Недолго мучилась старушка разлука будет без печали что значит

Недолго мучилась старушка разлука будет без печали что значит

«НЕДОЛГО МУЧИЛАСЬ СТАРУШКА…»

Одним из самых известных «садистских стишков», как принято сейчас называть этот жанр детского фольклора, является четверостишие про старушку, погибшую в высоковольтных проводах. Его первая половина неизменна:

Недолго мучилась старушка
В высоковольтных проводах.

Ее обугленную тушку
Нашли тимуровцы в кустах.

Ее обугленная тушка
На птичек наводила страх.

Ее обугленную тушку
Сжевали ёжики в кустах.

Обыкновенное ямбическое четверостишие с перекрестной рифмовкой, оно резко выделяется на фоне других садистских стишков, которые представляют собой дактилические дву- и четверостишия со смежной рифмовкой. Его ритмика свидетельствует об особом происхождении: текст про старушку возник сам по себе и лишь впоследствии стал восприниматься в ряду садистских стишков, как это произошло, например, и со стихотворением Олега Григорьева «Я спросил электрика Петрова…» или с подтекстовкой к хору апостолов на Тайной вечере из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» Э.-Л. Уэббера «Мне мама в детстве выколола глазки…».

Этим указанием я обязан фольклористу Юрию Александровичу Новикову, который прислал мне и сам текст песни:

На берегу родной реки
Сидел угрюмый пионер
И топором по головам
Совал туды и растуды.

А кровь лилася по реке
И растекалась по волнам,
А пионер сидел и пил
Водичку с кровью пополам.

Недолго корчилась старушка
В злодейских, опытных руках!
Злодей же, находясь под мушкой,
Нуждался оченно в деньгах.

«Отдай, отдай деньгу, мамаша!»
Злодей-зануда прокричал;
Он ни папашу, ни мамашу,
Он никого не уважал 4 .

Старик седой и благородный
В колени бухнулся ему,
Не пожалел он старичину
И отрубил ему башку.

Луна торжественно светелась
И озаряла красоту,
А вся история 5 кателась
К определенному концу.

На берегу родной реки… 6

Ю.А. Новиков считает, что эта песня скорее всего была завезена на филологический факультет МГУ в 1958–1960 годах из Ленинграда и прижилась в их студенческой компании туристов-любителей, игнорировавших массовые советские песни, которые были у всех на слуху, и отдававших предпочтение, как он писал, характеризуя свою компанию, «произведениям с «неясной родо-словной», различным переделкам и пародиям, которые неведомо какими путями попадали в нашу среду» 7 .

Однако для того, чтобы услышать песню «Пионер» совершенно не обязательно было ехать в Ленинград. Есть сведения, что еще раньше песня входила в репертуар студентов-историков МГУ. Она упоминается в воспоминаниях этнографа В.Р. Кабо, относящихся к концу 1940-х годов: «Как пели мы в дурацкой студенческой песне: «И та история катилась к определенному концу»… Исполнение этой песни во Вщижской археологической экспедиции и было, кстати, одним из главных преступлений, за которые меня изгоняли из комсомола, — хотя распевал ее не я один. Герой песни, пионер — разбойник и убийца. На комсомольском бюро я пытался доказать, что не оскорблял достоинство советского пионера, что это — не советский пионер, а австралийский землепроходец» 8 .

В связи с тем, что информации о более раннем бытовании песни «Пионер» нет, можно предположить, что она была создана во второй половине 1940-х годов и является своего рода памятником послевоенного вольномыслия.

Обратимся к самой песне. Ее первая строчка как будто взята из хорошо известного советским школьникам фрагмента поэмы Некрасова «На Волге»:

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски. 9

Оставим в стороне идейную проблематику студенческой песни, в основе которой лежит мысль о губительности радикальных идей. В данном случае для нас гораздо важнее, что она представляет собой искусную стилизацию под жестокий романс. Воспроизводятся важнейшие элементы этого жанра: и злодеяние «сына-убийцы» или «юного зверя» (как в жестоких романсах 1920-х годов назвали бы нашего героя), и особый интерес к его ужасным подробностям, и, наконец, книжные штампы, с помощью которых текст должен предстать как высокая трагедия. Однако в отличие от настоящих жестоких романсов песня о пионере-душегубе снижает и пародирует их жанрово-стилистические особенности. Естественно, что в контексте всей песни двустишие:

Недолго корчилась старушка
В злодейских, опытных руках! —

имеет пародийную направленность. Но сохраняет ли оно свою пародийность, когда отрывается от песни и становится самостоятельным «крылатым выражением»? Не утрачивается ли вместе с тем и ощущение его пародийности? 13 Если так, то история со старушкой, задушенной неким злодеем, могла и даже должна была восприниматься всерьез, как событие страшное и трагическое.

Это и приводит к тому, что двустишие попадает под прицел народно-смеховой традиции, которая всегда старалась «развеять атмосферу мрачной и лживой серьезности, окружающую мир и все его явления» в официальной культуре 14 . В связи с этим текст подвергается трансформации, в процессе которой вполне возможная смерть становится невозможной:

Недолго мучилась старушка
В высоковольтных проводах.
Ее обугленную тушку
Нашли тимуровцы в кустах.

Возникает чисто условный, гротескный мир, дискредитирующий «страхи и ужасы», которые муссировались и продолжают муссироваться в нашем обществе.

О времени переделки бывшего песенного двустишия можно лишь догадываться. Вероятнее всего это произошло в 1970-е годы, когда появились и садистские стишки, пронизанные полемикой с господствующими взглядами, дискредитацией общепринятых ценностей, пародированием стереотипных речевых форм, идеологического и художественного ширпотреба. Энергия противостояния официальной культуре породило мощный пласт альтер-нативной словесности, столь характерный для молодежной контркультуры эпохи «застоя».

История про старушку, погибшую в высоковольтных проводах, часто воспринимается как обычный садистский стишок. Это не так. И дело здесь не столько в том, что ее героиня-старушка совсем непохожа на «маленького мальчика» и подобных ему персонажей садистских стишков. Инометрические тексты, попадающиеся среди садистских стишков, как правило, выделяются на общем фоне не только ритмикой, но и своим метажанровым смыслом. Они высвечивают какую-нибудь важную особенность содержания садистских стишков 15 . В этом плане небылица «Недолго мучилась старушка…» подчеркивает всю условность и фантастику гротескного мира стишков. Характерно, что на начальном этапе существования садистских стишков, когда они еще назывались «куплетами» и пелись, наша небылица нередко использовалась как припев.

Возникнув в студенческой песне-пародии, образ старушки-мученицы не забылся вместе с песней, а сохранился и был востребован новой волной молодежной смеховой стихии. Это заставляет в очередной раз задуматься как о ее «вечных темах», так и об эволюции форм комического в русском молодежном юморе.

Выражаю благодарность А.К. Байбурину, А.С. Башарину, Е.В. Душечкиной и Ю.А. Новикову за сведения и советы, которые помогли мне в работе над статьей.

Источник

Откуда выражение «не долго мучилась старушка в высоковольтных проводах»?

Четверостишие относится к так называемому жанру детских садистских стишков, которые получили распространение и были очень популярны среди детей и взрослых в 70-80-х годах ХХ века

«Девочка в поле гранату нашла
«Что это?» — дядю спросила она
«Дёрни колечко» — ей дядя сказал
Долго над полем сандалик летал»

«Я спросил электрика Петрова
«Ты зачем надел на шею провод?»
Ничего Петров мне не ответил.
Только труп его качает ветер»

«Мальчик в сарае нашел пулемет
Больше в деревне никто не живет»

Дедушка взял из кладовой обрез
Мальчик от страха на дерево влез
Выстрел раздался, и мальчик поник
«42-й» — рассмеялся старик

«Дети в подвале играли в гестапо.
Зверски замучен сантехник Потапов»

История фразеологизма

Происхождение, авторы, точное время появления стихов неизвестны. Так же спорят о причинах их возникновения. Наиболее реалистичной версией представляется предположение о том, что подростки, их родители таким образом, возможно даже неосознанно, реагировали на засилие официоза, формализма в школьной (и не только) жизни, на жесткие идеологические рамки, в которые был втиснут быт, на лицемерие, лживость государственной пропаганды, несоответствие официально произносимых слов и лозунгов действительности. Это ведь сейчас об эпохе позднего социализма, «времени застоя» говорят с придыханием, «со слезами на глазах», как о «золотом веке». На самом деле те, кто жил тогда, помнят абсолютное безверие всех всему, тотальное осмеяние: прошлого — «проклятые рудники», «брось, комиссар, брось! да не меня — автомат! «; настоящего — «приезжай ко мне на БАМ, я тебе на рельсах дам «, «что будет, когда умрет Брежнев? БезБрежное счастье» ; будущего — «самый короткий анекдот — коммунизм» . Не случайно ведь Советский Союз распался при полном равнодушии к этому его граждан, из которых тут же тысячи вчера ещё вполне благополучных во всех отношениях советских тружеников пошли в бандиты и рэкетиры, а другие — мелкие и крупные начальники, всяческие секретари, председатели, директоры и заведующие бросились присваивать, распродавать, разворовывать имущество, им не принадлежащее. 70 лет — миг в истории человечества, вот и Советская власть, как та старушка, «не долго мучилась в высоковольтных проводах»

Источник

Недетские стихи нашего детства

Для тех чьё детство прошло в семидесятые годы прошлого столетия, очень памятно явление народного творчества, так называемых детских чёрных стихов. Достаточно вспомнить ключевой стих того времени: «Маленький мальчик нашёл пулемёт, больше в деревне никто не живёт», как в памяти народной тут же всплывут десятки подобных творений. Они множились как грибы, нещадно модифицировались, дополнялись и дописывались. Почти у каждого пионера и комсомольца конца 70-х был свой пантеон коротких четверостиший и двустиший. Откуда всё это хлынуло на нас, и было ли это всё кем-то инспирировано?

Наша жизнь в СССР была с одной стороны сказочно прекрасной, но с другой стороны многие декорации периода застоя навевали какую-то тоску и грусть. Недовольная интеллигенция спивалась, на кухнях вели антисоветские разговоры. Вот наверно с этих кухонь и шёл подобный фольклор. Хотя более конспирологически настроенные знатоки скажут — это был сознательный вброс информации ЦРУ, где всё это и сочиняли наши недобитые эмигранты.

Почему родилась именно такая примитивная форма протеста? Ведь подобные стишки были так написаны и сочинены, что всем видом своим показывали, что это написано рукой школьника и неофита в знании поэтического сложения. И именно это и делало их легкозапоминаемыми, и столь сильно оседающими в сознании.

Исследователи сего детского творчества пришли к выводу, что начало сих стихотворных творений принадлежит питерской группе университетских хиппи в которой главным заводилой был Игорь Мальский. Он и его товарищи хиппи: Феликс Виноградов, Андрей Антоненко, Антон Скобов, Марина Никитина, Татьяна Комарова, Александр Волков. Эти товарищи были хоть молодыми, но уже устоявшимися диссидентами, на дух не переносящими все советские реалии. Они по своему боролись с совковой тоской в груди, с советской пропагандой, занимались текстовыми переделками советских песен, опостылевшей унылой эстрады.

Хотя при всей своей нелюбви к власти, молодые люди именовали себя «Новые левые» или «оппозиционные коммунисты».

Источник

Недолго мучилась старушка.

Взялась за дело. – доводи до конца.
Характер у неё такой. Не выносит незавершённости.
Пусть себе во вред, но.

Как «она» появилась со своими стишками?
— Случайно.

Когда скоропостижно скончался самый близкий человек – муж,
жизнь полетела в тартарары.
Бац. и. Одиночество!
Единое целое превратилось в чёрную пустоту.
Ничего, кроме тьмы и тоски.
Ничего.
Но. Когда-никогда появляется добрый волшебник,
и вытаскивает из черноты.
Наивный детский стишок «Тебе».
О первой любви — с него всё началось.
Как «она» решилась? Кому нужны надорвавшиеся чувства?
Ей. И только ей.
Решилась, опубликовала и пошло, поехало.
Публиковала старое, пыталась писать что-то новое,
появились читатели, отзывы, радость и счастье общения,
друзья, сопереживание и понимание.
Или не. друзья и не. понимание?
Мир перевернулся! Солнечно стало! Но. Всегда это «но».
Могла ли «она» подумать, что «Тебе» через энное количество
лет принесёт столько горечи и боли. Вот бы знать!
У неё не было подруги, которой можно было уткнуться
в плечо, поплакаться и излить душу.
А тут вдруг, появились друзья, единомышленники и эйфория!
И казалось, не будет этому конца!
Излишняя наивность и доверие.
Так не бывает. Всегда наступает конец!

Сначала появились тролли.

Потом будто бы друзья, присутствующие исключительно
по ту сторону экрана, с убийственными сюрпризами
и нежеланием принять и понять, но с уверенностью
в своём праве в душу плевать.

— Стирают, отправляя в черноту.

«Недолго мучилась старушка
в высоковольтных проводах».

Убивают всё — веру. любовь. и последнюю радость —
Стихи! Какие к чёрту стихи! Стихов больше нет. Конец.

И всё-таки «она» заглянула в замочную скважину

Источник

Эффект ноцебо: когда мысли порождают болезнь

Большинство из нас знает, что такое эффект плацебо ‒ выпиваешь таблетку без лекарственного средства, но чувствуешь себя лучше. Увы, у эффекта плацебо есть менее известный антипод ‒ эффект ноцебо. Это значит, если мы ждем болезни, то можем заболеть без объективных на то причин.

Александра чувствовала себя вполне сносно, пока не услышала от врачей страшный вердикт: «У вас рак, вам осталось жить несколько месяцев». И в положенный медиками срок она умерла. Но вскрытие показало, что врачи ошибались: опухоль была доброкачественной и не развивалась. Налицо ноцебо-эффект (от латинского «приносящий вред»). «Она умерла оттого, что находилась в негативном эмоциональном состоянии, ‒ считает гипнопсихолог Владимир Кучеренко. ‒ На развитие практически любого недуга влияет эмоциональная сфера человека. Так, например, первопричиной язвенной болезни являются Helicobacter pylori, которые есть у 90% людей. Но заболевают единицы, у которых в результате отрицательных душевных переживаний в организме возникают условия для успешного размножения бактерий».

«Мнительность некоторых пациентов сама подводит их к ухудшению самочувствия, ‒ констатирует невролог Зинаида Колесникова. ‒ Недавно ко мне обратилась больная, которая просто покашливала, но накрутила себя настолько, что буквально уверовала в онкологический диагноз. Женщина пошла на то, чтобы сделать безумно дорогие анализы, и только тогда поверила в отсутствие у нее онкологии».

По своему врачебному опыту Колесникова знает: к ухудшению состояния людей может привести прочтение аннотаций лекарственных препаратов, в которых подробно описаны побочные эффекты. И даже если никаких видимых проявлений побочного действия нет, после приема препарата человек зачастую жалуется на плохое самочувствие.

А те, кто считает себя подверженным высокому риску какого-либо заболевания, гораздо чаще заболевают им, чем те, кто, будучи подвержен такому же риску, не знает о нем.

По мнению Зинаиды Колесниковой, ноцебо-эффектом обладает «сарафанное радио». «Стоит кому-то, не имеющему никакого отношения к профессиональной медицине, распустить слух, мол, некое лекарство действует негативно, как все сразу отказываются от него, ‒ замечает невролог. ‒ Хотя зачастую лечились им многие годы и были вполне довольны результатом. Иногда роль «сарафанного радио» играет телевидение. Например, однажды на ТВ распространили информацию о том, что один французский антидепрессант употребляют наркоманы. Тут же пошла волна отказов, хотя препарат имел прекрасные показатели действия и его употребляет вся Европа».

Французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель Монтень сделал крылатым высказывание древних латинян: Fortis imaginatio generat casum ‒ «сильное воображение порождает событие». Монтень не имел в виду болезни, но материализацию всякой сильной веры. Он словно бы предупреждал: не стоит растрачивать ее на ожидания беды.

Все материально, даже тревога

Эффекты плацебо и ноцебо имеют вполне реальные проявления в мозгу человека и объясняются материальными причинами. Их выявил Джон-Кар Зубьета (Jon-Kar Zubieta)* из Мичиганского университета, используя позитронно-эмиссионную томографию (PET). Ученый продемонстрировал, что эффект ноцебо связан со снижением выработки гормона дофамина, который участвует в выработке опиоидных пептидов, обладающих обезболивающим действием. Это объясняет, почему ноцебо усиливает боль. Одновременно с этим Фабрицио Бенедетти (Fabrizio Benedetti)** с медицинского факультета Туринского университета в Италии обнаружил, что боль, вызываемую эффектом ноцебо, можно подавить с помощью проглюмида, препарата, блокирующего рецепторы гормона под названием холецистокинин (ХЦК). Ведь ожидание боли вызывает тревогу, а она активирует рецепторы ХЦК, усиливая боль.

Ноцебо-эффект у мужчин и женщин

Кто больше восприимчив к эффекту ноцебо ‒ представители сильного или слабого пола? «Тревожность в виде ноцебо-эффекта у женщин проявляется чаще, чем у мужчин. Но мужчины тоже бывают тревожными, и их проблема в том, что свою тревожность они загоняют внутрь себя, не обсуждают подозрения с врачом», ‒ констатирует Зинаида Колесникова.

Пауль Энк (Paul Enck)***, психолог университетского госпиталя Тюбингенского университета (Германия), в результате многолетней клинической практики пришел к выводу, что у мужчин на развитие ноцебо-эффекта сильнее влияет ожидание болезни, чем жизненный опыт и информация о недуге. Для женщин справедливо обратное. «Женщины больше опираются на прошлый опыт, тогда как мужчины при анализе конкретной ситуации весьма неохотно принимают в расчет прошлое», ‒ говорит он.

Заразный психоз

Самым, пожалуй, ярким примером ноцебо-эффекта, описанным в художественной литературе, является реакция главного героя книги Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» на медицинский справочник в библиотеке Британского музея. «Так я добросовестно перебрал все буквы алфавита, и единственная болезнь, которой я у себя не обнаружил, была родильная горячка… Я вступил в этот читальный зал счастливым, здоровым человеком. Я выполз оттуда жалкой развалиной», ‒ описывает автор переживания своего героя, мастера негативного самовнушения.

К сожалению, в жизни ноцебо-эффект не так безобиден. Порой он принимает характер массового психоза. Так, в декабре 2005 года одна за другой ученицы нескольких школ Шелковского района Чечни стали жаловаться на головные боли и удушье, некоторых мучили припадки и мышечные спазмы. Химических веществ, способных вызвать отравление с подобной симптоматикой, выявлено не было. И такие вспышки случались не раз. В 90-е годы Иордании у 800 детей проявились побочные эффекты после вакцинации. При этом в самой вакцине не было обнаружено ничего, что могло бы вызвать подобный эффект.

Против ноцебо-эффекта помогает гипноз. «Это самый мощный метод вывода человека из негативного психоэмоционального состояния, ‒ считает Владимир Кучеренко. ‒ Препараты имеют временный эффект, дают возможность взять себя в руки. Но потом человек возвращается в прежнее состояние. Сеансы гипноза дают системное избавление, поскольку гипноз влияет не только на психику, но на различные биохимические процессы, происходящие в организме».

Полезные советы

Любовь к жизни. «Мой совет ‒ во избежание ноцебо-эффекта поменьше доверять статьям в непрофессиональной прессе и больше любить жизнь, ‒ предлагает Зинаида Колесникова. ‒ Думайте, что наступает новый погожий день, вас окружают родные и близкие, есть интересная работа, в выходные ждет вечеринка с друзьями».

Изменение мировоззрения. «У человека всегда есть выбор ‒ как поступить, что думать и чувствовать. Он может «утонуть» в отрицательных эмоциях и в результате ноцебо-эффекта втянуться в болезнь, которой у него могло бы вовсе не быть. В таком случае нужно кардинально менять мировоззрение и образ жизни», ‒ утверждает Владимир Кучеренко.

Узнать больше

Цветовой тест Макса Люшера – один из самых популярных экспресс-методов оценки эмоционального и физического состояния человека (М. Люшер «Цветовой тест Люшера», АСТ, Сова, 2005). Пройти диагностику можно онлайн на сайте test-lushera.ru, а также в Институте прикладной психологии, т. (495) 722 8597, sobchik.ru.

  • Анастасия Аскоченская

Источник

Читайте также:  Дота что значит кайтить
Оцените статью