Ниже облака ходячего что это значит

Выше леса стоячего(ниже облака ходячего)

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .

Смотреть что такое «Выше леса стоячего(ниже облака ходячего)» в других словарях:

выше леса стоячего — (ниже облака ходячего) конь бежит Ср. Между тем как сильные, могучие Полканы богатыри, обутые в семимильные сапоги всеведущего невежества, с гордым презрением к тесным пределам душной вещественной атмосферы подымаются, от земли отделяются, выше… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Превыше облака ходячего, выше леса стоячего — Превыше облака ходячаго, выше лѣса стоячаго (себя считать). (Выраженіе, встрѣчаемое въ старинныхъ былинахъ о русскихъ богатыряхъ.) См. Тише воды, ниже травы. См. Выше леса стоячего … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

превыше облака ходячего, выше леса стоячего — (себя считать) Выражение, встречаемое в старинных былинах о русских богатырях. См. тише воды, ниже травы. См. выше леса стоячего … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Тише воды, ниже травы — (иноск.) словно шелковый. Ср. Послушать его (Даля) онъ ниже травы, тише воды. Но въ его разсказахъ, то и дѣло, попадаются вещицы, отъ которыхъ такъ и хочется подпрыгнуть. Тургеневъ. Крит. ст. 4. (Повѣсти и пр. Казака Луганскаго.) Ср. Къ теткѣ онъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Читайте также:  Что значит сине зеленые глаза

Святогор — У этого термина существуют и другие значения, см. Святогор (значения). Иван Билибин. Илья Муромец и Святогор Святогор … Википедия

Источник

выше леса стоячего

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .

Смотреть что такое «выше леса стоячего» в других словарях:

Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Превыше облака ходячего, выше леса стоячего — Превыше облака ходячаго, выше лѣса стоячаго (себя считать). (Выраженіе, встрѣчаемое въ старинныхъ былинахъ о русскихъ богатыряхъ.) См. Тише воды, ниже травы. См. Выше леса стоячего … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

превыше облака ходячего, выше леса стоячего — (себя считать) Выражение, встречаемое в старинных былинах о русских богатырях. См. тише воды, ниже травы. См. выше леса стоячего … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Святогор — богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече Святогора с Ильей Муромцем . Святогор в эпосе является огромным великаном, выше леса стоячего ; его с… … Биографический словарь

Святогор — богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече С. с Ильей Муромцем. С. в эпосе является огромным великаном, выше леса стоячего ; его с трудом носит мать… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Святогор — У этого термина существуют и другие значения, см. Святогор (значения). Иван Билибин. Илья Муромец и Святогор Святогор … Википедия

сапоги-самоходы — сапоги скороходы (сапоги самоходы) (сказочн.) уносят путника, как ковер самолет Ср. . Богатыри, обутые в семимильные сапоги. подымаются от земли. Никодим Надоумка (Надеждин). Сонм нигилистов ( Вестн. Европы . 1829 г. 1). Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

сапоги-скороходы(сапоги-самоходы) — (сказочн.) уносят путника, как ковер самолет Ср. . Богатыри, обутые в семимильные сапоги. подымаются от земли. Никодим Надоумка (Надеждин). Сонм нигилистов ( Вестн. Европы . 1829 г. 1). Ср. Siebenmeilenstiefel. См. выше леса стоячего … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Сапоги — скороходы — Сапоги (скоро) самоходы (сказ.) уносятъ путника, какъ коверъ самолетъ. Ср. . Богатыри, обутые въ семимильные сапоги. подымаются отъ земли. Нікодимъ Надоумка (Надеждинъ) Сонмъ Нигилистовъ (Вѣстн. Европы. 1829 г. 1). Ср. Siebenmeilenstietel.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Источник

превыше облака ходячего, выше леса стоячего

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .

Смотреть что такое «превыше облака ходячего, выше леса стоячего» в других словарях:

Превыше облака ходячего, выше леса стоячего — Превыше облака ходячаго, выше лѣса стоячаго (себя считать). (Выраженіе, встрѣчаемое въ старинныхъ былинахъ о русскихъ богатыряхъ.) См. Тише воды, ниже травы. См. Выше леса стоячего … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

выше леса стоячего — (ниже облака ходячего) конь бежит Ср. Между тем как сильные, могучие Полканы богатыри, обутые в семимильные сапоги всеведущего невежества, с гордым презрением к тесным пределам душной вещественной атмосферы подымаются, от земли отделяются, выше… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Тише воды, ниже травы — (иноск.) словно шелковый. Ср. Послушать его (Даля) онъ ниже травы, тише воды. Но въ его разсказахъ, то и дѣло, попадаются вещицы, отъ которыхъ такъ и хочется подпрыгнуть. Тургеневъ. Крит. ст. 4. (Повѣсти и пр. Казака Луганскаго.) Ср. Къ теткѣ онъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Источник

Выше леса стоячего

(ниже облака ходячего) — конь бежитСр. Между тем как сильные, могучие Полканы-богатыри, обутые в семимильные сапоги всеведущего невежества, с гордым презрением к тесным пределам душной вещественной атмосферы подымаются, от земли отделяются, выше облака ходячего, ниже леса стоячего — мы, скромные пешеходы, бредем по земной поверхности потихоньку и полегоньку. Никодим Надоумко (Надеждин). Сонмище нигилистов. («Вестн. Европы». 1829 г. 1.)см. Превыше облака ходячего..

(иноск.) — достойнее в умственном или нравственном отношении. Не обращать внимания на мнения или обиды другихСр. Он ненавидит девушку за то, что (эта девушка) выше его.Боборыкин. Василий Теркин. 2, 14.. ..

Ср. Памятовать, что выше лба уши не растут — это такая жестокая необходимость.Салтыков. За рубежом.Ср. Ни тебя, ни меня, никого не спросят. А почему. А потому, барин, что уши выше лба не растут. А у кого ненароком и вырастут сверх меры — подрезать маленечко можно!Салтыков. Благонамеренные речи. 4.Ср. Понял он, что уши выше лба не растут, что плетью обуха не перешибешь и живет себе смирнехонько, весь опутанный пословицами, словно у Христа за пазухой.Салтыков. Сказки. 16.см. Все в струне.см. Не в ..

Кверху плевать — свою бороду заплевать.Ср. Входили в залу должностные лица — со вздернутым носом, плюющие на небо за порогом Бирона, а здесь сплюснутые, как пузырь без воздуха. Лажечников. Ледяной дом.Ср. Wer gen Himmel spuckt, spucktinseinen Bart.Ср. Il ne faut pas cracher plus haut que le nez.Ср. Qui crache en l’air reçoit le crachat sur soy.Bovilli. Prov. XVI s.Ср. Chi sputa in su, lo sputo gli torna sul viso.Ср. Chi contro Dio gitta pietra, in capo gli torna.Giusti. 270.Ср. ПЊ ПЂП„ПЌП‰ОЅ Оµ..

Ср. По-моему, так. — Книжка. Хорошо. Интересная, то еще лучше. Но всякую книжку человек писал, а выше своей головы он не может прыгнуть. Горький. Проходимец. 2.Ср. Молодые люди всегда чем-нибудь томятся и хотят выше головы прыгнуть, а это нельзя.Лесков. Инженеры-бессребреники.Ср. Чего уж касаться (этого вопроса). Касайся, не касайся, а выше своего носа не прыгнешь.Гл. Успенский. Скучающая публика. Фельдшер Кузмичев.см. Выше лба уши не растут.. ..

Дополнительный поиск Выше леса стоячего

Источник

Словари

выше леса стоячего (ниже облака ходячего) — конь бежит

Ср. Между тем как сильные, могучие Полканы-богатыри, обутые в семимильные сапоги всеведущего невежества, с гордым презрением к тесным пределам душной вещественной атмосферы подымаются, от земли отделяются, выше облака ходячего, ниже леса стоячего — мы, скромные пешеходы, бредем по земной поверхности потихоньку и полегоньку.

Никодим Надоумко (Надеждин). Сонмище нигилистов. («Вестн. Европы». 1829 г. 1.)

См. превыше облака ходячего.

Выше лесу стоячего, ниже облакого ходячего (сказочн.).

Книжн. Экспрес. Неожиданно простой и смелый выход из трудного положения; остроумное решение трудной задачи.

— Но я думаю, — сказала Элен… — что я, вступив в истинную религию, не могу быть связана тем, что наложила на меня ложная религия. [Блюститель совести] был изумлён этим постановлением перед ним с такою простотою колумбова яйца (Л. Н. Толстой. Война и мир).

— Из ходячего рассказа о том, как Христофор Колумб в ответ на безуспешные попытки присутствующих поставить на столе яйцо сам сделал это: разбив яйцо с тупого конца, он укрепил его стоймя. Лит.: Толковый словарь русского языка / Под редакцией проф. Д. Н. Ушакова. — М., 1940. — Т. 4. — С. 1460.

превыше облака ходячего, выше леса стоячего (себя считать)

Выражение, встречаемое в старинных былинах о русских богатырях.

Оскорбительное движение рукой или угроза — явно, или тайно; также отказ (кукиш — шиш!)

На «байковом» языке мазуриков «Фига» — лазутчик.

Ср. Ай, молодцы! Вы смелые ребята!

Из-за людей облает и присядет,

Разинет пасть и тягу. Кукиш кажет

Из рукава, чтоб люди не видали.

Островский. Воевода. Пролог. 4.

Ср. Разве не дразнили меня языком? не показывали мне ежечасно шиши и кукиши? если и не показывали их физически, то все равно, это были нравственные кукиши, в иных случаях даже обиднее физических.

Достоевский. Село Степанчиково. 2, 5.

Ср. Раб с головы до ног, в то же время старающийся с помощью целой системы показываемых в кармане кукишей обратить свое рабство в шутку.

Салтыков. В среде умеренности. Отголоски. 1.

Ср. А не хочешь ли вот этого? — вскрикивала Перфильевна, показывая кукиш, — баба жесткая в поступках.

Гоголь. Мертвые души. 2, 1.

Ср. Die Feige weisen.

Ср. Des weyb zeugt im die Feigen.

Hans Sachs. Daz böse Weyb.

Ср. Faire la figue à quelqu’un.

Ср. Faire la figue (signe de contemnement et dérision manifeste).

Rabelais. 4, 15. XVI s.

Ср. Et li fest la figa denant:

Tenetz, dis-el, en vostra gola.

Roman de Jauffre XIII s. (cp. Raynouard.)

Ср. Egli si volta e fagli un fico in faccia.

Ср. Al fine delle sue parole il ladro

Le mani alzó con ambedue le fiche,

Gridando, togli, Dio, chè a te le squadro.

Dante. Inferno. 25, 2.

Ср. Far la castagna.

Ср. Manum continet intra pallium.

Кулак в кармане держит.

Quintil. Inst. 12, 10.

Ср. Mordere frenum.

Cic. Ep. ad Brut. 11, 23.

Ср. Far le fiche. Fare un fico.

Итальянское far le fiche получило начало в Милане вследствие наказания, придуманного императором Фридрихом I Барбароссой (1162 г.) за бунт миланцев и оскорбление, нанесенное ими императрице Беатрисе, которую они выгнали из города, посадив ее верхом (на лошачиху по имени Tacor) лицом к хвосту, который она держала в руках вместо узды. Виновные в присутствии палача, приладившего смокву к. лошачихе, должны были зубами вытащить ее и опять приладить, приговаривая: ecco la fica.

Ср. Pico buri di Vassano. Modi di dire proverbiali. Ср. Albert Krantz. Saxonia. 6, 6. Ср. Herman Cornerus. Apud Eccart. 2, 729.

Ср. Medium digitum porrigere (ostendere).

Показать средний палец (у древних — знак презрения).

Это циническое наказание («с прилаживанием»), может быть, основано на другом значении слова συχον (αιδοιον γυναιχειον), но и самое слово σύχον в этом смысле получило начало от слова συκον в смысле фига, так как здесь уподобление — с «прежде уже существовавшей фигой». Предположение Снегирева, что слово σύκον (в смысле «желвак на носу», похожий на смокву) служило началом ходячего выражения, неосновательно, потому что тут нет ничего позорящего.

Ср. Фига на «байковом языке» — лазутчик. Сикофанты, презренные доносчики, следившие за непозволенным вывозом смоквы, и вообще ябедники в знак солидарности между собою показывали друг другу смокву (фигу), спрятанную под полою; и затем действовали заодно.

Ср. Aristoph. in Pluto. Ср. Plutarch.

См. вот тебе кукиш, чего хочешь, того и купишь.

король умер, да здравствует король (иноск.) — о старых порядках в новом виде (употребляется более в форме французского ходячего слова)

Ср. Это зло — приобретение громадных состояний без труда, как это было при откупах — только переменило форму. Le roi est mort, vive le roi. Только что успели уничтожить откупы, как явились железные дороги, банки: тоже нажива без труда.

Гр. Л.Н. Толстой. Анна Каренина. 6, 11.

Ср. Wir sollen keine Könige

Mehr haben, keinen eingebornen Herrn —

Der König, der nie stirbt, soll aus der Welt

Schiller. Die Jungfrau v. Orleans, 1, 3. Johanna.

Ср. Le roi est mort, vive le roi.

Король умер, да здравствует король!

С этими словами во Франции обращались к народу, извещая его о смерти короля и вступлении на престол нового.

Ср. Rex nunquam moritur.

Король никогда не умирает.

Ср. Primo avulso non deficit alter (aureus).

Только что (ветка) сорвана, замещается другой.

Virg. Aeneis. 6, 143.

(Золотая ветка на дереве, скрытая в лесу и посвященная Прозерпине; когда ее сорвут, то немедленно вырастает другая.)

У одного дантиста в Париже на дверях красовались эти же слова, т.е. если придется вырвать зуб, то вырванный заместится новым — вставным.

ВЫСОКИЙ, понятие сравнительное, ·противоп. низкий, длинный или пространный в отвесном направлении; большой, великий, рослый, возвышенный; поднятой, удаленный вверх по отвесу. Высокие звезды. Высокая колокольня. Высокий человек. Высокий подсвечник. Высокая вода, прибылая во время прилива или разлива. Высокий голос, звук, тонкий, острый, более пискливый. Детский голос самый высокий, мужской низкий. Высокий говор, русское произношение на а, где на букве о нет ударения; произношение же на о ·наз. низким говором. Если провести черту от Чудского озера, через Москву, до Самары, то она, приблизительно, разделит Россию на две части, из которых северная говорит низким, а южная высоким говором; вообще север и восток от Москвы говорит низким, юг и запад высоким; на юге Малая Русь, на западе Польша опять переходит в говор на о. Высокий слог, высокая речь, язык, напыщенная, искусственная, риторская речь.

| Превосходный, лучшего качества, достоинства, более ценный, высшей степени. Алмаз высокой цены. Машина высокого давления. Высокий жар. Высший сорт шелка. Человек высокого звания, высшего образования. Высокая добродетель. Высоко поднял (голосом, либо замыслами), да низко опустил. Высоко летаешь, да где-то сядешь? До царя далеко, до Бога высоко. До-неба высоко, до царя далеко. Гроза бьет по высокому дереву. Повыше высокого. Выше Ивана Великого. Высок репей, да черт ему рад. Выше себя не вырастешь. Не смотри высоко: глаза запорошишь. Низко, так близко, а высоко, так далеко. Не подымай меня высоко, да и не опускай низко. Не пой высоких стихов. Сиди высоко, да плюй далеко. Высоко замахнулся, да низко стегнул. Высокая дичь: олень, лось, коза; все виды бекасов. В России название это не совсем определительно. Высший превосходная степень. Высокий; более употр. ·в·знач. иносказ. Высшее начальство. Высшее звание. Высочайший, тоже, самый высокий; относящийся к государям, свойственный им. Выше нареч., сравн. высоко, во всех ·знач. Выше и ниже, в книге, прежде и после чего, ближе к началу или к концу. Выше головы носа не подымешь. Коза на горе, выше коровы в поле. Ниже Бога, выше царя? смерть. Выше лба уши не растут. Выше лесу стоячего, ниже облака ходячего, сказка. Высокущий калуж. превысокий. Высоконько, высоковато, довольно, слишком высоко; высокохонько, очень высоко. Высоконюшки нареч. приговаривают няньки, подкидывая ребенка. Высота жен. или высость жен., церк. вышь, высь жен. высокость; вышина, высина, высотина жен. протяжение предмета или расстояние до него по отвесу, по направлению снизу вверх; всякое возвышенье от уровня, возвышенность.

| Высь костр.-кологр. подволока, чердак, горище южн. вышка сиб. вышки курск. верх, верех ряз. истопка. Высота треугольника, геом. отвесная черта от вершины до основания. Высота полюса, астрах. широта места; высота светила, дуга, измеряющая в градусах расстояние его от овиди. Высота, высокость мыслей, возвышенность, благородство. Это для нас высь недоступная. Вышина гор и глубина морей — все Божье дело. Хорошо ширью, да высью: а ну-ка рылом в землю! Эка высотина какая! высота, вышина. Высочество ср. титул высоких особ: императорское высочество, титул всего императорского рода; королевское высочество — королевского; из владетельных особ, великогерцогское высочество дается великим герцогам и их наследникам; герцогское высочество-герцогам. Выспренний, высокий, ·в·знач. удаленного от поверхности земли, горний, и духовно возвышенный. Выспренность жен. свойство, состояние выспреннего. Выспренно, выспренне нареч. высоко, горе, в высях, в выси, в высотах. Выспрь нареч. вверх, кверху, в горные высоты.

| У раскольников в виде сущ. табак, от слов апостол Павел. Корень горести выспрь прозябай. Вышний, кто или что выше; верхний, высший; лежащий на горе, или вверх по реке, верховой; либо верхний или старший по власти, чину, сану. Вышний, Всевышний, Бог. Бойся Вышнего, не говори лишнего, не лги. Вышка жен. мезонин, мансард, горенка, терем, теремок, светелка под кровлей, рубка, чердачок.

| Чердак, подволока, новг., олон. сиб.

| Пристроенная к сеням летняя изба, на подклети, почему и горницы вышки этой, и окна ее выше избных, влад., твер. тамб.

| Полавочник, полки вкруг избы каз.

| каланча садовая для отгонки птиц, влад. астрах. Старинные боярские хоромы состояли: из верхнего жилья, или жилого яруса, связи, на подклети: под нею подвалы, выходы; над жильем вышка, или терем.

| В астрах. от комаров спят на высоком помосте, на вышке, под пологом. Сторожевая вышка, по всей азиатской границе нашей, каланча, будка, помост на четырех столбах, откуда часовой казак оглядывает окрестность.

| ·стар. возвышенье, холм, горка, курган. И всяк, как мышка, лезет на вышку. У него на вышке обстоит неблагополучно, глуп или помешан.

| Вышки мн., курск. вышка, чердак; также

| высшее, первое место, почетное.

| смол. полати. Вышечник муж., астрах. сторож в садах, на вышке, для отгона птиц арапником, колокольцами, буркалилом; см. это слово. Высокарь, высокарник муж., собир. росляк, тонкий, рослый лес, самой густой или частой посадки. Высенец муж., архан. туман, потянувшийся верхом. Высокуша ·об. высокуха жен. весьма рослый, высокий человек. Вышник, вышец муж. начальство, начальник; знатное лицо, сановник; ·противоп. нижник, рядович.

| Вышник вор. волоковое оконце на печи. Вышняк собир. верх в товаре, верхи, товар или запас лежащий сверху. Вышняком подкрасил. Оправь вышняк на возу. Высунь муж. высунья, высеха жен. гордый, спесивый, чванный; высистый человек, твер., пск. то же. Высить что, подымать вверх, повышать, возвышать, возводить на высшую степень достоинства, почета. Выситься, возвышаться собою, от себя;

| быть возвышаему. Гора, здание высится, стоит высоко, возвышается. Кичливый ум высится и величается, хочет властвовать. Один высится, другой низится, кому что суждено. Вышение ср. возвышение себя, ·т.е. кичливость, высокоумие. Кой род любится, тот и высится, ·стар., говорят о временщиках. Скромность возвышает заслуги. Он возвысился без ходатаев. Довысился до больших чинов. Надвысь шест над колодцем. Ты обвысил пулей. Повысь немного, подыми. Подвысь заставу. Он превысил власть свою. Добро превышает зло. Вода возвышается. Высокоблагородие ср. почет, титул штаб-офицера вообще, майора, подполковника, полковника и всех равняющихся им чинов, коллежского асессора, надворного и коллежского советников, 8-го, 7 и 6-го классов. Высокоблагородный, состоящий в одном из чинов этих. Высокоблагородство ср. качество, состояние, звание, сан, почет, титул штаб-офицера. Высокобортный, о водоходных судах, с высоким бортом, о высоких бортах. Высоковерхий, с высоким верхом. Высоковыйный, кичливый, гордый. Высоковетвенный, высоковетвистый, о дереве, простирающим ветви свои в высоту. Высоковещательный, высокоглаголевый, говорящий напыщенно, риторически и темно. Высокогласный, велегласный, громкий, звучный. Высокодержавный, держащий верховную, высшую на земле власть. Высокоименитый, весьма именитый, славный, почтенный, знаменитый; -тость, качество это. Высокомонарший, свойственный, принадлежащий монарху. Высокомоч(щ)ный, великой силы, обширной власти. Высокомочием чествовались у нас голландские генеральные штаты. Высокомудрие, состояние зазнавшегося, кичливого разума; высокомерие, гордость, надменность. Высокомудренный, -мудрый, высокомерный, надменный, кичливый, самоуверенный. Высокомудрствовать, высокомерствовать, -мерничать, поступать и вести себя высокомерно; зазнаться, лжеумствовать, лжемудрствовать. Высокомудрствование, высокомерность, -мыслие, высокомерие, кичливость, самонадеянность. Высокопарный, высоко парящий, летающий;

| * напыщенный, надутый, исполненный приторного и докучливого риторства. Высокопарность жен. качество это. Высокопочтенный, достойный высшего почтения, высокоуважаемый. Высокопочтение, -почитание, оказательство этого почтения. Высокопревосходительный, -тельство, титул полных генералов, действительных тайных советников, особ 1 и 2 классов. Высокопреосвященный, -нейший, -нство, титул митрополитов, также архиепископов. Высокопреподобие, -бный, титул архимандритов, игумнов и протоиереев. Высокородие, высокородный, почет статских советников, чинов 5 класса и бывших бригадиров. * Высокородничать, прикидываться знатным, важничать. Высокорослый, высокорастный, великорослый, рослый, высокий, о человеке и о дереве. Высокоречие, высокоречивость, высокопарность, свойство или качество высокоречивого. Высокосердие, гордость, кичливость. Высокосердый гордый, надменный. Высокославный, снискавший высокую степень славы. Высокоствольный лес. рослый, нераскидистый, высокарник. Высокостепенный, -нство, почет владетельных ханов и муфтиев; иногда народ чествует так жалованных и более почетных волостных голов. Высокотечный, в высь востекаюший; горе текущий. Высокоторжественный, относящийся к царским праздникам, празднествам; -ность жен. свойство, качество, состояние высокоторжественного. Высокоумие, высокоумство, высокомудрие, высокомерие, высокомыслие, высокосердие. Высокоумный, одаренный необычайным, высоким умом; мыслящий так о себе, самоуверенный. Высокоумсотвовать, заноситься умом далее положенных ему пределов. Высокоумствование, действие это, безрассудное, самонадеянное рассуждение.

НИЗКИЙ, ·противоп. высокий: малый, короткий, невысокий, небольшой; приземистый, малорослый; низменный, дольний;

| * плохой по качеству, доброте, достоинству. Горы эти низки. Облака низко ходят. Двери в доме низки, да и сам хозяин низенек. От Каспийского моря до Ледовитого пролегает низкая полоса или лог. У нас места низкие, сырые. Низкая доброта товара, низкий разбор, плохого качества, недобротный. Низкое серебро, низкопробное, ниже 84 пробы. Низкая цена, дешевая. Низкий родом, низкого сословия, не знатный, не дворян, простолюдин. Низкий человек, поступок, низкая душа, подлый, бессовестный; в старину, и низкое происхожденье называлось подлым. Низкий слог, язык, простонародный, грубый. Низкий голос, низкие звуки, толстый, грубый, густой, басовый, басистый. Низкая теплота, малая; холод, стужа. Низкое чутье собаки, когда она ищет рылом в землю. Низко, так близко, а высоко, так и далеко. Стоит пот низок, на нем сто ризок? (вилок, качан). Поднялся высоконько, а спустился низенько. Низким-низёхонько прошел, прокрался тихо, смиренно. Что кланяешься низко, аль праздник близко? (т. е. денег просишь, говорит хозяин мастеровому). Через низкий тын так и тянет, словно домой! Высоко поднял, да низко спустил. Солнце низенько, так и вечер близенько. Низший сравнительной степени, нижайший превосходной степени прил. низкий. Низшие сословия, податные. Низишие слои народа, умственно, конечно ниже, а нравственно, нередко выше нас. Нижайший, всенижайший слуга, в письмах ныне б.ч. заменено выражением: покорный, покорнейший слуга. Ниже сравн., нареч. низко. Я сидел ниже его, ближе к концу, хотя и на одной высоте; я стою ниже его, чином, должностью. Об этом говорится ниже, смотри ниже, далее, впереди, ближе к концу книги. Седло ниже собаки, а выше лошади. Ниже травы, тише воды. Выше лесу стоячего, ниже облака ходячего, сказочное. Низко и ниже ставятся слитно впереди речений, сохраняя всегда свое значенье. Низкозадая лошадь. Низкопередая лягавая собака. Низкопоклонник, -ница, угодник или льстец, искатель, пролазь. Низкопоклонный прислужник. Иные низкопоклонничают удачно. -породая лошадь.

ПОВЕРХ — чего, предл. В Сибири золото поверх земли лежит! Поверх лесу стоячего, пониз облака ходячего, сказка. Поверх плеши ума не пришьешь. Поверху, то же, но ближе к наречию и часто говорят о движении. Там золото поверху лежит. Поверху ворона летала, а в овин попала. Заяц поверху (снега) бежит, а собака проваливается. Читать поверхам, не по складам, бегло. Он все поверхам, повершкам хватает, легок и ветрен. Повершать, повершить что, свершить, завершить, кончить, сделать или отделать совсем. Зачато дело, а повершишь его не вдруг. Повершить дом, покрыть, сделать кровлю. Повершить одонье, закончить кладку, сложить верх. Это дело повершеное, конченное. -ся, страд. и ·возвр. по смыслу речи. Повершенье, повершка, действие по гл. Повершатель (повершитель), -ница, кто повершил, закончил что. Повершные снопы, поплоше, для повершки, покрышки хлебной клади. Послать повершного, верхового, вершника, конного. Поверхность жен. плоскость, ширь, гладь, ровный простор; наружная, видимая сторона; верхняя, подотвесная сторона. Поверхность земель и вод, весь простор, ·противоп. глубь, толща. Пластов не видать на поверхности (на глади) земли, а видны они по кручам, обрывам и оврагам. Поверхности измеряются плоскою или квадратною мерою. Масло плавает на поверхности воды, наверху, на воде. В геометрии: точка, предел черты; черта, предел плоскости; плоскость, предел или грань тела — а итог сих плоскостей, поверхность его. * Знать одну поверхность дела, науки, нахвататься верхушек, знать легонько, плохо. Притяженье поверхностей, физ. сила, связывающая плотно сложенные плоскости. Поверхностный слой камня обветрел, наружный. Поверхностный взгляд на дело показывает, где правда, взгляд мельком, неглубокий, дело ясно по себе. Он судит поверхностно, легко, опрометчиво. Повершье ср., курск. возвышенная местность, откуда начинаются вершинки оврагов. Поверхи муж., мн., пск., твер. расплывные, жирные, дегтярные круги на воде.

ТЁПАТЬ вост. тяпать, рубить топором, сечкой. У Шимкевич. есть неупотребительное тепать и тепсти, 1-ое лицо тепу, но нет поныне ходячего тепать, 1-ое лицо тепаю. Того ж корня: тинать, тяти, тнуть, рубить. Тепсти ныне тянуть, см. тепти и тепсти.

Т-ПАТЬ вост. тяпать, рубить топором, сечкой. У Шимкев. есть неупотребительное тепать и тепсти, в первом лице тепу, но нет поныне ходячего тепать, первое лицо тепаю. Того ж корня: тинать, тяти, тнуть, рубить. тепсти ныне тянуть, см. тепти и тепсти.

ХОДА — жен. конская выступка, побежка. Какой ходой поехали? «Рысью».

| Быстрый и плавный шаг лошади, побежка между шагом и иноходью. Конь конем, а хода даром. Конь с ходой, а хода с конем. Купи коня — и хода твоя. Хороша у курицы хода, да переломлена нога. Заневолю хода, коли ноги болят. Какова еда, такова и хода (и наоборот). С промыслу, да на летнем ходу! Трои ворота в воду -а не в одни нет ходу (или: броду)! Ходка жен., волжск. тяга судов бечевою;

| путина бечевою, переход, один конец.

| Артель (Наумов). Ходкий, ходовитый, сев., вост. ходкой, быстрый, шибкий, легкий на ходу. Ходкий конь, шагистый, с ходою. Ходкое судно. Что колеса выше, то ходче (сев. ходчае) повозка. * Дело наше ходко пошло, ходкой карбас, архан. Ходкой пес, архан. что без устали ищет. Лучина ходко горит, влад. сильно, ярко, светло. Бери ходчее! тяни дружней и сильнее. Ходовитый, сиб. ходкий. Товар ходовитее прежнего пошел, ходчее. Ходкость жен. качество ·по·прилаг. Ходовой, к ходу относящийся. Ходовая дорога, для пеших; скотопрогонная, по коей не ездят. Ходовой берег, бечевой, бечевник, где идет тяга судов. -день, походный, ·противоп. роздых, дневка. Он служит в ходовых полках, вят., сиб. в пехоте. Ходовое судно, волжск. которое ходит против воды, вверх, не барка, не сплавное; ходовое идет под парусом, завозом, лямкой. Ходовой якорь, — косяк, подача, малый якорь, верп, завоз, на коем судно тянется, ·противоп. становой. Ходовая рыба, идущая вверх, с икрой, ·противоп. стоялая, покатная и поплавная. Ходовой кодол, — подвора (или подбора) невода, — крыло, которое завозится вглубь и с которого начинается тяга, ·противоп. пятное, береговое. Ходовой конец снасти, за который тянут; а ходовая снасть, бегучий такелаж, ·противоп. смоленый, стоячий. Ходовая рыба, идущая руном в известную пору, известными путями. — белка, сиб. кочевая, идущая стаями на новые места, где урожай на пищу; а осталая зовется таборною. Ходовой товар, ходкий. — лом, заводск, которым ворочают крицу в горне. — парень, архан. разгульный: выпивший лишнее, хмельной. -лес, архан. вхожий, въезжий, расхожий. Ходовик, весьма ходкое судно.

| Чан, в коем бродит пиво. Ходячий, ходящий, кто или что ходит, может ходить, бывает в ходу. Ходячая кукла. — монета. — притча, пословица. Выше лесу стоячего, ниже облака ходячего. Одна половинка двери ходячая, другая глухая, забита. Я видел его ходячись, архан. ходящего, идущего. Ходак или ходок муж. ходачка жен. ходачиха новг. кто много, хорошо, быстро или охотно ходит, легкий на ногу, неутомимый на ходу. Такого ходока, как он, не сыскать.

| Рассыльный, посыльный, пеший гонец.

| Частный стряпчий, ходатай по делам в судах; мироед, коштан. По спорным покосам мир ходоков в Питер послал.

| Вообще, кто за каким-либо делом ходит, и пр. в архан. нищий, а в сиб. волокита. Старик таки дошлый ходок.

| Ходаки, яросл., олон., орл. сапоги, чоботы;

| орл., калуж. род ступней, босовиков (ошибочн. ходаки и еще ходани, Словарь Академии) влад., ниж.-горб. коты, чакчуры, женские высокие башмаки. Молодушки в платочках, красны девушки в ходочках, ·песен.

| Ходоки, зап. и польск. деревянная обувь вроде лыж, но гораздо короче, для ходьбы по болотам, отчего мелкую шляхту зовут ходачковою, пешею. Ходасто ср. ходырка жен., шутл. нога, чем ходят. Четыре ста ходаста, два ста, бодаста, седьмой хлебестун? корова. Четыре ходырки, две растопырки? то же. Ходец муж., ·стар. ходок; пешеход, пск. ходель? и хожак. Ходень, ходун муж. ходель жен., пск. зыбкая, шаткая, ходячая поверхность; болото зыбун. Сплошные плавна, а по прогалинам ходень.

| Ходун ·заводск. брус под горновым мехом, коим он приводится в движенье.

| Ходуны, большие, высокие, болотные или охотничьи чеботы, сапоги, бахилы. Ходенем или ходуном ходить, зыбиться, волноваться, колебаться, трястись, дрожать. Озеро ходенем расходилось. Изба ходенем пошла, трясется, напр. при трусе земли или от неистовой пляски. Пол ходуном ходит, половицы пляшут. Дитя ходуном ходит, вологод. хорошо, твердо. Что ты тут ходуном, ходенем расходился? то и дело взад и вперед бегаешь, или важничаешь. Мост ходом, ходьма ходит, качается и трясется.

| Ходун, верхняя половина ворсостригательных ножниц; нижняя: лежень. Ходором, ходырем ходит, ходенем;

| расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться. Петух ходором расходился! Хожень, ребенок, вставший уже на ноги, и ·противоп. сидень. Ходобный промысел, или ходебничий, -щичий, занятие ходебщика, разносчика, коробейника, офени; торговля вразноску, вразвоз. Ходило ср., архан. заплечная кость, лопатка. Во щи положи баранье ходило. Ходильная одежа, сев. будничная, носильная, обиходная. Зипун с обнизью ходильный (был на царе), ·стар. Ходули, ходульки жен., мн. ноги, шуточн.

| Два шеста с приступками, на кои становятся и ходят.

| Станочек на колесах, в коем младенца приучают ходить. * Подыматься на ходули, говорить свысока, напыщенно.

| Ходулька, пташка морской жаворонок, желтощекий. Ходулечки, ходунюшки, приговаривают младенцу, заставляя его ходить. Ходучить пск. ходить с трудом, плохо, медленно. Ходушки жен., мн., ласк. ножки, ноженьки. Ходатайство ср. предстательство, заступленье, заступничество, заботы, старанье за кого-либо. По ходатайству его мне дано лучшее место. Он прощен по ходатайству начальства. Ходатайство по тяжбам, хожденье, хлопоты, стряпанье. -вовать о чем у кого, за кого, просить, хлопотать, кучиться, заступаться; ходатаить, то же. -вованье ср. действие по гл.

ЯЙЦО́, яйц а, мн. яйца, яиц, яйцам (яица, яиц прост.), ср.

1. Женская половая клетка, развивающаяся в новый организм после оплодотворения, то же, что яйцеклетка (биол.).

2. У птиц — такая клетка, заключенная в скорлупу овальной формы (употр. в пищу). Класть яйца. Курица несет яйца. Купить десяток яиц. Посадить курицу на яйца. «Яйца курицу не учат.» (посл.) «Я яйца всегда в чужие гнезда клала.» Крылов. Утиное яйцо. Куриное яйцо. Свежее яйцо. Тухлое яйцо.

3. Предмет такой формы. Хрустальное яйцо. Шоколадное яйцо.

4. У насекомых — такая клетка в виде небольших, обычно овальных крупинок. Клопиные яйца.

5. То же, что яичко во 2 знач. (разг.).

• Выеденного яйца не стоит — см. выеденный. Колумбово яйцо — говорится (редк.) по поводу неожиданного смелого выхода из какого-нибудь затруднительного положения, по поводу неожиданного остроумного решения вопроса (из ходячего рассказа о Хр. Колумбе, который, в ответ на предложение поставить куриное яйцо, укрепил его стоймя, надколов снизу). Муравьиные яйца — коконы муравьев (считающиеся лучшим кормом для певчих птиц).

ЭСПРИ КИ КУР ЛА РЮ * esprit qui court la rue. Ходячее остроумие. В Москве много ходячего остроумия; этого ума qui court la rue, как говорят французы. Вяземский Стар. зап. кн.

Судьба некоторых народных слов в русском литературном языке тесно связана с именами великих русских писателей. На таких словах лежит неизгладимая печать индивидуального тво рческого гения. Многим даже кажется, что то или другое из этих слов изобретено самим писателем, а не взято им у народа. К числу таких слов относится слово самодур, которое тесно ассоциировано с литературным творчеством А. Н. Островского. Морфологический состав этого слова ясен. Он однороден со структурой таких слов, как самотек, самострел, самогон, самокат и т. п.

Слово самодур введено в литературный язык А. Н. Островским. Оно взято им из мещанско-купеческого диалекта, куда, в свою очередь, оно попало из устной народной речи. Впервые оно было применено Островским в пьесе «В чужом пиру похмелье» [напечатанной в журн. «Русский вестник» (1856, январь, кн. 2) и представленной на сцене Московского Малого театра 9 января 1856 г.]. Здесь в первом действии происходит такой разговор между губернской секретаршей Аграфеной Платоновной, близкой к купеческому кругу, и отставным учителем Иваном Ксенофонтовичем Ивановым:

«[Аграфена Платоновна:] . Отец-то у него такой дикий, влас тный человек, крутой сердцем.

[Иван Ксенофонтыч:] Что такое: крутой сердцем?

[Аграфена Платоновна:] Самодур.

[Иван Ксенофонтыч:] Самодур! Это чорт знает, что такое! Это слово не употребительное, я его не знаю. Это lingua barbara, варварский язык.

[Аграфена Платоновна:] Уж и вы, Иван Ксенофонтыч, как п огляжу я на вас, заучились до того, что русского языка не понимаете. Самодур это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он всё свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежат, а то беда. ».

В пьесе Островского «Не от мира сего» (1885): «Что она гов орила-то. «Все будет ваше, только ведите себя хорошо и во всем слушайтесь меня». Самодурство! Сейчас видно, что из купеческого рода». См. также в его пьесе «Не все коту масленица» (в речи вдовы купца — Кругловой): «Видела я, дочка, видела эту приятность-то. И теперь еще, как вспомню, так по ночам вздрагиваю. А как приснится, бывало, по началу-то, твой покойный отец, так меня сколько раз в истерику ударяло. Веришь ты, как я зла на них, на этих самодуров проклятых! И отец-то у меня был такой, и муж-то у меня был еще хуже, и приятели-то его все такие же; всю жизнь-то они из меня вымотали». Ср. у Островского в письме (1866): «Оппозиция как личная, так и общинная перед целым рядом самодурств (начиная от благодушного и кончая зверски-диким) была у нас слаба и оставила по себе бледные краски» (см. сб.: Русск. писатели о лит-ре, 2, с. 70).

То обстоятельство, что А. Н. Островский нашел необходимым при первом употреблении этого слова сопроводить его семант ическим комментарием, толкованием, хотя бы от лица персонажей пьесы, свидетельствует о малораспространенности этого слова, об отсутствии его в составе ходячего литературного словаря. Островский был не уверен в том, что глубокий смысл этого слова будет понят и оценен без соответствующего пояснения.

Однако в русском литературном языке XVIII в. слово самодур было известно, хотя и не в значении человека упрямого, действующего по прихоти и произволу. Например, у Д. И. Фонвизина в письме к гр. Н. И. Панину из заграницы в 1772 г.: «Хотя, в самом деле, за будущее ручаться невозможно, однако турецкое изнеможение, вступление австрийцев в общее с нами согласие и самая справедливость дела нашего подает причину надеяться, что мир заключен будет по положенному основанию, каким бы самодуром на конгрессе поступлено не было» 347 . Ср. в романтической драме А. А. Шаховского «Двумужница, или за чем пойдешь, то и найдешь» (в речи слепого нищего Саватия): «. какая жена не захочет взять волюшку? благо, ей дают, да и кто на этом свете от самодура упасется?» (СПб., 1836, с. 142).

Очевидно, что здесь слово самодур употребляется в значении орудия и способа действия: `собственная прихоть, произвол, немотивированное неожиданное побуждение’.

Такое употребление слова самодур замерло в русском литературном языке к 30- 40-м годам XIX в. Действительно, слово самодур не найдем ни в одном русском толковом словаре XVIII в. и первой половины XIX в. Правда, в «Опыте областного великорусского словаря» указывалось слово самодур, но со значением `самовар’ Перм. Ирбит. (с. 197).

Лишь в Дополнении к «Опыту областного великорусского сл оваря» (СПб., 1858) находим:

« Самодурить, гл. ср. и самодурствовать, гл. ср. Упрямиться. Псков. Твер. Осташ.

Самодурство, а, с. ср. Упрямство. Псков. Твер. Осташ.

Самодур, а, с. м. Упрямец. Псков. Твер. Осташ.

Самодурливый, ая, ое, пр. Упрямый. Псков. Твер. Осташ.» (с. 235-236). Однако есть основания думать, что и в этом значении народное слово самодур в речи литературно образованных людей уже было широко известно. Вот цитата из письма А. Серова отцу (от 4 августа 1843 г.): «По нынешнему твоему письму я могу угадать, как моя исповедь была принята тобою. Мне кажется, я даже вижу, как ты, читая ее, качаешь поникшей головой и искренно жалеешь о своем самодуре Александре!» (Музык. наследство, вып. 1, 1935, с. 215).

Понятно, что и в язык купечества и мелкого чиновничества слово самодур проникает из областной народной речи. Пущенное в широкий литературный оборот А. Н. Островским слово самодур было канонизовано великим революционно-демократическим критиком Добролюбовым, который в статье о «Темном царстве» вскрыл социальную природу и суть самодурства, «. дело не в личности самодура, угнетающего свою семью и всех окружающих, — писал он, — . с уничтожением его не исчезает самодурство. Оно действует заразительно, и семена его западают в тех самых, которые от него страдают. Бесправное, оно подрывает доверие к праву; темное и ложное в своей основе, оно гонит прочь всякий луч истины; бессмысленное и капризное, оно убивает здравый смысл и всякую способность к разумной, целесообразной деятельности; грубое и гнетущее, оно разрушает все связи любви и доверенности, уничтожает даже доверие к самому себе и отучает от честной и открытой деятельности».

У Аполлона Григорьева в «Воспоминаниях» («Мои литерату рные и нравственные скитальчества») (1862-1864): «Буйные люди, стало быть, не ходили к моему наставнику, а ходили все люди смирные: только некоторые из них в пьяном образе доходили до сношений более или менее близких с городскою полициею, да и такие были, впрочем, у отца на дурном замечании, и более или менее скоро выпроваживались то тонкою политикою, то — увы! в случае внезапных приливов самодурства — и более крутыми мерами. ». «Но натура человеческая так уж устроена, что даже при самой слабой закваске все-таки упорно стремится к самостоятельности и ее выражению в жизни и, разумеется, разнузданная, выражает в жизни не самостоятельность, а самодурство» (Ап. Григорьев, Воспоминания, с. 72 и 125).

В «Кратком послужном списке. » того же Аполлона Григорь ева: «Писано сие, конечно, не для возбуждения жалости к моей особе ненужного человека, а для показания, что особа сия всегда. пребывала фанатически преданною своим самодурным убеждениям» (там же, с. 383).

У И. И. Панаева в очерке «Внук русского миллионера» (1858): «Глядя сегодня на этих тупых, бессмысленных и толстых же нщин с бриллиантами и с черными зубами; на этих бородатых самодуров, налитых чаем. я задыхался от негодования. » (Панаев, 1888, 4, с. 537). У Ф. М. Достоевского в рассказе «Скверный анекдот» (1862): «Было у него две дочери, а так как он был страшный самодур, пьяница, домашний тиран и, сверх того, больной человек, то и вздумалось ему вдруг выдать одну дочь за Пселдонимова». В «Зимних заметках о летних впечатлениях»: «. я вот уверен, что не всё и теперь у нас одни только фельдфебеля цивилизации и европейские самодуры; я уверен, я стою за то, что юный человек уже народился».

Ср. у А. Чужбинского в очерке «Самодуры»: «Лет тридцать н азад по степным захолустьям самодурство доходило до такого безобразия, что теперь становится решительно непонятным, как общество, гордившееся уже Пушкиным и Грибоедовым, по наружности сходное с европейским, могло терпеть в себе особей, для которых не существовали ни закон, ни приличие, ни уважение чужой личности». Ср. тут же: «Большинство этих особей. имело свою точку самодурства» (Чужбинский, с. 73, 79). У А. Чужбинского в очерке «Самодуры» устанавливаются разные категории самодуров: «Самодур-пьяница и самодур-конелюб нередко совмещали в одном лице обе профессии, но самодур-экономист и самодур-безобразник действовали в диаметрально противоположном направлении. Самодур-начальник мог вмещать в себя самодурство ханжи по призванию, но самодур-собачник ни в каком случае не сходился с самодуром-реформатором. Наитие самодурства нередко посещало и особ нежного пола, и надобно сказать правду, что барыни, одержимые этим настроением, не только не отставали от мужчин-самодуров, а, случалось, превосходили последних, разумеется, проявляя самодурство не в столь разнообразных формах, по неимению такого обширного поля для своих эксцентрических выходок.

Само собою, самодуры не составляли касты и не от рождения получали наклонность к самодурству, но усвоивали ее впоследствии, хотя случалось, что и очень молодые люди, рано начавшие безобразничать, делались формальными самодурами, энергически развивая принятое направление, и, не дождавшись седых волос, достигали полного апогея» (там же, с. 79).

У П. А. Каратыгина в «Записках» (1850-1870): «Избалова нный счастьем и легко доставшимися чинами и почестями, он [А. М. Гедеонов] заразился самодурством и был своенравен до пошлости, капризен до ребячества. » (Каратыгин, 2, с. 19); «. это была одна из медвежьих шуток его самодурства, чтобы поломаться над смирным человеком. »; «. самодур тем-то и отличается от порядочного человека, что в его поступках не доберешься здравого смысла» (там же, с. 41 и 42).

У И. А. Гончарова в «Материалах. для критических статей об Островском» (1874): «Он [Островский] пишет все одну картину. Картина эта «Тысячелетний памятник России». Одним концом она упирается в доисторическое время (Снег урочка), другим — останавливается у первой станции железной дороги, с самодурами, поникшими головой перед гласным судом. »; «Рядом с самодурством, в такой же грубой форме, сквозит человечность (например, в Любиме Торцове). Автор даже, вопреки строгим условиям критики, почти никогда не оставляет самодура кончить самодурством, — он старается осмыслить и отрезвить его под конец действия — например, того же Торцова (брата) или Брускова, — не слушая голоса логической правды и увлекаясь симпатией ко всему этому своему люду» (Русск. писатели о лит-ре, 1, с. 386, 388).

У того же Гончарова в письме к Ф. М. Достоевскому (1874): «Островский изобразил все типы купцов-самодуров и вообще самодурских старых людей, чиновников, иногда бар, барынь — и также типы молодых кутил» (там же, с. 416).

Статья ранее не публиковалась. В архиве сохранилась озаглавленная рукопись «История слова самодур» (9 пронумерованных автором листков), 2 вставки, место которых обозначено, и машинопись с авторской правкой (8 стр.).

Печатается по машинописи, сверенной с рукописью, с внесением ряда н еобходимых поправок и уточнений.

О слове самодур В. В. Виноградов упоминает также в «Очерках по истории русского литературного языка XVII — XIX веков»: «. «книжными» становятся многие из тех слов, которые в литературном языке предшествующей эпохи причислялись к просторечию, напр.: быт, бытовой, бытовать, почин (в значении инициатива), суть, рознь, строй, отчетливый, дословный, корениться, обрядовый, противовес, самодур, ср. также набросок, накидок (esquisse), проходимец и др.» (Виноградов. Очерки, с. 428). — Е. X.

347 Фонвизин Д. И. Сочинения, письма и избранные переводы. СПб., 1866. С. 318.

СРЕ́ТЕНИЕ, СРЕ́ТЕНЬЕ, -я; ср.

1. Устар. и поэт. Встреча. * Феб лучезарный из морей Поднялся .. И в сретение ему Хор громких соловьёв в густых лесах раздался (Крылов).

2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый 2(15) февраля (в память о встрече некоего старца Симеона с младенцем Иисусом).

Сре́тенский, -ая, -ое (2 зн.). С-ие морозы.

Сре́тение — один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) с праведником Симеоном младенца Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2(15) февраля.

СРЕТЕНИЕ — СРЕ́ТЕНИЕ Господне, христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ), посвященный воспоминанию событий, происшедших в сороковой день земной жизни Иисуса Христа, а именно встрече (слав. Сретение) Божественного Младенца в Иерусалимском Храме двумя ветхозаветными праведниками — Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей ( Евангелие от Луки 2:22-39). Празднуется 2 (15) февраля. В Православной Церкви — Господский и Богородичный двунадесятый праздник (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ).

По закону Моисееву, в сороковой день по рождении младенца мужского пола, первенца, мать должна была явиться с младенцем в храм для принесения жертвы о своем очищении, для представления младенца Богу и «выкупа», ибо по закону Моисееву все первенцы принадлежали Богу (Исход 13:12-13; Левит 12:1-8; Числа 3:13-18). В жертву приносили агнца (ягненка) и горлицу, а в случае бедности — двух горлиц, или голубиных птенцов. Выкуп же состоял из определенной законом цены (пяти сиклей). Пречистая Дева пришла в храм, чтобы исполнить все по закону. В очистительную жертву она, по своей бедности, могла принести только двух горлиц. В Иерусалимском храме младенца Иисуса встретили праведный Симеон, которому было обещано Святым Духом, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня, и вдовица Анна, восьмидесяти четырех лет, жившая при храме. Праведный Симеон взял младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Анна Пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верою ожидал Его.

История праздника и богослужебное празднование

Праздником Сретения завершается цикл рождественских праздников, посвященных прославлению явившегося в мир Спасителя. Древнейшим историческим свидетельством о праздновании Сретения на христианском Востоке являются записки западной паломницы в Иерусалиме конца 4 в. Сильвии, в которых Сретение еще не названо самостоятельным праздником, а именуется «сороковым днем от Богоявления». В кратких описаниях торжества, совершающегося в этот день в Иерусалиме, упоминается шествие в Храм Воскресения (как и на Пасху (см. ПАСХА христианская)), пресвитерские и епископские проповеди с толкованием Евангелия от Луки, затем обычная Литургия (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)) и отпуст. Аналогичное название праздника зафиксировано и в армянском Лекционаре, содержавшем краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале 5 в. Вероятно, в это время праздник Сретения существовал в Иерусалимской церкви как местночтимый и служил отданием всего сорокадневного цикла праздников, посвященных Богоявлению.

Закрепление праздника Сретения в календаре Константинопольской Церкви произошло не ранее первой половины 6 в. при византийском императоре Юстине I (правил 518-527), учредившем его торжественное празднование. Его преемник, Юстиниан I (см. ЮСТИНИАН I Великий), перенес праздник с 14 на 2 февраля, в соответствии с календарной традицией Римской Церкви, отмечавшей Рождество Христово 25 декабря.

В Иерусалимской традиции 5-7 вв. встречаются два основных названия праздника: Встреча Господа и праздник Очищения. Первое название закрепилось в Византии со времени официального введения там праздника Сретения, а также в григорианской традиции Рима. Второе — в многовековой богослужебной традиции папы Геласия (кон. 5 в.), согласно которой праздник именовался Очищением Блаженной Девы Марии. В Римской Церкви в древности доминировала богородичная тематика Сретения, в отличие от восточной традиции, согласно которой праздник имел статус Господского и постепенно был трансформирован в праздник Богородичный (в богослужебной литературе он иногда называется Сретение Пресвятой Богородицы). Так, согласно богослужебному Уставу, если праздник Сретения попадает на воскресенье, то служба воскресная не отменяется, а соединяется вместе с службой Сретения, как происходит и в двунадесятые Богородичные праздники.

Праздник Сретения имеет один день предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) 1 (14) февраля — и семь дней попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО). Отдание — 9 (22) февраля.

На Западе только после 2-го Ватиканского собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ) праздник вновь стал Господским и именуется по-латыни «Представление [Praesentatio] Господне», хотя среди русских католиков сохраняется название «Сретение Господне». Одной из важных особенностей богослужения Сретения в латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) является благословение свечей, с которыми верующие стоят на Мессе (см. МЕССА), а потом благоговейно хранят их дома в течение года (свеча в данном случае символизирует Христа — «Свет к просвящению язычников»). Обычай благословения свечей на Сретение воспринят и православными (в частности, во многих приходах Украины).

Сретение в народной традиции

В народном календаре славянских народов Сретение имело значение сезонной границы: этим праздником у восточных и западных славян отмечалась половина зимы, а в южнославянских регионах — и начало весны, с чем было связано значительное число примет погоды и урожая. Хорошая солнечная погода обычно предвещала долгую зиму, а мороз — раннюю весну; метель на Сретение обещала «подмести» все корма для скота раньше обычного и др.

У восточных (реже у западных и южных) славян о Сретении говорили: «Сретение — зима с летом встречается», в дополнение к чему рассказывали о том, как именно борются зима с летом: «Лето зиму по щеке ударяет: «полно тебе, зиме, зимовать — пора мне, лету, летовать». Восприятие Сретения как начала весны отразилось и в приметах: «На Сретение кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает» и др.

Представление о Сретении как о начале весны воплотилось в многочисленных рассказах о животных, которые в этот день якобы переворачиваются с бока на бок. Болгары рассказывали о медведице, вылезающей на Сретение из берлоги, чтобы увидеть свою тень: если день солнечный и медведица видит свою тень, она поворачивается на другой бок, чтобы продолжить сон; это означает, что еще в течение сорока дней будет холодно.

Сретение по многим параметрам сближалось с началом нового года, что отразилось в представлениях о судьбоносности встреч, случающихся в этот день: сербы верили, что если встретить в этот день здорового человека, то и весь год будешь здоров (и наоборот). В некоторых местах Сретение считалось неудачным и опасным днем: люди избегали выполнять в этот день какие-либо хозяйственные работы, чтобы не встретиться с волками. Украинцы полагали, что родившийся на Сретение будет несчастлив; у болгар беременные женщины воздерживались от работ с острыми предметами из боязни, что будущий ребенок будет иметь на теле знаки и отметины, напоминающие об этих работах.

Во всех славянских традициях большое значение придавалось свече, которую в этот день освящали в церкви. У украинцев и белорусов ее называли «громничной свечкой», ср. «Громницы» как одно из восточно- и западнославянских диалектных названий Сретения. Эту свечу хранили в течение года: ее зажигали во время грозы и града, давали в руки тяжело умирающему, ее дымом окуривали больных и чертили кресты на балках и матице, зажигали, чтобы уберечься от «ходячего» покойника; прикрепляли к посуде, из которой весной засевали; обходили с зажженной свечой скот при первом выгоне на пастбище; подпаливали детям волосы при головной боли, терли ею горло при болях; вешали над входом в дом в купальскую ночь, чтобы защититься от ведьмы, и т. д.

Источник

Оцените статью