- Не хочу учиться хочу жениться недоросль что значит
- Не хочу учиться, хочу жениться
- Смотреть что такое «Не хочу учиться, хочу жениться» в других словарях:
- ПАРАДОКС «НЕДОРОСЛЯ»
- Недоросль цитаты стародума о воспитании. Цитаты и афоризмы Стародума
- Тема воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина
- взгляды на воспитание Простаковой и Стародума из комедии «Недоросль» Фонвизина
- Характеристика и образ Стародума в комедии Недоросль
- Не хочу учиться, хочу жениться или проблема воспитания в комедии «Недоросль»
- Вариант 3
- Характеристика героя
- Психологические особенности
- Сочинение 4
- Все крылатые выражения в произведении «Недоросль». пожлст, срочно!
Не хочу учиться хочу жениться недоросль что значит
Не хочу учиться, хочу жениться. Возникновение выражения
Источник этого крылатого выражения хорошо известен. В 7-м явлении 3-го действия комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Митрофан Простаков заявляет своей матери: «Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться». Эти слова давно уже стали общеизвестными, поскольку изучение творчества Д. И. Фонвизина входит в школьные программы, а его блестящая комедия «Недоросль» стоит в ряду таких пьес, как «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя и является едва ли не единственной русской пьесой XVIII века, идущей на сцене театров в наши дни
Удивительное долголетие сатиры Д. И. Фонвизина (первое ее представление состоялось в 1783 году) связано с ее реализмом, меткостью языка и яркостью типов и образов. Простаковы, скотинины, Митрофанушки — это имена-символы, воплощение уродств времен крепостничества в России, которые смело выводил на суд просвещенных людей Д. Й. Фонвизин — «друг свободы» и «сатиры смелый властелин», как называл его А. С. Пушкин.
Но Д. И. Фонвизин вошел в историю русской культуры не только как замечательный сатирик-драматург. Он был известным и плодовитым поэтом, переводчиком и публицистом своего времени. Прекрасный знаток русского языка, он стал одним из составителей «Словаря Академии Российской», который вышел в конце XVIII века.
Мастером слова явил себя Д. И. Фонвизин и в литературном творчестве. В одной только комедии «Недоросль» мы встречаем обилие пословиц, поговорок, народных речений, вложенных в уста персонажей: век живи, век учись; собака лает, ветер носит; людей посмотреть, себя показать, дела не делает и от дела не бегает и многие другие. Прогрессивные просветительские идеи пьесы звучат в репликах главных положительных персонажей — Стародума, Милона и Софьи. Например: без знатных дел знатное состояние ничто; невежда без души — зверь; тщетно звать врача к больным неисцельно; просвещение возвышает одну добродетельную душу; друг честных людей; угнетать рабством себе подобных беззаконно; начинаются чины — перестает искренность; вот злонравия достойные плоды.
Особый интерес представляют обиходно-разговорные реплики персонажей пьесы, меткие и образные характеристики и самохарактеристики участников действия. Например: первый-mo портной, может быть, шил хуже моего, то бранюсь, то дерусь — тем и дом держится; да хоть пять лет читай, лучше шестнадцати тысяч не дочитаешься; дверь — прилагательна, потому что приложена к своему месту, а вон у чулана шестую неделю не навешена — она покамест существительна; живучи со здешними господами, казалось мне, что я все с лошадками; мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка и другие.
Именно в этот разряд крылатых «литературных» выражений входит и фраза, вложенная писателем в уста недоросля Митрофанушки, не хочу учиться, хочу жениться крылатая фраза стала как бы ключом ко всему образу Митрофанушки барчука-недоросля, избалованного и ленивого, неспособного к труду и учению маменькиного сынка-недоучки.
Источник
Не хочу учиться, хочу жениться
Не хочу учиться, хочу жениться
Из комедии «Недоросль» (1783) Дениса Ивановича Фонвизина (1744— 1792). Слова Митрофанушки, обращенные к матери (действ. 3, явл. 7): «Час моей воли пришел: не хочу учиться, хочу жениться».
Цитируется: как иронический комментарий к настроениям праздных, ленивых, недалеких подростков, интересующимися лишь развлечениями.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое «Не хочу учиться, хочу жениться» в других словарях:
Не хочу учиться, хочу жениться — Не хочу учиться, хочу жениться. Ср. Часъ моей воли пришелъ: не хочу учиться, хочу жениться. Ты жъ меня взманила, пеняй на себя. Фонвизинъ. Недоросль. 3, 7. Митрофанъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Не хочу учиться, хочу жениться. — Не хочу учиться, хочу жениться. См. УЧЕНЬЕ НАУКА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
не хочу учиться, хочу жениться — Ср. Час моей воли пришел: не хочу учится, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Фонвизин. Недоросль. 3, 7. Митрофан … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Адуев, Александр Федорович («Обыкн. ист.») — Смотри также Единственный сын Анны Павловны, двадцатилетний юноша . Белокурый молодой человек, в цвете лет, здоровья и сил . У него была мягкость линий лица, прозрачность и нежность кожи, пушок на подбородке . Ему свойственны были кроткая… … Словарь литературных типов
ХОТЕТЬ — (хочу, хочешь) что, чего. хотить (хочу, хотишь) южн., зап., костр. желать, волить, иметь охоту, охотиться, стремиться, побуждаться к чему, намереваться, собираться. Хочу половина могу, твердая воля. Не хочу есть, сыт. Не хочу учиться, хочу… … Толковый словарь Даля
Крылатые фразы — Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью , другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз . Об авторстве… … Сводная энциклопедия афоризмов
УЧЕНЬЕ — НАУКА — Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Идти в науку терпеть муку. Без муки нет и науки. Учить в долбежку, долбить, зубрить, вызубрить от доски до доски. Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. Кто по толкам, а кто по складам.… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Недоросль (пьеса) — Недоросль Жанр: комедия Автор: Денис Иванович Фонвизин Год написания: 1782 … Википедия
Пальмин, Илиодор Иванович — юмористический поэт и сотрудник разных журналов. Род. в Ярославской губ. 15 июля 1841; ум. в Москве 26 окт. 1891 г. Потомок старинного дворянского рода, он за заслуги отца, состоявшего членом Комитета о раненых, был после его смерти помещен… … Большая биографическая энциклопедия
Фонвизин Д.И. — Фонвизин Д.И. Фонвизин Денис Иванович (1744 1792) Русский писатель, драматург, публицист. Афоризмы, цитаты Фонвизин Д.И. биография • Слава Богу, что на вранье пошлин нет! Ведь куда бы какое всем нам было разорение! • Начинаются чины перестает… … Сводная энциклопедия афоризмов
Источник
ПАРАДОКС «НЕДОРОСЛЯ»
«Случай «Недоросля» — особый. Комедию изучают в школе так рано, что уже к выпускным классам в голове не остается ничего, кроме знаменитой фразы: «Не хочу учиться, хочу жениться» — с этими словами П. Вайля и А. Гениса согласятся многие. Мы воспринимаем пьесу Д.И. Фонвизина прежде всего как памятник литературы эпохи классицизма. Между тем «Недоросль» — не только одна из первых русских комедий, но и смелое для своего времени публицистическое высказывание. Что противозаконного во фразе «Не хочу учиться, хочу жениться», что думал Фонвизин о чинах, службе и воспитании молодого дворянина и почему все положительные герои комедии такие скучные?
ПОЧЕМУ МИТРОФАНУШКЕ НУЖНО УЧИТЬСЯ И НЕЛЬЗЯ ЖЕНИТЬСЯ?
Комедия Д.И. Фонвизина увидела свет в 1782 году. Для современников драматурга слово «недоросль» — это юридический термин. В России до конца 18 в. так называли молодых дворян, не достигших совершеннолетия и не получивших письменного свидетельства об образовании. Недоросли были лишены некоторых гражданских прав, в частности, права поступать на государственную службу (гражданскую или военную), а также вступать в брак. Митрофану почти 16 лет, а по закону молодым дворянам было дозволено учиться до 20 лет. Таким образом, замысел г-жи Простаковой женить Митрофана на Софье оказывается не только подлым, но еще и преступным: чтобы это осуществить, нужно преступить закон (вспомните знаменитую реплику Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя» ). Образ, созданный Д.И. Фонвизиным, оказался настолько живым и запоминающимся, что слово недоросль стало употребляться в значении «глуповатый и грубый молодой человек, великовозрастный невежда».
ПОЧЕМУ МИТРОФАН УЧИТСЯ ДОМА?
В начале XVIII века учебные заведения для дворян — корпуса и гимназии — только начинают создаваться. Домашнее обучение долгое время оставалось обычной практикой в зажиточных благородных семействах. Образование молодого дворянина вменялось родителям в обязанность: закон требовал для дворянских детей непременного обучения для подготовке к службе, что было обременительным для многих семей. Далеко не все дворяне имели возможность нанять хороших учителей, не каждому это было по карману. Как ни удивительно это сегодня звучит, но большинство дворян того времени были безграмотны. Интересный факт: директор Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Шувалов в одном из донесений писал, что многим дворянам было отказано в приеме в это учебное заведение из-за незнания грамоты. Результаты домашнего обучения проверялись на специальных смотрах. Тех, кто не выдерживал экзамен, определяли в матросы. Но во времена Екатерины II контроль за обучением недорослей был ослаблен. Так родилось целое поколение митрофанов, выведенных Фонвизиным в комедии. Госпожа Простакова нанимает учителей для сына, хотя сама презирает науки и даже хвалится тем, что ее родители были неграмотны и детей своих не учили. «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет» — вспоминает она слова отца. На справедливое замечание Стародума: «Вы, однакож, своего сынка обучаете», помещица простодушно отвечает: «Да ныне век другой, батюшка!» Простакова относится к образованию формально, качество обучения ее совсем не заботит.
«Недоросль» — комедия воспитания, и проблема образования приобретает у Фонвизина государственное значение. По мысли драматурга, домашнее обучение вредно, поскольку дети копируют поведение родителей.
КТО ТАКИЕ ПРОСТАКОВЫ-СКОТИНИНЫ?
Простаковы и Тарас Скотинин — семейство грубых и невежественных дворян середины XVIII века. Они нигде не служат, безвыездно живут в деревне, разоряют имение и крестьян, не заботятся о настоящем воспитании своих детей, однако пользуются всеми сословными привилегиями и, более того, безнаказанно творят в своих владениях беззаконие. «Дворянин, недостойный быть дворянином, подлее его ничего на свете не знаю». Такой дворянин, по Фонвизину, пренебрегает своими обязанностями и злоупотребляет дарованными ему правами. Главный долг любого достойного дворянина — это честная служба (вспомните, что положительные герои комедии служат: Правдин состоит на гражданской службе, Милон — на военной; исключение — Стародум, но и он сожалеет о том, что сгоряча подал прошение об отставке). Если при Петре I служба для дворян была обязательной и пожизненной, то Манифест о вольности дворянства 1762 г. отменил эту обязанность. Право не служить было подтверждено и Екатериной II, подписавшей в 1785 году «Жалованную грамоту дворянству». Освободившись от государственной службы, дворяне, по сути, освободились от любых обязательств перед государством и монархом. Сам Фонвизин был при Екатерине крупным чиновником, принимал активное участие в политической жизни и даже написал «Рассуждение о непременных государственных законах», всерьез надеясь на возможность политических реформ. Безусловно, Фонвизину-просветителю близки идеи Петра I о том, что право принадлежать к благородному сословию должно подтверждаться благородными делами, а не доставаться человеку по праву рождения, что нашло отражение в репликах Стародума («Без знатных дел знатное состояние ничто»). Неслучайно брат Простаковой подчеркивает знатность рода Скотининых, но это обстоятельство ничуть не добавляет ему благородства.
ПО КАКОМУ УКАЗУ ПРОСТАКОВА СЕЧЕТ СВОИХ КРЕПОСТНЫХ?
«Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?» — восклицает Простакова (действие V, явление 4). Ссылается помещица на уже упомянутый «Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» 1762 г., подписанный Петром III. По этому закону впервые в истории России дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы, а также получили право по своему желанию выходить в отставку. Разумеется, ни о новых правах над крепостными, ни о сечении слуг закон не говорит, а, напротив, оговаривает некоторые обязанности «благородного сословия», в частности, закрепляет установленное Петром I обязательное обучение. Однако Манифест отменил наказания для дворян за уклонение от учебы, вместо этого документ взывал к совести главы семьи. Д.И. Фонвизинв пьесе показывает, что Манифест многими был истолкован неверно. «Дворянская вольность по указу 1762 г. многими понята была как увольнение сословия от всех специальных сословных обязанностей с сохранением всех сословных прав», — писал В.О. Ключевский. Екатерина II не только закрепила, но и существенно расширила права дворянства, что давало большой простор для злоупотреблений. Негодование Фонвизина вполне объяснимо, и в своей комедии он выступает с гневным обвинением в сторону большой части благородного сословия. Восклицание Стародума, относящееся к Простаковой: «Мастерица толковать указы!», свидетельствует не столько о ее невежестве, сколько о хитрости, желании трактовать закон с выгодой для себя.
В ЧЕМ ПАРАДОКС «НЕДОРОСЛЯ»?
«Недоросль» — комедия классицистическая, и как в любой пьесе, написанной по канонам классицизма, все персонажи в ней строго делятся на положительных и отрицательных. Но если спросить у школьников, кто из героев им запомнился, заставил улыбнуться, окажется, что полнокровные образы Митрофанушки, его нерадивых учителей, глуповатой, но находчивой Простаковой нравятся им куда больше, чем добродетельные, но умозрительные Стародум, Правдин, Милон и даже Софья. Многие исследователи писали об этом парадоксе «Недоросля». На первый взгляд объяснение очень простое: язык положительных героев пьесы кажется мертвым по сравнению с бойкой речью Простаковых, а их диалоги больше похожи на выдержки из философского трактата, чем на разговорную речь. Порой кажется, что Стародум и Правдин попали в комедию случайно, да и в реальной жизни трудно встретить таких идеальных людей. «Они не столько действующие лица драмы, сколько ее моральная обстановка», — подметил Ключевский. Создавая положительных героев пьесы, Фонвизин скорее стремился высказаться по общественно значимым вопросам, чем нарисовать живые, запоминающиеся образы. «Исправлять нравы» — вот задача, которую ставили перед собой писатели-классицисты. Но талант Фонвизина — сатирика оказался сильнее, чем талант Фонвизина — теоретика и моралиста. Поэтому комические образы — это единственное, что еще способно вызвать у современного читателя комедии смех и сочувствие. В этом и заключается главный парадокс «Недоросля».
Источник
Недоросль цитаты стародума о воспитании. Цитаты и афоризмы Стародума
Тема воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина
Стародум – один из главных положительных персонажей комедии «Недоросль». Его характер и важность роли проявляется не столько в конкретных действиях, сколько в речах и рассуждениях. Его слова олицетворяют мысли и взгляды самого автора.
Стародум самый старший из всех действующих лиц и наделен большой мудростью. Долгие годы своей жизни он проводил в Сибири, где честным трудом зарабатывал себе состояние. Но деньги не представляют для героя большой ценности сами по себе, ему важнее честность и нравственность. Поэтому он завещает своё состояние Софье, которая является его единственной племянницей. К тому же, он хочет найти для неё мужа, но не столько из богатых, сколько из добропорядочных людей.
Софья прибывает в поместье Простаковых, которые взяли её под опеку на время отсутствия дяди, считая его покойником. И сделали это не от чистого сердца, а из корыстных побуждений. Прибывая в их дом, Стародум сразу различает алчность и корыстные цели в их поведении, в их показушном гостеприимстве. Сам же он, привык в общении с людьми быть честным, говорить прямо, не льстить и не лизоблюдствовать.
Фамилия у него говорящая, как и других персонажей комедии. Она указывает на то, что мужчина привык жить по старым порядкам. Персонаж считает, что умный, но нечестный человек, является чудовищем.
Стародум в прошлом сам из дворянства, а в Сибирь уехал, чтобы не видеть, как люди лгут, предают и зарабатывают деньги воровством. Он ценит честный труд и в разговорах с Софьей признаёт, что достаток способен испортить молодёжь. Герой считает, что детей нужно воспитывать в любви к труду, прививая им чувство долга и справедливости, а также честность.
Стародум ведёт себя скромно и вежливо, даже с недостойными людьми, он считает, что не стоит опускаться до их уровня. По его мнению не стоит тратить время на перевоспитание злых людей, ведь каждый должен воспитать себя сам.
Можно сказать, что Стародум является самым значимым и положительным персонажем в комедии. Именно его устами говорит Фонвизин и через его реплики можно понять мировоззрение автора.
Читая произведения, стоит прислушаться к мнению данного персонажа по политическим, нравственным и педагогическим вопросам. Именно Стародум передаёт основной смысл комедии, всю её мораль, открыто насмехаясь на жадными, корыстными и недостойными людьми. Он бесспорно является важнейшим персонажем всей пьесы на которого следует обратить внимание.
взгляды на воспитание Простаковой и Стародума из комедии «Недоросль» Фонвизина
Стародум – дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи) : «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» . В комедии Стародум появляется поздно (в конце1 явления) . Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения. Воспитание дворянина, по мнению Стародума, — дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души «просвещеннейшая умница – жалкая тварь» . Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и «своим критерием положить благо отечества» . Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.
Госпожа Простакова убеждена что «без наук люди живут и жили».
Стародум – дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи) : «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» . В комедии Стародум появляется поздно (в конце1 явления) . Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения. Воспитание дворянина, по мнению Стародума, — дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души «просвещеннейшая умница – жалкая тварь» . Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и «своим критерием положить благо отечества» . Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.
Госпожа Простакова убеждена что «без наук люди живут и жили».
Характеристика и образ Стародума в комедии Недоросль
Комедия « Недоросль» — одно из лучших произведений того времени, в котором заложен огромный, поучительный смысл. В произведении Фонвизина достаточно много отрицательных героев, которых автор не особо любит. Он их нарочно высмеивает, выставляя напоказ глупость персонажей. Как в любом произведении, если есть отрицательное, то, конечно, имеются и положительные. В комедии такие герои так же есть, они поддерживают такие взгляды, которые были у самого Фонвизина в те времена. Таким героем является Стародум.
Стародум является самым старшим и мудрым из всех участников действия. Свое состояние, которое он заработал в Сибири, трудясь там много лет, мужчина отдел племяннице Соне. Мужчина не зациклен на деньгах, ему главное то, какой человек. Он ценит нравственность, честность. Он хотел, чтобы его единственная племянница вышла замуж не по расчету, а по любви и была счастлива. Стародум всегда справедливо относится к людям, старается помогать и рассудить, если надо. За все свои годы жизни, а именно шестьдесят лет, герой набрался множественному жизненному опыту, который потом ему не раз пригождался.
Когда Стародум посещал Простковых, он понял, что они очень двуличные люди и сделают все, чтобы понравится. В их поведении было слишком много фальши и наигранности. Стародум, сам по себе, был честен со всеми и искренен в беседах. Его отличительной чертой было то, что он всегда говорил правду в лицо, какой бы она не была.
У многих персонажей комедии фамилии говорящие, так и у Стародума. Фамилия говорит сама за себя. Стародум был приверженцем старых порядок, он любил петровские времена в России. Одним из главных качеств, которым должен обладать человек, по мнению мужчины, должен был быть ум, но ум совмещен с честностью. Ведь мало быть просто умным.
Стародум всегда приветлив, скромен и доброжилателен. Он старается держаться достойно даже с падшими людьми. В комедии падшими людьми являются Простаковы и Скотинин. Мужчина уверен, что дети с детства должны приучаться к чести и долгу. Родители должны воспитывать детей, чтобы позже они выросли настоящими людьми и патриотами. В Софье Стародум видит свою отраду и гордость, он души не чает в племяннице.
Читателю становиться, очевидно, что именно такой герой, как Стародум полностью воплощение самого автора. Он размышляет так, как Фонвизин и поступки у них схожие. Ведь именно в репликах этого мужчины заключается весь смысл комедии « Недоросль». Образ Стародума, по моему мнению, самый важный в комедии. Такие люди, как Стародум нужны были России.
В «Недоросле» Фонвизин говорит, главным образом, устами Стародума. Из всех героев пьесы тот, видимо, особенно симпатичен автору. Стародум выделяется среди других резонеров более простым и естественным языком. Называя дядюшку Софьи Стародумом, Фонвизин хотел показать, что образ его мыслей относится не к современной ему екатерининской эпохе, а к старому петровскому веку. На самом деле, хотя Стародум и не одобряет многого в современном ему обществе, но отчасти сходится во взглядах и мнениях с самой Екатериной и с некоторыми современными философами.
Герои «Недоросля» Фонвизина
«Честный человек», говорит Стародум», «должен быть совершенно честный человек», т. е., – должен обладать зараз всеми достоинствами. Замечательно его понимание значения и смысла дворянства. Обычно слово «дворянин» понимается в смысле – человек благородного происхождения. Стародум считает, что настоящий дворянин – тот, у кого мысли и поступки благородны, – «дворянин, недостойный быть дворянином, – подлее его ничего на свете не знаю!» восклицает он. Обязанность дворянина, прежде всего – служить, не для того, чтобы получать чины и награды, а потому, что «бесчестье – не делать ничего, когда есть столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить!» Это – понятие, внушенное дворянам Петром Великим.
Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра
Стародум, конечно, не одобрял «Указа о вольности дворянства» Петра III, тем более, что видел пример таких дворян, как Скотинин и Простакова, понимавших дворянскую вольность, как право безнаказанно предаваться произволу и жестоко обращаться со своими крестьянами. Фонвизин, устами Стародума, высказывает свои взгляды на обязанности царя, на вред придворной лести и вообще на придворную жизнь; говорит о семейной жизни, о супружеских отношениях и о воспитании детей; в этом последнем вопросе заметно влияние Руссо, взгляды императрицы Екатерины II. Стародум ставит воспитание сердца, «добронравие», выше ума, умственного развития.
Несколько лет после того, как была написана комедия «Недоросль», Фонвизин хотел издать журнал под названием «Стародум, или друг честных людей». В статьях, написанных для этого журнала, Фонвизин обличает те же общественные недостатки, которые изображаются в его комедиях. Тон его сатиры становится все более резким и беспощадным. Это не понравилось императрице Екатерине, которая считала, что сатира должна быть «в улыбательном роде». Кроме того, в некоторых статьях автор прямо осмеивает двор Екатерины и критикует некоторые взгляды и мнения самой императрицы. Все это повело к тому, что Екатерина запретила издание журнала.
Не хочу учиться, хочу жениться или проблема воспитания в комедии «Недоросль»
Усовершенствование мире через образование и воспитание людей — вот главная цель, идея всей эпохи Просвещения. Этот момент в истории большинства государств проявился во многим сферах жизнедеятельности людей; в том числе и в искусстве. Классицизм являлся ведущим направлением на тот момент; этот жанр откликался во многих странах, в том числе и в России: Ломоносов, Державин, Тредиаковский, Княжнин, — их имена до сих пор часто приходят нам на ум. Но среди многих классиков, таких, как Кантемир и Сумароков, ярче всех выделяется великий Фонвизин, — создатель русской бытовой комедии. произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывает большинство проблем русского государства того времени; одна из них- проблема воспитания, которую я и собираюсь осветить в данном сочинении.
В XVIII веке существовала ещё довольно много необразованных людей. Митрофан и Софья — два абсолютно различных образа, показанных Фонвизиным в комедии для того, чтобы отобразить общество, которое в то время, как и сейчас, делилось на две большие группы: образованных людей и не желающих учиться. Тема воспитания занимает центральное место, так как напрямую связано с главным конфликтом произведения — противостоянием идеи Просвещения и необразованности.
Так, Простакова и Скотинин являются истинными потомками своих родителей, сторонников старых устоев таких, как крепостничество, жестокое обращение с крестьянами, необразованность и тому подобное. Митрофан, естественно, принимает и «впитывает» в себя всё это, он же «маменькин сыночек». Он, также, как и его мать, не видит ничего полезного и нужного в науках. Однако Фонвизин отступает от сложившихся канонов написания комедии того времени: героев нельзя до конца назвать плохими или хорошими. Госпожа Простакова не является отрицательным или положительным образом: с одной стороны, она жадная, жестокая необразованная, но она вкладывает в своего сына всё, что знает и считает нужным знать ему. Простакова балует Митрофана, потакая ему во всём: А не хочется учиться — да не надо, хочешь жениться — пожалуйста, сосватаем. Но вся трагичность этой пьесы заключается в последнем явлении, когда Митрофанушка, всё время поддакивающий Постаковой, хамит и буквально «кидает» свою мать, осознав теперешнюю невыгодность её положения. Госпожа Простакова теряет одновременно всё, чем так дорожила — имение и сыночка, а Митрофан, как мягкотелый человек, соглашается с Правдиным ехать на службу.
Софья — полная противоположность необразованным Скотининым. Девушка много читает и и прислушивается к советам Стародума; она в раннем возрасте уже понимает то, что воспитывал в себе её дядюшка годами. Софья может рассуждать на тему добродетели, искренне не понимая, почему люди могут завидовать её доброте; она разделяет взгляды Стародума о истинном богатстве в этой жизни; также Софья всерьёз воспринимает тему брака, в отличие от Митрофана, который считает, что женитьба — это развлечение. Воспитание двух молодых людей, Софьи и Митрофана, представленных в этой комедии Фонвизиным для сопоставления и сравнения, напрямую зависит от их опекунов — госпожи Простаковой и Стародума. Различие их состоит в разном жизненном пути, целях, взглядах на мир и, конечно же, отношения к детям. Стародум имеет высокие моральные принципы; читатель может легко узнать, какой тернистый путь прошёл он, чтобы осознать то, что знает сейчас и стремится передать Софьи; к своей племяннице он относится, как к взрослому человеку, уже состоявшейся личности, разговаривая с ней на одном уровне. Госпожа Простакова же, воспитанная на Домострое и старых, устоявшихся принципах, балует Митрофана, относясь к нему, как к малышу. Пригласив учителей только из-за моды, она сама не даёт развиваться сыну : задачи решает по-своему, а из-за необразованности не видит, что Вральман, якобы обучающий Митрофана всем наукам, бесстыдно лжёт, стараясь выжить, как может.
На этих живых примерах Фонвизин старается показать, в каком бедственном положении находилось состояние образования и воспитания в России. Многим было тяжело отказываться от старых принципов и устанавливать новые идеи Просвещения, но меняться надо было, а то, что же будет, если сотни таких Митрофанушек придут и «захватят» высшие чины!? Вероятно, страна придет в упадок. Учителя, не имеющие образования, портные, не умеющие шить и молодые люди, делающие вид, что учатся, — вот формы просветительских идей.
Но в пьесе есть ещё одна маленькая, самая важная деталь — комедия Фонвизина актуальна была во все времена, является таковой и сейчас, будет читаться и вспоминаться ещё через тысячелетия, — ведь все люди представленные в «Недоросле» имеют отражение в наше время, идеи Стародума учат добродетели до сих пор; вот почему комедия «живёт» и остаётся популярной даже сегодня.
Вариант 3
В комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» поднимается проблема традиционного дворянского воспитания и образования. Герои произведения носят «говорящие» имена и относятся по своим характеристикам к положительным или отрицательным персонажам. Стоит отметить, что через образы положительных героев передана позиция самого писателя.
Одним из главных действующих лиц комедии является Стародум. Его имя говорит о том, что герой приверженец традиций старой эпохи, то есть эпохи правления Петра Ⅰ. Роль Стародума в произведении очень важна, он становится наставником для других лиц комедии. Герою на момент действий произведения 60 лет. Он приходится дядей Софьи. Девушка осталась сиротой, и Стародум взял ее на печении. Долгое время герой служил при дворе, но потом ушел в отставку. По вынужденным обстоятельствам Стародум отправляется в Сибирь и там честным путем наживает состояние. Во время его отъезда девушка находилась у дальних родственников – семьи Простаковых.
В пьесе Стародум появляется в конце первого явления и освобождает Софью от влияния на нее госпожи Простаковой, которая хочет выдать девушку замуж за своего сына Митрофана. Этой необразованной дворянской семье Стародум дает свою оценку и напрямую говорит о плохом воспитании их сына. По мнению героя, воспитание человека начинает с привития ему таких душевных качеств, как уважение, честность и доброта по отношению к окружающим. Именно им Стародум старается научить сою воспитанницу. Герой хорошо относится к Софье, заботясь о ней, находит девушке достойного жениха и завещает свое состояние.
Образ Стародума в комедии противопоставлен образу другого положительного героя – Правдина. Во взглядах этих персонажей много общего: оба героя стремятся жить по законам справедливости и совести. Однако Правдин является приверженцем буквы закона – именно она определяет кто прав и виноват. Поэтому наказание госпожи Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Тогда как Стародум руководствуется, прежде всего, сердцем и умом. Для него не имеет значения степень образованности человека или его звание и чин, намного значимей для умудренного опытом пожилого мужчины становятся такие личностные качества, как внутренние доброта, благонравие, и честность.
Характеристика героя
Стародум является мужчиной в возрасте 60 лет, он офицер в отставке, успел побыть участником военных действий, послужить при императорском дворе. Он имеет свое состояние, но нажил его своим трудом, прожив определенное время в Сибири. Он утверждает, что нажил доход без воровства и обманных действий.
Среди положительных качеств Стародума можно выделить следующее:
- обладает острым умом;
- искренность, любит говорить обо всем прямо;
- понимает людей, старается избегать неприятных личностей;
- оценивает не по чину;
- сдержанный, не следует первому порыву;
- отзывчивый, он переживает о других людях.
Среди отрицательных черт можно выделить:
- малообразованность, при этом Стародум достаточно умен и сообразителен;
- простоватость, не умеет изворачиваться.
Стародум ведет себя так, как научил его отец, а именно в духе старой эпохи, он получил достаточное для старых времен образование, но умеет уловить главное в людях. Он положительно настроен по отношению к воспитаннице, хочет ее счастья, потому отыщет ей подходящего жениха, и даже оставит нажитые средства как наследство. Стародум является горячим защитником просвещения, человечности, он оценивает людей по делам, не обращая внимания на остальные нюансы. Он сетует на произвол по отношению к крестьянам и считает защиту родины важнейшей для дворянина задачей.
Психологические особенности
Из Петровской эпохи Стародум вынес свои приоритеты: мудрость, следование традициям, он мудр, и накапливает полученный опыт. При этом персонаж просвещенный и передовой. Большую важность герой придает нравственной стороне личностей, а также благонравию. Он считает, что если человек сам по себе развращен, то наука и обучение сделают его еще более злым и опасным. Стародум не переносит дикости, костности, бесчеловечности и дурного нрава в других.
Сочинение 4
Стародум – второстепенный персонаж в произведении Фонвизина «Недоросль». Он яркий положительный герой известной комедии и занимает значимую роль в пьесе, хотя появляется в явлении поздно. Стародум – дядя юной и прекрасной девушки Софьи, которую хотят выдать за нелюбимого человека. Она для Стародума единственный близкий человек, поэтому именно ей он завещает свое нажитое имущество. Причем он нажил значительное состояние.
Ему около 60-ти лет. Его фамилия олицетворяет принцип старой эпохи со времен правления Петра Первого. Его фамилия говорит сама за себя, впрочем, как и другие фамилии в комедии Фонвизина. Фамилия олицетворяет два слова: старый и дума. Но это значит, что Стародум старый, это значит, что он привержен ценностям той эпохи, когда жил Пётр Первый. Стародум вспоминает старое время. Он не в восторге от новых нравов настоящего общества. Можно иначе сказать, что Стародум – это сам автор Фонвизин. Он враждует с екатерининскими вельможами, которые получили чин в обществе за лесть и похвалу.
Он считает, что для человека важно оставаться человеком, несмотря на положение в обществе. Он старый дворянин, в прошлом офицер. В свои молодые годы он много раз участвовал в боевых сражениях, где получил ранение. В то время Стародум проходил военную службу при императоре. Дворянин богат, так как проработал много лет в Сибири, нажив свой капитал честным трудом. Он презирал подлость и воровство.
Дядя Софьи умный и простодушный человек, но некоторым людям его качества не нравятся. Многие люди считают его угрюмым и грубым стариком. Стародум превосходно понимает людей, в чем их сущность. Он не терпит грубых и бездушных людей, так как сам простой и не хитрый старик. Его воспитали в старых традициях, без чинов. Он считает, где берет начало чинов – здесь нет искренности. В окружающем мире он ценит лишь сердце и душу, что постоянно твердил его батюшка. Стародум начитан, любит читать книги.
По характеру дядя Софьи сдержан, умеет совладать собой. И, прежде что-то сделать, обязательно подумает. Стародум наделен редкими качествами: добротой, простодушием. Он не гоняется за положением в обществе, не намеревается получить определенное место в жизни, высший чин в обществе. Но он не любит, когда его обманывают, поэтому он нередко вспыльчив и горячий человек, когда видит ложь. Он может простить оплошности другим людям, их гнусные делишки, не злопамятен. Так он простил грубость Простаковой, за её грубое отношение к Софье.
Все крылатые выражения в произведении «Недоросль». пожлст, срочно!
«Всякая вина виновата» , Тарас Скотинин (действие 1 явление 4) «Дела не делай, от дела не бегай» (Цыфиркин действие 3 явление 6), «Дал мне Бог ученичка, боярского сынка» (Цыфиркин действие 3, явление 6), «виной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство» (Правдин, явление 8, действие 4) «Суженого конём не объедешь» (Скотинин, явление 3, действие 2) «С великим просвещение можно быть мелкому скареду [1]» (Стародум, явление 1 действие 3), «На своё счастье грех пенять» (Скотинин, явление 3, действие 2) «Век живи, век учись» (Г-жа Простакова, явление 6 действие 2) «Ученье — вздор» (Скотинин, явление 8, действие 4) «Где гнев, тут и милость» (Г-жа Простакова, явление 9, действие 4) «дай мне сроку, хотя на три дня» (Г-жа Простакова, явление 5, действие 5) «Повинную голову меч не сечёт» (Г-жа Простакова, явление 4, действие 5) «В большом свете водятся премелкие души» (Стародум, явление 1, действие 3) «Честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану» (Стародум, явление 1, действие 3) «Без вины виноват» (Простаков, явление 3, действие 5) «Без знатных дел знатное состояние ничто» (Стародум, явление 2, действие 4) «Собака лает, ветер носит» (Цыфиркин, явление 7 действие 3) «Угнетать рабством себе подобных беззаконно» (Стародум, явление 1, действие 5) «Сон в руку» (Простаков, явление 4, действие 1) «Концы в воду» (Скотинин, явление 5, действие 1) «Видали виды» (Простаков, явление 8, действие 1) «Белены объелся» (Митрофан, явление 4, действие 2) «Поминай, как звали» (Митрофан, явление 6, действие 2) «С его кулаков да за часослов» (Митрофан, явление 6, действие 2) «Весёлым пирком, да за свадебку» (Скотинин, явление 5, действие 3) «По добру, по здорову» (Скотинин, явление 4, действие 5) «Наличные деньги — не наличные достоинства» (Стародум) «При твоих глазах мои ничего не видят» , — слова принадлежат Простакову, это высказывание показывает насколько слаб и покорен Простаков, что в доме он не глава, а глава — Простакова. «…всякая вина виновата» , — Скотинин. Показывает, что Скотинин очень жестокий человек, готовый наказать за любую вину. «Начинаются чины – перестает искренность» , — Стародум. В этой реплике показано отношение автора к чинам. Когда люди имеют большую разницу в чинах, званиях, социальном положении, между ними никогда не получится искренней беседы. «В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные» , — Стародум. Драматург говорит этими словами, что придворные – чаще всего лживые люди, воюющие за место под солнцем любыми методами, а настоящий честный человек никогда не пойдет в придворные. «…между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница» , — Стародум. Человек случайно, попавший на свою должность, справится с ней хуже, чем человек, который добился ее своим трудом. «… в большом свете водятся премелкие души» , — Стародум. Автор говорит, что в организациях, где должны заседать только великие люди, при дворе, в правительствах, встречаются, мягко говоря, не очень хорошие люди. «… с великим просвещением можно быть великому скареду» , — Стародум. И с образованием можно быть скупцом. «…гораздо честнее быть без вины обойденну, нежели без заслуг пожалованну» , — Стародум. Честнее быть ненагражденным за какой-то подвиг, нежели быть награжденным без подвига. «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» , — Стародум. Если человек сам не захочет изменится или сделать что-то, его этому не заставить. «Не хочу учиться, хочу жениться» , — Митрофан. Эта реплика показывает, что Митрофан хочет все и сразу, что он очень ленивый, что привык, чтобы все за него делали другие, а сам он пальцем о палец не ударит для достижения своей цели. «В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь» , — Стародум. Многие любят не делать какие-либо уроки, оправдывая себя тем, что это им в жизни не пригодится. Но, как говорит опыт, в жизни ничего не бывает лишним. «Вот злонравия достойные плоды! » — Стародум. Афоризм показывает деградацию человека.
Источник