- Морис Дрюон. Негоже лилиям прясть (Проклятые короли-4)
- Что означает выражение «Негоже лилиям прясть»?
- Негоже лилиям прясть. как не лезть туда, куда нас не просят
- Негоже лилиям прясть.
- Как вы думаете, о чём она нам говорит?
- Поэтому на примере жизни лилии, расскажу о том, как следует жить нам, чтобы жизнь доставляла радость и удовольствие.
- В жизни лилии всё просто!
- Что же происходит в жизни человека?
- Мы уже и есть — эта энергия счастья!
- В итоге, вместо того чтобы проявляться во всей своей красе, мы начинаем «прясть» то, что чаще всего не соответствует изначальному замыслу.
- При этом мы не живём своей жизнью.
- При этом не вмешиваться в чужую жизнь.
- Негоже лилиям прясть что это значит
Морис Дрюон. Негоже лилиям прясть (Проклятые короли-4)
Кадр из фильма «Проклятые короли»
Лилии, как впрочем и все остальные цветы, не прядут. «Негоже лилиям прясть» — не для всех понятен смысл этой фразы, брошенной во Франции в начале XIV века. Лилия — цветок из герба Франции, то есть ее королей династии Капетингов. Прядут, конечно, не цветы, а женщины. «Негоже лилиям прясть» — то есть престол Франции не может занимать женщина. Да, вот так вот шовинистически и не совсем толерантно. Во многих других странах женщины восходили на престол, в истории Франции никогда. Они могли регентствовать, как мать Людовика Святого. Они могли фактически править за своих сыновей, как Екатерина Медичи. Но на формально взойти престол — никогда. Ибо лилии не прядут.
Четвертый роман серии «Проклятые короли» как раз и рассказывает о тех коллизиях, при которых было брошено такое выражение. Как мы помним, третья часть кончилась смертью короля Людовика X, после которого остались дочь и беременная королева. Пока сохранялась интрига пола младенца, вопрос о престолонаследии остро не вставал. Но потом…
Впрочем, поначалу борьба пошла за регентство. О да, этот сюжет Морис Дрюон раскручивает по полной. Уж больно много желающих поуправлять Францией за ребенка — какого бы пола он ни был. И тут обретает плоть и кровь второй сын Филиппа Красивого — тоже Филипп. До сих пор автор прятал его за остальными персонажами, но с лета 1316 года он становится главным игроком на политической сцене.
Папа Иоанн XXII
Ум и настойчивость Филиппа-младшего проявляются впервые в очень красивой истории. Много что я могу подзабыть из романов Дрюона, но только не избрание папы Иоанна XXII. Блестяще разыгранная партия. Так оно было или нет — не знаю, но в изложении французского классика она превращается просто в песню. Отдать шапку под давлением мирских властей самому слабому и старому из всех в надежде на его скорую смерть, а потом терпеть этого хитреца на папском престоле целых 18 лет — бессовестно долго для того, кто уже умирал на конклаве.
Дальше начинается просто караул. Представляю, что мог бы из этого сюжета выжать Александр Дюма, наделенный буйной фантазией. Но и Дрюон оказывается не дешевле. Причем он как раз придерживается исторической канвы, в отличие от своего коллеги из XIX века. Что известно из истории? Через несколько месяцев после смерти Людовика X у его вдовы рождается сын. Казалось бы — вот он, выход из династического кризиса, король Иоанн I. Но мальчик умирает через несколько дней.
Вокруг этого события Дрюон и наворачивает основную интригу, задействовав припрятанных вымышленных героев — итальянца Гуччо и его жену Марию Крессэ. Ну, то, что это целиком и полностью фантазия автора — понятно. Важно другое. Фантазия ни в чем не противоречит историческим фактам, зато делает историю куда более интересной. Так-то, через увлекательный вымысел, и запоминаются реальные факты.
Король Иоанн I Посмертный. Надгробие в базилике Сен-Дени
И вот тут происходит то, что должно вывести из себя и из одежды всех обиженных природой страшилок из движения Femen — женщины навсегда оттираются от престола Франции. Из-под дочери короля Людовика стул вышибает ее дядя, новый король Филипп V. Однако мы должны признать, что это как раз тот человек, который мог бы взять страну в руки. Проживи он достаточно долго и не бывать Столетней войне в том виде, как она разразилась. В неизбежность же конфликта между Англией и Францией я продолжаю верить свято.
Здесь как раз место порассуждать о роли личности в истории. Роль эта в общем велика, но не абсолютна. Сильные личности могут до какого-то предела влиять на процессы в обществе, направлять течению куда надо или до поры до времени задерживать его. Но рано или поздно плотину прорвет, так как история имеет высокую степень инерции. Каким бы сильным ни был тот или иной человек, но остановить лавину он не может. Не согласны? Поспорьте.
А мы закругляемся в разговорах о четвертой части «Проклятых королей». Оставим Филиппа V, перешагнувшего на пути к престолу через несколько трупов. Оставим его в покое. Недолго радоваться парню. Заглянем в пятую часть серии.
Помазание короля Филиппа V
«Через неделю коннетабль снова отбыл в Артуа.
Как и следовало ожидать, Робер отказался повиноваться регенту и продолжал бесчинствовать вместе со своей вооруженной ордой. Но в октябре счастье изменило ему. Если Робер был великолепным воином, он был скверным стратегом: свои набеги совершал без системы и плана: сегодня бросал людей на север, завтра – на юг, словом, куда ему подсказывало вдохновение. Первый рейтар среди рейтаров, первый кондотьер среди кондотьеров, он был скорее создан для подчиненной роли, как военная сила, направляемая свыше, чем для роли командира, что и доказал пятнадцать лет спустя, когда сражался на стороне Англии против Франции. В графстве Артуа, которое он считал своей родной вотчиной, Робер распоясался, как на вражеской территории, и вел опасную, дикую, лихорадочную жизнь, что вполне отвечало его вкусам. Он наслаждался тем, что при его приближении все трепещет, но не замечал, что сеет вокруг себя ненависть. Слишком много повешенных на первом попавшемся суку, слишком много обезглавленных и зарытых живьем в землю под радостное ржанье его приспешников, слишком много испорченных девушек, на чьей нежной коже сохранились царапины от медных кольчуг, слишком много пожаров отмечало его победоносный путь. Матери, желая утихомирить расхныкавшееся дитя, грозили позвать его светлость Робера; но как только он появлялся поблизости, они хватали своих ребятишек и бежали прятаться в соседний лес.
Городские ворота забаррикадировали; ремесленники, наученные примером фландрских коммун, точили втихомолку ножи, а старшины поддерживали связь с эмиссарами Гоше. Робер любил бой в открытом поле и презирал осадную войну. Жители Сент-Омера или Кале запирали ворота перед его носом, а он пожимал плечами и грозился:
– Вот вернусь, и все вы у меня передохнете!
Источник
Что означает выражение «Негоже лилиям прясть»?
Многие из нас читали в свое время серию «Проклятые короли» Мориса Дрюона. Но не все, мне кажется, задумывались о том, что же означает выражение «Негоже лилиям прясть», ставшее названием одного из томов серии.
Выражение «Негоже лилиям прясть» — является недословной цитатой из Евангелия.
В Евангелии от Матфея: «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут…»
В Евангелии от Луки: «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них».
«Негоже лилиям прясть» — стало своего рода «словесной иллюстрацией» салического закона, которому следовали во многих государствах Средневековой Европы. В том числе и во Франции.
Французские пэры, как утверждают, произнесли эту фразу, когда в начале XIV века во Франции решался вопрос о престолонаследии. И означала она: женщинам не место на престоле. Тогда умер последний из трех сыновей короля Филиппа IV Красивого. И ни один из них не оставив наследника мужского пола. На престол стала претендовать внучка Филиппа Красивого, дочь старшего его сына, короля Франции, Людовика X – Жанна.
Поговаривают, что во Франции сомневались в том, что Жанна действительно является дочерью Людовика X. И тогда на Ассамблее пэров был принят салический закон, запрещающий женщинам и их сыновьям наследовать корону Франции. В подобных случаях корона передавалась младшим братьям короля или его племянникам (сыновьям этих самых братьев).
Про лилии говорили: «лилии не прядут», указывая тем, что на французском престоле не может быть женщина, а выражение «etre assis sur des lys» обозначало занимать высокую должность, так как лилиями были украшены не только все стены судилищ, но даже и все сиденья стульев.
я посмотрел все эти города, которые нашел и они в основном находятся либо в Канаде, США, но большинство «Сент» содержат французские слова и английские. В переводе это означает «Святой», интересно, что не смотря на то, что языки разные, во всех этих языках есть это слово и оно одинаково переводится
В 1646 году в свои 14 лет Жан Батист Люлли был порекомендован и получил, казалось бы, отличное рабочее место поваренком при дворе младшей сестры короля. Непыльная работенка во Франции той эпохи. Однако карьера поваренка не задалась по причине отсутствия врожденных к профессии способностей. Неизвестно, чем кончилось бы дело, но тут у Жана Батиста обнаружился талант к музыке. Он пошел широкими шагами по карьерной лестнице, став сначала руководителем домашнего оркестра принцессы, а потом руководителем придворных музыкантов Его величества Людовика XIV (того самого, который «Король-Солнце»). Можно сказать, карьера несостоявшегося поваренка пошла в гору, он встречается с Мольером и пишет музыку к его произведениям, его начинают величать не иначе как «маэстро», Люлли становится первым музыкантом Франции.
Стоит еще добавить, что Жан Батист возглавил оперный театр в Париже и вошел в историю, как основоположник французской классической оперы. А ведь у человека всего лишь не было способностей к кулинарии.
Источник
Негоже лилиям прясть. как не лезть туда, куда нас не просят
Негоже лилиям прясть.
Не стану утверждать, что каждый слышал это выражение, но то, что многие из живущих на земле, за это я могу поручиться.
Сейчас хочу поговорить о том, что возможно мы и слышали эту фразу, но правильно ли понимаем её смысл?
Как вы думаете, о чём она нам говорит?
На мой взгляд: в этой фразе заключена потрясающая мудрость жизни, о которой я очень часто пишу на своём канале.
Каждый должен заниматься своей жизнью, а не лезть туда, куда его не просят. Но именно этим мы в большинстве своём увлечены, беззастенчиво ломая свои и чужие жизни.
Поэтому на примере жизни лилии, расскажу о том, как следует жить нам, чтобы жизнь доставляла радость и удовольствие.
В жизни лилии всё просто!
- Чтобы лилия была прекрасной, ей ничего для этого не нужно делать, кроме того, как довериться жизни и цвести, исполняя то что ей предназначено.
- Ей не требуется копать и рыхлить землю, поливать и полоть от сорняков клумбу, не нужно бороться с другими цветами за место под солнцем.
- Так же нет нужды доказывать своё право на жизнь, находясь в том обличье, какое ей даровано от рождения.
Всё остальное складывается само собой. Нужно только благодарно принимать.
Что же происходит в жизни человека?
Человек с момента рождения находится в состоянии принятия себя полностью и безоговорочно.
Он буквально живёт, как прекрасная лилия в саду.
Всё, что необходимо для жизни, проявляется и создаётся вокруг человека в нужное время и в необходимом количестве.
Но годам к пяти-шести, общество, в лице родителей, воспитателей и ближнего окружения, вбивают в сознание ребёнка то, что и как (по их мнению) нужно сделать в этой жизни для того, чтобы якобы стать успешным и счастливым.
В итоге, принимая шаблон от старшего поколения, каждый стремится найти счастье во внешних проявлениях жизни, напрочь забывая о том, что счастье находится изначально в нас.
Мы уже и есть — эта энергия счастья!
Но мы её самостоятельно завешиваем житейской мишурой, пытаясь изменить то, что нам даровано как данность.
С самого раннего детства нас приучают не жить, наслаждаясь и развивая свои способности и таланты, а соответствовать ожиданиям общества.
В итоге, вместо того чтобы проявляться во всей своей красе, мы начинаем «прясть» то, что чаще всего не соответствует изначальному замыслу.
- Мы пытаемся соответствовать ожиданиям родителей.
- Потом угождаем своим вторым половинкам.
- Стараемся что-то доказать своим бывшим, друзьям и соседям.
- «Утираем» нос врагам, завистникам и обидчикам.
При этом мы не живём своей жизнью.
- Мы получаем образование в угоду родителям.
- Создаём семьи, потому что так положено в обществе.
- Проводим на работе большую часть времени, потому что нужно содержать созданное нами творение.
Всё это происходит, как во сне, мы даже не замечаем, что порой повторяем шаблоны своих родителей один в один .
Ещё хуже расклад получается тогда, когда мы пытаемся влезть в чужую жизнь, стараясь из жизнестойкого одуванчика сделать нечто более совершенное, чем уже есть на самом деле.
Наши дети, братья и сёстры, порой отдуваются за то, чего мы сами не смогли добиться в своей жизни.
Любой человек уже совершенство, и если ему не мешать своими советами, поддержкой и указаниями, он может свернуть горы и повернуть реки вспять.
- Но как правило, рядом всё время находится тот, кто постоянно диктует, что и как нужно делать!
- Выйти из этого морока не хватает сил и энергии. Ведь мужа, родителей и родственников более старшего возраста, принято уважать.
То, что жизнь постоянно меняется, и то, чем жили наши родители, уже безнадёжно устарело, это никем не берётся во внимание .
Нашей задачей по жизни является то, что мы должны понять, кем мы являемся, что нам интересно и заниматься этим, оттачивая своё мастерство.
При этом не вмешиваться в чужую жизнь.
Каждый должен сам определиться в своих желаниях и приоритетах, тогда он сделает всё возможное (и невозможное тоже) для того, чтобы процветать в лично выбранном направлении.
Иногда нам кажется, что мы ясно видим, как должны жить другие, это говорит лишь о том, что примерно в этой области именно в нашей жизни намечается или уже есть провал, который требует внимания.
Разруха происходит в нашей жизни, а не у того, у кого мы разглядели соринку в глазу.
Мы должны внимательно посмотреть по сторонам и сделать всё возможное чтобы её остановить .
Источник
Негоже лилиям прясть что это значит
Как вы понимаете выражение «Негоже лилиям прясть». Согласны ли вы с ним? выражение лилия
вспомнился сразу эпизод из фильма «Особенности национальной охоты» где перевозили корову в самолете «жить захочешь — не так раскорячишься» , да и эти самые «лилии» в изгнании не только пряли. Поэтому жить захочешь — не только прясть научишься, но и многому другому. Хотя я думаю, что это сродни вандализму
Смысл выражения — королевский трон не должно занимать женщинам.
если женщина по праву рождения королева, то её надо учить так чтобы она достойно заняла свое место, а не пряла
«Королевам противопоказан физический труд». Но я с этим не согласна, потому что мелкая моторика (то же прядение) улучшает мозговое кровообращение, а, значит и улучшает КАЧЕСТВО ума, которое для королев не является «лишним»))))
Спасибо за информацию.
๑۩۩๑ Прекрасные королевы Франции ๑۩۩๑ | ๑۩۩๑ Великая Франция ๑۩۩๑ |.
Многие французские королевы были фактическими управителями государства, регентшами (например, Изабелла Баварская, Анна Австрийская, Бланка Кастильская.
Фактическими, но не законными. Регент — это заместитель малолетнего короля.
Да. Я не знала, что был СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЗАКОН.
А как же! Право престолонаследия во всех странах оформляется законом!
Лилии — знак королей во Франции. А выражение означает — королям не подходит заниматься работой простолюдинов. А еще это название романа из серии «Проклятые короли» Мориса Дрюона. Прочитала всю серию в юности.
Почти так. Но все же более точный смысл — королями не могут быть женщины.
Морисс Дрюонн. Это же о французких королях, лилия их геральдический символ. вообще руки до них так и не дошли в детстве, а сейчас некогда. Возможно ,не царское это дело,, а может быть имеются ввиду интриги?
Речь идет о принципе не возводить женщину на королевский трон.
Ааа, тоже логично, как я не дотумкала..но это читать нужно. Не верили тогда в женскую чуйку)
Да не в чуйке дело, просто в те времена мужчины считали для себя позорным подчиняться женщине.
Ооо,да, тогда настоящие мужики были. Впрочем, настоящие и сейчас не изменились
Источник