От баха до оффенбаха что значит
От Баха до Оффенбаха
1 октября 2014 года исполняется 25 лет со дня смерти Анатолия Семёновича Бадхена – выдающегося советского музыканта, дирижёра, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки, создателя и художественного руководителя (в 1969–1989-х гг.) Ленинградского государственного концертного оркестра – ныне Государственного симфонического оркестра Санкт-Петербурга, отмечающего в этот же день своё 45-летие.
Анатолий Бадхен, безусловно, принадлежит к числу лучших дирижёров ХХ века, а созданный им ещё в 1969 году уникальный оркестр до сих пор не имеет аналогов в мире.
1 октября 1969 года оркестр дебютировал на сцене Большого концертного зала «Октябрьский» и вскоре под именем «Ленинградский концертный оркестр» благодаря неувядаемому энтузиазму, необыкновенной коммуникабельности и личному обаянию А. Бадхена быстро стал одним из самых сильных музыкальных коллективов страны. Полностью оправдывая свой статус Концертного оркестра, коллектив работал во всех жанрах: в его репертуар входили классические произведения, оперетта, эстрадная музыка, песни, с оркестром выступали лучшие солисты и поистине народные композиторы СССР, а многие артисты и композиторы становились заслуженными и народными благодаря работе с оркестром и многочисленным гастрольным поездкам по республикам Советского Союза. Лучшие аранжировщики писали для ЛКО свои оркестровки к музыкальным конкурсам и фестивалям. Оркестр пользовался неизменной популярностью и всегда был востребован. «Ленинградский концертный оркестр – это ансамбль превосходных музыкантов, – свидетельствовала «Музыкальная жизнь». – Помимо чисто профессиональных оркестровых достоинств у него есть еще одно ценное качество – увлечённость. Безукоризненный вкус, сочное звучание всех групп и большой диапазон динамики, виртуозная техника и ансамблевая «слитность» – вот что отличает ленинградский оркестр». Коллектив записал 15 долгоиграющих пластинок с вокальной и инструментальной музыкой отечественных композиторов, участвовал во всех песенных конкурсах, а также в авторских концертах М. Леграна, Т. Хренникова, Е. Доги, В. Гаврилина, А. Петрова, И. Лученка, В. Баснера и многих других композиторов. Оркестр Анатолия Бадхена – исполнитель самых популярных мелодий советского периода. Оркестр участвовал в записи музыки к кинофильмам и телепостановкам, много и с большим успехом гастролировал в СССР и за рубежом, где выступления коллектива сопровождали неизменные аншлаги.
С именем А. Бадхена связаны лучшие годы ЛКО. Анатолий Семёнович бессменно руководил оркестром в течение 20 лет. Оркестр успешно гастролировал по Европе, собирая не меньше публики, чем оркестр Поля Мориа. Бадхена не раз сравнивали с ним, называя русским Мориа.
Известно, что Анатолий Семёнович Бадхен стал не просто учителем, но и наставником, другом, «добрым гением», сыгравшим большую роль в жизни Людмилы Сенчиной.
Анатолий Бадхен, любивший говорить, что «хороший оркестр должен с блеском исполнять музыку от Баха до Оффенбаха», первым разглядел широчайший диапазон вокального дарования Людмилы Сенчиной, способной с поразительной лёгкостью и проникновенной глубиной исполнять музыку разных жанров, всегда в совершенстве овладевая музыкальной формой.
По стечению обстоятельств Анатолий Бадхен ушёл из жизни 1 октября – в день 20-летия созданного им Ленинградского концертного оркестра, в день, являющийся также Международным днём музыки.
Источник
Оффенбах — это вам не Бах
Жак Оффенбах — немец по происхождению и француз по месту жительства — это тот человек, который создал оперетту. С этого момента академическая музыка разделилась на два потока — серьёзную и развлекательную.
В оперетте всё, как в опере — арии, дуэты, хоры, оркестр, но всё приспособлено для среднего вкуса и массового восприятия: герои разговаривают как в жизни, а не речитативами, много приятных и легких мелодий, красивых женщин, остроумных кавалеров, пикантных ситуаций и весёлых плясок.
1. Ария Олимпии из оперы «Сказки Гофмана»
Оффенбах создал за свою жизнь чуть ли не сто оперетт, но всегда мечтал написать оперу. Он немного не успел осуществить свою мечту: опера «Сказки Гофмана» была поставлена уже после его смерти.
Молодой поэт Гофман покупает себе магические очки (те самые — розовые), в которых реальность представляется сказкой. Он приходит в них на вечер к физику Спаланцани, где тот демонстрирует механическую куклу собственного изготовления. Гофман сквозь свои очки видит её прелестной живой девушкой и влюбляется в неё.
Но это ненадолго: очки разбиваются, кукла тоже.
Ария заводной куклы по имени Олимпия — настоящий хит сопранового репертуара!
Американка Эрин Морли в недавней постановке Метрополитен-опера
2. Баркаролла из оперы «Сказки Гофмана»
Второе действие оперы происходит в Венеции, поэтому Оффенбах открывает его этой чудесной Баркароллой. Баркаролла — это традиционная песня венецианских гондольеров, конечно же — про любовь. В ней всегда покачивающийся ритм, и красивые мелодии.
По замыслу Оффенбаха эта Баркаролла должна быть воплощением дьявольской силы обольщения и любовного морока: венецианская куртизанка Джульетта дожна обольстить Гофмана в угоду чёрному колдуну Даперутто. В итоге поэт чуть не лишается своей души.
Это дуэт двух сопрано, в данном случае — латвийской звезды Элины Гаранчи и нашей Анны Нетребко.
Ночь любви дарует нам блаженство опьяненья.
Нежных роз вдыхаем мы волшебный аромат.
О, краткий миг наслажденья!
3. Ариэтта Периколы из оперетты «Перикола»
«Ариэтта из оперетты» — звучит довольно задорно) Так и есть, это развесёлый сольный номер главной героини, который она поёт, мягко говоря, подшофе.
Перикола — в переводе означает «певчая пташка». Так зовут главную героиню оперетты — уличную певицу, хорошенькую и совершенно простую перуанскую девушку. Ей так надоело жить впроголодь, что она соглашается стать фавриткой вице-короля Перу. Для начала она плотно пообедала в королевском дворце, и в этой арии рассказывает, как всё шикарно там было.
Кстати, Перикола — исторический персонаж.
4. Канкан из оперетты «Орфей в аду»
Канкан придумал не Оффенбах — этот отвязный танец уже был в ходу на пролетарских вечеринках в Париже. Оффенбах первый изобразил что-то подобное на сцене театра в своей оперетте. Там он называется «инфернальный галоп» и его лихо отплясывают все действующие лица.
Вся история с юбками, панталонами и визгами «Йоу!» началась гораздо позже — к концу 19 века.
Источник
От Баха до Оффенбаха
Относительно новогодних праздников есть известный стереотип, считающийся бог весть каким старинным. Дескать, Рождество (уж по какому календарю его не справляй) — праздник тихий, семейный, домашний.
А Новый год, напротив, развеселый и шумный. Соответственно, если и проводить какие-то многолюдные праздничные концерты, хотя бы и классической музыки, то уместнее это делать именно 31 декабря или в крайнем случае 1 января.
Не стоит думать, что концерты на Новый год должны обязательно превращаться во всевозможные сюрпризы-розыгрыши-шарады. На самом деле кое-какие из самых почтенных новогодних концертов старой Европы тоже не балуют неизвестным репертуаром. Знаменитый новогодний концерт в Большом зале венского «Музикферайна» вот уже несколько десятилетий представляет избранной публике одни и те же вальсы, галопы и польки Штрауса, дополнения к которым случаются довольно редко. Например, когда новый 2009 год там отмечался концертом под управлением Даниэля Баренбойма, то включить в программу «Прощальную симфонию» Гайдна согласились из уважения к сединам дирижера и к 200-летию со дня смерти Гайдна, которое в уходящем году отмечалось. Ну а в Берлинской государственной опере в виде новогоднего музыкального празднества просто исполняют год за годом Девятую симфонию Бетховена — и все тут.
Музыкальная картина Рождества, надо признать, довольно пестрая. Свой хотя бы маленький рождественский концертик в Европе стараются провести чуть ли не каждая себя уважающая кирха и каждый костел, на особо потрясающий уровень музыкального исполнения, разумеется, рассчитывать не приходится, но по атмосфере — да, какая-то трогательная аутентичность в этом есть. Что касается репертуара, то чаще всего в таких случаях звучит эдакое рождественское попурри от Баха до Оффенбаха. Это вообще довольно популярный подход к теме Рождества. Если вы возьмете в руки какой-нибудь из бесчисленных CD-сборников под названием вроде «Christmas Classical Music», то, скорее всего, увидите там в трек-листе тот же джентльменский набор, который можно услышать в десятках концертных залов средней руки. Обработки «традиционных рождественских песен» (которым на самом деле лет так 150-200, и есть песни и потрадиционнее) вроде «Adeste fideles» (она же «Oh come, all ye faithful») или «Stille nacht» (она же «Silent night»), немного какого-нибудь сладостного Баха, «Аллилуйя» из «Мессии» Генделя, что-нибудь моцартовское и, может быть, еще и аранжировка какого-нибудь англоязычного рождественского шлягера новейшей формации — песни «I`ll be home for Christmas», к примеру.
Как ни странно, в этом отношении мы с Европой скорее сравниваемся: кризис тому виной или что-то еще, но в этом году эффектных рождественских и новогодних гала-концертов не заметно. Щепотка ничего потрясающего не сулящих концертов под титулом «Новый год с дирижером №», пара концертов духовной музыки, самую малость западноевропейской рождественской тематики плюс «Щелкунчик» на сцене Большого театра (и Зала Чайковского тоже) — вот и все. В Петербурге на двух сценах Мариинского театра (основной и концертной) из чего-то специально новогодне-рождественского можно будет услышать разве что «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, в остальном же поправок на праздничный сезон Валерий Гергиев не делает. 25 и 27 декабря пройдут премьерные спектакли величественных «Троянцев» Берлиоза, а днем 31 декабря будут исполнять «Царя Эдипа» Стравинского и его же кантату «Звездоликий».
Так и в Европе — вроде бы праздничных событий много, но это чаще всего или события массового уровня, или, наоборот, изысканного и полузакрытого вроде рождественского концерта, который 29 декабря в швейцарском Вербье под покровительством тамошнего элитного музыкального фестиваля дает известная пианистка Элен Гримо. И даже в Зальцбурге, вопреки его почтенному — классичнее не бывает — имиджу, в околоновогодние дни чаще всего можно услышать музыку от современных диджеев (старинная рождественская музыка успела отзвучать в предшествующие недели Адвента).
Источник
Жак Оффенбах: 199 лет. Человек, который подарил миру оперетту.
20 июня в Германии на свет появился один из авторов оперетты — великий Жак Оффенбах. Предлагаем вам прочитать историю знаменитого композитора, наследие которого уже более века радует зрителей.
Французский композитор Жак Оффенбах (настоящее имя Якоб Эберст) родился 20 июня 1819 года в немецком Кельне в еврейской семье. Он — «следующий по рождению» после Шарля Гуно, если продолжать линию цикла.
Его отец Исаак Иуда Эберст — выходец из маленького города Оффенбах-на-Майне — был чрезвычайно беден, трудолюбив и плодовит: семь дочерей, трое сыновей. Он был кантором синагоги — то есть певчим солистом, а значит музыка была частью жизни семьи. Однако отец семейства не чурался никакой другой работы: давал уроки музыки, сочинял стихи и песни и даже выпускал учебники Закона Божьего для детей. Именно отец сменил фамилию Эберст: городок Оффенбах был его родиной, эту фамилию он и передал детям. Любовь к музыке тоже была семейной чертой: все играли на музыкальных инструментах. А младший сын — Якоб (в будущем Жак) особо пристрастился к виолончели. Младший Оффенбах очень рано начал и сочинять. В своих воспоминаниях он признается, что даже в раннем детстве сочинять музыку ему было интереснее, чем играть на скрипке.
Но музыкальным центром Европы тогда был далеко не Оффенбах. Отец отвез будущего Жака в Париж, вряд ли предвидя, что именно Париж станет доминантой в жизни и творчестве его сына. С деньгами помогли кельнские любители музыки, которые хорошо знали «трио» детей кантора. В парижскую консерваторию Жака сначала не принимали — как иностранца. Но потом нарушили все правила и взяли. Директор Луиджи Керубини сделал для Якоба личное исключение — примечательно, что именно он в свое время не принял в Консерваторию Листа. Именно в Париже, в годы обучения родился уже не Якоб, а Жак Оффенбах. Там же, в Париже, Оффенбах занимался композицией у Ф. Галеви. И не закончив консерватории бросает учебу, начинает работать виолончелистом в разных парижских оркестрах (а ему 15 лет) и уже пробует потихоньку сочинять и налаживает свою семейную жизнь.
В юности Жак был не просто некрасив, а комичен. Тем не менее он умудрился жениться на девушке из богатой семьи, Эрминии д’Алькен, горячо полюбившей его дочери испанского генерала, которая родила ему 5 детей. И терпела его горячий и нервный характер.
Он сочинял музыку упорно и непрестанно, даже тогда, когда не сочинял ее. Оффенбах состоял не только из мотивов, он больше, чем кто-либо, состоял из нервов. Это была в высшей степени нервная личность. Покой ему был противопоказан. С 1850 по 1855 год Оффенбах был штатным композитором и дирижером прославленной «Комеди Франсез». Он давал превосходные концерты по всей Европе, но этого ему было мало. Он сочинял.
Легко шла его карьера на взлет — чтобы не получать отказы от театральных дирекций, он просто основал свой собственный театр. 5 июля 1855 года на Елисейских полях был открыт театр «Буфф-Паризьен» и этот день часто считают днем рождения оперетты.
«Париж еще не слышал, как башни его семидесяти церквей пробили полночь 5 июля 1855 года, — когда этот мировой город, этот сверкающий, отвратительный, темный, с очевидным прошлым и очень неясным настоящим, Париж миллионеров и бесчисленных нищих, игроков ва-банк и рабочих, Париж показных улыбок и скрытых слез — короче: Париж Наполеона III переживал сенсацию… Сенсацией, которую сегодня вечером переживал бульвар, было открытие маленького театра» (Отто Шнайдерайт).
Театру «Буфф Паризьен», которому предрекали бесславное будущее, суждено было остаться в истории, стать не менее известным, чем «Гранд-Опера», «Комеди Франсез», «Опера Комик» и другие прославленные театры Парижа. В 1858 году неизменный успех театра, отмена запрещения выводить только двух-трех актеров и, главное, возросшая уверенность композитора в своих силах привели к появлению первой оперетты «Орфея в аду». Таким образом, «Буфф Паризьен» стал первым в мире театром оперетты.
Газеты ругались на спектакль, а публика хохотала и валом валила на спектакли. В газете «Журналь де Деба» вышла разгромная рецензия известного критика Жюля Жанена. Она оказалась самой блистательной рекламой. Публика пошла на спектакль вдвое охотнее.
Наверняка можно утверждать, что гениальная музыки оффенбаховского галопа ошеломила зрителей первого представления «Орфея в аду». Ничего подобного по ритмам не знали композиторы XVIII или первой половины XIX века. У Жака Оффенбаха всегда была склонность к озорству и гротеску. И музыку он любил пародировать тоже — в том числе и музыку своих великих современников. Те, в основном, не обижались. Художником-оформителем того спектакля, кстати, был другой гений — Гюстав Доре, чьи иллюстрации к Библии известны многим — даже просто «на взгляд». Успех оффенбаховского «Орфея» был огромен, ставится он и сейчас.
После «Орфея» Оффенбах поставил более 100 оперетт. 100 оперетт за 41 год – вот за что Жака Оффенбаха называют одним из самых плодовитых композиторов в истории.
После множества совместных произведений Галеви записал в своем дневнике:
«Оффенбах, Мельяк и я выдохлись, это факт; мы слишком много сделали вместе. Мы выложили все, что могли изобрести по части хоров, входов, уходов, шествий, прощаний, стихов для новобрачной и рондо для пажей. Нам было уже не двадцать, даже не сорок. Дикие фантастические идеи оставили нас вместе с молодостью, а именно наш жанр требовал, как никакой другой, смелости и воображения».
В 1870 году разгорелась франко-прусская война. Театр Буфф-Паризьен был закрыт, его здание отведено под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие — в предательстве. Оффенбах путешествует по Европе. Либреттисты Мельяк и Галеви покидают Оффенбаха и переходят к Лекоку. В 1875 году Оффенбах вынужден объявить о своём банкротстве. В 1876 году он гастролирует по США, где имеет большой успех — на фоне былого имени. Однако после концертов ряд газет выпускает уничтожающие рецензии.
Оффенбах возвращается во Францию. Пораженный болезнью сердца, Оффенбах работает над произведением, которое считает делом всей своей жизни, — лирико-комической оперой «Сказки Гофмана». В ней находит отражение романтическая тема о недостижимости идеала, о призрачности земного существования. Композитор не дожил до ее премьеры — она была закончена и поставлена Э. Гиро в 1881 г. Премьера «Сказок Гофмана» состоялась через год после смерти автора.
В Саратовском театре оперы и балета так же идет одна из 100 оперетт Жака Оффенбаха — «Бандиты» (дело о трех миллионах). Действие оперетты происходит в вымышленном государстве на границе с Гренадой, погрязшем в бандитизме и коррупции. Шайка бандитов, состоящая из разорившихся банкиров, казнокрадов из Правительства и уголовников, пытается провернуть «Аферу века» и украсть последние 3 миллиона, оставшиеся в государственной казне.
Источник