- 2. Общественная мысль
- Читайте также
- § 2. Общественная мысль и культура Древней Руси
- § 1. Общественная мысль
- Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия
- ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
- Глава 6. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ XIX в.
- 2. Общественная мысль
- 2. Общественная мысль
- 3. Быт и общественная мысль
- 4. Литература и общественная мысль. Театр
- 3. Литература и общественная мысль
- 4. Литература и общественная мысль
- 4. Общественная мысль. Уровень жизни
- 2. Наука, литература и общественная мысль
- 4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода
- Общественная мысль без регалий.
- 2. Общественная мысль
- Читайте также
- § 2. Общественная мысль и культура Древней Руси
- § 1. Общественная мысль
- Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия
- ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
- Глава 6. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ XIX в.
- 2. Общественная мысль
- 2. Общественная мысль
- 3. Быт и общественная мысль
- 4. Литература и общественная мысль. Театр
- 3. Литература и общественная мысль
- 4. Литература и общественная мысль
- 4. Общественная мысль. Уровень жизни
- 2. Наука, литература и общественная мысль
- 4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода
2. Общественная мысль
2. Общественная мысль
Общественная мысль не только отражала глубинные процессы, происходившие в России, но и оказывала на них заметное влияние.
2.1. В центре внимания общественной мысли первой четверти XVIII в. находились основные экономические и политические проблемы страны, цели и результаты петровских реформ.
• Выдающиеся мыслители этого периода Ф. Прокопович, А. Кантемир, П. П. Шафиров с рационалистических позиций обосновывали необходимость преобразований для преодоления экономической и культурной отсталости России. Сочинения Прокоповича («Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской») отстаивали право монарха на неограниченную власть, исходя из «особой природы» русского народа.
• И. Т. Посошков («Книга о скудости и богатстве», переданная Петру I и опубликованная значительно позднее), в целом одобряя преобразования, пытался совместить элементы рационализма, идеи «государственной пользы» с развитием русских традиций, требовавших освящения любых перемен воздействием «Божьей благодати».
2.2. К середине столетия все большее распространение в общественной мысли России получали понятия «общего добра» и «общего блага», которые постепенно наполнялись новым содержанием. Под общим благом чаще понималось благо укреплявшегося российского государства.
2.3. В общественном сознании все более возрастал интерес к человеческой личности, но представления о несовместимости крепостничества с естественными правами человека еще не начали формироваться.
2.4. В 30-х гг. в России получили распространение идеи масонства – религиозно-этического движения, охватившего в XVIII в. практически всю Европу. Проблемы происхождения и развития масонства в России относятся к числу наиболее запутанных и сложных в истории русской культуры. Характер деятельности масонских лож претерпел существенные изменения на протяжении своей истории. Наиболее распространена точка зрения, что на первом этапе масонство в России было исключительно модным явлением, заимствованным с Запада; вступление в орден давало возможность приобщиться к знаменитой масонской «тайне» и войти в круг представителей «сильных мира сего». Один из первых русских масонов И. П. Елагин назвал масонство «игрушкой для праздных умов». К середине столетия отчетливо проявился филантропический, религиозно-просветительский характер деятельности масонов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 2. Общественная мысль и культура Древней Руси
§ 2. Общественная мысль и культура Древней Руси Духовная жизнь древнерусского общества перед крещением. В X в. в культурном отношении древнерусское общество было еще достаточно однородным, несмотря на выделение княжеской дружины с ее особым образом жизни, резко отличным
§ 1. Общественная мысль
§ 1. Общественная мысль Русское общество и идеи Французской революции. Нарубеже XVIII–XIX вв. русское общество находилось под прямым и сильным впечатлением событий и идей Французской революции. Взятие Бастилии 14 июля 1789 г., присяга Людовика XVI конституции, принципы
Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия
Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия С установлением власти Токугава в Японии широкое распространение получили конфуцианские идеи в интерпретации философа Чжу Си. Он провозглашал незыблемость существующего порядка, обязательное подчинение младших
ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО Макиавелли (1469–1527), секретарь флорентийского правительства в период антимедичейской республики, в трактате «Государь» обращается к дому Медичи с призывом освободить Италию от варваров. Гвиччардини пишет первую «Историю
Глава 6. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ XIX в.
Глава 6. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ XIX в. § 1. Национальные корни отечественной культуры и иностранные влияния.«Золотой век» русской культурыТермин «культура» происходит от латинского слова «cultura», означающего возделывание, обрабатывание. В широком
2. Общественная мысль
2. Общественная мысль Общественная мысль не только отражала глубинные процессы, происходившие в России, но и оказывала на них заметное влияние.2.1. В центре внимания общественной мысли первой четверти XVIII в. находились основные экономические и политические проблемы
2. Общественная мысль
2. Общественная мысль Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.2.1. Идеи
3. Быт и общественная мысль
3. Быт и общественная мысль В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков XVI в. проповедуются смелые суждения о необходимости «дешевой» церкви, бессмысленности церковных таинств, икон. Оспариваются тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии. Провозглашается
4. Литература и общественная мысль. Театр
4. Литература и общественная мысль. Театр В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество было устным. Дворянская литература XVIII в. развивалась в русле классицизма. Основным направлением в литературе был
3. Литература и общественная мысль
3. Литература и общественная мысль В литературе 1-й половины XIX в. сосуществовали различные художественные направления:1) классицизм;2) сентиментализм;3) предромантизм;4) романтизм;5) реализм.В это время создают свои произведения А С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В.
4. Литература и общественная мысль
4. Литература и общественная мысль Художественная литература 2-й половины XIX в. продолжала традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Столкновение идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жизни, пути развития России – эти и другие темы волновали героев
4. Общественная мысль. Уровень жизни
4. Общественная мысль. Уровень жизни Во 2-й половине 1960-х гг. в стране начинается рост диссидентского движения. Оно получило широкое распространение среди интеллигенции крупных городов. Понятие «диссидентство» включало в себя различные проявления. Деятели культуры,
2. Наука, литература и общественная мысль
2. Наука, литература и общественная мысль В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в:1) астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей);2) медицине (Ф. Парацельс и др.);3) математике (Дж. Кардано и др.);4) географии;5) геологии;6) зоологии;7) ботанике и
4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода
4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода Человек перестал быть мерой всех вещей, как это было в эпоху Просвещения. Активно развивалось движение за равноправие полов. Ослабло влияние религии на человека.Стремясь распространить католицизм, церковь начинает
Источник
Общественная мысль без регалий.
1.Современное, сегодняшнее состояние российской общественной мысли можно характеризовать как отсутствующее. Констатируя это состояние, нисколько не ошибаюсь, поскольку в нынешней сложной международной ситуации не происходит кипения и напряжения этой мысли в философско — нравственном и историческом аспектах. Ученые гуманитарного направления даже близко не подходят к решению и поискам путей выхода из этого тупика непонимания между странами и народами, разразившегося цивилизационного кризиса, базирующегося на различном восприятии Западом и Россией прошедшего исторического пути. Почему же естественное стремление России к усилению своего экономического потенциала, своего влияния в мире вызывает такую враждебность и неприятие? Не случайно ведь к власти на Украине пришли антироссийские силы, народ Украины поддержал курс на отдаление от России — Россия непривлекательна, российская доктрина непривлекательна даже для соседних стран и братских народов.
2.Какова же идеологическая доктрина России? Современная Россия странным образом стала преемницей противоположных идеологий своего прошлого, совершенно не обозначив своего отношения к этим историческим периодам, не обозначив, что же она берет из прошлого за основу своего развития. Нынешняя Россия гордится своим имперским прошлым и победами империи, гордится победами советского периода. И, действительно, военными подвигами нашего народа можно гордиться — мы сильный народ. Но что же в свое время, пользуясь этой силой, российская империя, а потом СССР несли на территории, попавшие в эти сферы влияния? Имперский сапог царской России, облобызанный дремучими попами? Это общественные и духовные ценности? Или ложь и зашоренность советской идеологии? Памятники Ленину крушат на Украине, выражая ненависть к России, отождествляя ленизм с Россией. Современная Россия не произвела ревизии своего наследия, не сбросила идеологический балласт, надев на себя истлевшие одежды старых, не соответствующих нынешней эпохе идеологий. Постсоветская Россия не отыскала в истории своего народа живительные источники общественной мысли и общественных ценностей, которыми действительно можно гордиться, с которыми можно обрести спокойствие и уверенность в развитии своего народа, вызывающем не страх и отторжение у других стран и народов, а восхищение и желание подражать.
3.Мы, вероятно, не дождемся от ученых гуманитарного направления с регалиями прорыва на идеологическом фронте. Поэтому придется пока рассчитывать на свои силы. Это закономерно, регалии выдает система за определенные заслуги перед ней, за использование системных штампов. Как только это направление начнёт заполняться деятелями с регалиями — мы поймем, что система начинает трансформироваться. Это будет означать, что направление становится трендом. А сейчас простым языком и с прямым подходом к проблеме идеологического обустройства необходимо в первую очередь дать определение общественной мысли – инструмента, с помощью которого добывается это самое обустройство.
4. Нашла на белорусском сайте определение общественной мысли, которое понравилось: » Общественная мысль – это часть духовной жизни общества, духовного производства и общественного сознания, которые по своему содержанию и форме носят исторический характер».
Конечно, даже точные, технические науки имеют историческую преемственность, опираются на достижения прошлых периодов. При этом, необходимо учитывать, что новые открытия совершаются на основе проведения реальных опытов, в реальной обстановке. Но может ли какая-либо общественная теория, гипотеза получить подтверждения в каком-либо локальном опыте, ограниченном лабораторными условиями? Таких условий создать невозможно. Поэтому общественная мысль может опираться только на восприятие общественных явлений и их анализ. Чем объективнее восприятие, и чем объективнее анализ, тем более точные выводы может сделать общественная мысль. И тут мы видим, что проблема объективности восприятия и анализа встает перед нами в свой полный рост и своим объемом практически закрывает возможность такой мыслительной деятельности, взятой в отрыве от бережного сохранения исторического общественного наследия прошедших эпох.
5. Перед нами во всей своей полноте встает проблема восстановления, по возможности, полной истории народа, общественную мысль которого мы хотим развивать.
6. Если говорить об отечественной общественной мысли, то вопиющим фактом является уничтожение исторической эпохи до русского периода, в котором наш народ носил самоназвание «славяне». Эта эпоха очернена, о ней созданы предвзятые представления, не соответствующие действительно произошедшей истории. Славянская эпоха нашего народа в отечественной истории выглядит совершенно малозначительной, не стоящей внимания, закрыта от восприятия ложными шаблонными установками.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Источник
2. Общественная мысль
2. Общественная мысль
Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.
2.1. Идеи Просвещения в России. Екатерининская эпоха прошла под знаменем идей Просвещения, гуманизации общества. Но сторонники Просвещения в России по-разному восприняли идеи английских и французских философов и писателей. Обычно выделяют умеренное и радикальное направления российских последователей Вольтера и Дидро.
• Наиболее широко были распространены идеи умеренного Просвещения, сторонницей которых были сама Екатерина II, признававшая в личных записях благотворность возможного освобождения крестьян, переписывавшаяся с Вольтером и Дидро, издававшая журнал «Пчела», инициировавшая создание в 1765 г. Вольного экономического общества.
Ярким представителем этого направления стали организатор реформирования системы учебно-воспитательных учреждений, основатель Смольного института благородных девиц И. И. Бецкой (Бецкий), а также А П. Сумароков и др.
Представители этого направления считали необходимым сначала достичь просвещенности дворянства и народа, и лишь затем приступать к введению свобод просвещенным монархом.
• Лидером радикального направления был основоположник отечественной журналистики просветитель Я. И. Новиков. В издаваемых им сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» Новиков высмеивал не абстрактные «пороки человека», а социальные порядки и конкретных лиц. Общее направление его сатиры отражает получивший широкую известность эпиграф «Трутня»: «Они работают, а вы их труд ядите». В 1792 г. Новиков за связь с прусскими масонами был заключен в Шлиссельбургскую крепость, откуда был освобожден лишь после смерти Екатерины II в 1796 г.
К этому направлению историки относят Я. П. Козельского, а также Г. Коробьина, А. Маслова, И. Жеребцова, И. Чупрова, А. Поленова, выступивших на заседаниях Уложенной комиссии с критикой крепостничества. Новиков и другие считали крепостное право главной бедой России, развращавшей и крестьян и помещиков, ратовали за скорейшее освобождение крестьян, без которого невозможно просвещение. Оставаясь сторонниками Просвещения, они считали главным двигателем преобразований просвещенного монарха, но не видели таковой Екатерину.
2.2. За рамки идей Просвещения вышел А. Н. Радищев, не веривший в то, что даже просвещенный монарх добровольно отдаст хотя бы часть своей власти. В его произведениях «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), «Беседа о том, что есть сын Отечества», «Вольность» и др. впервые в истории русской общественной мысли наряду с критикой самодержавия и крепостничества прозвучал призыв к их насильственному ниспровержению. Радищев за свои идеи был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 10-летней ссылкой в Сибирь. Позже, под воздействием известий о революционном терроре во Франции, он отказался от идеи насилия, а в 1802 г. покончил с собой.
2.3. С позиций консервативного дворянства критиковал Екатерину II М. М. Щербатов («Путешествие в землю Офирскую» и др.), считавший, что отмена крепостного права приведет к экономической разрухе и падению Российского государства. Щербатов видел идеал государственности в дворянской олигархической монархии. По его мнению, самовластная императрица ущемляет права дворянства, выдавая дворянские титулы представителям низших сословий.
2.4. На вторую половину XVIII в. приходится наибольшее развитие в России масонского движения, религиозно-просветительский характер которого постепенно сменяется религиозно-мистическим. Наиболее известными русскими масонами этого времени были И. В. Лопухин и Н. И. Новиков, связанные с розенкрейцерами. В 1822 г. масонство в России официально было запрещено, но продолжали существовать его тайные организации, получившие социально-политическую окраску.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 2. Общественная мысль и культура Древней Руси
§ 2. Общественная мысль и культура Древней Руси Духовная жизнь древнерусского общества перед крещением. В X в. в культурном отношении древнерусское общество было еще достаточно однородным, несмотря на выделение княжеской дружины с ее особым образом жизни, резко отличным
§ 1. Общественная мысль
§ 1. Общественная мысль Русское общество и идеи Французской революции. Нарубеже XVIII–XIX вв. русское общество находилось под прямым и сильным впечатлением событий и идей Французской революции. Взятие Бастилии 14 июля 1789 г., присяга Людовика XVI конституции, принципы
Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия
Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия С установлением власти Токугава в Японии широкое распространение получили конфуцианские идеи в интерпретации философа Чжу Си. Он провозглашал незыблемость существующего порядка, обязательное подчинение младших
ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО Макиавелли (1469–1527), секретарь флорентийского правительства в период антимедичейской республики, в трактате «Государь» обращается к дому Медичи с призывом освободить Италию от варваров. Гвиччардини пишет первую «Историю
Глава 6. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ XIX в.
Глава 6. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ XIX в. § 1. Национальные корни отечественной культуры и иностранные влияния.«Золотой век» русской культурыТермин «культура» происходит от латинского слова «cultura», означающего возделывание, обрабатывание. В широком
2. Общественная мысль
2. Общественная мысль Общественная мысль не только отражала глубинные процессы, происходившие в России, но и оказывала на них заметное влияние.2.1. В центре внимания общественной мысли первой четверти XVIII в. находились основные экономические и политические проблемы
2. Общественная мысль
2. Общественная мысль Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.2.1. Идеи
3. Быт и общественная мысль
3. Быт и общественная мысль В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков XVI в. проповедуются смелые суждения о необходимости «дешевой» церкви, бессмысленности церковных таинств, икон. Оспариваются тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии. Провозглашается
4. Литература и общественная мысль. Театр
4. Литература и общественная мысль. Театр В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество было устным. Дворянская литература XVIII в. развивалась в русле классицизма. Основным направлением в литературе был
3. Литература и общественная мысль
3. Литература и общественная мысль В литературе 1-й половины XIX в. сосуществовали различные художественные направления:1) классицизм;2) сентиментализм;3) предромантизм;4) романтизм;5) реализм.В это время создают свои произведения А С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В.
4. Литература и общественная мысль
4. Литература и общественная мысль Художественная литература 2-й половины XIX в. продолжала традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Столкновение идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жизни, пути развития России – эти и другие темы волновали героев
4. Общественная мысль. Уровень жизни
4. Общественная мысль. Уровень жизни Во 2-й половине 1960-х гг. в стране начинается рост диссидентского движения. Оно получило широкое распространение среди интеллигенции крупных городов. Понятие «диссидентство» включало в себя различные проявления. Деятели культуры,
2. Наука, литература и общественная мысль
2. Наука, литература и общественная мысль В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в:1) астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей);2) медицине (Ф. Парацельс и др.);3) математике (Дж. Кардано и др.);4) географии;5) геологии;6) зоологии;7) ботанике и
4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода
4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода Человек перестал быть мерой всех вещей, как это было в эпоху Просвещения. Активно развивалось движение за равноправие полов. Ослабло влияние религии на человека.Стремясь распространить католицизм, церковь начинает
Источник