- Неполные предложения. Отличия от назывных предложений
- Полные предложения
- Признаки неполных предложений
- Примеры неполных предложений
- Эллиптические предложения
- Неполные и назывные предложения (отличия)
- Видеоурок
- 2.6. Неполные предложения
- Упражнение к теме «2.6. Неполные предложения»
- Неполное предложение это что значит
- Общее понятие о неполном предложении
- Знаки препинания в неполном предложении
- Информация для учителя
Неполные предложения. Отличия от назывных предложений
Неполные простые предложения — это предложения с пропущенным одним или несколькими членами, необходимыми для полноты его строения и смыслового содержания.
В русском языке по наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.
Полные предложения
Полными являются простые двусоставные и односоставные предложения, в которых все его члены как главные, так и второстепенные, имеются налицо, например:
Каждую осень я приезжал в лесную деревню и шел от нее к озеру (К. Паустовский).
Только не порвите серебряные струны (В. Высоцкий).
Весело жить в такой земле! (М. Лермонтов).
Не нагнать тебе бешеной тройки! (Н. Некрасов).
Приведенные двусоставное и односоставные предложения характеризуются наличием всех членов, необходимых по их структуре. Смысл каждого из них ясен и не нуждается в опоре на предыдущий контекст, то есть их можно цитировать в одиночку.
Признаки неполных предложений
В неполном предложении пропущенный член легко восстанавливается из предыдущего контекста, например:
В непролазной траве весь день копошились и гудели шмели. Иногда вырывались из травы, с размаху налетали на Машу, с треском ударялись в лицо и со звоном подымались вверх, выше скворечни (К. Паустовский).
Второе предложение является неполным. В нем пропущено подлежащее «шмели», которое легко восстанавливается из содержания первого предложения. А если прочитать только второе предложение, то будет неясно, о чём идет речь: кто или что поднималось из травы?
Значит, неполное предложение является по смыслу несамостоятельным. Его выдергивать из контекста нельзя. Неполные предложения часто используются в сложных предложениях:
Труд побуждает поле, а поле — человека (пословица).
Золото испытывают огнём, человека — трудом (пословица).
В первом сложном предложении вторая двусоставная часть является неполной, так как в ней пропущено сказуемое «пробуждает». Во следующем примере вторая неопределенно-личная часть также характеризуется неполнотой из-за отсутствующего сказуемого «испытывают», которое легко восстанавливается из первой части сложного бессоюзного предложения.
Нераспространённость неполных предложений чаще всего наблюдается во время диалога в разговорной речи.
-Ты где купался утром?
-В озере.
-Как тебя зовут?
-Антипом, батюшка (И. Тургенев).
Примеры неполных предложений
При отсутствии в предложении сказуемого или дополнения на их месте ставится тире, если эта неполнота подчеркивается интонационно паузой.
С утра в поле косили. Вечером тоже.
Тёркин мой — к огню поближе, отгибает воротник (А. Твардовский).
Сколько в жизни всяких шапок я носил уже — не счесть. А у этой запах не такой какой-то есть (А. Твардовский).
Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои — всё хуже (М. Горький).
Алеша смотрел на них, а они на него (Ф. Достоевский).
Из пафоса у него выходил крик, из нежных слов — сладкая тянучка, из-за повелительных реплик римского воина-патриция выглядывал русский брандмайор (А. Куприн).
Багровые листья клена и жёлтые берез лежали у ног женщины (М. Горький).
Эллиптические предложения
В русском языке существует одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается из ситуации и не подсказывается контекстом. Смысл таких предложения понятен вне контекста, например:
А за самым дальним лугом — поле, вспаханное плугом (С. Маршак).
В этом примере пропущено сказуемое (расстилается, находится, есть), которое можно легко восстановить по смыслу самого предложения. Это разновидность неполных предложений, которые называются эллиптическими. Это обозначение восходит к термину «эллипсис» (греческое слово elleipsis), которым называется стилистическая фигура художественной речи, суть которой состоит в намеренном пропуске слов или фактов для придания тексту большей выразительности и динамичности.
В синтаксисе русского языка эллиптические высказывания связаны с речевой ситуацией, которая часто сопровождается мимикой, жестами — невербальными способами коммуникации. Синтаксический эллипсис находит свое отражение в некоторой свёрнутости конструкций, их неполноте.
Она за дверь. А мать — ни слова вслед.
Тем не менее такие высказывания вполне ясны и не требуют дополнительного контекста или разъяснения.
Неполные и назывные предложения (отличия)
Неполные двусоставные предложения не следует путать с односоставными назывными. Особенно такая опасность ошибки существует тогда, когда назывное предложение является распространенным, а неполное двусоставное предложение не имеет сказуемого. В нем осталось только подлежащее, выраженное существительным, и обстоятельство или дополнение, обозначенное также существительным в падежной форме, которое, не задумываясь, относят к подлежащему.
Спокойные , большие , похожие на миндалины глаза (назывное предложение).
На базаре обычная толчея (неполное двусоставное предложение).
Основное отличие состоит в том, что в назывном предложении может быть подлежащее и целый каскад согласованных и несогласованных определений, а в неполном двусоставном предложении может отсутствовать сказуемое, но имеется дополнение или обстоятельство — группа сказуемого, например:
В этом предложении присутствует подлежащее (квартира) и обстоятельство (неделимое словосочетание «на третьем этаже»), которое указывает на отсутствующее сказуемое. Значит, это неполное двусоставное предложение.
Видеоурок
Источник
2.6. Неполные предложения
Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.
Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.
Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !», остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт .
Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.
Например: – Ваша рота завтра назначена в лес ? – спросил князь Полторацкого. – Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ).
Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:
Мне всё послушно , я же – ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же – ничему) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ).
В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.
Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).
В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:
За спиной – лес . Справа и слева – болота (Песков).
Это так называемые «эллиптические предложения». В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член – обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.
Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес .
И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.
1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.
Весенний лес ; Вход в зал ;
2) Именная часть составного именного сказуемого – существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.
Ср.: Все деревья в серебре . – Все деревья серебряные .
Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:
За спиной – лес . Справа и слева – болота (Песков); Мне всё послушно , я же – ничему (Пушкин).
Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:
в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, – только при наличии паузы в устной речи:
За ночным окном – туман (Блок);
в эллиптическом предложении – при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:
Здесь – овраги , дальше – степи , ещё дальше – пустыня (Федин);
в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:
Лыжникам – хорошую лыжню; Молодёжи – рабочие места; Молодым семьям – льготы;
в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы – только при наличии паузы:
Ночи стали чернее , дни – пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали).
План разбора неполного предложения
- Указать тип предложения (полное – неполное).
- Назвать пропущенный член предложения.
Мужики – за топоры (А.Н. Толстой).
Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились .
Упражнение к теме «2.6. Неполные предложения»
► Читайте также другие темы раздела 1 «Простое предложение»
Источник
Неполное предложение это что значит
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА НЕПОЛНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Общее понятие о неполном предложении
В полных есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения: Я читаю интересную книгу . Сказуемое согласуется с подлежащим и управляет дополнением, определение «интересную» согласуется с дополнением «книгу». В результате образуется непрерывная цепочка связей между словами.
—Какую книгу ты читаешь?
Ответ на вопрос является неполным предложением, так как в нём есть не все звенья цепочки слов, хотя ответ
понятен из контекста (языкового окружения). Определение «интересную» требует звена «книгу», слово «книгу» требует управляющего глагола, а глагол своим личным окончанием подсказывает звено «я».
Неполными называются предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты
строения и значения. Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста.
Неполные предложения часто встречаются в диалоге:
1. — Смотрите, смотрите: летит ! — закричал вдруг Павлик.
Петя совсем забыл, что именно на сегодня был назначен так долго ожидаемый перелёт Уточкина из Одессы в Дофиновку.
2. На другой день девочка просыпается чуть свет и прежде всего спрашивает:
-А что же слон? Он пришёл?
— Пришёл , — отвечает мама
Неполными могут быть и односоставные предложения.
-А как звать тебя? Власом! Первое предложение (инфинитивное) — полное. Второе предложение (тоже инфинитивное), но неполное: Меня звать Власом.
Неполные предложения часто входят в состав сложных предложений: Землю солнце красит, а человека—труд.
Годы не птица: улетят—не воротишь. Ребёнку дорог пряник, а старцу — покой. Не срывай яблока, пока
зелено; созреет —само упадёт. (Пословицы) Грозовая туча заволокла небо, будто прикрыла землю
К неполным относятся также предложения, в которых отсутствует сказуемое—звено, подчиняющее второстепенные
члены (дополнения и обстоятельства):
Сила наша — в единстве, доблесть — в беспредельном патриотизме, в горячей любви к Родине.
Знаки препинания в неполном предложении
Информация для учителя
При разборе односоставных предложений учащиеся часто допускают различные ошибки.
Ряд ошибок связан с необходимостью разграничения односоставных и двусоставных неполных предложений.
Как уже было сказано, определённо-личное предложение мы диагностируем по форме главного члена:
сказуемое в нём выражено глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель
действия определён и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:
Иду, иду, а до леса никак не дойду.
Особенность глагольных форм с морфологическим признаком 1 и 2 лица заключается в том, что каждая из этих форм может «обслуживать» одно-единственное подлежащее: форма с окончанием -у (ид-у) – местоимение я, форма с окончание -ешь/-ишь (ид-ешь) –местоимение ты, форма с -ем/-им (ид-ем) – местоимение мы, форма с -ете/-ите (ид-ете) – местоимение вы. Формы 1 и 2 лица повелительного наклонения также однозначно указывают на лицо, являющееся производителем действия.
Поскольку морфологический признак лица представлен у глагола только в указанных формах, предложения аналогичного значения со сказуемым-глаголом в форме прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения: считаются двусоставными неполными, например:
Шёл, шёл, но до леса так и не дошёл.
В этом предложении форма сказуемого никак не указывает на производителя действия.
Даже если из предыдущего контекста ясно, что производителем действия является говорящий (говорящие) или слушающий (слушающие), предложения или части сложного предложения без подлежащего со сказуемым в прошедшем времени или в условном наклонении должны быть охарактеризованы как двусоставные неполные, поскольку информация о производителе действия извлекается не из самого предложения, а из предшествующего контекста, что, собственно говоря, и является показателем неполноты предложения или его части; см. , например, вторую часть сложного предложения:
Я бы тебе помог, если бы знал как.
В неопределённо-личных предложениях, как уже было сказано, главный член выражается глаголом в
форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения или аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен:
Тебе звонят / звонили / пусть звонят / звонили бы.
Не являются неопределённо-личными такие предложения без подлежащего со сказуемым в указанных формах, в котором производитель действия известен из предыдущего контекста; см., например, второе предложение в следующем контексте:
Мы вышли из лесу и попытались сориентироваться на местности. Потом пошли по тропинке вправо.
Такие предложения также являются двусоставными неполными.
Таким образом, при характеризации предложения как односоставного определённо-личного необходимо помнить об ограничениях на форму сказуемого, при диагностировании предложения как неопределённо-личного необходимо учитывать также и значение –указание на то, что производитель действия неизвестен.
Источник