Непроверяемые написания это что значит

Слова с непроверяемым написанием?

Ответ или решение 2

Слова, орфограмму в которых нельзя проверить (т.е. объяснить действующими правилами нашего языка), называют словарными. Их написание следует просто выучить наизусть.

Как появились словарные слова

Большинству из нас знакомы словарные слова с безударными гласными в корне. Однако это не единственная орфограмма, написание которой нельзя проверить никакими средствами. Среди словарных слов также встречаются варианты:

  • с разделительными Ь/Ъ;
  • с удвоенным согласным;
  • с проблемными приставками

Откуда же взялись эти слова в русском языке? Есть несколько вариантов их возникновения. Некоторые были заимствованы из других языков, как, например, слова «аллея» (нужно запомнить написание двух букв Л и начальной А) или «объектив» (нужно запомнить написание разделительного ъ) . Другие слова имеют историческую форму, т.е. когда-то их написание можно было объяснить, но сейчас те правила уже не актуальны, поэтому мы просто запоминаем особенности правописания (например, «лестница» или «ворона»).

Примеры словарных слов с различными орфограммами

Чаще всего словарные слова относятся к именам существительным. Иногда встречаются они и среди глаголов и прилагательных, но это бывает гораздо реже.

Наибольшую группу составляют слова, у которых нельзя объяснить безударную гласную в корне слова. К ним, например, относятся: кастрюля, ландыш, собака.

Читайте также:  Что значит отклонено оператором

Следующая группа — это слова с непроизносимыми согласными, которые нельзя поставить в сильную позицию. Например, чувство или лестница.

Отдельную категорию, вызывающую обычно наибольшие трудности, составляют слова, у которых нужно запомнить слитное, раздельное или дефисное написание. Среди них встречается много наречий. Например: врассыпную (пишется слитно), на ощупь (пишется раздельно), любодорого (пишется через дефис).

Если вы не уверены в том, как пишется то или иное словарное слово, просто загляните в справочник или пособие, чтобы освежить знания. Также существуют и специальные словари, где собраны все примеры непроверяемых орфограмм, необходимые школьникам.

Слова с непроверяемым написанием относятся к словам-исключениям. Они не поддаются общепринятым правилам русского языка. Их правописание можно только запомнить, а для проверки использовать орфографические словари.

К таким словам можно отнести прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный, который пишутся только с двумя буквами н.

Также в некоторых числительных вопреки всем правилам пишется удвоенная н (одиннадцать).

В наречиях уж, замуж и невтерпеж отсутствует мягкий знак, а слово цыган употребляется с буквой ы.

Источник

Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры

В ряде слов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют непро­ве­ря­е­мые глас­ные в корне. Их невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Такие сло­ва назы­ва­ют словарными.

Разноместность ударения в словах

При про­из­но­ше­нии слов и их форм уда­ре­ние может менять свое место и пере­хо­дить с при­став­ки на корень, суф­фикс или окон­ча­ние. Тогда гово­рят, что в рус­ском язы­ке уда­ре­ние раз­но­мест­ное, например:

  • рек а́ — ре́к и
  • барсу́к — бар­суч о́нок
  • при­ня́ ть — при­ня́ л , при­ня́ л а .

Гласный в корне сло­ва, остав­шись без уда­ре­ния, иска­жа­ет­ся и слы­шит­ся неясно.:

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ва Подобрать род­ствен­ные слова
1. Один — много
в о лна — в о́ лны
1. Большой — маленький
к о вёр — к о́ врик
2. Много — один
п а руса — п а́ рус
2. Маленький — большой
пл о щад­ка — пл о́ щадь
3. По вопросу:
Где?
м о ря — в м о́ ре
Что делал?
Что делает?
п и сал — п и́ шет
3. Назови ласково
з и ма — з и́ муш­ка
4. Какой? — Что?
з е лёный — з е́ лень
5. Что делал? — Что?
пл я сал — пл я́ ска

К этим сло­вам мож­но подо­брать про­ве­роч­ные сло­ва, в кото­рых сомни­тель­ный глас­ный про­зву­чит чет­ко и ясно, то есть он ока­жет­ся в силь­ной пози­ции — под ударением.

Существует два спо­со­ба про­вер­ки без­удар­ных глас­ных в корне:

1. под­бор род­ствен­ных слов:

  • с о ли́ть — соль;
  • закр е пи́ть — кре́пкий;
  • в о зду́шный — во́здух;
  • в е сёлый — ве́село;
  • з е л е не́ть — зе́лень, зелё­ный;

2. изме­не­ние фор­мы слова:

  • в о лна́ — во́лны;
  • в о да́ — во́ды;
  • тр а ва́ — тра́вы;
  • о кно́ — о́кна;
  • г о ра́ — го́ры;
  • н о си́ть —но́сит;
  • д е ржа́ть — де́ржит;
  • нак о рми́ть — нако́рмит.

Непроверяемые безударные гласные в корне

Но не все­гда без­удар­ный глас­ный в корне сло­ва мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, так как ни один из выше­ука­зан­ных спо­со­бов не может помочь. В таких сло­вах уда­ре­ние, как пра­ви­ло, ста­тич­но, то есть не пере­ме­ща­ет­ся на без­удар­ный кор­не­вой глас­ный при изме­не­нии фор­мы сло­ва или при под­бо­ре одно­ко­рен­ных слов, например:

  • с о ба́ка — с о ба́чка, с о ба́чища, соба́чий, (плыть) по-с о ба́чьему;
  • кр о ва́ть — кр о ва́тка, кр о ва́тный, при­кр о ва́тный;
  • к о мпо́т — к о мпо́тик, компо́тный;
  • упр а жне́ние — упр а жня́ть, упр а жня́ться.

Тогда гово­рят, что эти без­удар­ные глас­ные явля­ют­ся непро­ве­ря­е­мы­ми. Написание таких слов, име­ю­щих непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные в корне, реко­мен­ду­ет­ся запо­ми­нать или справ­лять­ся в слу­чае затруд­не­ния в орфо­гра­фи­че­ском словаре.

Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова

  • аванга́рд, автомоби́ль, агроно́м, актёр, арома́т;
  • багро́вый, балко́н, база́р, бара́н, бато́н, библиоте́карь;
  • ваго́н, вестибю́ль, винегре́т, вокза́л, ветера́н;
  • делега́ция, дива́н, дире́ктор, дисципли́на;
  • гармо́ния, г а рн и зо́н, гастроно́м, г о р и зо́нт;
  • инжене́р, и́ней;
  • кабине́т, кала́ч, капита́н, карма́н, карни́з, карти́на, карто́фель, кастрю́ля, катало́г, ко́мната, конду́ктор, констру́ктор, кора́бль, коры́сть,крапи́ва;
  • ладо́нь, лазу́рь, лорне́т;
  • машини́ст, матро́с, меда́ль;
  • нота́риус, натюрмо́рт;
  • обая́ние, о́блако, обоня́ние, огуре́ц, ора́нжевый, офице́р;
  • пали́тра, палиса́дник, пейза́ж, плане́та, поликли́ника, портфе́ль, проспе́кт, проце́нт;
  • сапо́г, ско­во­ро­да́, стака́н, стадио́н, столя́р;
  • таре́лка, трактори́ст, тре́нер, тротуа́р;
  • фане́ра, фиоле́товый, флома́стер, фонта́н;
  • шофёр.

Видеоурок

Источник

Непроверяемые написания это что значит

Учебно-методическое пособие

Слова с непроверяемым написанием

учитель начальных классов

ГБОУ гимназия № 540 города Санкт-Петербурга

Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Научить писать ребёнка эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы: активизация умственной деятельности учащихся и их памяти, обучающий характер учебной деятельности, регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Передовой опыт учителей и специально проведённые эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать и не изучать их написание в «словарном порядке». Учитель-новатор С.Н.Лысенкова все слова с непроверяемыми орфограммами сгруппировала по темам. Над группой слов работа ведётся в течение недели, а иногда и больше.

На первом уроке дети знакомятся с новыми словами. Как известно, дети лучше запоминают то, что они нашли сами. После того, как они определят ударный и безударный слоги, записывают слова в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слова, сами показали трудное место. Для закрепления написания слов с непроверяемыми орфограммами на последующих уроках используют такие виды работ: выборочные диктанты, диктанты с использованием загадок, творческие диктанты (заменить развёрнутые определения одним словом), ребусы, составление словосочетаний, предложений, письмо сочинений-миниатюр.

Используя опыт Лысенковой С.Н., я сгруппировала словарные слова для учащихся 3 класса, обучающихся по традиционной программе.

Содержание и методика работы со словарём

Данный материал рекомендуется использовать в виде планируемого в структуре урока фрагмента развития речи учащихся (словарной работы) дли­тельностью от 7- 8 до 15 мин. В процессе работы у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте; вырабатываются быстрота и точность выбора слова. Систематическое использование данного материала на уроках не только повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребёнка, но и постепенно формирует понятие о языке как функциони­рующей системе. Такой подход к работе над словарными словами повышает интерес к род­ному языку, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию учения, снимает тормозящие факторы.

Словарные слова (1-я группа)

Слова:одежда, пальто, варежки, валенки, фуражка, платок, костюм.

1 урок.

Одежда– совокупность предметов, которыми человек покрывает тело: пальто, платье, брюки и др.

Пальто– верхняя одежда. Слово появилось во второй половине 19 века от латинского «пала» — верхнее платье.

Варежки— вязанные или сшитые рукавицы.

Валенки – зимняя обувь, сапоги , свалянные из шерсти.

Фуражка– головной убор с околышем и козырьком.

Платок– предмет одежды, кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное, трикотажное изделие такой формы.

Костюм – одежда, платье. Мужской: пиджак, брюки. Женский: жакет и юбка.

2 урок.

Выборочный диктант.

Не одежда красит человека, а добрые дела. Зима на носу, майку на шубу пора менять, босоножки – на валенки. На чужой роток, не накинешь платок. Мама с бабушкой для Кати принесли пальто и платье. Снимай сей час же мой костюм.

На Павле была форменная железнодорожная фуражка. Маша схватила свои варежки и побежала на улицу.

3 урок.

1) На дворе мороз и стужа одеваться тепло нужно.

Это поймёт любой невежа зимняя нужна …… (одежда)

2) Две сестрёнки, две плетёнки из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять – их надевать, чтоб не мёрзли пять да пять (варежки)

3) Лёг в карман и караулю рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз, не забуду и про нос (платок)

4) Мужское и дамское верхнее платье, бывает театральный (костюм)

5) Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой: утром – в школу, днём – домой (валенки)

6) Верхняя одежда, обычно ниже колен (пальто)

7) Головной убор с околышем и козырьком ( фуражка)

4 урок.

Составьте словосочетания.

5 урок.

Подбери и запиши синоним к словам.

1) платье, наряд, облачение – одежда

2) верхняя одежда – пальто

3) предмет зимней одежды для ног – валенки

4) одежда для рук в зимнее время года – варежки

5) носовой, головной, пуховый…. Платок

6) мужская одежда, женская одежда, театральная – костюм

7) форменный головной убор – фуражка

Словарные слова (2-я группа)

Слова:горох, урожай, помидор, картофель, морковь, пшеница, крестьяне.

1 урок.

Горох– растение семейства бобовых, а также его семена, зёрна.

Урожай– то, что уродилось (выросло, созрело) на земле к известному сроку.

Помидор– огородное растение семейства паслёновых, а также его округлый сочный плод красного или, реже, жёлтого цвета, томат.

Картофель– клубнеплод семейства паслёновых с клубнями, богатыми крахмалом, а также сами клубни.

Морковь– огородное растение, корнеплод с оранжевым сладковатым утолщённым корнем. На Украине морковь называют «морква».

Пшеница– хлебный злак, а также его зёрна, из которых приготовляют белую муку.

Крестьяне— те, кто занят обработкой земли, как основной профессией, земледельцы.

2 урок.

1. В огороде вырастаю. А когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (помидор)

2.Есть красавица одна – и румяна, и стройна, хоть в землянке век живёт, а большой от всех почёт. Кто проходит близко – кланяется низко. (морковь)

3. В поле росла, под жерновом была, из печки на стол караваем пришла. (пшеница)

4. Испекли мы каравай, как собрали … (урожай)

5. Висят стручки – на концах крючки. ( горох)

6. Синоним слова земледельцы. (крестьяне)

7. Что копали из земли, жарили, варили, что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель)

3 урок.

Выборочный диктант.

Рассыпался горох на семьдесят дорог. Картофель – хлебу подспорье. Зёлен помидор не вкусен, млад человек не искусен. Урожай сам не придёт – за посевами нужен уход. В поле сажали пшеницу крестьяне. Держи хвост морковкой.

4 урок.

Расположить слова в алфавитном порядке.

5 урок.

Письмо сочинения-миниатюры.

Крестьяне на своих огородах собирают урожай…….

Использовать все слова этой группы.

Словарные слова (3-я группа)

1 урок.

Слова:ветер, погода, горизонт, север, юг, запад, восток, заря.

Ветер– движение потока воздуха в горизонтальном направлении.

Погода– состояние атмосферы ( ясность, облачность, осадки, температура воздуха, влажность) в данном месте в данное время.

Горизонт– 1) всё видимое вокруг наблюдателя пространство; 2) видимая граница неба и земной или водной поверхности. К истокам слова: слово горизонт восходит к греческим «горидзон» — предел, рубеж, «горидзо» — намечать границу.

Север– одна из четырёх сторон света и направление, противоположное югу.

Юг– сторона горизонта, противоположная северу.

Запад– одна из четырёх сторон света.

Восток– сторона, противоположная западу.

Заря– яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

2 урок.

Выборочный диктант.

Предложения: Там вдали, за рекой, зажигались огни, в небе ясном заря догорала. Ветер, ветерок, ветрище, ты чего по свету рыщешь? Румяной зарёю покрылся восток. И север есть у нас, и юг. Сады цветут на юге, на севере снега вокруг – там холода и вьюги. Налево, до самого горизонта, тянется золотистое море поспевающей ржи. В тот год осенняя погода стояла долго на дворе. Мы вышли на станции метро «Юго-западная».

3 урок.

Диктант с использованием загадок, творческий диктант.

1. По полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет (ветер).

2. Он и летом, и зимой – между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди – он всё будет впереди (горизонт).

3. Состояние атмосферы в данном месте в данное время (погода).

4. Сторона горизонта в направлении которой муравьи строят свой дом (юг)

5. Сторона, противоположная предыдущей (север).

6. Сторона горизонта, где восходит солнце (восток).

7. Сторона горизонта, где заходит солнце (запад).

8. Яркое освещение горизонта после захода солнца или перед восходом (заря).

4 урок.

1. Грамматический разбор предложения по членам предложения и частям речи.

Раскинулась м…я стр..на от сев..ра до юга.

2. Записать по памяти остальные слова из этой группы (запад, восток, погода, горизонт, заря, ветер).

5 урок.

Составить предложения со словами этой группы.

Словарные слова (4-я группа)

Слова:дорога, шоссе, автомобиль, шофёр, метро, улица, трамвай.

1 урок.

Дорога– узкая полоса земли, по которой движутся машины, идут люди. Чтобы проложить дорогу, нужно расчистить полоску земли от деревьев, кустарников, дёрна. Видимо, поэтому дорога образовалось от «дёргать» — продранное в лесу пространство, полоска земли, с которой выкорчеван лес.

Шоссе– дорога с твёрдым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта. Слово заимствовано из французского языка.

Автомобиль– самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов. Автомобиль – слово, составленное из греческого местоимения «аутос», обозначающее «сам», и латинского прилагательного «любис», которое значит «подвижный». Автомобиль – «сам собою подвижный».

Шофёр– водитель автомобиля. Слово из французского языка.

Метро– городская электрическая ж/ дорога, обычно подземная. Слово из французского языка. Французские инженеры назвали парижскую ж/дорогу «метрополитен» — «столичная». Парижане сократили слово до метро.

Улица– два ряда домов и пространство между ними для проезда и прохода.

Трамвай– поезд, состоящий из одного или нескольких вагонов. Это английское слово: «трам» — вагон, «уэй» — дорога. Это слово из Бельгии.

2 урок.

1. Бежит, гудит, в два глаза глядит. А станет – ярко красный глазок глянет. (автомобиль)

2. Неживая, а идёт. Неподвижна, а идёт. (дорога)

3. Многолюден, шумен, молод, под землёй грохочет город. А дома с народом тут вдоль по улице бегут. ( метро)

4. Дорога с твёрдым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта. (шоссе)

5. Из края города в другой ходит домик под дугой. (трамвай)

6. Водитель автомобиля (шофёр)

7. В два ряда дома стоят – 10, 20, 100 подряд – и квадратными глазами друг на друга все глядят. ( улица)

3 урок.

Составление словосочетаний.

4 урок.

Письмо сочинения-миниатюры.

Учитель предлагает 2 варианта начала.

1) Мы поехали на автовокзал в автомобиле. Быстро мчалась по шоссе машина…..

2) Мой брат получил шофёрские права. Теперь он может водить автомобиль….

5 урок.

Диктант по памяти. Расположить слова в алфавитном порядке.

Словарные слова ( 5-я группа)

Слова:растение, овёс, земляника, малина, яблоко, орех, росли, осина.

1 урок.

Растение– организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии и питающийся неорганическими и органическими веществами почвы и воздуха.

Овёс– яровой злак, зёрна которого обычно идут на корм лошадям, а также перерабатывают в крупу (овсянка, геркулес).

Земляника– многолетнее растение с белыми цветами, дающее душистые сладкие ягоды красного цвета.

Малина– кустарниковое растение со сладкими тёмно-красными ягодами, а также сами ягоды его.

Яблоко– плод яблони, чаще округлой формы с окраской кожицы от беловатой до зеленоватой, от жёлтой до красной.

Орех– 1) плод некоторых деревьев со съедобным ядром в твёрдой оболочке; 2) дерево, приносящее такие плоды, а также твёрдая древесина, идущая на столярные изделия.

Осина– лиственное дерево из семейства ивовых.

Росли– становиться больше, выше, длиннее в результате происходящих жизненных процессов.

2 урок.

1) Круглое, румяное, сочное и сладкое, очень ароматное,

Наливное, сладкое, тяжёлое, большое. Что это такое? (яблоко)

2) Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (малина)

3) Я в скорлупке крепкой, расту, друзья, на ветке. (орех)

4) Никто не пугает, а вся дрожит. (осина)

5) Дышит и растёт, а ходить не может. ( растение)

6) В поле метёлкой, в мешке золотом. ( овёс)

7) Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться

А имя дала мне родная землица. (земляника)

8) Становиться длиннее, выше – росли.

3 урок.

Выборочный диктант.

Вдоль ручья росли осинки. Растение – земли украшение. Овёс к лошади не ходит. В лесу пахнет спелой душистой земляникой. Малина от семи недуг. Для потехи грызи орехи. Яблоко от яблони недалеко падает.

4 урок.

Составь словосочетания.

5 урок.

Запись слов под диктовку: осина, росли, орех, яблоко, малина, растение, овёс, земляника.

Словарные слова (6-я группа)

Слова:завтрак, обед, ужин, тарелка, посуда, стакан, кастрюля.

1 урок.

Завтрак– 1) утренняя еда; 2) пища, приготовленная для утренней еды.

Обед– 1) приём пищи обычно в середине дня; 2) пища, приготовленная для этой еды.

Ужин– 1) вечерняя еда; 2) пища, приготовленная для вечерней еды.

Посуда– 1) хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов; 2) отдельный предмет из такой утвари.

Тарелка– 1) столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и широким плоским дном; 2) ударный музыкальный инструмент – два металлических диска.

Стакан– 1) стеклянный цилиндрический сосуд без ручки, служащий для питья;

2) цилиндрическая металлическая оболочка, корпус артиллерийского снаряда;

3) название различных деталей в форме полного цилиндра.

Кастрюля– металлическая посуда для варки пищи.

2 урок.

1)Я сверкаю боком гладким,

Угощаю соком сладким. (стакан)

2) Столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями (тарелка)

3) Помогать я маме буду

С ней я вымою ……..(посуду)

4) Стоит толстуха – металлическое брюхо (кастрюля)

5) Утренняя еда (завтрак)

6) Пища, приготовленная для вечерней еды (ужин)

7) Перерыв в работе для приёма пищи (обед)

3 урок.

Выборочный диктант.

А посуда вперёд и вперёд по полям, по болотам идёт. Сварила бы баба щи, да кастрюли поди поищи! И чашки ушли, и стаканы, остались одни тараканы. Эй вы глупые тарелки, что вы скачете, как белки? Кормить завтраками. Всякому нужен и обед, и ужин.

4 урок.

Составьте словосочетания.

5 урок.

Запись слов под диктовку, выдели зелёным цветом: тарелка, завтрак, стакан, обед, кастрюля, ужин, обед.

Словарные слова ( 7-я группа)

Слова: столица, Родина, народ, русский, Красная площадь, герой, патриот.

1 урок.

Столица– главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений.

Родина– 1) Отечество, родная страна; 2) место рождения, происхождения кого-либо, чего-либо, возникновения чего-либо.

Народ– 1) население государства; 2) нация, национальность или народность; 3) люди, группа людей.

Русский– относящийся к коренному населению России ( к русским), к России; народ, составляющий коренное население России.

Красная площадь– площадь перед Кремлём в Москве, мощёная булыжником. Красная площадь – главная площадь столицы России – города Москвы, один из символов России.

Герой– 1) выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги; 2) главное действующее лицо литературного произведения.

Патриот– человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь.

2 урок.

Выборочный диктант.

Родиналюбимая – мать родимая. Москва – всемстолицам дорога. В песнях душа народа. Русский солдат не знает преград. На Красной площади парад, знамёна алые горят. Герой за славой не гонится. Он был патриотом своего народа.

3 урок.

Составь словосочетания.

…расная площадь главный

4 урок.

Запиши однокоренные слова:

Герой – геройский, героиня.

Красная площадь – красивая.

5 урок.

Запись под диктовку: герой, Родина, народ, столица, патриот, Красная площадь, русский.

Словарные слова (8-я группа)

Слова:мебель, картина, диван, кровать, комната, квартира.

1 урок.

Мебель– предметы для сидения, лежания, размещения вещей и других потребностей быта.

Картина– 1) произведение живописи в красках на холсте, доске, бумаге; 2) то же, что кинофильм; 3) то, что можно видеть или представлять себе в конкретных образах; 4) устное или письменное живое и яркое изображение.

Диван– мягкая мебель для сидения и лежания, со спинкой и ручками или валиками.

Кровать– предмет мебели для спанья – длинная рама с ножками и двумя боковыми спинками, на которую кладут матрац и постельные принадлежности.

Комната– отдельное помещение для жилья в квартире, в общежитии, а также отдельное служебное помещение.

Квартира – 1) жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с кухней, передней;2) помещение, снимаемое у кого-нибудь для жилья; 3) место временного расположения войск, а также вообще временного расположения членов какого-нибудь отряда, рабочей группы.

2 урок.

1) Если ты устал играть, то ложишься ….( на кровать)

2) Он работе первый враг, он лентяям очень рад:

Отдохнут пускай на нём, ну а дело подождёт.

Как на нём легко сидится, и приятно, сладко спится!

Спинка мягкая, подушки….. Что ещё для счастья нужно? (диван)

3) Произведение живописи, нарисованное красками (картина)

4)Нагулявшись, со двора я бегом спешу…куда?

И куда приходит мама, папа с Колей и сестрой?

Где мы красим, белим, моем, клеем на стену обои?

Как зовётся этот дом где мы всей семьёй живём? (квартира)

5) Предметы комнатной обстановки (мебель)

6) Отдельные помещения в квартире для жилья (комнаты)

3 урок.

Выборочный диктант.

В квартире над ними жил мальчик Андрюшка. По комнате всей раскидал он игрушки. Незнайка и Козлик очутились в комнате. Здесь была необходимая мебель и посуда. На стене висела картина в чёрной широкой раме. Незнайка лежал на кровати, утопая в перине, а Козлик расположился на диване.

4 урок.

Составьте словосочетания.

5 урок.

Составьте мини-сочинение со словами этой группы.

Словарные слова (9-я группа)

Слова:город, завод, работа, магазин, библиотека.

1 урок.

Город– крупный населённый пункт, место большого поселения людей, административный, промышленный, торговый и культурный центр.

Завод– крупное промышленное предприятие, на котором производят какую-либо продукцию: автомобили, велосипеды, станки, суда (автомобильный, судостроительный заводы) или разводят животных ( конный, рыбоводный заводы).

Работа– 1) занятие, труд; 2) служба в каком-нибудь предприятии, учреждении как источник заработка; 3) продукт труда, готовое изделие; 4) качество, способ исполнения (превосходная работа)

Магазин– здание или помещение для торговли каким-нибудь товаром.

Библиотека– 1) учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования; 2) название книг определённой тематики (библиотека учителя); 3) место, помещение, комната для хранения книг: книгохранилище.

2 урок.

1) Живей отгадайте, девчонки, мальчишки –

Светланы, Татьяны, Артёмы и Кости;

Где ваши друзья живут добрые – книжки?

Куда вы частенько приходите в гости? (библиотека)

2) Величав, красив и молод, за плотиной вырос…..(город).

3) Трубы – громады, корпуса чуть ниже,

Мы выпускаем КамАЗы и Ижи

Как назовёшь ты такие дома,

Где может работать мама твоя? …. (завод)

4) Я беру в руки корзину,

Чтоб ходить по …. (магазину)

5) Каков мастер – такова и ….. (работа).

3 урок.

Выборочный диктант.

Без охоты нет работы. В магазине побывали, куклу Барби увидали. В библиотеке для ребят на полках книги в ряд стоят. Москва – всем городам мать. На нашем заводе брак не в моде.

4 урок.

Составление словосочетаний.

5 урок.

Диктант по памяти. Расположить слова в алфавитном порядке.

Словарные слова (10-я группа)

Слова:ракета, месяц, корабль, космос, космонавт.

1 урок.

Ракета– 1) летательный аппарат, двигающийся под воздействием реактивной силы, возникающей при отбросе массы сгорающего ракетного топлива (боевые ракеты); 2) применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд с гильзой, начинённой пороховым составом, который после выстрела ярко светится в воздухе (сигнальная ракета); 3) быстроходное речное пассажирское судно на подводных крыльях.

Космос– мир, вселенная.

Космонавт– тот, кто совершает полёты в космическое пространство.

Корабль– 1) морское, военно-морское судно; 2) летательный аппарат большой мощности (космический корабль).

Месяц– 1) единица исчисления времени, равная 1/12 части года или 30 (31) суткам; 2) то же, что луна.

2 урок.

1) Чудо-птица – алый хвост – полетела в стаю звёзд (ракета)

2) То блин, то полблина, то та, то эта сторона (месяц)

3) Ходит город-великан на работу в океан (корабль)

4) Он не лётчик, не пилот, он ведёт не самолёт,

А огромную ракету. Дети, кто, скажите, это?

5) Назовите по-другому вселенную.

3 урок.

Выборочный диктант.

12 апреля 1961 года взлетел ввысь космический корабль «Восток-1». На нём впервые в мире в космос полетел человек. Корабль облетел вокруг Земли. Управлял кораблём лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. До самого последнего мгновения Знайка надеялся, что увидит ракету. Над лесом месяц проглянул и выплыл понемногу.

4 урок.

5 урок.

Запись слов под диктовку. Зелёной ручкой выделить орфограммы.

Словарные слова (11 группа)

Слова: потом, вокруг, орудие, металл, молоток, топор, ремонт.

1 урок.

Потом– спустя некоторое время, после.

Вокруг– со всех сторон, поблизости, вблизи, невдалеке, по соседству, кругом,

около, на окружности круга.

Орудие– техническое приспособление, при помощи которого производится

работа или какое-нибудь действие.

Металл– химически простое вещество ( или сплав, обладающий особым блеском,

Ковкостью, хорошей теплопроводностью и электропроводностью).

Молоток– 1) инструмент для забивания чего-либо, для ударов – металлический

или деревянный брусок, насаженный под прямым углом на рукоятку

2) ручная машина ударного действия с механическим приводом

3) о деятельном и настойчивом, упорном человеке ( переносное знач. – парень-молоток)

Топор— насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки с лезвием и

Ремонт— исправление повреждений, замена элементов, починка.

2 урок.

Выборочный диктант.

Сначала думай, а потом делай. Что напишешь пером, то не вырубишь топором. Дому требуется капитальный ремонт. Вокруг тебя добрых людей много. С высотки стреляло дальнобойное орудие. У Дмитрия был металл в голосе (фразеологизм; строго, требовательно, сурово). Без молотка и пилы не видеть избы.

3 урок.

Расположить слова в алфавитном порядке.

потом, вокруг, орудие, металл, молоток, топор, ремонт

4 урок.

Составь словосочетания.

металл «да около»

5 урок.

Составить предложения со словами этой группы.

Источник

Оцените статью