- Кругозор — это что такое? Чем заменить слово «кругозор»?
- Смысл
- Почему лучше заменить слово «кругозор», и как это сделать?
- Широкий и узкий кругозор
- Значение слова «кругозор»
- кругозо́р
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Кругозор человека по-новому. Кругозор это широта интересов человека
- Что такое кругозор?
- Освежающий взгляд на «кругозор»
- Различия во взглядах наружу и внутрь
- Новое понимание
- Вы мыслитель или энциклопедист?
- Почему кругозор важнее эрудиции (и в чём разница)
- Так что же нам делать, чтобы быть уверенными в том, что разрозненные школьные знания сложатся в цельную картину мира?
Кругозор — это что такое? Чем заменить слово «кругозор»?
Удивительное дело, но не все знают, что кругозор – это не только степень образованности, но еще и горизонт. Поговорим подробнее о двух значениях, а также расскажем о том, чем можно заменить это слегка устаревшее определение.
Смысл
В сознании почти любого человека слово «кругозор» намертво связано со школой. Почему так? Догадаться не трудно: кругозор – это любимое слово учителей. Когда тот, кто уже окончил школу, произнесет про себя: «У Петрова широкий кругозор», — то сделает он это, скорее всего, преподавательским тоном. Итак, значения (они были анонсированы чуть выше):
- Аналогично содержанию определения «горизонт». Последний – это то видимое пространство, которое доступно глазу.
- Это то, что человеку нравится, то, чем он увлекается. Те области знания, где он специалист.
Почему лучше заменить слово «кругозор», и как это сделать?
Не знаем, как читателям, а нам кажется, что слово кругозор – это слово, устаревшее с явным советским привкусом. И, кстати, не стоит думать, что все советское должно быть на этом основании предано забвению, совсем нет. Если говорить, например, о некоторых фильмах или книгах, то они прекрасны. По крайней мере, значительно лучше современных, но вот язык советской эпохи, в том числе и повседневный, был не самым лучшим.
С одной стороны, можно сказать, что «кругозор» — это метафорично. С другой стороны, если возникает вопрос, а что это вообще значит, то образность затемняет смысл, а когда люди говорят друг с другом, им хочется прежде всего быть понятыми. Как безболезненно заменить «кругозор»? Очень просто: про человека можно сказать, что он образован. Не нужно говорить, что у кого-то «широкий кругозор», это лишнее.
Широкий и узкий кругозор
Напрашивается вопрос, а бывает ли расширенный кругозор? Возможно, мы слегка отстали от языковой практики, но, как кажется, понятие расширенный кругозор – это результат компьютерной эпохи. Потому что сейчас в моде расширенные версии фильмов, игр, поэтому и к прилагательному «широкий» зачем-то добавляется приставка «рас», хотя это избыточно.
Кругозор бывает узким и широким. Если первое – человек мало или совсем необразован, то второе – человек образован. Но и в этом случае не все так однозначно, потому что можно иметь широкий спектр интересов, но быть необразованным, ибо качество знания определяется не столько охватом, сколько глубиной.
Условно говоря, любой ученый, так или иначе, в ходе своего профессионального развития максимально сужается, особенно сейчас, когда любая область знаний обросла множеством деталей и частностей. Поэтому время энциклопедистов прошло, а дилетанту, напротив, раздолье: ему же не надо выбирать, где именно специализироваться. Отсюда следует: широкий кругозор – это не всегда хорошо, ибо важна еще и глубина знания.
Надеемся, теперь ясна сущность понятия «кругозор», что это за явление. Важно помнить, что если есть возможность, лучше выразиться более конкретно, потому что так станет понятнее, о чем именно говорит человек. Другими словами, если кто-то хочет сказать, что его брат, сват, друг читает много книг, разбирается в живописи эпохи Возрождения или знает наизусть труды Гегеля, то пусть так и скажет. Не стоит затемнять суть дела канцелярскими словосочетаниями, особенность которых, как известно, фантастическая абстрактность и такая же пустота.
Источник
Значение слова «кругозор»
1. Пространство, которое можно окинуть взором. На первом плане — река —. За рекой, подле самого перевоза, несколько лачуг, которые казались черными точками, дальше кругозор расширялся. Григорович, Мать и дочь. Чем ближе к осени, тем призрачней становится голубизна кругозора. Саянов, Небо и земля.
2. перен., обычно с определением. Объем познаний, интересов, представлений кого-л. Политический кругозор. Умственный кругозор. □ Это были люди с подавленным воображением, невежественные, с бедным, тусклым кругозором, все с одними и теми же мыслями о серой земле, о серых днях, о черном хлебе. Чехов, Моя жизнь. Актер не знает пределов овладения профессиональным мастерством, его художественный кругозор может расширяться безгранично. Н. Черкасов, Записки советского актера.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Кругозо́р — то же, что горизонт. В переносном смысле — круг интересов и знаний человека.
Кроме того, название ряда книг, издательств, периодических изданий, в том числе:
«Кругозор» — журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1876—1878 гг.
«Кругозор» — журнал с вкладными гибкими грампластинками, издававшийся в Москве в 1964—1992 гг.
«Кругозор» — журнал, издающийся в Бостоне (США) с 2006 года.
«Кругозор» — сборник стихотворений Валерия Брюсова, изданный в 1922 году.
КРУГОЗО’Р, а, м. (книжн.). 1. Пространство, к-рое можно окинуть взором, горизонт (устар.). 2. перен. Объем, широта интересов, познаний. Умственный к. Ученый с узким кругозором.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кругозо́р
1. пространство, которое можно окинуть взором ◆ А взобраться на вершину да глянуть окрест себя ― Господи! что за кругозор откроется пред тобой! что за даль раскинется там вёрст на девяносто в окружности! В. В. Крестовский, «Панургово стадо», Ч. 1-2, 1869 г. (цитата из НКРЯ) ◆ При одном этом имени как-то вдруг просветляется взгляд у нашего поэта, раздвигается дальше его кругозор, все становится у него шире, и он сам как бы облекается величием, становясь превыше обыкновенного человека. Н. В. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями», 1843–1847 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. объём познаний, интересов, представлений кого-либо ◆ Другая вредная подмесь нашей жизни ― это неисправимая ограниченность кругозоров. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Письма о провинции», 1868–1870 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Не должно ли было это просто значить, что человек, имевший от природы добрую совесть, немножко пораздвинул свой умственный кругозор и, не изменяя вере отцов своих, попытался иметь своё мнение о духе закона, сокрываемом буквою, ― стал больше заботиться об очищении своего сердца, чем об умывании рук и полоскании скляниц, ― и вот дело готово: он «опасный вольнодумец», которого фарисейский талмудизм стремится разорить, уничтожить и стереть с лица земли. Н. С. Лесков, «Владычный суд», 1877 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: инструктирование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Кругозор человека по-новому. Кругозор это широта интересов человека
Свежий взгляд на кругозор. Мыслитель ли вы?
Что такое кругозор?
Кругозор – это объём знаний и широта интересов человека (по словарю).
Это объём разнообразных знаний. Чем больше увлечений в разных областях, тем шире кругозор.
Часто ли мы употребляем его? — Даже примеры привести не могу.
Ещё понимается как умственный горизонт – широта взгляда на явления мира.
Напоминает энциклопедиста: много знает обо всём, но толком ни о чём.
В таком понимании, кругозор – это книжное слово, не пригодное для обыденной жизни.
Освежающий взгляд на «кругозор»
Кругозор «наружу» – объём знаний с 1-й точки зрения.
Поверхностный взгляд.
Например.
Вы сидите на скамье в центре площади.
Смотрите по сторонам и делаете суждения:
- Люди расслаблены, добрые.
- Чисто.
- Здания в стиле готика.
- Реклама броская. На испанском.
- В 10-ти шагах плачет мальчик и указывает пальцем на вас.
Чем больше вы замечаете вокруг – тем шире кругозор.
Кругозор «внутрь» – объём точек зрения о 1-м предмете.
Глубинный взгляд.
Вставайте со скамьи.
Теперь ходите вокруг неё и делайте суждения только о скамье:
- Деревянная. Чистая. Новая.
- Не большая. Со спинкой
- Синее пятно на правом краю.
- На спинке логотип «Del Mar».
- Мальчик успокоился и присел. Ах, он плакал из-за вас! Разлеглись, а ему сесть негде было.
Всё? Нечего больше говорить о скамье? Только начинаем:
- Что можно с ней сделать? – Сжечь. Продать. Украсть.
- Какая порода дерева?
- На ней можно что-то написать? А выжечь? А прибить что-то?
- Сбоку пятно – это кровь?
- Кто вчера на ней сидел?
- …
Глядя внутрь, наши готовые ответы стремительно закончились. Мы вынуждены задавать творческие вопросы.
Больше вопросов – шире кругозор.
Различия во взглядах наружу и внутрь
Различия на примере людей, с крайними проявлениями кругозора двух типов:
Энциклопедист Сильно развит кругозор «наружу» | Мыслитель (философ) Сильно развит кругозор «внутрь» |
---|---|
Уверен в том, что знает ответ | Уверен в том, что его ответ не полон |
Отвергает чужие мнения | Принимает и рад новым взглядам |
Стремится узнать то, чего не знал | Стремится дополнить то, что знает |
Источник решений – память | Источник решений – опыт и смекалка |
Отличительная черта: хвастовство знаниями | Отличительная черта: проницательность |
Кругозор «наружу» | Кругозор «внутрь» | |
---|---|---|
Широта кругозора? | Знать 100 фактов | Задать 100 вопросов о 1-м факте |
Вид знаний? | Энциклопедические | Творческие |
Целостность? | Разрозненное скопление фактов | Целостный взгляд на субъект |
Поиск истины? | Суждения уводят от поиска ответа | Суждения – взаимодополняющие. Приближают к истине |
Законченность? | Стремление закрыть вопрос | Стремление дополнить новыми взглядами |
Новое понимание
Введу новые определения:
Кругозор – это широта точек зрения человека.
Кругозор – это способность смотреть на вещь с разных сторон.
Человек с широким кругозором – смотрит на вещи с разных точек зрения .
Размышляет, как падение курса повлияет на него и на: богатых/бедных, рабочих/предпринимателей, импорт/экспорт, инфляцию.
Человек с узким кругозором – смотрит на вещи однобоко .
Думает, как падение курса отразится только на его жизни.
Вы мыслитель или энциклопедист?
Выше приведены крайности. Все мы – где-то посередине.
Но тяготение к одной из сторон у вас есть, правда же?
Вы склонны быть энциклопедистом, если:
- Перестаёте слушать и спорите, когда услышали что-либо противоречащее вашим знаниям.
- Уверены, что Египетские пирамиды – гробницы.
- На 100% уверены, что Бога – нет. Или — он есть. 🙂
- Вы вообще уверенны. И не склонны сомневаться в своих взглядах.
- Своё уверенное мнение вы формируете очень быстро, и любите им делиться.
- Для вас мир – набор фактов.
- На мир вы смотрите через щель. Чего не видно, того – нет.
- Вы дочитали до сюда и уверены что я — мудак не прав? Расскажите об этом друзьям.
Ну а если вам понравилось читать, вы — мыслитель. Надеюсь вы ухмыльнулись 😉
Понаблюдайте пару дней за своими друзьями. Кто из них мыслитель?
Книги расширяющие кругозор:
Откуда ваши «проблемы»?
Пошагово разберёте сферу жизни и определите 3 важнейших шага в этой сфере.
Пошагово разберите жизнь на молекулы
Делаем мир шире
Для однобокого анализа есть компьютеры, а нам нужны люди мыслящие:
Источник
Почему кругозор важнее эрудиции (и в чём разница)
Кто-то считает, что быстрый доступ к тому, что раньше учили наизусть (тем самым тренируя память и формируя «нейронные связи в мозге») развращает и отупляет. Кто-то говорит о смене мыслительной парадигмы и новом формате мышления. А также о том, что детям лучше учиться жить, а не «синусы с косинусами складывать».
Стародум: «На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь».
Госпожа Простакова: «Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь».
«Недоросль», Денис Фонвизин
Можно долго рассуждать о том, каким образом работает наш мозг, и как его развивать, но я позволю себе небольшое лирическое отступление.
Я по профессии и призванию — преподаватель иностранных языков. Недавно на курсах повышения языковой квалификации, которые я посещаю с коллегами, тренер выдал нам домашнее задание: придумать по три вопроса на general knowledge (так называемый «общий кругозор»). На следующем занятии внезапно оказалось, что практически все путают понятия «общий кругозор» и «эрудиция» — большинство вопросов оказались в стиле «Сколько было жен у Генриха VII?» Эрудиция предполагает глубокие познания в одной (или нескольких) областях, о чем нам говорят многочисленные словари. Эти познания не являются ни ежедневно необходимыми, ни жизненно важными, они лишь отражают то, что человек является экспертом в той или иной области. Общий кругозор — это та информация, которой мы пользуемся каждый день. Знания, помогающие нам жить и ориентироваться в мире. Эрудиция и общий кругозор непосредственно пересекаются, но тем не менее это разные понятия, и основным отличием является наличие у общего кругозора системности, не присущей эрудиции. Я постоянно слышу претензии к современной образовательной системе, и большая часть из них основывается как раз на этой проблеме: неумению отличать знания общего кругозора от эрудиции и проверка последней в качестве экзамена.
Примечателен в этом отношении эпизод из «Недоросля». География — «наука не дворянская». И вправду, знание столицы Буркина-Фасо (Уагадугу, если вдруг вам интересно) вообще на вашу жизнь никак не повлияет.
Эрудиция вне профессиональной деятельности обычно ничего, кроме возможности блеснуть интеллектом и памятью в компании не приносит
Это не значит, что необходимо отказаться от тренировки памяти — большая часть разрозненных фактов, составляющих эрудицию, запоминается из интересных книг, фильмов, разговоров, но само по себе их знание не несет практической пользы. Общий кругозор, напротив, значительно облегчает жизнь. Если взять ту же географию (самую обычную, школьную, с элементами социологии, геологии и массой дополнительной информации), то ее системное знание может вам значительно помочь даже в ежедневной жизни. Понимание прогноза погоды, например — вы не поверите, но многие взрослые люди не до конца осознают, что атмосферное давление и кровяное — это слегка разные вещи, хоть и непосредственно коррелирующие. У человека, знающего географию, обычно не возникает вопроса «почему в нашем городе нельзя построить метро» (обычно причиной являются карстовые породы, которые склонны к осыпанию и обвалам), и он точно проверит тип грунта перед тем, как закладывать фундамент дома. Вроде бы — один и тот же предмет, а насколько разные знания можно получить — прикладные, расширяющие общий кругозор, или абстрактные, фактологические, которые будут захламлять память, никакой практической пользы не принося. Более подробно об этом феномене я напишу позже, чтобы не отходить от темы.
Современный школьник знает (пусть и ненадолго, школьные знания имеют свойство катастрофически быстро забываться) законы механики, умеет находить производную, помнит, что такое митохондрия, но спросите его, какие политические партии кроме Единой России у нас в стране и за чьи идеи он бы проголосовал (а ему это придется делать лет через пять, а то и раньше) — насколько внятный ответ вы получите (к слову об уроках обществознания)? Попробуйте давать подростку карманные деньги не ежедневно, а раз в месяц — как вы думаете, сможет ли он без помощи распределить их таким образом, чтобы их хватило на весь период (математика, экономика — у меня лично была в четвертом классе, здравый смысл)?
Если родители делегируют обязанность расширения общего кругозора и получения базовых навыков выживания в современном мире (умение обращаться с деньгами, понимание собственных прав и гражданских обязанностей, правильные принципы построения межличностных отношений) школе, а школа с этим не справляется по многим причинам, о каком среднем уровне осознанности в обществе вообще может идти речь?
«Я не такой», — думаете вы сейчас, — «Я все это знаю. И детей своих учу». Отлично. Но вокруг сотни, тысячи людей, которые не понимают принципы устройства государства. Не могут распределить свой доход и занимают деньги в «быстрокредитах» под космические проценты, не осознавая последствий. Игнорируют технику безопасности. Попадаются на удочку к мошенникам, «впаривающим» очередное «чудо-средство для похудения на десять килограмм за три дня». Что делать со взрослыми людьми, которые не получили совершенно базовых школьных знаний, формирующих кругозор, потому что были погребены под бессвязными грудами фактов и которые передадут этот образ жизни и мышления своим детям? Здесь не поможет смена парадигмы образования. Тяжело устранять последствия, гораздо легче провести профилактику — почти каждому родителю это под силу.
Так что же нам делать, чтобы быть уверенными в том, что разрозненные школьные знания сложатся в цельную картину мира?
- Расширяйте собственный кругозор. Нет ничего зазорного в совместном поиске ответов в Гугле на любой детский вопрос (заодно и научите ребёнка правильно искать информацию), но этот процесс должен проходить совместно, иначе воспитательного и образовательного эффекта он не возымеет.
- Разговаривая с ребёнком, старайтесь выходить за рамки обычного: «Как дела в школе? Ты сегодня обедал?». Так вы сможете определить, на какие темы ему легко поддерживать разговор, а какие вызывают трудности, и впоследствии совместно эти трудности преодолеть (посмотреть интересный фильм на тему, посоветовать книгу, сходить в музей). Попробуйте составить список и помечать, какие темы вызывают скуку, а какие — бурную дискуссию.
- Систематизируйте разрозненные знания (как свои, так и детские). Детям постарше можно рассказать про mind maps и другие способы схематично представить информацию для лучшего понимания процессов и запоминания, малышам отлично подойдет создание лэпбука (lapbook) — интерактивные папки, которые можно мастерить вместе.
- Объясняйте ребёнку, как устроен окружающий мир на конкретных примерах. Например, что за бумажки с цифрами приходят в ваш почтовый ящик каждый месяц и зачем их надо оплачивать, почему нельзя терпеть унижения даже от кажущихся близкими людей, что такое политика и как понять, что вот это сообщение про «вы выиграли миллион» — от мошенников-вымогателей. Его не научат этому в школе, и, даже если вы слишком заняты, чтобы объяснить ребёнку простые вещи, которые значительно облегчат его взрослую жизнь, найдите лишнюю минутку — вам воздастся.
Мне интересно мнение читателей: что, по-вашему, важнее — кругозор или эрудиция? Какие пункты вы бы добавили в список инструментов для создания целостной картины мира у ребёнка?
Источник