- Причины плохого почерка у ребенка: нейропсихология
- Нужно ли исправлять почерк?
- Почему у ребенка плохой почерк?
- С чего начинается коррекция почерка?
- Из чего обычно строится курс исправления почерка?
- 1. Нейропсихологическая коррекция
- 2. Формирование правильной биомеханики письма
- 3. Обучение правильному написанию букв и их важнейших элементов
- Как еще можно помочь ребенку исправить почерк?
- 1. Приучите ребенка держать спину
- 2. Развивайте мелкую моторику и зрительно-пространственное восприятие
- 3. Копируйте и переписывайте
- От интеллекта до склонности к агрессии: что может рассказать почерк о ребенке
- Юрий Решетов
- https://ekspertiza-reshenie.ru/
- Признаки агрессии в почерке
- Как анализировать почерк ребенка
- О чем говорит красивый почерк
- Признаки высокого интеллекта в почерке
- Как писать текст для анализа почерка
- У ребенка плохой почерк. Не спешите тревожиться — ведь это признак его гениальности
Причины плохого почерка у ребенка: нейропсихология
Ваш ребенок пишет как «курица лапой»? Даже он сам с трудом разбирает, что написал? Вся тетрадь в красных исправлениях и подчеркиваниях?
К сожалению, времена, когда чистописание было обязательным предметом в начальной школе, прошли. Плохой почерк быстро закрепляется ребенком, и исправить его, особенно у детей старше 10 лет, уже трудно, но возможно. Как можно это сделать с помощью нейропсихолога, рассказывает эта статья.
Нужно ли исправлять почерк?
Некрасивый, неразборчивый почерк является серьезным препятствием для правильного восприятия текста. Порой даже самому ребенку сложно понять, где он допустил ошибку, а где не дописал букву или добавил лишний элемент. Неудивительно, что учителя и проверяющие эксперты нередко ошибочно помечают ту или иную букву как недочет. Кроме того, плохой почерк придает всей работе неряшливый вид, снижает общее впечатление. Ребенок сам начинает относиться к учебе негативно. Именно поэтому корректировать почерк необходимо уже в начальной школе.
Почему у ребенка плохой почерк?
Детские нейропсихологии считают, что чаще всего дети пишут «каракулями» по следующим причинам:
- серьезные неврологические проблемы – ДЦП, эпилепсия и пр.;
- ребенок является левшой, которого переучили писать правой рукой;
- у него плохо развита моторика, а она напрямую связана с развитием речи;
- правильной механике письма мешают мышечные зажимы;
- во время обучения письму, в первом классе малыш пережил сильное потрясение – сложная адаптация к школе, развод родителей, смерть близкого человека и т. д.
Привычка писать так, что буквы выходят за край строки, имеют разную величину или похожи одна на другую, увы, закрепляется быстро. Почерк, как правило, формируется в возрасте 7-10 лет, поэтому начинать коррекцию необходимо как можно раньше.
С чего начинается коррекция почерка?
Занятия с нейропсихологом по исправлению почерка направлены в первую очередь на устранение причин данного явления, в частности, необходимо сделать следующее:
- если малыш находится в состоянии стресса, следует привести в равновесие его эмоциональный фон, создать дома и в школе благоприятную среду, где он чувствовал бы себя свободно и комфортно;
- если у ребенка выявлен СДВГ, то нужно обязательно провести коррекцию гиперактивности, поскольку ему трудно концентрировать внимание на конкретном занятии, контролировать свое поведение. Кроме того, такие дети часто имеют большие проблемы с мелкой моторикой;
- обратиться к врачу, чтобы он «настроил» нервную систему ребенка, как музыкальный инструмент;
- отработать четкое начертание букв и их отдельных фрагментов.
Письмо – достаточно непростой процесс, в котором участвуют и левое, и правое полушария мозга, глаза, руки, поэтому необходимо сделать их работу более слаженной. Если «участники» письма работают каждый сам по себе, то обучение письменной речи по большей части оказывается неуспешным либо складывается компенсаторным образом, то есть ребенок выводит буквы коряво, путает или вовсе не дописывает их.
Дело в том, что в период обучения у ребенка посредством нервных клеток (нейронов) головного мозга, происходит образование нейронных связей. По вышеописанным причинам они формируются неправильно либо в недостаточном количестве.
Из чего обычно строится курс исправления почерка?
После того, как удается устранить или хотя бы свести к минимуму причины образования плохого почерка, нейропсихолог начинает работать с мелкой моторикой, чтобы сформировать у ребенка навыки правильного написания букв, их элементов и способов их соединения.
Как правило, врач разрабатывает индивидуальную программу, которая состоит из следующих этапов.
1. Нейропсихологическая коррекция
Для развития зрительно-моторной координации, снятия мышечных зажимов и улучшения мелкой моторики, врач составляет совокупность упражнений, используя при этом и пальчиковую гимнастику.
2. Формирование правильной биомеханики письма
На данном этапе корректируется:
- как ребенок сидит за рабочим столом,
- как держит ручку или карандаш,
- правильная ли у него осанка.
Большое значение имеют:
- положение тетради,
- высота стула и стола,
- имеет ли рабочая рука опору.
Ребенку придется научиться держать под контролем положение своего тела.
3. Обучение правильному написанию букв и их важнейших элементов
Это заключительный этап коррекции, во время которого ребенок заново учится писать буквы, следуя подробным и четким инструкциям. Нейропсихолог контролирует отработку каждого нового элемента, постепенно усложняя задачу. Сначала малыш пишет только буквы, далее слоги и слова и только потом предложения. Таким образом, удается выработать правильный навык и закрепить его. Нейропсихолог также учит ребенка писать быстро, так как при обучении в школе это умение очень важно.
Следует понимать, что курс нейропсихологической коррекции почерка вовсе не курс каллиграфии. Хорошим результатом здесь является значительное улучшение детского почерка: если он становится более разборчивым, ровным, читаемым.
Как еще можно помочь ребенку исправить почерк?
1. Приучите ребенка держать спину
Ежедневно выполняйте специальные упражнения, направленные на формирование правильной осанки. Как только позвоночник окажется в «расправленном положении», головной мозг будет получать больше кислорода и питательных веществ, необходимых нейронам для правильного формирования связей.
2. Развивайте мелкую моторику и зрительно-пространственное восприятие
Существует множество интересных игр и упражнений, которые понравятся вашему ребенку и положительно скажутся на почерке: лепка, оригами, конструкторы, пазлы, игры с песком, цветным рисом, водой.
3. Копируйте и переписывайте
Покажите, как с помощью кальки можно скопировать образцы красивого написания букв. Переписывайте небольшие отрывки из художественной литературы – медленно, обращая внимания на очертания букв, их соединения.
Главное правило, не переутомляйте ребенка, иначе домашние упражнения и занятия с нейропсихологом вызовут у него отторжение и не принесут желаемого результата.
Дата публикации: 05.12.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.
Источник
От интеллекта до склонности к агрессии: что может рассказать почерк о ребенке
По манере письма можно многое узнать о человеке — его характер, уровень интеллекта, склонность к агрессии, психологические проблемы. На конкретных примерах судебный эксперт и графолог рассказал Parents.ru, как понять ребенка по его почерку.
Юрий Решетов
https://ekspertiza-reshenie.ru/
судебный эксперт, графолог, руководитель Бюро экспертиз «Решение»
— В переходный период, с 10 до 18 лет, ребенок переживает сильные эмоциональные нагрузки. Поиск собственной индивидуальности провоцирует частые смены поведения, а также почерка. На этом этапе бывает сложно судить о личности, особенно вместе с другими происходящими трансформациями.
Это очень сложный возраст, с которым взрослым непросто найти общий язык. У ребенка появляется склонность к несдержанному поведению, к агрессии, насилию, или, наоборот, к проявлениям апатии, которые могут принимать форму депрессии, особенно, в ранней юности.
В обоих случаях очень сложно заставить подростков общаться. Графические тесты вроде «Звезды и волны», тест Вартегга помогают выяснить, какие именно события вызвали расстройство. Понять подростка, услышать его потребность в помощи, помогает и графология. Она не претендует на абсолютную полноту, но предлагает понятные схемы, от которых можно отталкиваться.
При анализе почерка важно знать, что один показатель (наклон, размер, расстояние между срок или нажим) не дает полной картины. Чтобы выявить проблему, нужно анализировать комплекс признаков.
Признаки агрессии в почерке
Экспансия на листе бумаги, крупный размер букв, пастозность штриха (жирный штрих, сильный нажим), малое расстояние между буквами — человек не соблюдает дистанцию между людьми.
Подстрочные элементы букв «вмешиваются» в нижнюю строчку, ярко выражены, занимают площадь большую, чем средняя зона буквы, что говорит о сексуальных фантазиях и ослеплении чувствами, также условно «мешает жить людям снизу».
Сильный нажим с внезапными (немотивированными) переменами в комплексе с пастозным штрихом и быстрой скоростью транслируют активность чувств и ощущений, неусидчивость, неустойчивость характера, раздражительность. Почерк с трудом читаем — автор игнорирует социальный аспект. Изобилие углов и прямых линий — не сглаживает углы.
«Юный рецидивист»
17-летний юноша неоднократно попадал во внимание правоохранительных органов. Кража за кражей, и никакие меры не могли изменить поведение подростка. Посмотрим на картину почерка в целом (фото ниже).
Сразу же бросается в глаза общая неоднородность и непостоянство графических элементов: размера букв, наклона, нажима, расстояния между буквами, указывающая на слабую дисциплинированность, неорганизованность, чрезмерную податливость внешнему влиянию, трудности устоять перед соблазном. Настолько, что ни логика, ни воспитание, ни совесть не могут здесь помочь. Заполняемость листа плотная, часто последняя буква в слове больше остальных, правое поле упирается в край — предрасположенность к экстраверсии, «мое слово в споре будет последним», не думает о других.
Богата на признаки буква «б» (слово «вообще»): надстрочная часть написана отдельно от основной части и вмешивается верхним отростком в верхнюю строку с усилением нажима. Это говорит в первую очередь о проблемах с «образом отца», о нелояльности перед авторитетной личностью, о гневливости натуры, склонной к приключениям. В довесок значительный комплекс признаков неблагонадежности:
медленный, неспонтанный почерк;
левонаклонность (в варианте);
внезапные (немотивированные) перемены в нажиме;
сильно петляющий ход строк;
выделение последних букв в слове;
«поломанность» и «дрожание» линии;
«висящие в воздухе» буквы;
буквы открытые снизу, у основания,
«крючки» в конце линии по типу вязального крючка;
подпись невнятная, нечеткая, несоответствующая почерку и фамилии.
Такие признаки указывают на нечестность, сниженный моральный уровень, психологическое неблагополучие, непредсказуемость автора. От человека с таким почерком можно ожидать все, что угодно.
Как анализировать почерк ребенка
Как правило, раньше 8-го класса (14 лет) анализировать почерк ребенка не имеет смысла. Еще не сформирован письменно-двигательный навык. Дети еще учатся по норме прописи, крепнет рука, нарабатывается сноровка.
А вот почерк 9-11-классников уже подходит для анализа. Родителям стоит уделить внимание на выраженность признаков, насколько они отличаются от стандартных норм прописей. Следует обратить внимание на основные характеристики:
организация на листе;
Непродуктивная организация на листе, форма букв банальная, скорость письма не выше средней, читабельность низкая.
Хорошая организация на листе, форма букв более индивидуальна, скорость письма средняя, читабельность высокая.
О чем говорит красивый почерк
Красивый, вычурный, каллиграфический почерк с точки зрения графолога несет больше негативную окраску чем позитивную.
Чрезмерности, украшения и усложнения формы, непродуктивные и не облегчающие ее читабельность. Это признак «синдрома отличника», человек с таким почерком делает акцент на форму, а не на содержание.
Но в контексте исследования подросткового почерка считаю, что «чистый» (от слова чистописание), каллиграфический почерк до 20 лет — это хороший признак. Основная функция рукописного текста — передача информации, и в данном случае она находится на высоком уровне. Все буквы можно легко прочитать и не перепутать с другими. А значит, человек не игнорирует социальную сторону жизни, старается чтобы его поняли.
Для сравнения: на фото ниже почерк в низкой читабельностью — игнорирование социума, «мне плевать на всех».
С годами почерк меняется, увеличивается скорость письма, меняются акценты с формы (делание вида) на движение (продуктивность, умение отличить главного от второстепенного).
Сравните почерк Василия Шукшина в 20 лет (хорошая читаемость, акцент на форме) и в 32 года (акцент на движении).
Признаки высокого интеллекта в почерке
Форма букв также передает информацию об интеллектуальном уровне человека. Когда форма букв очень похожа на норму прописи русского языка, это свидетельствует о невысоком интеллектуальном уровне (банальное и упрощенное мышление) и говорит о несамостоятельности в принятии решений.
Если человек придумал свой «особый шрифт», выполняет уникальные элементы (напомню, что почерк — это бессознательный процесс, человек не задумывается, как ему писать), это говорит об индивидуальности и высоком IQ. Можно сказать, чем не стандартнее форма (структура букв), тем самостоятельнее человек в принятии решений.
Как писать текст для анализа почерка
Бумага. Писать только на чистом белом листе формата А4 (стандарт для принтеров, без клеток и линеек!), подложив 3-4 листа бумаги (слишком твердая или мягкая поверхность искажает почерк).
Письменные принадлежности. Использовать только шариковую ручку, лучше стандартного синего цвета, не протекающую и хорошо работающую. Ни в коем случае — не гелевую, фломастер и т.п.
Положение. Поза удобная, стандартный письменный стол и удобный стул.
Настроение. Обычное психоэмоциональное состояние, не возбужденное и не подавленное.
Объем текста. Объем текста не имеет ограничений. Однако, для полноценной консультации необходим минимум 1 исписанный лист.
Содержание. Недопустим текст, написанный под диктовку, по памяти или списанный откуда-либо. Нельзя писать стихотворение. Это должно быть небольшое сочинение, письмо.
Не нужно переписывать с черновика начисто — черновик предпочтительней, а ошибки особой роли не играют.
Содержание текста не имеет значения. Оно не влияет на определение личностных качеств и способностей. Подойдет любая тема: работа, хобби, случай из жизни, погода, природа, любимое животное.
Язык. Писать на родном языке. Для давно живущих и пишущих в другой языковой среде — на обоих языках.
Подпись. Поставьте свою обычную подпись
Источник
У ребенка плохой почерк. Не спешите тревожиться — ведь это признак его гениальности
Будучи преподавателем начальной школы и логопедом с немалым опытом и стажем, я часто сталкиваюсь с учениками, имеющими неровный, неаккуратный, небрежный почерк. Собственные наблюдения показывают, что дети с плохим почерком бывают даже круглыми отличниками. Конечно, при условии, что учитель не занижает отметки таким ученикам за бесконечные помарки, исправления, неразборчивость и «американские горки» в школьных тетрадках. Эти дети имеют высокий интеллект и нестандартное мышление, свойственное гениям. Они проявляют великолепные творческие способности, у них хорошо идет математика, они быстро читают и обладают отличной памятью. И наоборот, дети с красивым, каллиграфическим почерком имеют весьма заурядные способности и не добиваются в дальнейшей жизни больших высот.
Плохо пишут в основном мальчики, девочки же намного старательнее. Но именно среди мальчиков, которые пишут «как курица лапой», я встречала победителей олимпиад.
Только мои наблюдения не распространяются на всех детей без исключения. И я не могу сказать, что абсолютно все плохо пишущие ребята одаренные. Ведь они имеют ряд причин своего плохого почерка, не связанных с их гениальностью. Среди них:
- Неправильное положение тела, рук и тетради.
- Плохо развитая мелкая моторика рук.
- Недостаточное развитие пространственного восприятия
- Нарушение в работе мозга
Причина ужасного почерка именно у гениальных детей в том, что мелкая моторика рук не успевает за работой мозга, за полетом мыслей и впечатлений. Информация, которая поступает в мозг, для таких детей важнее, чем желание красиво её записать.
Многие родители заставляют ребенка переписывать много раз криво написанные слова в тетрадях до тех пор, пока почерк не исправится. Они считают, что проблема лишь в лени и невнимательности. Но на самом деле это не так. И бесконечное переписывание одного и того же не даст положительных результатов. Надо уяснить главное — за почерк отвечает не рука, а головной мозг. И если у ребенка дисграфия, то работать с ним должен логопед. Специалист выявит причину нарушения письма и будет работать над устранением этой причины по проверенным методикам, а не заставлять бесконечное число раз писать одно и то же в тетрадях.
Такие дисграфики и дислексики часто имеют более развитый интеллект. Ученые считают, что они обладают трехмерным зрением. Однако такие дети не умеют им пользоваться. А родители не догадываются о способностях своих детей и в большинстве случаев обрубают их развитие на самом корню.
Многие выдающиеся люди имели отвратительный почерк. Среди них Г. Х. Андерсен, А. Эйнштейн, Л. В. Бетховен, Б. Наполеон, Н. Паганини, М. Ю. Лермонтов. Их современники с трудом разбирали их письменные труды. Все они были дисграфиками. Поэтому ученые пришли к выводу, что плохой почерк у ребенка — это признак его гениальности. И родителям надо вовремя это разглядеть и не пропустить будущего маленького гения.
Подписывайтесь на канал, я рада каждому новому читателю.
Источник