- Нормотипичный ребенок что это значит
- В нашем классе особый ребенок
- От эмоций к разуму
- От конфликта к сотрудничеству
- Вопросы, которые важно задать родителям детей с ОВЗ:
- Вопросы, которые важно задать родителям нормотипичных детей:
- Вопросы, которые всем родителям стоит решать коллективно:
- Выгода
- Выбор
- Конфликт — последний шаг
- Никто не застрахован
- О нормотипичных родителях ненормотипичных детей.
Нормотипичный ребенок что это значит
Лечебная педагогика в СПб запись закреплена
Кто такие нормотипичные дети и нужна ли им лечебная педагогика?
Это вопрос, с которым к нам часто обращаются как специалисты (учителя, воспитатели, психологи, врачи), так и родители. Ведь до недавнего времени лечебная педагогика рассматривалась только как система помощи детям-инвалидам.
Норомотипичный или нейротипичный (Neurotypical) — сокращение от «неврологически типичный» (neurologically typical). Обозначение для человека, соответствующего статистической психической норме, то есть без психических расстройств, входящий в медицинские границы нормы.
Это дети, не имеющие патологий развития и проблем с интеллектом.
Душевная жизнь нормотипичного ребенка строится в соответствии с законами развития. Силы индивилуальности своевременно прорабатывают тело и не встречают непреодолимых препятствий.
Нормотипичный ребенок имеет все шансы научиться справляться с задачами возраста и с жизнью в целом.
В этой связи возникает ещё один вопрос: какие же нарушения могут наблюдаться у ребенка, если он норомотипичный?
При определении «нормотипичности» затрагивается именно психическое здоровье, а не здоровье в общем понимании.
Здоровый ребенок — это ребёнок, который не имеет отклонений также и в физическом плане. Например, ребенок больной сахарным диабетом, без психических отклонений, будет нормотипичным, но не здоровым. И эта ослабленность может стать причиной разбалансированности некоторых телесных и душевных процессов.
Нормотипичный ребенок может испытывать ряд сложностей уже в эмбриональный период, во время родов и в процессе ранних этапов развития. При отсутствии патологий нервно-чувственная система последоввтельно пронизывает существо ребенка, но при этом могут возникнуть трудности:
— в овладении телом,
— в освоении пространства,
— в развитии социальных компетенций,
— в формировании привычек и школьных навыков,
— в общении со сверстниками, взрослыми, членами семьи,
— поведенческие проблемы разного характера,
— психологические проблемы,
— тенденции к односторонности развития.
Таким образом, даже если ребенок норомотипичный, то это не означает, что у него нет нарушений. Эти нарушения могут быть менее выраженными и более дифференцированными: незрелость базовых чувств, организации движений, включая зрительно-моторную и слухо-моторную координацию, эмоциональная лабильность, когнитивная «вялость», концентрация, память, дисграфия/дислексия, утомляемость и т.д.
Такие дети тоже требуют дополнительной помощи — значительно больше внимания, более прицельного наблюдения и расширенного исследования индивидуальной картины развития, при необходимости и строго выстроенной терапии. А также знаний, интуитивного «вчувствования» и глубокого анализа нарушений.
В этом и состоит лечебно-педагогический подход!
Источник
В нашем классе особый ребенок
С введением инклюзивного образования в последние годы все острее разгораются дискуссии о пользе или вреде, правомерности, справедливости совместного обучения нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сразу хочется сказать, что это статья не о том, как избавиться от «неудобного / неадекватного / мешающего» ребенка в вашем классе: такой подход кажется мне неэффективным по отношению к детям. Детей нужно учить справляться с проблемой, а такое поведение — пример избегания проблемы.
Это статья не о пользе или вреде инклюзии. Инклюзия нужна и полезна, но должна проводиться грамотными специалистами, с умом, терпеливо, частью ее должно стать дополнительное обучение педагогов и информирование родителей.
Это статья о том, как постараться найти в объективно сложной и неоднозначной ситуации золотую середину. И о том, что каждый ребенок — нормотипичный или с ограниченными возможностями здоровья — это особая вселенная, требующая особого подхода, а не шаблонных советов.
От эмоций к разуму
Мы все волнуемся за наших детей и за их успешность в школе, что естественно. Но всегда ли эмоции помогают справиться со сложной ситуацией?
Задайте себе следующие вопросы:
- Что стоит за теми мыслями, которые приходят вам в голову: ваши чувства или непререкаемые факты? К примеру: «ребенок с ОВЗ будет отвлекать весь класс и не даст моему ребенку учиться», или «мой ребенок сильно отличается от других, над ним будут смеяться, он не справиться с программой». Чего больше в этих мыслях — тревоги перед неизвестным будущим или жизненного опыта и фактов?
- А что на самом деле нужно моему конкретному ребенку? Он вообще какой по характеру?
- Помогаю ли я своему ребенку, тем, что так сильно волнуюсь и тем, что веду себя так?
От конфликта к сотрудничеству
Почти всегда поиск взаимовыгодных решений выгоднее, чем конфликт. Важно помнить, что обе стороны подходят к общению уже в напряженном состоянии. Одни думают: «мой ребенок не сможет учиться, его будут отвлекать, и вообще это страшно», а другие думают: «все против меня и моего ребенка, мне придется бороться с агрессивно настроенными людьми».
Перед тем, как вступать в конфликт, всегда можно попытаться наладить сотрудничество.
Вопросы, которые важно задать родителям детей с ОВЗ:
- Чем мы можем помочь в адаптации?
- Нужно ли нам что-то учитывать, чтобы не было конфликтов?
- О чем нам нужно поговорить со своими детьми, чтобы они понимали, что происходит?
- Какие особенности других детей мне стоит учесть?
Вопросы, которые важно задать родителям нормотипичных детей:
- Чем мы можем помочь в адаптации?
- Нужно ли нам что-то учитывать, чтобы не было конфликтов?
- О чем нам нужно поговорить со своими детьми, чтобы они понимали, что происходит?
- Какие особенности других детей мне стоит учесть?
Вопросы, которые всем родителям стоит решать коллективно:
- Как вам кажется, с какими трудностями мы можем столкнуться?
- Какие совместные мероприятия мы можем организовать, чтобы помочь детям привыкнуть друг к другу?
- Какая ситуация может вызвать стресс? И что помогает в этой ситуации?
- Стоит ли нам обратиться к администрации школы за какой-то поддержкой или потребовать каких-то изменений?
Выгода
Многие родители забывают, что установление взаимовыгодных отношений в классе, где есть ребенок с ОВЗ, крайне выгодно для всех детей. Каждый в этой ситуации научится чему-то своему, каким-то важным именно для него навыкам. Но умение сочувствовать, проявлять терпение и упорство, умение контролировать себя и помогать другому еще никому не мешали.
Выбор
Болезнь никогда не является сознательным выбором человека, особенно ребенка. Ни один из детей с ОВЗ или с проблемами в поведении не делают сознательного и взвешенного выбора вести себя так. А вот отказать им в человеческом понимании и сочувствии — сознательный выбор, при чем чаще всего именно родителей.
Конфликт — последний шаг
Почему-то мы часто забываем, что конфликт всегда остается возможным, а вот налаживание отношений — нет. Всегда нужно задуматься: «все ли лично я сделал, чтобы избежать конфликта?».
Как пример, устроили ли мы совместный праздник? Пробовали ли относиться к агрессивному ребенку доброжелательно? Пробовали ли вы предложить помощь родителям ребенка с ОВЗ? Только точно зная, что мы сделали все возможное, чтобы наладить контакт, можно говорить о том, что конфликт оправдан.
Никто не застрахован
К сожалению, это так. Никто не застрахован от того, что когда-нибудь мы сами окажемся в роли родителей ребенка с ОВЗ. Патологии при беременности и родах, нейродегенеративные заболевания, серьезные травмы или катастрофы никто не отменял.
Как бы вы хотели, чтобы к вам и вашему ребенку отнеслись в такой ситуации? И можете ли вы что-то из этого сделать для тех, кто нуждается в этом уже сейчас?
Источник
О нормотипичных родителях ненормотипичных детей.
Зашёл тут как-то разговор об инвалидах. Ну, старая песня – вы знаете. О том, называть умственно отсталых умственно отсталыми или «солнечными», называть паралич параличом или «особенностью». И бросилось мне в глаза кое-что, чего я раньше не замечала. Сейчас объясню.
Сама я не склонна употреблять лицемерные эвфемизмы. Не вижу в этом никакой нужды. Если, скажем, у человека нет ног, то я так и скажу , если , конечно, будет нужно говорить именно об этом ,«безногий», а не с «особым устройством двигательного аппарата». Потому что он просто человек, чьи отдельные возможности ограничивает увечье, но другие возможности при нём — может, он гениальный математик. Но он таки-человек, а не инопланетянин какого-то особого устройства. И, кстати, не придёт в голову здоровому на эту самую голову безногому обижаться на то, что ему не дают партию в балете, как бы это ни ущемляло его права.
Вот мечтала я всю жизнь петь в Ла-Скала или играть на органе. Но нет у меня на то ни слуха, ни голоса. И что теперь, мне пойти на демонстрацию и кричать об ущемлении моих прав?
Почему же родители детей-инвалидов, родители детей с хроническими заболеваниями, а потом, подрастая . и сами дети устраивают такие вот «вселенские обидки» на ровном месте? То потому, что пацана с нарушением поведения в силу психического заболевания не пустили на автодром в парке. То потому что отказались в классе обучать необучаемого олигофрена в степени имбецильности. То потому что не разрешили прыгать на батуте с предельным весом пользователя 25 килограммов юному слонёнку с весом сорок пять. Ну, имеется проблема со здоровьем у ребёнка – что в этом такого позорного, что даже упомянуть в уместном случае об этом нельзя? Болезнь, увечье, какой-то дефект – это же не стыдно, в этом никто не виноват. На это просто нужно делать поправку при социализации такого ребёнка – и всё. Так зачем эвфемизмы? Зачем иносказания? Зачем это лицемерие? Никому не придёт в голову гнобить больного ребёнка просто за то, что он болен – разве что ушлёпкам каким. Но ушлёпки – они на то и ушлёпки. От них просто лучше держаться подальше.
И я вдруг поняла, что на самом деле всё чертовски просто: не общество, а сами эти родители, а за ними и сами дети , похоже, в душе считают себя неполноценными, невыгодно отличающимися от всех-всех-всех вокруг, недостойными даже того, что они, в принципе, могут себе позволить. Недостойными, по сути, быть больными, но при этом находиться среди здоровых. Но поскольку считают это они где-то очень глубоко, не признаваясь самим себе, то вот и начинается вместо честной самооценки это жеманничество – «солнечный», «особенный» и т.п. Попытка умолчать о болезни. но выбивание при этом особенного статуса. Не статуса больного — статуса «от всех отличающегося», ненормотипичного. А в какую сторону отличающегося? Во-от. И начинают родители из кожи лезть, чтобы доказать, что белое – это чёрное. Отдают необучаемого ребёнка обучаться, принуждают воспитателей и учителей ребёнку неуклюжему и с плохой координацией давать сольные партии в танцах в детском саду, заикающемуся – читать стихи, страдающего ожирением наряжать «прекрасным принцем». В школе продолжается то же самое, и им плевать, что олигофрен плетёт прекрасные коврики и упоённо моет посуду, неуклюжий решает задачи для восьмого класса, будучи в третьем, заика отлично рисует акварелью, а толстый в костюме колобка заставляет зал заходиться от хохота и рукоплесканий. Они этого не замечают, им это не важно. они стремятся развивать именно то, что развиться в принципе не может. Не используют сильные стороны ребёнка, а упорно доказывают всему миру. что его слабые стороны — не слабые, что это и есть его сильные стороны. Делать поправку на индивидуальность такие родители не согласны и. называя остальных детей презрительным «нормотипичные», по сути из кожи вон лезут, чтобы добыть и своему ребёнку это немного странное название ( странное потому, что человек не должен вообще быть типичным, это – скучно и нездорово, лягушки лабораторные нормотипичны, а уже мыши – индивидуальны) А у людей. не пригруженных такими проблемами, подобная напористость без здравого смысла под ногами, понятно, вызывает недоумение, досаду и отторжение. И вот уже вам изгой — там. где вполне мог быть просто мальчишка , не умеющий танцевать, решать задачки или читать стихи.
Оговорюсь: существуют некоторые — редкие — ситуации, когда, не смотря на болезнь, человек достигает определённых успехов именно в той области, где меньше всего ожидается — те же танцы ампутантов или параолимпийские игры. но там , вы же понимаете, создаётся особенная ниша для именно людей с такими заболеваниями и увечьями и с такими наклонностями, и они там не называются «особенными», потому что там они никакие не особенные, так что нет никакого резона выпускать ампутанта на поле в обычном матче среди здоровых. Там он не будет конкурентоспособен. там он не будет успешен, как бы мамочкам этого ни хотелось.
«Мой ребёнок имеет инвалидность. Но он не инвалид – он особенный», — говорят такие матери ( чаще всё-таки матери, отцы в таких семьях частенько «слабое звено», хотя тут тоже. конечно, всякое бывает). «Не инвалид? — отвечает общество. — Так с какого ж перепугу у него инвалидность, а? Нет, в самом деле, если он не инвалид, то вы что, пособие ему мошенническим путём оформили? Или он всё-таки инвалид, но вы стыдитесь собственного ребёнка? Стыдитесь его инвалидности? Стыдитесь настолько, что готовы придумывать тысячу иносказаний вместо того, чтобы просто озвучить, когда это нужно сделать, его проблему и постараться её обойти в его повседневной жизни без ущерба для себя и окружающих?»
«Он не болен! Он здоровее вас! Он учится отлично! Он ведёт общественную работу! У него столько друзей! Он успешен!»
А кто вам, мамочка, сказал, что больной ребёнок не может отлично учиться, вести общественную работу, дружить и быть успешным? Почему, если вашему ребёнку не повезло быть в чём-то здоровым, вы готовы отказывать ему в этих общечеловеческих правах? Не общество отказывает в данном случае , заметьте. Общество ставит ему пятёрки и дружит с ним. Отказываете вы, неадекватные мамочки таких детей. Общество говорит вам: ваш ребёнок болен, его возможности ограничены там-то и там-то, учитывайте это, и постарайтесь сделать его счастливым, используя другие возможности. Мы готовы принять его таким, как есть, мы готовы учитывать ограничение его возможностей. Вы говорите: нет, мой ребёнок здоров, это «временные трудности», и я заставлю его делать то, что он не может, или хотя бы пытаться это делать, а вас признать, что он не имеет никаких проблем, что он — совершенство в тех мучительных и болезненных априори безуспешных попытках перепрыгнуть через себя, которые я заставляю его делать.
Честно говоря, такое отношение к своему ребёнку – жестокое отношение. И начинается оно с вот этих самых «солнечный», «особенный» и т.п. А ведь на самом деле каждый ребёнок особенный , и, в то же время, никакая болезнь не делает особенным никого . Все люди болеют. Кто-то тяжелее, кто-то легче, кто-то физически, кто-то психически, кто-то выздоравливает. кто-то вынужден жить с болезнью. Это нормально. это по-человечески, в этом нет ничего «солнечного» и «особенного». Это, я бы даже сказала. очень даже нормотипично для человека, чем-то болеть и делать поправку на эту болезнь в процессе своей жизнедеятельности — будь то временные трудности или постоянные. Есть, кстати, фильм, который так и называется: «Временные трудности». Чертовски вредный фильм, потому что в нём показано, что именно такая тактика – слепота на болезнь и насильственное вымучивание поведения здорового – ведёт к успеху. На самом деле не ведёт. Не верьте фильму. На самом деле такой прессинг ведёт или к смерти, или к тяжёлому психическому срыву. И насколько же нужно стыдиться и не любить своего ребёнка, чтобы не признавать эти его трудности за реальные, а стараться всеми силами впихнуть несчастного в прокрустово ложе дурацкой, вами же придуманной «нормотипичности».
Источник