- Мазать дегтем ворота
- В словарях
- Примеры
- Применение дегтя и земли в качестве оберега
- Родная земля
- Значение словосочетания «ворота дёгтем»
- Значение слова «ворота»
- Значение слова «дёготь»
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «ворота»
- Ассоциации к слову «дёготь»
- Синонимы к словосочетанию «ворота дёгтем»
- Предложения со словосочетанием «ворота дёгтем»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «ворота дёгтем»
- Сочетаемость слова «ворота»
- Сочетаемость слова «дёготь»
- Афоризмы русских писателей со словом «ворота»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «ворота»
- Значение слова «дёготь»
- Предложения со словосочетанием «ворота дёгтем»
- Синонимы к словосочетанию «ворота дёгтем»
- Ассоциации к слову «ворота»
- Ассоциации к слову «дёготь»
- Сочетаемость слова «ворота»
- Сочетаемость слова «дёготь»
- Морфология
- Правописание
- Карта слов и выражений русского языка
- Ворота домов, где жили молодые девушки, на Руси мазали с особой целью
- В каком случае раньше дегтем мазали двери домов
- Как мажут дегтем девушек в современном мире
- Дегтярный промысел и использование дёгтя в повседневной жизни русских крестьян Байкальской Сибири (на основе устных рассказов русских старожилов Байкальской Сибири)
Мазать дегтем ворота
(значение) — в России, вплоть революции 1917 года, соседи мазали дегтем ворота (дверь, крыльцо) дома, где жила девушка, вступившая в половую связь до брака. Для семьи девушки это было серьезным оскорблением.
Обычай мазать дегтем ворота был распространен среди крестьян. Деготь был символом грязи, нечистоты (см. например, Ложка дегтя в бочке меда). Поэтому и появился обычай помечать ворота «испорченной» девушки именно дегтем.
Русский художник Коровин Константин Алексеевич (1861 – 1936) в рассказе «Дом честной» ( «Константин Коровин вспоминает», Часть 4. Рассказы, «В старой Москве» ) описывает случай, когда крыльцо дома, где жила девушка, вступившая в половую связь до брака, измазали дегтем:
«— Верно, я-то неграмотный, а вот этот-то человек, что встречный, Павел этот — ах, скажу вам — грамотный, но беду дому нашему сделал вот какую! Сестру мою через него в молодости в землю отдали. Вот какой человек. Глядеть-то тихий, а лиходей. Вот, — продолжал он, у нас в деревне, по осени повадные вечером собираются в избе — парни, девки. Ну — и танцы, гармонь, пряники, угощения. Моя сестра на возрасте, семнадцати годов. И она на повадные ходит, как и все прочие. Но вот отец Павла посылает сватьев. Значит, за Павла сестру мою прочат. Да Павлово дело крестьянское слабо. Он все больше по станции да по службе норовит. Не крестьянин он. Лошадь плохая, коровы нет, хозяйства нет настоящего. Значит — отказ. И просватали ее в Покров за вдовца, человека крепкого, молодого еще, двадцати шести годов, богатого крестьянина. Все как надо, свадьбу сыграли богатую. Гостей что было. А через ночь одну он и подъезжает к дому нашему тройкой и входит с женой-то в дом к нам. Мы все обедаем. Вошел, перекрестился, за руку ее берет, ставит посреди горницы и говорит: «Берите ее себе, — говорит, — мне такой в жены не надо. Она порчена». Сел на тройку и уехал… В эту ночь-то у нас крыльцо все дегтем крашено, прямо вся деревня видит. Понять надоть, чего тут! И кто той чести рад. Спасибо этому-то, что встретили! Вот этому-то тихому крестьянину, грамотному.
— Ну вот, значит, дом наш бесчестный. Деревня знает. К колодцу сестрам пойти нельзя воды взять. Смеются. Ночью парни стучат в окно, приговаривают: «Выходи, милашка Аннушка, погулять». Ну что тут, похабство одно! Она, значит, сознается нам. А дальше что. Первый бил отец, потом я, братья. Мать не хотела, уходила в сарай, плакала. Ну, били. Крепка была сестра Анна! Вот, Кинстинтин Лисеич, вот и посейчас слезы из глаз идут. Она, сердяга, мне говорит: «Ваня, чего ты, бей меня по сердцу, по голове, скорей кончусь. Братец, не бей по грудям!» И вот, били-месяц, другой. Крепка была. Наконец, кровь пошла у ней горлом. Легла и стонать зачала. Видно, скоро конец. Не били уже больше. Померла через две недели — сама, значит, по себе. Соборовали. Прощения просила, поцеловалась со всеми: «Простите, — говорит, — горе вам принесла, не зная того».»
В словарях
— в старое время: в знак потери целомудрия живущей в доме девушки.
📙 Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.) , «Дёготь».
— смолистая и пригорелая жидкость, выгоняемая из бересты огнем.
Распишут тебе ворота дегтем! поругание.
И рада б идти (замуж), да зад в дегтю, т. е. опозорена.
Дегтем расписать (вымазать) ворота (иноск.) — поруганье
Ср. И рада б идти замуж, да зад в дегтю (опозорена).
Ср. Шел он домой, и ему казалось, что на него весь город глядит, как на вымазанного дегтем. Дома ожидала его новая беда.
📙 Большой толково-фразеологический словарь (1904 г.) Михельсона М. И.
Примеры
«— Конечно. Предрассудок и ненавистничество. Солдаты как увидят девицу легкого поведения, то хохочут и свищут, а спроси-ка их: кто они сами?
— Недаром они свищут. То, что девки душат своих незаконноприжитых детей и идут на каторгу, и что Анна Каренина бросилась под поезд, и что в деревнях мажут ворота дегтем, и что нам с тобой, неизвестно почему, нравится в Кате ее чистота, и то, что каждый смутно чувствует потребность в чистой любви, хотя знает, что такой любви нет, — разве всё это предрассудок? Это, братец, единственное, что уцелело от естественного подбора, и, не будь этой темной силы, регулирующей отношения полов, господа Лаевские показали бы тебе, где раки зимуют, и человечество выродилось бы в два года.»
Источник
Применение дегтя и земли в качестве оберега
Деготь – вязкое липкое вещество темно-коричневого цвета, полученное путем перегонки сосновой или березовой смолы. Прежде его использовали в основном для смоления кораблей, судов, мостов и деревянных сооружений. В магии деготь широко применялся в качестве защитного средства от нечистой силы – благодаря характерному запаху, это вещество прекрасно отпугивает демонов, ведьм, упырей и вурдалаков.
Согласно старинному преданию, оберегающий амулет из дегтя подходит для защиты детей от орисниц – существ, определяющих жизненный путь ребенка при рождении. Чтобы отогнать незваных предсказательниц, на ночь возле новорожденного оставляют посуду с дегтярной массой.
Для защиты от вурдалаков и иных выходцев с того света было принято рисовать на дверях в дом дегтем рунические символы. Для этой же цели горшок с дегтем ставили возле очага. Если в доме разбушевался домовой, то лучшим средством для его усмирения считался веник, смоченный в дегтярной жидкости. Чтобы ведьма не испортила домашний скот, на дверях хлева дегтем наносили защитные знаки.
Это интересно! В прежние столетия деготь широко использовался в наказаниях – например, человека, преступившего закон, в США и некоторых других странах вымазывали этим липким веществом, а затем обваливали в перьях. В таком виде несчастного выставляли на видное место или гнали по городским улицам. В России дегтем вымазывали ворота домов, в которых жили женщины легкого поведения.
Родная земля
Земля всегда была святыней для наших прародителей. За нее дрались в бесчисленных сражениях, ее освобождали от врагов, она в свою очередь давала защиту ратным воинам и путникам, отправлявшимся в чужие края. Земля часто использовалась в качестве защитного оберега. Мешочки с грунтом служили талисманом, их подвешивали на шею, как ладанки или зашивали в одежду.
Согласно старинным поверьям, земля, взятая с семи могил близких родственников или просто хороших при жизни людей, охраняла семью от всяческих несчастий, болезней и злых сил. Горсть земли со свежей могилы придает смелости перед покойниками, помогает защитить дом и домочадцев от порчи и сглаза.
По древней традиции, на грудь умершему клали немного родной земли – это предотвращало превращение покойника в упыря. Земляные кучки, вырытые кротом, использовались против сглаза – землю с таких насыпей подшивали в головной убор маленьким детям.
Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Источник
Значение словосочетания «ворота дёгтем»
Значение слова «ворота»
ВОРО́ТА , —ро́т, мн. 1. Широкий вход или проезд, запираемый створами (в строениях, стенах, заборах), а также створы для запирания этого входа или проезда. Отворить ворота. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «дёготь»
ДЁГОТЬ , —гтя (-гтю), м. Густая темная смолистая жидкость с запахом, получаемая путем сухой перегонки древесины, торфа или каменного угля. Древесный деготь. Гнать деготь. (Малый академический словарь, МАС)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова обговаривать (глагол), обговаривали:
Ассоциации к слову «ворота»
Ассоциации к слову «дёготь»
Синонимы к словосочетанию «ворота дёгтем»
Предложения со словосочетанием «ворота дёгтем»
- Например, под покровом ночи взять и намазать ворота дёгтем в чужом доме, где, как им кажется, живёт нехорошая девица.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «ворота дёгтем»
- — Да вот, Нелькины ворота дегтем мажем! — сознался один из парней, — оченно она ноне на все стороны махаться стала!
Сочетаемость слова «ворота»
Сочетаемость слова «дёготь»
Афоризмы русских писателей со словом «ворота»
- Слово, прорывающее покрышку нашего разума, беззначно. Оно не вписывается в строку, не опускается под тире, оно невидимо присутствует. Уму, не сгибающему себя в дугу, надо учиться понимать это присутствие, ибо ворота в его рай узки, как игольное ухо, только совершенные могут легко пройти в них.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «ворота»
ВОРО́ТА , —ро́т, мн. 1. Широкий вход или проезд, запираемый створами (в строениях, стенах, заборах), а также створы для запирания этого входа или проезда. Отворить ворота.
Значение слова «дёготь»
ДЁГОТЬ , —гтя (-гтю), м. Густая темная смолистая жидкость с запахом, получаемая путем сухой перегонки древесины, торфа или каменного угля. Древесный деготь. Гнать деготь.
Предложения со словосочетанием «ворота дёгтем»
Например, под покровом ночи взять и намазать ворота дёгтем в чужом доме, где, как им кажется, живёт нехорошая девица.
Считалось, что если кому-то ворота дёгтем намазали, значит, сильно его опозорили – был такой диковатый обычай в русской деревне…
А мне потом ворота дёгтем вымажут?
Синонимы к словосочетанию «ворота дёгтем»
Ассоциации к слову «ворота»
Ассоциации к слову «дёготь»
Сочетаемость слова «ворота»
Сочетаемость слова «дёготь»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник
Ворота домов, где жили молодые девушки, на Руси мазали с особой целью
В старину на Руси обмазанная дегтем входная дверь или ворота во двор считались символом позора. Обозначало это, что в доме живет обесчещенная девушка, что в былые времена считалось недопустимым. Но бывали и такие случаи, когда подобное проводилось из чувства мести.
С тех самых пор прошли годы, и нравы в обществе значительно изменились. При этом измазать дегтем могут и сейчас. Пусть и не буквально.
В каком случае раньше дегтем мазали двери домов
Больше века назад целомудрие девушки было одним из главных достоинств семьи. Не случайно своих дочерей отцы берегли как зеницу ока. Категорически не допускалось вступление в половую связь до того, как произойдет венчание, и она официально вступит брак.
При всей строгости нравов не редкостью являлись и случаи, когда запреты нарушались. Если это становилось достоянием общественности, например, горе-любовник начинал хвастаться, то соседи могли прийти к дому девушки и обмазать ворота дегтем. Это было клеймом позора и серьезным оскорблением для семьи. О том, что здесь живет «гулящая» девка, таким образом сообщалось всем.
При этом практиковалась и месть подобным способом. Бывало, девушка не отвечает взаимностью, и тогда прибегали к обмазыванию дверей дегтем. Последствия этого были для особы слабого пола весьма катастрофическими.
Выйдет за ворота отец девушки, увидит деготь и схватится он в отчаянии от такого позора за голову, и слушать не будет, что дочь ни в чем не виновата. Жалости в нем ни капельки не останется. После такого одолевают мысли о том, что сваты уже никогда не постучатся в дом, а тут и до самоубийства недалеко.
Как мажут дегтем девушек в современном мире
Постепенно общество развивалось. Молодые люди становились образованнее, но вот почему-то привычка мазать дегтем ворота не изжила себя. Конечно, она уже не имеет такую форму, как в прошлые века.
Как пример подобного отношения к женщине можно привести реальный случай, который произошел в 80-е годы прошлого века в Одессе. Внезапно на зданиях в городе начала появляться матерная надпись:
Были и другие вариации на тему поведения этой женщины. Сделана надпись была белой краской, вывести которую было очень сложно. Власти с ног сбились в поисках автора и самой Клары Будиловской. А надписи все появлялись и появялись. Женщина стала настоящей легендой. Появлялись вульгарные надписи по всей Одессе не менее трех лет.
Как оказалось впоследствии, делал их муж той самой Клары Будиловской, которого она бросила. Он был простым шофером, работавшим на одном из местных хлебозаводов. Аналогичное чувство мести, что двигало мужчинами, мазавшими дегтем ворота за век до этого, двигало и им, когда он наносил оскорбительные надписи на стены.
Художник был найден и получил наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года. Но мужчины, оставляющие клеймо на женщинах, так и не перевелись. Даже в условиях современной реальности и вольности нравов по прежнему остаются те, которые хотят измазать дегтем несостоявшуюся возлюбленную. Для этих целей используют социальные сети, форумы и сайты.
Источник
Дегтярный промысел и использование дёгтя в повседневной жизни русских крестьян Байкальской Сибири (на основе устных рассказов русских старожилов Байкальской Сибири)
Значительную площадь территорий Иркутской области, Красноярского и Забайкальского края, Республики Бурятия занимают леса. Для старожильческого русского крестьянства лес служил не только местом охоты и собирательства, но и источником сырья для таких видов лесохимических промыслов, как смоло- и дегтекурение. Обилие в Сибири берёзовых лесов, возникающих в том числе на месте гарей, определило широкую географию распространения дегтегонки.
Данный вид промысла имеет длительную историю существования. «Производство берестового дегтя, чаще называемое дегтекурением, является одним из старейших русских лесохимических производств. Дегтекурение возникло значительно раньше других видов сухой перегонки древесины и имеет многовековую давность». (с.3. Таланин)
«Производство берестового дегтя (дегтекурение) возникло в России в XII столетии». (с.4. Таланин)
«Больше всего этих продуктов исстари добывалось на Севере — …Вологодской губернии и …Архангельской губернии» (с. 44 Розен). Русские переселенцы привезли этот вид промысла в Байкальскую Сибирь. Кандидат исторических наук, автор монографии «Культура и быт русского населения Приангарья (конец XIX – XX в.)» Людмила Михайловна Сабурова описывает дегтекурение как часть домашних производств конца XIX – начала XX века. «Широко были развиты в Приангарье домашние производства: углежжение, дегтегонка, смолокурение, обработка кож, домашнее ткачество, валяние сукон. Большое значение в хозяйстве имели продукты сухой перегонки дерева: смола и деготь, которые шли иногда и на продажу. Выгонкой смолы и дегтя занимались в основном старшие члены семьи, часто старики, им помогали дети и подростки, исподволь приучавшиеся к этой работе… «Гнали» смолу и «сидели» деготь в специальных ямах разнообразного устройства. Наиболее распространены были ямы около 2,5 м глубиной, круглые посередине и цилиндрические внизу и в верхней части…Кору мелко нарубали топором, накладывали в яму, поджигали, закрывали наглухо навозом или травой, чтобы береста не горела, а тлела». (с. 57 Сабурова)
Если на территории европейской России, по данным Таланина Ф.А., опубликованным в 1981 году, «ямный, котловой способы, а также корчаги ввиду больших эксплуатационных расходов, тяжелых условий труда и малой производительности в настоящее время не употребляются и имеют лишь историческое значение» (с.4 Таланин), то рассказы русских старожилов о данных способах производства дёгтя в текущий момент зафиксированы вплоть до 2001 года [557 (5)]. Можно предположить, что это связано с отсутствием местного промышленного производства дёгтя, а также с устойчивостью традиционного крестьянского уклада сибирской деревни.
Производством дёгтя занимались повсеместно в Иркутской области, Читинской области (ныне Забайкальском крае), Красноярском крае, Республике Бурятия. В крестьянском быту дёготь использовался на территории всех указанных выше регионов.
В советский период в колхозах также занимались перегонкой дёгтя. «Даже гнали раньше-то для колхоза. Всё же на лошадях работали. И надо было гнать для лошадей. Ведь вся работа на лошадях. Надо мазать было дёгтем, мошки-то же тоже много было. И вот он гнал этот дёготь» [358 (3)]. Дёготь находился в общем доступе для нужд колхозников. «А дома, уже колхоз когда был, дак там прямо в кладовой (кладовая, ну, колхозная), там бочка со смолой стоит и бочка с дегтём . Приехал, телегу смолой смазал, лошадей дёгтем помазал — и на поля поехал» [365 (13)].
В настоящее время кустарное производство дёгтя не распространено, встречается редко.
Технология производства дёгтя у русских старожилов Байкальской Сибири.
Сибирские старожилы называли дёготь берёзовым деготко́м (дёгтем), берестяны́м дёгтем, берестя́ным дёгтем, бере́стяным дёгтем.
«А дёготь берестяный, он из берёсты» [353 (13)].
«А его же просто гнали, дёготь-то берестяный» [352 (13)].
«А лишай, мы дак берёзовым деготком его» [334 (3)].
«Дёготь сидели, берёзовый дёготь с берёз» [335 (3)].
Для обозначения способа получения дёгтя сухой перегонкой из бересты использовались следующие фразеологизмы: выгоня́ть дёготь (дёкоть), выгоня́ть берестяно́й дёготь (дёкоть), гнать дёготь (дёкоть), дёготь выпа́ливать, дёготь (дёкоть) сидеть, дёкоть жечь.
«Вот это дёготь гнали из бересты. Дёготь гнали. Всё время вот эту берестину надерём, надерём целу лодку. Потом оне там в ямах, как оне там гнали, что оне там в ямах налаживают там вниз чё-то, каку-то посуду ставят, каку-то бочку. И тут накладывают и жгут, там она туды всё текёт в бочку в эту. Вот это дёготь, с берестины дёготь» [506 (10)].
«Дёготь у нас сидел. Там вот смольный был, смоляны ямки на краю-то, вот он всё дёготь сидел, смолу гнал, обеспечал нас» [44 (1)].
«А дёготь выгоняли, сами же. А его так же, как гонят самогон» [354 (13)].
«Дёготь выпаливали, да. Семёнов дедушка больше всё этот дёготь палил» [355 (13)].
«Дедушка наш умел дёкоть жёг» [426 (13)].
Сырьё для изготовления дёгтя – берёзовая береста. «На дёготь шла токо береста» [349 (3)].
От выбора подходящей берёзы зависело качество и предназначение конечного продукта. «И чем толще корьё берёзовое, тем дёготь жиже. Он как вазелин. А от тонкой берёзы вот такая тонкая берёста, с него как смола, как вар. Корову намажут или кого ли, дак это висит лоскутьями. Брали, выбирали всё корявые берёзы. И берёста она тоже разная. Например, на матере у нас старики шибко не брали: он мало дёгтю давал. А на островах больше давал дёгтю. То ли земля лучше, то ли чё. Жирность берёсты была лучше» [350 (13)].
В одном рассказе встречается упоминание о перегонке дегтя из старой и дряхлой берёзы целиком. «Дед мог, вот он хороший деготник был, мастер был. К нему все ходили, он всех снабжал. С берёсты же дёготь сидел. Он выбирал старую, ну, дряхлую берёзу. Ну и капал деготную яму, он её облаживал камням, обмазывали глиной. Ну и туды вот ложили старую берёзу. Она там топится. Её потом поджигашь, закрыёшь. И потом оттуда вычерпывали дёготь» [349 (13)].
Заготовкой бересты занимались в короткий период – «драли» бересту во время сокодвижения, когда она снималась с дерева легко [532 (14)].
«Бересты свежей насекут, в конце мая его нарвёшь, мелко иссекёшь» [352 (13)].
«А бересто, его берут в июне месяце, когда идёт она, тогда только» [351 (13)].
«Сначали драли берёсту, когда, вот, в конце июня — начало июля, там берёста идёт здорово» [96 (9)],
«Но это где-то в июле она хорошо идёт. Надрубаешь, оно само заворачивается, сверху это, не сама кора, а берёста» [533 (14)].
Бересту подрубали топором и снимали с нижней части дерева.
Затем заготовленную бересту перевозили («трелева́ли») к месту производства. «Бересту эту вместе с этим сдирали. А потом её связывали. Друг на дружку кладёшь, она так-то же она скручиватся, а их листами складывали, а потом между ними жерди, и связывали их, чтобы удобней носить-то было. Потом увозили туда, этому смолокурщику» [532 (14)].
Перед перегонкой бересту «долбили топориком» на мелкие кусочки. «Она сегодня долбила, рубила на мелкие кусочки бересту, чтобы дёготь гнать. И вот такая фляга, три с половиной ведра. Она её полную надолбила вот такие кусочки, топориком» [557 (5)].
Человека, занимающегося перегонкой дёгтя, называли: дегтя́рь, деготни́к, дегтя́р, дегтя́рник.
«А дёготь? Гнали дёготь, деготники же гнали, мастера, бересту надерут…» [348 (13)].
«Вот у нас, помню, Коняков дедушка, вот он хороший был дегтяр. Его в деревне звали дегтяр» [365 (13)].
«А его… Ну, дегтярник. Дегтярник, дёготь гнал. Ну, Семён Михалыч у нас этим делом занимался» [366 (13)].
«Дак хоть дегтярь, его в деревне звали дегтярь — это специально человек поставленный. Это который специалист, потому что не каждый же это дело знат, как дёготь сидеть» [367 (13)].
Чаще этим видом промысла занимались старики, иногда вместе с мальчиками. «А раньше как? Почти все самые старые люди раньше дёкоть сидели. Так мы же вместе, в своём возрасте я как был, мне всё-таки лет десять где-то уже было, может, пять-семь» [427 (13)].
Перегонкой дёгтя могли заниматься и ссыльные. «Дёготь у нас сидел. Там вот смольный был, смоляны ямки на краю-то, вот он всё дёготь сидел, смолу гнал, обеспечал нас. Всё туда, на родину, хотел уехать, в Хохляндию. Невинны же которы люди были сослаты, хорошие люди были» [44 (1)].
Упоминания о перегонке дёгтя женщинами не встречается.
- Места производства
Гнать дёготь в деревне не разрешалось, так как в этом процессе использовался открытый огонь. «Я помню: возле сопочки за дворами — огонь же нельзя класть у дворов — и там у него деготная ямка, и там он начинат…» [426 (13)]; [82 (5)]. Поэтому места производства могли быть за пределами населённого пункта: на островах, на берегу реки, в лесу. «[— Анна Тимофеевна, а дёготь здесь гнали в лесу или в деревне? — Собир.].
В лесу. Специально мужиков отправляют, дегтярей. Бересты надерут там, где-нибудь на поле. Избушечка » [368 (13)]. Дегтеку́рки обустраивали на склоне («уго́ре»). «Смоляные ямки всё по островам были. У нас вот на Быкошине были, на острову. На матерой нельзя было. И вот у нас против Петухова (остров Петухов) смоляные ямки, в деревне не разрешали. Смолу гнали и дёготь гнали. А дёготь как смятана. О-о-о! Хороший дёготь! По пять — по шесть фляг выгоняли. Ямы… Вот по угору идёшь — всё ямки» [82 (5)]. В рассказах упоминается о том, что дегтярные ямы располагались рядом с кузницей [366 (13)].
В некоторых местах производство дёгтя имело значительные масштабы. «А дёкоть сами гнали. В станках там в печи сделаны были. Стан колхозный в Чикое, там наше было жильё, там и скот колхозный был, там лошади, когда сеяли, там же это всё. И была дегтекурка, там сидели дёкоть, там така сбитая печка, глиняная печка, куды шло, напихивать этой берёсты». [361 (13)].
Там, где дегтеку́рки были рассчитаны на значительные объёмы продукции, существовала промысловая специализация близлежащих населённых пунктов. «Кабанили сами же, жгли уголь, вот тут жгли, недалёко, в Кочне… А дёкоть делали в Чичеке» [317 (19)].
При единоличном производстве дёготь приготовляли лишь для собственных нужд, а также нужд родственников и соседей. В таком случае действовал натуральный обмен. «Вот у нас, помню, Коняков дедушка, вот он хороший был дегтяр. Его в деревне звали дегтяр. Вот он гнал всё. Три-четыре дня, и три-четыре ведра дёгтя. Приходишь к ему, дашь там муку, хлеб, может мясо, сало там. Вот к ему все люди шли. Если его нет, значит, ко второму идут. Дёготь, он же всем надо его» [365 (13)].
Встречается описание единоличного производства дёгтя на продажу, когда выгнанный дёготь сдавался в пункты приёма. «Здоровый, он, грит, приезжал здесь дёкоть сдавал, на эти деньги там муку, сахар, хлеб там, соль покупал, опеть уезжал» [337 (12)].
- Ямный способ производства
Самым древним способом перегонки дёгтя исследователи считают ямный. Описание данного способа встречаются в следующих рассказах: [335 (3)], [336 (3)], [349 (3)], [360 (3)], [361 (3)], [368 (3)], [349 (13)], [350 (13)], [353 (13)], [357 (13)], [362 (13)], [363 (13)], [365 (13)], [366 (13)], [427 (13)], [430 (13)].
Деготна́я яма/ дегтя́рная я́мка – название углубления в земле, в котором гнали дёготь [350 (13)].
Яма имела форму кувшина. На дне ямы ставилась ёмкость для дёгтя. Чаще она была деревянная, иногда металлическая. Сверху на поддон клалась металлическая сетка или деревянная крышка с дырками для протекания дёгтя. «Раньче берестяной дёготь, его же с берёстины дёготь гнали в яме, копали яму. Ну и вот её сверху вузку копашь, серёдку шире копашь, а туды бочку вставлять или полбочки, там вузко. Токо бочонок без верха. С боков привязаны верёвки, чтоб вытаскывать» [361 (3)].
Верхнюю часть ямы промазывали глиной [353 (13)], обкладывали лу́бом [350 (13)], [364 (13)], [366 (13)], [361 (3)], [368 (3)], либо использовали и то, и другое: «На эту на крышку ложится этот… дерут еловые, как это, луб надирают, точно по этому по днишшу налаживают. Потом подаёшь сырую глину, под набивают, набивают под, потом дрова ложат, просушат. А еслив ты ямку не высушишь, ты не получишь ни смолы, ни бересты, ни дёгтя» [357 (13)]. В одном из рассказов упоминается, что яму изнутри выкладывали железом [363 (13)]. В Усть-Тальме Качугского района Иркутской области яму предварительно обкладывали камнями, а затем промазывали глиной [349 (13)]. Это было необходимо, чтобы дёготь не впитывался в землю, а стекал вниз, в поддон.
Порубленная на мелкие куски береста укладывалась в яму плотно, чтобы минимизировать наличие воздуха, стимулирующего горение. Сырье в яме могли утаптывать ногами. В случае, если береста была очень сухой, её брызгали водой. «Берёсту кладут, в дегтяную ямку набивают, рубят помельче, и водой побрызгать, чтоб тишее горела» [363 (13)].
При ямном способе перегонки поджигалась береста, затем сверху ограничивался доступ воздуха (яма закрывалась землёй, навозом [427 (13)], камнями [361 (3)]), чтобы снизить температуру горения и сырьё начало постепенно тлеть («ша́ять», «мо́дом ша́ять») [506 (10)].
За ямой надо было следить круглосуточно, чтобы поддерживать температуру тления, при необходимости гасить воспламеняющиеся участки землёй, навозом [353 (13)]. Если температура повышалась, то береста выгорала.
Выгонка продолжалась до двух суток. «И вот оно горит день-два, двое суток горит» [350 (13)].
Яму после выгонки остужали. Остывшую яму разбирали – выгребали пепел и угли, глину, добираясь до поддона. В некоторых случаях в яму забирались целиком и работали изнутри. «Потом он опять залазиет туда: прогорело, приостыло. Это всё, глину обратно убирают, это под, это всё убирает. Весь оттудова мокрый вылезает, весь в пеплу, в земле весь, эту ямку вытасковает . Вот и говорели старики, дёготь сидеть. С им мороки-то много » [357 (13)].
- Котловой способ производства
Описание данного способа встречаются в следующих рассказах: [895 (2)], [897 (2)], [1008 (2)], [224 (9)], [506 (10)], [348 (13)], [352 (13)], [361 (13)], [425 (13)], [426 (13)], [532 (14)], [533 (14)], [176 (22)].
Котловой (или корчажный) способ перегонки дёгтя считается исследователями более поздним и менее трудозатратным. Здесь материал не подвергается горению, а находится в ёмкости, вокруг которой разводится огонь.
На территории Байкальской Сибири этот способ имел несколько подвидов:
5.1. Открытый съёмный. В данном случае использовалась металлическая ёмкость либо чугунок [224 (9)], [352 (13)], [425 (13)], который ставился в яму.
«А потом в земле копашь ямку, листом обложишь, на ямку-то ложишь и потом ставишь чугунку кверху, перевернёшь её и кругом обложишь кругом землёй, чтоб воздух туда не проходил. И дрова ложишь на этот чугун. И вот она шает, шает, и потом текёт в ямку дёготь» [352 (13)].
Ёмкость могла быть глиняной. «Глиняный такой горшок был, в землю его зароет, деревянная крышка была, четыре лоточка у ей и дырка посредине, чтоб стекало всё» [426 (13)].
5.2. Открытый неподвижный. Металлическая ёмкость большого объёма с перегонной трубой использовалась стационарно на дегтекурнях [897 (2)], [506 (10)], [532 (14)], [533 (14)].
«Привязёшь, его мелко нарубят, это в бочку, засыпят его, береста, и упакуют, чтоб ни воздуху, ничё не было. В бочке этой труба была, а кругом бочки потом огонь накладут, и он там шает, значит, грется это бочка, и берёста шает, шает, и получатся, бежит дёготь потом в трубе.
Ну, горит там вот это. Ну, горит, не огнём горит, а просто там тлет.
Ну, потом в посуду он бежит, в этот, по трубе, подставляют, и всё» [506 (10)].
5.3. Закрытый неподвижный. Металлическая ёмкость вмуровывалась в печь [895 (2)], [348 (13)], [361 (13)], [176 (22)].
«И была дегтекурка, там сидели дёкоть, там така сбитая печка, глиняная печка, куды шло, напихивать этой берёсты. А берёстой сочается, её надерут берёсту, и потом она лежит до самой до весны, эта берёста.
Теперь чтобы топить, то карманы были. Вот кругом вот сделано. Вот печка, её набивают туды берёсты, просто сверху набивают плотно. А здесь специально сделан канал. Если она побежит, и канал тут деревянный лотак. А по бокам вот такие сделаны, кладут дровы. Дровы потом жгут, жгут, она там, эта берёста, млеет, млеет. Там же её никуда ни вспыхнуть, ни вздохнуть, ничё, она просто млеет там. И тут шуруешь. Ну, примерно, вот до той стены, метра три» [361 (13)].
Примечателен рассказ о смене способа перегонки смолы с ямного на котловой [361 (3)].
- Транспортировка и хранение
Дёготь транспортировали и хранили в специальных бочках – бакла́нах [292 (1)], [895 (2)].
«А потом ведро ставит и дёготь сливат. И в баклан, ну, бочонок такой, в нём и держали» [895 (2)].
Использование дёгтя в повседневной жизни русских крестьян Байкальской Сибири.
- Для смазки колёс
Дёготь использовали для смазки тележных колёс. В некоторых случаях в смеси со смолой.
«Телеги же всё мазали. Как надоело эти телеги мазать! Надо же её поднимать, снимать, намазать, опять одеть всё же это: и передние, и задние — четыре колеса надо же намазать. Коней мазали. А у нас такой был старик вредный, конюх. Это уже в жизнь никого не выпустит с конного двора, если не намажешь эту телегу» [423 (13)].
- В качестве репеллента для домашнего скота и людей
От обильного гнуса и комаров, доставлявших немало неприятностей людям и скоту, использовали натуральные репелленты, в первую очередь дёготь [1(1)], [265 (1)], [895 (2)], [336 (3)], [358 (3)], [368 (3)], [219 (7)], [402 (10)], [349 (13)], [482 (17)], [450 (17)], [543 (10)].
Для этого дёготь наливали в туес («лагушо́к») и крепили под телегой [365 (13)] или на седле.
«А дёготь — от мошки. Токо от мошки. Мошка заедала. Для лошадей, для коров вот этот дёготь.
[— Или туески, говорят, раньше были, приспособления для смазывания? — Собир.].
Ну, это лагушочки делали небольшие. Крыло глухаря, гуся — вот этим крылом обмакнул, потом ладошкой размазал и пошёл. Под животом лошади и везде. Глаза.
[— А куда его, этот лагушок-то, ставили? На холку или куда? Крепили-то куда? — Собир.].
Ну, бывало, сделашь и берестяный лагушочек, сделашь небольшенький, к седлу прикрепишь, да и всё» [349 (3)].
Дёготь могли смешивать с самогоном, водкой, растительным маслом перед нанесением на кожу.
«[— А дёготь куда применяли раньше? — Слуш.].
Ну, пуще-то лошадей, скота мазали. Лошадей вот на сенокосе. Счас же овода-то много, это, мошки, паутов, комаров. Мы счас мажем, вот поедем на сенокос дня через три-четыре, тоже, тоже мажем. Счас же химия-то, кто его знает, чё. Счас его разводят маленько, ну, кто самогоном, кто водкой, кто чем. И так мажут лицо ещё. Он чё?! Чистый же дёкоть!
Дёкоть выгоняли из бересты. Он без никакой химии. Ну, вечером помылся хорошо, да и всё.
[— Не масляный же он? — Собир.].
Не, не, но добавляют туда маленько растительного масла и разводят всё» [424 (13)].
В некоторых случаях рассказчики связывали слепоту с попаданием дёгтя в глаза [219 (18)].
- В домашнем кожевенном производстве
В домашнем производстве кож пропитка дёгтем была неотъемлемой частью процесса [499 (1)], [696 (2)], [1043 (2)], [1113 (2)], [214 (3)], [382 (3)], [420 (4)], [245 (9)], [355 (13)]. Шкуру надо было «продегтярить», чтобы она стала мягкой. «И вот мнёшь до тех пор, пока она скрипеть не начнёт, как хром. Потом её начинают дёгтем, продегтерят. Дёготь был, с бересты гнали. Продегтерят, а потом уже чирки с них кроят» [248 (9)].
«Кожа там дубится, неделю лежит. Продубится, она такая аж красная станет. Потом мама вытасковает её, развешивает на улице, она выбыгает. Когда она высохнет, дёгтем смажет. Так-то она суха будет — ты чё с ей сделашь? А намажешь дёгтём — ну, она такая воглая делатся» [1043 (2)].
- Для пропитки кожаной обуви
Дёготь использовали для водоотталкивающей пропитки и для смягчения традиционной кожаной обуви – бокаре́й (кожаных сапог с длинными голенищами) [97 (4)], оло́чей (разновидности обуви с кожаной основой и голенищами из грубой ткани) [360 (13)], чирко́в (разновидности кожаной обуви без голенищ) [1106 (2)], [358 (3)], [593 (3)], [199 (15)].
«А бокари чё?! Их же с кожи же делали. Её дубят, мнут. И вот ходим мы, ходим вот так кругами, мнём эту кожу. Сюда — туда, туда — сюда. Закружится голова. До того, чтоб она стала мяконькая-мяконькая. Потом её дёгтем просмаливают, чтоб она ешшо мягче была. А потом начинают выкраивать бокари, чирочки, шить. Которы сошьют маленькие бокари, дак баушки ешшо сидят, плетут шнурочки разноцветные, чтоб оне бравеньки были. Ешшо оденут на покос чёрные чулки, да белые носочки, да шнурочки вот такие вот разные. Вот идёшь, на ногах-то будто браво» [97 (4)].
«Олочи были, шили, и половинчатые шили, и дегтёвые шили (…). Дегтёвые олочи шили. Дегтёвые — это дёгтем когда их просмолят, вот оне тогда чёрные вот такие. И оне не мокнут. Не мокнут» [360 (13)].
«— Быстренько мажь дёгтем чирки.
Маленько повисят над печкой. Когда в избе и дёгтем попахло, но изба у нас была чистая» [199 (15)].
5 В рыболовстве
Дёготь использовали во время осенних рыболовных выставок на р. Ангаре для того, чтобы спугнуть рыбу с мест зимовки («выбудить»). Данный промысел является объектом нематериального культурного наследия Иркутской области, подробная информация доступна по ссылке https://sibfolk.ru/?p=1920
«И вот ночью бросали камни на эту яму, дёготь бросали, выбуживали её. Навоз бросали. Выбудишь её, она начинат скатываться» [474 (1)].
«А шум стоит от лодок-то! Нарочи шумят, выбуживают рыбу. Которы камни бросают, которы дак стреляют с ружей, чтоб её выбудить-то. А которы бросают в воду туески из-под дёгтя, которы навоз бросают. Она же запаха-то боится. Она потом подыматся наверх. Вот «будить» называтся. Она пугатся, всплыват и на крючки садится. Её потом снимашь и в садки» [492 (1)].
В устных рассказов русских старожилов встречаются описания случаев, когда дёгтем «выбуживали» рыбу, чтобы навредить другим рыбакам. Рыба уходила вниз по течению, и рыбаки оставались без улова [167 (14)].
- В народной медицине
Дёготь широко использовался в народной медицине, причем применялся как наружно, так и внутренне, как для лечения людей, так и домашних животных.
«[— Старики как лечили? — Собир.].
А вот так же всё лечили. Дак всякие… Дёготь был. Заболеет если народ, заболеет народ — тоже натираесся, натирасся этим дёгтем. Дёготь тоже хорошо» [439 (21)].
«А лишай, мы дак берёзовым деготком его. Встипятишь его — и намажешь. Ну, мазали, чтоб маленько было горячевато, чтоб прижигало. Намажешь. Через сутки второй раз намажешь, через третьи — всё. Весь лишай уйдёт» [334 (3)].
«[— А как лишай лечили, тётя Дуся? — Собир.].
Ну, как?! . Сливок, дёготь и уксус. И всё вскипятить и вугорячь, вугорячь мазать» [30 (9)].
«— Да вот там занозу посадила, там нарывает теперь, грязь занесла, всё.
Но вот он утром встал, взял дёготь, куриного помёту, горючую серу и ещё чё-то там, травку. Всё это скипятил в баночке, сварил, и стали мне намазывать, и всё прошло (…)» [379 (5)].
«Даже можно с водкой налить, пить, и всё очищает. Дёготь. По капле. От кашля он хорошо. Вот раньше сахар-то был комовой-то. Вот на его капнешь и…» [216 (21)].
Лечение «змеёвца», «костое́да» («во́лоса») (название болезни, которая сопровождается образованием проломов-язв, нарывов, опухолей, гнойников, нагноением ногтей, пальцев, суставов ног, рук и т. д. (по поверью, может возникать вследствие проникновения внутрь человеческого тела паразитического водяного червя в виде «живого» конского волоса, а также в результате сглаза); болезнь Panaritum, заболевание ногтей и конечных суставов ног и рук; гнойное воспаление подкожной или межмышечной клетчатки, поражающее большой участок тела; флегмона).
«Вот Велик Четвертог тоже нельзя работать, а то змеёвец заведётся. Это бабушка всё говорела. Мохнатенький, говорит, как змея, такой червячочек. Ой, как он нарыват, палец-то, и как болит! Даже разрезают, чтоб его выдавить оттуль. И горячий дёготь привязывашь, и он оттудова выходит. Кожа тонче-тонче стаёт, и он вылазит оттудова. Прямо как червячок вылазит, змеёвец этот» [113 (6)].
«[— Пётр Петрович, что за болезнь ногтеедка? — Собир.].
Была такая болезнь, костоед этот. Лечили тоже своими средствами. Вот этот паровой дёготь, ну, берестяный, с береста выгоняли дёготь. Дёгтя привязывали на палец или где там, ну, он около ногтя был. Ага. Всё» [18 (22)].
Лечение «су́чьего вы́мени» (название крупного нарыва, фурункула под мышкой).
«Сучье вымя, оно не то что было, оно знаете чё, титьки в подмышках. Но вот у нас одна женщина была, у ней тоже было, дак она мазала дёгтем » [455 (9)].
Лечение «золоту́хи» (старое название одной из форм диатеза; болезненное состояние у детей, характеризующееся обычно поражением лимфатических узлов и кожи; скрофулёз).
«Вот эту золотушку дак сами лечили, чемерицу. Вот эту берёзу жгли, берёзу, веточки берёзы жгли на топоре. Просто на топоре берёзу жгли и мазали. И вот этот дёготь, им тоже мазали. И лишаи мазали, купоросом выжигали, чесотку вот эту. Да всяко лечилися» [218 (18)].
«И раньше варили куриный помёт, но надо знать норму. Полстоловой или полчайной ложки, и дёгтю чайну ложечку, и чайну ложечку масла. И вот это всё вскипятят, остудят и мазали ребёнка вот этим» [225 (18)].
«Вот у меня Маруся, дочь-то моя, Володя был три года слепой, она слепа была. Потом у ей, у Маруси, вот здесь шишка золотушная набралася за ухом. Прорвало. Она слепа была, она даже не видела, вот ничё не видела, совсем слепа была. А у нас курятник был, в избе стоял на кухне. Я прихожу с фермы, а она ходила уже, то всё время завязана то дёгтем, то чё, мы это всё вязали всё» [226 (18)].
Лечение кисты, рака груди, лёгких, боли в области печени, желудка.
«Ежели киста, любая киста, надо декоток пить с молоком. И если печень заболит — с молоком пить, или желудок. У нас Галина-то заболела, у неё рак груди, — этим вылечила.
[— Чем вылечила? — Собир.].
Декотком, пила его с молоком. Молоко кипячёное (только не горячее) наливай, смешай и пей. На стакан молока ложечку, половинку ложечки.
[— Половина ложечки чайной. — Слуш.].
[— И как пить? Утром? — Собир.].
Утром пей, в обед пей, вечером пей. Три раза в день.
[— А вот от лёгких что пили раньше? — Собир.].
От лёгких вот это же пьют, если рак лёгких» [420 (13)].
Лечение «бе́лей» у женщин (название симптома гинекологических заболеваний).
«А вот когда у женщин бели идут, надо декоток пить с молоком» [421 (13)].
Лечение «желту́хи» (то же, что гепатит вирусный).
«И дёготь пила. Надо его до тех пор пить, чтоб он стал жёлтым. Станет жёлтым, говорили, что желтуница вышла на дёготь» [70 (16)].
В рассказах встречаются описания неудачного лечения болезней дёгтем [606 (16)].
Лечение коров от хромоты́.
«Руки, коровы хромают когда, мокрец быват, тоже мажут» [363 (13)].
«Крестики ставили дёгтем. Это от болезней. У меня счас, вот говорят, свиньи болеют, дак я сама лечу. Я вот недавно же было, заболели, маленько декоточку было, своих свиней всех дёгтем обмазала, лоб и за ушами хорошенько всё промазала, и всё» [422 (13)]
- В бытовой магии (в заговорах и т.п.)
Дёготь использовали в заговоре «от сглаза» коровы.
«Ну вот. Дак а корова-то, она потом это, аж с кровью молоко-то. И давай потом наговаривать тут коо-то. И вот три или четыре дня прошло. И подкуривать стала вот это, дёготь, смолу. Тапере надо собирать, де по углам вот этих шшепки, ну, чтобы такое гнилое всё быть. И она насбирала это в ведро всё, и всё тут и склала и пошла, зажгла и дымит под неё. Подкурила два раз, всё, и корова стала опеть так же молока давать, всё. Вот это было. Это уже, это при нас. Два раз портили» [430 (9)].
Дёготь использовали в заговоре от змей.
«И в дёготь загоняли этих змей, всяко делали. Её зазывали как-то в дёготь. Но молитвой. Таку молитву знали.
[— И она уходила в дёготь прямо? — Собир.].
Да. Идёт, вот ползёт, ревёт и лезет.
[— И что там, она зашла, и что стало с неё? — Собир.].
Пропала, да и всё.
[— Но это знающие люди так делали? — Собир.].
Да, знающие» [210 (10)].
Места бытования
Объект бытовал в деревенской, сельской среде, в старожильческих семьях.
Информация о дегтярном промысле и использовании дёгтя в повседневной жизни зафиксирована в 61 населенном пункте Иркутской области, Красноярского края, Забайкальского края, Республики Бурятия.
О широкой распространенности и активном бытовании традиции свидетельствует 96 устных рассказов от 84 рассказчиков из «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» (тома 1 – 7, 9, 10, 12 – 22).
Места фиксации устных рассказов русских старожилов Байкальской Сибири о дегтярном промысле и использовании дёгтя в обиходе
Иркутская область, Братский район
с. Кобляково [226 (18)]
с. Большеокинское [474 (1)]
с. Ключи-Булак [1106 (2)], [349 (3)]
Иркутская область, Жигаловский район
д. Рудовка [1008 (2)]
с. Усть-Илга [354 (13)]
с. Коношаново [533 (14)]
д. Кочень [317 (19)]
Иркутская область, Казачинско-Ленский район
с. Ермаки [224 (9)], [425 (13)]
с. Карам [360 (13)], [176 (22)]
с. Верхнемартыново [427 (13)]
пос. Казачинское [615 (20)]
Иркутская область, Катангский район
с. Преображенка [352 (13)]
Иркутская область, Качугский район
д. Шеметово [292 (1)], [337 (12)], [592 (20)]
д. Толмачево [1043 (2)]
д. Усть-Тальма [349 (13)]
Иркутская область, Киренский район
г. Киренск [531 (1)]
с. Юксеево [897 (2)]
Иркутская область, Куйтунский район
Иркутская область, Тулунский район
п. Ишидей [423 (13)]
д. Трактовая [68 (15)], [219 (18)]
Иркутская область, Усть-Илимский район
c. Кеуль [334 (3)], [335 (3)], [225 (18)]
пос. Невон [361 (3)], [356 (13)], [366 (13)]
c. Эдучанка [249 (9)]
д. Карапчанка [538 (3)]
д. Тушама [422 (13)]
с. Седаново [294 (19)]
Иркутская область, Чунский район
c. Бунбуй [593 (3)], [420 (4)], [96 (9)]
п. Ново-Балтурино [368 (13)]
пос. Чуна [199 (15)]
Красноярский край, Богучанский район
с. Манзя [219 (7)], [167 (14)]
пос. Чунояр [30 (9)], [351 (13)]
Красноярский край, Енисейский район
с. Колмогорово [421 (13)]
Красноярский край, Ингашский район
д. Теличеть [365 (13)], [367 (13)]
Красноярский край, Кежемский район
пос. Кежма [97 (4)], [506 (10)], [532 (14)], [477 (15)]
с. Сыромолотово [294 (9)]
с. Недокуры [113 (6)]
с. Заледеево [350 (13)], [420 (13)], [70 (16)]
с. Балтурино [482 (17)]
с. Паново [348 (13)]
с. Фролово [1 (1)], [82 (5)], [439 (21)]
с. Мозговая [44 (1)], [492 (1)]
c. Климино [358 (3)]
Красноярский край, Мотыгинский район
пос. Бурный [450 (17)], [18 (22)]
д. Машуковка [64 (6)]
Республика Бурятия, Кяхтинский район
с. Кудара-Сомон [210 (10)]
Республика Бурятия, Северо-Байкальский район
пос. Дашкачан [265 (1)]
Республика Бурятия, Тункинский район
д. Зактуй [606 (16)]
Читинская область (ныне Забайкальский край), Газимуро-Заводской район
c. Газимурские Кавыкучи [368 (3)]
Читинская область (ныне Забайкальский край), Краснокаменского район
Читинская область (ныне Забайкальский край), Красночикойский район
с. Архангельское [361 (13)]
Читинская область (ныне Забайкальский край), Могочинский район
с. Джелонга [248 (9)]
Читинская область (ныне Забайкальский край), Нерчинский район
с. Крупянка [245 (9)], [424 (13)]
Читинская область (ныне Забайкальский край), Петровск-Забайкальский район
с. Катаево [430 (13)], [721 (19)]
Читинская область (ныне Забайкальский край), Сретенский район
с. Усть-Наринзор [895 (2)], [379 (5)], [426 (13)]
с. Ломы [1113 (2)], [360 (3)]
Читинская область (ныне Забайкальский край), Чернышевский район
с. Бушулей [696 (2)]
История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.)
С 1980 года по 2011 год рассказы о дегтярном промысле и использовании дёгтя в повседневной жизни русских крестьян Байкальской Сибири зафиксированы и изучены в ходе полевых исследований, оцифровки данных, научной обработки источников доктором филологических наук Галиной Витальевной Медведевой, в том числе фиксация рассказов производилась Медведевой Г.В. в ходе полевых экспедиций ФА ИГПУ совместно с Соловьёвой М.Р., Матюшиной М.А. С момента открытия Государственного бюджетного учреждения культуры Иркутской области «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» в 2012 году и по настоящее время оцифровку данных, исследовательскую работу ведут и сотрудники данного учреждения под руководством директора Г.В. Медведевой. Периодичность фольклорно-этнографических экспедиций – несколько раз в год. В Приложении представлены тексты устных рассказов с 1980 г. по 2011 годы.
Носители:
- Анкудинов Егор Михайлович (1927 г.р.), c. Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области [335 (3)]
- Анкудинов Николай Александрович (1939 г.р.), с. Ёдорма Усть-Илимского района Иркутской области [458 (9)]
- Аржанов Павел Леонтьевич (1932 г.р.), с. Юксеево Киренского района Иркутской области [897 (2)]
- Банщикова Екатерина Фёдоровна (1931г.р.), п. Эдучанка Усть-Илимского района Иркутской области [249 (9)]
- Барахтенко Анна Егоровна (1930 г.р.), д. Карапчанка Усть-Илимского района Иркутской области [538 (3)]
- Боброва Степанида Михайловна (1918 г.р.), с. Ломы Сретенского района Читинской области [1113 (2)]
- Бузиков Александр Петрович (1920 г.р.), с. Усть-Илга Жигаловского района Иркутской области [354 (13)]
- Василькова Елена Ивановна (1927 г.р.), пос. Кежма Кежемского района Красноярского края [477 (15)]
- Волошин Фёдор Михеевич (1928 г.р.), с. Заледеево Кежемского района Красноярского края [350 (13)]
- Гантимуров Иван Иннокентьевич (1919 г.р.), с. Усть-Наринзор Сретенского района Читинской области [895 (2)]
- Глазырин Прохор Филатович (1926 г.р.), с. Фомка Енисейского района Красноярского края [353 (13)]
- Джураева Надежда Тимофеевна (1925 г.р.), с. Манзя Богучанского района Красноярского края [167 (14)]
- Зарубина Анна Михайловна (1930 г.р.), c. Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области [334 (3)], [225 (18)]
- Заяшникова Агриппина Ивановна (1927 г.р.), с. Катаево Петровск-Забайкальского района Читинской области [430 (13)], [721 (19)]
- Зуева Дора Петровна (1930 г. р.), с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области [176 (22)]
- Зыкин Иван Филиппович (1928 г.р.), с. Джелонга Могочинского района Читинской области [248 (9)]
- Ильченко Анна Михайловна (1926 г.р.), д. Машуковка Мотыгинского района Красноярского края [64 (6)]
- Карнаухова Елена Максимовна (1910 г.р.), c. Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области [336 (3)]
- Карнаухов Вениамин Иванович (1930 г.р.), пос. Невон Усть-Илимского района Иркутской области [366 (13)], [534 (14)]
- Кокорина Устинья Ивановна (1927 г.р.), с. Мозговая Кежемского района Красноярского края [44 (1)]
- Кокорин Егор Иванович (1920 г.р.), с. Кежма Кежемского района Иркутской области [532 (14)]
- Кокорин Роман Иванович (1927 г.р.), с. Мозговая Кежемского района Красноярского края [492 (1)]
- Колпакова Татьяна Григорьевна (1938 г.р.), с. Недокуры Кежемского района Красноярского края [113 (6)]
- Коногорских Владимир Гурьянович (1929 г.р.), с. Ключи-Булак Братского района Иркутской области [1106 (2)], [349 (3)]
- Коношанов Николай Павлович (1929 г.р.), с. Коношаново Жигаловского района Иркутской области [533 (14)]
- Копылов Степан Алексеевич (1922 г.р.), пос. Дашкачан Северо-Байкальского района Бурятии [265 (1)]
- Коротков Василий Устинович (1927 г.р.), с. Крупянка Нерчинского района Читинской области [245 (9)]
- Корягина Зоя Васильевна (1939 г.р.), c. Климино Кежемского района Красноярского края [358 (3)]
- Кочкин Лаврентий Артамонович (1924 г.р.), c. Газимурские Кавыкучи Газимуро-Заводского района Читинской области [368 (3)]
- Кузаков Михаил Иннокентьевич (1927 г. р.), д. Бур Катангского района Иркутской области [528 (21)]
- Куксенко Иван Андреевич (1930 г.р.), д. Теличеть Ингашского района Красноярского края [365 (13)], [367 (13)]
- Кулаков Степан Яковлевич (1929 г.р.), с. Сыромолотово Кежемского района Красноярского края [294 (9)]
- Мальцева Валентина Федоровна (1932 г.р.), д. Толмачево Качугского района Иркутской области [1043 (2)]
- Миронова Анна Сергеевна (1926 г.р.), с. Ковыли Краснокаменского района Читинской области [455 (9)]
- Москвин Василий Перфильевич (1928 г.р.), пос. Невон Усть-Илимского района Иркутской области [361 (3)], [356 (13)]
- Мутовина Анна Николаевна (1922 г. р.), с. Манзя Богучанского района Красноярского края [219 (7)]
- Никулина Афанасия Ивановна (1928 г.р.), с. Балтурино Кежемского района Красноярского края [482 (17)]
- Никулина Надежда Арсентьевна (1916 г.р.), с. Бушулей Чернышевского района Читинской области [696 (2)]
- Обедин Михаил Андреевич (1913 г.р.), д. Обхой Качугского района Иркутской области [363 (13)]
- Оборонова Елизавета Демидовна (1926 г.р.), с. Колмогорово Енисейского района Красноярского края [421 (13)]
- Оборонов Матвей Диамидович (1924 г.р.), с. Фомка Енисейского района Красноярского края [357 (13)]
- Оглобина Александра Николаевна (1929 г.р.), с. Кобляково Братского района Иркутской области [226 (18)]
- Перфильева Екатерина Селиверстовна (1932 г.р.), с. Кундуй Куйтунского района Иркутской области [557 (5)]
- Петрова Ефросинья Ивановна (1914 г.р.), с. Ломы Сретенского района Читинской области [360 (3)]
- Плаутина Зинаида Ивановна (1936 г.р.), с. Паново Кежемского района Красноярского края [348 (13)]
- Плотникова Нина Ануфриевна (1924 г.р.), с. Икей Тулунского района Иркутской области [355 (13)]
- Подымахина Степанида Алексеевна (1912 г.р.), пос. Казачинское Казачинско-Ленского района Иркутской области [615 (20)]
- Полубенцева Тамара Максимовна (1935 г.р.), д. Зактуй Тункинского района Бурятии [606 (16)]
- Привалихин Владимир Степанович (1931 г.р.), Привалихина Нина Степановна (1932 г.р.), с. Кежма Кежемского района Красноярского края [506 (10)]
- Романова Устинья Лазаревна (1918 г.р.), д. Большеокинское Братского района Иркутской области [474 (1)]
- Рудых Галина Николаевна (1927 г.р.), д. Рудовка Жигаловского района Иркутской области [382 (3)]
- Рудых Павел Иннокентьевич (1930 г.р.), д. Рудовка Жигаловского района Иркутской области [1008 (2)]
- Рукосуева Евдокия Романовна (1923 г.р.), с. Чунояр Богучанского района Красноярского края [30 (9)]
- Рукосуева Нина Григорьевна (1917 г.р.), с. Заледеево Кежемского района Красноярского края [420 (13)], [70 (16)]
- Рукосуев Василий Антонович (1936 г.р.), c. Бунбуй Чунского района Иркутской области [593 (3)], [420 (4)]
- Рукосуев Веденей Михайлович (1932 г.р.), пос. Чунояр Богучанского района Красноярского края [351 (13)]
- Рыкова Агния Ефимовна (1919 г.р.), пос. Баргузин Баргузинского района Бурятии [499 (1)]
- Рязанцев Геннадий Степанович (1938 г.р.), с. Крупянка Нерчинского района Читинской области [424 (13)]
- Саламатова Анна Тимофеевна (1930 г.р.), п. Ново-Балтурино Чунского района Иркутской области [368 (13)]
- Сафонова Ульяна Ивановна (1927 г.р.), с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области [360 (13)]
- Сафьянникова Татьяна Павловна (1931 г.р.), с. Преображенка Катангского района Иркутской области [352 (13)]
- Семёнова Мария Иннокентьевна (1921 г.р.), с. Кудара-Сомон Кяхтинского района Бурятии [210 (10)]
- Семушин Петр Петрович (1927 г.р.), пос. Бурный Мотыгинского района Красноярского края [450 (17)], [18 (22)]
- Сибирякова Евдокия Николаевна (1918 г.р.), д. Тушама Усть-Илимского района Иркутской области [422 (13)]
- Сидоров Дмитрий Кириллович (1929 г.р.), с. Архангельское Красночикойского района Читинской области [361 (13)]
- Сизых Афанасия Ивановна (1906 г.р.), с. Фролово Кежемского района Красноярского края [1 (1)]
- Слизакова Мария Григорьевна (1924 г.р.), п. Ишидей Тулунского района Иркутской области [423 (13)]
- Спиридонов Сергей Трофимович (1912 г.р.), г. Киренск Киренского района Иркутской области [531 (1)]
- Толстоухова Клавдия Петровна (1916 г.р.), д. Кочень Жигаловского района Иркутской области [317 (19)]
- Торгашина Екатерина Александровна (1932 г.р.), с. Фролово Кежемского района Красноярского края [82 (5)], [439 (21)]
- Третьякова Анна Андреевна (1938 г.р.), с. Ермаки Казачинско-Ленского района Иркутской области [425 (13)]
- Третьяков Гавриил Михайлович (1927 г.р.), с. Верхнемартыново Казачинско-Ленского района Иркутской области [427 (13)]
- Тримарёва Валентина Ивановна (1941 г. р.), пос. Кежма Кежемского района Красноярского края [97 (4)]
- Фаркова Агния Григорьевна (1928 г.р.), c. Ерёма Катангского района Иркутской области [214 (3)]
- Федорова Варвара Васильевна (1915 г.р.), пос. Усть-Наринзор Сретенского района Читинской области [379 (5)]
- Фёдоров Василий Анисимович (1919 г.р.), с. Усть-Наринзор Сретенского района Читинской области [426 (13)]
- Фортунатов Виталий Михайлович (1941 г.р.), в д. Усть-Тальма Качугского района Иркутской области [349 (13)]
- Черемных Павел Дмитриевич (1931 г.р.), с. Ермаки Казачинско-Ленского района Иркутской области [224 (9)]
- Чертовских Александр Александрович (1932 г.р.), с. Чекан Жигаловского района Иркутской области [362 (13)]
- Шаманская Мария Егоровна (1933 г.р.), с. Седаново Усть-Илимского района Иркутской области [294 (19)]
- Шаманский Виктор Калинович (1932 г.р.), с. Бунбуй Чунского района Иркутской области [96 (9)]
- Шеметов Сергей Александрович (1941 г.р.), д. Шеметово Качугского района Иркутской области [292 (1)], [337 (12)], [592 (20)]
- Шендрёнкова Софья Михайловна (1924 г.р.), д. Трактовая Тулунского района Иркутской области [68 (15)], [219 (18)]
- Шуринова Тамара Григорьевна (1935 г.р.), пос. Чуна Чунского района Иркутской области [199 (15)]
Современное состояние объекта
Дегтярный промысел перестал быть повсеместным и массовым в связи с уменьшением использования дёгтя в быту. Появились продукты нефтепереработки, а также другие новые продукты химического производства, заменившие дёготь в качестве смазочного материала для транспорта, в кожевенном производстве, в качестве репеллента. С повышением доступности медицинской помощи и лекарственных препаратов многие рецепты народной медицины перестали использоваться, и вместе с этим ушло в прошлое широкое применение дёгтя для лечения заболеваний. Дёготь стали производить фабричным способом и реализовывать в аптеках.
В настоящее время случаи кустарной перегонки дёгтя и его использования в быту единичны и носят нерегулярный характер.
Способы и формы передачи традиции
- Передача осуществляется внутри населенного пункта, от хозяина к хозяину, от старших к младшим внутри одной семьи и т.д.
- Фиксация объекта в Реестре объектов нематериального культурного наследия Иркутской области, размещенном на сайте ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии»
- Фиксация сюжетов о дегтярном промысле и использовании дёгтя в обиходе в виде устных рассказов старожилов в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» (тома 1 – 7, 9, 10, 12 – 22).
- Профессор Г.В. Медведева с 80-х гг. XX века по настоящее время использует сведения о данном виде промысла и использовании дёгтя в старожильческом обиходе в курсе лекций в ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет».
- Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры
Сотрудники ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» включают информацию о дегтярном промысле и использовании дёгтя в повседневной жизни русских крестьян Байкальской Сибири в тематические занятия, мини-лекции, интерактивные беседы со школьниками, гимназистами, лицеистами Иркутска.
Источники информации:
Литература
- Деревягин, А. А. Кустарное дегтекурение. М.: Всерос. кооп. лесной союз (ВСЕКОЛЕС), 1922 г. – 122 с.
- Ногин, 3. К. Дегтекурение (с 14 рисунками в тексте). Л.: Научно-техническое издательство, Научно-технический отдел ВСНХ, 1925 г. – 55 с.
- Розен, Б. Я. Химия зеленого золота. Архангельск: Архангельское книжное издательство, 1955г. – 116 с.
- Сабурова, Л.М. Культура и быт русского населения Приангарья (конец XIX – XX в.). – Л.: Наука, 1959 г. – 280 с.
- Стадухин, В. Е. Кустарное дегтекурение [Текст] / В. Стадухин. — Свердловск; Москва: Гослестехиздат, 1934 г. – 29, [3] с.
- Таланин, Ф. А. Производство берестового дегтя. М.: «Лесная промышленность», 1981 г. – 71 с.
Архивы
- Личный архив Г.В. Медведевой.
- Архив Педагогического института Иркутского государственного университета.
Фонды
Записи аудио- и видеоматериалов с устными рассказами, письменная фиксация, фотографии хранятся в фондах ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» (г. Иркутск, ул. Халтурина, д.2).
Авторы/Составители
Исследователь, хранитель, эксперт, ответственное лицо – Галина Витальевна Медведева, директор ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии».
Составители описания ОНН: сотрудники ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» Н.А. Напартэ, И.Г. Никулина, М.А. Матюшина.
Тексты 01. «Тексты устных рассказов о дегтярном промысле и использовании дёгтя в повседневной жизни русских крестьян Байкальской Сибири». Автор фиксации: директор ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» Медведева Галина Витальевна. 1980-2011 гг. Место фиксации: Иркутская область, Красноярский край, Забайкальский край, Республика Бурятия. Место хранения: ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» по адресу: Иркутск, ул. Халтурина, 2. Публикация: Афанасьева-Медведева Г. В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири.
Источник