Вопросы сельского хозяйства
Основания включения земельных участков в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.
Статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по городскому округу, могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Законом Московской области №75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» установлено, что к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям относятся сельхозугодия, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по городскому округу более чем на 10 процентов.
Министерством в рамках исполнения своих полномочий сформирован Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых в несельскохозяйственных целях не допускается, утвержденный Распоряжением Министерства от 10.10.2019 г. № 20РВ-349 (далее – Перечень), в который включены сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости на 10 процентов по городскому округу и искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья.
При формировании Перечня Министерство руководствовалось результатами государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения и средними значениями удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, утверждёнными Распоряжениями Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 №15ВР-1633 и от 27.11.2018 № 15ВР-1634 и внесенными в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, при условии, что кадастровая стоимость земельных участков, отраженная в государственном кадастре недвижимости, будет ниже 10 процентов среднего уровня кадастровой стоимости, установленной по городскому округу, а также земельные участки будут исключены из состава мелиорированных земель, у Министерства будут правовые основания для их исключения из Перечня.
Исключение земельных участков из Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Московской области.
Исключение земельных участков из Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых в несельскохозяйственных целях не допускается, утвержденного Распоряжением Министерства от 10.10.2019 г. № 20РВ-349 (далее – Перечень) осуществляется согласно Постановлению Правительства Московской области от 17.10.2017 № 872/38.
Внесение изменений в Перечень осуществляется на основании ходатайства о внесении изменений, направленного в Министерство.
В ходатайстве указываются:
1) сведения о заявителе;
2) кадастровый номер, площадь земельного участка;
3) категория и вид разрешенного использования земельного участка;
4) обоснование необходимости исключения из Перечня земельного участка или внесения изменений в характеристики земельного участка;
5) согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».
К ходатайству прилагаются:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с ходатайством обращается представитель заинтересованного лица;
4) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, полученная на дату не позднее одного месяца со дня обращения с соответствующим ходатайством в Уполномоченный орган;
5) копия документа о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка (копия правового акта об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Московской области, копия решения уполномоченного органа о результатах определения кадастровой стоимости либо копия решения суда об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости);
6) документ, подтверждающий наличие (отсутствие) на земельном участке мелиоративной системы (информация федерального органа исполнительной власти в области мелиорации земель или подведомственного ему федерального государственного бюджетного учреждения об отнесении (не отнесении) земельного участка к искусственно орошаемым сельскохозяйственным угодьям или осушаемым землям с мелиоративными системами; копия акта о списании мелиоративной системы по форме ОС-4, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств», подписанной балансодержателем мелиоративной системы, с приложением справки о ее балансовой принадлежности; копия решения суда об установлении юридического факта отсутствия на земельном участке мелиоративной системы).
Исключение земельных участков из состава мелиорированных угодий.
По мнению Министерства, для исключения земельного участка из состава мелиорированных земель, собственнику (балансодержателю) мелиоративной системы необходимо осуществить ее списание в том же порядке, что и иных объектов основных средств организации (форма ОС-4). Затем сведения о списании (форма ОС-4) собственнику (балансодержателю) мелиоративной системы целесообразно направить в Министерство, органы МСУ, Росреестр и ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» для соответствующего учета.
При отсутствии возможности списания мелиоративной системы (отсутствие собственника (балансодержателя) мелиоративной системы в результате ликвидации или реорганизации юридического лица без передачи системы правопреемнику и невозможность технического учета и инвентаризации мелиоративной системы и ее постановки на баланс собственника земельного участка по причине фактического отсутствия системы на земельном участке) возможно обращение в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение (факта отсутствия на земельном участке мелиоративных систем и отсутствия основания для отнесения участка к мелиорируемым) в порядке главы 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). К указанному заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие заявленные требования, в том числе могут быть приложены документы о 100% износе мелиоративной системы и невозможности ее восстановления.
О предоставлении земельного участка в аренду.
Согласно статье 2 Закона Московской области от 05.11.2019 № 222/2019-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, обладают органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Московской области, отнесено к полномочиям Министерства имущественных отношений Московской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации определен перечень случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при которых договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка:
— гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ);
— крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 04.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 8 статьи 10 Федерального закона от 04.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В случае если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.
В целях заключения договора аренды земельного участка, необходимо обратиться через Портал государственных и муниципальных услуг Московской области за государственной услугой «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» (https://uslugi.mosreg.ru/services/16020) или «Земельные участки Московской области в аренду/собственность без торгов» (https://uslugi.mosreg.ru/services/16476) посредством подачи документов и заявления о предоставлении земельного участка в аренду на срок до 5 лет.
Учитывая вышеизложенное, в целях последующего предоставления земельного участка для ведения сельскохозяйственной деятельности без торгов, заинтересованному лицу необходимо обратиться в Министерство с целью заключения соглашения об участии в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Также Земельным кодексом РФ (подпункт 3 пункта 2 статьи 39.6) предусмотрена возможность предоставления в аренду без проведения аукциона земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
На сегодняшний день к таким приоритетным инвестиционным проектам относятся и проекты в сфере агропромышленного комплекса (например, строительство молочных ферм, тепличных комплексов, овощехранилищ, ОРЦ, развитие аквакультуры и грибоводства).
Критерии отнесения к приоритетным инвестиционным проектам в сфере сельского хозяйства установлены Законом Московской области от 18.03.2015 № 27/2015-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации), которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в собственности Московской области, муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов».
В целях обеспечения реализации масштабного инвестиционного проекта, а также обеспечения эффективности и условий использования предоставляемого земельного участка заключается соглашение между юридическим лицом и Правительством Московской области.
Порядок рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объекта, масштабного инвестиционного проекта установленным настоящим Законом критериям, а также порядок заключения соглашения установлен Постановлением Правительства Московской области от 22.04.2015 № 272/13.
Неприятный запах из-за внесения в почву органических удобрений
В соответствии с ветеринарно-санитарными, санитарно-гигиеническими и отраслевыми руководящими документами животноводческие предприятия обязаны проводить обеззараживание и обезвреживание навоза и помета, что естественным образом приводит к образованию органических удобрений.
Внесение органических удобрений является одним из этапов технологического процесса повышения плодородия почв, рациональное использование органических удобрений в растениеводстве позволяет снизить использование минеральных удобрений и предотвратить деградацию почв, а также стабильно повышать продуктивность сельскохозяйственных угодий. Применение технологии внесения органических удобрений в пахотные слои почвы позволяет получать хозяйством высокие урожаи сельскохозяйственных культур. На подавляющем большинстве животноводческих предприятий Московской области органические удобрения используются только для собственных нужд, а именно на принадлежащих им землях сельскохозяйственного назначения для поддержания и улучшения уровня плодородия почв.
Навоз и помет, а также органические удобрения на их основе, могут быть отнесены к побочной продукции и использованы в растениеводстве при наличии технических условий и технологического регламента, которые учитывают соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.
Согласно требованиям природоохранного и санитарно-гигиенического законодательства, для предотвращения вреда здоровью человека содержание веществ в атмосферном воздухе проверяют на соответствие предельно допустимым концентрациям (ПДК). Значения ниже ПДК при длительном регулярном воздействии считаются совершенно безопасными. Однако органы обоняния способны зафиксировать неприятный запах даже в тех случаях, когда концентрация веществ-источников запаха в разы ниже установленных ПДК, в том числе при внесении органических удобрений.
Несмотря на отсутствие нормативов по запаху, многие предприятия проводят мероприятия по уменьшению его интенсивности, а именно:
- внесение органических удобрений в максимально короткие сроки
с последующей их запашкой в почву или при помощи внутрипочвенных инжекторов; - использование химических и биологических препаратов для ускоренного компостирования и уменьшения интенсивности запаха;
- использование закрытых хранилищ навоза;
- уменьшение сроков подготовки навоза и помета для производства органических удобрений при помощи ворошителей навоза и сепараторов.
Источник