Не всегда правдой душу вылечишь что значит

Не всегда правдой душу вылечишь… (по пьесе «На дне» М. Горького)

Как вы понимаете слова луки не всегда правдой душу вылечишь

«Не всегда правдой душу вылечишь…» (По пьесе М. Горького «На дне».)

Пьеса «На дне» была написана в 1902 году. Она имеет большое значение в творчестве Максима Горького. В этом произведении поднимаются философские вопросы о смысле жизни, о путях её изменения. Автор призывает всех к отходу от жуткого и недостойного существования к счастью и совершенствованию. Решением этого призыва является оглашение и раскрытие правды, возбуждение гордости. Герои пьесы- люди, опустившиеся на самое дно общества. В них исчезло всё человеческое, они утрачивают свои духовные качества, для них уже не существуют такие ценности, как любовь, дружба, честность, взаимопомощь. Герои мучаются от своего положения, но ничего не могут изменить: они по-прежнему тяжело живут, ненавидят друг друга, способны предать ради денег. Самое ужасное заключается в том, что герои не стремятся и не пытаются изменить свою жизнь, свой быт и свою душу. Неожиданное появление старца Луки вносит в их скучное и развратное житьё перемены: к каждому персонажу он находит особый подход, он обнадёживает тем, что ещё не всё потеряно, может и жизнь-то только начинается. Многие обитатели ночлежки искренне верят ему и в их душах рождаются надежды на будущее. Вся деятельность Луки состоит в том, чтобы «помочь людям распутать себя, свою сущность». Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице, где лечат от алкоголизма. Лука заставляет поверить Наташу и Пепла в возможность их совместной чистой жизни в Си-бири. Для доброго, движимого любовью к людям Луки главное, чтобы в человеке жила вера и надежда, а каким путем это будет до-стигнуто — неважно. Лука верит в человека, в возможность его воскрешения при помощи веры. И в этом заключается философская позиция Луки, его правда, которой противостоит в пьесе позиция Бубнова. «А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему — вам всю правду, какая она есть! Чего стесняться?»-говорит Бубнов. Бубнов при-знает только голый факт, все остальное для него—вранье. Он не понимает, зачем Лука обманывает обитателей ночлежки своими красивыми историями, зачем жалеет их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная, она основана на равнодушии к людям, она исключа-ет всякую надежду на изменение человека. В сравнении с правдой Бубнова, конечно же, выигрывает позиция Луки. В пьесе правда соотносится с верой. Вера человека, если он дей-ствительно верит, становится его правдой, правдой его жизни. Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и просто хочет «при-украсить свою душу». Лука — единственный, кто понял Настю. «Твоя правда, а не ихняя… коли ты веришь, была у тебя настоя-щая любовь… значит— была она!» Потеря такой веры может обер-нуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле. Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исче-зает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют только что приобретенную веру, и это оборачивается для многих трагедией. Актёр обвиняет его в том, что он не оставил адреса бесплатной лечебницы. Все герои сходятся в том, что надежда, которую Лука вселил в их души, ложная. Но ведь он и не обещал вывести их со дна жизни, просто поддерживал их веру в то, что выход есть. Та вера в себя, которая проснулась в сознании ночлежников, оказалась слишком непрочной. Всё дело в слабости героев, в неспособности и нежелании их противостоять безжалостным социальным обстоятельствам, поэтому главное обвинение автор адресует не Луке, а героям. Горькому удаётся вскрыть одну из характерных черт русского характера: неудовлетворённость реальностью, резко критическое к ней отношение и полную неготовность что-то предпринять для того, чтобы эту реальность изменить. Именно поэтому столь тёплый отклик находит Лука в их сердцах: он объясняет все их неудачи внешними обстоятельствами. Такая идеология может лишь примирить героя с его нынешним положением и не подвигнет его к попытке это положение изменить. Актер кончает жизнь самоубийством, Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. Развитием сюжета пьесы, ее печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Лука не смог до конца спасти и возродить обитателей ночлежки, так как его правда, то есть позиция “утешительства’, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не дала героям веры в себя. Слушая Луку, обитатели ночлежки начинают верить во что-то. Но как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. Одна-ко Лука все-таки изменил многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, заставил их задуматься о своей жизни. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина. «Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» — говорит Сатин о Луке. Из аморального, ко всему безразличного, ненавидящего людей че-ловека Сатин превратился в авторского резонера. Свои монологи в последнем действии Сатин произносит только под воздействием Л! уки. Сатин является единственным, кто до конца понял позицию Луки. Из философии Луки Сатин берет веру в человека («Чело-век — вот правда! Он это понимал…»), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть — вот что теперь ста-новится главным для Сатина. Сатин говорит, что надо верить в соб-ственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека» — этим и разрешается философский спор о правде в пьесе «На дне». Заметно, что главное слово в пьесе – правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героев не однозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны- правда их будничной жизни, правда «дна», и с другой- правда, которую они хотели бы увидеть. Это правда «вымышленная». И самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд. Конфликт этот есть конфликт реального настоящего и гипотетического будущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому. Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит. Стоит ли обвинять во лжи старца, который единственный из обитателей ночлежки думает не о себе, не о деньгах, не о выпивке, а о людях? Он старается приласкать (“Человека приласкать никогда не вредно”), он вселяет надежды спокойствием и жалостью. Именно он, в конце концов, изменил всех людей, всех обитателей ночлежки… Да, Актёр повесился. Но виновен в этом не только Лука, но и те, кто не жалел, а резал по сердцу правдой. Существует некоторый стереотип в отношении правды. Нередко считается, что правда всегда хороша. Конечно, ценно, если ты всегда живёшь правдой, реальностью, но тогда невозможны мечты, а вслед за ними – другое видение мира, поэзия в широком смысле этого слова. Именно особый взгляд на жизнь рождает прекрасное, служит основой искусства, которое в конце концов также становится частью жизни. Человеческие чувства и мечты, его внутренний мир дороже всего и ценнее всего, потому что мечта не ограничивает, а развивает. Правда не дарит надежд, правда не верит в Бога, а без веры в Бога, без надежд нет будущего. Возможности человеческой личности не ограничены, нужно только не смиряться, не опускать головы, не ждать слов утешения, нужно уметь мобилизировать все физические и духовные силы, и только тогда можно надеяться на достойную жизнь. Я верю, что должны исчезнуть нищие с тротуаров, просящие подаяние; что люди, брошенные не «дно» жизни, обретут веру в свои силы, нужно только помочь им осознать себя личностью и встать на путь своего спасения. И здесь один путь-вера в возможности человека, в его неисчерпаемую силу духа, воли.

Читайте также:  Что значит робастная модель

Рефераты

На сайте собраны рефераты, курсовые и дипломные работы написанные на русском и украинском языках. Более 300 тысяч работ отсортированы по предметам и разложены в алфавитном порядке по названию реферата внутри каждого предмета-подраздела.

Авиация и космонавтика Административное право Арбитражный процесс Архитектура Астрология Астрономия Банковское дело Безопасность жизнедеятельности Биографии Биология Биология и химия Биржевое дело Ботаника и сельское хоз-во Бухгалтерский учет и аудит Валютные отношения Ветеринария Военная кафедра География Геодезия Геология Геополитика Государство и право Гражданское право и процесс Делопроизводство Деньги и кредит Естествознание Журналистика Зарубежная литература Зоология Издательское дело и полиграфия Инвестиции Иностранный язык Информатика Информатика, программирование Исторические личности История История техники Кибернетика Коммуникации и связь Компьютерные науки Косметология Краеведение и этнография Краткое содержание произведений Криминалистика Криминология Криптология Кулинария Культура и искусство Культурология Логика Логистика Маркетинг Математика Медицина, здоровье Медицинские науки Международное публичное право Международное частное право Международные отношения Менеджмент Металлургия Москвоведение Музыка Муниципальное право Налоги, налогообложение Наука и техника Начертательная геометрия Оккультизм и уфология Остальные рефераты Педагогика Политология Право Право, юриспруденция Предпринимательство Промышленность, производство Психология психология, педагогика Радиоэлектроника Реклама Религия и мифология Риторика Русский язык и литература Сексология Социология Статистика Страхование Строительные науки Строительство Схемотехника Таможенная система Теория государства и права Теория организации Теплотехника Технология Товароведение Транспорт Трудовое право Туризм Уголовное право и процесс Управление Управленческие науки Физика Физкультура и спорт Философия Финансовые науки Финансы Фотография Химия Хозяйственное право Цифровые устройства Экологическое право Экология Экономика Экономико-математическое моделирование Экономическая география Экономическая теория Этика Юриспруденция Языковедение Языкознание, филология

В разделе «Биографии украинских писателей» Вы найдете жизнеописания выдающихся деятелей украинской культуры: раздел насыщен детальнейшей информацией о жизни и творчестве великих украинских писателей — прозаиков и поэтов, литературоведов и других деятелях украинской культуры. Все материалы раздела отсортированны в алфавитном порядке по фамилиям и открыты к свободному скачиванию.

Читайте также:  Что значит знак ромб желтый с белым

Таблица

Чтобы понять разницу в понимании истины разными героями, рассмотрим таблицу «Три правды («На дне»)», построенную на цитатах.

Источник

“Не всегда правдой душу вылечишь…” (По пьесе М. Горького “На дне”.)

Пьеса “На дне” была написана в 1902 году. Она имеет большое значение в творчестве Максима Горького. В этом произведении поднимаются философские вопросы о смысле жизни, о путях ее изменения. Автор призывает всех к отходу от жуткого и недостойного существования к счастью и совершенствованию.

Решением этого призыва является оглашение и раскрытие правды, возбуждение гордости.
Герои пьесы – люди, опустившиеся на самое дно общества. В них исчезло все человеческое, они утрачивают свои духовные качества, для них уже не существуют такие

Самое ужасное заключается в том, что герои не стремятся и не пытаются изменить свою жизнь, свой быт и свою душу.
Неожиданное появление старца Луки вносит в их скучное и развратное житье перемены: к каждому персонажу он находит особый подход, он обнадеживает тем, что еще не все потеряно, может и жизнь-то только начинается. Многие обитатели ночлежки искренне верят ему и в их душах рождаются надежды на будущее.

Чего стесняться?”-говорит Бубнов. Бубнов признает только голый факт, все остальное для него – вранье. Он не понимает, зачем Лука обманывает обитателей ночлежки
своими красивыми историями, зачем жалеет их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная, она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. В сравнении с правдой Бубнова, конечно же, выигрывает позиция Луки.
В пьесе правда соотносится с верой. Вера человека, если он действительно верит, становится его правдой, правдой его жизни. Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и просто хочет “приукрасить свою душу”. Лука – единственный, кто понял Настю. “Твоя правда, а не ихняя… коли ты веришь,
была у тебя настоящая любовь… значит – была она!”
Потеря такой веры может обернуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле.
Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют только что
приобретенную веру, и это оборачивается для многих трагедией.
Актер обвиняет его в том, что он не оставил адреса бесплатной лечебницы. Все герои сходятся в том, что надежда, которую Лука вселил в их души, ложная. Но ведь он и не обещал вывести их со дна жизни, просто поддерживал их веру в то, что выход есть.

Та вера в себя, которая проснулась в сознании ночлежников, оказалась слишком непрочной. Все дело в слабости героев, в неспособности и нежелании их противостоять безжалостным социальным обстоятельствам, поэтому главное обвинение
автор адресует не Луке, а героям. Горькому удается вскрыть одну из характерных черт русского характера: неудовлетворенность реальностью, резко критическое к ней отношение и полную неготовность что-то предпринять для того, чтобы эту реальность изменить. Именно поэтому столь теплый отклик находит Лука в их сердцах: он объясняет все их неудачи внешними обстоятельствами.

Такая идеология может лишь примирить героя с его нынешним положением и не подвигнет его к попытке это положение изменить.
Актер кончает жизнь самоубийством, Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. Развитием сюжета пьесы, ее печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Лука не смог до конца спасти и возродить обитателей ночлежки, так как его правда, то есть позиция “утешительства’, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не дала героям веры в себя.

Слушая Луку, обитатели ночлежки начинают верить во что-то. Но как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. Однако Лука все-таки изменил
многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, заставил их задуматься о своей жизни. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина. “Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…” – говорит Сатин о Луке. Из аморального, ко всему безразличного, ненавидящего людей человека Сатин превратился в авторского резонера. Свои монологи в последнем действии Сатин произносит только под воздействием Луки.

Сатин является единственным, кто до конца понял позицию Луки. Из философии Луки Сатин берет веру в человека (“Чело-век – вот правда! Он это понимал…”), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть – вот что теперь становится главным для Сатина.

Сатин говорит, что надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых. “Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека” – этим и разрешается философский спор о правде в пьесе “На дне”.
Заметно, что главное слово в пьесе – правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героев не однозначна. Она находится как бы в двух измерениях.

С одной стороны – правда их будничной жизни, правда “дна”, и с другой – правда, которую они хотели бы увидеть. Это правда “вымышленная”. И самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд.
Конфликт этот есть конфликт реального настоящего и гипотетического будущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало.

Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому.
Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит.

Стоит ли обвинять во лжи старца, который единственный из обитателей ночлежки думает не о себе, не о деньгах, не о выпивке, а о людях? Он старается приласкать (“Человека приласкать никогда не вредно”), он вселяет надежды спокойствием и жалостью. Именно он, в конце концов, изменил всех людей, всех обитателей ночлежки…

Да, Актер повесился.
Но виновен в этом не только Лука, но и те, кто не жалел, а резал по сердцу правдой.
Существует некоторый стереотип в отношении правды. Нередко считается, что правда всегда хороша. Конечно, ценно, если ты всегда живешь правдой, реальностью, но тогда невозможны мечты, а вслед за ними – другое видение мира, поэзия в широком
смысле этого слова. Именно особый взгляд на жизнь рождает прекрасное, служит основой искусства, которое в конце концов также становится частью жизни.
Человеческие чувства и мечты, его внутренний мир дороже всего и ценнее всего, потому что мечта не ограничивает, а развивает. Правда не дарит надежд, правда не верит в Бога, а без веры в Бога, без надежд нет будущего.
Возможности человеческой личности не ограничены, нужно только не смиряться, не опускать головы, не ждать слов утешения, нужно уметь мобилизировать все физические и духовные силы, и только тогда можно надеяться на достойную жизнь. Я верю, что должны исчезнуть нищие с тротуаров, просящие подаяние; что люди, брошенные не “дно” жизни, обретут веру в свои силы, нужно только помочь им осознать себя личностью и встать на путь своего спасения. И здесь один путь-вера в возможности человека, в его неисчерпаемую силу духа, воли.

Источник

Оцените статью