Необорудованный пляж что значит

РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ

РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ

Требования к пляжам — 3.Актуальные темы

Требования к пляжам

Требования к пляжам

В соответствии со ст.18 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в рекреационных целях (далее — водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Санитарно-эпидемиологическое заключение выдается на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных организациями, аккредитованными в установленном порядке.

Оборудование, благоустройство и содержание мест массового отдыха и купания населения (пляжи) проводится в соответствии с требованиями, введенных с 1 марта 2021 г. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3, санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (раздел II).

  1. На территориях пляжей должны быть установлены кабины для переодевания (далее — раздевалки), общественные туалеты, душевые, урны.
  2. Общественные туалеты и душевые на пляже должны размещаться на расстоянии не менее 50 метров и не более 200 метров от уреза воды. Расстояние между туалетами, душевыми должно составлять не более 100 метров. При отсутствии централизованной системы водоотведения должны быть установлены мобильные туалетные кабины.
  3. Почва на пляжах должна соответствовать гигиеническим нормативам к составу и свойствам почв населенных мест.
  4. Уборка территории пляжа, уборка и дезинфекция общественных туалетов, душевых, раздевалок в период эксплуатации пляжей должна проводиться 1 раз в день.
  5. Урны на пляже должны размещаться на расстоянии не менее 10 метров от уреза воды. Расстояние между установленными урнами не должно превышать 40 метров. Урны должны быть установлены из расчета не менее одной урны на 1600 квадратных метров территории пляжа.
  6. Накопление ТКО на пляже должно осуществляться в контейнерах на контейнерных площадках, расположенных в хозяйственной зоне и оборудованных в соответствии с требованиями Санитарных правил. На каждые 4000 квадратных метров площади пляжа должен устанавливаться 1 контейнер. Расстояние от контейнерной площадки до уреза воды должно составлять не менее 50 метров.
  7. Должны проводиться дератизационные и дезинсекционные мероприятия в соответствии с требованиями Санитарных правил и санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Читайте также:  Что значит без капса

В соответствии с требованиями раздела V СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водопользование, обязаны проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды поверхностных водных объектов (п.98). Место, периодичность отбора проб воды поверхностного водного объекта при осуществлении производственного контроля водопользователями устанавливаются в зависимости от функционального назначения контролируемой зоны: на водных объектах в местах массового отдыха населения и рекреационных зонах в период использования водного объекта для купания — по микробиологическим показателям — один раз в 10 календарных дней; по органолептическим, санитарно-химическим и паразитологическим показателям — один раз в месяц (п.103). При выявлении несоответствия качества воды гигиеническим нормативам хозяйствующие субъекты, осуществляющие водопользование, должны разработать и провести санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (п.104).

Нормативы качества и безопасности воды, почвы регламентированы в разделе III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2, и введенных в действие с 1 марта 2021 г.

В случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения владельцы пляжей должны принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования водных объектов (в том числе наличием предупредительных аншлагов о запрете купания).

Источник

РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ

РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ

Требования к пляжам — 3.Актуальные темы

Требования к пляжам

Требования к пляжам

В преддверии пляжного сезона Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан информирует органы местного самоуправления и балансодержателей организованных мест купания и отдыха о требованиях, предъявляемых к обеспечению безопасности людей на пляжах и в других местах массового отдыха на водных объектах.

Требования определены Правилами охраны жизни людей на водных объектах, а критерии безопасности и безвредности водных объектов устанавливаются действующим санитарным законодательством. Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ (статья 18) определено, что водные объекты, используемые в целях купания, занятий спортом, отдыха, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Разрешениена использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Критерии безопасности и безвредности для человека водных объектов устанавливаются СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Гигиенические требования к местам организованного массового отдыха населения у водных объектов определены СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и ГОСТ 17.1.5.02-80 «Охрана природы, Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов», СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы».

Согласно требованиям вышеуказанных нормативных документов, к зонам рекреации предъявляются следующие требования:

— соответствие качества воды водного объекта и санитарного состояния территории гигиеническим требованиям;

— наличие или возможность устройства удобных и безопасных подходов к воде;

— наличие подъездных путей в зону рекреации;

— безопасный рельеф дна (отсутствие ям, зарослей водных растений, острых камней и пр.);

— благоприятный гидравлический режим (отсутствие водоворотов, течений более 0,5 м/с, резких колебаний уровня воды);

— отсутствие возможности неблагоприятных и опасных процессов (оползней, обвалов, селей, лавин);

— удаление от портов и портовых сооружений, шлюзов, гидроэлектростанций, от мест сброса сточных вод, стойбищ и водопоя скота, а также других источников загрязнения.

— размещение за пределами санитарно-защитных зон промышленных предприятий и с наветренной стороны по отношению к источникам загрязнения окружающей среды и источникам шума.

— выделение территории пляжа на функциональные зоны:

а) зона купания, граница зоны купания должна быть обозначена опознавательными знаками; в детском секторе должна иметь дно с пологим уклоном, с преобладающей глубиной 40-50 см, но не более 70 см;

б) зона отдыха (аэрарий, солярий, теневые навесы). Затенение отдельных участков пляжа должно обеспечиваться теневыми навесами, зонтами, тентами;

в) зона обслуживания(гардеробные, здания проката, буфеты, киоски и др.);

г) спортивная зона(площадки для настольного тенниса, волейбола, бадминтона, вышки для прыжков в воду, лодочная станция и т. п.);

д) зона озеленения;

е) детский сектор, для детей до 8-летнего возраста с игровыми сооружениями (песочницы, качели и пр.).

Должны быть предусмотрены помещение медицинского пункта, спасательной станции с наблюдательной вышкой, кабины для переодевания, душевые установки, питьевые фонтанчики, туалеты с водонепроницаемым выгребом (из расчета одно место на 75 посетителей) и урны. Контейнеры (не более 5) для мусора должны располагаться на бетонированных площадках с удобными подъездными путями. Вывоз мусора следует осуществлять ежедневно ( до 8 часов утра).

Урны необходимо располагать на расстоянии 3-5 м от полосы зеленых насаждений и не менее 10 м от уреза воды; должны быть расставлены из расчета не менее одной урны на 1600 м2 территории пляжа; расстояние между установленными урнами не должно превышать 40 м.

Расстояние от общественных туалетов до места купания должно быть не менее 50 м и не более 200 м.

На территории пляжа должны быть установлены фонтанчики с подводом питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Расстояние между фонтанчиками не должно превышать 200 м. Отвод использованных вод допускается в проточные водоемы на расстоянии не менее 100 м ниже по течению реки от границы пляжа. Запрещается отвод воды из питьевых фонтанчиков в места, не предназначенные для этой цели. В душевые установки должна подаваться питьевая вода.

Вблизи зоны рекреации должно быть предусмотрено устройство открытых автостоянок личного и общественного транспорта. Открытые автостоянки вместимостью до 30 автомашин должны быть удалены от границ зоны рекреации на расстоянии не менее 50 м, вместимостью до 100 автомашин — не менее 100 м, вместимостью свыше 100 автомашин — не менее 200 м. Санитарно-защитные разрывы от зоны рекреации до открытых автостоянок должны быть озеленены.

Технический персонал пляжа после его закрытия должен производить основную уборку берега, раздевалок, туалетов, зеленой зоны, мойку тары и дезинфекцию туалетов. Днем следует производить патрульную уборку. Открытые и закрытые раздевалки, павильоны для раздевания, гардеробы следует мыть ежедневно с применением дезинфицирующих средств.

Ежегодно на пляж необходимо подсыпать чистый песок или гальку. При наличии специальных механизмов на песчаных пляжах не реже одного раза в неделю следует производить механизированное рыхление поверхностного слоя песка с удалением собранных отходов. После рыхления песок необходимо выравнивать.

Водные объекты и их берега, используемые для рекреации, должны быть защищены от систематического и случайного загрязнения:

— в границах зон рекреации и в непроточных водоемах площадью до 10 км2, используемых для рекреационных целей, не допускаются сброс сточных вод и разведение водоплавающей птицы;

— запрещается стирать белье и купать животных.

— не должны допускаться транспортные средства (лодки, катера, суда), за исключением средств спасательной службы.

Необходимо заключать договора на вывоз твердых и жидких отходов, проведение дератизационных и дезинсекционных мероприятий, обслуживание биотуалетов и душевых кабин, проведение работ по очистке дна водоема, проведение уборки территории, осуществление производственного лабораторного контроля воды водоемов и песка.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся водопользователями перед каждым купальным сезоном должны получить разрешение на использование водного объекта (санитарно-эпидемиологическое заключение) и проводить производственный лабораторный контроль за качеством воды водоемов в местах рекреационного водопользования до открытия купального сезона и в течение всего купального сезона.

Отбор и лабораторные исследования проб воды водоемов в водоемах организованного купания необходимо проводить кратностью 2-х кратно перед началом купального сезона на микробиологические, санитарно-химические, паразитологические, вирусологические, радиологические показатели; в период купального сезона — 4-х кратно (еженедельно) на микробиологические, 2 раза в месяц на санитарно-химические, 1 раз в месяц на паразитологические показатели.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» содержание химических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона в почве рекреационных зон не должны превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами и гигиеническими нормативами.

В случае если водные объекты представляют опасность для здоровья населения принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов (в том числе наличием предупредительных аншлагов о запрете купания).

Источник

О праве доступа на пляж: что делать, если не пускают?

Президент отделения Верховенства права и развития International Informatization Academy, к. ю. н.

специально для ГАРАНТ.РУ

Приехать в отпуск на морской курорт и увидеть, что большинство пляжей обнесено заборами, а проход на них закрыт. Попасть на них можно только по пропускам «для своих». Согласитесь, весьма неприятная ситуация! Тем не менее для многих российских курортных городов, увы, она стала действительностью.

Каждый санаторий или пансионат, имеющий собственный пляж, старается ограничить на него доступ. Причин тому может быть множество: от проявления заботы за безопасность отдыхающих, так и банальным нежеланием нести дополнительные расходы на поддержание пляжа в надлежащем состоянии.

Причем запрет обычно касается как туристов, так и местных жителей. Соответственно, даже обладатели роскошных апартаментов с видом на море, могут через некоторое время с удивлением узнать, что на море они могут только смотреть из окна или с балкона, а чтобы искупаться им нужно идти несколько километров до городского пляжа.

Но есть ли у подобных ограничений юридические обоснования? Анализ правоприменительной практики показывает, что введение подобных запретов во многих случаях является прямым нарушением действующего законодательства и может рассматриваться в качестве классического примера самоуправства. Грозный вид охранников пляжа порой оказывается уж слишком убедительным и тратить свое драгоценное отпускное время на препирательства с ними, и уж тем более, на написание жалобы многие отдыхающие попросту не хотят.

Тем не менее если на отдыхе вы столкнулись с подобной ситуацией, возможно, вам пригодятся ссылки на нормативные акты и рекомендации, изложенные в настоящей колонке.

Так, прежде всего, следует помнить про существование ст. 6 Водного кодекса, согласно которой, по общему правилу, любые поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к таким водным объектам и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Для общего пользования также отводится береговая полоса земли вдоль береговой линии (границ водного объекта) шириной 20 м (ч. 6, ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ). Для каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, размер находящейся в общем пользовании береговой полосы составляет 5 м.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Исключение из общего правила составляют лишь случаи установления режима обособленного водопользования, когда на основании ч. 2 ст. 38 Водного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности водные объекты или их части были предоставлены для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

Черное море признается водным объектом общего пользования (общедоступным водным объектом). Следовательно, и береговая полоса Черного моря предназначена для общего пользования (постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2016 г. № 21АП-1204/2016 по делу № А83-4336/2015).

Каких-либо особых правил или исключений в отношении береговой полосы территорий поселений Водный кодекс РФ также не содержит (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2012 г. по делу № А23-5258/2011). Круг лиц, имеющих право доступа к береговой полосе водного объекта, не ограничивается только жителями соответствующего населенного пункта (апелляционное определение Ярославского областного суда от 5 апреля 2012 г. по делу № 33-1694/2012).

Существующий порядок распространяется и на территории объектов исторического и культурного наследия (решение Санкт-Петербургского городского суда от 11 августа 2016 г. №7-1334/2016 по делу №12-250/2016).

Таким образом, в данном случае, понятие «свободный доступ» подразумевает не только возможность прохода к берегу, но и возможность граждан использовать всю береговую линию безвозмездно и без ограничений (решение Краснодарского краевого суда от 1 декабря 2015 г. по делу № 12-4052/2015). В силу требований ст. 6 Водного кодекса РФ беспрепятственный доступ должен быть обеспечен ко всему водному объекту общего пользования и его береговой полосе. По этой причине, при рассмотрении споров не имеют принципиального значения аргументы сторон о возможности доступа лиц к водному объекту за пределами конкретного земельного участка (определение Приморского краевого суда от 19 декабря 2011 г. по делу № 33-12166, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2012 г. по делу № А70-8868/2011).

Обязанность владельца прибрежного земельного участка соблюдать санитарно-эпидемиологическое законодательство также не исключает обязанности обеспечить беспрепятственный доступ граждан к водному объекту для купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2012 г. по делу № А70-8868/2011). Само по себе наличие требований санитарно-эпидемиологических норм (в том числе СанПин 4060-85 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации») о необходимости ограждения территории оздоровительных лагерей и санаториев заборами со стороны суши, не свидетельствует о том, что ограждение таких зон не может быть установлено так, чтобы не препятствовать доступу к водному объекту общего пользования других лиц. Руководство таких организаций не лишены возможности обеспечить безопасное пребывание отдыхающих, в том числе и детей иными способами, предусмотренными законом, без нарушения действующего законодательства.

Сама по себе обязанность по обеспечению безопасности людей в пределах участка водопользования не порождает право на установку ограждения, создающего препятствие для свободного прохода к водному объекту общего пользования и ограничения, создающего препятствие для свободного прохода к водному объекту общего пользования и ограничение прав граждан, предусмотренных ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 марта 2017 г. № 12АП-1544/2017 по делу № А57-26287/2016).

Установление ограничений или дополнительных условий для доступа граждан к водным объектам общего пользования является недопустимым (решение Севастопольского городского суда от 31 октября 2016 г. по делу № 21-328/2016). Согласно решению Севастопольского городского суда от 31 октября 2016 г. по делу № 21-328/2016 при наличии ограждений земельного участка, наличие калиток (дверей) в нем, не свидетельствует, безусловно, о свободном доступе граждан в зону береговой полосы в спорном месте.

Вместе с тем, даже на водных объектах общего пользования купаться можно только в строго отведенных и оборудованных надлежащим образом местах. Установление территории, на которой разрешено купаться и определение мест, где купание запрещено, ограничено или приостановлено определяется решением региональных органов власти и местного самоуправления (определение ВС РФ от 16 декабря 2015 г. по делу № 117-АПГ15-6).

На основании ч. 5 ст. 6 Водного кодекса РФ информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через СМИ и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Таким образом, конкретные запреты и ограничения в отношении использования водных объектов общего пользования (в том числе и запрет на купание) могут быть введены только органами власти или местного самоуправления, но никак не в «частном порядке». Причем при установлении подобного запрета, он будет распространяться на всех лиц, без исключения. Его выборочное применение к конкретным лицам недопустимо.

Основание потребовать, в том числе через органы прокуратуры и в судебном порядке, права доступа на береговую полосу есть у каждого и в том случае, если ограждение береговой полосы имеется за ее границей (далее 20 м от «воды») и тянется на значительное расстояние.

В связи с вышеизложенным собственникам и арендаторам прибрежных участков можно порекомендовать предусмотреть такую схему ограждения на своем земельном участке, которая не препятствовала бы доступу граждан (в том числе, инвалидов колясочников и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) к береговой полосе водного объекта. К примеру, ограждение может быть установлено за 2-3 м до края находящегося в их собственности прибрежного участка и не выходить на береговую полосу. При этом в образовавшемся проходе вполне могут быть установлены механические приспособления, ограничивающие свободный въезд на береговую полосу транспортных средств.

Если же такая схема заграждений конструктивно невозможна или заграждения уже установлены и их модернизация или снос требуют несоразмерных затрат и неудобств, то владельцу земельного участка следует организовать возможность беспрепятственного прохода к береговой полосе через огороженную часть находящегося в его владении участка. Причем исходя из отсутствия в тексте ст. 6 Водного кодекса РФ подобных ограничений, такой доступ к водным объектам общего пользования и их береговой полосе должен быть обеспечен в любое время суток, в том числе и в ночное время, а также в период действия ограничений или запрета водопользования.

На основании ст. 8.12.1 КоАП, несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 200 тыс. до 300 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Описанное данной статьей правонарушение влечет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации прав граждан на свободный неограниченный доступ к береговой полосе и водным объектам общего пользования с установленным в отношении них режимом общего пользования и про этой причине совершение подобных деяний не может быть определено как малозначительное.

Привлечение к ответственности по данной статье допустимо вне зависимости от наличия или отсутствия данных о потерпевших, их количестве, размера причиненного им ущерба, а также наличия жалоб лиц, считающих, что их право свободного доступа к водному объекту общего пользования и его береговой полосе было нарушено.

В качестве субъекта административной ответственности, предусматриваемой комментируемой статьей, могут выступать юридические и физические лица, в том числе, ИП, а также должностные лица. При этом должностным лицом, которое может быть привлечено к ответственности по рассматриваемой статье может быть признано лицо, непосредственно допустившее установленное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. К примеру, это может быть не только руководитель организации, но и лицо, занимающее должность инженера по охране окружающей среды, который должным образом не предпринял достаточных мер по исполнению требований федерального природоохранного законодательства (решение Краснодарского краевого суда от 1 декабря 2015 г. по делу № 12-4052/2015). Возложение соответствующих должностных обязанностей на конкретного сотрудника организации само по себе не исключает возможности признания виновным в совершении административного правонарушения руководителя организации.

Источник

Оцените статью