Недоросль что значит название

Смысл названия комедии Фонвизина Недоросль

Название произведения имеет символическое значение, при помощи которого писатель раскрывает основной смысл комедии, состоящий в проблемах образования, воспитания и просвещения молодого поколения того периода времени.

Под словесным значением данного выражения в XVIII веке понимаются молодые люди, не имеющие надлежащего образования либо только получающие его, то есть не достигшие уставленного образовательного уровня.

Ключевым персонажем в произведении, на примере которого писатель раскрывает насущную проблему, является недоросль Митрофанушка Простаков, отличающийся, несмотря на попытки родителей дать ребенку минимальное образование, стойким нежеланием постигать знания.

Герой характеризуется автором в качестве молодого человека, с детства привыкшего получать все желаемое от любящей матушки, ограждающей его от любых невзгод, считающего науку бесполезным, скучным и нудным занятием, предпочитающего получать знания о правилах поведения в светском обществе от необразованного кучера Вральмана.

Митрофан изображается в комедии как собирательный образ молодого дворянского поколения, которое не стремится получить образование, являясь невеждами и лентяями, ценящими лишь лоснящееся светское существование.

В образе Митрофанушки перед читателями предстает морально и умственно отсталый юноша, кажущийся за счет своей глупости и тупости гораздо младше по возрасту, чем есть на самом деле, демонстрирующийся избалованным, недалеким ребенком, который не ценит ни родительскую заботу и не желает самостоятельно принимать решения либо совершать поступки.

Читайте также:  Если пониженные нейтрофилы что это значит

Писатель акцентирует внимание на наличие у юноши ума и способностей, однако подчеркивает его откровенное нежелание направлять их на собственное развитие и выполнение необходимых обязанностей.

Главной проблемой в создавшейся ситуации автор считает окружающую обстановку, которая оказывает непосредственное влияние на появление в обществе данных представителей молодого поколения, при этом произведение демонстрирует порочность воспитания и образования той эпохи в виде комедийного жанра, высмеивая все их недостатки и отрицательные черты.

Писатель, используя комичность изображения, иллюстрирует необходимость в проведении реформ и преобразований в образовательной системе страны с целью развития для будущего государства достойных членов общества.

Вариант 2

По определению словаря, он дает два смысла слову «недоросль», которое автор использует, как название для своего произведения. Первый смысл передает название молодого дворянина, который еще не достиг возраста совершеннолетия и еще на начавший государственную службу.

Второй смысл передает сообщение о юноше, который не обладает большим умом, не доучившийся.

Название произведения подходит второй смысл, ведь главным героем является Митрофан, который является настоящим портретом недоросля, он полностью погряз в глупости и невежественном отношении к окружающим людям.

Мама с самого детства потакала всем желаниям ребенка, старалась угодить каждому его капризу. Поэтому он привык торговаться не только с прислугой, но и с собственной матерью, он не разговаривал с людьми, автор говорил, что он фактически «лаял» на окружающих. Это позволило ему в полной мере проявить себя. Няню он называет «старой хрычкой» и не ценит ее внимания. Он привык, что все в доме исполняют его желания, стараются потакать ему и исполнять все, что ему говорят.

Он не научился быть самостоятельным человеком, а зачем, если вокруг него множество людей, способных удовлетворить его любые потребности, он не умеет ухаживать за собой, он просто проводит время, наслаждаясь им. Поэтому он привыкает к тому, что его насущные потребности постоянно удовлетворяются. Ему нет нужды учиться самостоятельности.

Главный герой человек достаточно эгоистичный, он старается завоевать доверие окружающих людей, только если они занимают более высокое положение, чем сам герой. Как только меняется положение персонажа, так же и меняется его отношение к нему.

Поэтому спустя время название «Митрофан» становится именем нарицательным. Многие обращаются к другим, с таким обращением, как к людям, которые не готовы бороться за собственное счастье и благополучие. Они полны эгоизма, не готовы бороться за собственное счастье. Таким образом, название «Недоросль» Фонвизина говорит о человеке необразованном, не способном заботиться о себе, обреченном на непонимание. Завершающим аккордом становится то, что молодой человек отрекается от матери, которая остро нуждается в его помощи.

Он думает только о себе, у него нет чувства жалости и желания помочь окружающим, даже родному человеку, который воспитывал его на протяжении долгого времени, потакал всем его капризам. Но она сама виновата в воспитании сына.

Сочинение 3

Комедия «Недоросль», написанная в 1781-82 годах, носит «говорящее» название. В нем отражена основная проблема, которую поднимает автор в произведении – недостатки воспитательной системы, характерные для дворянства 18 века.

До комедии Фонвизина слово «недоросль» не имело негативной окраски. В 1714 году Петром I был издан указ о необходимости поступления дворян на службу, гражданскую или военную. Для этого нужно было получить образование, подтвержденное свидетельством. Молодых дворян, которые еще не прошли обучение, и именовали недорослями.

После выхода комедии в свет само слово приобрело еще и осуждающее значение. Недоросль в произведении – Митрофан, юный дворянин, сын Простаковых. Его нельзя назвать образцовым юношей. Митрофан не желает получать образование, хотя родители все же нанимают для него учителей. Наука кажется юноше не только неинтересной и скучной, но и совершенно бесполезной. Он уверен, что дворянину грамота вовсе не нужна.

В произведении явно прослеживается, что основная проблема Митрофана – в воспитании. Его мать, госпожа Простакова, не имеет образования, но гордится этим, так как держит в своих руках управление всем имением. По мнению Простаковой, грамота в жизни не нужна, главными ценностями являются власть и деньги. В то же время она любит сына и излишне балует его.

Митрофан очень многое перенимает от матери. Он позволяет себе грубо разговаривать со слугами, стремясь показать свою власть, ценит в людях не ум и способности, а исключительно количество денег. Нежелание постигать науку, но в то же время готовность жениться и создать семью выдают в нем незрелость и глупость. Юноша смел на словах, но когда доходит до дела, оказывается несамостоятельным и неспособным на поступки. Даже к собственной матери Митрофан не относится уважительно.

В силу своего воспитания и неграмотности Митрофан кажется гораздо моложе своего настоящего возраста, зачастую выглядит избалованным и глупым ребенком. Он буквально «не дорос» до службы и чинов, до выхода во взрослую жизнь. Митрофана можно назвать недорослем как из-за отсутствия образования, так и в моральном отношении. Он невоспитан, груб, ведет себя заискивающе только с людьми, имеющими власть. Но стоит им этой власти лишиться, как случилось с Простаковой, Митрофан резко отталкивает их от себя. Юноша является недорослем также в гражданском смысле, так как не понимает своих обязанностей перед государством и не дорос до их выполнения.

Таким образом, Митрофан является собирательным образом молодых дворян 18 века, воспитанных в системе устаревших ценностей. Названием комедии автор отмечает важность проблемы воспитания на государственном уровне, ведь именно от таких «митрофанов» зависит будущее страны.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл названия комедии Недоросль

Популярные сегодня темы

Взаимоотношения между взрослыми и детьми остается вечной проблемой, и Тургенев решил попытаться ее раскрыть в произведении «Отцы и дети». Кроме этого она является для автора не только главной

Весна особенно красива, когда все вокруг зацветает и благоухает ароматами первого цветения. Природа многим одарила человечество, и цветами и деревьями.

Английский язык обязательный предмет изучения. Изучение иностранного языка, как правило, начинается в школе. Но в последнее время, родители уже с младшего возраста стараются приобщать детей к знаниям.

Произведение Гоголя Портрет изобилует множеством различных примеров и отсылок к вещам совершенно не связанным с литературой. В нём автор раскрывает нам историю двух художников

Василий Быков был участником Великой Отечественной Войны, поэтому много его работ было посвящено этому историческому событию.

Источник

Смысл названия комедии «Недоросль»

сочинение по литературе 8 класса

Определение понятия недоросль

Традиционно понятие недоросль обозначало молодого дворянина, лет 16-и, не поступившего на государственную службу. После появления пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», это слово стало получило второе значение – глупого юноши, недоучки.

Комедия о недоросли несет в себе не только идею высмеивания недостатков молодого поколения, но и тревогу за будущее родины, за которое будут ответственны именно нынешние недоросли, подрастающие крепостники, погрязшие в глупости и невежестве.

Митрофан как представитель подрастающего поколения

Митрофан вырос эгоистичным и деспотичным ребенком, не несущим ответственности за свое поведение и поступки. С самого детства он научился грубости в обращении с окружающими людьми. Он не разговаривал, а лаял, причем не только на обслугу, но и на родную мать. Он не ценит доброго отношения к себе и заботы няни Еремеевны. По его мнению, все, что она делает для него – само собой разумеющееся.

Он смел и дерзок на словах, но многие смешные ситуации показывают его трусость и несамостоятельность. Корысть и эгоизм – основные качества Митрофана. Он умеет подстраиваться под меняющиеся обстоятельства – в зависимости от положения человека меняется его общение с ним. Мать для него не значит ничего – как только она теряет власть над ситуацией, он легко отказывается от нее.

Причины невежества Митрофана

Сын отрекся от матери в тяжелое для нее время. Для Простаковой это стало настоящим ударом. Такая ситуация в некоторой степени вызывает чувство жалости по отношению к героине. Но в этом только ее вина – Митрофан является результатом ее воспитания.

Именно с матери он брал пример общения с людьми – относиться к ним не как к личностям, а как к предметам. Самостоятельность развиться в нем не могла, так как в любой ситуации на помощь ребенку прибегали Еремеевна и Простакова. Отсюда и неблагодарность, и неумение жить, и нежелание учиться юноши.

Заключение

После появления пьесы «Недоросль» в печати имя Митрофанушка становится нарицательным. Оно обозначает глупость, грубость и человеческую лень. Такие люди будут во все времена, поэтому комедия Фонвизина не теряет актуальности и в наше время.

Источник

Что означало слово «недоросль» до появления комедии Фонвизина?

Удивительную комедию автор написал в 1781 году. Своим произведением Д. И. Фонвизин хотел показать проблему дворянского воспитания детей, которая влияет на жизнь общества в целом.

«Недоросль» без негативного оттенка

В XVIII веке под недорослем понимали молодого дворянина до 15 лет, который ещё не закончил образование и не поступил на государственную службу. Слово не имело отрицательной окраски.

Ироничное название дворянских детей

В комедии «Недоросль» одноимённое существительное обрело новый оттенок — ироничный и насмешливый. Митрофанушка, один из главных героев произведения, стал ярким представителем этого слова.

Недоросль в учёбе. Недоросль стал близок к слову невежда — малообразованный и не стремящийся к знаниям человек. Хоть у Митрофана и присутствовали способности, ему было лень учиться. Его мать показала на своём примере, что даже без образования можно управлять поместьем.

Недоросль в моральном плане. Родители главного героя не научили его правильному отношению к людям. Своим поведением они дали понять, что можно жестоко обращаться со слугами и крепостными. Что главное в жизни — это власть и нажива.

Недоросль в гражданской позиции. Молодой юноша не был способен осознать свой долг перед государством и совершенно не готов служить Родине.

Получается, что недорослями можно назвать малообразованных юношей и девушек, не готовых ко взрослой жизни.

Понравилась статья? Ставьте пальцы вверх и подписывайтесь , чтобы не пропустить другие наши материалы.

Источник

Смысл названия комедии Недоросль — Фонвизина

Недоросль – это комедийная пьеса Дениса Ивановича Фонвизина, написанная в 18 веке, в которой автор в сатирической форме высмеивает систему образования и воспитания в семьях дворян, посредством запечатления образов невоспитанных, корыстных и глупых людей. Каков же смысл названия данной пьесы?

Чтобы разобраться в причине, по которой автор назвал свое произведение так, нужно уточнить происхождение данного понятия исторически. Петром I Великим в 1714 году был дан указ о том, что все дворяне обязательно должны проходить обучение до своих 15 лет и иметь соответствующий документ, подтверждающий их образование. Без данного документа дворянам нельзя было вступать в брачные отношения. Молодых людей, не получивших пока образование, называли «недорослями». Император издал данный указ неслучайно, он выявил закономерность вырождения дворянского сословия, считал, что истинным дворянином должен считаться человек, трудящийся на благо государства. Но как передовому члену общества работать на благо своей страны без должного уровня образования? Об этом и заботился новый закон Петра.

К тому же, образование включает в себя не только учебные предметы, но и знания об этикете, о понятии добра и зла, о правильном и неправильном. Образование имеет своей целью воспитание дворянствующей молодежи благородной и честной, привитие нравственных принципов и осознания того, каковы интересы общества на данном этапе развития. Поэтому важность образования для дворянства особенно подчеркнута Петром.

Если обратиться к толковому словарю, «недоросль» имеет значение аналогичное вышесказанному – это личность, не достигшая совершеннолетия и еще не поступившая на службу. Так почему же сейчас, когда мы слышим «недоросль», в голову сразу приходит герой комедии Митрофанушка Простаков, глупый инфант и ленивец?

Смысл названия пьесы открывается, когда приходит осознание, что Митрофанушка – это собирательный образ всей дворянской прослойки того времени. Злонравные, неблаговоспитанные люди, не желающие получать знаний, абсолютно не самостоятельные, жаждущие лишь наживы, почестей и власти.

Митрофан оказывается же «недорослем» в первую очередь потому, что он не знает элементарных вещей, предметов школьной программы, которые преподаются ему достойными учителями (за исключением, конечно, Вральмана). Хоть, автор подчеркивает, юноша и имеет некоторые умственные способности, применять он их не намерен, в его интересы входит еда и собственное увеселение. Во время своего многострадального учения Митрофан произносит культовую фразу, ставшую девизом дворянской молодежи тех времен: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Также «недоросль» Митрофан и потому, что его моральный облик не позволяет думать о нем иначе. Он грубит своей кормилице-няне, ругает отца и мать (которая, к слову сказать, его беззаветно любит), дерзит учителям. Слабовольный тиран, не знающий, чего он хочет, не стремящийся ни к чему, не ценящий заботы родителей, ленивый, предпочитающий шататься по голубятням, чем заняться наукой. Он кажется читателю не зрелым юношей шестнадцати лет (каковым является в действительности по пьесе), а маленьким неразумным ребенком, отчасти от того, что к нему так постоянно обращается мать, и отчасти от того, что своей глупостью и малодушием он не позволяет себе выглядеть старше в глазах читателя.

Семья Простаковых и Скотининых, по задумке автора, отражает поколение воспитателей таких «недорослей». Семья для ребенка – это главная опора, это среда для жизни и роста. Ребенок впитывает моральные устои семьи, именно родителями воспитывается честь, прилежание к учению, благородство души. А в такой семье, как у Митрофана, невозможно было вырасти нравственно одухотворенным человеком, что наглядно отображается Фонвизиным в комедии. «Без наук люди живут и жили» — так отзывается об учебе мать семейства Простакова, подчеркивая, что в их семье нет и никогда не было образованных людей. Стремление таких Митрофанов сделать все что угодно, лишь бы не учиться, покинуть семью и поскорее создать свою, является абсолютно нецелесообразным и даже вредным для общества. Какое наследие оставит после себя такой неглубокий, зловредный, глупый человек? Однозначно, поколение таких же невежественных недорослей.

Жизненный опыт Митрофана наглядно показал, что ценится в людях не ум и душа, а высокое дворянское положение, финансовая обеспеченность – его мать, дядя, а впоследствии и он сам, отчаянно лебезили перед людьми, имеющими достаток.

Смысл названия комедии «Недоросль» отражен автором в самом содержании пьесы – выявить и выложить перед читателем недочеты в системе образования такой огромной социальной прослойки, как дворянство, а также показать, что эти недочеты ведут к другим проблемам: нравственным, духовным. Ведут к проблемам в воспитании, позволяющим невеждам-недорослям недостойно обращаться со своими подданными, со своими членами семьи, в конце концом с самими собой. Ведут даже к таким серьезным последствиям, как распад государства, ведь вся власть того времени была сосредоточена в руках дворян, а если все дворяне будут такими, как Простаковы и Скотинины? Последствия непредсказуемы и пугающи.

Благодаря комедии Фонвизина, слово «недоросль», как и имя Митрофанушка, стало нарицательным для невежды, неуча, неглубокого человека без стремлений. Смысл названия лежит в расшифровке понятия, опирающегося на содержание этого сатирического произведения. Недоросший, недозрелый, недоучка, недовоспитанный, недоброжелательный, недобросовестный – все эти «недо», которые приходит на ум после анализа произведения Дениса Ивановича Фонвизина, являются четкой интеграцией слова «недоросль».

Источник

Оцените статью