Объектив 50mm что значит

Светосильный «полтинник»: чем так хорош объектив 50mm и как им пользоваться

Как вы думаете, какой объектив самый универсальный: профессиональный зум с f/2.8 или более компактный, но темный тревел-зум? А вот и нет! «Полтинник» сможет заменить целую россыпь «стекол» в вашем рюкзаке (если, конечно, вы не собрались фотографировать птиц где-нибудь на Мадагаскаре). В этой статье мы поговорим о том, как можно использовать светосильный 50-мм объектив и почему это практически идеальный следующий шаг после китового.

О каких «полтинниках» пойдет речь

Вы только что приобрели свой первый «полтинник» или просто раздумываете над тем, какой объектив докупить в фотоарсенал? Не сомневайтесь в правильности решения: именно это семейство объективов может сразу же улучшить качество ваших снимков, если знать, как правильно пользоваться этими «стеклами».

В этой статье под 50-мм объективом будут пониматься 50mm f/1.8 или f/1.4 на полнокадровых камерах и 35mm f/1.8 или f/1.4 на APS-C, то есть любое светосильное «стекло» с эквивалентным фокусным расстоянием 50 мм. Такие модели есть у всех популярных брендов: у Canon (f/1.8, f/1.4) и Nikon (f/1.8, f/1.4), Sony (f/1.8, f/1.4) и Fujifilm (f/1.8, f/1.4). В целом этот материал будет полезен и тем, кто работает с чуть более широкоугольными светосильными объективам с ЭФР, равным 35 мм.

Читайте также:  Что значит бельгийские вафли

Почему именно фикс

Фикс — это объектив с фиксированным фокусным расстоянием. То есть, в отличие от зума, вы не сможете приближать и удалять картинку, просто покрутив колесико: чтобы приблизить объект придется топать ножками. Но у этого «неудобства» есть и положительные стороны.

Хороший объектив с фиксированным фокусным расстоянием может помочь стать более вдумчивым фотографом: вы будете осознанно выбирать позицию, положение тела и камеры, чтобы получать ту композицию и картинку, которую вы хотите.

Есть и объективные преимущества: при прочих равных фиксы (особенно светосильные!) выдают более красивое изображение, чем зумы. К тому же объективы с фиксированным фокусным расстоянием часто компактнее и легче «зумовой братии».

3 ингредиента для боке

Многим нравятся фотографии с мягким размытым фоном. Возможно, вы уже давно хотите делать такие кадры, но ваш китовый объектив (особенно 18–55-мм) на такое просто не способен. Так вот, светосильный «полтинник» — настоящая боке-машина!

Поскольку у него достаточно широкая максимальная диафрагма, у вас уже есть первый из трех ингредиентов для прекрасного боке:

  • Установите свою камеру в режим приоритета диафрагмы (или в ручной режим) и откройте диафрагму на полную.
  • Убедитесь, что вы фотографируете объект, расположенный достаточно близко к камере (например, на фотографии горного хребта на f/1.8 у вас не будет размытых облаков и дальних гор на фоне).
  • Проверьте, что между объектом и фоном есть некоторое расстояние (в частности, если человек прислонился к стене, на f/1.8 «размыть» кирпичи не получится).

Как максимизировать резкость

Если вы хотя бы пару минут почитаете в интернете про объективы, то наверняка заметите, что резкость — самая обсуждаемая их характеристика.

Многие начинающие фотографы, «выросшие» из китового объектива, поглядывают в сторону больших профессиональных зумов с f/2.8. Но, прежде чем потратить свои накопления, просто взгляните на маленький «полтинник» — он делает кадры не менее, а то и более «резкие», чем профессиональные монстры-зумы с шестизначным ценником.

«Сладкое пятно» — так фотографы называют значение диафрагмы (или их диапазон), при котором объектив достигает максимальной резкости. На китовом объективе обычно это что-то около f/8 или f/11. На светосильном фиксе «сладкое пятно» может находиться примерно на f/2.8, f/4 или f/5.6. Но (что еще лучше) ваш «полтинник», скорее всего, показывает потрясающую резкость в центре кадра, когда диафрагма широко открыта или прикрыта на один стоп от максимального значения.

Попробуйте снимать на широко открытой диафрагме — f/1.8 или f/2 (для объектива с максимальной диафрагмой f/1.8), чтобы оценить, насколько четкая картинка будет в центре. А если вам нужна резкость по всему кадру от края до края, установите значение f/4 или f/5.6.

Темнота не проблема — съемка при слабом освещении

С узкой максимальной диафрагмой самое большое ограничение китового зум-объектива — это его показатели резкости в условиях низкой освещенности.

В солнечный день в этом плане у вас будут примерно одинаковые результаты. Но, когда вы решите поснимать поздним вечером или в помещении, светосильный фикс будет впереди на две головы.

Чем шире открыта диафрагма, тем больше света попадет на пленку или матрицу. Вы сможете снять вторую половинку при свечах в ресторане, сфотографировать своего ребенка, играющего в детской в сумерках, или сделать красивый уличный снимок при свете фонаря.

Также не забывайте, что, фотографируя ночью с помощью штатива, вам не нужно открывать диафрагму на всю катушку (если только вы не хотите получить малую глубину резкости). Со штативом можно снимать в «сладком пятне» на f/4 или на f/5.6, чтобы максимизировать резкость при плохом освещении.

Снимаем налегке

Чтобы сделать отличную фотографию, необязательно постоянно брать с собой несколько килограммов объективов (или один объектив весом в несколько килограммов): не нужно пытаться охватить сразу все доступные фокусные расстояния от сверхширокоугольного до супертелефото.

Возьмите «полтинник» и попробуйте выйти только с ним — вы почувствуете насколько освобождающим может быть такой опыт.

Теперь ваша сумка для фототехники не будет создавать неудобств в транспорте или на прогулке, а еще вам не нужно постоянно думать, какой объектив лучше именно для этого кадра.

Светосильный 50-мм объектив при правильном использовании может создавать поистине волшебные снимки. Этот «полтинник» прекрасно подходит для портретной съемки (благодаря выраженному боке) и для работы при слабом освещении — вечером и ночью на улице или в помещении. Да, в нем нет зума и стабилизации, но это один из самых «резких» объективов, который у вас когда-либо будет. Он легкий, компактный, и возможно, с его помощью вы получите ваши самые лучшие снимки!

Источник

Почему современные 50-миллиметровые объективы настолько сложно устроены?

Объективы наподобие Nikon Z 50mm F1.2 S больше, тяжелее, дороже и сложнее, чем старые объективы F1.2. Но почему?

Для начала немного истории оптики

В те времена, когда корабли строили из дерева, у людей уже были надёжные оптические инструменты. Одним из таких инструментов являлся объектив с постоянным фокусным расстоянием, изготовленный по схеме «двойной объектив Гаусса». До начала двадцатого века проектировщики объективов уже создали пять из шести типов объективов, ставших основой для тех, которые мы используем сегодня. (Ретрофокусный объектив появился в 1920-х, а зум-объективы, если вам любопытно, по сути, являются модифицированными триплетами Кука.)

С конца 19-го века двойной объектив Гаусса был основной конструкцией объективов с постоянным фокусным расстоянием и большой светосилой. В течение многих лет конструкторы добавляли новые группы для получения большего количества света, коррекции аберраций и совершенствования объективов в целом. Но вплоть до современности фундаментом для объективов с постоянным фокусным расстоянием оставался «двойной Гаусс». Вспомните любой известный объектив с постоянным фокусным расстоянием, и он скорее всего будет изготовлен по схеме «двойного Гаусса»: Speed Panchro, Planar, Xenon, Summicron, Takumar, Ultron, и так далее.

Наверху: объектив Петцваля, апланат, двойной объектив Гаусса. Внизу: триплет Кука, телеобъектив, обратный телеобъектив (ретрофокусный).

В большинстве схем двойного Гаусса есть особенности, имеющие практическую важность (обратите внимание, что я сказал в большинстве, а не во всех). Проще всего проектировать двойной объектив Гаусса с углом обзора, эквивалентным фокусному расстоянию 40-60 мм полнокадровых камер. Поэтому в сфере 50 мм обычно властвуют двойные объективы Гаусса, а объективы с большим или меньшим фокусным расстоянием обычно становятся телеобъективами или ретрофокусными объективами. Во-вторых, аберрации в двойных объективах Гаусса проще контролировать при диафрагме F2.8 и меньше. Приличный 50-миллиметровый двойной объектив Гаусса с диафрагмой F2.8 можно изготовить всего из пяти элементов, а диафрагмы большего диаметра требуют больше элементов для коррекции аберраций (см. схему выше).

Но объективы меняются

За последнее десятилетие 50-миллиметровые объективы стали более сложными. Сравните тридцатилетнюю конструкцию Canon 50mm F1.2 (справа) с более новыми Sigma 50mm F1.4 Art и Zeiss Otus 55mm F1.4 (слева).

Схемы объективов (слева направо) Zeiss 55mm Otus, Sigma 50mm F1.4 Art и Canon 50mm EF F1.2L.

Недавно три крупных производителя представили объективы 50mm F1.2 с ещё более сложной схемой, содержащие от 13 до 18 элементов, с несколькими асферическими и низкодисперсионными компонентами. В них достаточно сложно увидеть какое-то бы ни было влияние схемы двойного объектива Гаусса.

Схемы объективов (слева направо): Sony FE 50mm f1.2 GM, Nikkor Z 50mm f1.2 S и Canon RF 50mm f1.2L.

Конструкторы объективов добавляют всё это новое стекло не для того, чтобы повысить цену и сделать схему более крутой. Эти новые более дорогие и сложные конструкции предназначены для преодоления ограничений, с которыми мы сталкивались у 50-миллиметровых объективов с постоянным фокусным расстоянием и сверхширокой диафрагмой. По крайней мере, они решат эти проблемы в теории и моих ожиданиях. А мы знаем, чем обычно заканчиваются ожидания.

Поговорим про объективы со сверхширокой диафрагмой

Кстати, об ожиданиях: многие годы фотографы тратили целые состояния на объективы F1.2 в надежде, что несмотря на снижение резкости при полностью открытом отверстии, хотя бы при уменьшении отверстия они будут так же хороши, как более дешёвые 50-миллиметровые объективы. Ведь уменьшение отверстия способно решить все проблемы, не так ли?

К сожалению, всё работало не так, по крайней мере, для двойных объективов Гаусса с диафрагмой больше, чем F1.4. Разумеется, уменьшение относительного отверстия делало их резче, особенно в центре. Но вдали от центра они никогда не были очень чёткими; скорее, становились приемлемыми. Например, ниже представлено сравнение классического объектива Canon 50mm EF F1.2L и более нового Sigma 50mm F1.4 Art, протестированных при F5.6. Как видите, Sigma превосходит Canon.

Функция передачи модуляции (ФПМ) объективов Canon 50mm EF 50mm F1.2L (слева) и Sigma 50mm F1.4 Art (справа).

График кривизны поля демонстрирует, что это не её влияние (хотя некоторая кривизна присутствует). Скорее, эти объективы имеют аберрации, которые не очень снизились благодаря уменьшению относительного отверстия (астигматизм третьего и пятого порядка, эллиптическая кома и другие аберрации высокого порядка при диафрагмах меньшего размера устраняются не так хорошо).

Эти диаграммы показывают, что несмотря на уменьшение относительного отверстия внешние части объектива не такие уж резкие и присутствует большая степень астигматизма.

Именно такой была ситуация. Объектив со сверхширокой диафрагмой по цене 1500 долларов давал потрясающие снимки при F1.2, но при уменьшении отверстия до F5.6 или F8, обычно более резким оказывался объектив F1.8 за 300 долларов. Я использовал в качестве примера Canon EF 50mm F1.2L, но то же самое, по сути, было справедливо для всех сверхшироких (F1.2 или шире) объективов, в том числе и ценой 3000 долларов.

Тестируем новую Sony FE 50mm F1.2 GM

Компания Sony прислала мне для предварительного тестирования пять новых объективов FE 50mm F1.2 GM. Это неполное тестирование, потому что объективов всего пять, но этого должно быть достаточно, чтобы дать нам некоторую информацию. И хотя я не тестировал 50-миллиметровые Canon и Nikon, их конструкция предполагает, что результаты должны быть примерно одинаковыми.

Тесты с полностью открытым отверстием

Если сравнивать со старым EF Canon 50mm F1.2, то видно, что последние 30 лет проектирования объективов не прошли даром. Sony (справа) значительно лучше.


Canon EF 50mm F1.2L @ F1.2 | Sony FE 50mm F1.2 GM @ F1.2

Вот показатель, дающий представление о том, насколько хорош Sony: при F1.2 он имеет лучшее разрешение, чем превосходный Sigma 50mm F1.4 Art при F1.4.

Sigma 50mm F1.4 Art при F1.4 | Sony FE 50mm F1.2 GM при F1.2

Так вот в чём преимущество новой конструкции: при полностью открытом отверстии он так же хорош, как превосходный 50mm F1.4. Это определённо «стоит своих денег» для многих фотографов. Но мне всё равно было любопытно — насколько повышается резкость при уменьшении отверстия?

Сравнения с уменьшенным отверстием

Давайте начнём с очевидного: сравним один объектив F1.2 GM с одним объективом Sony Planar 50mm F1.4 ZA, оба с диафрагмой F5.6. ZA — не такой уж потрясающий объектив, но многие пользователи FE работали с ним. При уменьшении отверстия представленная ниже диаграмма ФПМ демонстрирует его высокий астигматизм. Я ожидал, что GM будет лучше него; так и оказалось.

Sony FE 50mm F1.2 GM при F5.6 | Sony FE 50mm F1.4 ZA при F5.6

Теперь давайте проведём более сложное сравнение, между одним из GM и Sigma 50mm F1.4 Art (на графике я поменял их местами, то есть Sony справа). Есть незначительные отличия, но если вы захотите сказать, что один точно лучше другого, то я предпочту промолчать, потому что вы ошибётесь. Sigma чуть-чуть получше по краям, Sony — в центре, и у Sony чуть меньше астигматизма. Но различия очень незначительны, вплоть до того, что они окажутся в пределах отклонения выборки, и будут незаметны на фотографиях.

Sigma 50mm F1.4 Art при F5.6 | Sony FE 50mm F1.2 GM при F5.6

Именно это я и надеялся увидеть. Раньше, если вы покупали объектив F1.2 или с более широкой диафрагмой, то ожидали, что при открытом отверстии картинка будет нерезкой, и даже при уменьшении отверстия она не станет такой же резкой, как у более дешёвого и медленного объектива. Современные (и более сложные) конструкции позволяют объективам F1.2 быть потрясающе резкими при полностью открытом отверстии, а при уменьшении отверстия — такими же резкими, как объективы с меньшими диафрагмами. И это, на самом деле, очень важно.

Разумеется, разрешение — это ещё не всё. Вероятно, это даже не самое важное. Но важно то, что, по крайней мере, у объективов F1.2 до недавнего времени таких показателей не было.

И надеюсь, теперь вы начинаете понимать, почему эти новые объективы состоят из такого количества элементов (хотя на самом деле причина не только в этом).

На правах рекламы

Закажите и сразу работайте! Создание VDS любой конфигурации в течение минуты, в том числе серверов для хранения большого объёма данных до 4000 ГБ, CEPH хранилище на основе быстрых NVMe дисков от Intel. Эпичненько 🙂

Источник

Оцените статью