- Эко, био и органик: что означает маркировка
- Что стоит за зеленой маркировкой
- Органик
- Функциональные продукты
- Продукты здорового питания
- Фермерские продукты
- Зачем понимать эту маркировку
- Органическая продукция — что это?
- Что такое «органические продукты»?
- Требования к органической продукции. Общий свод правил
- Органическое животноводство
Эко, био и органик: что означает маркировка
В наше время здоровый образ жизни стал одним из главных трендов. Все больше людей занимаются разными видами спорта, корректируют свою диету, стремятся употреблять только полезные продукты. А прилавки продуктовых магазинов только способствуют этому желанию – так и манят к себе товары с зелеными маркировками: «эко», «био», «органик». Вот только стоит ли верить этим надписям? Как свидетельствуют данные опросов, более чем половина потребителей не доверяют маркировке о натуральности и эко-безопасности продукции. Одной из причин столь высокого процента недоверия является то, что потребители просто не понимают, что стоит за маркировками и какая разница между всеми этими «био» и «эко».
Что стоит за зеленой маркировкой
Использование маркировки ЭКО на товарах предусмотрено нормативами, регулирующими стандарты экологических этикеток и деклараций [1] . Наличие такого знака указывает на экологическую предпочтительность товара. Это значит, что в ходе его производства, транспортировки, хранения, использования или утилизации не наносится (или минимизирован) вред для окружающей среды. Иными словами, покупая эко-продукцию, вы выбираете товар, безопасный для природы. Но вместе с тем надо понимать, что эта маркировка не имеет никакого отношения к качеству самого товара. Она не указывает на то, что продукт более полезный, натуральный или полностью безопасный для здоровья потребителя.
Органик
Возможность применения маркировки «Органический продукт» также имеет под собой правовую составную (предусмотрено в санитарных правилах – СанПиН). Согласно нормам [2] , органическим может называться продукт животноводства, пчеловодства, птицеводства или полученный из растительного сырья, производство которого осуществляется в условиях, максимально приближенных к естественным. То есть к органик-продукции не могут применяться пестициды, химические удобрения, стимуляторы роста, антибиотики, препараты для откорма животных, гормональные и ветеринарные средства, генетическая модификация (ГМО) или ионизирующие излучения.
Маркировка «Органик» привлекает прежде всего тех потребителей, для которых важен принцип «ничего лишнего». Покупая органическую курицу, можно быть уверенными, что ее не пичкали гормонами и антибиотиками, а овощи с такой маркировкой не обрабатывались химикатами и не росли в экологически опасных зонах. Продукция органик больше всего напоминает те самые овощи и мясо, которые выращивают люди в деревнях – все чистое и полностью натуральное.
Кстати, в мировой практике производитель не имеет права наносить на свой товар маркировку «Органик» и «Экологически чистый продукт» без научного основания и документов, подтверждающих этот факт. Желающий нанести на упаковку своего товара пометку «Органик» должен пройти специальную сертификацию. Подтверждающий документ, как правило, выдают только на год, после чего производителю снова предстоит проходить проверку. В разных странах действуют свои стандарты органической продукции. Например, на американской продукции об органичности свидетельствует маркировка USDA Organic Seal, в Евросоюзе – Euro Leaf и Bio-Siegel (преимущественно в Германии), в Швейцарии – Bio Suisse, а в Японии – JAS.
Недавно один из российских интернет-порталов провел небольшое статистическое исследование на основе продукции торговой сети «Перекресток». Оказалось, что самой популярной маркировкой на «зеленых» товарах является ЭКО, а на втором по распространенности месте товары БИО. И надо сказать, результаты эксперимента выглядят вполне реалистично. Вспомните прилавки любого супермаркета – может показаться, что маркировка «био» есть почти на всем. Изначально, согласно ГОСТу [3] , данная надпись присутствовала только на продуктах переработки молока, в которых содержатся пробиотики и/или пребиотики.
Логику такой классификации легко понять, если вспомнить, что слово «биос» с древнегреческого переводится как «жизнь». То есть если говорить буквально, то био-продукт – это тот, в котором есть жизнь (живые организмы). Это, например, любимые многими йогурты и кефиры, обогащенные микроорганизмами (например, бифидо-, лактобактериями) для улучшения работы пищеварительной системы.
Для покупателя, знакомого с данной классификацией, наличие такого знака, например, на соках или овсянке будет выглядеть как минимум странно. Однако в настоящее время БИО сертификация может применяться и к другим видам товаров, если продукция выращена (изготовлена) без добавления вредных химических веществ (типа нитратных удобрений).
Натурпродукт – это еще одно любимое слово маркетологов, которым характеризуют разные группы товаров. Говорить о нормативно-правовой базе, регламентирующей употребление этого знака, не приходится, так как на данное время она попросту отсутствует. Можно только догадываться, что имеет в виду производитель, указывая на этикетке продукта – «натур». Исходя из общепринятого понимания термина «натуральный продукт», можно предположить, что это товар из сырья природного происхождения, в котором не содержатся химические добавки, а в ходе производства применяются технологии, позволяющие максимально сохранить полезные свойства продукции.
По большому счету, натурпродуктом может быть как пища, так косметика и средства бытовой химии. Вопрос только в степени натуральности этой продукции. Скажем, если сравнивать цельное коровье молоко и обезжиренное стерилизованное, то первый вариант можно считать более натуральным, нежели второй. Также вопросы остаются к продукции, содержащей консерванты, усилители вкуса, ароматизаторы и другие добавки. Можно ли их маркировать «натур»?
В целом без соответствующей законодательной базы трудно определять четкие критерии и стандарты натуральности продукции, а правдивость маркировки зависит только от совестливости производителя.
Функциональные продукты
Значение этого термина не совсем понятно потребителям, но большинство из них считает товары с такой маркировкой полезными. Согласно ГОСТу [4] , функциональными могут называться специальные пищевые продукты, которые снижают риск развития болезней пищеварительных органов, предотвращают или лечат дефицит разных питательных веществ, восстанавливают здоровье. Функциональные продукты, конечно же, не заменят лекарства, но при некоторых заболеваниях могут быть весьма полезными.
Продукты здорового питания
Исходя из обозначения, можно догадаться, что такой товар полезен для здоровья. Но вот вопрос: чем продукты здорового питания отличаются от, так сказать, «обычных» аналогов? Оказывается, четких критериев для определения данной группы товаров в РФ пока не существует. Опять-таки догадаться, что стоит за такой маркировкой, можно только по правительственному распоряжению (№1873-р от 25.10. 2010 г.) [5] . В тексте документа говорится о том, что в продуктах здорового питания должна быть оптимизирована пищевая ценность, в том числе они содержат меньше жиров, а обогащены витаминами и минералами.
Фермерские продукты
Маркировка такого типа на наш продовольственный рынок пришла сравнительно недавно и пока не существует нормативно-правовой базы, определяющей особенности данной продукции. Формально в эту категорию товаров должна входить только продукция крестьянских фермерских хозяйств, но на деле маркировку «Фермерское» часто используют крупные молокозаводы и мясокомбинаты. Качественная фермерская продукция обычно имеет много общего с органической, но следует различать эти два вида товаров.
Зачем понимать эту маркировку
Врачи говорят, что почти на 80% наше здоровье зависит от того, что мы едим. Но вот беда: далеко не все понимают, как правильно выбирать продукты, как отличать качественную пищу от напичканной химикатами. Если знать, что обработка овощей агрохимикатами ухудшает их биологическую ценность примерно на 16%, а за сезон сельхозкультуры обычно обрабатывают химикатами до 20 раз, то становится понятно, какого качества пищу мы покупаем в супермаркетах. В Союзе органического земледелия подсчитали, что в современной аграрной промышленности используют свыше 200 тысяч разных химикатов, хотя официальное тестирование прошло только 200 из них. А знаете, сколько химии мы съедаем вместе с сельхозпродукцией? Исследователи считают, что за год ее общее количество дотягивает до 9 килограммов.
А именно химикаты, по данным британских ученых [6] , сегодня считаются главными виновниками аллергий, неврологических, гастроэнтерологических и онкологических заболеваний.
Исходя из этого, становится понятно, почему люди во всем мире столь требовательны к выбору пищевой продукции и всегда обращают внимание на маркировку еды. В наше время большим спросом пользуются продукты из групп эко, органик и био – те, в которых нет химических добавок. Правда, если на Западе требования к маркировке пищи очень строгие и потребитель всегда точно знает, что покупает, то у нас с этим пока еще проблемы.
Источник
Органическая продукция — что это?
Популярность продуктов для здорового образа жизни со множеством названий, таких как «эко», «био», «органический» все больше пользуется спросом. Давайте разберемся, какие продукты действительно могут называться «органическими», и какая от них польза?
«Organic food» — так называемые органические продукты — за последние тридцать лет стали очень популярны в мире. Сегодня и в нашей стране все больше внимания уделяется натуральности продуктов, их способу производства и воздействию на окружающую среду в ходе этого производства. Где же получить достоверную информацию об этом? Что такое «органик»? Почему такие продукты становятся все более и более популярными? Все эти вопросы волнуют многих покупателей. Законодательной базы и практики применения принципов органического сельского хозяйства и производства органической продукции пока нет, как нет и официальной системы сертификации органических продуктов, официального контролирующего органа и четких правил маркировки, несмотря на наличие описанного понятия «органического продукта» в СанПиН. Тем не менее, уже сейчас тема органических продуктов обсуждается все чаще и чаще. Так, закон «О производстве органической сельскохозяйственной продукции» уже разработан и будет обсуждаться в Государственной Думе.
Пока же мы смотрим в сторону Европы. В ЕС производство органических продуктов регулируется давно (в подтверждение этого существуют два постановления Совета ЕС № 834/2007 и Комиссии EC № 889/2008). Символ маркировки также неизменен на всей территории Союза — «Зеленый листок» из звезд, как на флаге Евросоюза. Такие листочки, символизирующие чистоту и натуральность, являются обязательным компонентом любой упаковки органического продукта. Будь то молочная продукция, шоколад или мясо.
Компания Valio, родом из Финляндии, кроме обычных полезных и натуральных продуктов, также производит органические товары, следуя за тенденциями рынка и желаниями покупателей заботиться об окружающей среде. Особенностью производства абсолютно всей продукции Valio является приверженность компании принципам заботы об окружающей среде, бережливого производства, заботы о животных и особые дополнительные стандарты качества молока и конечной продукции, которым следует Valio. Например, несмотря на жаркие споры вокруг целесообразности применения ГМО в сельском хозяйстве, компания Valio во всех станах, где производит свою продукцию — в том числе в России — отказывается от любых форм использования ГМО, в том числе от использования кормов, содержащих генномодифицированные добавки и компоненты. Эта практика уникальна для всего мира.
Кроме того, финское молоко Valio одно из самых чистых в Европе по показателям качества, в том числе микробиологическим. А рецептура каждого продукта основана на тщательных исследованиях собственного центра Valio R&D — одного из самых крупных и авторитетных в мире.
Тем не менее, производство органической продукции — это не только производство натуральных продуктов и отказ от ГМО: это серьезная и сложная система принципов, охватывающая все стадии производства продукции и сырья. Далеко не всякий продукт, выращенный на собственном дачном участке, может считаться органическим. О том, какой может, — читайте далее.
Что такое «органические продукты»?
Скорее всего, этот вопрос приходил в голову многим не раз. Производители без труда именуют свои продукты «эко», «натуральный», «био», запутывая покупателей большим количеством формулировок, к которым присоединяется и «органик». Так что же такое эти органические продукты?
Органическим считается продукт, произведенный с использованием таких технологий, которые обеспечивают его создание из сырья, полученного без применения синтетических удобрений и пестицидов (химических средств защиты растений), ГМО, не подвергнутого обработке с использованием ионизирующего излучения. Иными словами, технологии производства органических пищевых продуктов не должны приносить вреда окружающей среде, здоровью и самочувствию людей, растений и животных. Таким образом, органические продукты — не просто натуральные продукты, в ходе производства которых не использовались никакие искусственные заменители, но и такие, которые способствуют благоприятному состоянию окружающей среды.
Такие модные громкие слова, как «биологически чистый» или «экологически чистый», совсем не относятся к понятию organic. На самом деле, использование фразы «экологически чистый» на упаковке пищевого продукта недопустимо (согласно ГОСТ Р 51074-2003), поскольку данное понятие законодательно и научно не определено. Использование приставок «эко» и «био» (и производных от них) только в имени или на изображении продукта основано лишь на рекламных интересах той или иной компании. На сегодняшний день использование приставки «био» возможно только в формулировке «биопродукт», согласно российскому законодательству (Технический Регламент Таможенного Союза 033/2013), что означает, что этот молочный продукт был произведен с использованием заквасочных микроорганизмов и обогащен пробиотиками или пребиотиками. В таком случае термин «биопродукт» будет использован в техническом тексте на обороте или на боковой стороне упаковки. Понятие же «натуральный» является общеупотребительным, но, по сути представляет собой субъективную оценку продукта (как, например, характеристика «вкусный» или «нежный»), законодательно этот термин никак не определяется.
А вот определение «органических продуктов» в России существует и представлено в требованиях СанПиН 2.3.2.2354-08. Эти требования на сегодняшний день гармонизированы с требованиями Европейского Союза и международных организаций, что говорит о том, что именно это определение можно принимать как реально обоснованное.
Покупая органический продукт, вы вносите свой вклад не только в заботу о собственном здоровье, но и в более безопасную окружающую среду и заботу о животных.
Требования к органической продукции. Общий свод правил
Вот свод правил, по которым изготавливается европейская органическая продукция, ну и, конечно, Valio:
- Органические продукты транспортируются и хранятся отдельно от остальных.
- Разрешены к использованию только натуральные (не искусственные и не идентичные натуральным) подсластители, красители, ароматизаторы.
- В органической продукции отсутствуют ГМО, как и в остальной продукции Valio.
- В органической продукции не должно быть компонентов, подверженных облучению (его иногда используют для обработки пряностей).
- Не допускается дополнительное обогащение витаминами и минералами (так, полезное добавление витамина C в соки или витамина D в молоко не сможет считаться «органическим» уже по определению).
- Полностью запрещено использование пестицидов, искусственных кормов и синтетических удобрений: должны использоваться удобрения органического происхождения.
- Обеспечение плодородия почвы с помощью организации разумного севооборота, например, бобовых культур должно быть не менее 30% от посевной площади.
Органическое животноводство
При производстве свое продукции, особое внимание финские фермеры уделяют тому, как живут и чем питаются коровы. Это регламентировано правилами органического животноводства:
- Мы учитываем самочувствие животных и свойственные им повадки.
- Следим за тем, чтобы на одну корову приходилось не менее 0,5 га пастбищ.
- Не используем корма, содержащие гормоны, способствующие росту продуктивности коров.
- Не применяем искусственные корма, абсолютное большинство того, что едят наши коровы, имеет органическое происхождение.
- Животные сами выбирают когда им есть.
- Коровы максимальное время пребывают на открытых пастбищах — пока позволяют погодные условия, но даже зимой они бывают на открытом выпасе не менее двух раз в неделю.
- Телята получают материнское молоко не менее трех месяцев и уже через неделю после рождения отправляются на вольный выпас.
- Мы не применяем медицинских препаратов для профилактики заболеваний животных.
В производстве органической продукции Valio следует всем этим правилам.
Источник