- Значение слова «общение»
- обще́ние
- Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Общение общению рознь что значит
- Войти
- Притчи, как их понимать. Общение общению рознь
- Общение
- Содержание
- Представления о развитии общения
- История развития средств общения
- Филогенетическое развитие общения
- Онтогенетическое развитие общения
- Формы коммуникационного действия
- Классификации сторон и функций общения
- Виды общения
- Средства общения
- Составные элементы общения
- Процедура общения
Значение слова «общение»
ОБЩЕ́НИЕ, -я, ср. Действие по знач. глаг. общаться; взаимные сношения, деловая или дружественная связь. Общение с природой. □ [Отца Христофора] прельщало не столько само дело, сколько суета и общение с людьми. Чехов, Степь. Гурин видел в нем инженера-руководителя, общение с которым — любая, даже самая мимолетная встреча — обогащает. Галин, Чудесная сила.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.
ОБЩЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). Взаимные сношения, связь. Тесное о.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
обще́ние
1. поддержание взаимных отношений, включающее в себя встречи, обмен мнениями, разговоры на разные темы и т. п., а также собственно языковая коммуникация, информационный обмен с кем-, чем-либо ◆ [Отца Христофора] прельщало не столько само дело, сколько суета и общение с людьми. Чехов, «Степь», 1888 г. ◆ Гурин видел в нём инженера-руководителя, общение с которым — любая, даже самая мимолётная встреча — обогащает. Б. А. Галин, «Чудесная сила», 1954 г.
2. пребывание в духовной, интеллектуальной, эмоциональной связи с кем-, чем-либо, а также эмоциональное, интеллектуальное переживание, вызванное воздействием чего-либо, погружением во что-либо ◆ Общение с природой. Общение с хорошей литературой.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вживаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Общение общению рознь что значит
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Притчи, как их понимать. Общение общению рознь
Originally published at ЛЮБОВЬ — среда обитания. You can comment here or there.
В блоге Екатерины Алтынниковой была опубликована замечательная притча о том, как человек несет на себе огромные тяжести -камни, жернова, мешки с песком, мучаясь, и не замечая того, что заставляет его так страдать. И только встречные, которые поинтересовались, зачем он это делает, помогли ему избавиться от этой ненужной ему тяжести и продолжить свой путь налегке.
Эта притча заставила меня взглянуть на это глазами современного человека, ведь очень часто притчи, сказки, воспринимаются не как урок, а как развлекательное чтиво. Или как загадка, которую не каждый умеет разгадать. Конечно, если не даст себе самому труд задуматься, в чем все-таки, заключается ее смысл.
А ведь притча, иносказание, часто лучше дают понять причину наших затруднений, в каждой из них кроется подсказка, как выйти из этой ситуации. В каждом индивидуальном случае, когда кажется, зашел в тупик, всегда кроется первопричина, которая для всех людей одинакова. Во все времена. Притчи, сказки открывают эту первопричину. Все остальное, что с нами происходит, только следствие наших ошибок и заблуждений.
Часто за причину мы принимаем следствия. И в этом глубоко заблуждаемся.
Взять к примеру эту притчу.
Что такое камни, жернова, мешки с песком? Неужели их можно не заметить, подумает современный человек. И его мысли уйдут совсем в другую сторону. Он начнет думать о том, какой же этот человек дурак, не видит очевидного. Разве нужно, чтобы кто-то спросил зачем я тащу эту ненужную тяжесть? Я бы сам ее выбросил. Я же не дурак!
А вот и дурак! Как раз из тех глупцов, кто тащит такую же ношу и ее не замечает. Смотрит по поверхности, а не вглубь. Видит внешнее, но не понимает главного.
Ведь что такое ноша, которую мы не замечаем, как бы она ни была тяжела?
Каждый прожитый день добавляет эту ношу. Обида, нерешенная задача, неудачи и трудности материального бытия, неразделенная любовь, да мало ли что еще …
И несет человек все это на в себе, а как выбросить, не знает. Ведь это все его ноша, его пережитое, а значит – ценное. Хотя все это давным давно превратилось в ненужный хлам. В то, что уже никогда не понадобится.
И вроде как понимает человек, что все это в прошлом, а расстаться никак не может. И все копит, и копит. И тащит, и тащит за собой эту ношу.
До тех пор, пока не встретится на его пути кто-то, и не спросит: А зачем тебе все это нужно?
Но часто бывает, что кто-то, кто встретится, такой же как он слепой, и тоже тащит на себе огромный воз ненужного хлама. И тоже боится расстаться с ним, думает: Авось пригодится!
И вот эти два мученика начинают своим хламом хвалиться, сравнивать, делиться. И растет, и у того, и у другого эта ноша. Хоть и кажется в какой-то момент, что она полегчала… Ведь за разговором обычно присаживаются отдохнуть.
Очень часто приходится наблюдать, как общаются подруги. Одна другой рассказывает о своих бедах, расстройствах, а другая, сочувствует, советы дает. И чаще всего, все это общение заканчивается ничем. Пустой тратой времени. Не потому, что подруга советы дает неправильные, а потому что тот, кто делится, не совета, не помощи ищет, а просто «присел на уши» отдохнуть, и расставаться со своими «сокровищами» совсем не хочет.
Совсем другая ситуация бывает, когда человек искренне хочет освободиться от ненужного хлама, но не знает, как это сделать. Для такого, любой совет, любой человек, книга, фильм дает подсказку, и человек освобождается.
И потом ему уже не нужен никто, чтобы и дальше эту ношу не копить, а идти налегке.
Вот и получается, что освобождение зависит не от кого-то, а от себя самого. От умения видеть и слышать, и на «ус» наматывать.
В том числе, и притчи толковать для себя самого. Разговоры разговаривать с теми, кто в жизни поможет, подскажет, потому что сам хочет быть свободным, а не просто захотел «лясы поточить».
Наверное, поэтому мне не нравится пустая трескотня. И все больше нравятся притчи…
Источник
Общение
Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) [1] . Вне общения невозможна человеческая деятельность [2] . Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией [2] .
Содержание
Представления о развитии общения
История развития средств общения
Наиболее древнее прото-кипу, обнаруженное при раскопках культуры Караль [3] (долина Супе, Перу) археологом Рут Марта Шейди Солис (Ruth Martha Shady Solís), датируется по стратиграфическому слою приблизительно временем ранее 2500 года до н. э. [4] [5] , в связи с чем может считаться предположительно одним из самых древних средств «письменной» коммуникации у человечества [6] .
Филогенетическое развитие общения
Согласно американскому психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло, и его кооперативной модели человеческого общения, первыми человечеcкими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты. [7]
Онтогенетическое развитие общения
Эмоциональное общение ребёнка с людьми начинается с третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.
До трёх месяцев основными средствами общения являются примитивная мимика и элементарная жестикуляция, общение является средством достижения удовлетворения физиологических потребностей. В период от 8-10 месяцев до полутора лет проходит этап вербально-невербального общения, направленного на удовлетворение познавательных потребностей. В период от полутора до трёх лет появляются деловое и игровое общение; с трёх до 6-7 лет развиваются навыки сюжетно-ролевого общения [8] .
Формы коммуникационного действия
Возможны три формы коммуникационного действия:
Классификации сторон и функций общения
- Коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами.
- Интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
- Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
- информационно-коммуникативная (приём и передача информации)
- регуляционно-коммуникативная (взаимокорректировка действий в совместной деятельности)
- аффективно-коммуникативная
- инструментальная функция (основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда);
- синдикативная (сплочение групп)
- трансляционная функция (применяема при передаче знаний, оценок)
- самовыражение (поиск и достижение взаимопонимания)
Функции по целям общения:
- контактная (установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи)
- информационная (приём и передача сообщений в ответ на запрос)
- побудительная (целевая стимуляция активности)
- координационная (взаимная координация и согласованность в совместной деятельности)
- функция понимания (адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом)
- эмотивная (обмен эмоциями)
- функция установления отношений (фиксация своего места в социуме)
- функция оказания влияния (изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера)
Виды общения
В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:
- Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.
- Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
- Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
- Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
- Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:
- Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
- Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
- Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
- Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
- Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
- Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.
Средства общения
- Вербальные (речевые)
- Правербальные
- Невербальные:
- Мимика
- Жестикуляция
- Визуальный контакт
- Проксемика
Составные элементы общения
Процедура общения
В процедуре общения выделяют следующие этапы
- Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
- Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
- Ориентировка в личности собеседника.
- Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
- Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
- Установление контакта
- Обмен мнениями, идеями, фактами
- Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
- Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.
Источник