Обобщающий урок что это значит

Содержание
  1. Обобщающие уроки, их роль
  2. «Обобщающий урок как средство систематизации знаний»
  3. Урок обобщения и систематизации знаний
  4. Онлайн-конференция
  5. «Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
  6. Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
  7. Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы
  8. Выбор дидактического и наглядного материала для уроков обобщения и систематизации знаний. Особенно внимательно учителю следует отнестись к выбору дидактического материала. Для уроков данного тира лучше всего подходят графики, сводные таблицы, алгоритмы, инфографические материалы, дающие наиболее общее и детализированное представление обо всей теме. Работа по таким материалам должна строиться поэтапно: разбирая каждый график или схему, важно обращать внимание учеников на взаимосвязь отдельных аспектов, подчеркивать основные понятия и идеи, предлагать ученикам сравнивать, сопоставлять те или иные факты.
  9. Примерный план проведения урока систематизации и обобщения знаний
  10. Вот примерная структура построения такого урока:

Обобщающие уроки, их роль

Обобщение помогает установить более или менее широкие связи между темами отдельных уроков, целыми разделами, понять системный характер изучаемого предмета, поднять на новый уровень мышление учащихся.

Поэтому итоговое повторение проводится как на отдельных уроках, так и в конце каждой темы. Во многих случаях вводятся и специальные обобщающие темы. Результатом такого общения является создание прогнозирования.

Учащихся, прежде всего, нужно научить классифицировать вещества, так как классификация обычно предшествует систематизации, выделять существенные свойства каждого класса веществ. На основании специально разработанных заданий, учащиеся приводят примеры проявлений свойств веществами, принадлежащими к определенному классу, а на основании свойств – класса веществ. Так устанавливается связь между классами, формируются обобщенные понятия о связи между составом вещества и его свойствами.

Наряду с этим учащиеся устанавливают генетическую связь между классами веществами. Вид деятельности – работа по карточкам. Здесь же ставится и мировоззренческая задача – раскрыть связь между разными классами соединений, показать их единую атомно-молекулярную природу, а также подчеркнуть, что вещества противоположные по свойствам, принадлежащие к разным классам – могут взаимодействовать друг с другом.

Читайте также:  Что значит морфологический разбор как часть речи

Повторение осуществляется постепенно, и начинается с менее сложных тем (разделам). Учащимся предлагают прочитать раздел о каком-нибудь классе соединений, а затем разным группам даются разные задания: например, отыскать в тексте формулы и названия всех оксидов, упоминающихся в разных главах, и т.д. Такая работа поможет привести в систему знания химической терминологии и символики, позволить актуализировать знания учащихся о составе веществ, умения отличать их формулы от других соединений, напомнит порядок названий. На уроке задания, выполненные разными группами учащихся, обсуждаются. Учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы, выявляют прямую и обратную связи между составом и свойствами. Также имеет место быть и задачи качественного характера.

Наконец, учащимся предлагаются задания на перенос знаний на новый объект. Такие задания учат учащихся диалектически мыслить, способствуют формированию разнообразных мыслительных приемов – анализа, сравнения, выделения главного, классификации, умения обобщать и выделять главного.

На уроках широко используются химические опыты обобщающего характера, позволяющие установить генетические связи веществ.

В процессе обобщения и подведения итогов ведущее место в обучении уделяется самостоятельной работе, которая организуется как в классе, так и дома. Здесь предусмотрено решение экспериментальных заданий обобщающего характера. Следует подчеркнуть различие содержания задач на разных этапах. Используется самостоятельная работа с учебником, по которому учащиеся повторяют необходимый материал для обобщения. По газетам, научно-популярным источникам, книгам для чтения по химии, брошюрам, энциклопедиям учащиеся готовят доклады и сообщения. Кроме того, практикуются семинары, обзорные лекции. Очень полезно предлагать учащимся для облегчения домашней подготовки план предстоящего урока.

Очень важно, чтобы итоговое обобщение не сводилось к простому повторению. В этом случае цель изучения данного раздела нельзя считать достигнутой. Для того, чтобы этого избежать, учитель так организует работу учащихся, чтобы добиться установления возможно большого числа связей, формирования целостных понятий об изученном ими курсе химии.

Источник

«Обобщающий урок как средство систематизации знаний»

МОУ «Красноузельская средняя общеобразовательная школа»

«Обобщающий урок как средство систематизации

В процессе обучения повторительно-обобщающие уроки занимают особое место. Главная задача таких уроков состоит в систематизации знаний, в повышении качества, что является необходимым условием успешного усвоения понятий и умений применять их в речевой практике. Повторение совершенствует умение применять знание в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы для решения учебных задач.

Под обобщением понимают выделение каких-либо свойств, качеств, присущих целой группе предметов, и формулирование такого вывода, который будет верен в отношении любого, отдельного предмета данной группы. Учащихся нужно научить обобщать материал. Сделать это можно по следующему плану:
а) выделять главное, основное содержание в обобщаемом материале;
б) выделять основные характеристики предметов, отношения между ними;
в) сравнивать предметы между собой, выделять общие, фундаментальные особенности, которые могут лечь в основу обобщения;
г) формулировать на основе обобщения вывод (общую тенденцию, закономерность и т. д.).

В структуре обобщающего урока можно выделить следующие элементы:
а) организация учащихся, в ходе которой выясняется их подготовка к уроку, проверяется наличие необходимых наглядных пособий, сообщаются тема, цели и задачи предстоящего урока;
б) проверка знаний, умений и навыков по изученной теме. Как правило, отдельные учащиеся получают задания, выполняют их, а класс проверяет, исправляет, дополняет по мере необходимости;
в) обобщающая беседа по теме;
г) заключение учителя, в ходе которого отмечается, какой материал темы и как усвоен учащимися.

Обобщающие уроки могут проводиться по материалу двух или нескольких тем, близких по содержанию или любого раздела для систематизации знаний учащихся, приведения их в стройную систему, правильного восприятия единства природы, формирования мировоззрения
Обобщающие уроки дают большие возможности для развития познавательных и творческих способностей учащихся, а также умений самостоятельно пополнять свои знания. Ведущим логическим приемом на таких уроках является обобщение. Этот процесс выступает в двух аспектах: овладение мыслительными навыками и усвоение учебного материала. В процессе обобщения у учащихся развиваются важные приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, систематизация и другие), а следовательно, развиваются их познавательные способности.
Кроме того, велики возможности обобщающих уроков в нравственном воспитании учащихся. Использование на уроках материала о работах и научных заслугах отечественных и зарубежных ученых, изобретателей позволяет знакомить учащихся с вкладом выдающихся ученых в науку, технику, а также с теми сторонами их жизни и деятельности, которые характеризуют нравственные черты личности. Таким образом, обобщающие уроки вносят значительный вклад в формирование научного мировоззрения.
На уроках обобщения знаний могут применяться различные методы и средства. Единого принципа организации таких уроков нет. И здесь конечно же нельзя не учитывать возрастной психологии школьников.
Если это учащиеся 7-9-х классов, то обобщающий урок лучше провести в игровой форме. В тех классах, где игровая деятельность не приносит желаемого результата, можно прибегнуть к физическому диктанту, решению задач или просмотру фильма. В старших классах лучше использовать такие формы уроков как семинары, конференции.

Практика показывает: несмотря на то, что уровень овладения отдельными умениями высок, учащиеся испытывают затруднения на уроках. Дело в том, что здесь нужно усвоить обширный по всему объему материал, выделить несколько линий для сопоставления и сравнения. Частично эти затруднения снимаются при использовании групп демонстрации, кино и диафильмов, составления схем и таблиц.
Составление схем и таблиц обобщающего характера дает возможность учащимся более эффективно обобщать, систематизировать знания, понимать взаимосвязь между изученными фактами, явлениями. При этом схемы и таблицы должны способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, быть четкими. И по возможности должны быть составлены самими учащимися.
Выбор определенной формы проведения урока зависит прежде всего от сложности материала, который выбран для обобщения, его объема, а также от особенностей ученического коллектива.
Но хочется обратить внимание, что однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку. А учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Поэтому не следует отдавать предпочтение какой-то одной форме обобщающих уроков. Однако они всегда должны проходить так, чтобы ученики, рассматривая знакомый им учебный материал, обнаруживали в нем новые стороны и связи. Иными словами, при любой методике должна преследоваться одна и та же цель: научить переосмысливать частное и конкретное с общих позиций. Процесс достижения этой цели и является обобщающим.
Использование систематизации не только упорядочивает знания человека об объектах познания, но и служит источником новых знаний. Образовавшаяся система знаний, характеризующая умственное развитие человека, определяет его возможности по преобразованию отдельных компонентов знаний, т. е. его творческие способности.

Для обобщения и систематизации целесообразно отбирать такой учебный материал, обобщение которого позволяет:
— облегчить процесс усвоения знаний учащимися при изучении последующих тем школьного курса физики;
— расширить мировоззрение учащихся;
— осуществить межпредметные связи;
— выявить физические принципы и технические особенности применения явлений, теорий и закономерностей на практике.
В основу обобщения и повторении следует положить основные физические характеристики явлений или способы их описания. В курсе физики есть разделы, объединяющие физические явления различной природы одинаковыми способами их описания.
Таким образом, одним из основных направлений, вокруг которого проводится повторение и закрепление знаний, является систематизация знаний в соответствии с циклом теоретического познания, а также использование схемы этого цикла для сравнения, сопоставления изучаемых явлений, законов, теорий.

Источник

Урок обобщения и систематизации знаний

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок обобщения и систематизации знаний

В отличие от традиционных уроков обобщения и закрепления уроки систематизации и обобщения знаний (иногда их называют также уроками общеметодологической направленности) строятся не на основе информационно-объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного, развивающего обучения. Отсюда и обилие новых форм, методов и приемов, которые рекомендуется применять на уроках этого типа.

Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы

По требования ФГОС указывают два вида целей :

Содержательные: выявление уровня знаний учеников по теме (циклу, разделу), высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету

Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.

Рекомендуемые методы работы: частично-поисковой, репродуктивно-поисковой, проблемный, словесно-наглядный.

Выбор дидактического и наглядного материала для уроков обобщения и систематизации знаний. Особенно внимательно учителю следует отнестись к выбору дидактического материала. Для уроков данного тира лучше всего подходят графики, сводные таблицы, алгоритмы, инфографические материалы, дающие наиболее общее и детализированное представление обо всей теме. Работа по таким материалам должна строиться поэтапно: разбирая каждый график или схему, важно обращать внимание учеников на взаимосвязь отдельных аспектов, подчеркивать основные понятия и идеи, предлагать ученикам сравнивать, сопоставлять те или иные факты.

На этапах актуализации знаний или первичного закрепления рекомендуется использовать аудио- и видеоматериалы. Это может быть учебный фильм, серия диафильмов, фрагменты художественного кино или документального фильма. После просмотра ученики должны не просто пересказать и обсудить сюжет увиденного, но и обязательно связать его с материалом учебника, со своими знаниями.

Примерный план проведения урока систематизации и обобщения знаний

Уроки общеметодологической направленности должны строиться по следующей схеме: восприятие и осмысление отдельных фактов — обобщение этих фактов — формирование понятия категории и системы знания — усвоение более сложных систем знаний, основных идей изучаемой науки.

Вот примерная структура построения такого урока:

1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе. Рассчитан данный этап на 1-2 минуты.

У каждого учителя в арсенале есть немало способов побудить мотивацию учеников. Можно использовать любые приемы, которые эффективны именно для этого класса: словесное приветствие, аутотренинг, ритмическое начало урока, музыкальное, эпиграф к уроку, цитаты, пословицы, поговорки, цитирование крылатой фразы и пр.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела. Предлагаются несколько заданий разного характера, но которые в целом отражают все усвоенные навыки и умения, предполагают использование всех полученных знаний по теме.

Задания не должны быть большими по объему, так как весь этап рассчитан на 5-7 минут.

Приемы, которые можно использовать на этапе актуализации знаний:

Ассоциативный ряд. Попросите учеников вспомнить и назвать ассоциации, которые вызывает у них данная тема. Это могут быть понятия, идеи, образы, воспоминания, чувства, эмоции.

Разные виды мини-опросов. Желательно чередовать виды опросов, комбинируя разные типы вопросов – от редуктивных до творческих и объемных.

Тестирование . Тесты тоже можно подобрать не стандартные, с набором вариантов ответов, а логические, сопоставительные. Например, где требуется соотнести понятие и его определение или составить логическую цепочку.

Проблемная ситуация или проблемный вопрос. Для данного типа урока лучше выбрать проблемный вопрос или ситуацию, которые уже прорабатывались, но по которым остались вопросы и уточнения.

Мизансцены — довольно эффективный прием, с помощью которого легко не только актуализировать знания, но и создать комфортную психологическую обстановку.

Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.

3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации. Эти этапы универсальны для всех уроков по ФГОС. Задача учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.

Проект выхода из ситуации легче строить по следующему плану:

Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение.

Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка — это материал новой темы или что-то из давно пройденного.

Ученик намечает план решения проблемы: поиск нужного правила, обращение к словарю, повтор пройденного материала, исправление ошибки по аналогии с подобными заданиями и т.д.

В идеале работа проводится индивидуально, самостоятельно каждым учеником. Но, например, в начальной школе для этого этапа можно предусмотреть работу в парах или мини-группах.

Приемы для данного этапа: различные виды деловых игр на уроке, «дерево познаний», пресс-конференция, проблемный ряд.

4. Реализация построенной стратегии, проекта. Проводится в зависимости от выбранной формы урока и использованных ранее на уроке приемов. То есть, ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.

Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.

Вариант работы на уроке обобщения: . 3-ий и 4-ый этапы урока можно объединить и предложить ученикам работу с учебником. При этом используются самые разные методы работы с текстом: составление тезисов, таблицы «ЗХУ» , чтение с остановками , составление опорных конспектов, составление вопросов, сочетание работы над текстом с составлением графиков, схем и таблиц. Но все конкретные задания по учебнику в итоге должны работать на общую идею — подвести учеников к обобщению, систематизации знаний и умений.

Очень важно выбрать правильный текст — он должен не только обобщать пройденный материал, но и демонстрировать использование новых знаний на практике. Для точных наук удобнее использовать тексты, которые затрагивают межпредметные и метапредметные связи. Например, вы изучали по математике теорему Пифагора. Можно предложить текст, демонстрирующий, как с помощью данной теоремы решаются практические задания.

5. Закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.

Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.

Например, если вы изучали тему «Стили речи», то можно, к примеру, попросить учащихся расшифровать язык СМС или интернет-сообщений и попробовать определить стиль речи.

На уроках математики, например, предложить задачу, для решения которой нужно несколько изменить изученное правило, Например, решить «от обратного».

На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить учащиеся.

6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы. Варианты и формы работы выбираются в зависимости от подготовленности учеников и сложности темы.

На данном этапе можно использовать следующие приемы:

Работа по карточкам.

Исследования или мини-проекты.

Цель применения таких приемов — обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.

После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону. Если же вы на данном этапе составляли алгоритм — значит, по разработанному алгоритму.

7. Самоконтроль и самооценка. В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.

Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.

8. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности. Учащиеся должны оценить свою работу на уроке, поставить себе оценку. Приемы рефлексии — инсерт , кластер , графики, «светофор», различные таблицы и прочие. На данном этапе урока можно завершить работу с теми приемами, которые использовались в начале занятия, но предполагали завершение в конце урока. Это такие методические техники, как «Отсроченная отгадка» , «Дерево предсказаний» , «Шесть шляп» — то есть, ученики подводят итоги своей работы, анализируя, что им удалось, а что осталось для самостоятельной проработки.

На практике уроки общеметодологической направленности могут отличаться по структуре, форме проведения в зависимости от психологических особенностей учеников, их возраста, от сложности темы. Поэтому предложенную структуру можно рассматривать лишь как пример. А каждый учитель адаптирует эту схему для себя, ориентируясь на свой предмет и поставленные задачи.

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 3) Актуализация знаний

4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Источник

Оцените статью