Органик знак что значит

Каким Знакам верить: много ли продуктов притворяются органическими?

С 1 января 2020 года в России вступает в силу закон об органической продукции, который устанавливает определение этого понятия, а также требования к производству органической продукции, её хранению, транспортировке и маркировке. Таким образом, со следующего года производители больше не смогут безнаказанно маркировать свою продукцию как органическую на русском языке, не имея соответствующего сертификата – в противном случае им грозит штраф от 100 до 500 тысяч рублей.

Содержание

Напомним, закон был принят ещё в августе 2018 года, и производителям органической продукции предоставили переходный период, чтобы они успели подготовиться к предстоящим изменениям и пройти сертификацию.

После вступления в силу ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подтверждение соответствия органической продукции осуществляется в форме добровольной сертификации, проводимой аккредитованными Росаккредитацией органами по сертификации.

В преддверии вступления закона в силу Роскачество решило выяснить, как обстоят дела на отечественном рынке органики, и соответствует ли продукция, промаркированная как органическая, установленным требованиям.

Чтобы определить, является ли тот или иной продукт органическим, оценивается весь процесс его производства, начиная от исследования семян.

Так, согласно закону, при производстве органической продукции должен соблюдаться ряд требований. Вот основные:

Производство органической продукции должно быть обособлено от производства продуктов, не относящихся к органическим. Также нельзя смешивать органические товары с другими при их хранении и транспортировке;

Читайте также:  Фатерлянд что это значит

Запрещается применять агрохимикаты, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста, гормональные и другие препараты, за исключением тех, которые разрешены действующими в России национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции;

Запрещается применять клонирование и методы генной инженерии;

Нельзя использовать гидропонный метод выращивания растений и ионизирующее излучение;

Необходимо обеспечивать оптимальные санитарно-гигиенических показатели содержания сельскохозяйственных животных;

Нельзя использовать упаковку, которая может привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды.

На первом этапе исследования «органики», пока регулирующий отрасль закон ещё не вступил в силу, Роскачество решило ограничиться оценкой свойств конечной продукции: товары проверили на содержание 415 различных пестицидов и 18 антибиотиков.

Органическая продукция – это экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырьё и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

ДЕТАЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для тестирования экспертами Роскачества были отобраны в местах розничной реализации товары восьми различных категорий, в число которых вошли зерновые хлопья, продукты детского питания, крупы, макаронные изделия, чай, мука, приправы и молоко из России, Финляндии, Хорватии, Германии, Словении, Италии Франции, Нидерландов, Швеции и Шри-Ланки.

Все товары продавались как органические, о чём свидетельствовала их маркировка, а также специальные знаки или надписи, нанесённые на упаковку. В ряде случаев такая продукция была выставлена на отдельные полки.

Какими знаками маркируют органику

В России форма графического изображения (знака) органической продукции единого образца предусмотрена Федеральным законом. Знак зарегистрирован как товарный, его нельзя использовать для маркировки продукции, не прошедшей сертификацию. В случае приостановки действия сертификатов знак также запрещено наносить.

Производитель органической продукции имеет право разместить графическое изображение на упаковке, потребительской и (или) транспортной таре органической продукции или на прикрепленных к ней либо помещенных в нее иных носителях информации. Место нанесения знака определяет производитель органической продукции, — говорится в законе.

Маркировка EU Organic Bio или еuro-leaf была введена в 2010 году. До «Евролиста» единого органик-знака в Европе не было. Знак обязателен для всех органических продуктов, продаваемых на территории Евросоюза.

USDA (США)

В 2002 году по инициативе Департамента сельского хозяйства США был учреждён стандарт USDA. Поначалу маркировались только продукты, произведённые в США, но затем знак стали использовать и для импортируемых органических товаров.

JAS (Япония)
Японский стандарт — Japanese Agricultural Standard (JAS) был опубликован в 2000 году. Он основан на Кодексе органического сельского хозяйства Алиментариус, принятом Международной комиссией ФАО/ВОЗ. На нём же основан и органический стандарт Евросоюза.

Bio Suisse (Швейцария)

Швейцарский органический стандарт был основан в 1981 году, и предусматривает более строгие требования, чем европейский. Например, он обязывает производителей использовать исключительно местные ингредиенты.

Agriculture Biologique (Франция)

Во Франции стандарт был разработан в 1985 году, однако после введения «Евролиста» производители органической продукции стали размещать на упаковках оба знака.

Bio-Siegel (Германия)

Немецкий стандарт был разработан в 2001 году, и так же, как в случае с Францией, размещается вместе с «Евролистом».

OFF (Великобритания)

Знак Organic Food Federation (OFF) был основан в Великобритании в 1986 году и действует во всех областях органического производства.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По итогам лабораторных испытаний два товара (из 24) не соответствовали требованиям, установленным федеральным законом к органической продукции.

Ими оказались чай из Шри-Ланки торговой марки Richman, продававшийся под наименованием «чай чёрный органический цейлонский байховый среднелистовой», и продукт отечественного производства – «чай чёрный классический «премиум» (ручной сбор) «Мацеста».


Как показало исследование, и в том, и в другом товаре содержались пестициды. Причём в шриланкийским чае был обнаружен гексахлорбензол (в небольшой концентрации), в отношении которого действует Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ), согласно которой данное вещество запрещено во всем мире.

Гексахлорбензол – хлорорганическое соединение, представляющее собой политропный яд. Попадая в организм человека, он воздействует на печень, центральную нервную и сердечно-сосудистую систем, нарушает порфириновый обмен. Вещество обладает кумулятивным эффектом.

УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕСТИЦИДОВ В ПОЧВЕ

В зависимости от химического состава, пестициды заметно различаются по способности сохранять устойчивост в почве и делятся на четыре вида:

Малостойкие – сохраняются менее месяца;

Умеренно стойкие — от 1 до 6 месяцев;

Стойкие — от полугода до двух лет;

Очень стойкие — более 2 лет.

В «Мацесте» эксперты обнаружили 4 пестицида: ацетамиприд, тиаклоприд, тиаметоксам и клотианидин.

Все они относятся к классу неоникотиноидов. Данные вещества обладают очень высокой токсичностью для насекомых, и умеренной – для млекопитающих.

Как российский, так и шриланкийский чай были промаркированы европейским знаком сертифицированной органической продукции («Евролистом»), при этом орган по сертификации, выдавший документы «Мацесте» – Институт этической и экологической сертификации Италии (ICEA) – уже несколько лет не работает в России.

Между тем, как сообщили Роскачеству в ICEA, срок действия выданного ими сертификата закончился ещё в 2012 году. В организации также добавили, что намерены судиться с производителем, незаконно использовавшим её знак.

В результате руководству ООО «Мацестинская чайная фабрика» пришлось сменить упаковку. Таким образом, благодаря проведённой Роскачеством ещё один производитель больше не сможет вводить потребителей в заблуждение.

КАК НЕ ОБМАНУТЬСЯ ПРИ ВЫБОРЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

Для того, чтобы при выборе продукта понять, является ли он в действительности органическим, необходимо проверить его сертификат, и то, кем он выдавался, обратив внимание на следующие пункты:

Название товара на упаковке должно совпадать с тем, которое указано в сертификате;

Название компании, на чьё имя выдан сертификат, должно совпадать с наименованием производителя на упаковке;

Сертификат должен быть действующим.

Производителей органической продукции внесут в единый государственный реестр, с помощью которого можно будет проверить наличие сертификации. Вести его будет Минсельхоз.

Информацию об аккредитованных органах по сертификации органической продукции можно найти на портале Национальной системы аккредитации.

ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИКИ В РОССИИ

Как показали результаты проведённого исследования, ситуация на отечественном рынке органической продукции, который раньше в России практически никак не регулировался, начинает потихоньку выправляться. Однако работы впереди ещё много.

Много сделано для того, чтобы рынок органической продукции в России состоялся и развивался. И мы все еще в начале пути. На сегодняшний день система аккредитации органов по сертификации органического сельхозпроизводства только формируется, — отметил председатель правления Союза органического земледелия, член Общественного совета Минсельхоза РФ Сергей Коршунов.

«Теперь органическую продукцию могут проверить и, если в ней будут найдены запрещённые в органике вещества – прощай сертификат у производителя и аккредитация у органа по сертификации. Прослеживаемость всей цепочки производства и сертификации органической продукции, доступная информация о производителях и органах по сертификации, контролю за ними – это ключевые необходимые условия для успешного развития органического сельского хозяйства в России. Тогда потребители будут знать, что стоит за единым российским знаком органической продукции, у них появится уверенность что в этой продукции нет пестицидов, гормонов роста, антибиотиков, ГМО, химических пищевых добавок», — уверен Коршунов.

При этом, по его мнению, система контроля за продукцией, сертифицированной по международным стандартам, сегодня не всегда прозрачна, и над этим ещё нужно работать: чем прозрачнее будут данные о всей цепочки производства органической продукции, тем быстрее будет развиваться рынок.

Потребители должны знать все: на каком основании орган по сертификации получил аккредитацию, есть ли у него квалифицированные сотрудники именно в этой области, проходили ли они обучение и стажировки, способен ли этот орган по сертификации качественно и добросовестно осуществлять очные инспекции и в случае необходимости лабораторные проверки, сколько действует выданный сертификат, на какую конкретно продукцию и виды деятельности он выдан, — пояснил председатель правления Союза органического земледелия.

Проведённые испытания – лишь первый этап масштабного исследования российского рынка органической продукции, организованного Роскачеством.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Источник

Эко, био и органик: что означает маркировка

В наше время здоровый образ жизни стал одним из главных трендов. Все больше людей занимаются разными видами спорта, корректируют свою диету, стремятся употреблять только полезные продукты. А прилавки продуктовых магазинов только способствуют этому желанию – так и манят к себе товары с зелеными маркировками: «эко», «био», «органик». Вот только стоит ли верить этим надписям? Как свидетельствуют данные опросов, более чем половина потребителей не доверяют маркировке о натуральности и эко-безопасности продукции. Одной из причин столь высокого процента недоверия является то, что потребители просто не понимают, что стоит за маркировками и какая разница между всеми этими «био» и «эко».

Что стоит за зеленой маркировкой

Использование маркировки ЭКО на товарах предусмотрено нормативами, регулирующими стандарты экологических этикеток и деклараций [1] . Наличие такого знака указывает на экологическую предпочтительность товара. Это значит, что в ходе его производства, транспортировки, хранения, использования или утилизации не наносится (или минимизирован) вред для окружающей среды. Иными словами, покупая эко-продукцию, вы выбираете товар, безопасный для природы. Но вместе с тем надо понимать, что эта маркировка не имеет никакого отношения к качеству самого товара. Она не указывает на то, что продукт более полезный, натуральный или полностью безопасный для здоровья потребителя.

Органик

Возможность применения маркировки «Органический продукт» также имеет под собой правовую составную (предусмотрено в санитарных правилах – СанПиН). Согласно нормам [2] , органическим может называться продукт животноводства, пчеловодства, птицеводства или полученный из растительного сырья, производство которого осуществляется в условиях, максимально приближенных к естественным. То есть к органик-продукции не могут применяться пестициды, химические удобрения, стимуляторы роста, антибиотики, препараты для откорма животных, гормональные и ветеринарные средства, генетическая модификация (ГМО) или ионизирующие излучения.

Маркировка «Органик» привлекает прежде всего тех потребителей, для которых важен принцип «ничего лишнего». Покупая органическую курицу, можно быть уверенными, что ее не пичкали гормонами и антибиотиками, а овощи с такой маркировкой не обрабатывались химикатами и не росли в экологически опасных зонах. Продукция органик больше всего напоминает те самые овощи и мясо, которые выращивают люди в деревнях – все чистое и полностью натуральное.

Кстати, в мировой практике производитель не имеет права наносить на свой товар маркировку «Органик» и «Экологически чистый продукт» без научного основания и документов, подтверждающих этот факт. Желающий нанести на упаковку своего товара пометку «Органик» должен пройти специальную сертификацию. Подтверждающий документ, как правило, выдают только на год, после чего производителю снова предстоит проходить проверку. В разных странах действуют свои стандарты органической продукции. Например, на американской продукции об органичности свидетельствует маркировка USDA Organic Seal, в Евросоюзе – Euro Leaf и Bio-Siegel (преимущественно в Германии), в Швейцарии – Bio Suisse, а в Японии – JAS.

Недавно один из российских интернет-порталов провел небольшое статистическое исследование на основе продукции торговой сети «Перекресток». Оказалось, что самой популярной маркировкой на «зеленых» товарах является ЭКО, а на втором по распространенности месте товары БИО. И надо сказать, результаты эксперимента выглядят вполне реалистично. Вспомните прилавки любого супермаркета – может показаться, что маркировка «био» есть почти на всем. Изначально, согласно ГОСТу [3] , данная надпись присутствовала только на продуктах переработки молока, в которых содержатся пробиотики и/или пребиотики.

Логику такой классификации легко понять, если вспомнить, что слово «биос» с древнегреческого переводится как «жизнь». То есть если говорить буквально, то био-продукт – это тот, в котором есть жизнь (живые организмы). Это, например, любимые многими йогурты и кефиры, обогащенные микроорганизмами (например, бифидо-, лактобактериями) для улучшения работы пищеварительной системы.

Для покупателя, знакомого с данной классификацией, наличие такого знака, например, на соках или овсянке будет выглядеть как минимум странно. Однако в настоящее время БИО сертификация может применяться и к другим видам товаров, если продукция выращена (изготовлена) без добавления вредных химических веществ (типа нитратных удобрений).

Натурпродукт – это еще одно любимое слово маркетологов, которым характеризуют разные группы товаров. Говорить о нормативно-правовой базе, регламентирующей употребление этого знака, не приходится, так как на данное время она попросту отсутствует. Можно только догадываться, что имеет в виду производитель, указывая на этикетке продукта – «натур». Исходя из общепринятого понимания термина «натуральный продукт», можно предположить, что это товар из сырья природного происхождения, в котором не содержатся химические добавки, а в ходе производства применяются технологии, позволяющие максимально сохранить полезные свойства продукции.

По большому счету, натурпродуктом может быть как пища, так косметика и средства бытовой химии. Вопрос только в степени натуральности этой продукции. Скажем, если сравнивать цельное коровье молоко и обезжиренное стерилизованное, то первый вариант можно считать более натуральным, нежели второй. Также вопросы остаются к продукции, содержащей консерванты, усилители вкуса, ароматизаторы и другие добавки. Можно ли их маркировать «натур»?

В целом без соответствующей законодательной базы трудно определять четкие критерии и стандарты натуральности продукции, а правдивость маркировки зависит только от совестливости производителя.

Функциональные продукты

Значение этого термина не совсем понятно потребителям, но большинство из них считает товары с такой маркировкой полезными. Согласно ГОСТу [4] , функциональными могут называться специальные пищевые продукты, которые снижают риск развития болезней пищеварительных органов, предотвращают или лечат дефицит разных питательных веществ, восстанавливают здоровье. Функциональные продукты, конечно же, не заменят лекарства, но при некоторых заболеваниях могут быть весьма полезными.

Продукты здорового питания

Исходя из обозначения, можно догадаться, что такой товар полезен для здоровья. Но вот вопрос: чем продукты здорового питания отличаются от, так сказать, «обычных» аналогов? Оказывается, четких критериев для определения данной группы товаров в РФ пока не существует. Опять-таки догадаться, что стоит за такой маркировкой, можно только по правительственному распоряжению (№1873-р от 25.10. 2010 г.) [5] . В тексте документа говорится о том, что в продуктах здорового питания должна быть оптимизирована пищевая ценность, в том числе они содержат меньше жиров, а обогащены витаминами и минералами.

Фермерские продукты

Маркировка такого типа на наш продовольственный рынок пришла сравнительно недавно и пока не существует нормативно-правовой базы, определяющей особенности данной продукции. Формально в эту категорию товаров должна входить только продукция крестьянских фермерских хозяйств, но на деле маркировку «Фермерское» часто используют крупные молокозаводы и мясокомбинаты. Качественная фермерская продукция обычно имеет много общего с органической, но следует различать эти два вида товаров.

Зачем понимать эту маркировку

Врачи говорят, что почти на 80% наше здоровье зависит от того, что мы едим. Но вот беда: далеко не все понимают, как правильно выбирать продукты, как отличать качественную пищу от напичканной химикатами. Если знать, что обработка овощей агрохимикатами ухудшает их биологическую ценность примерно на 16%, а за сезон сельхозкультуры обычно обрабатывают химикатами до 20 раз, то становится понятно, какого качества пищу мы покупаем в супермаркетах. В Союзе органического земледелия подсчитали, что в современной аграрной промышленности используют свыше 200 тысяч разных химикатов, хотя официальное тестирование прошло только 200 из них. А знаете, сколько химии мы съедаем вместе с сельхозпродукцией? Исследователи считают, что за год ее общее количество дотягивает до 9 килограммов.

А именно химикаты, по данным британских ученых [6] , сегодня считаются главными виновниками аллергий, неврологических, гастроэнтерологических и онкологических заболеваний.

Исходя из этого, становится понятно, почему люди во всем мире столь требовательны к выбору пищевой продукции и всегда обращают внимание на маркировку еды. В наше время большим спросом пользуются продукты из групп эко, органик и био – те, в которых нет химических добавок. Правда, если на Западе требования к маркировке пищи очень строгие и потребитель всегда точно знает, что покупает, то у нас с этим пока еще проблемы.

Источник

Оцените статью