- Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя
- С близким значением
- Читальный зал
- Исследования и монографии
- Литература XIX века
- Диалог Фамусова с Чацким . (Анализ 2-го явления второго действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»). (ЕГЭ по литературе)
- Нужна помощь. Помогите ответить на вопрос. Очень срочно.
- «Большинство состоит из фамусовых»
- Из цикла «Вечно живая комедия»
Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя
Цитата из комедии «Горе от ума» (1824 г.) русского писателя и дипломата Грибоедова Александра Сергеевича (1795 – 1829).
Слова Фамусова, обращенные к Чацкому (действие 2, явление 2). Фамусов Павел Афанасьевич говорит Чацкому Александру Андреевичу о требованиях, которые бы он предъявил к Чацкому, если бы тот решил жениться на его дочери Софии:
Сказал, бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине.
А в те поры все важны! в сорок пуд.
Раскланяйся — тупеем не кивнут.
Вельможа в случае — тем паче,
Не как другой, и пил и ел иначе.
А дядя! что твой князь? что граф?
Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Старик заохал, голос хрипкой;
Был высочайшею пожалован улыбкой;
Изволили смеяться; как же он?
Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
Упал вдругорядь — уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по вашему? по нашему — смышлен.
Упал он больно, встал здорово.
Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен?
Кто слышит при дворе приветливое слово?
Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?
Максим Петрович! Шутка!
В чины выводит кто и пенсии дает?
Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, — нутка!»
Фамусов (художник Кузьмин Н. В.)
С близким значением
Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца
Цитата из комедии «Горе от ума» (1824 г.) русского писателя и дипломата Грибоедова Александра Сергеевича (1795 – 1829). Слова Фамусова, обращенные к дочери Софье (действие 1, явление 4). Фамусов хвалится тем, как правильно он воспитывал свою дочь Софью.
Чти отца твоего и матерь твою (Почитай отца твоего и мать твою)
Цитата из Библии, Ветхий Завет, Исход (гл. 20, стр. 12), одна из заповедей Моисея.
Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом!
Цитата из комедии «Горе от ума» (1824 г.) русского писателя и дипломата Грибоедова Александра Сергеевича (1795 – 1829). Слова Павла Афанасьевича Фамусова (действие I, явление 10).
Источник
Читальный зал
Исследования и монографии
|
Литература XIX века
(1795–1829) А. С. Грибоедов – поэт, драматург, дипломат и общественный деятель. В 11 лет стал студентом Московского Университета. За шесть с половиной лет прошел курс трех факультетов и готовился к карьере ученого. В совершенстве овладел несколькими европейскими языками, знал древние и восточные языки. Война с Наполеоном прервала занятия Грибоедова; в августе 1818 года он отправился секретарем русской миссии при иранском дворе. В Тегеране Грибоедов успешно выполнил ряд ответственных дипломатических поручений: возвращение на родину русских солдат-военнопленных, подготовка и подписание Туркманчайского мирного договора (1828 г.). 30 января 1829 года огромная толпа тегеранцев напала на дом, занимаемый русским посольством. Небольшой конвой казаков, сам Грибоедов героически защищались, но силы были неравными. Грибоедов погиб. Стихотворным творчеством Грибоедов занялся еще в университете, его литературные дебюты (1815-1817 гг.) связаны с театром: переводы-обработки с французского, оригинальные комедии и водевили, написанные в соавторстве с поэтом П. А. Вяземским, драматургами Н. И. Хмельницким и А. А. Шаховским. Комедию «Горе от ума» (в первоначальном замысле – «Горе уму») Грибоедов закончил в 1824 году. Опубликовать целиком текст комедии ему не удалость из-за противодействия цензуры, увидеть на сцене – тоже. Поставлена она была только после смерти автора, сначала в отрывках, полностью – 26 января 1831 года. Источник Диалог Фамусова с Чацким . (Анализ 2-го явления второго действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»). (ЕГЭ по литературе)Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» носит новаторский характер, потому что в ней сочетаются черты классицизма, романтизма и реализма. В комедии соблюдается единство места и времени, но нарушено единство действия. Любовная интрига и общественный конфликт тесно переплетаются. Александр Андреевич Чацкий играет роль байронического героя. Этот несчастный влюблённый, бунтарь – одиночка, не понятый «светом», противостоит фамусовскому обществу, в котором реалистически отразилась старая Москва. Второе явление второго действия можно считать завязкой общественной коллизии. После трёх лет странствия главный герой возвращается в дом Фамусова, где прошли его детство и юность. Он влюблён в дочь Фамусова Софью и надеется на взаимность. Но Софья за три года изменилась. Во-первых, она расцвела и похорошела, во-вторых, наш герой не находит в ней «ни на волос любви». Его мучит «загадка» Софьи, он не может понять, почему девушка охладела к нему. Павел Афанасьевич также взволнован к началу встречи с Чацким и тоже из-за Софьи, но его мучит другая загадка. Рано утром он застал свою дочь в обществе Молчалина. «Взрослой дочери отец» сделал вид, что поверил в случайность встречи, как объяснила Софья: «шёл в комнату, попал в другую». Хитрая девушка сочиняет странный сон и словно невзначай указывает отцу, что герой её сна – Чацкий. Таким образом, она отводит подозрения от своего возлюбленного Молчалина. Фамусов не желает видеть в роли жениха дочери ни того, ни другого: Тот нищий, этот франт-приятель, Отъявлен мотом, сорванцом… Чацкий замечает нервозность и озабоченность своего воспитателя: « У вас в лице, в движеньях суета». Павла Афанасьевича раздражают вопросы молодого человека о Софье, они словно подливают масла в огонь, и «отец взрослой дочери» спрашивает напрямик: Скажи, тебе понравилась она? Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? «Прогрессивный человек» не очень-то вежливо отвечает на вопрос вопросом, как будто забыв, что перед ним отец любимой девушки: Поэтому Фамусов резонно и иронично замечает: Меня не худо бы спроситься, Ведь я ей несколько сродни; По крайней мере искони Отцом недаром называли. И снова Чацкий нарушает традиции. Он не просит руки девушки у её отца, а лишь предполагает: Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали? Почему так странно ведёт себя Чацкий? Или он и не собирается делать предложение Софье, или заранее знает, что Фамусов не желает такого жениха для своей дочери. Фамусов ставит перед молодым человеком условия, при которых он стал бы рассматривать Чацкого как кандидатуру на роль жениха: бы я во-первых: не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи. Что же называет Павел Афанасьевич «блажью»? Позднее из диалога Чацкого и Молчалина мы узнаём, что Александр Андреевич служил в Петербурге, занимал высокий пост: Татьяна Юрьевна рассказывала что-то, Из Петербурга возвратясь, С министрами про вашу связь, Причина этого «разрыва» заключается в том, что Чацкий предпочитает «служенье делу, а не лицам». Фамусов, естественно, осуждает сына своего покойного друга, потому что тот не служит, не находя в том пользы. При желании он мог достичь «степеней известных». «Блажью» московский барин, очевидно, называет и «оплошное» управление имением. Скорее всего, Чацкий перевёл своих крестьян с барщины на оброк, и «раб судьбу благословил», зато недовольны таким поступком представители «века минувшего». Фамусова раздражает ответ Чацкого: Служить бы рад, прислушиваться тошно. Павел Афанасьевич просто выходит из себя и произносит поучительный монолог о своём покойном дяде Максиме Петровиче, ставя его в пример «гордецу» Чацкому. С этого момента любовная коллизия дополняется общественным конфликтом, начинается спор «отцов» и «детей», «века минувшего» и «века нынешнего». Чем же заслужил такие дифирамбы Максим Петрович? Во-первых, тем, что …он не то на серебре, На золоте едал; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе! Неслыханного богатства, множества орденов, почёта при дворе этот вельможа добился, потому что умел «подслужиться», «сгибаться вперегиб». История троекратного падения Максима Петровича рассказана специально для Чацкого, чтобы вызвать молодого человека на «поединок». Дядя Фамусова сначала оступился случайно, но, увидев, что «государыня Екатерина» «изволила» смеяться, Упал вдругорядь – уж нарочно. «Хохот пуще». Тогда «прыткий старичок» «отважно жертвует затылком» в третий раз, чтобы повеселить императрицу. Роль шута его не смущает. Цель оправдывает средства. Чего же достиг Максим Петрович таким раболепством и подобострастием? Зато бывало в вист кто чаще приглашён? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Кто пред всеми знал почёт? Словно перчатку бросает Фамусов, как вызов звучат его последние слова: …Вы, нынешние, — нутка! И пылкий юноша принимает вызов, не заставляет себя долго ждать. В его речи резкая критика века екатерининских фаворитов и страстная защита всего нового. Чацкий «беспощадно бранит» «век минувший» за то, что раньше «тот и славился, чья чаще гнулась шея». Его критика направлена на то, что в век покорности и страха» «лесть как кружево плели» «тем, кто выше». Вельможи раболепствовали «под личиной усердия к царю». Молодой человек уверяет, что в «век нынешний» тоже есть «охотники поподличать», но они не решаются так открыто проявлять подобострастие, потому что …нынче смех страшит, и держит страх в узде… Фамусову эти пылкие речи кажутся верхом свободомыслия, и он сразу же зачисляет своего «франта-приятеля» в революционеры: Ах! боже мой! он карбонарии! «Новые люди» «вольнее дышат», они не торопятся «вписаться в полк шутов», не ищут высоких покровителей. Отметим одно важное обстоятельство. Создаётся впечатление, что в этом диалоге оппоненты не слышат друг друга, каждый говорит своё, что подтверждает фраза Фамусова: Добро заткнул я уши. То есть получается, что, как только «карбонарии» Чацкий начинает говорить, Фамусов сразу же затыкает себе уши, чтобы не слышать крамольных речей. Конец диалога напоминает разговор глухих. В этом эпизоде иронию вызывают оба героя. Несомненно, идеи свободолюбивого Чацкого симпатичны автору. Но уже этот первый поединок представителей «века нынешнего» и «века минувшего» показывает, что для Грибоедова важно не то, какие идеи лучше. Драматург убеждён, что изменения в обществе произойдут тогда, когда люди научатся слышать и понимать друг друга. Внимание! Источник Нужна помощь. Помогите ответить на вопрос. Очень срочно.Как приведенный диалог характеризует его участников? Чацкий: Источник «Большинство состоит из фамусовых»Из цикла «Вечно живая комедия»Что же ещё можно сказать о Фамусове? Мы узнаём, например, о его весьма пренебрежительном отношении к книгам. Это будет подчёркиваться неоднократно. Сначала прозвучит высказывание о дочери: Ей сна нет от французских книг, А затем оно выльется в знаменитое …Уж коли зло пресечь: Он будет враждебно относиться к знаниям, видя в них угрозу существующему порядку: « Вот молодость. читать. а после хвать!. .» — и, конечно же, Ученье — вот чума, учёность — вот причина, Иногда его речь нарочито неграмотна: Я скоро к ним вбежал! хотя в целом говорит он очень выразительно и образно (недаром многие реплики Фамусова стали поговорками). Интересно, что в разговоре с Софьей он будет бранить и учителей, и моды (ставя их на один уровень): А всё Кузнецкий мост, и вечные французы, …Дались нам эти языки! Но при случае выставит это же достоинством, рассказывая о «московских девицах»: Умеют же себя принарядить А есть ли в нём что-нибудь положительное? По-моему, да. Вспомним: … вот-с Чацкого, мне друга, Что важно в этом представлении? Во-первых, несмотря на уже достаточно определённо наметившийся конфликт с Чацким, Павел Афанасьевич не просто представляет его, но даже будто рекомендует, указывая на его лучшие качества. Во-вторых, вспомним, что сын покойного друга (о матери Чацкого Фамусов обмолвится, что она «с ума сходила восемь раз», но остаётся загадкой и то, что он, собственно, имел в виду, и то, когда она умерла, – «покойница» она ко времени действия комедии) воспитывался в доме Фамусова, вместе с Софьей, о чём скажет она сама: Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; Как жилось ему в доме Фамусова? Судя по всему, очень даже неплохо. Ведь сам он будет вспоминать прошедшие годы явно с удовольствием: Где время то? где возраст тот невинный, Конечно, воспитывали мальчика по всем правилам и обычаям того времени: и Хлёстова его « за уши дирала» , и к « Нестору негодяев знатных» на поклон возили, очевидно, надеясь на будущую протекцию, и немцев-учителей нанимали: Наш ментор, помните колпак его, халат, Наверное, не удивительно, что со временем юный Александр начал тяготиться и « съехал », редко посещая дом, где вырос, но всё же вновь стал его частым гостем, влюбившись в подрастающую Софью. Во всяком случае, хотя чуть позднее Фамусов и вспомнит с неудовольствием, что « этот франт-приятель, отъявлен мотом, сорванцом », примет он его очень радушно: Ну выкинул ты штуку! Здорово, друг, здорово, брат, здорово! Многие пишут, что на радушие Фамусова Чацкий отвечает грубостью. Помилуйте, где вы это увидели? Он ничего не говорит — а всегда ли говорят? Но есть достаточно чёткая ремарка « обнимаются », которая показывает полное отсутствие церемоний между ними. А затем герой пообещает (и это обещание покажет, что, несмотря на долгое отсутствие, Чацкий остался своим человеком в доме): Простите; я спешил скорее видеть вас, Кроме того, приехав позднее, он не менее радушно приветствуется хозяином (« А! Александр Андреич! Просим, садитесь-ка» ) и, видимо, проводит здесь весь день. Такие отношения говорят о просто родственной связи между героями и вряд ли могли бы возникнуть, будь Фамусов откровенно дурным человеком. Интересно, как реагирует Фамусов на комплименты Софье: Скажи, тебе понравилась она? И весьма показателен дальнейший диалог: — Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали? - Сказал бы я, во-первых: не блажи, Следовательно, хоть и не имеет Чацкий двух тысяч душ, но, живи он по правилам жизни Фамусова, отказа не получил бы. Относится ли Фамусов к «глупцам», по определению Грибоедова? Если говорить о его интеллектуальном богатстве, то, наверное, да, но в житейском плане – несомненно, нет. Он великолепно умеет устроиться в жизни, как правило, делает верные выводы из всего происходящего. Рассказу Софьи о встревожившем её сне он не поверит практически сразу: Да, дурен сон, как погляжу; Источник |