От твоих этих сентябрей что это значит

От твоих этих сентябрей что это значит

Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение; Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим, и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением или неведением согрешенная нами; и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь.

Перевод: Господи Вседержитель, Боже сил бесплотных и всякой плоти, на высотах небесных живущий и озирающий долы земные, наблюдающий сердца и помыслы и ясно ведающий тайны человеческие, Безначальный и Вечный Свет, Который не имеет изменений в силе и не оставляет затененного места на Своем пути. Ты Сам, Бессмертный Царь, приими моления наши, которые мы в настоящее время, надеясь на обилие сострадания Твоего, приносим Тебе из нечистых уст; и прости нам прегрешения наши, совершенные нами делом, словом и мыслью, сознательно или несознательно, и очисти нас от всякой нечистоты плоти и духа. И дай нам с бодрствующим сердцем и трезвенною мыслью прожить всю ночь здешней земной жизни, в ожидании наступления светлого и славного дня второго пришествия Единородного Твоего Сына, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда общий Судия придет со славою воздать каждому по делам его. Да найдет Он нас не лежащими и сонными, но бодрствующими и поднявшимися среди исполнения заповедей Его, и готовыми войти с Ним в радость и Божественный чертог славы Его, где непрестанные голоса торжествующих и невыразимая радость видящих несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты истинный Свет, просвещающий и освящающий весь мир, и Тебя воспевает все творение в веки вечные. Аминь.

Читайте также:  Чоо что это значит

Грехи делом — когда это дело противно заповеди Божией. Например, если человек предается объедению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией «Не сотвори себе кумира и всякого подобия». Грехи словом — когда это слово противно воле Божией. Например, праздные разговоры, неприличные слова и песни — грехи словом. Грехи словом — клевета на ближнего, злословие, осуждение. Грехи мыслию — это пожелания, помышления, противные любви к ближнему, когда мы поступаем против заповеди Божией «Не пожелай ничего, что принадлежит ближнему Твоему». Эти грехи столь же тяжки, как грехи делом и словом. Грехи ведением — те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим по гордости, злобе, лености и т. д. и оправдываем себя ложными доводами. Грехи неведением происходят от немощи естества человеческого. Кто усмотрит погрешности свои? — говорит пророк Давид (Пс. 18, 13) и присовокупляет молитву: От тайных моих очисти меня , то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которые не считаю даже за грехи.

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Читайте также:  Аудио звонок что это значит

Каждому христианину Бог при крещении дает Ангела хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла. Поэтому мы и должны каждый день просить Ангела, чтобы он сохранил и помиловал нас.

Перевод: Святой Ангел, поставленный хранить мою бедную душу и несчастную жизнь, не оставь меня, грешного, и не отступи от меня за невоздержание мое; не дай возможности злому демону подчинить меня себе преобладанием этого смертного тела; возьми крепко несчастную и опустившуюся руку мою и выведи меня на путь спасения. О, святой Ангел Божий, хранитель и покровитель бедной моей души и тела, прости мне все, чем я оскорбил тебя во все дни моей жизни, и если я чем согрешил в прошедшую ночь, защити меня в настоящий день; и сохрани меня от всякого искушения вражеского, чтобы мне не прогневать Бога никаким грехом, и молись за меня Господу, чтобы Он утвердил меня в Своем страхе и сделал меня рабом, достойным Своей милости. Аминь.

Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего. И погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Перевод: Пресвятая Владычица моя Богородица, Своими святыми и всесильными молитвами отгони от меня, смиренного и несчастного раба Твоего, уныние, забвение, неразумение, нерадение, удали все скверные, лукавые и хульные помыслы из окаянного моего сердца и помраченного ума моего и погаси пламя моих страстей, ибо я убог и несчастен; избавь меня от многих пагубных воспоминаний и помыслов и освободи меня от всяких злодеяний, ибо Тебя благословляют все роды и Пречистое имя Твое славится в веки вечные. Аминь.

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя) , яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Аз — я; прибегаю — обращаюсь с молитвой. Кроме молитвы Ангелу хранителю мы должны молиться и тому святому, именем которого мы названы, потому что он также молится всегда о нас Богу. Каждому христианину при святом крещении, дается святой в помощники и покровители святой Церковью. Он заботится о нас и сохраняет нас от всех бед и несчастий, которые встречаются нам на земле.

Перевод: Моли Бога о мне, святой (или святая) (имя), потому что я усердно к тебе прибегаю, к моему помощнику и молитвеннику о душе моей.

Источник

От твоих этих сентябрей что это значит

ПО ЧИНУ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТАГО.

По изданию: О. П., С.-ПЕТЕРБУРГ, 1898, Типография П. П. Сойкина, Стремянная, 12.

Под именем Литургии обыкновенно понимается не только самое богослужение евхаристии, но и приготовительная к нему служба проскомидии, имеющая особый начальный возглас и свой отпуст. Так как эта служба совершается не вслух молящегося народа, то составительница настоящей книжки, поставив своею задачею дать пособие молящемуся к разумному участию в молитвах литургии, ограничила свой труд объяснением лишь тех частей литургии, которые совершаются вслух молящихся, т. е. литургию оглашенных и верных.

По прочтении «Часов», и вслед за окончанием тайно (не вслух народа) совершенной «проскомидии», начинается часть литургии, называемая Литургиею Оглашенных, потому что при совершении ее могли присутствовать и оглашенные, т. е. готовившиеся к принятию Крещения, еще не удостоившиеся сего Св. Таинства. Литургия начинается при затворенных Царских дверях, но с открытою завесою; диакон выходит на амвон и просит благословения священника для начала службы, на что священник отвечает громким возгласом, в котором он прославляет царство Святой Троицы, — царство мира, правды и света, которое Христос принес на землю.

Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.

От имени молящихся, певчие отвечают: Аминь, а диакон произносит Ектению. Ектения — слово греческое. Так в службах церковных называется ряд протяжно произносимых прошений, разделенных между собою пением:

Господи, помилуй или: подай, Господи.

Первая ектения на Литургии называется Великой, потому что она самая пространная. Диакон начинает ее словами:

1. Миром Господу помолимся.

Певчие: Господи, помилуй.

Приступая к этой молитве, пусть каждый сперва заглянет в свое сердце и очистит его от всего грешного, всего постороннего.

Без любви не может быть в нас мира. Поэтому необходимо полное взаимное примирение со всеми; и тогда уже обратимся к Господу не раздвоенно, не на половину, но всем своим существом.

(Матф. 6, 14, 15; 12,30 и 21,22. Марк. 10, 21, 22. Лук. 16,13).

Какая — первая и важнейшая потребность для слабого, грешного человека? Какое высшее благо, с которым все легко перенести и без которого ни что не имеет цены?

2. О Свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.

который превыше всякого ума

О том чудном, неземном мире, который может дать нам Один Господь, который мы можем получить не иначе, как прилепившись к Нему Самому. Вдали от Бога мы тотчас теряем это несравненное сокровище, — а с Ним — что может устрашить нас? Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Ни горе, ни искушение не минуют нас.

Но с Господом все послужит на пользу и приведет ко спасению нашему, ибо: Любящим Бога все содействует ко благу.

(Фил. 4:13. Римл. 8:28)

3. О мире всего мира, благосостоянии святых Божиих церквей и соединении всех Господу помолимся.

Здесь мы просим, чтобы Господь удалил от людей всякие смуты, раздоры и войны, — все, что нарушает любовь и что несогласно с духом Христовым, — чтобы Он умиротворил всех между собою, чтобы Он взял под Свою защиту те церкви и тех членов ее, которые находятся в опасности, за имя Христово, — вернул бы на истинный путь заблудших овец, и в каждом сердце зажег бы чистый огонь веры и любви к Нему, согревающий и освещающий все вокруг себя

О Господи, Пастырь добрый, положивший душу Свою за овец Своих! — собери всех нас вокруг Себя в одно стадо, дай нам помнить, что все мы члены Твоего Тела, как бы ни были различны пути наши на земле!

Утверди в нас то чудное единство, о котором Ты молился, говоря:

«Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты мне дал, чтобы они были едино, как и Мы»

Да выражается эта живая связь между всеми членами церкви христианской в любви и взаимопомощи, дабы каждый, по своим дарованиям, мог потрудиться для достижения одной общей всем нам цели: — служения Христу и Спасителю нашему к утверждению царства Его на земле.

4. О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

От общего к частному: теперь переходим к молитве о храме, в котором собраны мы и наши братия, как часть церкви Христовой.

И самое здание храма нуждается в помощи Божией к поддержке его, а еще более верующие, в нем собирающиеся, нуждаются в дарах благодати Божией.

Помолимся же о возрастании их в вере и усердии к Богу, о ниспослании ответа на молитву их, о приведении и других к настоящей молитве, едиными устами и единым сердцем; обратимся к Отцу Небесному, чтобы не повторилось то, что было однажды в Галилее, когда холодность и неверие людей остановили Самого Сына Божия в Его деле помощи и спасении их.

В следующих четырех прошениях верующие молятся о пастырях своих, о высшем духовном начальстве, обо всех служащих в церкви; затем, о Государе и Семье Его, и просят Бога благословить их всех Своею помощью на их трудном и высоком поприще, требующем так много мудрости и самоотвержения.

9. О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

При этом прошении невольно вспоминается один рассказ из Ветхого Завета, свидетельствующий о великом милосердии Бога и о силе молитвы праведника пред Ним. Когда Содом и Гоморра так сильно прогневали Господа своим беззаконием, что, как выражается Св. Писание: великий вопль на жителей их дошел до Престола Бога, — и Он решился стереть с лица земли эти города со всеми их жителями. Тогда приступил к Нему верный слуга Его Авраам и стал молить Его о помиловании жителей, если только найдется между ними некоторое число праведников.

Господь обещал ему пощадить всех, если окажется хотя бы 10 праведников среди их. Но не нашлось и 10-ти. И, выведя Лота с его семьей для спасения их, Бог послал серный огонь на Содом и Гоморру, и уничтожил оба города и все, что было в них.

(Быт. 18:20-23 и 19:13).

Будем вспоминать об этом страшном примере, когда церковь называет в молитве верою живущих людей. Ими держится и теперь, может быть, участь многих; и Господь милует грешный город и село ради тех немногих Своих верных слуг, молитвы которых не умолкают, и жизнь которых свидетельствует об их вере. Будем просить, чтобы умножились эти праведники, верою живущие, светочи среди тьмы греха, и сами пойдем по их стопам, чтобы Господь в Своем милосердии отложил заслуженное нами наказание.

10. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных Господу помолимся.

О благоприятной погоде для урожая, о процветании всего, что необходимо для земной жизни людей, и о мире и безмятежии в природе.

11. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся.

Велики и разнообразны страдания людей, и нет места на земле, откуда бы не раздавались стоны и мольба о помощи. Сколько гибнущих на море, сколько тоскующих по родине на дальней чужбине, умирающих там в одиночестве среди чужих, сколько и старых, и молодых страдальцев, годами прикованных к постели в мучительной болезни! Как много людей, томящихся в тюрьмах: кто под тяжестью совершенного преступления, кто неправильно осужденным, и неимеющим возможности доказать свою невинность!

О Боже милосердый, любящий Отец! будь им всем близок в эти горькие минуты, открой сердечные глаза их, чтобы они познали Тебя, чтобы они вкусили и увидели, как благ Господь; — чтобы разнообразные призывы Твои были ими услышаны и поняты, и привели бы их, кающимися к Твоим ногам; чтобы таким образом открылась уму их та мудрая цель, для которой Ты признал нужным назначить для каждого тот именно крест, который возложен на него! И кто бы и где бы ни были все эти несчастные, — молим Тебя ускорить Твою помощь, принести им Твое несравненное, богатое утешение.

Источник

Проект «Использование устаревших слов в стихотворении С.Есенина «Гой ты,Русь, моя родная..»

Исследование значения устаревших слов в стихотворении С.Есенина «Гой ты,Русь, моя родная..»

Скачать:

Вложение Размер
Проект. Исследование значения устаревших слов в стихотворении С.Есенина 21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Недавно мне встретилось стихотворение Сергея Есенина « Гой ты, Русь моя родная…»

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа.

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Прочитав его, задумался. Это стихотворение, с самой первой его строчки вызвало у меня много вопросов, хотя смысл был мне очень понятен, но вот слова-очень много непонятных мне слов, начиная уже с самого слова «Гой».

И я подумал: « Как же до конца понять смысл этого стихотворения, когда в нем написаны слова, значение которых мне не известно совсем?» .

Решил –нужно обязательно выяснить значение неизвестных мне слов в стихотворении Есенина « Гой ты, Русь, моя родная…».

Это и стало целью моей работы.

Цель : Выяснить значение устаревших слов в стихотворении С.Есенина

« Гой ты, Русь, моя родная…»

  1. Обозначить устаревшие и неизвестные мне слова.
  2. Выяснить в имеющихся источниках (словарях и энциклопедиях) значение обозначенных слов.
  3. Составить словарик устаревших слов по стихотворению С.Есенина « Гой ты,Русь, моя родная…»

В первую очередь я выписал слова, значение которых было мне неизвестно:

-«Гой», «Хаты», « в ризах образа», «корогодом», « стежка», « на приволь зеленый лех». Затем я обратился к маме за помощью, что бы она подсказала где начинать поиск значения этих слов.

Начали мы с первого и самого для меня загадочного слова «Гой». Оказалось, что не только у Есенина встречается данное слово. Итак, что я выяснил

ГОЙ, междометие. (обычно со словом „еси“ и в сочетании с местоимением 2-го лица). Народно-поэт. Употребляется при приветствии, обращении. Как промолвил грозен Стенька Разин: — Ой ты гой еси, Волга, мать родная! Пушкин, Песни о Стеньке Разине. Ах ты гой еси, правда-матушка! Велика ты, правда, широка стоишь! А. К. Толстой, Правда. (1)

В словаре Ушакова, так же можно найти значение данного слова и вот оно:

«ГОЙ1, междом., со словом «еси» (см.) или без него (устар. нар.-поэт.). В сочетании с местоим. 2 лица служит для восклицания, приветствия, торж. обращения. Гой, ты, родина моя, гой ты, бор дремучий! А. К. Толстой. Уж ты гой еси, удалой добрый мо́лодец. Народная песня

ГОЙ2, гоя, м. [евр.] В традиционном национально-религиозном еврейском быту — бран. название нееврея, преимущ. христианина.» Выяснив это мне стало понятно значение и я приступил к исследованию слова Хата.(3)

«ХА́ТА, -ы, ж.р. Крестьянский дом в украинской, белорусской и южнорусской деревне. «Приятно было Семену войти в просторную, чисто выбеленную хату. А. Н. Толстой, Восемнадцатый год. Хата его, в отличие от соседних, была неприглядна: глина кусками отвалилась от стен, крыша оползла и осела. Троепольский, Игнат с балалайкой.» Есть такое выражение

«Моя (твоя, его и т. д. ) хата с краю» — это меня не касается, это не мое дело.(5)

3 ) Значение слов « Риза и Образа»

1. Верхнее облачение священника при богослужении. Все было празднично — и прекрасно: и священники в светлых серебряных с золотыми крестами ризах, и дьякон, и дьячки в праздничных серебряных и золотых стихарях. Л. Толстой, Воскресение. || Парадное, богато украшенное царское одеяние в России в 15—17 вв. Петр сидел на троне молча, угрюмый, — в царских ризах и бармах. А. Н. Толстой, Петр Первый. || Трад.-поэт. Одежда, одеяние. Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою. Пушкин, Арион.

2. Металлическая накладка на иконах, оставляющая открытыми только изображение лица и рук; оклад. Лампады ярко сверкали своими огнями на золотых ризах и драгоценных каменьях образов. Достоевский. (3)

Итак, я выяснил, что- Хаты — это дома, образа — это иконы, ризы — металлический оклад на иконе.

«Звонно» от слова звон, так сказано в толковом словаре Ожегова.(4)

Слово Чахнуть в словаре Даля, сохнуть, вянуть, блекнуть; хилеть, хиреть, дряхлеть, худеть и слабеть. Деревцо чахнет, зачахло. Она чахнет с самой осени, еле ходит, исчахла. | Сев. просыхать, пробыгать. Белье чахнет еще на ветру, не прочахло. Лед на озере чахнет, изникает, тает. Скошенная трава чахнет. Чахлый парень, худой и болезненный. Он таким чахленьким родился, слабым. Чахлость, состоянье по прилаг. (5)

Слово Чахнуть в словаре Ожегова

ЧАХНУТЬ, -ну, -нешь; чах и чахнул, чахла; чахнувший; чахнув; несов. Становиться чахлым, сохнуть (во 2 и 3 знач.). Цветок чахнет. Ч. от тоски. || сов. зачахнуть, -ну, -нешь; зачах, -хла; зачахший; зачахнув.(4)

«хоровод», диалектизм.; карагод,. Это слово представляется тождественным слову хоровод, которое, вероятно, происходит от греч. (см. хор) и водить, но в таком случае остаются загадочными к и г. Поэтому некоторые ученые рассматривают форму корогод, как более старое,устаревшее. (6)

1. Действие по знач. глаг. стегать1. Стежка одеяла.

2. Шов, а также прошитое швом место. Машинка трещит, тянется бесконечная стежка, а в голове мысли так и бегут. Мамин-Сибиряк, Не мама.

СТЁЖКА2, -и, род. мн. -жек, дат. -жкам, ж. Обл. и народно-поэт. Тропинка, дорожка. Извилистая стежка, протоптанная пешеходами, пересекала большое свекловичное поле. Куприн, Поединок. (5)

Так же значение этого слова мы находим и в словаре Д.Н. Ушакова

«СТЁЖКА1, и, ж. (порт.). 1. только ед. Действие по глаг. стегать2. На стежку одеяла потребовалось три дня. 2. Прошитое швом или швами место. Крупная с. Аккуратная с.

СТЁЖКА2, и, ж. (обл.). Уменьш. к стега; тропинка, дорожка. Стежка вывела прямо в болото. Л. Толстой.».(3)

Итак, мне удалось выяснить значения некоторых слов, а вот с последним словом « Лех» пришлось искать немного подольше и нашел я наиболее понятное для меня значение этого слова в этимологическом словаре Фасмера

  1. Значение слов « Приволь и Лех)

-Приволье-широкое открытое место,пространство. -Леха — «грядка, борозда», укр. лiха «ток, грядка», «межа, борозда», старо. -слав.. леха- «гряда, мера площади» . В близком нам понимании это пашня или борозды вспаханной земли.(6)

Мне удалось исследовать и выяснить значение устаревших слов, которые использовал Сергей Есенин при написании своего стихотворения « Гой ты,Русь, моя родная…», эта работа была мне очень интересна и полезна, так как она помогает разобраться и способствует более полному представлению о смысле этого стихотворения. Я считаю, что цель моей работы достигнута и задачи все выполнены.

Словарь устаревших слов

из стихотворения С.Есенина « Гой ты,Русь, моя родная….»

1) «Гой»-употребляется как приветствие или обращение.

2) «Хата»-«ХА́ТА, -ы, ж.р. Крестьянский дом в украинской, белорусской и южнорусской деревне.

3) « Риза»- металлическая накладка на иконах, оставляющая открытыми только изображение лица и рук; оклад.

5) «Звонно»- от слова звон.

6) « Чахнуть»- сохнуть, вянуть, блекнуть; хилеть, хиреть.

9) « Приволь»-приволье-широкое место, пространство.

Источник

Оцените статью