Неохраноспособные элементы товарного знака что значит

Неохраноспособные элементы товарного знака что значит

2.7.1. Неохраняемые элементы, не занимающие доминирующее положение

Сведения о том, что правовая охрана предоставлена товарному знаку с признанием отдельных его элементов неохраняемыми, приводятся в решении о государственной регистрации товарного знака в соответствующей графе, сопровождающейся международным цифровым кодом для идентификации библиографических данных (526).

В случае если неохраняемые элементы не связаны между собой грамматически, они могут указываться в регистрации путем перечисления словесных, буквенных, цифровых элементов, экспертизы заявленных наименования символов и других неохраняемых элементов (см. приведенные ниже примеры):

п. 2.11.2.1 Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, утв. приказом Роспатента от 23 марта 2001 г. N 39

(526) Неохраняемые элементы товарного знака:

Изображение сосисок, слова: «Натуральный продукт», «ГОСТ».

(526) Неохраняемые элементы товарного знака:

Если неохраняемых элементов много, они могут быть указаны в следующем виде (см. приведенные ниже примеры):

(526) Неохраняемые элементы товарного знака:

Все слова, кроме «Кириешки», натуралистическое изображение сухарей и колбасок на листьях салата.

(526) Неохраняемые элементы товарного знака:

«Все буквы и слова»

В случае если неохраняемые элементы товарного знака связаны грамматически, образуя неохраняемую часть знака (группу элементов), сведения о такой неохраняемой части товарного знака приводятся в виде сочетания слов (см. приведенный ниже пример):

п. 2.11.2.2 Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, утв. приказом Роспатента от 23 марта 2001 г. N 39

(526) Неохраняемые элементы товарного знака:

Источник

Товарный знак и его неохраняемые (дискриминируемые) элементы

Здравствуйте друзья! Сейчас я занимаюсь оформлением товарного знака для одной компании и не думал, что процедура может иметь столько нюансов. Попросил меня о такой услуге друг, поскольку сам плохо разбирается в вопросе и боится ошибиться. Я тоже не очень сведущ в теме, но все же, есть некоторые юридические познания.

Когда мы занимались с ним разработкой логотипа, хотели, чтобы готовый бренд был очень необычным и привлекательным для покупателей. Разумеется, использовались разные приемы, изображения, буквы. В итоге, это привело к тому, что при прохождении стандартной проверки, некоторые части логотипа были признаны системой неуникальными.

Сначала мы с приятелем расстроились, а потом, выяснилось, что допускается отсутствие уникальности в отношении некоторых структурных частей бренда. Такие части называются неохраняемыми элементами товарного знака (ТЗ). Вот об этом, я сегодня вам и расскажу подробнее.

Что такое неохраняемые (или дискриминируемые) части ТЗ и зачем используется это понятие?

Подробности по этому вопросу и основные нормы изложены в ст. 1483 ГК РФ. В этой статье содержится информация о правилах, применяемых по отношению к регистрации торговой марки, а вот в пункте первом содержатся сведения, касающиеся того, какие структурные единицы бренда могут не быть индивидуальными.

Ознакомившись с содержанием этого пункта можно сформулировать определение такого понятия, как «неохраняемые элементы товарного знака». Речь идет о структурных частях логотипа, которые изначально и сами по себе не считаются уникальными, а посему, выделять товар или услугу из группы аналогичных предложений не могут. Далее, я расскажу о том, какие элементы подпадают под это определение.

Разновидности неохраняемых частей ТЗ

К таким элементам относится не один или два символа, а целая группа структурных частей целого. В частности, можно отметить такие виды:

  • слова и сочетания слов, вошедшие в общее употребление, и используются по отношению к какому-либо товары или его аналогу. К примеру, можно указать такое понятие, как «ксерокс». Регистрация такого слова, как товарного знака сегодня невозможна, поскольку никакой индивидуализирующей нагрузки это слово уже не несет;
  • общепринятые категории. Да, эта группа похожа на предыдущую, но здесь речь идет о конкретных терминах, которые уже прочно вошли в словарный оборот и не позволят отличать одну товарную позицию от другой. К примеру, не получится зарегистрировать бренд «банкротство» и оказывать соответствующие услуги, поскольку это не индивидуальный бренд, а общеупотребительная категория;
  • определенные характеристики товарной позиции. К примеру, описание свойств, формы, ценности или особенностей производственного процесса. Исходя из этого, можно сделать вывод, что такие бренды, как «горячий хлеб» или «черный чай» не будут индивидуальными и не смогут выделить предлагаемый продукт на рынке;
  • признаки, которые обозначают только форму товара. Важно, чтобы форма была очевидна для товаров определенной группы и необходима для поддержания его функциональных возможностей. Это относится к группе объемных ТЗ. К примеру, речь пойдет об регистрации упаковок с соком или с молоком, и это указание заявлено в обращении, но зарегистрировать данный бренд не получится, поскольку он не считается уникальным.

Все приведенные варианты позволяют избежать повторения различных характеристик товаров и сделать регистрируемые торговые знаки максимально индивидуальными и запоминающимися для покупателей. Дополнительная информация по теме представлена в видеоролике:

Правовой режим использования неохраняемых элементов

Все перечисленные характеристики, признаки, части ТЗ допускаются к использованию в торговой марке, но с соблюдение определенного регламента. Они не могут занимать в логотипе основного положения. Для более четкого понимания этого момента приведу два примера.

Пример №1

На регистрацию был передан товарный знак «Пшеничный хлеб «Сдобушка»». Первые два слова являются неохраняемыми элементами и, соответственно, могут встречаться и в других брендах, однако, главную роль здесь занимает название хлеба «Сдобушка», что говорит о том, что разработанный бренд уникален и вероятность того, что Роспатент даст «добро» на регистрацию такого ТЗ очень высока.

Пример №2

Компания передает на регистрацию бренд – объемную торговую марку ряженки, причем в роли обозначения указывает классическую литровую бутылку, но с незначительными изменениями в дизайне тары и в области крышки. Здесь повышается вероятность отказа со стороны Роспатента, поскольку в основе логотипа лежит неуникальная форма бутылки, а те, незначительные изменения, которые были внесены производителем, вряд ли будут замечены потребителями.

Подводя общие итого из приведенных примеров, можно сказать, что даже если неохраняемые элементы включаются в товарный знак, то они не охраняются исключительным правом, а значит, и не будут представлять собственность регистрирующего лица. Такие меры защиты производителей вполне объяснимы и правильны, поскольку иначе возникали бы парадоксальные и спорные ситуации, когда разные поставщики реализовывали товары с одинаковыми характеристиками и признаками

Вместо итогов

Завершая написанное, я бы хотел сделать несколько небольших выводов:

  1. Практически в каждом торговом знаке есть неохраняемые элементы.
  2. К таким частям ТЗ можно отнести признаки и обозначения не отличающиеся индивидуальностью.
  3. При использовании неохраняемых деталей в торговой марке в качестве основных элементов, Роспатент откажется ее регистрировать.

Источник

Что такое охраноспособность товарного знака?

Охраноспособность и неохраняемые элементы товарного знака: какие критерии и условия необходимо учесть при подаче заявки на регистрацию бренда для успешного получения свидетельства .

Использование одинакового или похожего товарного знака без разрешения правообладателя не допускается по закону. Однако получить правовую охрану может не каждое обозначение. В статье 1483 Гражданского кодекса перечислен целый ряд объектов, которые не допускается включать в состав товарного знака. Часть из них при определенных условиях можно указать как неохраняемые. Если возникнет спор о нарушении исключительных прав и сходстве двух обозначений, то при их сравнении неохраняемые элементы экспертизой учитываться не будут.

Что относится к неохраняемым элементам?

Неохраняемые элементы товарного знака – это такие их части, которые не отвечают условию получения правовой охраны из-за отсутствия различительной способности или наоборот, из-за того, что они дают необоснованное преимущество одним производителям в ущерб другим.

К таким элементам относятся:

Буквенно-цифровые обозначения

Отдельные буквы, цифры и их сочетания, так как они не могут идентифицировать одного определенного производителя. Предоставление правовой охраны для них привело бы к тому, что будут ущемлены интересы других предпринимателей.

Товарный знак «МТС» №575358

Исключения: Если комбинация букв или цифр в процессе длительного использования товарного знака приобрела различительную способность, то есть потребители связывают это обозначение именно с данным производителем, то такой элемент может стать охраняемым.

При этом заявитель должен доказать приобретение различительной способности с помощью документов, показывающих длительность использования товарного знака, существенные маркетинговые затраты на его продвижение, результаты социологических опросов потребителей, проведенных независимой организацией.

Художественные приемы

Контуры формы, схематическое или реалистичное изображение товара, для маркировки которого предназначен товарный знак. Чаще всего такие элементы включаются в состав этикеток или объемных обозначений.

Исключения: Изображение товара может получить правовую охрану, если оно имеет стилизованный, фантазийный характер.

Стилизованное изображение туфли: зарегистрированный товарный знак для обувной продукции

Реалистичные изображения товара

Слова или обозначения, которые могут каким-либо образом характеризовать сам товар:

    его материал или сырье; цену (или ценовую группу, указание на скидки и акции, например, «LOW PRICE»); качество (описательные термины); количественные характеристики (объем, масса и другие); назначение, в том числе в отношении определенной категории потребителей; информацию о производстве: его условия, способ изготовления, местонахождение (название области, населенного пункта), время изготовления товара (например, «с 1801 года»), история создания бренда/предприятия и другие.

Легче всего это пояснить на примерах, показанных на иллюстрациях ниже.

Исключения: Если указание на географический объект воспринимается как фантазийное для данной группы товаров, то есть фактически никак не связано с производством, то оно может быть присутствовать в качестве охраняемого элемента. Например, в товарном знаке «Итальянский пикник», зарегистрированного для хлебобулочных и кондитерских изделий, все элементы подлежат правовой охране.

Географические указания

Географические указания (ГУ) и наименования мест происхождения товаров (НМПТ), которые были зарегистрированы ранее, чем подана заявка на данный товарный знак. Строго говоря, регистрация бренда в этом случае вообще невозможна, так как вы нарушите исключительные права владельца ГУ или НМПТ. Но если эти обозначения принадлежат одному и тому же лицу, то свидетельство на товарный знак получить можно. При этом названия географического объекта должны быть указаны в заявке как неохраняемые.

Товарный знак №761598 (этикетка) для минеральной воды «Карачинская». Правообладателю принадлежит НМПТ №28 «МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА «КАРАЧИНСКАЯ». Все слова, буквы и цифры товарного знака – неохраняемые.

Доминирующее положение

К неохраняемым элементам товарного знака также предъявляется другое требование – они не должны занимать доминирующее (преобладающее) положение в обозначении. Доминирование определяется не только по площади, которую занимает данный объект, или по его геометрическим размерам, учитываются и другие критерии:

    главный фактор – общее зрительное восприятие товарного знака; цветовое исполнение; оригинальность шрифта и дизайнерского решения для неохраняемого элемента; расположение в общей композиции (по центру или на периферии).

Другими словами, если неохраняемая деталь слишком сильно выделяется на фоне остальных, то она является доминирующей и такое обозначение не может быть зарегистрировано.

Примеры отказов по товарным знакам приведены в таблице ниже.

Общеупотребимые слова

Общеупотребимые слова для данной отрасли или вида товаров, а также сокращения организационно-правовых форм предприятий.

Исключения: Если эти термины используются для товаров/услуг из других сфер деятельности и имеют фантазийный характер, то правовая охрана может быть предоставлена.

Товарный знак № заявки Причина отказа
2019719916 Регистрация испрашивается для медицинских средств, предназначенных для лечения кожи. Элемент «DERM» прямо указывает на предназначение товара («дерма» – кожа) и занимает доминирующее положение

2019719945 В обозначении присутствует указание на место производства – село Красный ключ респ. Башкортостан. Географическое название занимает доминирующее положение в товарном знаке, ему не может быть предоставлена правовая охрана

2018723302 В заявке указаны товары 4 класса МКТУ (топливо и газы). Данный товарный знак не обладает различительной способностью и прямо указывает на характеристики товара. Словосочетание является доминирующим, так как других элементов в нем нет.

Особенности заполнения заявки

Второй лист заявки на регистрацию товарного знака

Необходимо учитывать, что заявитель сам должен указать в документах, что некоторые из элементов обозначения не подлежат правовой охране. Их необходимо перечислить на втором листе заявки в поле под кодом (526).

Если в заявке отсутствуют такие сведения, то экспертиза «Роспатента» рассматривает возможность предоставления правовой охраны для всех элементов товарного знака. Если выявится, что они не соответствуют условиям охраноспособности, то эксперт готовит заключение об отказе в регистрации. Те государственные пошлины, которые заявитель уплатил за рассмотрение заявки, ему не возвращаются.

Предварительная проверка товарного знака

Перед подачей заявки в «Роспатент» целесообразно проводить полную проверку обозначения не только для того, чтобы найти похожие зарегистрированные бренды, но и для того, чтобы определить другие причины для отказа в регистрации. Одной из таких причин является наличие неохраняемых элементов, которые не указаны должным образом в заявке.

Качественная оценка охраноспособности товарного знака требует экспертных знаний и практического опыта. Во многих случаях можно доработать обозначение так, что оно успешно пройдет экспертизу, и вы сможете получить свидетельство. При этом вы не потеряете 15 тысяч рублей (как минимум) на государственных пошлинах. Например, в рассмотренном выше товарном знаке «МИРАКСИДЕРМ» элемент «ДЕРМ» можно было бы вынести в качестве отдельной детали и указать неохраняемым, выполнить надпись в более оригинальном шрифтовом исполнении.

Заказывая регистрацию товарного знака «под ключ» в нашей юридической компании «IPbrand», вы получаете гарантию на успешное прохождение экспертизы «Роспатента». Вы можете также заказать только проверку своего обозначения по базам патентного ведомства и аналитическую оценку возможности его регистрации. Наши опытные патентные поверенные работают по тем же методикам, что и эксперты «Роспатента». В отчете о проверке вы получите рекомендации по усилению охраноспособности вашего бренда.

Узнать подробнее о проверке товарного знака, проверить онлайн.

Источник

Читайте также:  Что значит угореть от алкоголя
Оцените статью