Nomads что это значит

Значение слова «номад»

нома́д

1. истор. представитель кочующего народа; кочевник ◆ У номадов и прирожденных авантюристов этот огонек превращается в пожирающее пламя, но у меня он, вероятно, только тлел, как и полагается у культурного юноши, который отечеству на пользу и родителям на утешение; и никуда я не поехал, пока не окончил всех полагавшихся мне курсов Л. Н. Андреев, «Два письма»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: расшаркаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «номад&raquo

Предложения со словом «номад&raquo

  • Как достигается сложный баланс между свободой и послушанием, модерностью и традицией, который стремятся обрести православные номады?

Цитаты из русской классики со словом «номад»

  • Робок, наг и дик скрывался // Троглодит в пещерах скал, // По полям номад скитался // И поля опустошал. // Зверолов, с копьем, стрелами, // Грозен бегал по лесам… // Горе брошенным волнами // К неприютным берегам!

Понятия, связанные со словом «номад»

Шапырашты — один из казахских родов Старшего жуза в системе генеалогии казахов. Основными местами расселения были предгорья Заилийский Алатау в районе города Алматы на юго-востоке Казахстана. Боевой клич (Уран) — «Карасай!», родовые знаки (Тамга) — ай и тумар.

Читайте также:  Термостатировать что это значит

Источник

Кто такие «номады» и почему им сегодня завидует все больше людей?

Они не привязываются к месту жительства или работы. Они готовы променять комфорт, стабильность и карьерные перспективы на жизнь в непрерывном движении. Чем дышат, во что верят и как решают бытовые вопросы номады — современные кочевники — знает Лена Сатарова

Готовить статью о номадах мне было просто и сложно одновременно. Просто — потому что я уже три года живу такой жизнью, не задерживаюсь на одном месте дольше шести месяцев, а если повезет, то и трех. Сложно — потому что кочевничество в Украине до сих пор кажется чем-то исключительным и маргинальным. Номадов считают авантюристами, эскапистами, бегущими от проблем. И мне все еще приходится объяснять даже самой себе, что жизнь в движении — не блажь, а норма.

Завидна доля номада в глазах смотрящего на нее через соцсети: пляжи, пальмы, кокосы, философские разговоры в автобусах с таинственными незнакомцами. Сегодня в Таиланде, через неделю в Японии, спустя месяц — на пляжах Калифорнии. Кому бы не хотелось такой жизни? В отличие от эмигранта номад не ищет лучшей судьбы в других странах: карьерных перспектив, ровных дорог или чистого общественного транспорта. Он готов ехать в индийской колымаге в обнимку с курами ради одной-единственной цели — просто ехать. В то же время номад не дауншифтер. Отключить все средства связи и презирать жизнь большого города — не его путь. Хотя бы потому, что в дороге ему придется работать.

Впрочем, первое выпадение номада из привычных условий действительно похоже на побег. Поставив галочку напротив всех пунктов, предусмотренных нормой (садик, школа, университет, приличная работа), кочевник понимает: что-то тут не так. И вроде все хорошо, но не то. Глаза номада, который пока не знает, что он — номад, загораются только во время разговоров о путешествиях. Он еще не пробовал жить иначе, еще не понимает, как обеспечивать себя в новых условиях. Но инстинкт подсказывает: нужно бежать. Купить билет на последние деньги — и будь что будет. Моя история начиналась именно так.

Распробовав кочевую жизнь на вкус, номад понимает — возврата нет. Дело не в том, что ему больше не нужен уголок, куда можно свозить сувениры из экзотических стран. И уж точно не в том, что хочется скрыться от мира, разорвав все прежние связи (напротив, номады — отличные коммуникаторы). Просто ему физически больно дольше нескольких месяцев засиживаться даже в самой уютной берлоге. В постоянной гонке за новыми местами, странами и впечатлениями остается ли у номадов ощущение родины? Основатель блога becomenomad.com Эли Дэвид пишет: религия номада — мир. Кочевник жертвует комфортом, стабильностью и уютом, которые создаются годами, ради съемных квартир, домиков с простеньким интерьером и подушками сомнительной свежести. Абстрактные выражения вроде «Все проходит» или «Мы здесь только гости» обретают для номада практическое значение, поэтому он действительно иначе ощущает свое место в мире.

«Родина там, где мне хорошо. Сегодня она в пятидолларовом хостеле в Камбодже, завтра — в парижском «Мулен Руж». Я отдаю себе отчет, что на моем паспорте украинский герб. Но в целом географические рамки — какой-то социальный архаизм! NASA открывает новые планеты с возможным существованием жизни. О каких клочках в пару километров мы вообще говорим?» — комментирует моя подруга Оксана, на счету которой более 27 стран. «Леса, поля, окна на Фонтанку — они всегда со мной. А так, чтобы скучать. Нет времени на это», — признается еще одна моя подруга, Маша из Санкт-Петербурга, которая познакомила своего сына с кочевой жизнью, едва ему исполнилось. семь месяцев.

И все-таки психолог Дина Носенко предостерегает: «Выгорание от путешествий неизбежно. Если вы живете как номад, вам обязательно нужно найти место, которое станет своего рода базой. Место, где вы можете найти убежище всякий раз, когда захочется перевести дух от скитаний». Такой базой, скорее всего, станет место, где у номада есть прописка и где живут родители. Во-первых, потому, что родителей сложно соблазнить вести кочевнический образ жизни, а навещать их — важно. Во-вторых, потому что лечить зубы и проходить профилактический медосмотр удобнее всего там, где у тебя есть прописка и где даже частная медицина относительно недорогая.

Не пугает номадов и перспектива выпасть из социума. Не потому что они сплошь мизантропы и социофобы, а потому что в современном мире мессенджеров и соцсетей даже захочешь — не выпадешь. «Спасибо фейсбуку, связывающему страны, города и континенты. Я всегда в курсе украинских событий, находясь даже в последней дыре мира. Приезжаю и могу легко поддержать любую светскую беседу. Знаю, что и где открылось, что сегодня обсуждает светский Киев», — смеется Оксана.

Но и здесь есть ложка дегтя. Следить за жизнью близких сквозь скважину социальных сетей — недостаточно, считает психолог Дина Носенко. «Мы социальные животные, и наличие окружения играет одну из решающих ролей в субъективном ощущении благополучия. Социальная изоляция влечет за собой состояние угнетенности».

Со временем номад теряет интерес к новостям с «большой земли», а та в свою очередь теряет интерес к нему. Здесь и происходит перелом, справиться с которым получается не у всех. Может возникнуть острое желание вернуться к прежней жизни, а может измениться сама концепция дружеских отношений.

Оля, которая начала вести жизнь номада два года назад, точно описы- вает это состояние: «Поначалу было тяжело. Оставалось полупервобытное желание быть в группе, представлять ее, защищать. Но со временем понимаешь, что это очень шаткий идеал. Тебя больше нет рядом, но бац! — а никто не умер. Это отрезвляет». Оседлая жизнь предполагает, что с друзьями видишься и созваниваешься несколько раз в неделю, а кочевническая — связи необязательные, не требующие частого подтверждения. Старые друзья постепенно привыкают к новому образу жизни номада, не воспринимая его как блажь или бесконечный отпуск. В то же время у вас появляется все больше новых знакомых из самых разных уголков планеты.

Каким бы свободным от бренности мира ни выглядел номад, ему тоже приходится работать (или жульничать). Самый распространенный его подвид — диджитал-номад, человек, заработок которого зависит от наличия ноутбука и подключения к интернету. Вот неполный список подходящих цифровому кочевнику профессий: программист, диджитал-маркетолог, графический дизайнер, писатель, фотограф, журналист, копирайтер, менеджер проектов, психолог, консультирующий по скайпу, блогер, тревел-гид… Реальная жизнь диджитал-номада выглядит не так романтично, как его инстаграм-страница. Обычно ему приходится работать те же 40 часов в неделю, постоянно переживая, не пропадет ли интернет в самый важный момент. Зато он может рассчитывать не только на достаточный уровень комфорта в путешествиях, но даже на развитие карьеры и минимальное планирование бюджета.

Когда хочется проникнуть в культуру новой страны настолько глубоко, насколько позволено экспату, номад становится волонтером. Только будьте готовы, что в азиатских и южноамериканских странах не вам, а вы сами будете платить за возможность помогать. Так что авантюристов, которые надеются на волонтерство как бесплатное развлечение, ждет разочарование. Лучше уж попробовать свои силы в болливудском кастинге на роль белого человека. Знающие люди уверяют: спрос есть.

Кстати, об авантюристах. Перед тем как первый раз улететь на другой конец континента почти без денег, я встретила одного очень необычного парня. Он убеждал, что с человеком, который доверяет Вселенной, в пути ничего случиться не может. Пространные рассуждения мой загадочный знакомый подкреплял конкретными примерами, как можно перемещаться по миру практически без денег. От идей для просветленных (отдаться дороге и смотреть, куда выведет) до более или менее конкретных лайфхаков: ночевать в храмах (там не могут отказать ни в крове, ни в пище), передвигаться автостопом или зайцем, взять с собой палатку и спальник (в жарких странах спать на улице — обычное дело), активно пользоваться каучсерфингом, просить у местных подработку. Позже я убедилась, что этот парень не одинок в своем способе передвижения. Молодых ребят, доверяющих руль своей жизни невидимому ангелу-хранителю, не так уж и мало. По крайней мере, в Азии.

Еще один распространенный мотив к движению, описанный Элизабет Гилберт в бестселлере «Есть. Молиться. Любить» — духовные поиски. Развитая инфраструктура индуистских ашрамов, буддистских храмов, студий йоги и аюрведы поможет выйти на прямую связь с космосом любому страждущему. Правда, как и везде, исходящие звонки платные: предварительно ознакомьтесь с расценками за курс просветления на официальных сайтах храмов и ашрамов. Если бизнес-подход к духовности для вас неприемлем, загляните дальше третьей страницы гугла — там можно найти варианты мест, где за практику не просят ничего, кроме благотворительного пожертвования

Когда я в первый раз отправлялась в путешествие по Азии, меня не пугало одиночество — я слишком изголодалась по движению и новым впечатлениям. Но спустя некоторое время, пробираясь сквозь Гималайские горы в трясущейся железной банке, до отказа набитой шумными непальскими семьями, я задумалась: кто захочет разделить со мной все это — не как единичное приключение (таких желающих в любом хостеле десятки), а как приключение на всю жизнь?

В путешествиях можно встретить симпатичных парней отовсюду, однако большинство из них — приверженцы необременительных отношений без будущего. Не обязательно one-night stand, но также не «вместе и в горе, и в радости». А мне, при всей любви к свободе, как оказалось, все равно хотелось семью.

Болезненные приступы одиночества — пожалуй, слабое место всех номадов без пары. Когда осознаешь, что изменился сам, но при этом еще не встретил никого, кто разделял бы те же ценности, становится страшно. Не хочется размениваться по мелочам, а где найти того самого — вообще неясно. Только спустя год я осознала, что ничего исключительного в моих страхах нет. Те же чувства испытывает каждая одинокая девушка, какой бы образ жизни она ни вела. Ну разве не забавная мысль — вот сиди я на одном месте почаще, моему мужчине легче было бы меня найти? По закону гармонии, едва я выдохнула и перестала бояться умереть старой девой с бронзовой кожей и крепкими от частой ходьбы икрами, как тот самый тут же появился. Оказалось, год назад он точно так же ехал в непальском автобусе и гадал, какая сумасшедшая захотела бы разделить с ним кочевую долю.

Источник

Номад

Коче́вники — этносы, народы, народности и племена, исторически сложившиеся в кочевых-номадических этнокультурных условиях.

В современное время это люди, постоянно или временно пребывающие в соответствующих культурах и ведущие кочевой образ хозяйства, или культурно-этнически принадлежащие к традиционной кочевой культуре и типу хозяйства. Рождаемость у кочевых скотоводов как правило ниже рождаемости земледельцев [1] [2] .

Содержание

История [ | ]

Кочевничество как исторически сложившаяся социально-экономическая система развития и хозяйственно-культурный тип сформировалось во II тысячелетии до н. э. в евразийском и афроазиатском аридном регионе [3] .

В основу кочевого образа жизни легло скотоводство, в поисках новых пастбищ люди переселялись на многие километры от основного места жительства. Кочевое скотоводство было преобладающим образом жизни в степях Внутренней Азии на протяжении большей части ее истории. Хотя наблюдатели извне нередко отзывались о нем, как о примитивной форме экономической организации из-за менее производительного труда кочевника, чем земледельца, в действительности это была усложненная специализация по использованию степных ресурсов. Тем не менее, этот образ жизни всё же был отсталым и чуждым для окружающих оседлых цивилизаций. История номадов и их связи с окружающими регионами основывались на том, что сами кочевники принимали как не требующее доказательств свои циклы движения, требования животноводства, экономические ограничения и основную политическую организацию [4] .

Термин «пасторальный номадизм» (кочевое скотоводство — прим. отв. ред.) обычно используется для обозначения формы подвижного скотоводства, при которой семьи мигрируют со своими стадами с одного сезонного пастбища на другое в годовом цикле. Наиболее характерное культурное свойство этого экономического приспособления состоит в том, что общества кочевников-скотоводов приспосабливаются к требованиям подвижности и потребностям своего скота. Понятия «номадизм», «кочевничество», «скотоводство» и «культура» семантически различны. Существуют скотоводы, которые не являются кочевниками (такие, как современные фермеры- животноводы, и кочевые группы, которые не пасут скот, — например, охотники). Существуют также сообщества, в которых подвижные формы скотоводства представляют единственную экономическую специализацию, в которой отдельные пастухи или ковбои нанимаются, чтобы смотреть за животными (как случилось в Западной Европе или Австралии с разведением овец и в Америках с крупным рогатым скотом). Когда разведение скота является профессиональным занятием, твердо внедренным в культуру оседлых народов, отдельное общество скотоводов никогда не существует [5] .

Скотоводство Внутренней Азии традиционно зависело от использования обширных, но сезонных пастбищ в степях и горах. Поскольку люди не могли питаться травой, разведение скота, который мог это делать, было эффективным способом эксплуатации энергии степной экосистемы. Стада состояли из ряда травоядных животных, в том числе овец, коз, лошадей, крупного рогатого скота, верблюдов и иногда яков. Не существовало специализации по разведению отдельных видов, которая развивалась среди бедуинов Ближнего Востока, разводивших верблюдов, и пастухов северных оленей в Сибири. Идеальным для Внутренней Азии было наличие всех видов животных, необходимых для обеспечения продовольствия и перевозок, так что семья или племя могли достичь самообеспечения при скотоводческом производстве. Фактическое распределение животных в стаде отражало и экологические переменные, и культурные предпочтения, но их состав был, в основном, однотипен, независимо от того, использовали ли номады открытую степь или горные пастбища. Изменения в составе стада были особенно часты среди скотоводов, которые эксплуатировали более маргинальные районы, где, например, козы выживали лучше, чем овцы, либо где засушливость способствовала разведению верблюдов, а не разведению лошадей [6] .

По данным Дмитрия Самохвалова, до появления лошадей Великие равнины Северной Америки и Патагония в Южной Америке были почти не заселены [7] . Но и позже средняя численность племен Великих равнин Америки по оценкам Юрия Стукалина составляла около 3-4 тысяч человек [8] .

По мнению Фернана Броделя, кочевники старого Света это уникальный пример долгого паразитирования «варваров» над более технологически и организационно развитыми цивилизованными народами. Малейшие изменения окружающей среды приводили к цепной реакции массового движения кочевых народов на запад на страны Европы или на восток на страны Азии, при этом направление движения по мнению Фернана Броделя зависело от степени сопротивления со стороны оседлых народов. Начало конца кочевых набегов было положено в 80-е годы 17 века, когда Китай смог установить надежную охрану границ и китайцы начали активно заселять Монголию, Туркестан и Тибет. Одновременно Китай захватил Манчжурию, а Нерчинский договор ознаменовал разделение владений Китая и России на Амуре. Под давлением Китая кочевники двинулись на запад через Джунгарские ворота. Однако в этот раз кочевники вместо пустого пространства встретили сопротивление России времен Петра первого. Ещё в течение столетия на границах России происходили постоянные стычки с кочевниками, но в этот раз порох и пушки оказались сильнее главного преимущества кочевников — быстроты и мобильности. Победа России ещё до окончания 18 века окончательно завершила эпоху набегов кочевников на оседлые цивилизации Евразии [9] .

По данным Юрия Васильевича Емельянова, кочевники всегда уступали оседлым земледельческим народам в численности. Население центральноазиатских степей по оценкам Льва Гумилева колебалось от 0,4 миллиона в 3 веке нашей эры [10] до 1,3 миллиона человек в 13 веке нашей эры [11] (для сравнения по оценкам И. И. Захарова население Китая в 1 веке нашей эры составляло около 60 миллионов человек), а например хунны по подсчётам Л. Н. Гумилева сражались с Китаем в соотношении 1 к 20 [12] . Общая численность кочевников от Волги до Монголии в конце 19 века оценивается в 3-4 миллиона человек, а в 15-16 веках по некоторым оценкам численность кочевников составляла сотни тысяч человек [13] .

Схожее, но не тождественное значение имеет слово номады, номадизм, и именно в силу этой схожести значений, в русскоязычном и возможно других лингво-культурно несхожих оседлых обществах (персидском, сино-китайском, и многих других, исторически страдавших от военных экспансий кочевых народов) существует седентаристский феномен подспудной исторической неприязни, приведший к очевидно намеренной терминологической путанице «кочевник-скотовод», «номад-путешественник», ирландский-английский-шотландский «путешественних-трэвеллер» и т. п.

Кочевой образ жизни исторически ведут тюркские и монгольские этносы, и другие народы урало-алтайской языковой семьи, находившиеся в ареале кочевых цивилизаций. На основании генетической языковой близости к урало-алтайской семье, предков современных японцев, древних конных воинов-лучников, завоевавших Японские острова, выходцев из урало-алтайской кочевой среды, также и корейцев историки и генетики считают отделившимися от протоалтайских народов.

Вклад, и древний, и средневековый, и относительно недавний, кочевников в северный и южный синский (древнее название), ханьский или китайский этногенез, вероятно, достаточно большой.

Последняя династия Цин была кочевого, манчжурского происхождения.

Национальная валюта Китая юань названа в честь кочевой династии Юань, которую основал чингизид Кубилай-хан.

Средства к существованию кочевники могли получать из самых разных источников — кочевое скотоводство, торговля, различные ремесла, рыболовство, охота, различные виды искусства (цыгане), наёмный труд или даже военный грабёж, либо «военные завоевания». Обычное воровство было недостойно воина-кочевника, в том числе ребёнка или женщины, так как все члены кочевого общества было воинами своего рода или эля, и тем более кочевого аристократа. Как и другие, считавшиеся недостойными, подобно воровству, особенности оседлой цивилизации, были немыслимы для любого кочевника. К примеру, в среде кочевников, проституция была бы абсурдна, то есть абсолютно неприемлема. Это не столько следствие родоплеменной воинской системы общества и государства, сколько следствие образа хозяйствования кочевого общества, которое скорее приводило к скотоложеству, нежели к проституции.

В современном мире, в связи с существенными изменениями в хозяйстве и жизни общества появилось и достаточно часто употребляется понятие неокочевники, то есть современные, возможно, очень (или не очень) успешные люди, ведущие кочевой или полукочевой образ жизни в современных условиях. По роду занятий многие из них являются артистами, учёными, политиками, спортсменами, шоуменами, коммивояжёрами, менеджерами, преподавателями, сезонными работниками, программистами, гастарбайтерами, экспатами, путешественниками и так далее [ источник не указан 803 дня ] . [14]

Кочевые народы [ | ]

Кочевы́е наро́ды — мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии, — рыболовством. Термин кочевье используется в славянском переводе Библии применительно к станицам измаильтян (Быт. 25:16).

Отгонное животноводство основано на сезонных перегонах скота на относительно краткие расстояния. Скот обычно перегоняется на высокогорные пастбища летом и в долины низин зимой. Погонщики имеют постоянные жилища, обычно в долинах.

Быт многих народов, традиционно относимых к кочевым, например алтайских древних тюрок, на самом деле может быть охарактеризован именно как отгонное животноводство, поскольку их перекочёвки носили сезонный характер и производились в пределах чётко очерченной территории, принадлежащей роду; часто у них имелись постоянные строения, служившие для заготовки сена на зиму для скота и жилья нетрудоспособных пожилых членов группы, в то время как молодёжь на лето откочёвывала вместе со скотом в предгорья (джейляу). В частности, ритмы сезонного вертикального кочевания распространены в сельской местности в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Азербайджане, Турции.

В научном смысле кочевничество (номадизм, от греч. νομάδες , nomádes — кочевники) — особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством. В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведёт подвижный образ жизни (бродячих охотников-собирателей, ряд подсечных земледельцев и морских народов Юго-Восточной Азии, мигрирующие группы населения, такие, как цыгане, и т. д.).

Этимология слова [ | ]

Слово кочевник происходит от глагола кочевать, далее от др.-русск. кочева́ти, из тюркск.: ср. уйг., чагат. köč «поездка, путешествие, переселение», кирг., уйг., чагат., тел., алт. köćmäk «кочевать». [15]

В Республике Казахстан в настоящее время имеется государственная программа по переселению — Нұрлы көш.

Однокоренным является термин «кошевой атаман» и украинская (т. н. козацькая) и южнорусская (т. н. казацкая) фамилия Кошевой.

Определение [ | ]

Далеко не все скотоводы являются кочевниками (хотя, прежде всего надо было разграничить в русском языке использование термина кочевник и номад, другими словами, кочевники далеко не то же самое, что обычные номады, и далеко не все номадные народы это кочевники, причем интересен культурный феномен, состоящий в том что всякая попытка устранения намеренной терминологической путаницы — «номад» и «кочевник», традиционно существующей в современном русском языке, натыкается на традиционное же игнорирование). Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками [ источник не указан 803 дня ] :

  1. экстенсивное скотоводство (Пасторализм) как главный вид хозяйственной деятельности;
  2. периодические перекочёвки большей части населения и скота;
  3. особая материальная культура и мировоззрение степных обществ.

Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях [ источник не указан 803 дня ] или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности (в Монголии, например, земли пригодные для земледелия составляют 2 % [ источник не указан 803 дня ] , в Туркменистане — 3 %, в Казахстане — 13 % [сомнительная информация] и т. д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран, заморозки, эпизоотии и другие стихийные бедствия могли быстро лишить номада всех средств к существованию. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи — каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота [ источник не указан 803 дня ] .

Быт и культура кочевников [ | ]

Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространённым типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер) [16] . Домашняя утварь и посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха, но также и из шелка, и других дорогих и редких тканей и материалов. Явление «всадничества» (то есть наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники не существовали изолированно от земледельческого мира, но не особо нуждались в продукции земледельческих народов. Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту — главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь в виду, что так называемых «чистых» кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголов и некоторых др. народов евразийских степей) [ источник не указан 803 дня ] .

Знаменитый трактат китайского историка Сыма Цяня «Ши цзи» («Исторические записки») описывает быт хуннского общества: «Из домашнего скота у них больше всего лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, а из редкого скота — верблюдов, ослов, мулов, катиров, тоту и тани (речь идет о редких породах лошадей). В поисках воды и травы [они] переходят с места на место, и хотя у них нет городов, обнесенных внутренними и наружными стенами, нет постоянного местожительства и они не занимаются обработкой полей, тем не менее каждый тоже имеет выделенный участок земли… Мальчики умеют ездить верхом на овцах, из луков стрелять птиц и мышей; постарше стреляют лисиц и зайцев, которых затем употребляют в пищу; все возмужавшие, которые в состоянии натянуть лук, становятся конными латниками. По существующим среди них обычаям, в мирное время все следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование, а в тревожные годы каждый обучается военному делу для совершения нападений». Китайский евнух Чжунхан Юэ, иммигрант, сделавший карьеру при втором правителе Хуннской державы дополняет описание Сыма Цяня новыми сведениями: «По обычаям сюнну народ ест мясо домашнего скота, пьет его молоко, одевается в его кожи; скот же питается травой и пьет воду, переходя в зависимости от сезона с места на место» [17] .

Происхождение кочевничества [ | ]

Вопрос о происхождении кочевничества до настоящего времени не имеет однозначного истолкования. Ещё в новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой, более популярной сейчас точке зрения, кочевничество сформировалось как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света, куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Последние были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве. Существуют и другие точки зрения. Не менее дискуссионен вопрос времени сложения кочевничества. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в IV—III тыс. до н. э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже IX—VIII тыс. до н. э. Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади (IV тыс. до н. э.) и появление колесниц (II тыс. до н. э.) ещё не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему кочевничеству. По мнению этой группы учёных переход к номадизму произошёл не ранее рубежа II—I тыс. до н. э. в евразийских степях.

Классификация кочевничества [ | ]

Существует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространённые схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельности:

  • кочевое;
  • полукочевое, полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство. Чаще всего скот пасут пастухи за пределами поселений, остальные остаются в поселении, где занимается земледелием и ремёслами;
  • отгонное;
  • Жайлау, кыстау, коктеу, кузеу (тюрк.) — летнее, зимнее, весеннее, осеннее пастбища соответственно.

В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания:

  • вертикальное (горы, равнины),
  • горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т. д.

В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено кочевничество.

  1. евразийские степи, где разводят так называемые «пять видов скота» (лошадь, крупный рогатый скот, овца, коза, верблюд), однако наиболее важным животным считается конь (тюрки, монголы, казахи, киргизы и др.). Кочевники этой зоны создали могущественные степные империи (скифы, хунну, тюрки, монголы и др.);
  2. Ближний Восток, где номады разводят мелкий рогатый скот, а в качестве транспорта используют лошадей, верблюдов и ослов (бахтияры [18] , бассери, курды, пуштуны и др.);
  3. Аравийская пустыня и Сахара, где преобладают верблюдоводы (бедуины, туареги и др.);
  4. Восточная Африка, саванны к югу от Сахары, где обитают народы, разводящие крупный рогатый скот (нуэры, динка, масаи и др.);
  5. высокогорные плато Внутренней Азии (Тибет, Памир) и Южной Америки (Анды), где местное население специализируется на разведении таких животных как як (Азия), лама, альпака (Южная Америка) и др.;
  6. северные, в основном субарктические зоны, где население занимается оленеводством (саамы, чукчи, эвенки и др.).

Расцвет кочевничества [ | ]

Расцвет кочевничества связан с периодом возникновения «кочевых империй» или «имперских конфедераций» (середина I тыс. до н. э. — сер. II тыс. н. э.). Эти империи возникали по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступаемой оттуда продукции. В одних случаях кочевники вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы, хунну, тюрки и др.). В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). В третьих они завоевывали земледельцев и переселялись на их территорию, сливаясь с местным населением (авары, булгары и др.). Кроме того, вдоль маршрутов шёлкового пути проходившего также и по землям кочевников, возникали стационарные поселения с караван-сараями. Известны несколько крупных миграций так называемых «пастушеских» народов и позднее кочевников-скотоводов (индоевропейцы, гунны, авары, тюрки, кидани и половцы, монголы, калмыки и др.).

В хуннское время были установлены прямые контакты между Китаем и Римом. Особенно важную роль сыграли монгольские завоевания. В результате сформировалась единая цепь международной торговли, технологических и культурных обменов. По-видимому, в результате этих процессов в Западную Европу попали порох, компас и книгопечатание. В некоторых работах этот период называют «средневековой глобализацией». [19] [20] [21]

Модернизация и упадок [ | ]

С началом модернизации кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчинённой стороны. В результате стало меняться кочевое хозяйство, деформировалась общественная организация, начались болезненные аккультурационные процессы. В XX в. в социалистических странах были сделаны попытки провести насильственную коллективизацию и седентеризацию, которые закончились неудачей. После распада социалистической системы во многих странах произошла номадизация образа жизни скотоводов, возврат к полунатуральным методам ведения хозяйства. В странах с рыночной экономикой процессы адаптации кочевников также происходят очень болезненно, сопровождаются разорением скотоводов, эрозией пастбищ, ростом безработицы и нищеты. В настоящее время примерно 35—40 млн чел. продолжает заниматься кочевым скотоводством (Северная, Центральная и Внутренняя Азия, Ближний Восток, Африка). В таких странах как Нигер, Сомали, Мавритания и др. кочевники-скотоводы составляют большую часть населения.

В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники были только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром, от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает — даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям.

Кочевничество и оседлый образ жизни [ | ]

Производительность труда в условиях пасторализма значительно выше чем в ранних аграрных обществах. Это позволяло высвободить большую часть мужского населения от необходимости тратить время на поиски пропитания и, при отсутствии других альтернатив (таких как например монашество) позволяло на её на военные действия. Высокая производительность труда однако достигается малоинтенсивным (экстенсивным) использованием пастбищ и требует всё новых угодий, которые необходимо отвоевывать у соседей (впрочем, теория, напрямую связывающая периодические столкновения кочевников с окружающими их оседлыми «цивилизациями» с перенаселением степей, несостоятельна). Многочисленные армии кочевников, которые были собраны из ненужных в повседневном хозяйстве мужчин, значительно более боеспособны, чем мобилизованные крестьяне, не имевшие военных навыков, так как в повседневной деятельности применяли по сути те же навыки, которые требовались от них и на войне (не случайно то внимание, которое все кочевые военачальники уделяли загонной охоте на дичь, считая действия на ней практически полным подобием боя). Поэтому, несмотря на сравнительную примитивность социального устройства кочевников (большинство из кочевых обществ не пошли дальше стадии военной демократии, хотя многие историки и пытались приписать им особую, «кочевую» форму феодализма), они представляли большую угрозу для ранних цивилизаций, с которыми они зачастую находились в антагонистических отношениях. Примером тех огромных усилий, которые были направлены на борьбу оседлых народов с кочевниками, является великая китайская стена, которая тем не менее, как известно, никогда не была эффективным барьером от вторжений кочевых народов в Китай.

Однако оседлый образ жизни, разумеется, имеет свои преимущества перед кочевым, и возникновение городов- крепостей и прочих культурных центров, а в первую очередь — создание регулярных армий, часто строившихся по кочевническому образцу: иранские и римские катафрактарии, перенятые у парфян; китайская панцирная кавалерия, строившаяся по образцу гуннской и тюркютской; русская дворянская кавалерия, впитавшая традиции татарского воинства вместе с эмигрантами из переживающей смуту Золотой Орды; и т. д., со временем дало возможность оседлым народам успешно противостоять набегам кочевников, которые никогда не стремились полностью уничтожить оседлые народы так как не могли полноценно существовать без зависимого оседлого населения и обмена с ним, добровольного или принудительного, продуктами земледелия, скотоводства и ремесла. Омельян Прицак даёт такое пояснение постоянным набегам кочевников на оседлые территории:

«Причины этого явления следует искать не во врождённой склонности кочевников к грабежам и крови. Скорее, речь тут идёт о четко продуманной экономической политике»

Между тем, в эпохи внутреннего ослабления даже высокоразвитые цивилизации нередко гибли или значительно ослаблялись в результате массированных набегов кочевников. Хотя по большей части агрессия кочевых племен была направлена в сторону своих соседей кочевников, зачастую набеги на оседлые племена кончались утверждением господства кочевой знати над народами земледельцами. Например господство кочевников над отдельными частями Китая, а иногда над всем Китаем, повторялось много раз в его истории.

Другим известным примером тому является крушение Западной Римской империи, которая пала под натиском «варваров» во время «великого переселения народов», в основном в прошлом оседлых племен, а не самих кочевников, от которых они спасались на территории своих Римских союзников, однако конечный результат был катастрофичен для Западной Римской Империи, которая так и осталась под контролем варваров несмотря на все попытки Восточной Римской Империи вернуть эти территории в VI-м веке, что по большей части также было результатом натиска кочевников (Арабов) на восточные границы Империи.

Кочевничество, не связанное со скотоводством [ | ]

В различных странах существуют этнические меньшинства, ведущие кочевой образ жизни, но занимающиеся не скотоводством, а различными ремеслами, торговлей, гаданием, профессиональным исполнением песен и танцев. Это цыгане, ениши, ирландские путешественники и другие. Такие «кочевники» путешествуют таборами, живя обычно в транспортных средствах либо случайных помещениях, зачастую нежилого типа. По отношению к таким гражданам властями часто применялись меры, направленные на насильственную ассимиляцию в «цивилизованное» общество. В настоящее время властями разных стран применяются меры по наблюдению за исполнением такими лицами родительских обязанностей по отношению к малолетним детям, которые в результате образа жизни их родителей не всегда получают полагающиеся им блага в области образования и здравоохранения.

В СССР 5 октября 1956 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. Реакция на указ была двоякой как со стороны местных властей, так и со стороны цыган. Местные власти исполняли этот указ, либо выдавая цыганам жильё и побуждая или принуждая их вместо кустарного ремесла и гадания официально трудоустраиваться, либо просто прогоняя цыган со стоянок и подвергая кочевых цыган дискриминации на бытовом уровне. Цыгане же либо радовались новому жилью и достаточно легко переходили в новые условия жизни (часто это были цыгане, имеющие по новому месту жительства друзей-цыган либо оседлых родственников, которые помогали им при налаживании новой жизни), либо же считали указ началом попытки ассимилировать, растворить цыган как этнос и всячески уклонялись от его исполнения. Те цыгане, что сначала приняли указ нейтрально, но не имели информационной и моральной поддержки, вскоре восприняли переход на оседлость как несчастье. В результате указа осело более 90 % цыган СССР. [24]

Ениши, имеющие гражданство Швейцарии, с 1998 года, после ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Европы признаны в качестве национального меньшинства под названием Fahrende, буквально «путешествующие», независимо от того, ведёт ли конкретный представитель этноса оседлый или кочевой образ жизни. [25]

Перед федеральными органами Швейцарии интересы енишей представляет основанная в 1975 году организация Radgenossenschaft der Landstrasse [de] , которая наряду с енишами, представляет также и другие «кочевые» народы — рома и синти. Общество получает субвенции (целевые субсидии) от государства [25] [26] . С 1979 Общество является членом Международного союза цыган ( англ. ) (IRU). Несмотря на это, официальная позиция общества состоит в отстаивании интересов енишей как отдельного народа.

Согласно международным договорам Швейцарии и приговору Федерального суда, кантональные власти обязаны предоставлять кочующим группам енишей место для стоянок и переездов, а также обеспечивать возможность посещения школ для детей школьного возраста. [27]

Источник

Оцените статью