Не требуя венца что это значит

Стихотворение и анализ «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Краткое содержание

Памятник А.С. Пушкину в Царском Селе

После безвременной кончины А.С. Пушкина среди прочих записей был обнаружен черновик его рукописи, озаглавленной «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В конце стихотворения стояла дата – 21 августа 1836 года. Поэт В.А. Жуковский, которому передали оригинал, занялся его литературной правкой, и стихотворение, в том виде, в каком оно существует сейчас, впервые было напечатано в 1841 году.

Уже в начальной фразе: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» звучит надежда поэта на то, что он не будет забыт, в первую очередь, народом. Далее следует лаконичная оценка своего творчества и пояснение, благодаря чему он заслуживает право на признание — в первую очередь, гуманизму своих произведений и тому, «что чувства добрые я лирой пробуждал».

Почти во всех произведениях Пушкина присутствует тема свободолюбия, ощущается присутствие мятежного духа. Учитывая эпоху, в которую творил поэт, прославление свободы считалось весьма опасным занятием. Недаром, в четвертой строфе, в завуалированной форме упоминаются декабристы, о милосердном прощении которых говорит поэт.

Стихотворение проникнуто горькими размышлениями о несправедливости 19 века, об отношениях с императором и другими представителями властей, об эфемерной, так и не достигнутой свободе. В то же время, уже в начале произведения поэт празднует личную победу над самодержавной монархией, говоря о своем памятнике: «Вознесся выше он главою непокорной александрийского столпа». В последней строфе поэт призывает музу быть послушной лишь Божьей воле, что означает жить и творить, согласно своей совести, не ведясь на хвалу, и, не обращая внимания на клевету.

Анализ

История создания

О нерукотворном памятнике самому себе писал еще древнеримский поэт Гораций. Он считал, что только его поэзия, ставшая достоянием многих поколений, может считаться воплощением памяти о нем. Из российских литераторов этой же темы касался Г.Р. Державин, который перевел произведение Горация и вложил в него гражданский смысл. Но для Пушкина работы этих авторов не стали образцом для подражания. Его «Памятник» – это его собственная судьба, размышления о которой ведутся на современном ему историческом фоне.

Данное стихотворение вошло в историю пушкинского творчества, как пророчество. Не пройдет и пяти месяцев, как его автора не станет. Поэт погибнет от смертельного ранения, полученного на дуэли. Чтобы понять, что подтолкнуло Пушкина к написанию «Памятника», нужно вернуться к периоду лета 1836 года.

На тот момент Александру Сергеевичу было уже полных 37 лет. Как известно, в этот период и, чаще всего, у творческих людей, наступает «кризис среднего возраста». Не исключено, что не избежал его и Пушкин. Глобальная переоценка всей жизни, творчества, ценностей и приоритетов вполне могли способствовать возникновению такого настроения.

Второй причиной могли стать постоянные притеснения со стороны властей, которые мешали поэту свободно дышать, жить и работать. Эти преследования и неоднократные ссылки также наложили свой отпечаток на его моральное состояние. К тому же, все чаще стали раздаваться недовольные голоса читающей публики. Многим стало казаться, что Пушкин слишком зазнался, вознеся свою персону на воображаемый Олимп. Было понятно, что все эти разговоры были порождением обыкновенной зависти, что также очень огорчало поэта.

Была еще и личная причина, которую также не стоит сбрасывать со счетов. На момент написания стихотворения общество наполнилось слухами о любовной связи его жены Натальи с французом Дантесом.

Существовала еще одна версия – «мистическая», согласно которой, поэт задолго до смерти, точно знал, когда он уйдет из жизни. Дату и время его кончины, по преданию, ему предсказала некая гадалка. Так, в предчувствии скорого конца автор и взялся за перо, чтобы оставить потомкам свое прощальное послание.

Персонажи и образы

В роли центрального образа в стихотворении выступает «нерукотворный памятник», который олицетворяет литературное достояние поэта, предназначенное для грядущих поколений. Этот величественный образ должен будет стать тем центром, к которому «не зарастет народная тропа», и слух о котором «пройдет по всей Руси великой».

Лирическим героем здесь является сам Пушкин, гениальный поэт, знающий себе цену, а, самое главное, свою цель – служить во имя свободы и гуманизма, не оглядываясь на мнение злопыхателей и критиканов.

Сопровождающая поэта муза – еще один образ данного стихотворения. Именно ее призывает поэт не гнаться за славой и не добиваться всеобщего одобрения, а слушаться лишь божьего веления и не сворачивать с выбранного пути.

Композиция

В стихотворении пять строф, в каждой из них содержится определенное размышление. Так, первая строфа знакомит читателя с самой идеей сотворения «нерукотворного памятника», как символа творческого бессмертия автора. Причем, поэтическое наследие рассматривается, как нечто более ценное, чем обычные, привычные всем памятники.

Во второй строфе озвучивается сама возможность этого бессмертия. Герой говорит о том, что пока «жив будет хоть один пиит» – не умрет и душа поэта, воплощенная в его творениях.

Третья строфа посвящена пророчеству автора о всенародном признании его таланта. Поэт уверен, что его литературное наследие явится объединяющим звеном для всех свободных народов России.

Далее поэт объясняет свою уверенность тем, что его произведения полны гуманизма, милости к падшим, прославления свободы и добрых чувств, то есть всего того, что не позволит им быть забытыми.

Текст финальной строфы посвящен музе. Автор говорит о единстве поэта и музы, об их общей ответственности, в первую очередь, перед своим предназначением и Богом. Поэт призывает не вестись на хвалу и не тратить свои силы на споры с глупцами.

Художественное направление «Памятника» – классицизм с присутствующими в нем элементами романтизма. По жанру его можно отнести к оде, о чем говорят его пафос и торжественность. Литературный род этого стихотворения – гражданская лирика.

Размер и средства художественной выразительности

Стихотворный размер – ямб, который в этой оде можно назвать комбинированным. В первых трех строчках каждой строфы использован шестистопный ямб, в последней строке каждой строфы – четырехстопный, который позволяет акцентировать внимание именно на ней. Рифмовка в тексте перекрестная, с чередованием мужской и женской рифм.

Чтобы подчеркнуть торжественность, автор использует возвышенный язык, который представлен старославянизмами и церковными словами: «глава», «столп», «пиит». Главная метафора текста – «нерукотворный памятник», подразумевающий поэтическое наследие поэта. Земля у Пушкина также представлена метафорически – «подлунным миром», а живущий в степи народ – «другом степей». Опять же, к памятнику, автор применяет олицетворение «вознесся выше он главою непокорной», благодаря которому он принимает черты одушевленного персонажа.

Автор использует большое количество эпитетов: «непокорная глава», «заветная лира», «великая Русь», «жестокий век» «воздвиг нерукотворный», «главою непокорной» и другие. Инверсия «восславил я свободу» способствует усилению пафоса произведения.

Проблематика и основная идея произведения

В стихотворении можно выделить несколько тем и связанных с ними проблем. Основной темой можно считать роль поэта и поэзии и осмысление этой роли автором. Второй немаловажной темой является свобода, без которой немыслимо творчество, потому что она – главный вдохновитель поэта.

Творческое бессмертие и народная память – еще одна важная тема, затронутая Пушкиным. Фразой «душа в заветной лире мой прах переживет» поэт выражает уверенность, что его произведения переживут века, и останутся востребованными у будущих поколений. Все темы поэт преподносит, пребывая в торжественном и серьезном настроении.

Так случилось, что «Памятник» стал самым настоящим подведением итогов и поэтическим завещанием. Пушкин, наряду с утверждающей ролью поэзии, предрекает себе, как поэту, вечное бессмертие и благодарную память потомков.

Источник

Не требуя венца что это значит

«Замко?м» называют камень, замыкающий и укрепляющий свод; в критической легенде о Пушкине есть частность, исполняющая роль такого «замка». Если общепринятое истолкование «Памятника» верно, то легенда имеет за себя важный аргумент: зрелое самосознание самого поэта; если оно ошибочно, – «замо?к» выпадает и легенда расшатывается. Поэтому вопрос о «Памятнике» требует специального расследования.

Вот полный текст «Памятника» по сохранившейся рукописи.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью Божию, о Муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспоривай глупца.

В 4-й строфе первоначально было:

Что звуки новые для песен я обрел,

Что вслед Радищеву восславил я свободу

И милосердие воспел.

Стихотворение это написано Пушкиным месяцев за пять до смерти и по содержанию представляет как бы его поэтическую исповедь или завещание. О смысле этой исповеди у нас никогда не возникало споров; напротив, все понимают ее одинаково, и убеждены, что понимают верно. Пушкин с законной гордостью говорит здесь о завоеванном им бессмертии, и тут же перечисляет те заключенные в его поэзии непреходящие ценности, которые дают ему право на это бессмертие. Так он сам понимал свою деятельность и так определял ее значение; и эта завершительная самооценка бросает свет на весь пройденный им путь. «Памятник» с полной ясностью открывает нам, какие сознательные цели Пушкин ставил себе в своем творчестве. – Так искони объясняют «Памятник» биографы и комментаторы Пушкина.

Я сразу выскажу свою мысль, чуждую всяких ученых соображений, внушенную единственно простым чтением Пушкинских строк; я полагаю, что только так, и никак не иначе, должен понять эти строки всякий разумный человек, который прочтет их без предубеждения и внимательно. Мне кажется, что традиционное истолкование «Памятника» всецело искажает смысл этой пьесы. Пушкин в 4-й строфе говорит не от своего лица,напротив, он излагает чужое мнениемнение о себе народа. Эта строфа – не самооценка поэта, а изложение той оценки, которую он с уверенностью предвидит себе. Следовательно, первые четыре строфы содержат в себе не два мотива, как обыкновенно думают (один объективный – констатирование своей обеспеченной славы, другой субъективный – самооценку своего подвига), но один, состоящий из двух частей и одинаково объективный в обеих, именно предвидение: предвидение, во-первых, своей посмертной славы, и во-вторых, содержания этой своей посмертной славы. Пушкин говорит: «Знаю, что мое имя переживет меня; мои писания надолго обеспечивают мне славу. Но что будет гласить эта слава? Увы! она будет трубным гласом разглашать в мире клевету о моем творчестве и о поэзии вообще. Потомство будет чтить память обо мне не за то подлинно-ценное, что есть в моих писаниях и что я один знаю в них, а за их мнимую и жалкую полезность для обиходных нужд, для грубых потребностей толпы». Много лет назад Пушкин подвел первый итог своего опыта, и каким горьким разочарованием звучали его слова! «Мне жизни дался бедный клад!» <33>«Разоблачив пленительный кумир», он увидал «в их наготе» и свет, и жизнь, и дружбу, и любовь: кумир, внушавший такие надежды, пожравший столько жертв, оказался жалким и страшным остовом.

Ужели он казался прежде мне

Столь величавым и прекрасным?

Что ж видел в нем безумец молодой?

Кого любил, к чему стремился?

Кого ж, кого возвышенной мечтой

Боготворить не постыдился?

Теперь Пушкин подводил другой итог – не жизни, а достигнутой им славы. Весь «Памятник» – как бы один подавленный вздох. И этот пленительный кумир оказался безобразным скелетом; вот кости лица скалятся дьявольской насмешкой: он издевается над ожиданием! В юности Пушкин без сомнения мечтал о славе; теперь, обретенная, она ужасает его. Он проклинает ее, как в том наброске – жизнь; в черновой того наброска был стих: «Чего искал, то ненавижу»<35>.

Я утверждаю, что лишь при таком понимании первых четырех строф становится понятной пятая, последняя строфа «Памятника», совершенно бессмысленная в традиционном истолковании пьесы, хотя комментаторы наперекор здравому смыслу объявляют ее естественным заключением пьесы. Ее смысл – смирение пред обидой. Поэт как бы подавляет свой невольный вздох. Горька обида, но таков роковой закон – «Божье веление»; покорись Божьей воле: вот что говорит эта строфа. Пушкин написал первоначально: «Призванью своему, о Муза, будь послушна», то есть иди своим путем наперекор обиде, – потом изменил этот стих, сообразно всему замыслу стихотворения, дав ему не положительный смысл призыва, а отрицательный смысл покорности, смирения:

Веленью Божию, о Муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспоривай глупца.

Хвала толпы и клевета ее – одной цены: обе равно ничтожны. И не силься опровергать клевету, то есть объяснять толпе ее ошибку. Пушкин в прежние годы не раз пытался «оспаривать глупца» относительно подлинной ценности искусства, – потому что только об этом об одном идет здесь речь; теперь он признает эти попытки тщетными и ненужными: так устроено высшей волею.

В частности, только при таком понимании объясняются и те две замены в рукописи – во-первых, стих:

И долго буду тем любезен я народу,

Что звуки новые для песен я обрел.

Пушкин отверг эту строку, потому что она приписывала народу такое суждение о поэзии, до которого он едва ли способен возвыситься: он видит и ценит в поэзии гораздо более деловые ценности – «Что чувства добрые я лирой пробуждал». Вторая замена – чисто формальная: «Что вслед Радищеву восславил я свободу». Это суждение подходит народу, только Пушкин предпочел потом выразить его в более общей форме. Но как могли комментаторы влагать этот стих в уста самого Пушкина при его достаточно известном отрицательном отношении к Радищеву<36>, – этого нельзя объяснить. Впрочем, я приведу ниже те доводы, которыми они ухитрялись обходить это затруднение.

Таков, по-моему, смысл стихотворения «Памятник», который неминуемо и естественно складывается в сознании при простом чтении этой пьесы. А простое чтение и здравый смысл суть в таких случаях совместно – наилучший судья, в отношении к Пушкину я сказал бы даже – единственный разумный эксперт и судья. Наоборот, неумение медленно читать, в соединении с предвзятой мыслью о жизни, о должном, о добре и зле, неминуемо приводит к тому искажению истины, о котором с такой болью говорит Пушкин.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Читайте также:  Снижена пневматизация легких что это значит
Оцените статью