Опорная школа что это значит

Опорная школа

Опорное образовательное учреждение — это учреждение, которое имеет соответствующую учебно-материальную базу, квалифицированный, творчески работающий педагогический коллектив, который в комплексе решает задачи современного образования, добивается высоких результатов в деле обучения и воспитания учащихся (воспитанников), пользуется авторитетом и признанием педагогов, педагогической общественности района.

Опорное образовательное учреждение является базой для проведения методической работы с педагогами, воспитателями, руководителями образовательных учреждений, методических объединений с целью успешного решения задач, стоящих перед системой образования района.

Федеральный проект «Современная школа»

Реализация проекта направлена на внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».

Основные мероприятия в рамках проекта:

  • обновление методик, стандарта и технологий обучения;
  • создание условий для освоения обучающимися отдельных предметов и образовательных модулей, основанных на принципах выбора ребенка, а также применения механизмов сетевой формы реализации;
  • создание новых мест в общеобразовательных организациях;
  • создание сети новостроек – региональных центров образования;
  • осуществление подготовки педагогических кадров по обновленным программам повышения квалификации.

Источник

ОПОРНАЯ ШКОЛА

Расстановка ударений: ОПО`РНАЯ ШКО`ЛА

ОПОРНАЯ ШКОЛА — общеобразовательная школа, являющаяся методическим центром нескольких ближайших школ (т. н. куста школ). В задачи О. ш. входит: применение, пропаганда и внедрение в практику др. школ достижений пед. науки, изучение и распространение опыта лучших учителей самой О. ш. и прикреплённых к ней школ; содействие органам нар. образования в осуществлении методич. помощи учителям, в повышении квалификации пед. кадров и др. Высшие пед. уч. заведения, исследовательские и научно-методич. учреждения широко привлекают О. ш. к проводимой ими экспериментальной работе. О. ш. участвуют в опытной проверке пробных учебников и новых образцов уч.-наглядных пособий, новых организационных форм и методов обучения; в разработке отдельных пед. проблем (таких, напр., как формирование у уч-ся научно-материалистич. мировоззрения, соединение обучения и воспитания в единый процесс, ликвидация второгодничества, преемственность в обучении и воспитании и др.).

Сеть О. ш. определяется районным или гор. отделом нар. образования по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза. При этом учитываются общая постановка уч.-воспитат. работы в данной школе, состав и квалификация пед. кадров, обеспеченность уч. оборудованием. Административными правами по отношению к прикреплённым школам О. ш. не пользуется.

Свои предложения о внедрении рациональных форм и методов работы в практику др. школ района О. ш. вносит в местный отдел нар. образования, к-рый оказывает ей систематич. помощь. Если О. ш. участвует в экспериментальной работе или в повышении квалификации пед. кадров, то ей оказывают в этом помощь н.-и. ин-ты педагогики (пед. наук), пед. вузы. Совместная работа О. ш. и прикреплённых к ней школ ведётся под руководством совета О. ш., в к-рый на равных правах входят представители администрации и общественных организаций всех школ куста. Совет избирает президиум, председателем к-рого является обычно директор О. ш.

Для того чтобы помочь учителям овладеть передовым опытом, наиболее эффективными приёмами обучения и воспитания уч-ся, советы О. ш. проводят планомерное взаимопосещение учителями открытых уроков, научно-практические конференции и «педагогические чтения», совместные заседания пед. советов, методич. объединений, читательские конференции нескольких школ и т. д. Для учителей устраиваются групповые (тематич.) и индивидуальные консультации, практикумы, семинары, коллективно разрабатываются отдельные методич. и пед. вопросы, совместно анализируются результаты контрольных письменных работ, проведённых в параллельных классах разных школ куста по единым текстам, темам и задачам, создаются лектории для родителей и уч-ся и т. д.

Эффективность работы О. ш., её влияние на качество обучения и воспитания в др. школах определяется тем, насколько систематически ведётся эта работа, дифференцируется ли она в зависимости от подготовки и интересов учителей школ данного куста.

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с. с илл.

Источник

Опорные школы РАН: коротко о главном

Для чего нужны опорные школы Российской Академии Наук? Кого, как и чему в них будут обучать? Ответы на эти вопросы вы сможете найти в данной статье.

Не так давно Минпросвещения анонсировало новый проект, направленный на создание опорных школы при Российской академии наук. По словам президента РАН и министра просвещения, данный проект позволит существенно повысить уровень среднего школьного образования. По крайней мере в той части учеников, которые нацелены на дальнейшее продвижение в науку.

Отметим, что идея создания специализированных школ не нова. Еще 2-3 столетия назад целью создания таких школ была, в основном, организация приютов для сирот, в которых детям давали базовые знания, помогающие в дальнейшей социальной адаптации и приобретении рабочей специальности. Тогда же массово открывались частные пансионы для детей знати, где обучали «разным наукам и светским манерам», воспитывая аристократическую надстройку общества. Спецшколы функционировали и в период становления СССР, в начале 20-х годов прошлого века.

Итак, опыт создания и работы специализированных школ в нашей стране существует. Он оказался довольно успешным, так как, по сути, позволяет реализовать главную задачу: собрать в одном классе учеников с равными способностями и обучать по некой специализированной программе, подготавливая к следующему шагу в жизнь.

Спецшколы в СССР: ретроспектива

При реализации совместного амбициозного проекта Минпросвещения, РАН и компании «Просвещение», в котором предполагается воспитывать интерес школьников к математическим и естественным наукам, очень пригодился опыт работы советских школ.

В СССР научная элита воспитывалась на базе специализированных школ с углубленным изучением предметов, ориентированных на развитие ведущих отраслей экономики. К сожалению, после распада СССР, устоявшаяся система советского образования дала трещину. Началось массовое тиражирование школ-гимназий, которое происходило под влиянием модных тенденций и ложного престижа, основанного на стремлениях родителей «устроить» будущее ребенка, и нередко – просто похвастаться в кругу знакомых «успехами» своего чада.

Спрос, как известно, рождает предложение, особенно, когда общеобразовательная школа советского периода, в которой дети получали бесплатное образование, в условиях перехода к капитализации и коммерциализации была поставлена в условия выживания. Это привело к ожидаемому снижению качества образования, падению престижа специализированных школ-гимназий, несмотря на то, что идея дифференцированного подхода к обучению в принципе дает высокие результаты.

Главный критерий отбора детей для обучения по специальным программам — выявление способностей к изучению точных и естественных наук у детей, а также дальнейшее развитие интереса их к учебе. Правда, некоторые учителя «советской закалки» до сих пор считают, что такая форма лишает ребенка права выбора, поскольку его дальнейшую судьбу решают взрослые, определяя его круг интересов на ранней стадии развития и воспитания.

Однако «старая гвардия» сильно сгущает краски. Опорная или спецшкола не лишает ребенка возможности изучать остальные предметы, воспитывая всесторонне образованную личность, а лишь делает упор на некоторые предметы. При желании, в более старшем возрасте, ребенок может изменить выбор взрослых и принять самостоятельное решение, выбирая профессию.

РАН готовит смену: перспективные планы

Наряду с работой над научными открытиями РАН всерьез озабочена вопросом подготовки молодой смены – креативных, дерзких, амбициозных и талантливых преемников.

Научный прогресс – объективная предпосылка для создания специализированных школ. Стимулируют работу в этом направлении и правительственные задачи — повышение качества российской системы образования, которая, чего греха таить, в последние 20 лет находилась «на задворках» государственных забот.

После социально-экономических потрясений эпохи перестройки, ряда неудачных экспериментов в сфере просвещения, Минобразования уверенно приступило к работе над национальным проектом «Наука», цель которого – создание опорных школ и научно-образовательных центров, и как результат – качественная подготовка будущих ученых. На базе Российской Академии Наук, в рамках пилотного проекта уже в 2019 году планируется открытие 110 школ и 15 НОЦ (научно-образовательных центров), во всех регионах страны. Другими словами, опорные школы будут готовить выпускников для научных центров не в отдаленной перспективе, а сейчас.

Особенно радует, что целью проекта является не создание элитных школ в столице и нескольких наиболее развитых городах России – опорные школы создаются на базе высших учебных заведений и НИИ, работающих в 32 регионах страны. То есть, такой подход обеспечивает равные возможности для всех одаренных детей, что делает обучение в опорных школах РАН более доступным.

Согласно майским указам президента РФ, РАН совместно с Министерством просвещения, до 2024 года планируется поднять рейтинг российской науки на 11 место в мире по ведущим научно-техническим направлениям и на 5 место – по количеству научных статей, опубликованных в международных изданиях. Планируется также значительное омоложение кадров в науке: ученые в возрасте до 39 лет должны составлять 50% научного состава.

Основные пути реализации проекта

Если коротко, для достижения поставленных целей нужны специальные программы, высококвалифицированные кадры и, конечно же, средства.

Первый вопрос, касающийся создания специальных программ, оказался самым простым. Программы уже разработаны и дефицита в них нет. Относительно легко решился вопрос и с кадрами: предполагается, что опорные школы будут работать на базе институтов и университетов, где такие кадры есть.

Даже решен вопрос о принципах разделения детей по способностям, в соответствии с требованиями психологии и педагогики. Отбор детей для обучения по специализированным программам планируется проводить не с первого класса, как было раньше, а с шестого. То есть, поскольку в 11-12 лет интересы ребенка к изучению тех или иных учебных дисциплин уже, в основном, сформированы, отбор в этом возрасте не нарушает принципов педагогической этики, которая так беспокоила учителей прошлых лет.

Оставался открытым самый сложный вопрос для реализации любых идей: откуда взять средства? Плачевное финансовое положение отечественной системы образования не критикуют только ленивые и безразличные. Школа, как и образование в целом – бюджетная сфера, которая, по старой советской традиции до сих пор финансируется по остаточному принципу. Но, похоже, что у этого правила наступил переломный момент.

Летом 2017 года намерение О. Васильевой, Министра образования РФ, провести реформу «по возвращению школ в государство» для создания единого образовательного пространства натолкнулось на возражения губернаторов, не желающих обременять себя дополнительными хозяйственными вопросами.

Тем не менее, в августе 2018 года школы в 16 регионах Российской Федерации были переданы в региональное подчинение, при поддержке учительского профсоюза. Это буквально означает, что финансирование в них отныне ведется не из муниципального бюджета, а из федерального, так же как и более организованно, на федеральном уровне, решаются вопросы с кадрами. Лучшие школы в этих субъектах федерации дополнительно финансируются из муниципального бюджета, по результатам рейтинга.

Если же говорить более предметно о финансировании проекта опорных школ РАН, то, по словам Ольги Васильевой, одна половина денег на него будет выделена из федерального бюджета, а другая половина – оплачивается за счет бизнеса (а если конкретнее, то компанией «Просвещение»).

Ожидается, что на закупку нового оборудования для опорных школы будет выделено около 1 млрд рублей. Набор учащихся в опорные школы планируется проводить из числа учащихся лучших школ, с учетом близости научных институт и крупных федеральных НИИ.

Такая оптимизация, как считают в министерстве просвещения, будет способствовать укреплению единого образовательного пространства и обеспечению качественного образования для всех детей РФ. Дополнительно проект направлен на сокращение управленческих звеньев и создание единого потока финансирования.

Источник

Что такое опорные школы?

Сейчас много говорят о каких-то опорных школах. Что это за школы и кто в них будет учиться?

В. Сахненко, Николаевская обл.

Опорными называют школы в больших селах и райцентрах, в которых будут учиться школьники из ближайших сел. Ребята пойдут в эти учебные заведения потому, что в их селах школы из-за слишком маленького количества учеников — «оптимизировали», то есть, оставили только младшие классы. Как рассказала Лилия Гриневич, министр образования и науки Украины, сейчас уже создано 142 опорные школы. «Лидерами по их количеству являются Кропивницкая, Киевская, Винницкая, Днепропетровская и Тернопольская области, — говорит она. – Теперь начальная школа останется возле дома, а учеников средней школы будут подвозить в опорные школы, где работают лучшие учителя и есть нужное для обучения оборудование. Вместе с тем, создание сети опорных школ возможно только при условии качественной организации подвоза детей, что предполагает наличие школьных автобусов и отремонтированных дорог».

В распоряжении опорных школ сейчас есть 172 автобуса, из них в предыдущие годы закупили 42 автобуса и в этом — 130. Осталось только отремонтировать, как минимум, 2,5 тыс. км дорог, иначе школьникам придется добираться на занятия на маршрутках или пешком.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «Издательский Дом УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «Издательский Дом УМХ» запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, прямая гиперссылка на www.aif.ua обязательна.

Материалы с пометками ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, НОВОСТИ КОМПАНИЙ, КОМПАНИИ, БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ, ПОЛЕЗНЫЙ ВЫБОР, ЛЮДИ ДЕЛА, МНЕНИЯ, ВЫБОРЫ, ПРЕСС-РЕЛИЗ, СМОТРИМ ЛУЧШЕЕ публикуются на коммерческой основе.

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.

Адрес редакции: 04080, Киев, ул.Кирилловская, 104 телефон: (044) 205-43-04

Источник

Читайте также:  Попаду под горячую руку что значит
Оцените статью