Очевидно не значит верно подлежащее чем выражено

Конспект по русскому языку на тему: «Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее» (8 кл.)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

урока по русскому языку в 8 классе

Тема урока: «Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее.»

1. Сформировать у школьников представление о двусоставном предложении, о главных членах и о подлежащем;

2. Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в группе, активизировать желание работать творчески, точно определять способы выражения подлежащего, правильно согласовывать подлежащее со сказуемым;

3. Совершенствовать знания о синонимических связях языковых единиц;

4. Воспитывать бережное отношение к русскому языку, повышать грамотность школьников.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: учебник русского языка для 8 класса. Авторы А. Л. Ладыженская; демонстрационный материал В. Малюшкин «Комплексный анализ текста», «Тестовые задания», таблицы «Способы выражения подлежащего», «Способы согласования со сказуемым».

Учитель: Сегодня мы вместе создадим необычный урок. Мне трудно предположить, чего вы ждете от нашего урока: хотите продемонстрировать свои знания или научиться чему-то новому, порадоваться успехам друзей, обменяться впечатлениями, информацией.

Пожалуйста, закройте свои глаза и мысленно проговорите свою цель.

Я знаю, что вы умеете внимательно и активно работать, пользоваться уже полученными знаниями. Что вы думаете о предстоящем уроке? Каким он будет? ( Ответы ребят). Сегодняшний урок – это урок приобретения новых знаний, умений и навыков. Мы разделимся на три команды исследователей (по рядам). Будьте внимательны.

Повторение пройденного материала. Словарная работа.

Учитель: первой команде найти корень в слове удивить, подобрать однокоренные слова и сделать запись в тетрадь; второй команде — в слове поразить; третьей — составить словосочетания с этими словами. Вспомним, что такое словосочетание и какие виды словосочетаний вы уже знаете? Что такое согласование, управление, примыкание? Знания о словосочетании проверяются на экзамене по русскому языку в 9 классе.

Удивить зрителя – глагольное, управление

Поразить знаниямиглагольное, управление

Перестроить в согласование

— Что такое грамматическая основа предложения?

-Какие бывают предложения по количеству грамматических основ?

-Если в простом предложении только один главный член предложения? Как называются такие предложения?

-Чем могут осложняться простые предложения?

Работа с предложением.

Приобретая новые идеи, ты приобретаешь новые глаза.

(синтаксический разбор предложения)

Как вы думаете, всегда ли субъектом действия выступает подлежащее?

(на доске появляется предложение):

Загородный лес пересечен множеством тропинок.

Учитель: давайте найдем в этом предложении подлежащее ( здесь подлежащее не является субъектом действия), нет его. Что же такое подлежащее? Откройте учебник и прочитайте те, которые не смогут сами сформулировать определение подлежащего. Чем может быть выражено подлежащее? Чаще всего существительным. На самом деле , в роли подлежащего могут выступать не только именные , но и другие части речи, даже междометия. Давайте посмотрим таблицу.

3. Изучение нового материала.

Мы никогда не ссоримся.

Двенадцать делится на шесть.

Взрослые никогда не понимают детей.

Вошедший привлек всеобщее внимание.

Курить — здоровью вредить.

Очевидно не значит верно.

Вдали послышалось ку-ку.

Прошло несколько дней.

Определите грамматическую основу. Мы видим, что в роли подлежащего выступает существительное «солнце», местоимение «мы», числительное «двенадцать», прилагательное «взрослые», причастие «вошедший», глагол «курить», наречие «очевидно», междометие «ку-ку», неделимое словосочетание «несколько дней».

Слова, употребляющиеся в значении других частей речи , называются субстантивированными.

Выполняем упр. №90 на стр46. Выпишем только грамматическую основу предложения.

Лиса проведет. (сущ.) Никто не судья. (мест) Мокрый не боится.(прилаг.) Сказать — смешно, утаить — грешно.(глагол)

Утопающий хватается. (причастие) Семеро не ждут. (числит)

Одно лучше двух. (числить) Ленивый спит, работает. (прилагательное) Кто не бывал, не видал. (местоим.) Он бегал, бродил, смотрел. (местоим.) Пешеход видит. (сущ.) Ты слушать пришел. (местоим.)

Учитель: Обращаю ваше внимание на особые случаи согласования подлежащего со сказуемым. Сегодня мы познакомимся с ними.

Способы согласования подлежащего со сказуемым

Глагол- сказуемое в ед.ч.

Много болельщиков участвовало в олимпиаде.

МГУ-Московский Государственный университет

Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим университет

МГУ объявил о новом наборе студентов.

СМИ сообщили о важных событиях в стране.

Дадим характеристику предложения. (СМИ-подлежащее, сообщили -сказуемое, о событиях – дополнение, важных – определение, в стране – обстоятельство. Прост., двусост., распр., повест., невоск.)

4. Работа с учебным материалом

А теперь проведем небольшую тестовую работу по дополнительному материалу.

1.Укажите способ связи в словосочетаниях – согласование.

А) каждому труженику;

Б) поиск неизведанного;

Г) первые препятствия;

Е) участвовал в походе

2. Вставьте пропущенную букву:

Ф…нтазия, т…лантливый, тр…диция, к…ндидат

3.укажите способ связи в словосочетании – примыкание

А) добросовестно выполнять;

Б) участвовать в полете;

Г) быть молчаливым;

Д) верные друзья;

4. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:

А) маленькая гостиная была неуютной.

Б) Наше завтра будет прекрасно.

В) Мы с Аликом принялись за работу.

Г) Прямо к станции летит тройка удалая.

5. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено наречием:

А) Пять не делится на двое.

Б) Далече грянуло «ура».

В) Наше завтра будет прекрасно.

Г) Лучший из учеников был награжден грамотой.

Д) Вчера произошло нечто странное.

6. Выберите вариант ответа, в котором правильно указана грамматическая основа предложения: «С руками негде не пропадешь».

А) с руками не пропадешь;

Б) нигде не пропадешь;

7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: «Читая текст учебника……….»

А) не отвлекайтесь,

Б) каждая фраза должна быть обдумана,

В) это не займет не меньше часа.

Учитель: сейчас вы станете экспертами, поменяйтесь работами. Правильные ответы:1-а, 2-а, 3-а, 4-в, 5-г, 6-в, 7-а. Учтите, что правильные 7 ответов заслуживают оценку «5». 6- «4», 5-4- «3», 3-«2».

5. Проверим правильность ответов.

6. домашнее задание: упр. №97, стр. 47.

Вывод: о том, что мы узнали на уроке, напишите сочинение – рассуждение «Какие части речи выступают в роли подлежащего»?

7. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся.

Источник

Способы выражения подлежащего

Рассмотрим спо­со­бы выра­же­ния под­ле­жа­ще­го раз­лич­ны­ми частя­ми речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми в пред­ло­же­нии. В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее может быть обо­зна­че­но сло­ва­ми раз­ных частей речи, в том чис­ле инфи­ни­ти­вом, лек­си­че­ски и син­так­си­че­ски нераз­ло­жи­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фразеологизмами.

В пред­ло­же­нии основ­ная мысль сосре­до­то­че­на в его син­так­си­че­ском ядре — под­ле­жа­щем и ска­зу­е­мом.

Подлежащее — это глав­ный член пред­ло­же­ния, с помо­щью кото­ро­го мож­но узнать, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. К под­ле­жа­ще­му мож­но задать вопрос кто? или что? Этот глав­ный член пред­ло­же­ния пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, обо­зна­ча­ю­щем дей­ствие или состо­я­ние субъекта.

Подлежащее име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа и может быть обо­зна­че­но не толь­ко отдель­ны­ми сло­ва­ми, но и сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фразеологизмами.

Таблица

Способ Пример
1. Имя суще­стви­тель­ное в и. п. Собака игра­ла с костью.
2. Имя числительное Семеро одно­го не ждут.
Шесть делит­ся на три.
3. Местоимение в име­ни­тель­ном падеже Никто не спал в эту ночь.
4. Инфинитив (обыч­но — в нача­ле предложения) Грубить — пло­хая привычка.
5. Субстантивированное при­ча­стие, прилагательное Взрослые отпра­ви­ли детей спать.
Вошедший при­вет­ство­вал присутствовавших.
6. Любая часть речи в зна­че­нии существительного Наше зав­тра туманно.
Грянуло ура .
7. Различные соче­та­ния слов:
а) состав­ные гео­гра­фи­че­ские названия;
Садовое коль­цо — кру­го­вая транс­порт­ная магистраль.
б) устой­чи­вые соче­та­ния слов, в том чис­ле фра­зео­ло­ги­че­ские обороты; В стране актив­но раз­ви­ва­ет­ся сель­ское хозяй­ство .
в) количественно-именные сочетания; Несколько чело­век вошли в ком­на­ту. Один из них был в очках.
г) соче­та­ния соби­ра­тель­но­го сущ. с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем (ряд, часть, мно­же­ство) с сущ. или место­им. в р. п.; На пло­ща­ди собра­лось мно­же­ство наро­да .
д) соче­та­ния неопре­де­лен­ных место­име­ний с име­на­ми прилагательными; Что-то чер­ное заше­ве­ли­лось в углу.
е) соче­та­ние сущ. в и. п. с пред­ло­гом «с» и сущ. в тв. п. Мама с ребен­ком шли впереди.

Выражение подлежащего в простом предложении

Подлежащее выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи как имен­ны­ми, так и слу­жеб­ны­ми. В роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­ще­го субъ­ект дей­ствия, чаще все­го выступает

1. суще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном паде­же един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го числа

2. местоимения-существительные (лич­ные, отно­си­тель­ные, опре­де­ли­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопределенные)

Любой зна­ет ответ на этот вопрос.

3. коли­че­ствен­ное или соби­ра­тель­ное числительное

Двое быст­ро про­шли через тем­ный двор.

4. при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие, кото­рое пере­шло в существительное

Скромный гово­рит о себе сво­и­ми поступками.

Выздоравливающие про­гу­ли­ва­лись по аллее.

6. наре­чие в роли существительного

7. слу­жеб­ные части речи и меж­до­ме­тие, кото­рые при­об­ре­ли пред­мет­ное значение

Около — это про­из­вод­ный пред­лог, а тоже — союз.

Громкое «бра­во» раз­да­лось с бал­ко­на театра.

Иногда осо­бое затруд­не­ние вызы­ва­ет под­ле­жа­щее, выра­жен­ное неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла, или инфинитивом.

Выражение подлежащего инфинитивом

Инфинитив может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния. Рассмотрим инфи­ни­тив в роли подлежащего.

К упать­ся ночью в море запре­ща­ет­ся .

В этом пред­ло­же­нии к сло­ву «купать­ся» зада­дим вопрос: о чем идет речь?

«Купаться» — это под­ле­жа­щее, кото­рое пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, выра­жен­ным гла­го­лом «запре­ща­ет­ся».

Купаться запре­ща­ет­ся — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Подлежащее, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния. Чтобы вер­но ука­зать под­ле­жа­щее в фор­ме инфи­ни­ти­ва и не спу­тать его с дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, сле­ду­ет выяс­нить вто­рой глав­ный член. Такое под­ле­жа­щее, как пра­ви­ло, име­ет пояс­ня­ю­щее его ска­зу­е­мое, обо­зна­чен­ное сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Осознать свою ошиб­ку — это бла­го­род­ство .

б) дру­гим гла­го­лом в фор­ме инфинитива

Для меня жить — зна­чит рабо­тать (И. К. Айвазовский).

в) сло­вом кате­го­рии состояния

Всегда насла­ждать­ся — это невоз­мож­но .

г) при­ла­га­тель­ным в пол­ной фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с глаголом-связкой

Дарить сча­стье дру­гим — быть самом у счаст­ли­вым .

Выражение подлежащего словосочетанием

Подлежащее выра­жа­ет­ся лек­си­че­ски неде­ли­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми, в соста­ве кото­рых укажем

а) име­на собственные

б) име­на нарицательные

в) устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния — термины

Подлежащее может быть обо­зна­че­но син­так­си­че­ски неде­ли­мы­ми соче­та­ни­я­ми слов, одно из кото­рых обо­зна­ча­ет коли­че­ство или ука­зы­ва­ет на него:

а) соче­та­ние чис­ли­тель­но­го с существительным

б) соче­та­ние суще­стви­тель­ных «боль­шин­ство», «мно­же­ство», «мень­шин­ство», «ряд», «часть», «сот­ня» с суще­стви­тель­ным в фор­ме р. п. мн. ч.

в) соче­та­ние место­име­ний «столь­ко», «сколь­ко», «несколь­ко» с суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме р. п. мн. ч.

г) соче­та­ния, выра­жа­ю­щие при­бли­зи­тель­ное коли­че­ство, с пред­ло­га­ми «око­ло», «до» и сло­ва­ми «мно­го», «мало», «свы­ше», «боль­ше», «мень­ше»

д) соче­та­ние место­име­ния или чис­ли­тель­но­го в и. п. с суще­стви­тель­ным в р. п. с пред­ло­гом «из»

е) суще­стви­тель­ное или лич­ное место­име­ние в и. п. с суще­стви­тель­ным в тво­ри­тель­ном паде­же, если ска­зу­е­мое име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го числа

(Кто?) Я с бра­том , вой­дя в дом, сня­ли шапки.

Я (с кем?) с бра­том пошел на охоту.

ж) неопре­де­лен­ное место­име­ние (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с при­ла­га­тель­ным (при­ча­сти­ем) в роли существительного:

Некто незна­ко­мый загля­нул в калитку.

Что-то тре­вож­ное послы­ша­лось нам в гуле ветра.

з) выра­же­ния с вре­мен­ным зна­че­ни­ем, в соста­ве кото­рых име­ют­ся сло­ва «нача­ло», » «сере­ди­на», «конец»

Незаметно подо­шла сере­ди­на квар­та­ла .

и) целые пред­ло­же­ния, кото­рые теря­ют предикативность

Подлежащее выражено фразеологизмом

В каче­стве глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния может высту­пать фра­зео­ло­гизм, кото­рый не делит­ся на состав­ля­ю­щие его сло­ва и цели­ком явля­ет­ся подлежащим.

Примеры:

Нить Ариадны помог­ла Тесею вый­ти из лабиринта.

Манна небес­ная вряд ли будет сыпать­ся нам.

Эта голу­ба я меч­та неосу­ще­стви­ма для меня.

Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»

Источник

Читайте также:  Что значит система уравнений имеет единственное решение
Оцените статью