- Осквернять – что означает? Определение, значение, примеры употребления
- Значение слова «осквернять» в словарях русского языка
- Осквернять это:
- Осквернять
- Осквернять
- Осквернять
- Осквернять
- Осквернять
- Осквернять
- Осквернять
- Где и как употребляется слово «осквернять»?
- Примеры употребления слова «осквернять»
- осквернять
- Смотреть что такое «осквернять» в других словарях:
- Значение слова осквернять
- Осквернение
- Почему если человек оскверняется от общения с дурными людьми, то Бог не оскверняется даже и через общение с диаволом?
- Можно ли осквернить святыню? Может ли человек осквернить святые Дары, причастившись не натощак? Оскверняет ли человека пища?
- Правда ли, что мясо в день перед Причащением Святых Христовых Таинств оскверняет человека?
- Оскверняет ли супругов интимное супружеское общение в пост?
Осквернять – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово осквернять? Пытаешься разобраться, что такое осквернять? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «осквернять» в словарях русского языка
Осквернять это:
1.Делать нечистым, греховным; лишать святости ( в религиозных представлениях ) .
2.Надругаться над чем-либо ( высоким, чистым, достойным ) .
Осквернять
несов. перех.
1) Делать нечистым, греховным (в религиозных представлениях); лишать святости.
2) Надругаться над чем-л. (высоким, чистым, достойным).
Осквернять
осквернить что, опоганить, опакостить, окастить; | ; обесчестить, окощунить, поругать. Осквернили посуду, сделали нечистою, мерзкою, поганою. Осквернять язык бранью. Церкви осквернены неприятелем. Не оскверняет в уста, а оскверняеть из уст, о посте и мерзких речах. -ся , страд. и возвр. по смыслу. Оскверненье ср. , об. действие по глаг. Осквернитель, -ница , оскверняющий что. -ный , к сему относящ. Осквернавить что, осквернить; | сделать сквернавцем, негодяем. -ся , страд. и возвр. по смыслу. Осквернословить кого, обругать сквернословием.
Осквернять
оскверн`ять, -`яю, -`яет
Осквернять
осквернять несов. перех.
1) Делать нечистым, греховным (в религиозных представлениях); лишать святости.
2) Надругаться над чем-л. (высоким, чистым, достойным).
Осквернять
оскверняю, оскверняешь (ритор.). Несов. к осквернить.
Осквернять
Осквернять
делать нечистым, греховным в религиозных представлениях; лишать святости надругаться над чем-либо высоким, чистым, достойным
Где и как употребляется слово «осквернять»?
Кроме значения слова «осквернять» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «осквернять».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «осквернять» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «осквернять»
Немецкие солдаты и офицеры обычно грабили и оскверняли храмы, мучили священнослужителей, подозревая их в связях с партизанами, подпольщиками.
– Грязь! Гнусность! Порождение мерзости и скверны! Прочь, полукровки, мутанты, полоумные! Как вы смеете осквернять порог дома моих отцов…
– Она не холодна, но не хочет осквернять себя предательством.
Источник
осквернять
Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .
Смотреть что такое «осквернять» в других словарях:
ОСКВЕРНЯТЬ — ОСКВЕРНЯТЬ, осквернить что, опоганить, опакостить, окастить; | ; обесчестить, окощунить, поругать. Осквернили посуду, сделали нечистою, мерзкою, поганою. Осквернять язык бранью. Церкви осквернены неприятелем. Не оскверняет в уста, а оскверняеть… … Толковый словарь Даля
осквернять — сквернить, оскорблять, поганить, испоганивать, профанировать, оплевывать, втаптывать в грязь, опоганивать, кощунствовать, ругаться, загаживать Словарь русских синонимов. осквернять оскорблять, втаптывать в грязь; оплёвывать, поганить (разг.);… … Словарь синонимов
Осквернять — см. Освящение, освящать см. Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение … Библейская энциклопедия Брокгауза
ОСКВЕРНЯТЬ — ОСКВЕРНЯТЬ, оскверняю, оскверняешь (ритор.). несовер. к осквернить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
осквернять — ОСКВЕРНЯТЬ, несов. (сов. осквернить), что. Подвергать (подвергнуть) что л. ценное, святое поруганию, нарушив чистоту чего л., сделав нечистым, опозорив, разрушив [impf. to defile, profane]. Отношение к историческим событиям может меняться, но… … Большой толковый словарь русских глаголов
Осквернять — несов. перех. 1. Делать нечистым, греховным; лишать святости (в религиозных представлениях). 2. Надругаться над чем либо (высоким, чистым, достойным). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
осквернять — оскверн ять, яю, яет … Русский орфографический словарь
осквернять — (I), оскверня/ю, ня/ешь, ня/ют … Орфографический словарь русского языка
осквернять — см. Осквернить … Энциклопедический словарь
осквернять — I. Жестокость II. Человек и его поведение по отношению к нравственным нормам … Словарь синонимов русского языка
Источник
Значение слова осквернять
1.Делать нечистым, греховным; лишать святости ( в религиозных представлениях ) .
2.Надругаться над чем-либо ( высоким, чистым, достойным ) .
Большой современный толковый словарь русского языка
несов. перех.
1) Делать нечистым, греховным (в религиозных представлениях); лишать святости.
2) Надругаться над чем-л. (высоким, чистым, достойным).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
осквернить что, опоганить, опакостить, окастить; | ; обесчестить, окощунить, поругать. Осквернили посуду, сделали нечистою, мерзкою, поганою. Осквернять язык бранью. Церкви осквернены неприятелем. Не оскверняет в уста, а оскверняеть из уст, о посте и мерзких речах. -ся , страд. и возвр. по смыслу. Оскверненье ср. , об. действие по глаг. Осквернитель, -ница , оскверняющий что. -ный , к сему относящ. Осквернавить что, осквернить; | сделать сквернавцем, негодяем. -ся , страд. и возвр. по смыслу. Осквернословить кого, обругать сквернословием.
оскверн`ять, -`яю, -`яет
Словарь русского языка Лопатина
осквернять несов. перех.
1) Делать нечистым, греховным (в религиозных представлениях); лишать святости.
2) Надругаться над чем-л. (высоким, чистым, достойным).
Толковый словарь Ефремовой
оскверняю, оскверняешь (ритор.). Несов. к осквернить.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Полный орфографический словарь русского языка
делать нечистым, греховным в религиозных представлениях; лишать святости надругаться над чем-либо высоким, чистым, достойным
Так, в главе 21 Книги Левит стих 2 запрещает прикасаться к покойникам, но делает исключение: «Только к ближнему родственнику своему, к матери своей можно ему прикасаться, не оскверняя себя». А стих 11 подчеркивает: «Даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя».
С трудом орков удалось забить, как и Оскверн ённого Дракона, но империя сильно ослабла, а орки и по сей день пытаются устроить матч-реванш, когда откапывают очередного дракона. С какого ляда Великие Драконы ушли в спячку и позволяют себя осквернять – мои воспоминания не поясняли.
Он, вообще, находился при шелковых чулках, при плотных из крученой скользкой ткани мужских рубашках в полоску, при кофточках, при белье — времена же были натуральные, и единственным измышлением под шелк была вискоза, а шерсть еще и осквернять не научились.
О, все это мне до боли знакомо, — я знал ужасную манеру проводника обесценивать любимое и приятное, выпускать из него соки, лишать живого дыхания, искажать запахи, втихомолку осквернять краски!
Он не станет осквернять аббатства и монастыри, не заставит монахов быть его учителями, чтобы попытаться как можно лучше понять ирландские писания и ирландскую историю, так трепетно и с таким искусством оберегаемую ими.
Суд кончен, на душе его лежит уже убийство, и убийство бесплодное; но он не раскаивается в нем, он видит волю рока над другими и над собою, видит волю рока надо всем, что он любит, над матерью, которую убеждает не осквернять себя прикосновеньем дяди и на вопрос которой: «Что же делать. » с страшною грустью отвечает: «Ничего не делать», не веря нисколько в возможность для нее восстановления.
Древний закон «Трибунала» предписывал не допускать к шахтам шлюх, дабы не осквернять непотребством священные сколы.
Послушно и четко работали руки, и под мерный гул мотора думалось не о себе, не о своей жизни, — о неминуемой смерти ненавистных врагов, тех, что пришли осквернять и топтать родную землю.
Там впервые войско римского народа привыкло предаваться любви, пьянствовать, восторгаться статуями, картинами, чеканными сосудами, похищать их в частных домах и общественных местах, грабить святилища, осквернять все посвященное и не посвященное богам.
Верно, в него никто не стал играть, но не потому, что публика отказалась осквернять идеалы, а просто потому, что большинство читателей не видит разницы между Толстым и убогим графоманом.
Источник
Осквернение
Оскверне́ние — 1) внешнее действие, направленное на поругание над святыней или святым; 2) нарушение религиозной или нравственной чистоты; 3) умаление собственного достоинства нарушением Заповедей Божьих; 4) нарушение особых ритуальных требований и норм, связанных с положениями о ритуальной чистоте, прописанных в законе Моисея.
Закон Моисеев выделял 4 вида осквернения грехом:
- кровосмешение (разные виды блуда);
- убийство;
- идолопоклонство (здесь же волшебство и сознательное осквернение святынь Господних);
- осквернение от соприкосновения со смертью, болезнью, нечистотой.
Спаситель обличал фарисеев, противопоставляя чистоплотности внешней, чистоплотность внутреннюю, нравственную. Исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека. ( Мф.15:18-20 ).
святитель Афанасий Великий:
«Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий ( Деян.17:28 ), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».
«Апостольские постановления»:
«…Если ты, жена, думаешь, что в продолжение семи дней, когда бывает у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, что, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющею в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой всеконечно присущ тебе, потому что Он не ограничен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в Евхаристии, и в пришествии Святого Духа, как ни мало не согрешившая в том. Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, но одно нечестие и беззаконная деятельность».
Согласно церковным канонам, осквернением признается истечение семени мужчины во сне, которое имело греховные причины (блудные и плотские помыслы, осуждение, высокоумие и гордость, чревоугодие) (1‑е правило святителя Афанасия Великого).
О возможности Причащения после ночного осквернения повествует 28‑я глава («К») «Алфавитной синтагмы» Матфея Властаря. Если причины истечения были греховные, то следует прочитать молитву святителя Василия Великого от осквернения или «Правило от осквернения», а затем исповедать этот грех в Таинстве Покаяния.
Почему если человек оскверняется от общения с дурными людьми, то Бог не оскверняется даже и через общение с диаволом?
Несмотря на слова псалмопевца, предостерегающие человека от общения с нечестивцами ( Пс.1:1 ), общение с грешником не осуждается Богом априори. Многое зависит от того, какова цель подобного общения и что человек может вынести из него.
Сам Господь Иисус Христос общался и с фарисеями ( Мф.9:11-12 ), и с блудницами ( Ин.8:10 ), и с мытарями ( Лк.19:5 ), и с разбойником ( Лк.23:43 ). Апостолы, имея перед глазами пример Искупителя и руководствуясь Его распоряжением, вступали в общение с грешниками, даже с закоренелыми злодеями ( Мф.28:19 ). Дело в том, что благодаря такому общению Христос и апостолы стремились привить людям веру, приобщить их к Божественной жизни. То есть это общение осуществлялось из соображений нравственной пользы.
Но бывает ведь и другое общение, вредное для участников диалога (пира, дружбы, сожительства и пр.). Далеко не всякий человек, общаясь с нечестивцами, способен устоять против тех их влияний, тех соблазнов, которые, в результате, приведут его к печальному концу. И именно в этом контексте следует понимать слова псалмопевца. Так, общаясь с еретиками, а особенно если это подкованные, изворотливые еретики, легко соскользнуть в заблуждение и самому сделаться еретиком (См. Что такое лжестарчество?). Общаясь с безнравственными людьми, легко увлечься их образом поведения и сделаться безнравственным. В этом и состоит опасность такого общения, опасность осквернения.
Но когда Бог обращается к беззаконнику, даже и к диаволу, это никак не влияет на внутреннее состояние Бога, неизменяемого, всемогущего, всеблагого, премудрого, всесовершенного. Более того, любое общение Бога и грешника может благотворно сказаться и на самом грешнике, даже если он не готов тут же встать и идти исполнять Божественное повеление. Даже и уничтожение грешников водами потопа сказалось на них не иначе как благотворно, ведь это остановило усиливавшееся в них злое расположение духа; в противном случае мера их личной ответственности, личной вины перед Богом была бы значительно выше, что непременно сказалось бы на Страшном Суде.
Можно ли осквернить святыню? Может ли человек осквернить святые Дары, причастившись не натощак? Оскверняет ли человека пища?
Святыня есть место или предмет, освященный особой причастностью Богу, особым Божественным действием. Как местность или предмет, доступный обладанию человеком, святыня, по попущению Божьему, и действительно может претерпеть поругание.
Так, при Антиохе Епифане был осквернен Иерусалимский храм. Во времена земной жизни Христа Иродиада глумилась над отрубленной головой Иоанна Крестителя, прокалывая иглой обличавший было её язык. В первые времена распространения Церкви язычники оскверняли особо почитавшиеся верующими места служения Господа Иисуса Христа; иногда на этих местах возводились языческие алтари.
Между тем, как об этом свидетельствует Библейская и Церковная история, многие великие святыни даже и после их осквернения грешниками в сердцах верующих продолжали считаться великими. К числу таких святынь принадлежали и места, освящённые стопами Христа, и отсеченная голова Иоанна Крестителя.
Почему? Потому что внешнее надругательство над святыней со стороны беззаконников не перечеркивало автоматически внутренней сути этих святынь как святынь. А разве надругательства язычников над телами христианских мучеников лишало останки и мощи святых последующего благоговейного почитания?
Что касается вопроса «оскверняются ли Святые Дары, в случае, если потребивший их христианин не соблюдал предварительного поста?», на него уместно ответить следующим образом.
В первые времена христианства Церковь вовсе не знала такого всеобщего правила, как правило обязательного поста перед причащением. На Тайной вечери, например, апостолы причастились Тела и Крови Христовых во время трапезы ( Мф.26:20-28 ).
Аналогичным образом причащались и первые христиане. Правда, обращаясь через послание к коринфянам, апостол Павел упрекал их в легкомысленном отношении к Таинству Евхаристии, совершавшемуся в соединении с общей трапезой. Однако, это было вызвано не игнорированием ими поста, а неподобающим объедением и злоупотреблением алкоголем: «вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» ( 1Кор.11:20-21 ).
Правило трехдневного поста перед причастием было установлено впоследствии, в связи с тем, что многие христиане не только не испытывали должного благоговения перед Святыми Дарами, но и причащались крайне редко, например, один раз в течении года. В подобной ситуации обязательный пост, опять же, при надлежащем к нему отношении, мог способствовать формированию правильного религиозного настроя.
Но это не значит, что правило предварительного трехдневного поста должно применяться безотносительно к обстоятельствам. Если бы оно подразумевало безусловное исполнение, регулярно причащающиеся христиане вынуждены были бы поститься изо дня в день всю свою жизнь (см.: Пост евхаристический). Но этого не требовали даже и строгие монастырские Уставы.
Относительно вопроса «оскверняет ли человека пища?» нужно заметить, что пища, как таковая, является необходимым средством для поддержания жизненных сил.
Стало быть вкушение пищи (как таковое) не может априори причисляться ни к оскверняющим, ни к освящающим действиям. Другое дело, что та или иная практика потребления пищи может идти вразрез с Божественными заповедями или дисциплинарными церковными правилами.
Так, во времена Ветхого Завета иудеям запрещалось вкушать определенные виды продуктов. Во времена Нового Завета Церковь установила посты, правила соблюдения которых тоже содержат ограничения.
Безосновательно преступая церковные предписания относительно правил питания, человек и действительно может себя осквернить (например, грехом чревоугодия). Но, как правило, причину подобного осквернения следует видеть не столько в самой пище, сколько неисполнении послушания Богу и Его Церкви.
Правда ли, что мясо в день перед Причащением Святых Христовых Таинств оскверняет человека?
Как известно, изначально мясо животных не было предназначено в пищу не только для человека ( Быт.1:29 ), но даже и для зверей ( Быт.1:30 ). Все они могли питаться пищей исключительно растительного происхождения.
Мясо вошло в пищевой рацион человека лишь после грехопадения. Исходя из этого факта некоторые современные мыслители оценивают традицию потребления мясной пищи как нечто непристойное.
Собственно, подобного рода воззрения формировались уже во времена раннего христианства. Развенчивая эти воззрения, Церковь, в лице своих архипастырей, осуждала как тех, кто гнушается мясной пищей, так и тех, кто заражает подобного рода соблазнами прочих христиан.
В богословском отношении эта позиция отцов Церкви имеет достаточно простое объяснение. Дело в том, что традиция потребления пищи животного происхождения благословлена Богом ( Быт.9:3 ).
Следовательно, тот, кто гнушается мясом, считая, что использование его в пищу оскверняет человека, бросает упрёк (осознанно или неосознанно) не только в адрес мясоедов, но и в адрес Того, Кто их на это благословил, то есть в адрес Создателя.
Другое дело, когда отказ от использования мясного рациона происходит не по причине пренебрежения мясной пищей как априори чем-то непристойным, а в целях богоугодного воздержания, например, в дни установленных Вселенскою Церковью священных постов.
Не противоречит церковным законам и самоличный отказ человека от мяса. Собственно, смысл вопроса заключается не в правомочности или неправомочности такого отказа, а в недопустимости считать оскверняющим человека то, что разрешено Богом, ведь в противном случае пришлось бы признать, что Господь благословил осквернение.
В настоящее время среди верующих встречается и более умеренный взгляд на потребление мясной пищи. Согласно этой точке зрения, в общем потребление мяса не следует считать чем-то непристойным, однако его нельзя потреблять в день перед причащением Святых Христовых Тайн. На чём основано это мнение? Если не на предосудительном отношении к мясной пище как таковой, то на убеждении, что перед Евхаристией необходим хотя бы однодневный пост (в некоторых молитвословах указывается на необходимость трехдневного поста).
Но это утверждение (причём, не безусловно) распространяется, главным образом, на тех людей, кто или причащаются редко, или давно не участвовали в Евхаристии.
Между тем, многие христиане, следуя практике древней Церкви, причащаются не от случая к случаю, а регулярно. На них правило об обязательном предварительном трехдневном (и даже однодневном) посте не распространяется, ведь иначе им пришлось бы всю жизнь проводить в непрестанном посте, включая периоды особых церковных торжеств, подразумевающих соответствующую этим торжествам особую праздничную трапезу.
Церковные каноны не обязывают христианина отказывать себе в радости Праздников, наложением непонятно кем требуемого поста. Более того, убежденность, что вкушение мяса перед Причастием непременно ведёт к осквернению, способствуют формированию надменного, пренебрежительного отношения к ближним.
Оскверняет ли супругов интимное супружеское общение в пост?
Свт. Феофан Затворник, комментируя слова Апостола о воздержании по согласию на время поста и молитвы ( 1Кор.7:3–5 ), уточняет: «…брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения» (Свт. Феофан Затворник. Толкования посланий св. апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. М.: Московский Сретенский монастырь; Паломник; Правило веры, 1998. С. 252–253).
О том же говорил еще свт. Иоанн Златоуст: «Он (Апостол) не сказал: да не оскверняетесь, но: да пребываете, т. е. упражняетесь, в посте и молитве; так как сообщение с женою ведет не к нечистоте, но к неупражнению (в этих делах)» (Свт. Иоанн Златоуст. О девстве // Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб.: Изд. СПбДА, 1898. Т. I, кн. 1. С. 320–321).
Источник