- Навка
- Сущность и происхождение понятия «Навка»
- Как становятся навками?
- Кто может превратиться в навку?
- Внешний облик навок
- Где обитает навка?
- Как уберечься при встрече с мертвой девой?
- Навки
- Мавки в искусстве
- rusistka
- ГОСУДАРСТВО — ДЛЯ ЛЮДЕЙ, А НЕ ЛЮДИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА!
- Не русские для России, а Россия — для русских
Навка
Н авка — это душа ребенка или девушки, ушедших из жизни не по своей воле. По преданиям, встреча с ней не несла ничего хорошего. Лишь в редких случаях мертвушка брала человека под опеку. Замыслы тех, кто хотел расположить ее к себе с помощью подарков, обычно легко разгадывались. В лучшем случае мифическое создание смеялось над хитрецом, в худшем — убивало его.
Сущность и происхождение понятия «Навка»
Навками называют разновидность мифических творений, которые существовали у некоторых славянских народностей. В зависимости от географического положения их отождествляли со злыми духами, которые способны на смертоубийство, либо с карпато-украинскими лесными паннами, либо с женскими духами гор.
Но чаще всего по ряду признаков Навок приравнивали к русалкам. Разные славянские народы называли Навку по-своему. У большинства вторым равным понятием было наименование «мавка». Кроме того, в Украине этих созданий звали майками, нявками, нейками, реже мертвушками. У болгар это были навы, либо навяки. На диалекте словинцев название звучало как навье или мавье.
Также в ходу были такие варианты, как малки и гречухи. Происхождение слова мавка/навка связывают с древним общеславянским понятием «навь», которое можно перевести как «смерть», «мертвец».
По другой теории термин появился благодаря глаголу «помавать», то есть «покачивать, кивать». Не менее распространенной является версия, связывающая название со словом «мяу», так как считалось, что мявка издает те же звуки, что и кошка.
Как становятся навками?
Легенда о появлении первой мертвушки:
Существует мнение о том, что первым созданием подобного вида стала Кострома. Это обрядовый персонаж в традиционной культуре русских крестьян. Предстает в виде молодой девушки в белых одеяниях и веточкой дуба в руках. Является сезонным героем проводов Весны.
Когда-то Кострома узнала, что ее муж Купала на самом деле приходится ей братом. От горя девушка прибежала к реке, бросилась в воду и утонула.
С тех пор ночами она скитается по берегу, и если увидит молодого мужчину, то зачаровывает его и утаскивает в омут. Только там навка понимает, что это не ее жених. Она отпускает парня, но к тому моменту он уже мертв.
Эта легенда отождествляет навок с русалками, но в то же время обозначает между ними различия.
Так навка творит зло не специально, а впадая в транс при взгляде на молодого мужчину. Кроме этого, она очаровывает только юношей, тогда как русалки могут обратить внимание на стариков, детей и женщин.
Кто может превратиться в навку?
Согласно народным преданиям, мавками могли стать:
- мертворожденные дети;
- младенцы, которые умерли некрещеными.Эта версия характерна для украинцев; малыши, умершие на Русальной неделе, то есть за 7 дней, следующих после Троицы. Таких несчастных русалки уносят в омут, где и обращают в навок;
- малолетние дети, которых задушили матери, прокляли родители или похитили черти;
- девушки-утопленницы;
- девушки, которые умерли перед свадьбой.
Некоторые народности считали, что души тех детей, которые родились мертвыми или погибли некрещеными, скитаются по миру и просят для себя крещения. Их можно увидеть во время Семика — комплекса праздничных мероприятий, посвященных переходу от весны к лету.
Малыши в белом облачении бродят в полях, в лесу или по дорогам, преследуют людей и просят окрестить их. Те, кто слышит эти жалобы, должны произнести особые слова, тогда блуждающие души обретут покой. Такой обряд «крещения» действует только в течение 7 лет после смерти ребенка. Потом он обращается в навку.
Внешний облик навок
Народная фантазия наделяла мертвушек внешностью девочек семилетнего возраста или юных дев. Одеты они были в белые длинные рубашки без пояса, прозрачные платья, а могли появиться перед прохожим в обнаженном виде.
Юные погибшие девушки представлялись людям высокими, стройными, зеленоглазыми, с белоснежной кожей. Иногда вместо ног у духа имелся серебристый хвост.
В древних верованиях навки обязательно обладали длинными волосами, обычно русыми, с зеленоватым оттенком. Свою шевелюру они заплетали в косы или оставляли распущенной, но обязательно украшали весенними цветами. Отличительной чертой внешности мертвых дев являлась красота, которой никогда не обладала земная девушка.
Есть поверья, где говорится, что некоторые некрасивые девушки топились сознательно, чтобы перевоплотиться в мавок и стать прекрасными. Только вот красота мифических созданий была обманной. Они лишь спереди казались красавицами. Увидевшие их сзади, могли разглядеть отсутствие на спине кожи.
В результате прохожему были видны зеленоватые легкие и остановившееся сердце. Из-за такой особенности навок часто звали «не имеющие спины».
Где обитает навка?
Обычно эти духи небольшими группами живут в реках или озерах. Летом они появляются на поверхности источников в утренние, вечерние часы, а также ночью. Любят купаться, плескаться водой или сидеть на прибрежных камнях, расчесывая волосы. Нередко мавки встречаются в лесах. Они часто покидают свои жилища в водоемах и гуляют на лесных опушках, либо сидят в кронах деревьев. Могут шумной компанией водить хороводы, как обычные девушки. Также забредают на поля с высокой и густой травой.
По верованиям гуцулов (горцев из Карпат) мертвушки обитают на земле только летом, с зимними холодами они поднимаются в горы, где живут в ямах и пещерах.
Навка и ее отношение к людям
Мертвых дев чаще всего считали опасными и вредными созданиями. Согласно легендам они мстили живым людям за то, что те не смогли предотвратить их раннюю смерть, дали погибнуть некрещеными, лишив тем самым покоя и небесного царства. Свой нежный голос навки использовали, чтобы сбить путника с дороги, заманить в глушь, болото, гиблое место и там убить.
Другим любимым способом расправы являлась щекотка. Злобные духи могли защекотать человека насмерть. Также существа были способны оторвать прохожему голову.
Гуцульские народности считали, что навка часто приходила ночами в дом и сосала грудь спящих мужчины или женщины. Люди заболевали, начинали чахнуть и, в итоге, умирали.
По аналогии с русалками, навьи завлекали юношей, вступали с ними в связь, а потом убивали. Мертвая дева могла так зачаровать парня, что он выслеживал ее у водоема, крал одежду и заставлял выйти замуж. Но такой союз обычно заканчивался плачевно. Навка исчезала, а заколдованный мужчина умирал от тоски.
Бывало так, что мертвушка благоволила кому-либо. Этот человек становился удачливым, его дела шли в гору, а урожаи были богатыми. Дева могла указать ему место, где находится клад. Приходила на помощь, если подопечный тонул, помогала выбраться невредимым из воды.
Как уберечься при встрече с мертвой девой?
Легенды говорят, что спастись от мертвушки можно, подарив ей гребешок. Мифические создания любят сидеть на берегу и перебирать свои локоны. Если отдать гребень, то они расчешут волосы и нырнут в реку, не тронув путника . Но саму расческу потом лучше выкинуть, иначе можно облысеть. Тех, кто пожадничал, навки могут замучить до смерти.
Кое-где считается, что откупаться следует чем-нибудь из одежды. Особо находчивые избегали смерти, отшучиваясь, так как навьи очень любят веселиться. Защититься от мертвых дев, согласно верованиям, можно с помощью чеснока, хрена, полыни, любистока, лука.
В других источниках говорится, что полынь и чеснок навье не страшны, так же как и железо. Легенды утверждают, что и серебро не оказывает на нее никакого действия.
Навка присутствует в мифах и легендах каждого народа, с помощью которых люди когда-то пытались объяснить жизненные процессы, выразить свое отношение к миру. Различные предания породили обилие мистических существ, дружественных или чуждых человеку. В славянской культуре, наряду с другими волшебными созданиями, присутствует дух, называемый навкой. Этот персонаж происходит из поверий Украины.
Источник
Навки
Ма́вки (на́вки) — славянские мифические существа, имеют много сходств с русалками; у украинцев — мавки, майки, нейки, у болгар — навяки или навы, у словинцев мавье, навье, мовье.
Название произошло от старославянского «мав» — мертвец.
Мавками становятся малолетние дети, умершие без крещения или задушенные матерями, мертворождённые. Также мавкой может стать ребёнок, умерший на Русальной неделе. Считаются, что таких детей забирают русалки, уносят их к себе в воды, где превращают их в мавок. Поверье позднее, христианизированной Руси.
Их представляют в виде детей или дев с длинными волосами, в белых сорочках. Особенностью внешнего вида Мавок является отсутствие кожного покрова на спине, в результате чего сзади у них можно было видеть все внутренности. По этой причине их также называют «не имеющие спины».
Они скрываются в лесах, на полях, в реках и озёрах, часто сближаются с русалками и мстят людям, за то что допустили их раннюю смерть, сбивая путников с дороги, заводя в болота и убивая, могут защекотать до смерти. Так же, как и русалки, часто завлекают к себе мужчин и убивают их. Часто просят путников дать им гребешок. Если гребешок получают, то расчесываются и уходят, иначе могут погубить.
На Русальную неделю бегают по полям и напевают — «Меня мать родила, некрещеную похоронила!» — укр. «Мене мати породила, нехрещену схоронила!» .
По представлениям словинцев, Мавки летают по воздуху в виде больших черных птиц с большими клювом и когтями, которыми они задирают людей до смерти.
Если на них брызнуть водой и сказать «Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа», они обращаются в ангелов и оказывают своему благодетелю большие услуги. Это может произойти только в течение семи лет, после того, как ребенок превратился в мавку. Если же в течение семи лет мавку никто не покрестит, то она навсегда остается мавкой.
Защитой от мавок по народным поверьям служит чеснок, хрен и полынь.
Мавки в искусстве
- У А. Н. Толстого есть стихотворвение озаглавленное «Мавка»:
Пусть покойник мирно спит;
Есть монаху тихий скит;
Птице нужен сок плода,
Древу — ветер да вода.
Я ж гляжу на дно ручья,
Я пою — и я ничья..
Что мне ветер!
Я быстрей!
Рот мой ягоды алей!
День уйдет, а ночь глуха,
Жду я песни пастуха!
Ты, пастух, играй в трубу,
Ты найди свою судьбу,
В сизых травах у ручья.
Я лежу — и я ничья.
Источник
rusistka
ГОСУДАРСТВО — ДЛЯ ЛЮДЕЙ, А НЕ ЛЮДИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА!
Не русские для России, а Россия — для русских
Ма́вки (на́вки; укр. мавки, майки, нявки, нейки; болг. навяки, навы; словин. мавье, навье, мовье) — славянские мифические существа, злые духи, русалки. По ряду признаков близки русалкам, карпато-украинским «лесным паннам» или горным женским духам.
Считалось, что мавками становятся мертворождённые дети, умершие некрещёные младенцы, либо те, что умерли на Русальной неделе. Реже встречаются поверья, что в мавок превращаются дети, проклятые родителями или похищенные нечистой силой.
Слово мавка (навка), видимо, образовано от общеславянского «навь», означавшего «смерть», «мёртвое тело». Существует предположение, что оно восходит к праиндоевропейскому корню *nau- «труп», ср. готск. naus «мертвец» и тохар. naut «погибнуть».
Мавками становятся малолетние дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Также мавкой может стать ребёнок, умерший на Русальной неделе. Украинцы считают, что после смерти такие дети попадают к русалкам. Их представляют в виде детей или дев с длинными волосами, в белых сорочках. Особенностью внешнего вида мавок является отсутствие кожного покрова на спине, в результате чего сзади у них можно было видеть все внутренности. По этой причине их также называют «не имеющие спины».
Они скрываются в лесах, на полях, в реках и озёрах, часто сближаются с русалками и мстят людям, за то, что допустили их раннюю смерть, сбивая путников с дороги, заводя в болота и убивая, могут защекотать до смерти. Так же, как и русалки, часто завлекают к себе мужчин и убивают их. Часто просят путников дать им гребешок. Если гребешок получают, то расчёсываются и уходят, иначе могут погубить.
На Русальную неделю бегают по полям и напевают — «Меня мать породила, некрещёную схоронила!» (укр. «Мене мати породила, нехрещену схоронила!»).
По единичным украинским поверьям, мавки появлялись на земле в то время, «когда земля покрывалась весенней зеленью».
Источник
НАВЬ (др.-рус. «навь», от слав. *nаvь, из индоевроп. *nаНu-, вид погребального обряда), в славянской мифологии воплощение смерти, первоначально связанное, по-видимому, с представлением о погребальной ладье (индоевроп. *nаНu-), на которой плывут в царство мёртвых. Общеславянским является также представление о навьей косточке, которая считается причиной смерти и сохраняется в разлагающемся трупе: старочеш. kost návná, чеш. návni kost (ср. литов. navi-kaulis, «навья косточка», латыш, náves celinš, «роковой знак на лице ребёнка», — свидетельства балтославянских истоков этого представления). Родственное Н. имя самостоятельного божества — Nya в списке польских богов у Я. Длугоша (15 в.), отождествляемый с римским Плутоном. У других славянских народов к представлениям о Н. восходят целые классы мифологических существ, связанных со смертью: украинские навки, мавки, болгарские нави — злые духи, двенадцать колдуний, которые сосут кровь у родильниц. В «Повести временных лет» эпидемия в Полоцке приписывается мертвецам, скачущим на невидимых конях по улицам: «навье бьют полочаны». У восточных славян существовал особый Навий день, день поминовения умерших, позднее приуроченный к последнему четвергу великого поста (укр. Навский велик-день, Мавський великдень, Мертвецький велик-день; соответствующий день в балтийской традиции приходится на осень — см. в ст. Велс).
Лит.: Eckert R., Zum Problem der baltisch-slawischen Sprachbeziehungen, «Zeitschrift fur Slawistlk., 1972, Bd 17, Н. 5.
В. И., В. Т.
Навье, навы — древние мифические существа, насылавшие смерть; кроме того, слово Н. означает мертвеца. Нава у славян означало еще лодку и могилу, что указывает на древний обряд похорон в ладье. В древних текстах Ветхого Завета и в повести о Петре и Февронии слово Н. употребляется в значении могилы. В некоторых местах Болгарии навы удержали древнее значение духов болезни и смерти. В Македонии нави — мифические существа, мучащие женщин при родах. См. профессор Соболевский в «Русском Филологическом Вестнике» (1890) и ст. профессора Матова, «Верзиулово коло и навите» (в «Болгарском Прегледе», 1895, кн. 9—10).
Источник
Источник