Национализация предприятий что это значит

Национализация предприятий что это значит

О национализации организаций

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция) в Российской Федерации гарантируются поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно статье 35 Конституции право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

При этом принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 235 Гражданского кодекса.

Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 Гражданского кодекса.

На основании изложенного, защита равным образом всех форм собственности, необходимость предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества, подлежащего принудительному отчуждению для государственных нужд, являются основой конституционного строя в Российской Федерации.

Источник

Национализация

Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Национализация может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

Согласно ст. 235 ГК РФ [1] национализация проводится в порядке, установленном федеральным законом. Поскольку такой закон в настоящее время не принят, национализация в России проводиться не может. Однако на практике это относится лишь к безвозмездной национализации. Полный или частичный выкуп государством вполне возможен на основании обычных договоров купли/продажи.

Содержание

Национализация в истории

  • Национализация крупной промышленности, объектов недвижимости и банков в Советской России в результате прихода большевиков к власти.
  • Национализация нефтедобычи в Мексике в 1938 правительством Ласаро Карденаса
  • Национализация ряда отраслей промышленности в Великобритании в 1940-х годах
  • Национализация Суэцкого каналаправительством Египта в 1956 (см. Суэцкий кризис)
  • Национализация американских предприятий на Кубе в 1959-1960 годах
  • Национализация горнорудной промышленности в Чили в 1970-х годах (при президенте Сальвадоре Альенде)
  • Национализация нефтедобычи в Венесуэле в 1976 г.

Современная российская интерпретация

Новое определение национализации — бархатная реприватизация — впервые было использовано главой «Финансгрупп» Олегом Шварцманом в интервью газете «Коммерсантъ». В статье, которая называлась «Партию для нас олицетворяет силовой блок, который возглавляет Игорь Иванович Сечин», он рассказал, что под прикрытием администрации правительства работает структура, целью которой является изъятие законными или иными методами прибыльных предприятий у их владельцев. [2]

См. также

Примечания

  1. http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/5_35.html#p2135 — Статья 235. Основания прекращения права собственности
  2. Олег Шварцман «Партию для нас олицетворяет силовой блок, который возглавляет Игорь Иванович Сечин» // «Коммерсантъ» № 221 (3797) от 30.11.2007

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Национализация» в других словарях:

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — 1) см. натурализация. 2) делать что либо национальной собственностью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ [фр., англ. nationalisation Словарь иностранных слов русского языка

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, национализации, жен. (франц. nationalisation) (полит.). 1. Изъятие имущества из частной собственности и обращение его в собственность государства. Национализация земли. Национализация фабрик и заводов. 2. Организация чего нибудь… … Толковый словарь Ушакова

Национализация — (nationalization) Процесс передачи активов компании в собственность государства. Примерами национализированных отраслей в Великобритании могут служить Британская угольная корпорация (прежнее Национальное управление угольной промышленности) и… … Финансовый словарь

Национализация — (nationalization) Процесс передачи активов компании в собственность государства. Примерами национализированных отраслей в Великобритании могут служить Управление национальной угольной промышленности и Британские железные дороги. Исторически… … Словарь бизнес-терминов

национализация — и, ж. nationalisation f. 1. Передача частной собственности (предприятий, банков, отраслей производства и т. п.) в собственность государства. БАС 1. Молодой Тсорин .. разговаривал с крестьянами, развивая среди них теорию социализма вообще и в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — (nationalization) Введение государственной собственности и контроля над ресурсами и деятельностью, которыми раньше занимались частные предприниматели или местные организации. Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Дж.… … Экономический словарь

Национализация — (nationalization) Переход частной собственности в общественную, в Британии обычно в форме публичных корпораций. Главная волна национализации в Британии пришлась на время правления лейбористов (1945–51). Тогда в общественную собственность передали … Политология. Словарь.

Национализация — (от лат. natio народ; англ., фр. nationalisation) основанный на законодательстве переход в собственность государства или общества земли, промышленных и торговых предприятий, банков, транспорта и др. объектов и отраслей экономики, находящихся в … Энциклопедия права

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — мера социально экономической политики государства, в силу которой имущество, находящееся в частной собственности, передается в собственность государства; одно из оснований прекращения права собственности. Право государства на Н. частной… … Юридический словарь

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т.д. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп … Современная энциклопедия

Источник

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — пе­ре­вод в соб­ст­вен­ность го­су­дар­ст­ва иму­ще­ст­ва, при­над­ле­жа­ще­го ча­ст­ным ли­цам или кол­лек­тив­ным соб­ст­вен­ни­кам, на воз­мезд­ной или без­воз­мезд­ной ос­но­ве.

Ха­рак­тер национализации за­ви­сит от то­го, кем, в ка­ких це­лях и в ка­кую ис­торическую эпо­ху она про­во­дит­ся. Национализация мо­жет дик­то­вать­ся эко­но­мической це­ле­со­об­раз­но­стью (ча­ще все­го на­цио­на­ли­зи­ру­ют­ся ка­пи­та­ло­ём­кие и ма­ло­рен­та­бель­ные пред­при­ятия), не­об­хо­ди­мо­стью ук­ре­п­ле­ния обо­ро­но­спо­соб­но­сти стра­ны, за­да­чей смяг­че­ния со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки, а так­же по­ли­тическими це­ля­ми. Бы­ва­ет час­тич­ной (национализация час­ти ак­ций или национализация отдельных ком­па­ний и от­рас­лей) и гло­баль­ной (национализация иму­ще­ст­ва прак­ти­че­ски всех субъ­ек­тов хо­зяй­ст­во­ва­ния в стра­не). Пра­во го­су­дар­ст­ва на­цио­на­ли­зи­ро­вать соб­ст­вен­ность пре­ду­смот­ре­но в Хар­тии эко­но­ми­че­ских прав и обя­зан­но­стей го­су­дарств (1974 год).

За­ко­но­да­тель­ст­во боль­шин­ст­ва стран оп­ре­де­ля­ет национализацию как эко­но­мическую ме­ру, про­во­ди­мую в об­ществ. ин­те­ре­сах на ос­но­ва­нии специального ак­та ком­пе­тентно­го государственного ор­га­на с вы­пла­той ком­пен­са­ции соб­ст­вен­ни­ку на­цио­на­ли­зи­руе­мо­го иму­ще­ст­ва. За­кон о национализации име­ет экс­тер­ри­то­ри­аль­ное дей­ст­вие, т. е. дол­жен при­зна­вать­ся и за пре­де­ла­ми стра­ны. Го­су­дар­ст­во, при­ни­маю­щее ре­ше­ние о национализации, мо­жет пу­тём за­клю­че­ния ме­ж­ду­народных со­гла­ше­ний уре­гу­ли­ро­вать во­прос об иму­щественных пре­тен­зи­ях с го­су­дар­ст­ва­ми, чьи ин­те­ре­сы бы­ли за­тро­ну­ты. Национализацию от­ли­ча­ют от со­циа­ли­за­ции как раз­ви­ваю­ще­го­ся про­цес­са пе­ре­да­чи в кол­лек­тив­ную соб­ст­вен­ность средств и ре­зуль­та­тов про­из­вод­ст­ва без рез­ко­го на­ру­ше­ния дея­тель­но­сти хо­зяйственного ме­ха­низ­ма, кон­фи­ска­ции как ме­ры на­ка­за­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го по­ряд­ка, се­к­ве­ст­ра — временного ог­ра­ни­че­ния или за­пре­та на поль­зо­ва­ние иму­ще­ст­вом в чрез­вы­чай­ных об­стоя­тель­ст­вах.

Идея национализации за­ро­ди­лась в ле­вых кру­гах в XIX веке, пер­во­на­чаль­но как су­гу­бо по­ли­ти­че­ская (по­сту­лат об об­ра­ще­нии средств про­из­вод­ст­ва в об­щественную соб­ст­вен­ность в ка­че­ст­ве од­но­го из важ­ней­ших ус­ло­вий по­строе­ния со­циа­ли­стического об­ще­ст­ва в 1848 году вклю­чён К. Мар­ксом и Ф. Эн­гель­сом в «Ма­ни­фест Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии»). Та­ко­вой она в об­щих чер­тах ос­та­ёт­ся в про­грамм­ных до­ку­мен­тах ком­му­ни­стических пар­тий и в на­ши дни. По­сте­пен­но в XIX веке, и осо­бен­но в XX веке, бур­жу­аз­ны­ми учё­ны­ми и прак­ти­ка­ми ос­мыс­ле­на идея национализации как сред­ст­ва мак­ро­эко­но­мической ста­би­ли­за­ции, она бы­ла до­пол­не­на кон­цеп­ци­ей кейн­си­ан­ст­ва.

Государственная соб­ст­вен­ность ста­ла рас­смат­ри­вать­ся в ка­че­ст­ве не­об­хо­ди­мо­го ус­ло­вия государственного ре­гу­ли­ро­ва­ния, при этом ин­ве­сти­ци­ям го­су­дар­ст­ва при­да­ва­лась роль ско­рее сред­ст­ва сгла­жи­ва­ния со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ст­ва в пе­рио­ды эко­но­мических спа­дов, в мень­шей сте­пе­ни — спо­со­ба по­вы­ше­ния про­из­во­ди­тель­но­сти. В та­ком ви­де идей национализация и рас­ши­ре­ния государственного уча­стия в эко­но­ми­ке при­дер­жи­ва­ют­ся со­ци­ал-де­мо­кра­тические пар­тии, а так­же пра­ви­тель­ст­ва, где цен­три­ст­ские или ле­вые си­лы по­лу­ча­ют зна­чительное пред­ста­ви­тель­ст­во. Идее национализации про­ти­во­сто­ит ли­бе­раль­ная эко­но­мическая мо­дель, пре­ду­смат­ри­ваю­щая в це­лом по­сле­до­ва­тельное са­мо­уст­ра­не­ние го­су­дар­ст­ва от уча­стия в ре­гу­ли­ро­ва­нии эко­но­ми­ки. В за­ви­си­мо­сти от ис­то­рических и эко­но­мических об­стоя­тельств ак­ту­аль­ной ста­но­вит­ся то од­на, то дру­гая из этих мо­де­лей.

Впер­вые на прак­ти­ке наи­бо­лее мас­штаб­ная в ис­то­рии национализация про­ве­де­на в советской Рос­сии по­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года. Она яв­ля­лась од­ним из ин­ст­ру­мен­тов ук­ре­п­ле­ния вла­сти советского пра­ви­тель­ст­ва и по­ли­ти­ки строи­тель­ст­ва со­циа­ли­стического об­ще­ст­ва. Осу­ще­ст­в­ля­лась на без­воз­мезд­ной ос­но­ве. Пер­вый акт национализации — Дек­рет о зем­ле, от­ме­нив­ший ча­ст­ную соб­ст­вен­ность на зем­лю и её не­дра. Фак­ти­че­ски весь зе­мель­ный фонд пе­ре­хо­дил в соб­ст­вен­ность го­су­дар­ст­ва, что позд­нее бы­ло кон­кре­ти­зи­ро­ва­но «По­ло­же­ни­ем о со­циа­ли­сти­ческом зем­ле­уст­рой­ст­ве и ме­рах пе­ре­хо­да к со­циа­ли­сти­че­ско­му зем­ле­де­лию» от 14.02.1919 года (главной це­лью со­циа­ли­стических пре­об­ра­зо­ва­ний на се­ле при­зна­ва­лось об­об­ще­ст­в­ле­ние зем­ле­поль­зо­ва­ния и соз­да­ние еди­но­го про­из­водственного хо­зяй­ст­ва) и за­кре­п­ле­но статьей 2 Зе­мель­но­го ко­дек­са РСФСР 1922 года.

Национализации промышленности пред­ше­ст­во­ва­ло вве­де­ние ре­ше­ни­ем ВЦИК и СНК от 14(27). 11.1917 года ра­бо­че­го кон­тро­ля на пред­при­яти­ях (рас­про­стра­нял­ся на про­изводство, ку­п­лю-про­да­жу, хра­не­ние про­дук­тов, сы­рья и фи­нан­со­вую дея­тель­ность). От­каз вла­дель­цев и ад­ми­ни­ст­ра­ции пред­при­ятий под­чи­нять­ся тре­бо­ва­ни­ям ра­бо­че­го кон­тро­ля вы­звал по­спеш­ную и сти­хий­ную в тот пе­ри­од национализацию, ини­циа­то­ра­ми ко­то­рой вы­сту­па­ли фаб­рич­но-за­во­дские ко­ми­те­ты и ра­ди­каль­но на­стро­ен­ные ме­ст­ные вла­сти (но­ябрь 1917 года — февраль 1918 года; «крас­но­гвар­дей­ская ата­ка на ка­пи­тал»). К мар­ту 1918 года, по дан­ным промышленной пе­ре­пи­си то­го же го­да (не ох­ва­ты­ва­ла Урал, Дон­басс, Тур­ке­стан, Си­бирь и Даль­ний Вос­ток), на­цио­на­ли­зи­ро­ва­но свыше 800 пред­при­ятий, главным образом в центральных и северо-западных гу­бер­ни­ях, а так­же в По­волжье.

Дек­рет ВЦИК «О на­цио­на­ли­за­ции бан­ков» от 14(27).12.1917 года вво­дил государственную мо­но­по­лию на бан­ков­ское де­ло. Ак­цио­нер­ные ком­мерческие бан­ки и бан­кир­ские кон­то­ры под­ле­жа­ли слия­нию с бывшим Государственным бан­ком Рос­сии (на­хо­дил­ся под кон­тро­лем боль­ше­ви­ков по­сле их при­хо­да к вла­сти) в еди­ный На­род­ный банк РСФСР; ипо­теч­ные бан­ки, об­ще­ст­ва вза­им­но­го кре­ди­та и пр. ли­к­ви­ди­ро­ва­лись. В ве­де­ние советского пра­ви­тель­ст­ва пе­ре­шли зо­ло­той за­пас Рос­сии, де­неж­ные сред­ст­ва и эмис­сия де­нег. Со­глас­но дек­ре­там СНК РСФСР, соб­ст­вен­но­стью го­су­дар­ст­ва ста­ли мор­ской и реч­ной тор­го­вый флот [23.01(05.02). 1918 года], же­лез­ные до­ро­ги и железнодорожный транс­порт (фак­ти­че­ски в начале 1918 года, юри­ди­че­ски — в со­от­вет­ст­вии с дек­ре­та­ми от 28.06.1918 года и 04.09.1918 года), ус­та­нов­ле­на государственная мо­но­по­лия на внеш­нюю (22.04.1918 года) и внутреннюю (21.11.1918 года) тор­гов­лю.

Ого­су­дар­ст­вле­ние бан­ков­ских ка­пи­та­лов соз­да­ло бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для ра­ди­каль­ной и по­сле­до­ва­тель­ной национализации круп­ной промышленности. Дек­ре­том СНК от 28.06.1918 года на­ча­та национализация це­лых от­рас­лей. К осе­ни 1918 года на­цио­на­ли­зи­ро­ва­но свыше 9,5 тыс. пред­при­ятий, вес­ной 1919 года национализация круп­ной промышленности бы­ла прак­ти­че­ски пол­но­стью окон­че­на. Ле­том 1919 года мас­со­вая национализация рас­про­стра­не­на на сред­ние и не­большие пред­при­ятия, по­ста­нов­ле­ни­ем ВСНХ от 29.11.1920 года на­цио­на­ли­зи­ро­ва­лись все пред­при­ятия с чис­лом ра­бо­чих свыше 5 при ме­ха­ническом дви­га­те­ле или свыше 10 — без ме­ха­нического дви­га­те­ля. В ре­зуль­та­те об­щее чис­ло на­цио­на­ли­зи­рованных пред­при­ятий пре­вы­си­ло 37 тыс. В ус­ло­ви­ях про­ве­де­ния но­вой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки советское пра­ви­тель­ст­во в 1921-1922 годах про­ве­ло час­тич­ную де­на­цио­на­ли­за­цию (её ито­ги свёр­ну­ты с окон­ча­ни­ем НЭПа). Од­на­ко все важ­ней­шие сред­ст­ва про­изводства, железнодорожный, вод­ный и воздушный транс­порт, бан­ки, сред­ст­ва свя­зи, объ­ек­ты хо­зяйственной и со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры ос­та­ва­лись в государственной соб­ст­вен­но­сти, что бы­ло за­фик­си­ро­ва­но статьей 15 Кон­сти­ту­ции РСФСР 1925 года, на со­юз­ном уров­не — статьей 6 Кон­сти­ту­ции СССР 1936 года и статьей 11 Кон­сти­ту­ции СССР 1977 года.

Для управ­ле­ния на­цио­на­ли­зи­рованной соб­ст­вен­но­стью соз­дан ог­ром­ный государственный ап­па­рат во гла­ве с ВСНХ. На­ря­ду с государственной соб­ст­вен­но­стью, имев­шей оп­ре­де­ляю­щее зна­че­ние для советской эко­но­ми­ки, про­дол­жа­ли су­ще­ст­во­вать соб­ст­вен­ность кол­хоз­ная и коо­пе­ра­тив­ная, а так­же соб­ствен­ность ос­но­ван­ных на лич­ном тру­де без при­вле­че­ния на­ём­ной ра­бо­чей си­лы мел­ких ча­ст­ных хо­зяйств еди­но­лич­ных кре­сть­ян и кус­та­рей. В свя­зи с низ­кой эф­фек­тив­но­стью цен­тра­ли­зо­ван­но ре­гу­ли­руе­мой государственной эко­но­ми­ки советское ру­ко­вод­ство в хо­де пе­ре­строй­ки вновь на­ча­ло про­во­дить по­ли­ти­ку де­на­цио­на­ли­за­ции: в 1987-1990 годах рас­ши­ре­ны воз­мож­но­сти для пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти коо­пе­ра­тив­ных пред­при­ятий в сфе­ре ус­луг, про­из­вод­ст­ве по­тре­би­тель­ских то­ва­ров, сельском хозяйстве, бы­ла на­ру­ше­на государственная мо­но­по­лия в бан­ков­ской сфе­ре и пр.

В со­от­вет­ст­вии с «Ос­но­ва­ми за­ко­но­да­тель­ст­ва Сою­за ССР и со­юз­ных рес­пуб­лик о зем­ле» (28.02.1990 года) гра­ж­да­нам пре­дос­тав­ле­но «пра­во на по­лу­че­ние в по­жиз­нен­ное на­сле­дуе­мое вла­де­ние зе­мель­ных уча­ст­ков» для за­ня­тия сельским хозяйством, строи­тель­ст­ва и др. про­из­водственной дея­тель­но­сти. За­кон СССР «Об ос­нов­ных на­ча­лах раз­го­су­дар­ст­вле­ния и при­ва­ти­за­ции» от 01.07.1991 года оп­ре­де­лял прин­ци­пы и ус­ло­вия пре­об­ра­зо­ва­ния государственных пред­при­ятий в ча­ст­ные ин­ди­ви­ду­аль­ные, ча­ст­но-кол­лек­тив­ные, коо­пе­ра­тив­ные, аренд­ные и др. (с рас­па­дом СССР в декабре 1991 года ут­ра­тил си­лу).

В Российской Фе­де­ра­ции с 1992 года раз­вер­ну­лась ши­ро­кая при­ва­ти­за­ция государственной соб­ст­вен­но­сти, став­шая важ­ней­шим фак­то­ром раз­ви­тия ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Кон­сти­ту­ция Российской Фе­де­ра­ции в рав­ной ме­ре га­ран­ти­ру­ет пра­ва и за­щи­ту ча­ст­ной, государственной, му­ни­ци­паль­ной и др. форм соб­ст­вен­но­сти. Со­глас­но Гра­ж­дан­ско­му ко­дек­су РФ (статья 235), национализаци долж­на про­во­дить­ся в по­ряд­ке, ус­та­нов­лен­ном фе­де­раль­ным за­ко­ном (в на­стоя­щий мо­мент не при­нят). Пол­ный или час­тич­ный вы­куп пред­при­ятий го­су­дар­ст­вом воз­мо­жен на ос­но­ва­нии обыч­ных до­го­во­ров ку­п­ли-про­да­жи.

В стра­нах ры­ноч­ной эко­но­ми­ки к национализации об­ра­ща­ют­ся, как пра­ви­ло, во вре­мя эко­но­мических кри­зи­сов или для пре­одо­ле­ния не­га­тив­ных по­след­ст­вий войн, в зна­чительной сте­пе­ни под влия­ни­ем ле­вых сил. В го­ды Ве­ли­кой де­прес­сии час­тич­ную национализацию про­вёл ряд ев­ропейских стран, например пра­ви­тель­ст­во На­род­но­го фрон­та во Фран­ции на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ло несколько во­енных за­во­дов, в 1937 году об­ра­зо­ва­ло Национальное общество же­лез­ных до­рог, под управ­ле­ние ко­то­ро­го пе­ре­шли все французские же­лез­ные до­ро­ги. После Второй ми­ро­вой вой­ны для пре­одо­ле­ния её по­след­ст­вий во Фран­ции и лей­бо­ри­ст­ским пра­ви­тель­ст­вом в Ве­ли­ко­бри­та­нии на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ны со­от­вет­ст­вен­но Банк Фран­ции и Банк Анг­лии, а так­же уголь­ная промышленность, про­изводство элек­тро­энер­гии, га­за, транс­порт, не­ко­то­рые др. от­рас­ли.

С конца 1980-х годов рост зна­че­ния ли­бе­раль­ных цен­но­стей в эко­но­ми­ке боль­шин­ст­ва за­пад­ных стран всё бо­лее уси­ли­вал­ся. Это во мно­гом, ка­за­лось бы, окон­ча­тель­но сня­ло с по­ве­ст­ки дня во­прос о национализации. Од­на­ко эко­но­мический кри­зис, на­чав­ший­ся в 2008 году, за­ста­вил ру­ко­во­дство многих ин­ду­ст­ри­аль­ных стран, да­же ори­ен­ти­ро­ван­ных на су­гу­бо ли­бе­раль­ные цен­но­сти, об­ра­тить­ся к час­тич­ной национализации как од­но­му из наи­бо­лее по­пу­ляр­ных ан­ти­кри­зис­ных средств. Например, в США рес­пуб­ли­кан­ское пра­ви­тель­ст­во по­шло на бес­пре­це­дент­ный шаг и осу­ще­ст­ви­ло фи­нан­со­вые инъ­ек­ции в об­мен на при­ви­ле­ги­ро­ван­ные ак­ции ря­да бан­ков, в т. ч. Fannie Mae и Freddie Mac, в 2009 году зая­ви­ло о го­тов­но­сти в рам­ках ан­ти­кри­зис­ной про­грам­мы кон­вер­ти­ро­вать их в обыч­ные (го­ло­сую­щие) ак­ции, что не­ко­то­рые экс­пер­ты на­зва­ли «пол­зу­чей национализацией»; в Ве­ли­ко­бри­та­нии лей­бо­ри­ст­ское пра­ви­тель­ст­во вы­ку­пи­ло зна­чительную до­лю ак­ций бан­ков Royal Bank of Scotland (RBS) и Lloyds Banking Group (об­ра­зо­ван в ре­зуль­та­те слия­ния Lloyds TSB и HBOS). Рос­сия во вре­мя эко­но­мического кри­зи­са от­ка­за­лась при­бег­нуть к пря­мой национализации круп­ных фи­нан­со­вых ин­сти­ту­тов, под­дер­жав су­ще­ст­вую­щий фи­нан­со­вый сек­тор.

Национализация в раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах — важ­ное сред­ст­во за­вое­ва­ния эко­но­мической не­за­ви­си­мо­сти в пер­вую оче­редь от иностранного ка­пи­та­ла, ко­то­ро­му в про­шлом при­над­ле­жа­ла зна­чительная часть основных средств про­изводства и транс­пор­та. В этих стра­нах национализацией на­зы­ва­ют пе­ре­ход соб­ст­вен­но­сти иностранных ком­па­ний не толь­ко в ру­ки го­су­дар­ст­ва, но и к пред­ста­ви­те­лям национальных пред­при­ни­мательских кру­гов. В хо­де про­ве­дён­ных в раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах аг­рар­ных ре­форм часть зем­ли пе­ре­шла в государственный сек­тор. Про­изводство, как пра­ви­ло, на­цио­на­ли­зи­ру­ет­ся, ес­ли пра­ви­тель­ст­во счи­та­ет, что иностранная ком­па­ния экс­пор­ти­ру­ет слиш­ком боль­шую часть при­бы­ли за ру­беж. Но ес­ли эко­но­ми­че­ски раз­ви­тые стра­ны счи­та­ют, что национализация ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти долж­на про­ис­хо­дить в со­от­вет­ст­вии с «ми­ни­му­мом ме­ж­ду­народного стан­дар­та», за­креп­лён­но­го ме­ж­ду­народным пра­вом, то раз­ви­ваю­щие­ся стра­ны, на­про­тив, на­стаи­ва­ют на том, что об­стоя­тель­ст­ва и ус­ло­вия национализации долж­ны ос­та­вать­ся на ус­мот­ре­ние на­цио­на­ли­зи­рую­щих го­су­дарств, а национализация долж­на про­хо­дить в со­от­вет­ст­вии с национальным за­ко­но­да­тель­ст­вом.

Про­цесс по­стко­ло­ни­аль­но­го раз­ви­тия со­про­во­ж­дал­ся тре­бо­ва­ни­ем раз­ви­ваю­щих­ся стран ус­та­но­вить но­вый ме­ж­ду­народный эко­но­мический по­ря­док. Оно на­шло вы­ра­же­ние в ре­зо­лю­ции Ге­не­раль­ной Ас­самб­леи ООН о по­сто­ян­ном су­ве­ре­ни­те­те над при­род­ны­ми ре­сур­са­ми (1962 год), за­кре­пив­шей воз­мож­ность национализации в це­лях обес­пе­че­ния национальных ин­те­ре­сов. В слу­ча­ях национализации в со­от­вет­ст­вии с национальным за­ко­но­да­тель­ст­вом и со­блю­де­ни­ем пра­вил ме­ж­ду­народного пра­ва пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся воз­ме­ще­ние соб­ст­вен­ни­ку на­цио­на­ли­зи­руе­мо­го иму­ще­ст­ва.

Ис­то­рический опыт по­ка­зы­ва­ет, что национализация, как и об­рат­ный про­цесс — при­ва­ти­за­ция, яв­ля­ют­ся мощ­ны­ми сред­ст­ва­ми ре­ше­ния про­блем раз­ви­тия эко­но­ми­ки и при­но­сят по­ло­жи­тель­ный эф­фект, ко­гда вы­сту­па­ют как ин­ст­ру­мен­ты эко­но­мической по­ли­ти­ки, а не в ка­че­ст­ве спо­со­бов дос­ти­же­ния док­три­наль­ных це­лей.

Исторические источники:

На­цио­на­ли­за­ция про­мыш­лен­но­сти в СССР. Сб. до­ку­мен­тов и ма­те­риа­лов 1917–1920 гг. М., 1954.

Источник

Читайте также:  Что значит хороший ттг
Оцените статью