- Конспект по русскому языку на тему: «Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее» (8 кл.)
- Онлайн-конференция
- «Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
- Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
- Способы выражения подлежащего
- Таблица
- Выражение подлежащего в простом предложении
- Выражение подлежащего инфинитивом
- Выражение подлежащего словосочетанием
- Подлежащее выражено фразеологизмом
- Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»
Конспект по русскому языку на тему: «Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее» (8 кл.)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
урока по русскому языку в 8 классе
Тема урока: «Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее.»
1. Сформировать у школьников представление о двусоставном предложении, о главных членах и о подлежащем;
2. Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в группе, активизировать желание работать творчески, точно определять способы выражения подлежащего, правильно согласовывать подлежащее со сказуемым;
3. Совершенствовать знания о синонимических связях языковых единиц;
4. Воспитывать бережное отношение к русскому языку, повышать грамотность школьников.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: учебник русского языка для 8 класса. Авторы А. Л. Ладыженская; демонстрационный материал В. Малюшкин «Комплексный анализ текста», «Тестовые задания», таблицы «Способы выражения подлежащего», «Способы согласования со сказуемым».
Учитель: Сегодня мы вместе создадим необычный урок. Мне трудно предположить, чего вы ждете от нашего урока: хотите продемонстрировать свои знания или научиться чему-то новому, порадоваться успехам друзей, обменяться впечатлениями, информацией.
Пожалуйста, закройте свои глаза и мысленно проговорите свою цель.
Я знаю, что вы умеете внимательно и активно работать, пользоваться уже полученными знаниями. Что вы думаете о предстоящем уроке? Каким он будет? ( Ответы ребят). Сегодняшний урок – это урок приобретения новых знаний, умений и навыков. Мы разделимся на три команды исследователей (по рядам). Будьте внимательны.
Повторение пройденного материала. Словарная работа.
Учитель: первой команде найти корень в слове удивить, подобрать однокоренные слова и сделать запись в тетрадь; второй команде — в слове поразить; третьей — составить словосочетания с этими словами. Вспомним, что такое словосочетание и какие виды словосочетаний вы уже знаете? Что такое согласование, управление, примыкание? Знания о словосочетании проверяются на экзамене по русскому языку в 9 классе.
Удивить зрителя – глагольное, управление
Поразить знаниями — глагольное, управление
Перестроить в согласование
— Что такое грамматическая основа предложения?
-Какие бывают предложения по количеству грамматических основ?
-Если в простом предложении только один главный член предложения? Как называются такие предложения?
-Чем могут осложняться простые предложения?
Работа с предложением.
Приобретая новые идеи, ты приобретаешь новые глаза.
(синтаксический разбор предложения)
— Как вы думаете, всегда ли субъектом действия выступает подлежащее?
(на доске появляется предложение):
Загородный лес пересечен множеством тропинок.
Учитель: давайте найдем в этом предложении подлежащее ( здесь подлежащее не является субъектом действия), нет его. Что же такое подлежащее? Откройте учебник и прочитайте те, которые не смогут сами сформулировать определение подлежащего. Чем может быть выражено подлежащее? Чаще всего существительным. На самом деле , в роли подлежащего могут выступать не только именные , но и другие части речи, даже междометия. Давайте посмотрим таблицу.
3. Изучение нового материала.
Мы никогда не ссоримся.
Двенадцать делится на шесть.
Взрослые никогда не понимают детей.
Вошедший привлек всеобщее внимание.
Курить — здоровью вредить.
Очевидно не значит верно.
Вдали послышалось ку-ку.
Прошло несколько дней.
Определите грамматическую основу. Мы видим, что в роли подлежащего выступает существительное «солнце», местоимение «мы», числительное «двенадцать», прилагательное «взрослые», причастие «вошедший», глагол «курить», наречие «очевидно», междометие «ку-ку», неделимое словосочетание «несколько дней».
Слова, употребляющиеся в значении других частей речи , называются субстантивированными.
Выполняем упр. №90 на стр46. Выпишем только грамматическую основу предложения.
Лиса проведет. (сущ.) Никто не судья. (мест) Мокрый не боится.(прилаг.) Сказать — смешно, утаить — грешно.(глагол)
Утопающий хватается. (причастие) Семеро не ждут. (числит)
Одно лучше двух. (числить) Ленивый спит, работает. (прилагательное) Кто не бывал, не видал. (местоим.) Он бегал, бродил, смотрел. (местоим.) Пешеход видит. (сущ.) Ты слушать пришел. (местоим.)
Учитель: Обращаю ваше внимание на особые случаи согласования подлежащего со сказуемым. Сегодня мы познакомимся с ними.
Способы согласования подлежащего со сказуемым
Глагол- сказуемое в ед.ч.
Много болельщиков участвовало в олимпиаде.
МГУ-Московский Государственный университет
Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим университет
МГУ объявил о новом наборе студентов.
СМИ сообщили о важных событиях в стране.
Дадим характеристику предложения. (СМИ-подлежащее, сообщили -сказуемое, о событиях – дополнение, важных – определение, в стране – обстоятельство. Прост., двусост., распр., повест., невоск.)
4. Работа с учебным материалом
А теперь проведем небольшую тестовую работу по дополнительному материалу.
1.Укажите способ связи в словосочетаниях – согласование.
А) каждому труженику;
Б) поиск неизведанного;
Г) первые препятствия;
Е) участвовал в походе
2. Вставьте пропущенную букву:
Ф…нтазия, т…лантливый, тр…диция, к…ндидат
3.укажите способ связи в словосочетании – примыкание
А) добросовестно выполнять;
Б) участвовать в полете;
Г) быть молчаливым;
Д) верные друзья;
4. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:
А) маленькая гостиная была неуютной.
Б) Наше завтра будет прекрасно.
В) Мы с Аликом принялись за работу.
Г) Прямо к станции летит тройка удалая.
5. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено наречием:
А) Пять не делится на двое.
Б) Далече грянуло «ура».
В) Наше завтра будет прекрасно.
Г) Лучший из учеников был награжден грамотой.
Д) Вчера произошло нечто странное.
6. Выберите вариант ответа, в котором правильно указана грамматическая основа предложения: «С руками негде не пропадешь».
А) с руками не пропадешь;
Б) нигде не пропадешь;
7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: «Читая текст учебника……….»
А) не отвлекайтесь,
Б) каждая фраза должна быть обдумана,
В) это не займет не меньше часа.
Учитель: сейчас вы станете экспертами, поменяйтесь работами. Правильные ответы:1-а, 2-а, 3-а, 4-в, 5-г, 6-в, 7-а. Учтите, что правильные 7 ответов заслуживают оценку «5». 6- «4», 5-4- «3», 3-«2».
5. Проверим правильность ответов.
6. домашнее задание: упр. №97, стр. 47.
Вывод: о том, что мы узнали на уроке, напишите сочинение – рассуждение «Какие части речи выступают в роли подлежащего»?
7. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся.
Источник
Способы выражения подлежащего
Рассмотрим способы выражения подлежащего различными частями речи и словосочетаниями в предложении. В простом предложении подлежащее может быть обозначено словами разных частей речи, в том числе инфинитивом, лексически и синтаксически неразложимыми словосочетаниями и фразеологизмами.
В предложении основная мысль сосредоточена в его синтаксическом ядре — подлежащем и сказуемом.
Подлежащее — это главный член предложения, с помощью которого можно узнать, о ком или о чём идет речь в высказывании. К подлежащему можно задать вопрос кто? или что? Этот главный член предложения поясняется сказуемым, обозначающем действие или состояние субъекта.
Подлежащее имеет форму именительного падежа и может быть обозначено не только отдельными словами, но и словосочетаниями и фразеологизмами.
Таблица
Способ | Пример |
---|---|
1. Имя существительное в и. п. | Собака играла с костью. |
2. Имя числительное | Семеро одного не ждут. Шесть делится на три. |
3. Местоимение в именительном падеже | Никто не спал в эту ночь. |
4. Инфинитив (обычно — в начале предложения) | Грубить — плохая привычка. |
5. Субстантивированное причастие, прилагательное | Взрослые отправили детей спать. Вошедший приветствовал присутствовавших. |
6. Любая часть речи в значении существительного | Наше завтра туманно. Грянуло ура . |
7. Различные сочетания слов: а) составные географические названия; | Садовое кольцо — круговая транспортная магистраль. |
б) устойчивые сочетания слов, в том числе фразеологические обороты; | В стране активно развивается сельское хозяйство . |
в) количественно-именные сочетания; | Несколько человек вошли в комнату. Один из них был в очках. |
г) сочетания собирательного сущ. с количественным значением (ряд, часть, множество) с сущ. или местоим. в р. п.; | На площади собралось множество народа . |
д) сочетания неопределенных местоимений с именами прилагательными; | Что-то черное зашевелилось в углу. |
е) сочетание сущ. в и. п. с предлогом «с» и сущ. в тв. п. | Мама с ребенком шли впереди. |
Выражение подлежащего в простом предложении
Подлежащее выражается словами разных частей речи как именными, так и служебными. В роли главного члена предложения, обозначающего субъект действия, чаще всего выступает
1. существительное в именительном падеже единственного или множественного числа
2. местоимения-существительные (личные, относительные, определительные, отрицательные, неопределенные)
Любой знает ответ на этот вопрос.
3. количественное или собирательное числительное
Двое быстро прошли через темный двор.
4. прилагательное или причастие, которое перешло в существительное
Скромный говорит о себе своими поступками.
Выздоравливающие прогуливались по аллее.
6. наречие в роли существительного
7. служебные части речи и междометие, которые приобрели предметное значение
Около — это производный предлог, а тоже — союз.
Громкое «браво» раздалось с балкона театра.
Иногда особое затруднение вызывает подлежащее, выраженное неопределенной формой глагола, или инфинитивом.
Выражение подлежащего инфинитивом
Инфинитив может быть любым членом предложения. Рассмотрим инфинитив в роли подлежащего.
К упаться ночью в море запрещается .
В этом предложении к слову «купаться» зададим вопрос: о чем идет речь?
«Купаться» — это подлежащее, которое поясняется сказуемым, выраженным глаголом «запрещается».
Купаться запрещается — это грамматическая основа предложения.
Подлежащее, выраженное инфинитивом, находится в начале предложения. Чтобы верно указать подлежащее в форме инфинитива и не спутать его с другими членами предложения, следует выяснить второй главный член. Такое подлежащее, как правило, имеет поясняющее его сказуемое, обозначенное словами разных частей речи:
Осознать свою ошибку — это благородство .
б) другим глаголом в форме инфинитива
Для меня жить — значит работать (И. К. Айвазовский).
в) словом категории состояния
Всегда наслаждаться — это невозможно .
г) прилагательным в полной форме творительного падежа с глаголом-связкой
Дарить счастье другим — быть самом у счастливым .
Выражение подлежащего словосочетанием
Подлежащее выражается лексически неделимыми словосочетаниями, в составе которых укажем
а) имена собственные
б) имена нарицательные
в) устойчивые словосочетания — термины
Подлежащее может быть обозначено синтаксически неделимыми сочетаниями слов, одно из которых обозначает количество или указывает на него:
а) сочетание числительного с существительным
б) сочетание существительных «большинство», «множество», «меньшинство», «ряд», «часть», «сотня» с существительным в форме р. п. мн. ч.
в) сочетание местоимений «столько», «сколько», «несколько» с существительными в форме р. п. мн. ч.
г) сочетания, выражающие приблизительное количество, с предлогами «около», «до» и словами «много», «мало», «свыше», «больше», «меньше»
д) сочетание местоимения или числительного в и. п. с существительным в р. п. с предлогом «из»
е) существительное или личное местоимение в и. п. с существительным в творительном падеже, если сказуемое имеет форму множественного числа
(Кто?) Я с братом , войдя в дом, сняли шапки.
Я (с кем?) с братом пошел на охоту.
ж) неопределенное местоимение (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с прилагательным (причастием) в роли существительного:
Некто незнакомый заглянул в калитку.
Что-то тревожное послышалось нам в гуле ветра.
з) выражения с временным значением, в составе которых имеются слова «начало», » «середина», «конец»
Незаметно подошла середина квартала .
и) целые предложения, которые теряют предикативность
Подлежащее выражено фразеологизмом
В качестве главного члена предложения может выступать фразеологизм, который не делится на составляющие его слова и целиком является подлежащим.
Примеры:
Нить Ариадны помогла Тесею выйти из лабиринта.
Манна небесная вряд ли будет сыпаться нам.
Эта голуба я мечта неосуществима для меня.
Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»
Источник