Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Ин. 15:13
Свт. Лука Крымский
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих
Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин. 10:17-18).
Какие удивительные, какие не слыханные миром слова: Он Сам отдал жизнь Свою за спасение мира. Он говорил, что никто не отнимал у Него жизни, но Сам отдал жизнь Свою. Вы, может быть, в недоумении: разве не отняли у Него жизнь первосвященники, фарисеи и книжники, добившиеся от Пилата осуждения Его на распятие, а Он говорит: Я Сам отдал жизнь, никто не отнимал ее у Меня.
Вспомните, что сказал Он в Гефсиманском саду, когда пришел Иуда предатель, когда хотели арестовать Его, когда пламенный Петр извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо; вспомните, что сказал Он тогда: Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26:53). Он мог это сделать: Он и Сам обладал Божественной властью. Он мог поразить врагов Своих, страшно поразить. Но Он этого не сделал. Он, как овца, ведомая на заколение, отдал Себя в руки врагов Своих. Он Сам, по Своей воле отдал жизнь Свою за спасение рода человеческого.
Имею власть отдать ее, и власть имею снова принять ее. Ведь это сбылось: Он опять принял жизнь Свою, когда воскрес в третий день. Что же, эти удивительные слова не имеют ли некоторого отношения и к нам, христианам? Только ли Христос Сам добровольно отдал жизнь Свою, только ли Он имел власть принять ее? Нет, эту великую власть дал Он и нам, людям.
Знаете, что были многие тысячи мучеников Христовых, которые, подражая Ему, отдали жизнь свою за имя Его святое, добровольно шли на страдания, на такие пытки, какие измыслить мог только дьявольский мозг врагов Христовых. Они могли сохранить жизнь свою, и всё же отдавали ее. Только отрекись от Христа, принеси жертву идолам — и получишь всё; а они отдавали жизнь свою. И что же, разве не приняли они ее потом, как Сам Господь Иисус? Приняли, приняли: все они славят Бога у Престола Всевышнего, все радуются радостью неизреченной и вечной. Они, после того как отдали жизнь, приняли ее на веки веков, приняли навсегда. Видите: слова эти могут относиться и к нам, людям, к нам, христианам.
Но, вы скажете, давно прошли те времена, когда проливали кровь свою за Христа. А теперь как можем отдать жизнь свою за Христа?
Прежде всего, неверно мнение, что мученики Христовы были только в первые века христианства, когда римские императоры воздвигали жестокие гонения на христиан: неверно, ибо и во все последующие времена, и даже в недавнее время были новые мученики. В XVI столетии отдали жизнь свою за Него трое юношей: мученики Виленские Иоанн, Антоний и Евстафий. Были мученики, которые в средние века отдавали жизнь свою за Христа, будучи жестоко умерщвлены турками, мусульманами за то, что отказались отречься от веры во Христа и принять магометанство.
Возможно мученичество во все времена. Но отдать жизнь свою за Христа не значит только мученически пролить кровь свою: есть для всех нас та возможность, которой последовали великие святые. Есть возможность отдать жизнь свою за други своя. Господь положил душу Свою за грешное человечество, а нам всем заповедал достигнуть такой вершины любви, чтобы мы душу свою полагали за други своя. Положить душу свою не значит только отдать жизнь свою, как отдавали мученики. Положить душу свою не значит только умереть за ближних своих; положить душу свою — значит отречься от себя, отречься от своих стремлений к богатству, к наслаждениям, к чести и славе, отречься от всего того, чего требует плоть наша. Это значит целью своей жизни поставить служение ближним своим. Было много святых, которые душу свою положили за ближних.
В истории Церкви Русской приведен такой пример в лице св. Иулиании Муромской. Она жила в царствование Ивана Грозного и Бориса Годунова, была дочерью дворянина, служившего ключником при дворе Ивана Грозного. Она жила в двух верстах от церкви, ее не научили грамоте, редко отпускали в церковь, она жила в тереме. Она жила скучной теремной жизнью и непрерывно молилась, жила и творила дела милосердия. В ранней юности, в 16 лет, она была выдана замуж за благородного дворянина. Казалось, она могла бы наслаждаться богатством, высоким положением, могла бы перемениться, как часто переменяются к худшему люди, попавшие в такое положение. Но она осталась такой же благочестивой, всецело преданной делам милосердия. Она поставила себе задачу всемерно заботиться о бедных, нищих, убогих. По ночам она пряла, вязала, вышивала и изделия свои продавала, чтобы помогать несчастным.
Случилось так, что муж ее был отправлен по делам государственным в Астрахань, и в одиночестве она еще усерднее служила бедным и несчастным: всем помогала, всех кормила. Но вот умер ее муж, она осталась одна, и богатство ее пошатнулось; она расточила свое богатство на помощь бедным. Настал голод в области, где она жила, доброе сердце не терпело вида голодных, доброе сердце требовало, чтобы все страдающие получили помощь, и она продала имущество свое: всё раздала и себя раздела, всего лишилась и осталась нищей.
Жестокая моровая язва, повальная болезнь, страшно заразительная, от которой умирали люди тысячами, свирепствовала на Руси. В страхе и ужасе люди запирались в домах своих. Что же делает св. Иулиания? Она без всякого страха идет туда, где умирают несчастные, она им служит. Она не боится заразиться и готова жизнь свою отдать, служа несчастным умирающим. Господь ее сохранил, она продолжала жить в праведности и мире, скончалась святая Иулиания своей смертью. Вот пример того, как может каждый из нас отдать жизнь свою, чтобы опять принять ее.
Запомните же эти слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Свою, чтобы снова принять ее». И всякий, кто последует за Христом и отдаст добровольно жизнь свою, будет возлюблен Отцом Небесным. Всякому, отдавшему жизнь свою за други своя, воздаст Он вечной радостью, радостью несказанной вовеки в Царствии Своем.
Спешите идти за Христом. На слова: «Положить душу свою за други своя».
Блж. Феофилакт Болгарский
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих
См. Толкование на Ин. 15:11
Евфимий Зигабен
Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя
больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь. Итак, не вследствие бессилия, а из любви к вам Я умираю и согласно Божественному Домостроительству удаляюсь от вас; поэтому не печальтесь. Назвав учеников Своими друзьями, далее Иисус Христос говорит, что требуется от них это для того, чтобы быть Его друзьями.
Лопухин А.П.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих
Источник
Нет больше той любви. Ин. 15 13
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – так учил нас любить Господь. Как же правильно понимать это наставление Спасителя?
Для начала, разберемся в смысле словосочетания «положить душу». Под словом «душа» Иисус, вероятней всего, имел в виду дух, то есть жизнь. Положить же свою душу за друга – значит спасти его жизнь, отдав свою.
Таким образом, на более понятном нам языке это евангельское учение выглядит так: «Нет больше той любви, как если кто отдаст за друга своего жизнь свою». Но это не значит, что для высшего проявления любви надо обязательно умирать. Спаситель говорит о готовности, в случае угрозы смерти другому, отдать, если это понадобиться, свою жизнь за его спасение. Это и есть высшая любовь и не составляет труда найти проявление её в современном мире.
Нравоучение Спасителя распространяется на все сферы жизни. Мы должны уметь жертвовать чем-либо ценным для себя, для помощи окружающим. Главное, при этом не задумываться о выгоде, а делать это от чистого сердца. Наставление учит нас любить других людей и ничего для них не жалеть. Ведь часто нелегко отдать что-то дорогое для себя, так сказать, оторвать от души. Здесь и скрыт еще один смысл слов «положить душу». Для понимания его достаточно нередкого примера из жизни, когда вещи, служившие нам многие годы, становятся родными, как бы частью души, и очень трудно с ними расставаться: отдать нуждающемуся. А вот отдать что-то очень ценное для души и есть одно из проявлений той любви, о которой говорил Спаситель.
Примеров проявлений высшей любви масса. Общество, построенное на этом принципе, несокрушимо. Одним из примеров такого общества является товарищество. Именно то товарищество, о котором говорил Тарас Бульба в одноименном произведении, обращаясь к казакам: «…. Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать; но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя! но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также Божий человек, и разговоришься с ним, как со своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет! умные люди, да не те; такие же люди, да не те! нет, братцы; так любить, как русская душа, любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе.…Нет, так любить никто не может…». Мы можем очень тепло общаться со своим другом, но как дойдет до того, чтобы раскрыть душу…нет, никак. Когда же человек перед другим готов раскрыть все тайное, все сокровенное, это также та любовь и то проявление товарищества, о котором говорил Тарас Бульба. Отсюда вытекает еще одно значение слов «положить душу»: открыть, будто положить душу перед ближним. Это и имел ввиду казак .
Примеры прямой интерпретации нравоучения о любви часто встречаются на войне. Каждый готов умереть за каждого. И умирают, часто прикрывая товарища. Если вспомнить Великую Отечественную Войну, то вся страна, не смотря на атеизм, сплотилась в одно большое товарищество, построенное на той высшей любви, как и учил Господь. Каждый отдавал все, что есть за каждого. И только так эту войну можно было победить.
Однако для победы солдатам приходилось убивать других людей, хоть и врагов. Считается ли это нарушением заповеди «Не убий!»? Разберемся, что же значит эта заповедь? Убийство – это акт насилия над человеком из ненависти, личной выгоды, гнева, заблуждения, ошибки…, это уничтожение Божьего творения, или его части. Мы убиваем в какой-либо степени, оскорбляя другого, ибо мы провоцируем его на злые мысли, то есть, очерняем душу. Вот один из законов об убийстве: Числа 35:30 «Если кто убьет человека, то убийцу должно убить, по словам свидетелей, но одного свидетеля не достаточно». Спаситель говорил, проповедуя: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, не имеет жизни вечной, в нем пребывающей». Если же убийство происходит без злых намерений, например, для защиты Отечества, то оно не так осуждается, ибо это убийство против зла, против нелюбви. Если человек не получает от убийства удовольствия, а убивает потому, что защищает от убийства своих ближних, то грех не в такой мере ложиться на него. Больший грех несет на себе воин, когда его нападет на более слабую страну с целью отобрать земли, ресурсы. Это уже убийство с целью выгоды, и наибольшая тяжесть греха ложится на руководство. Убийство, в общем, без цели защиты себя, или ближнего греховно. Также греховно и обеим сторонам убивать безоружных, сдавшихся. Однако, стоит отметить, что солдаты подчиняются приказу. Поэтому на них ложиться только часть греха, а основной груз на приказавшего. В этом и есть тяжесть ноши командира.
Нередко для защиты людям приходится убивать. Если это сделано без злости, без злорадства, а только по вынужденным обстоятельствам, то это не осуждается столь строго, в других случаях грех ложиться на человека в той, или иной степени.
Итак, Спаситель учит нас любить ближних, любить по-настоящему. Настоящая любовь к ближнему – это готовность отдать за него все самое ценное, вплоть до своей жизни, это готовность раскрыть перед ним свою душу, открыть самые сокровенные тайны. Общество, построенное на настоящей любви, несокрушимо, ведь кто делает добро другому, тому оно и вернется.
Источник
Толкование на От Иоанна 15:13
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Иоанна 15:13 / Ин 15:13
Лука Крымский (1877−1961)
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих
Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин. 10:17−18).
Какие удивительные, какие не слыханные миром слова: Он Сам отдал жизнь Свою за спасение мира. Он говорил, что никто не отнимал у Него жизни, но Сам отдал жизнь Свою. Вы, может быть, в недоумении: разве не отняли у Него жизнь первосвященники, фарисеи и книжники, добившиеся от Пилата осуждения Его на распятие, а Он говорит: Я Сам отдал жизнь, никто не отнимал ее у Меня.
Вспомните, что сказал Он в Гефсиманском саду, когда пришел Иуда предатель, когда хотели арестовать Его, когда пламенный Петр извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо; вспомните, что сказал Он тогда: Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26:53). Он мог это сделать: Он и Сам обладал Божественной властью. Он мог поразить врагов Своих, страшно поразить. Но Он этого не сделал. Он, как овца, ведомая на заколение, отдал Себя в руки врагов Своих. Он Сам, по Своей воле отдал жизнь Свою за спасение рода человеческого.
Имею власть отдать ее, и власть имею снова принять ее. Ведь это сбылось: Он опять принял жизнь Свою, когда воскрес в третий день. Что же, эти удивительные слова не имеют ли некоторого отношения и к нам, христианам? Только ли Христос Сам добровольно отдал жизнь Свою, только ли Он имел власть принять ее? Нет, эту великую власть дал Он и нам, людям.
Знаете, что были многие тысячи мучеников Христовых, которые, подражая Ему, отдали жизнь свою за имя Его святое, добровольно шли на страдания, на такие пытки, какие измыслить мог только дьявольский мозг врагов Христовых. Они могли сохранить жизнь свою, и всё же отдавали ее. Только отрекись от Христа, принеси жертву идолам — и получишь всё; а они отдавали жизнь свою. И что же, разве не приняли они ее потом, как Сам Господь Иисус? Приняли, приняли: все они славят Бога у Престола Всевышнего, все радуются радостью неизреченной и вечной. Они, после того как отдали жизнь, приняли ее на веки веков, приняли навсегда. Видите: слова эти могут относиться и к нам, людям, к нам, христианам.
Но, вы скажете, давно прошли те времена, когда проливали кровь свою за Христа. А теперь как можем отдать жизнь свою за Христа?
Прежде всего, неверно мнение, что мученики Христовы были только в первые века христианства, когда римские императоры воздвигали жестокие гонения на христиан: неверно, ибо и во все последующие времена, и даже в недавнее время были новые мученики. В XVI столетии отдали жизнь свою за Него трое юношей: мученики Виленские Иоанн, Антоний и Евстафий. Были мученики, которые в средние века отдавали жизнь свою за Христа, будучи жестоко умерщвлены турками, мусульманами за то, что отказались отречься от веры во Христа и принять магометанство.
Возможно мученичество во все времена. Но отдать жизнь свою за Христа не значит только мученически пролить кровь свою: есть для всех нас та возможность, которой последовали великие святые. Есть возможность отдать жизнь свою за други своя. Господь положил душу Свою за грешное человечество, а нам всем заповедал достигнуть такой вершины любви, чтобы мы душу свою полагали за други своя. Положить душу свою не значит только отдать жизнь свою, как отдавали мученики. Положить душу свою не значит только умереть за ближних своих; положить душу свою — значит отречься от себя, отречься от своих стремлений к богатству, к наслаждениям, к чести и славе, отречься от всего того, чего требует плоть наша. Это значит целью своей жизни поставить служение ближним своим. Было много святых, которые душу свою положили за ближних.
В истории Церкви Русской приведен такой пример в лице св. Иулиании Муромской. Она жила в царствование Ивана Грозного и Бориса Годунова, была дочерью дворянина, служившего ключником при дворе Ивана Грозного. Она жила в двух верстах от церкви, ее не научили грамоте, редко отпускали в церковь, она жила в тереме. Она жила скучной теремной жизнью и непрерывно молилась, жила и творила дела милосердия. В ранней юности, в 16 лет, она была выдана замуж за благородного дворянина. Казалось, она могла бы наслаждаться богатством, высоким положением, могла бы перемениться, как часто переменяются к худшему люди, попавшие в такое положение. Но она осталась такой же благочестивой, всецело преданной делам милосердия. Она поставила себе задачу всемерно заботиться о бедных, нищих, убогих. По ночам она пряла, вязала, вышивала и изделия свои продавала, чтобы помогать несчастным.
Случилось так, что муж ее был отправлен по делам государственным в Астрахань, и в одиночестве она еще усерднее служила бедным и несчастным: всем помогала, всех кормила. Но вот умер ее муж, она осталась одна, и богатство ее пошатнулось; она расточила свое богатство на помощь бедным. Настал голод в области, где она жила, доброе сердце не терпело вида голодных, доброе сердце требовало, чтобы все страдающие получили помощь, и она продала имущество свое: всё раздала и себя раздела, всего лишилась и осталась нищей.
Жестокая моровая язва, повальная болезнь, страшно заразительная, от которой умирали люди тысячами, свирепствовала на Руси. В страхе и ужасе люди запирались в домах своих. Что же делает св. Иулиания? Она без всякого страха идет туда, где умирают несчастные, она им служит. Она не боится заразиться и готова жизнь свою отдать, служа несчастным умирающим. Господь ее сохранил, она продолжала жить в праведности и мире, скончалась святая Иулиания своей смертью. Вот пример того, как может каждый из нас отдать жизнь свою, чтобы опять принять ее.
Запомните же эти слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Свою, чтобы снова принять ее». И всякий, кто последует за Христом и отдаст добровольно жизнь свою, будет возлюблен Отцом Небесным. Всякому, отдавшему жизнь свою за други своя, воздаст Он вечной радостью, радостью несказанной вовеки в Царствии Своем.
Источник: Спешите идти за Христом. На слова: «Положить душу свою за други своя».
Евфимий Зигабен (
Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя
больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь. Итак, не вследствие бессилия, а из любви к вам Я умираю и согласно Божественному Домостроительству удаляюсь от вас; поэтому не печальтесь. Назвав учеников Своими друзьями, далее Иисус Христос говорит, что требуется от них это для того, чтобы быть Его друзьями.
Источник