- Как правильно выбрать наперсный крест, чтобы не нарушить Положение о наградах Русской Православной Церкви
- БОГОСЛУЖЕБНО-ИЕРАРХИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ
- Награды для епископата
- Награды для священства
- Награды для диаконства
- Награды настоятельниц и насельниц женских монастырей
- Об игуменском звании
- Награды при принятии пострига и рукоположении
- Награды, связанные с ученой степенью
- Использованные материалы
Как правильно выбрать наперсный крест, чтобы не нарушить Положение о наградах Русской Православной Церкви
Часто на к нам обращаются благодарные прихожане, которые хотели бы сделать памятный подарок для своего пастыря. Таким подарком обычно становится наперсный крест. Не всегда желающие одарить знают, что при выборе креста большое значение имеет и цвет, и форма, и наличие украшений.
Дело в том, что священники имеют право носить только такой крест, который положен им согласно их статусу, и если ошибиться в выборе,креста, батюшка просто не сможет его носить.
Как правильно выбрать крест, чтобы подарок был «не в бровь, а в глаз»? Какими правилами надо руководствоваться при выборе самого главного христианского символа, который несет на себе священнослужитель? Кто устанавливает эти правила, и как они изменились к настоящему времени?
Одним из важнейших событий церковной жизни в 2017 году стал Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Не самым заметным итогом его деятельности, но важным для освещения поставленных вопросов стала новая редакция Положения о наградах Русской Православной Церкви.
Изменилась последовательность присвоения наград, были уточнены некоторые моменты. появились новые награды.
Коснулись изменения и правил ношения наперсного креста.
1. Восьмиконечный наперсный иерейский крест серебряного цвета
Ранее Положение о наградах гласило, что «Награждение наперсным крестом производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих — набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет».
Между тем, на практике, священник начинал носить крест – более простой – сразу по рукоположении.
Теперь эта двусмысленность удалена: «восьмиконечный наперсный иерейский крест серебряного цвета возлагается на пресвитера при рукоположении».
2. Наперсный крест золотого цвета
Появляется новая награда: «Право ношения наперсного креста золотого цвета. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через четыре года после награждения правом ношения камилавки (для иеромонахов и священноиноков — не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения набедренника)».
Интересно, что ранее в качестве наградного обычно использовали так называемый Павловский крест, изготовленный из серебра (или его имитации) и позолоченный.
Сейчас иереям, обладающим старинными крестами, с которых сошла позолота, видимо, придется обратиться к услугам реставраторов.
3. Крест с украшениями
Крест с украшениями ранее возлагался на протоиерея – старое положение гласило: «Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения палицей» (палицу же возлагали на протоиерея, через пять лет после возведения в этот сан).
Теперь «Награждение крестом с украшениями производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения палицы. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати лет».
Возведение в сан протоиерея отныне «производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати пяти лет (иеромонахи и священноиноки не награждаются)».
Ранее в сан протоиерея возводили до награждения крестом с украшениями и всего через десять лет служения в священном сане.
4. Второй наперсный крест
В Положении появилась такая награда, как право ношения второго наперсного креста – ранее она не была предусмотрена, хотя на практике маститые протоиереи с двумя крестами встречались и прежде.
Теперь «Награждение правом ношения второго наперсного креста с украшениями производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения митры. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятидесяти лет».
5. Женское монашество
Изменения коснулись не только носителей священного сана.
Теперь «За особые заслуги в трудах на благо Святой Церкви указом Святейшего Патриарха монахиня какого-либо монастыря, а также настоятельница архиерейского подворья может быть удостоена права ношения наперсного креста золотого цвета, которое сохраняется пожизненно».
Ранее наперсный крест могла носить только игумения, но цвет его не регламентировался. Теперь же игумения носит только золотистый крест – либо крест с украшениями (как более высокую награду).
Ранее игумения по оставлении ею должности лишалась права ношения наперсного креста – теперь же оно сохраняется за нею пожизненно.
Мы постарались коротко осветить основные изменения, коснувшиеся правил ношения наперсного креста.
Вопрос этот – очень важный, и подходить к его решению необходимо крайне ответственно.
Источник
БОГОСЛУЖЕБНО-ИЕРАРХИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ
Заслуги священнослужителей Русской Православной Церкви поощряются разнообразными наградами, каждая из которых имеет свою историю и свое символическое значение. Система этих награждений достаточно сложна, так как возникали они в разное время, иногда при посредстве светской власти, изменяя, зачастую, свой первоначальный вид. Иерархия Православной Церкви состоит из трех ступеней: диаконской, пресвитерской и епископской. Поэтому священнослужители могут быть поощрены только присущими своему иерархическому уровню наградами.
Богослужебно-иерархические награды служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения.
Богослужебно-иерархическими наградами являются:
- повышение в сане;
- элементы литургического облачения, несущие духовное значение;
- отличия при совершении богослужений (преднесение креста, служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до «Отче наш. » или до Херувимской песни).
При возложении иерархических наград архиерей возглашает: «Аксиос». Награды клириков в форме служебных отличий определяют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии.
Награды для епископата
Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения.
- Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области.
- Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию.
Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания.
При возведении в сан архиепископа архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита — права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета.
Право ношения второй панагии принадлежит патриарху Московскому и всея Руси и митрополиту Киевскому и всея Украины, а также принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа и председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит.
Право преднесения креста за богослужениями принадлежит патриарху Московскому и всея Руси и митрополиту Киевскому и всея Украины (в пределах Украинской Православной Церкви). Этого права могут быть удостоены в качестве высшей иерархической награды, в пределах своих уделов, митрополиты, обладающие правом ношения двух панагий.
Награды для священства
Последовательными наградами для священства являются:
- Право ношения набедренника. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после пресвитерской хиротонии (пять лет для иеромонахов и священноиноков). Правила ношения: навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро.
- Право ношения камилавки фиолетового цвета. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения правом ношения набедренника (иеромонахи и священноиноки не награждаются). Надевается во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий. Награждение правом ношения камилавки предусматривает право ношения скуфьи фиолетового цвета (право ношения черной скуфьи, как в храме, так и в повседневной обстановке принадлежит каждому пресвитеру со дня его хиротонии).
- Право ношения наперсного креста золотого цвета. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через четыре года после награждения правом ношения камилавки (для иеромонахов и священноиноков — не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения набедренника). Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.
- Право ношения палицы. Награждение производится патриаршим указом не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста золотого цвета. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятнадцати лет. Правила ношения: навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник — слева.
- Право ношения наперсного крест с украшениями. Награждение производится патриаршим указом не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения палицы. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати лет. Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.
- Возведение в сан протоиерея. Награждение производится патриаршим указом не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати пяти лет (иеромонахи и священноиноки не награждаются).
- Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы. ». Награждение производится патриаршим указом не ранее чем через пять лет после воз-ведения в сан протоиерея (не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями для иеромонахов и священноиноков).
- Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш. ». Награждение производится патриаршим указом не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы. ».
- Право ношения митры (для протоиереев), возведение в сан архимандрита (для монашествующих) [1]. Награждение производится патриаршим указом за особые заслуги, но не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…». Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее сорока лет. Срок может быть сокращен в связи с назначением настоятелем кафедрального собора или наместником монастыря, священноархимандритом которого является епархиальный архиерей. Правила ношения: исключительно во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных Богослужебным уставом).
- Право ношения второго наперсного креста с украшениями. Награждение производится указом патриарха не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения митры. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятидесяти лет.
- Право ношения патриаршего наперсного креста. Награждение производится в исключительных случаях во внимание к усердным трудам на благо Церкви по инициативе и решению патриарха, независимо от продолжительности служения и предшествующих наград. Правила ношения: клирик, удостоенный права ношения патриаршего наперсного креста, может носить его вместе с крестом с украшениями. Клирики, награжденные правом ношения патриаршего наперсного креста и рукоположенные в сан епископа, могут носить данный крест во время богослужений вместо креста с украшениями.
- Возведение в сан протопресвитера. Награждение производится в исключительных случаях, во внимание к усердным трудам на благо Церкви, по инициативе и решению патриарха Московского и всея Руси, независимо от продолжительности служения и предшествующих наград.
Награды для диаконства
Последовательными наградами для диаконства являются:
- Право ношения двойного ораря. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через пять лет после хиротонии награждаемого. Правила ношения: на левом плече, поверх стихаря, передний, более длинный конец спускается с левого плеча под правую руку, затем им опоясывается спина, а затем он спускается вниз через левое плечо.
- Право ношения камилавки фиолетового цвета. Награждение производится патриаршим указом не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения двойного ораря (иеродиаконы не награждаются). Продолжительность служения в священном сане должна составлять не менее пятнадцати лет. Исключением могут быть случаи особого ходатайства епархиального архиерея перед патриархом о награждении старших диаконов кафедральных соборов и особо значимых обителей. Правила ношения: Надевается во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий. Протодиакон, награжденный правом ношения камилавки, может носить скуфью фиолетового цвета (право ношения черной скуфьи принадлежит каждому клирику со дня его хиротонии) [2].
- Возведение в сан протодиакона. Награждение производится патриаршим указом не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения камилавки. Продолжительность служения в священном сане должна составлять не менее двадцати лет (монашествующие клирики не награждаются). Исключением могут быть случаи особого ходатайства епархиального архиерея перед патриархом о награждении старших диаконов кафедральных соборов и особо значимых обителей.
- Возведение в сан архидиакона (для монашествующих). Награждение производится по инициативе патриарха независимо от продолжительности служения и предшествующих наград. Данной награды могут быть удостоены старшие протодиаконы патриарших кафедральных соборов, старшие иеродиаконы в Лаврах, а также в особо значимых мужских ставропигиальных монастырях..
Награды настоятельниц и насельниц женских монастырей
Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, возводятся в сан игумении с вручением посоха и возложением наперсного креста золотого цвета. В случае оставления ими должности они сохраняют сан игумении и право ношения наперсного креста золотого цвета, но лишаются права использования посоха.
Во внимание к продолжительным трудам на благо Святой Церкви в должности настоятельницы, патриаршим указом игумения монастыря может быть удостоена права ношения наперсного креста с украшениями, которое сохраняется пожизненно.
За особые заслуги в трудах на благо Церкви указом патриарха монахиня какого-либо монастыря, а также настоятельница архиерейского подворья может быть удостоена права ношения наперсного креста золотого цвета, которое сохраняется пожизненно.
В исключительных случаях, по инициативе и указом патриарха, независимо от выслуги лет и предшествующих наград, игумении могут быть удостоены права ношения патриаршего наперсного креста. При этом патриарший наперсный крест носится в качестве второго креста.
Об игуменском звании
Чин поставления в игумена, предусмотренный в архиерейском чиновнике, совершается над лицами, назначенными Священным Синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. При этом игумену вручается посох. Игумен занимает первое место среди пресвитеров при совершении богослужений во вверенной ему обители в период его настоятельства. В случае оставления должности звание игумена сохраняется в память о понесенных трудах.
Награды при принятии пострига и рукоположении
В случае принятия священнослужителем монашеского пострига епархиальный архиерей может обратиться к патриарху с рапортом о подтверждении (восстановлении) бывших у клирика наград. До получения соответствующей патриаршей резолюции клирик не возлагает на себя прежние награды, а носит восьмиконечный иерейский наперсный крест серебряного цвета и те награды, которыми в своей компетенции удостоил его епархиальный архиерей.
В случае принятия решения о рукоположении протодиакона и архидиакона в пресвитерский сан епархиальный архиерей может направить ходатайство на имя патриарха о возложении на клирика палицы при хиротонии.
Награды, связанные с ученой степенью
Выпускники духовных учебных заведений в сане пресвитера могут быть удостоены епархиальным архиереем следующих наград:
- магистры богословия, а также выпускники академии, защитившие выпускную квалификационную работу, — права ношения набедренника и камилавки;
- кандидаты богословия — права ношения набедренника, камилавки и наперсного креста золотого цвета.
Диаконы, защитившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия, могут быть удостоены епархиальным архиереем права ношения двойного ораря. Данное правило распространяется также на лиц, рукополагаемых в священный сан после окончания духовных учебных заведений и защиты выпускных квалификационных работ, а также после защиты кандидатской диссертации. Данное правило также распространяется на священнослужителей, получивших духовное образование и защитивших выпускную квалификационную работу или кандидатскую диссертацию после принятия священного сана.
Лица в пресвитерском сане, защитившие диссертацию на соискание ученой степени доктора богословия в образовательной системе Русской Православной Церкви, удостаиваются патриархом правом ношения докторского креста. То же касается и лиц, имеющих степень доктора богословия и принимающих пресвитерский сан. Докторский крест может носиться в качестве наперсного священнического креста, но не может использоваться в качестве второго креста.
Использованные материалы
[1] При возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии имеет право ношения митры с крестом и использования жезла с сулком.
[2] Право ношения черной камилавки во время богослужения принадлежит каждому иеродиакону со дня его хиротонии.
Источник