Нахмуренная ель что значит

Словари

1. Насупившийся; мрачный, угрюмый (о человеке).

2. Выражающий суровость, озабоченность, задумчивость (о настроении, состоянии).

Пасмурный, облачный, мрачный (о погоде, небе и т.п.).

НАХМУ́РЕННЫЙ, нахмуренная, нахмуренное; нахмурен, нахмурена, нахмурено.

1. прич. страд. прош. вр. от нахмурить. Нахмуренные брови.

2. только полн. Мрачный, с суровым видом; то же, что нахмурившийся. «Генерал приехал поздно; приехал нахмуренный.» Достоевский.

НАХМУ́РЕННЫЙ, -ая, -ое; -ен. Хмурый, насупленный. Н. вид. Нахмуренные брови.

НАХМУ́РЕННЫЙ -ая, -ое.

1. Выражающий суровость, задумчивость, озабоченность и т.п.; сурово, угрюмо наморщенный. Н-ые брови. Н-ое лицо.

2. Мрачный, сурового вида, угрюмый. Н. парень. Н-ая женщина.

1. прич. страд. прош. от нахмурить.

Выражающий суровость, задумчивость, озабоченность и т. п.; сурово, угрюмо наморщенный.

Нахмуренный лоб. Нахмуренные брови.

Ермолов с нахмуренным лицом вышел к офицеру. Л. Толстой, Война и мир.

Мрачный, сурового вида, угрюмый.

Она заглянула ему в лицо. — Что ты такой нахмуренный сегодня? Молчишь? Ты не рад? Я думала, ты с ума сойдешь от радости, а он точно спит. И. Гончаров, Обломов.

нахму́ренный; кратк. форма -ен, -ена

нахму́ренный, нахму́ренная, нахму́ренное, нахму́ренные, нахму́ренного, нахму́ренной, нахму́ренных, нахму́ренному, нахму́ренным, нахму́ренную, нахму́ренною, нахму́ренными, нахму́ренном, нахму́рен, нахму́ренна, нахму́ренно, нахму́ренны, нахму́реннее, понахму́реннее, нахму́ренней, понахму́ренней

Источник

Значение слова «нахмуренный»

1. Прич. страд. прош. от нахмурить.

2. в знач. прил. Выражающий суровость, задумчивость, озабоченность и т. п.; сурово, угрюмо наморщенный. Нахмуренный лоб. Нахмуренные брови.Ермолов с нахмуренным лицом вышел к офицеру. Л. Толстой, Война и мир.

3. в знач. прил. Мрачный, сурового вида, угрюмый. Она заглянула ему в лицо. — Что ты такой нахмуренный сегодня? Молчишь? Ты не рад? Я думала, ты с ума сойдешь 412 от радости, а он точно спит. И. Гончаров, Обломов.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

НАХМУ’РЕННЫЙ, ая, ое; -рен, а, о. 1. Прич. страд. прош. вр. от нахмурить. Нахмуренные брови. 2. только полн. формы. Мрачный, с суровым видом; то же, что нахмурившийся. Генерал приехал поздно; приехал нахмуренный. Дствскй.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

нахму́ренный

1. прич. страд. прош. от нахмурить ◆ Иван Егорович Краснухин, газетный сотрудник средней руки, возвращается домой поздно ночью нахмуренный, серьезный и как-то особенно сосредоточенный. А. П. Чехов, «Тссс. »

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова благовещенский (прилагательное):

Источник

Н. А. Некрасов. Поэма Саша

Поэма «Саша» написана Николаем Алексеевичем Некрасовым в период между летом 1854 г. и весной 1855 г. Опубликована в журнале «Современник» №1 за 1856 г. с посвящением «И—у Т—ву» (Ивану Тургеневу) и подписью: «Н. Некрасов».

В июле 1854 года Некрасов и Тургенев охотились имении А. В. Дружинина «Чертово», а в конце сентября/начале октября вместе были на охоте в Спасском. Уже тогда Некрасов написал несколько стихов для будущей поэмы «Саша», о них он сообщил в письме к И. С. Тургеневу:

«Помнишь, на охоте как-то прошептал я тебе начало рассказа в стихах — оно тебе понравилось; весной нынче в Ярославле я этот рассказ написал, и так как это сделано единственно по твоему желанию, то и посвятить его желаю тебе. «.

Время описываемых в поэме событий относится к концу 1840 — началу 1850-х гг., когда многие либерально настроенные дворяне отрекались от своих свободолюбивых взглядов под впечатлением европейских революций («весна народа») 1848-1849 гг.
Напуганное французской революцией царское правительство Николая I преследовало свободомыслие в русской литературе и журналистике, и Некрасову, как редактору «Современника», стоило огромных усилий и нервов напечатать своё произведение.

Н.Г.Чернышевский, а затем и Н.А. Добролюбов видели в Некрасове не только социального и гражданского поэта, но и «поэта сердца», лирика, который в своих стихах раскрывал и показывал лучшие качества русской женщины. Именно это «новое отношение» к женщине показано в поэме «Саша».

Содержание нижеследующего текста – пересказ (с цитатами) взаимоотношений главных действующих лиц без анализа их идеологических взглядов.

Николай Алексеевич Некрасов, вероятно, единственный поэт в русской литературе (как сообщает Википедия), в котором развита такая чисто русская черта, как склонность к покаянию. С взволнованного покаяния перед Родиной и начинается поэма «Саша»:

«И на родимую землю мою
Все накипевшие слёзы пролью!
Злобою сердце питаться устало —
Много в ней правды, да радости мало;
.
Силу сломили могучие страсти,
Гордую волю погнули напасти,
И про убитую Музу мою
Я похоронные песни пою.»

Поэма предстаёт не похоронной песней, как выглядят произведения: «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Мороз Красный нос» и др., а лирически-радостным повествованием, несмотря на затронутые в ней социально-гражданские вопросы.

Сам автор (Некрасов) присутствует в поэме, как один из её главных героев: порой пространные авторские отступления от главной темы(Саши и Агарина) полны наблюдательности, добра, искренней радости, восторженности, сострадания — тех черт характера, что генетически присущи русской натуре. Такими чертами характера он наделяет и других — старичков-соседей, Сашу, даже Агарина до его первого отъезда .

Самая проникновенная часть поэмы — 2-я глава, в которой Некрасов невыразимо пронзительно описывает природу, лес, страдающий от рук человека, переживания доброй и чуткой Саши:

Саше случалось знавать и печали:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные грозды калины глядели,
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.

В поэме замечательные описания природы, Некрасов в этом смысле проявил себя, как тонкий, наблюдательный лирик и ценитель прекрасного и стихотворный живописец. Поэма полна длинных авторских отступлений от главной линии, но это лишь делало её богаче и содержательней. Но если «отбросить» эти лирические отступления, то суть поэмы — это рассказ об одном коротком периоде жизни дворянской девушки по имени Саша (с 16 лет до 19).

Первая глава своего рода вступление к поэме — автор вернулся в родные края, едет в родовое имение, попутно взволнованно описывает своё отношение к матери-родине и природе: «Родина-мать! я душою смирился, / Любящим сыном к тебе воротился.»
Ехал долго, но доехал. В пустом доме скучно и, недолго думая, автор отправился к соседям.

Скучно в нём будет. Нет, лучше поеду,
Благо не поздно, теперь же к соседу
И поселюсь среди мирной семьи.
Славные люди — соседи мои.

Возможно, у автора дом побогаче и поудобнее, но не только скука или одиночество направляют его к гостеприимным соседям, есть и другой повод наведаться в гости:

Как-то они доживают свой век?
Он уже дряхлый, седой человек,
Да и старушка немногим моложе.
Весело будет увидеть мне тоже
Сашу, их дочь. Недалёко их дом.
Всё ли застану по-прежнему в нём?

Соседи-помещики, как гоголевские старосветские помещики — люди небогатые, бесхитростные, сердечные, добродушные, звёзд с неба не хватали, о несбыточном не мечтали, жили по старинке, любили и уважали друг друга, радовались жизни и не чаяли души в любимой дочке:

Дико росла, как цветок полевой,
Смуглая Саша в деревне степной.
Всем окружив её тихое детство,
Что позволяли убогие средства,
Только развить воспитаньем, увы!
Эту головку не думали вы.

Да, образованием родители дочку не утруждали, уроками и книгами не мучили: Книги ребёнку — напрасная мука, / Ум деревенский пугает наука; Саша просыпалась рано и бегом в душистые поля, и всё вокруг вызывало в ней радостный интерес и поддерживало жажду жизни:

Выспится Саша, поднимется рано,
Чёрные косы завяжет у стана
И убежит, и в просторе полей
Сладко и вольно так дышится ей.

Всегда на природе, на свежем воздухе, на простой, здоровой пище, не отягощённая умственными упражнениями, душевными тревогами и сердечными переживаниями, Саша росла настоящей русской красавицей:

Рдеет румянец и ярче и краше.
Мило и молодо дитятко ваше, —
Бегает живо, горит, как алмаз,
Чёрный и влажный смеющийся глаз,
Щёки румяны, и полны, и смуглы,
Брови так тонки, а плечи так круглы!

Далее до самого конца 2-ой главы автор описывает любовь Саши к родной природе, её отношение к деревьям, к цветам, к птицам и другой живности, подробно описывает переживания девушки, когда мужики вырубали берёзовый лес:

Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились —
.
Трупы деревьев недвижно лежали;
Сучья ломались, скрипели, трещали
.
Долго в ту ночь, не смыкая ресницы,
Думала Саша: что петь будут птицы?
.
Утром работа опять закипела.
Саша туда и ходить не хотела.

Далее автор предупреждает читателя, что Сашина жизнь «без забот и страстей» подходит к концу, и намекает, что девушку ждут серьёзные испытания:

Но безотчетно пугает гроза.
Эти ли детски живые глаза,
Эти ли полные жизни ланиты
Грустно поблекнут, слезами покрыты?

В третьей главе случилось событие. В соседнее поместье, пустовавшее сорок лет, приехал хозяин – барин Агарин.

В третьем году наконец прикатил
Барин в усадьбу и нас посетил,
Именем: Лев Алексеич Агарин,
Ласков с прислугой, как будто не барин,

Тонок и бледен. В лорнетку глядел,
Мало волос на макушке имел.

Барин Лев Алексеич поехал знакомиться с соседями и развлечься общением с ними, а у соседей пышущая красотой и здоровьем дочь. Агарин подружился с Сашей и зачастил в гости:

Саша смеялась, смеялся он сам.
Начал он часто похаживать к нам,
Начал гулять, разговаривать с Сашей
Да над природой подтрунивать нашей.
.
Мало того: он ей книжки читал
И по-французски её обучал.

Агарин был во многих странах, много повидал и прочувствовал, набрался передовых взглядов о переустройстве общества и делился ими с Сашей. Слова Агарина открыли девушке дотоле незнакомый ей мир, она научилась думать, стала много читать, интересоваться общественной жизнью, Агарин и Саша вместе обсуждали прочитанное, размышляли о смысле жизни:

Словно брала их чужая кручина,
Всё рассуждали: какая причина,
Вот уж который теперича век
Беден, несчастлив и зол человек?

«Но, — говорит, — не слабейте душою:
Солнышко правды взойдёт над землёю!»

Саша привыкла к Агарину и полюбила его. А он вдруг засобирался в дорогу и в одночасье уехал: «Благословите на дело. пора! / Перекрестился — и съехал с двора..».
Саша загрустила, стала задумчивой, невесёлой, потеряла интерес ко всему, растревожила своим состоянием родителей, они забеспокоились, что с дочкой происходит, что делать, как быть, ведь она:

Думает думу, как будто у ней
Больше забот, чем у старых людей.
Книжки читает, украдкою плачет.
Видели: письма всё пишет и прячет.

Книжки выписывать стала сама —
И наконец набралась же ума!

Время лечит, постепенно Саша пришла в себя. Пользуясь знаниями из книг, стала лечить недуги крестьян, объяснять им непонятное, обучать грамоте и приносить другую ощутимую пользу. Бегать по полям и лесам уже не было времени. Родители радовались на разумницу-дочку. Всё было славно и спокойно, жизнь текла размеренно и содержательно, но через три года вернулся сосед Агарин: «Надо же было вернуться соседу!/ Слышим: приехал и будет к обеду.»
Конечно, первым делом он заглянул к соседям, взглянул на Сашу, а она:

«Вышла навстречу — и ахнул сосед!
Словно оробел. Мудрёного нет:
В два-то последние года на диво
Сашенька стала пышна и красива,
Прежний румянец в лице заиграл.
Он же бледней и плешивее стал. «

Саша обрадовалась, повеселела, стала показывать Агарину книжки, рассказывать, что читала, что узнала, что претворила в жизнь, задавала вопросы, делилась мечтами и мнениями о том, о сём, а он всё высмеивал, перечил ей и злился:

«Только не впрок угожденье пошло!
Он ей перечил, как будто назло:
«Оба тогда мы болтали пустое!
Умные люди решили другое,
Род человеческий низок и зол».
Да и пошёл! и пошёл! и пошёл. «

Бедная Саша растерялась, она не узнавала Льва Алексеевича, где прежний одухотворённый Агарин, где пламень в сердце и огонь в глазах, где тот, кто разбудил её ум и сердце? Сашины родители опять в тревоге:

«Что говорил — мы понять не умеем,
Только покоя с тех пор не имеем:
Вот уж сегодня семнадцатый день
Саша тоскует и бродит, как тень!
Книжки свои то читает, то бросит,
Гость навестит, так молчать его просит.»

Всё, что теперь делала Саша (продолжала читать, заботилась о крестьянах, то травку целебную посоветует, то письмо неграмотному мужику напишет) страшно раздражало Агарина, он зло подсмеивался над ней и её занятиями: «Тешится новой игрушкой дитя!» Это было обидно и непонятно, Саша опечалилась, затаилась, когда заходил разговор о соседе, молчала или запиралась в своей комнате. Агарин снова уехал, но вскоре прислал письмо с предложением руки и сердца. Старики-родители было обрадовались, но Саша сказала:

«Нет, не пойду». А сама неспокойна;
То говорит: «Я его недостойна» —
То: «Он меня недостоин: он стал
Зол и печален и духом упал!»

Саша не разлюбила Агарина, просто поняла, что он изменился, и прежние прекрасные идеи и помыслы, наполнявшие его (и её) душу и жизнь смыслом, исчезли, оставив вместо себя разочарование, раздражение и душевную усталость. Саша проявила стойкость духа и отказала Агарину. Она не желала выходить замуж за человека, с которым у неё уже нет общности устремлений. Родители не поняли причину отказа и снова переполошились, обратились к автору с вопросами: » Что с Сашей, почему отказала? Может, сосед чернокнижник какой, бес-искуситель, девичий обольститель?

«Что тут такое? родной, объясни!
Хочешь, на бедную Сашу взгляни.
Долго ли будет она убиваться?
Или уж ей не певать, не смеяться».

Автор долго (целую главу) и обстоятельно объясняет родителям (и читателям), почему Агарин сначала был таким, а потом стал другим, главное из этих объяснений звучит так:

«Это не бес, искуситель людской,
Это, увы! — современный герой!
Книги читает да по свету рыщет —
Дело себе исполинское ищет,

Благо, наследье богатых отцов
Освободило от малых трудов,
Благо, идти по дороге избитой
Лень помешала да разум развитый.
.
Если ж за дело возьмётся — беда!
Мир виноват в неудаче тогда;
Чуть поослабнут нетвёрдые крылья,
Бедный кричит: «бесполезны усилья!»

И уж куда как становится зол
Крылья свои опаливший орёл. «

Старички мало что поняли из этой умной, но непонятной им речи, поэтому автор утешил их более простыми словами:

«Поняли. нет. Ну, беда небольшая!
Лишь поняла бы бедняжка больная.
Благо теперь догадалась она,
Что отдаваться ему не должна.»

Объяснение родители поняли: дочка сохранила девичью честь и не отдалась злому человеку. И то хорошо! Значит, не зря глазки портила, книжки читала — ума житейского из них почерпнула!

Заканчивается поэма «Саша» на оптимистической ноте и с хорошим прогнозом:

«Чем неутешнее дитятко ваше,
Тем встрепенётся светлее и краше:
В добрую почву упало зерно —
Пышным плодом отродится оно!»

Подытоживая, можно сказать, что поэма «Саша» — это поэтическая иллюстрация к общественной жизни времён поэта Н.А. Некрасова. В основе поэмы — лирический рассказ о взаимоотношениях людей с различными взглядами на мироустройство: одни отказываются от демократических воззрений (Агарин), другие их приобретают (Саша).

Иллюстрация — картина «Девушка, заплетающая косу». Худ. А.И.Корзухин

Источник

Читайте также:  Выигрывает каждый второй билет русское лото что значит
Оцените статью