Основы светской этики что это значит

Основы светской этики

Осно́вы све́тской э́тики — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-я четверть 4-го класса и 1-я четверть 5-го класса средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» сначала экспериментально в 19 регионах России [1] — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — планируемый ко включению во всех регионах с 2012 года [2] .

Содержание предмета

На апрель 2010 года курс состоит из 4-х блоков, блоки 1 и 4 — общие для всех учеников, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики, в который входит и модуль «Основы светской этики» [3] .

Первая половина курса (для 4-й четверти IV класса)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

  • Урок 1. Россия — наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

  • Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.
  • Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
  • Урок 4. Ценность родства и семейные ценности
  • Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
  • Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов.
  • Урок 7. Нравственный образец богатыря.
  • Урок 8. Дворянский кодекс чести.
  • Урок 9. Джентльмен и леди.
  • Урок 10. Государство и мораль гражданина.
  • Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества.
  • Урок 12. Мораль защитника Отечества.
  • Урок 13. Порядочность. Интеллигентность.
  • Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
  • Урок 15. Что значит «быть нравственным» в наше время?
  • Урок 16. Творческие работы учащихся.
  • Урок 17. Подведение итогов.
Читайте также:  Релейтебл что это значит

Вторая половина курса (для 1-й четверти V класса)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

  • Урок 1 (18). Добро и зло.
  • Урок 2 (19). Долг и совесть.
  • Урок 3 (20). Честь и достоинство.
  • Урок 4 (21). Смысл жизни и счастье.
  • Урок 5 (22). Высшие нравственные ценности.
  • Урок 6 (23). Идеалы.
  • Урок 7 (24). Принципы морали.
  • Урок 8 (25). Методика создания морального кодекса в школе.
  • Урок 9 (26). Нормы морали. Этикет.
  • Урок 10 (27). Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против».
  • Урок 11 (28). Образование как нравственная норма.
  • Урок 12 (29). Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

  • Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
  • Урок 31. Подготовка творческих проектов.
  • Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. д.
  • Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мой друг», и т. д.
  • Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

Источник

Курс «Основы светской этики».
статья по орксэ (4 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
orkse_orkse_1.docx 24.23 КБ

Предварительный просмотр:

ОРКСЭ (Основы светской этики).

1.Курс «Основы светской этики» предполагает

изучение духовно-нравственной культуры и

призван ознакомить учеников с основными

нормами нравственности и морали.

2.Нравственное развитие младших

школьников, воспитание культуры поведения с

опорой на представления о положительных

3. Нравственные ориентиры и

упорядочение уже имеющихся.

4.Активная социализация ребенка, готовность

к нравственному совершенствованию,

1.Воспитывать чувство патриотизма, любви к Отечеству, гордости за

2.Формировать первоначальные представления об этике,

традиционных религиях, их роли в культуре, истории России и нашей

современности, в становлении российской государственности.

3.Воспитывать нравственность, основанную на свободе совести и

вероисповедания, духовных традициях народов России.

4.Изучение основных категорий светской этики, знакомство с основами

и историей этикета.

5.Ознакомление с основными нормами светской и религиозной

морали, понимание их значения и выстраивание конструктивных

отношений в семье и обществе.

6.Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни

человека и общества.

7.Становление внутренней установки личности поступать согласно

своей совести, норм морали.

1.Освоение ценных знаний поведенческого характера- основы

позитивного развития личности.

2. Формирование положительного, доброжелательного

отношения к окружающим людям и обществу в целом, к

духовным и культурным ценностям.

3.Развитие потребности выполнять в повседневной жизни

социальные и правовые нормы, правила поведения.

4.Деятельный подход в обучении, активность и

самостоятельность учащихся в получении новых знаний,

5.Использование различных учебных ресурсов.

6.Выработка социально-коммуникативных умений: говорить,

слушать, беседовать, дискутировать, писать эссе, обосновывать

свою точку зрения, сравнивать.

7.Формирование социокультурной идентичности.

— курс должен обеспечить значимую мотивацию:

к труду (ответственная и добросовестная учеба, поручения в

классе и дома, значение повседневного труда подростка,

посильная помощь взрослым;

-к семейным традициям (первичные представления о

семейных отношениях, ценностях, традициях);

-к дружбе, толерантности, терпению(отношение в

— к умению избегать и разрешать конфликты, понимание

особенностей культуры других народов;

— к проявлению гражданских и патриотических качеств

личности подростка, усвоению опыта положительного

— к возникновению и реализации межпредметных связей в

основных и дополнительных предметах и текстах;

— к ознакомлению с основными культурными ценностями

религий россиян, мировыми религиями, праздниками и

1. Связующее звено всего учебно-воспитательного процесса.

2.Выяснение важнейших категорий этики как науки и

3.Выполнение общедидактических требований,

применяемых к урокам в начальной школе:

— обсуждение учебных текстов;

литературных произведений. иллюстраций и т.д.,

— чтение, обсуждение, пересказ, имитация, ответы на

— выбор мнения, принятие решений, подготовка

4. Выработка коммуникативных умений: работа в парах,

работа в группах, беседы с родителями, с различными

источниками информации, оформление и представление

Качества: — добро и зло, добродетель и порок;

— дружба и порядочность;

— доверие и доверчивость;

— сострадание и милосердие;

— свобода и моральный выбор человека;

— свобода и ответственность;

— справедливость и моральный долг;

— альтруизм и эгоизм;

— стыд, вина, извинения;

— честь и достоинство;

— благо и удовольствие.

Аристотель (понимание и деление

1. Познательный выбор наилучшего в

2.Наилучшая добродетель, которая стоит

посередине между двумя пороками,

заключающимися в избытке или недостатке

3. Мужество: середина между трусостью и

Щедрость: середина между скупостью и

Дружелюбие: середина между двуличием и

Вдумаемся в слова великого русского

«Все люди непрерывно воспитывают друг

друга, — хотят они этого или не хотят; осознают

они это, или не осознают; умеют или не умеют;

радеют или небрегут. Они воспитывают друг

друга всякий проявлением своим: ответом или

интонацией, улыбкой или ее отсутствием,

приходом и уходом, восклицанием и

умолчанием, просьбою и требованием,

общением и бойкотом».

Естественным образом тема человеческого общежития,

взаимоотношений, взаимососуществования пронизывает

всю культуру, этические учения и религиозные

вероучения народов и этносов на земле.

Все идеологические императивы, не политика, не

здоровье вождей, а нравственное здоровье каждого

человека и каждой семьи анализируется и

комментируется народным фольклором, религиозными

догматами, апокрифами. У каждого народа есть

колоссальный по объему фонд пословиц и поговорок,

например, о чести и совести, достоинстве:

«Где страх, там и стыд» (армянская);

«В ком стыд, в том и совесть» (русская);

«Мой враг — моя совесть» (грузинская);

«Совесть — половина веры, а может быть и вся»

Формирование позитивных качеств личности — одна из ведущих тем фольклора:

«Кто меня хвалит- тот мой враг» (корейская);

«Хваленого берегись хуже хаянного» (русская);

«У кого много недостатков, тот легко находит их у

других» (адыго — абхазская);

«Венец мужества- скромность» (восточная мудрость).

Народная и религиозная мудрость — неиссякаемый

источник знания, достойный подражания. А всех

народов во все времена воспитанием подрастающего

поколения занимались бабушки и дедушки. Не

случайно так высок авторитет пожилых людей и у

христиан, и у мусульман, и у иудеев, и у

«Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи»

В свое время Альберт Эйнштейн писал: «Наука без религии ущербна, религия

без науки слепа». Во всех религиях мира можно найти общие принципы и

системы нравственных ценностей

поскольку религии говорят от имени очень многих людей и выдержали

испытание временем, можно говорить о существовании общечеловеческих

идеалов, нравственных поступков, позиций.

Для примера приведем «Золотое правило», проповедуемое шестью религиями:

Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом.

Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает

сестре своему того же, чего желает себе.

Христианство: Поступи с другими так, как хочешь, чтобы

поступили с тобой.

Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай другому.

Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.

Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его

потерю своей потерей.

Эти принципы пронизывают все культуры и народы,

определяя истинный смысл человеческого бытия и его

1.Мораль и культура.

2.Особенности морали как особого вида

3.Земья- источник нравственных отношений.

4.Нравственный и безнравственный поступок.

5.Золотое правило нравственности

7.Жизнь человека– высшая нравственная

8.Любовь и уважение к Отечеству.

1. Преподавание на основе подходов:

— включение учащихся в обсуждение, исследование,

— активизация познавательной деятельности;

— создание условий для позитивной самостоятельной деятельности

— диалоговые формы работы(дилеммы, дискуссии, диспуты, дебаты–

— исследовательский метод(постигаю, а не получаю);

— проектирование(творческие проекты, сочетание индивидуальной

самостоятельной работы и групповой);

Трудовая деятельность: Формы вовлечения и стратегии организации

деятельности детей для решения задач

1. Коллективные: организация праздников,

встреч, вечеров, конкурсов, выпуск стенных

2. Групповые: факультативы, экскурсии,

устные журналы, тематические викторины,

деловые, ролевые игры, подготовка проектов.

3.Индивидуальная работа: подготовка

сообщения, доклада, написание эссе, рисунки,

фотографии и т.д.

Главная задача курса: 1.Воспитать будущее поколение россиян, которые должны

обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего

общества и государства.

2. Данный модуль (или самостоятельный предмет) — средство

формирования у школьников поликультурной

3. Развитие у младших школьников представлений о духовной

культуре и морали, общечеловеческих ценностях в жизни

4.Основными средствами духовно-нравственного воспитания

в рамках рассматриваемого модуля в учебной и внеклассной

работе являются: учебные пособия, слово учителя и родителей,

диалоговый стиль общения учителя с учеником, средства

наглядности, подготовка праздников, стенгазет и т.д.

¢ 5.Требования стандарта: «духовно-нравственные

приобретения, вследствие участия в той или иной

Формирование: личностные результаты:

— формирование основ российской гражданской

идентичности, чувства гордости за свою родину;

— -становление гуманистических и демократических

— формирование целостного, социально

ориентированного взгляда на мир, культуру, религию;

— развитие этических чувств, доброжелательности,

отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам

— формирование семейных ценностей;

Идеалы: Уникальность человека, его непохожесть на

других подчеркивают его персональный

Кроме того мы говорим об

общегосударственном, цивилизационно-культурном и планетарном уровнях.

Социальный и пространственный уровни

сословная, профессиональная, гражданско-правовая, идеологическая и другие формы

идентичности) показывают все многообразие

социально-культурных связей и ролей человека,

его тождественность большим и малым

Гражданская идеантичность. 1. Единство гражданской нации и ее многообразие. .

3. Российский народ- гражданская нация, гражданская

4. Россияне. «Российский народ. Книга для учителя».

5. Каждый осознает свою общность, лояльность государству.

А. Радищев: «Ненавижу Россию, потому что люблю ее».

6. Единая гражданская нация, идентичность и мир (сепаратизм,

7. Социологический опрос: «Кем вы себя считаете?» — большинство– «Я–

россиянин, гражданин России».

8. Система образования и формирование российской гражданской

идентичности. Философия и методология стандарта- российский народ

как единая гражданская нация

9. Идентичность- результат социализации. — Воспитание

ответственного гражданина. Развитие социальных компетенций,

позволяющих успешно жить и коммуницировать в меняющемся,

10. Признание и управление культурным и этническим разнообразием.

11. Нормирование национального самосознания,

укрепление духовного и морального состояния общества,

воспитание нравственного отношения к институту семьи,

друг к другу — признаки становления гражданской нации,

национальной российской идентичности

— готовность к нравственному самосовершенствованию,

— понимание значения нравственности в жизни

человека и общества;

— формирование первоначальных представлений об

исторической роли этики в российской культуре;

— становление внутренней установки личности поступать

согласно своей совести, воспитание нравственности,

основанной на свободе совести и вероисповедания,

духовных традициях народов России;

— Формирование первоначальных представлений о

народных традициях, их роли в культуре России;

— Осознание ценности человеческой жизни.

-освоение начальных форм познавательной и

-готовность слушать собеседника, вести диалог,

готовность признавать возможность

существования различных точек зрения на

-овладение начальными сведениями о

сущности и особенностях явлений, процессов

действительности в соответствии с

содержанием конкретного учебного предмета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя.

Урок по основам светской этики «Что такое светская этика»

Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св.

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока «Этикет»

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те.

Конструкт урока по теме «Дружба» (4 класс) по программе «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Светская этика».

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе «ОРКСЭ», так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента.

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль: «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель: формирование представлений об альтруизме и милосердии, к.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан.

Источник

Оцените статью