- Классификация персонала
- Что такое «персонал», его признаки
- Категории персонала
- Кто и как классифицирует персонал
- Классификация работников в организациях
- Для чего нужна классификация и примеры ее использования
- ОСНОВНЫЕ РАБОТНИКИ
- Смотреть что такое «ОСНОВНЫЕ РАБОТНИКИ» в других словарях:
- Как распределить работников по категориям персонала?
- На какие категории делится персонал
- Основные признаки персонала
- Нормативное обоснование
- Основные категории персонала
- Категории руководителей
- Классификация персонала предприятия
- Дополнительная классификация
- В зависимости от чего должность относится к той или иной категории
Классификация персонала
Услышав словосочетание «классификация персонала», многие подумают, что это что-то из экономической теории, абстрактное и вообще не имеет отношения к реальности. Но это не так. Все передовые компании делят свой персонал на группы. Это помогает не только вести учет труда, но и мотивировать, развивать сотрудников. Как это реализуется, какие бывают классификации – читайте в статье.
Что такое «персонал», его признаки
Это постоянный состав работников конкретной компании. Учитываются наемные специалисты, собственники и совладельцы предприятия.
У понятия «персонал» есть свои признаки. Например, рабочий, которого пригласили вымыть окна в офисе компании на 12 этаже, не входит в это понятие. А если организация заключит с ним трудовой договор, и рабочий продолжит работать на постоянной основе, тогда его можно включить в штат.
Продолжим этот пример. В компанию нанимают сотрудника мыть окна на высоком этаже, потому что у него есть опыт, навыки и специальные знания в этой области. Это совпадает с целями работодателя – чистые окна.
На основе этого утрированного примера подведем итог и выделим признаки персонала:
- наличие заключенного трудового договора;
- характеристики, которые помогают специалисту работать (квалификация, навыки, образование, опыт);
- есть цель деятельности, которая совпадает с задачами предприятия.
После того как мы рассмотрели понятие «персонал», перейдем к его категориям.
Категории персонала
Делят на производственный и непроизводственный.
Первый занимается трудом, который можно «потрогать». Например, кондитер испек торт, рабочий покрасил стены, бухгалтер составил отчет.
Производственный штат предприятия подразделяется на категории:
- Рабочие. Они работают физически. Рабочий персонал делят на основной и вспомогательный. Первые трудятся в производственных цехах, а вторые обслуживают производство. К вспомогательным относят официантов, грузчиков, уборщиков.
- Служащие. У них преобладает интеллектуальный труд. Например, управление, бухучет, юриспруденция и другое. Служащих делят на 3 группы: руководители компании или ее отделов, их заместители; специалисты (экономисты, юристы); служащие (делопроизводители, технические специалисты).
Это мы рассмотрели производственный персонал. Непроизводственный – специалисты, которые работают в непромышленных сферах. Они не создают ничего материального, но их труд не менее важен. Это могут быть работники ЖКХ или поликлиник.
Кто и как классифицирует персонал
Международная организация труда делит трудящихся на три категории:
- «Белые воротнички». Специалисты, занятые нефизическим трудом. Это могут быть офисные или школьные работники (учителя, завучи).
- «Синие воротнички». Это рабочий класс. Они занимаются ручным трудом, получают почасовую зарплату или сдельную за объем работ.
- «Серые воротнички». Обслуживающий персонал. Это официанты, уборщицы, грузчики.
В развитых странах управленческий штат предприятия подразделяют на следующие категории:
- top management – высшее звено (генеральный директор);
- middle management – среднее звено (руководители подразделений);
- lower management – низшие звенья (руководители подотделов, групп, бригадиры).
В России руководителей предприятия классифицируют следующим образом:
- линейные – генеральный директор, начальник цеха;
- нелинейные – функциональные руководители (например, технический директор, HR-директор).
Обычный персонал, согласно ст. 15 ТК РФ, классифицируют в зависимости от специальности, квалификации и должности. Наиболее распространенное разделение – по степени квалификации персонала:
- высококвалифицированные кадры (например, авиатехник, шеф-повар или кардиолог);
- квалифицированные (бухгалтер или сварщик);
- неквалифицированные (дворник, грузчик).
Классификация работников в организациях
Профессионально-квалификационная структура персонала помогает расставить кадры на предприятии. Она объединяет три понятия:
- профессиональная структура – представители различных профессий;
- квалификационная структура – рабочие различной квалификации;
- содержание квалификации – знания, умения, навыки, опыт и другие составляющие для выполнения конкретной работы.
В качестве критериев персонала работодатели используют социальные, демографические и профессиональные признаки работников:
- Половозрастная структура. Руководитель старается соблюдать паритет между мужчинами и женщинами, поэтому в его компании работает примерно одинаковое количество мужчин и женщин. Также он стремится набирать работников разных возрастных групп. Одни – молодые, инициативные, предлагают новые идеи, а другие – опытные и стабильно выполняют свои функции, но с менее гибким мышлением.
- По семейному статусу. По своему опыту руководитель знает, что семейные работники более надежны, так как они заинтересованы в стабильной и хорошо оплачиваемой работе. Но есть и риски: например, женщины с маленькими детьми часто уходят на больничный.
- По образованию. Практически на любом предприятии требуются кадры с высшим, средним или неоконченным образованием.
- Стаж работы. В производственный отдел руководитель предприятия нанимает рабочих, несмотря на опыт. В отделе есть мастер, который готов обучить новеньких. Но в технический и научно-исследовательский отделы руководитель ищет специалистов с опытом работы от трех лет.
Работников также делят:
- По функциям, которые специалист выполняет в производственном процессе. Например, одни рабочие собирают оборудование, другие – упаковывают его, маркетологи проводят рекламную кампанию.
- По роду занятий (специалист с высшим образованием, служащий, частный предприниматель).
- По сроку работы. Например, бухгалтер пять лет работает в компании – он постоянный специалист. Инженер-технолог ушла в декрет, на ее место взяли другого специалиста – это временный работник. Студент летом устроился продавцом в ларек мороженого – это сезонная работа.
Рассмотрим еще одну классификацию персонала, которая применяется во многих организациях для его разделения на группы:
- формы производственной деятельности (прокладка электрики или составление сметы);
- тарифные разряды (они определяют соотношение заработной платы и квалификации) – всего их восемь;
- классы квалификации – выше мы их уже рассмотрели;
- модель заработной платы: может быть сдельная, премиальная, классическая;
- уровень механизации труда – насколько автоматизирована работа.
Для чего нужна классификация и примеры ее использования
Как видите, существует много разных классификаций персонала. Все они помогают вести учет труда, выработки и зарплаты, составлять отчетности и контролировать фонд оплаты работы и социальные выплаты.
Руководитель компании понимает, что развитие компании во многом зависит от ее работников: насколько они квалифицированы и мотивированы. В этом ему помогает разделение штата на группы.
Например, в рабочем персонале руководитель часто делает кадровые перестановки, чтобы специалисты меняли вид деятельности. Перед ним стоит задача: сделать так, чтобы работники не уставали от одного типа работы.
Служащих и руководителей подразделений постоянно отправляют на курсы повышения квалификации, за достижения назначаются премии и т.д. Это повышает мотивацию персонала.
Также работодатель, держа перед собой классификационную структуру персонала, видит, в каких кадрах нуждается организация, где есть риски. Риском может быть большое число специалистов-девушек детородного возраста, которые могут внезапно уйти в декрет, а также, например, недостаточная квалификация управленческого звена на предприятии.
Таким образом, классификация помогает руководителям находить, развивать и удерживать кадры, которые отвечают требованиям.
Источник
ОСНОВНЫЕ РАБОТНИКИ
Бизнес. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 1998 .
Смотреть что такое «ОСНОВНЫЕ РАБОТНИКИ» в других словарях:
Основные акционеры — финансовые институты, взаимные фонды и работники компании, которые имеют существенные пакеты обыкновенных или привилегированных акций. По английски: Major Shareholders См. также: Акционеры Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Основные этапы развития профсоюзного движения Украины — I этап → 1905г. февраль 1917г. II этап → февраль 1917г. 1919г. III этап → 1919г. 1990г. IV этап → 1990г. по наше время Содержание 1 Первый этап 1.1 Роль заводских комиссий … Википедия
Работники просвещения — К работникам просвещения относятся специалисты профессионалы, занятые на постоянной или временной основе тем или иным видом оплачиваемой деятельности, связанной с функционированием и развитием системы просвещения. Основные категории работников:… … Официальная терминология
Основные области связей деятельности сотрудников ПОО с психологией — Любая ПОО так или иначе связана с психологией людей, зависит от юридико психологической реальности и влияет на нее, а достигаемые сотрудником результаты отражают степень понимания сотрудником этих связей, зависимостей и его умения принимать их во … Энциклопедия современной юридической психологии
Основные (штатные) педагогические работники — 1. Под основными (штатными) педагогическими работниками понимать педагогических работников, имеющих в данном образовательном учреждении или его филиале (далее образовательное учреждение) основное место работы, как находящихся на полной ставке,… … Официальная терминология
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ — (indirect labour) 1. Нанятые подрядчиком рабочие, выполняющие работы для другой организации. Эта последняя привлекает подрядчика для обеспечения работниками выполнения какой то определенной задачи. Например, некоторые местные советы используют… … Словарь бизнес-терминов
Руководящие работники — 26. Руководящие работники руководители (и их заместители) предприятий и организаций. Источник: РД 08 200 98: Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности 3.1.90 руководящие работники: Работники, назначенные в установленном порядке в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
руководящие работники организации — 3.74 руководящие работники организации : главный инженер, главный инспектор АС, заместители директора и главного инженера АС. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 54435-2011: Возобновляемая энергетика. Сооружения ветроэлектростанций. Требования безопасности. Основные положения — Терминология ГОСТ Р 54435 2011: Возобновляемая энергетика. Сооружения ветроэлектростанций. Требования безопасности. Основные положения оригинал документа: 3.1 ветроэлектрическая станция (ВЭС): Группа или группы ВЭУ с устройствами управления и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р ИСО 9000-2008: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь — Терминология ГОСТ Р ИСО 9000 2008: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь оригинал документа: 3.8.7 анализ (review): Деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности и результативности (3.2.14)… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Источник
Как распределить работников по категориям персонала?
Как распределить работников по категориям персонала?
В пункте 7 Указаний отмечено, что при распределении работников по категориям персонала следует руководствоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным Постановлением Росстандарта от 26.12.1994 N 367. При этом в целях заполнения данной формы в настоящем пункте приведены следующие определения:
руководители — работники, занимающие должности руководителей организаций, структурных подразделений (управлений, департаментов, отделов, цехов, участков и др.) и их заместителей (директора, начальники и заведующие всех наименований, управляющие, председатели, капитаны, производители работ, главные бухгалтеры, главные инженеры, главные механики, главные научные сотрудники и т.п.);
специалисты — работники, занятые на работах, требующих высшего или среднего профессионального образования (инженеры, врачи, преподаватели, экономисты, бухгалтеры, геологи, инспекторы, корректоры, математики, техники, медицинские сестры, механики, нормировщики, программисты, психологи, редакторы, ревизоры, энергетики, юрисконсульты и т п.);
другие служащие — работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, в частности, архивариусы, дежурные, делопроизводители, интервьюеры, кассиры и контролеры (кроме рабочих), коменданты, копировщики технической документации, младшие воспитатели, медицинские регистраторы и статистики, социальные работники, табельщики, учетчики, чертежники, экспедиторы;
рабочие — лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. К рабочим, в частности, относятся продавцы, кассиры торгового зала, контролеры (кроме транспортных контролеров и контролеров узла связи, которые относятся к категории других служащих), почтальоны, телефонисты, телеграфисты, операторы ЭВМ, дворники, уборщики, курьеры, гардеробщики, сторожа и т.п.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
На какие категории делится персонал
Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Персонал – это лица, которые включены в трудовые отношения в рамках конкретного юридического субъекта. Это личный состав предприятия, в который входят наемные сотрудники, собственники и совладельцы.
Основные признаки персонала
Перед квалификацией нужно понять, кто именно относится к персоналу. Персонал характеризуется этими признаками:
- Вовлеченность в трудовые отношения. Последние должны быть закреплены документально. В частности, должно быть оформлено трудовое соглашение.
- Характеристики, на базе которых осуществляется деятельность. К примеру, это может быть квалификация, специальность, образование, наличие опыта.
- Наличие цели деятельности. Цели работы специалиста должны соотноситься с целями деятельности предприятия.
Управление персоналом отличается такими особенностями, как:
- Интеграция в общую управленческую структуру.
- Соответствие имеющейся корпоративной культуре.
- Наличие планирования должностных мест, подготовки сотрудников.
- Учет профессиональных качеств и оценка деятельности сотрудников.
- Централизация управленческих процессов.
Сотрудники, никак не оформленные на предприятии, не будут являться персоналом.
Нарушение трудового законодательства заключается в действиях или бездействии должностных лиц организации, нарушающих нормы Трудового кодекса, других нормативных актов, что повлекло нарушение прав работников. При нарушениях трудового законодательства действуют все виды ответственности: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная.
Посмотреть характеристику видов ответственности
Нормативное обоснование
Категории персонала регулируются «Инструкцией численности рабочих на предприятиях» №17-10-0370, утвержденной Госкомстатом 17 сентября 1987 года. Ключевым документом также является Классификатор профессий №367, утвержденный Постановлением Госстандарта от 26 января 1994 года. Минздравсоцразвитием было издано несколько приказов, которые утверждают квалификационные категории:
- Приказ №525 от 6 августа 2007 года. Устанавливает критерии отнесения представителей персонала к той или иной квалификационной группе.
- Приказ №248н от 29 мая 2008 года. Устанавливает квалификационные уровни работников.
- Приказ №247н от 29 мая 2008 года. Также устанавливает квалификационные уровни, но уже относительно руководителей и специалистов.
В нормативных актах выделены эти группы персонала:
- Должности рабочих и служащих, для работы на которых не нужно профессионального образования.
- Должности, для устройства на которые нужно начальное или среднее образование.
- Руководящие должности, для которых нужно начальное профессиональное образование.
- Специальности, для которых нужно высшее образование (квалификация «бакалавр»).
- Должности, для устройства на которые нужно иметь высшее образование по квалификации «дипломированный специалист» или «магистр».
Необходимость в образовании определяется в зависимости от специфики деятельности. Сложная интеллектуальная работа предполагает наличие соответствующих знаний и навыков. Для исполнения простой работы достаточно начального образования.
Основные категории персонала
Персонал – это совокупность сотрудников различных специализаций, входящих в штатный состав. Подразделяется он на две основных категории: производственный и непроизводственный. Производственный персонал занимается трудом, результат которого выражен в материальной форме. К примеру, это могут быть лица, работающие над созданием автомобилей, строительством зданий. Рассмотрим составляющие первой категории:
- Рабочие. Деятельность их носит в основном физический характер. Эти сотрудники специализируются на выпуске товара или на обслуживании производства. К примеру, это могут быть строители, повара. Рабочие подразделяются еще на две категории. Это основной персонал, занятый на главных производственных цехах. Это также вспомогательный персонал. Его представители работают в заготовительных или обслуживающих цехах.
- Служащие. Деятельность их носит в основном умственный характер. Итог их работы – это выявление управленческих проблем, формирование новых информационных потоков, принятие различных решений в сфере управления. Примером этой категории могут являться бухгалтеры, юристы, менеджеры. Служащие подразделяются еще на три категории. Это руководители самого предприятия или его подразделений. В эту группу входят также заместители руководителей. Это специалисты: инженеры, экономисты, бухгалтеры. Третья группа – это сами служащие (младший технический персонал, учетчики и делопроизводители).
Вторая категория – это непроизводственный персонал. Под ним понимаются сотрудники, занятые на непромышленных хозяйствах. То есть итогом их труда не является создание чего-то материального. Примером непроизводственного персонала являются работники ЖКХ, столовых, поликлиник.
Категории руководителей
Руководители производства подразделяются на эти категории:
- Линейные. Эти руководители принимают решения, касающиеся всех функциональных направлений деятельности. Примеры: генеральный директор, руководитель технического обслуживания, начальник цеха.
- Нелинейные. Это функциональные руководители, исполняющие конкретные управленческие функции. Примеры: финансовый директор, управленец, отвечающий за персонал.
Руководители подразделяются по уровням управления:
- Низовое звено. К примеру, мастер.
- Среднее звено. Начальники отдела и цеха.
- Высшее звено. Директор или его заместитель.
Руководители низового звена управляют небольшими отделами, среднего — укрупненными подразделениями, высшего – предприятием в целом.
Классификация персонала предприятия
Персонал подразделяется на категории в зависимости от конкретных признаков. Рассмотрим их подробнее:
- Имущественные отношения. Есть собственники (учредители) юридического субъекта. Они владеют долей предприятия, извлекают прибыль от его деятельности. Есть также наемные сотрудники.
- Степень вовлечения в производственную деятельность. Производственный персонал вовлечен в деятельность напрямую, непроизводственный – опосредованно.
- Место основной службы. Работники могут как состоять в штате предприятия, так и не состоять в нем.
Одни сотрудники отличаются от других по специфике своей деятельности, особенностям трудовых взаимоотношений с предприятиями.
Дополнительная классификация
Рассмотрим дополнительные категории для разделения персонала на группы:
- Формы производственной деятельности (к примеру, строительство здания или создание скважин).
- Тарифные разряды (от одного до восьми).
- Классы квалификации (от одного до трех).
- Модели оплаты работы (к примеру, классическая, сдельная, премиальная).
- Уровень механизации деятельности (ручная или автоматизированная работа).
- Производственные направления (старший, помощник старшего).
Классификации также поддаются должности:
- Должности: управленец или специалист.
- Должность: старший и младший.
- Уровень квалификации (1-3-класс).
К СВЕДЕНИЮ! В России существует главный Классификатор профессий.
В зависимости от чего должность относится к той или иной категории
Существуют следующие характеристики, влияющие на отношение должности к той или иной категории:
- Уровень образования.
- Уровень квалификации.
- Наличие профессионального опыта.
- Трудовое оформление (к примеру, лицо может работать по совместительству).
- Специфика деятельности (физическая или интеллектуальная).
- Наличие подчиненных.
- Место работы.
Как правило, персонал поддается четкой квалификации. Структурный состав сотрудников определяется в зависимости от особенностей конкретного мероприятия.
Источник