воспринимается как норма развития личности. При этом любое отставание подростка, юноши по образовательному цензу от своего возрастного потока расценивается как дефект развития и почти всегда трансформируется в признак неполноценности личности. Иначе говоря, общее образование в общественном мнении является неким обобщенным критерием успешности социализации личности в школьный период.
Ценный работник, обеспеченный человек и хороший семьянин в общественном мнении всегда расценивается как состоявшаяся личность, независимо от имеющегося уровня образования. Но в иных показателях социализации «недообразованность» может восприниматься как свидетельство неполноценности. В соответствующих условиях это может стимулировать возобновление образовательной деятельности личностью.
Педагогам вечерней школы необходимо иметь в виду, что возобновлению обучения, как правило, предшествует психологически неблагоприятный период длительного стресса (фрустрации), вызванного прежними учебными и / или социальными неудачами. Мотивация может быть достаточной лишь для попытки возобновления обучения. Но при первом же намеке на повторение прежних неудач она может исчезнуть. Поэтому объективно необходимыми становятся либо жесткие внешние стимулы (условия получения выгодной работы, усиленный родительский контроль, надзор милиции), либо постепенное формирование внутреннего стимула, основанного на первичных успехах в учебной деятельности.
Еще одной актуальной проблемой педагогов вечерней школы на этапе — восстановления учебной деятельности является выявление и устранение психологических барьеров, типа «Ученик – учитель», «Ученик – учебная деятельность», а в ряде случаев и «Ученик – учащиеся». И здесь в первый ряд эффективных педагогических средств выходит педагогическая этика.
Прежний опыт негативных отношений со школой и в новой школе заранее ставит ученика в защитно-оборонительную (а то и защитно-агрессивную) позицию. Эта позиция, позволяет ученику в минимально допустимой степени сохранять самоуважение, но является заведомо невыгодной для всех участников. Следовательно, перед педагогами вечерней школы встает проблема тактичного преодоления привычных для ученика способов защиты своего достоинства
Этому способствуют отказ от общения в рамках социальных масок «Взрослый – ребенок». Опытные учителя-вечерники знают, что восстановление доверия к школе начинается с постановки ученика в непривычно-приятную для него позицию равноправного уважительного общения по схеме «Взрослый – Взрослый».
Третьей актуальной проблемой является перевод отношений между членами возникающей учебной группы из агрессивного состояния соперничества групп в состояние сотрудничества.
В особо тяжелых случаях возможным психологическим приемом вывода ученика из такого состояния является временный перевод на индивидуальное обучение.
Человек учится в любом возрасте – стихийно (путем подражания, через собственные пробы и ошибки, на примере других) и направленно (дидактически организованно).
В качестве целей общего образования обычно выступают приобретение знаний, умений и навыков, необходимых каждому человеку, независимо от его будущей специальности, профессии. Обучение, согласно определению, «должно предшествовать развитию школьников, вести его за собой». Однако вечерняя школа и в этом отношении имеет дело с дидактической аномалией: сам факт обучения в «вечерке» говорит о том, что период такого развития был в значительной мере упущен.
То есть обучение в данном случае должно сначала реконструировать (восстановить) развитие школьника и лишь на этой основе в дальнейшем вести его за собою, но с учетом реальных возрастных и социальных новообразований
В этом подходе, в частности, вечерняя школа реализует особенности своего видения еще одного классического требования – необходимости «дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебной подготовленности».
Ни в одном другом общеобразовательном учреждении нет такого богатства и разнообразия организационных форм! Только вечерняя школа предоставляет учащемуся реальную возможность выстраивания индивидуализированной образовательной траектории, отвечающей его личностным потребностям и возможностям.
Вечерняя школа всегда была важной составной частью общей системы образования в нашей стане. У неё – своя непростая, но богатая история развития и не малые специфические особенности, главная из которых – неоднообразный контингент учащихся, как по возрасту, так и по уровню подготовки и профессиональной занятости.
Социальный заказ для школ этого типа всегда был один – доучивать и воспитывать всех тех, кто по каким-то причинам не смог получить образования в дневных школах, учреждениях профессионального образования. И вечерняя школа выполняла его с честью, приспосабливаясь к меняющимся социально – экономическим условиям и вызовам времени.
Этот результат творческих поисков нескольких поколений педагогов необходимо сохранять и оберегать как серьезное социальное завоевание, приобретающее новое значение в условиях современной вечерней школы.
В то же время, какие бы преобразования не происходили в сфере образования они непременно не обходят стороной и вечернюю школу.
Источник
Открытые школы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Открытая школа – это образовательное учреждение, предоставляющее возможность каждому желающему получить образование на уровне полной средней школы на свободной основе, без требования каких-либо документов об образовании.
История возникновения и цели открытых школ
Впервые открытые школы появились в 1960-м году в Англии, позднее они стали открываться во Франции, США и других странах. Распространение данные школы получили в предоставлении начального и отчасти среднего образования.
Открытые школы – это определенный ответ на утерю монополии государства в сфере регулярного образования, на нехватку времени для получения образования, которое необходимо проводить в стенах учебного заведения.
Инициаторы открытых школ призывали превратить обычную общеобразовательную школу в «социальное воспитательное» учреждение, в рамках которого будет предусмотрена тесная взаимосвязь процесса образования с окружающим миром, а также будет осуществляться работа по формированию свободной, всесторонне развитой личности, склонной к самообразованию на протяжении всей жизнедеятельности.
Помимо необычной организации образовательного процесса, учредители открытых школ видят необходимости и в нетрадиционной архитектуре здания учебного заведения.
Одной из наиболее известных открытых школ является открытая школа во Франции в г. Лилле. Данная школа размещается в одноэтажных корпусах, имеющие раздвижные внутренние стены, зал в форме амфитеатра, а также спортивный гимнастический зал. Каждый учебный класс украшен индивидуальным мозаичным интерьером. Школа состоит из нескольких зданий, так как с момента ее открытия ежегодно возрастает количество желающих в ней обучаться. Для того, чтобы школа могла вместить максимально количество учеников, было принято решение приспособить для этого близлежащие здания. Помимо учебных классов в зданиях школы расположены специальные помещения для осуществления внеклассной деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Однако, формула «открытая школа» не означает, что школа должна располагаться в необычных строениях или иметь какую-то особую архитектуру. Важно не здание, а особенность в организации процесса обучения.
Открытые школы преследуют две группы целей – когнитивные и аффективные:
- Аффективные цели направлены на осознание учащимися собственного «Я» и развитие у них эмоциональной сферы.
- Когнитивные цели направлены на развитие у учащихся критического мышления, способностей к творчеству, умению эффективно решать проблемы, а также формирования коммуникативных навыков.
Таким образом, центральное место в открытой школе отводится процессу самореализации учащегося посредством учета его индивидуальных темпов усвоения учебной программы.
Сущность обучения в открытой школе
В открытых школах не предусмотрены фиксированные учебные занятия. Работа с учащимися организуется в группах, которые делятся в зависимости от успеваемости детей на «сильных», «слабых» и «отсталых».
Для детей из группы «слабого» уровня помимо основных занятий организуются дополнительные в «группах поддержки». Если учащийся преуспевает в каком-то предмете, то он может не «ждать» свою группу, а продвигаться в обучении дальше, с группами из старших классов. Так же применяется и персональное обучение, которое осуществляется под контролем педагога.
Каждый учебный кабинет организован для проведения конкретного учебного предмета, то есть имеет соответствующее наполнение и необходимо оборудование, например, в учебном кабинете по математике – специальные плакаты, наглядности для упражнений, различные пособия и т.д.
Педагог не сидит за своим столом, он постоянно находится с детьми, советует, ободряет, контролирует. То есть учащиеся находятся в постоянном контакте с «командой» педагогов, к каждому из которых каждый их учеников при необходимости может обратиться за помощью.
Особенность обучения в начальных классах заключается в том, что класс закрепляется не за одним педагогом, а одновременно за несколькими. Это значительно расширяет образовательные возможности, так как ученик может выбрать того педагога, который ему больше нравится, который, по его мнению, лучше объясняет учебный материал и с которым у него установлено эффективное взаимодействие.
Вторая половина дня в открытой школе предусматривает учебные занятия на открытом воздухе – экскурсии, прогулки, тематические встречи и т.д. Занятия на улице не являются обязательными, то есть учащиеся могут продолжить учебный день в библиотеке, «поливалентном зале» и т. д.
Методика обучения
Основными чертами методики обучения в открытых школах являются:
- Опора на конкретное действие – обучение предусматривает не только получение теоретических знаний, но и практических умений и навыков.
- Опора на индивидуальность – предусматривает предварительное выявление у учащихся индивидуальных возможностей и потребностей в обучении, дальнейшее использование данной информации при организации образовательного процесса.
- Опора на культуру – организованная практическая деятельность предусматривает возможность ознакомления с проблемами и значением культуры в современном обществе, динамику ее развития, а также получение собственного опыта.
- Опора на предмет – предусматривает осознание учащимися значимости разнообразных теоретических знаний.
- Принцип исследования – формирование у учащихся навыков самостоятельного поиска необходимой информации, стремления к самообразованию и самосовершенствованию.
- Разнообразные задания – использование в процессе обучения простых и сложных заданий, предусматривающих не только теоретическую, но и практическую деятельность (исследование, проектирование и т.д.).
Базой для оценок учебной работы служат наблюдения и мнения учащихся о ходе учебного процесса, самооценка ученика, оценка социального педагога-наставника, а также практические результаты работы и учебы.
Источник