Колесо
Символически колесо очень близко по значению к кругу, являясь олицетворением идеи движения, которая, согласно древним верованиям, связана с вращением бога Солнца вокруг Земли. Изображение колеса часто использовалось как символ Солнца, а его спицы трактовались как лучи небесного светила.
В знак поклонения солярному божеству древние греки вращали в своих храмах колесо, позаимствовав этот обряд у египтян. Во время праздников плодородия и Солнца галлы возжигали священное пламя, для чего вращали специальное колесо. На острове Малу в Шотландии такое колесо крутили с востока на запад, имитируя движение небесного светила по небу.
В Швабии священный огонь получали, подпалив колесо повозки, которое заворачивали в солому и водружали на вершину шеста с двенадцатью перекладинами. Считается, что отсюда берет свои корни обряд празднования весеннего солнцестояния, во время которого огненные колеса пускали вниз с оврага. По прошествии некоторого времени этот языческий обряд превратился в народный праздник. В наши дни в некоторых странах, например в Шотландии,
25 декабря по улицам возят (а затем спускают с холма) обмазанную смолой горящую бочку, которая носит название клави, или рождественское солнечное колесо. В североевропейских языках Рождество называется Иул, что совпадает с названием подобного колеса и означает обо — рот. Например, в графстве Линкольншир бревном Иула называют полено, которое поджигается на Рождество.
Считается, что его должно хватить на все восемь дней праздника. У славян существовал обычай в день зимнего солнцестояния спускать с горы подожженное колесо и потом топить его в проруби. Эта традиция сохранялась на белорусском Полесье до 60-х гг ХХ в.
Символом цикла обращения солнца служили также вращающиеся фигурки, от которых затем произошла свастика, или солнечный крест, четыре оконечности которого заканчиваются ногами или лапами, повернутыми в одном направлении. На нем также могли быть изображены руки либо животные, расходящиеся лучами от общей оси, что являлось в Древнем Египте олицетворением вездесущей тройственности миров.
Колесо с шестью спицами галлы носили в качестве амулета; позднее на нем стали писать монограмму с именем Христа, а спицы превратились в латинские буквы I, X, P В искусстве Средневековья часто используется сюжет «колеса Фортуны», которое может поднять человека, а может и опустить его, а также «колеса счастья», отличительной особенностью которого было то, что оно никогда не останавливалось и постоянно подвержено перемене.
В виде крылатых огненных колес представлялись херувимы, из-за чего перед картинами потерянного рая вместо ангела-стража зачастую изображается колесо.
В христианской традиции колесный крест символизировал господство Христа над всей землей. В круглых окнах средневековых католических кафедральных соборов часто Изображался образ Сына Божьего как олицетворение господствующей роли Спасителя, находящегося в центре божественного мирового плана. Подобный символ перекликается с древними ирландскими «высокими крестами», которые в древности устанавливали на своих могилах кельты. Однако на них перекладины креста вырываются из круга, вынося его содержание за пределы земли.
В геральдике колесо служит символом вечного движения, являясь аналогом вращающегося замка из легенд о Святом Граале, который был центром неподвижного мира. Колесо как бы призывает рыцаря отыскать этот необычный замок, который является своеобразным духовным центром, однако не верит в то, что ему когда-нибудь удастся овладеть конечной истиной. В буддизме этот символ олицетворяет космос, симметрию и совершенство. Спицы колеса Дхармы означают духовные возможности, соединенные в центре, а также лучи света, исходящие от Будды.
Колесо сансары
В индуизме и буддизме понятие «сансара» означает череду перерождений, по которой идет живое существо, каждый раз воплощаясь в новом облике. Также сансара, представляемая в виде колеса, трактуется как индивидуальный жизненный цикл, исполненный страданиями, освободиться от которых можно, только достигнув нирваны. Колесо сансары стало символом человеческих страстей и мятущегося духа, мешающих постичь великую истину.
Колесо в геральдике
Колесо смерти
Колесование было одним из самых страшных и позорных способов смертной казни в Средние века и Новое время, которые практиковались в Германии, Франции и Голландии. Так, колесо стало символом смерти и позора. В христианстве колесо для колесования является атрибутом Святой Екатерины Александрийской. Эта Святая, жившая в IV в., обратила в веру Христову множество язычников и прибыла ко двору римского императора, чтобы просить его прекратить гонения на христиан. Император приказал колесовать Екатерину, однако колесо чудесным образом сломалось, и тогда ей отрубили голову. По легенде, ангелы отнесли тело Екатерины на гору Синай, где спустя два века по приказу императора Юстиниана был основан знаменитый монастырь.
Колесо Фортуны
Начиная с античности колесо Фортуны стало символом переменчивости человеческой судьбы. Это колесо первоначально принадлежало богине Фортуне, которая вращала его по своему усмотрению, поднимая одних людей вверх, а других низвергая вниз. В Средние века этот образ был чрезвычайно популярен благодаря трактату позднеримского христианского философа Боеция «Утешение философией», где он описал свою встречу с Фортуной в камере смертников.
Трактуя колесо Фортуны, средневековые писатели уделяли главное внимание аспекту низвержения человека. Они превратили этот образ в символ тщеты всего сущего и наполнили эсхатологическими чертами. Так, античный символ переменчивой удачи превратился в знак неминуемого упадка и конца света. В наше время к символике колеса удачи вернулось первоначальное значение Телешоу и игровые автоматы с аналогичным названием позволяют человеку мгновение ока оседлать удачу и оказаться на самом верху.
Источник
Колесо
Утилитарный предмет, совмещающий в себе символику круга и движения, оси и покоя, теснейшим образом связанный с символикой колесницы. Изображения колеса обнаруживаются издревле (в орнаментальном искусстве и архитектуре) и повсеместно как отражение его важности в культурной истории. Символ широкого охвата, сложный и включающий в себя несколько семантических слоев.
В первую очередь ассоциируется с вращением небесных светил. В мифологиях индоевропейских и ряда других народов — астральный символ Солнца, атрибут всех солнечных богов и их земных посланников — солнечных правителей. Крапп указывает, что восприятие солнца как колеса одно из доминирующих в древности: эта идея обнаруживается у арийцев и у семитов [1] . В широко распространённом мифологическом сюжете о состязании двух героев (солнечного — весеннего, и зимнего) солнечный герой предстаёт в виде колеса, которое катится с горы и убивает своего противника (осет. колесо Балсага, адыг. жан-шарх и др.). Мифам о колесе соответствует сохранившийся до недавнего времени у многих народов Европы обычай сжигания колеса («колёса Св. Катерины», «огненное колесо» и т. д.) и/или скатывания его со склона холма. Функция таких обрядов, приуроченных к празднованию солнцестояния (г.о. летнего) сводится к «стимулированию» активности солнца и его противостояния зиме и смерти [2] . Аналогичную роль играют средневековые процессии, во время которых колеса погружались на повозки и лодки.
Колесо также связывается с символикой неподвижного полюса. В противопоставлении одновременно присущих колесу статики и динамики [3] . возникает символическое значение циклического развития, возникновения и исчезновения, свободы от локальной связи. В более широком смысле колесо становится символом всего космоса, космического порядка, наконец — самого божественного творца, сопоставляемого с аристотелевским «неподвижным перводвигателем» или perpetuum mobile.
Как модель мироустройства образ колеса находит отражение в градостроительстве и архитектуре. Иран является классической страной колесного города с математически точным круговым контуром… Есть следы «колесной империи» и в древнем Цейлоне (Шри-Ланка), а также в брахманистской, джайнистской и буддийской литературе. С другой стороны, обод колеса, разделенный на секторы, служит иллюстрацией временных фаз, течения времени. В образе подобного «Колеса Года» на первый план выступает уже зодиакальный символизм.
Р. Генон указывает на несомненную связь между колесом, розой (на Западе) и лотосом (на Востоке): фигурами сходными по структуре с мандалой [4] . При заведомой статичности всякого рисунка, роль динамического элемента в изображениях колеса берут на себя его спицы.
По мере выветривания этих ритуальных функций образы колеса и колесницы стали пониматься как самостоятельные вне их связи с солнцем. К поздним символическим колёсным образам можно отнести. например, «Колесо Фортуны» или колесо как орудие пыток и казней (колесование). Основное значение:
- Солнце — колесо со спицами-лучами;
- движение (круговое, вращательное), наступление, динамика;
- неподвижность, полюс;
- символический синтез активности космических сил и течения времени (Керл — 57)
- космический порядок, вселенское правление;
- материальный мир:
окружности — предел материального мира, центр — неподвижная точка, «неподвижный двигатель», космический центр, источник света и силы;
- время, судьба или «kama», «неумолимо и непрестанно вращающееся колесо сансары»;
- периоды циклических проявлений материального мира — круг, разделенный радиусами;
- жизненный цикл, перерождение и обновление, круговорот рождений (в азиатских культурах), изменчивость и изменения в материальном мире;
- благородство, правление и власть — колесо колесницы.
В зависимости от числа спиц:
- четыре — амостоятельные доисторические изображения колеса нередко часто имеют крестообразные спицы — т. н. «колесные кресты»:
- развитие по всем направлениям пространства,
- фазы Луны;
- времена года (в культурах различающих четыре сезона);
- пять
- гармония между небесным и материальным мирами;
- шесть:
- солнечное колесо;
- горизонтальная проекция шестиконечного креста, который галлы носили в качестве амулета;
- буддийское Колесо Жизни — миры богов, людей, титанов, преисподней, привидений и животных;
- восемь
- пространство, основные и дополнительные направления;
- возрождение, обновление;
- кельтское колесо, дхармачакра, круг триграмм ба-гуа;
- двенадцать:
- зодиакальный круг, год, годичный круговорот.
Крылатое колесо — чрезвычайная быстрота.
Качение колеса — Солнце, катящееся по небу, его поддержка в момент зимнего солнцеворота.
Содержание
В шумеро-семитской традиции колесо жизни и колесо Солнца — атрибуты солнечных богов Ашшура, Шамаша, Ваала и всех богов войны.
«Иран является классической страной колесного города с математически точным круговым контуром… сообразно иранскому представлению о расширенной, круглой, жестко ограниченной земле, которая делится на шесть каршваров (секторов), расположенных вокруг центрального, седьмого каршвара как „лучистого, звучного колеса“. Ступицу, спицы и обод имеет также иранская метрополия…»
В. Мюллер о древнеиранских «городах-кругах» (1961 г.)
Греки в знак поклонения богу Солнца вращали в своих храмах его совершенный символ, светящееся колесо, позаимствовав этот обычай у египтян.
Колесо с шестью спицами — атрибут Зевса/Юпитера как небесного бога.
Солнечное колесо символизирует колесницу Гелиоса (Аполлона) и является эмблемой Диониса.
Колесо жизни, по Проклу — символ цикла созидания, или колесо Иксиона. Оно также символизирует судьбу.
Анакреонт (580—495 до н. э.) говорил о неустойчивости судьбы: «Жизнь человека катится неустойчиво, как спица тележного колеса», но при этом именно посредством колеса достигается уравнивающая справедливость.
Саксонский бог Солнца имеет своим атрибутом огненное колесо.
Культ солнечного колеса, прекрасного и лучистого колеса, как оно называется в Эдде, сохранился и поныне:
- в североевропейских языках название праздника Рождества — Yule, совпадает с названием солнечного колеса и означает оборот, колесо;
- декабрь называется Yule-Manat — то есть месяц возвращения;
- время Рождества в Англии называется Yule tide, а полено, традиционно сжигаемое под Рождество — Yule log;
- в графстве Линкольншир до сих пор называют Gule-Block (бревно Йоля) толстое бревно, которое поджигают в день Рождества и которого должно хватить на все восемь дней праздника.
Кольца, солнечные гулянья, шествия, танцы и бег по кругу с факелами устраивались с целью добиться благосклонности Солнца. Они дошли до наших дней в виде трёх Rogation days с их торжественными процессиями и молебнами к Господу о защите людей и животных от эпидемий и благословении полевых работ.
Для возжигания священного огня праздников Солнца вращали специальное колесо, и два кусочка дерева терлись друг о друга. Отсюда и ассоциации, связанные с этим двойным солнечным символом: на острове Малл у берегов Шотландии это колесо крутили с востока на запад, то есть в направлении движения Солнца.
В Швабии (Историческая область в Германии) небесный огонь получали, поджигая колесо повозки, завернутое в солому и закрепленное на вершине шеста с двенадцатью перекладинами.
Широко распространён обычай спускать с возвышенностей пылающее колесо в канун летнего солнцестояния (24 июня). В Шотландии известен обычай катания 25 декабря по улицам клави — (рождественское солнечное колесо — бочку, обмазанную горящей смолой), которую потом сбрасывали с холма. Это действо составляло часть празднования штормовой ночи. Подобное происходило и в некоторых других странах, например, в Швеции.
В древних бретонских альманахах день Рождества отмечался грубым изображением колеса, и в традиционных церемониях еще в начале века слышались отголоски культа солнечного колеса.
Наделяется вредоносными признаками (как возможная ипостась ведьмы) и одновременно свойствами оберега.
Солярная символика колеса проявляется в фольклоре, верованиях и народном орнаменте:
- ср. космогонические поверья о том, что солнце — это «большое колесо» (полес.);
- то солнце после своего захода превращается в колесо и катится всю ночь под землей к востоку (рус.);
- а также популярный образ солнца как колеса в восточнославянских обрядовых песнях («Колесом, колесом сонычко в гору йде»).
В украинских песнях солнце изображалось как колесо, которое «выше тыну стояло, много дива видало».
Другой ряд значений раскрывается в демонологических верованиях о колесе как одной из ипостасей ведьм и колдунов либо как средстве передвижения нечистой силы:
«Ведьма превращается в колесо, в овцу, в чего хочешь. Колесо как-то катилось, а кто-то — хоп! — одну спицу и вырвал, а женщина (ведьма) вот без руки и осталась» (Калужская обл.); «Если увидишь на Купалу, як бежить колесо, дак взять и на веревку его и повесить, та ведьма и умре!» (Черниговская обл.).
По украинским житомирским поверьям, в купальском костре сжигались старые колёса, метлы и бороны — для того, чтобы ведьма не могла на них ездить. Согласно южнорусским поверьям, ведьма преследует человека в Ивановскую ночь в виде катящегося по дороге колеса, и если его проткнуть палкой, то наутро женщина-ведьма окажется пробитой колом. Чтобы распознать, кто в селе занимается колдовством, жители Орловской губ. в ночь накануне Петрова дня катали по улицам надетое на палку новое колесо: считалось, что оно должно лопнуть возле дома, где живет колдун. Кашубы тоже верили, что если возле чьего-то двора отскочит колесо у едущей телеги, то именно там живет ведьма. Для того, чтобы отогнать ведьму от хлебного поля и не дать ей отобрать урожай, вечером накануне Ивана Купалы парни насаживали на кол старое колесо, поджигали его и обходили вокруг ржаной нивы (Смоленская губ.).
У восточных славян был известен обычай катать колесо по улицам села, приуроченный к Юрьеву дню (укр. карпат.), Иванову дню (бел., укр.), Петрову дню (ю.-рус.): старое тележное колесо (либо колесо, сплетенное из веников, либо большой венок из зелени, резиновые покрышки и т. п.) зажигали и скатывали с горы вниз или катали его по селу; иногда устраивали на колесе сидение и катали на нем девушек. Такое катание колеса приобретало значение оберега от нечистой силы. Например, на Гуцулыцине зажженные колёса пускали с горы в Юрьев день как средство защиты против ведьм; белорусы Витебщины считали, что если на Купалу катать по улице колесо, то это причиняет мучение местным ведьмам. В Полесье (Гомельская обл.) хозяева катали колесо вокруг своего дома, чтобы защитить цыплят от коршуна, домашний скот — от диких зверей, а затем укрепляли это колесо на высоком шесте и оставляли стоять до следующего Иванова дня.
На масленицу, на Ивана Купалу, в Петров день и др. праздники кое-где было принято устанавливать посреди села колесо на высоком шесте; это сооружение соотносилось с универсальным у славян образом мирового дерева (либо выступало в роли обрядового деревца) и в то же время обозначало ритуальный центр празднества. Так, на Украине и в Белоруссии вокруг такого шеста с надетым на него колесом устраивали купальские гулянья, игры и хороводы. В русских масленичных обрядах сверху на колесо сажали ряженых «мужика» или «бабу с прялкой»; прикрепляли к колесу знамя и в таком виде возили повозку по селу.
В хозяйственной и лечебной магии нередко практиковалось протаскивание предметов сквозь ступицу колеса. Например, чтобы обезвредить вырванную со своего поля «завитку», ее сначала протаскивали сквозь ступицу колеса а потом сжигали (полес.). При укусе змеи рану мыли водой, которую затем проливали через колесное отверстие (рус.). Белорусы, чтобы обеспечить всхожесть семян, пересыпали их через ступицу колеса.
В восточнославянских детских закличках, призванных сбить с пути летящих птиц, колесо символизирует замкнутое круговое движение. У белорусов и украинцев такие заклички адресовались аистам, журавлям или гусям: «Дядька бусел (то есть аист), закружись колесом! Твои дети за лесом!» или «Колесом дорога!».
Негативная семантика колеса проявляется в белорусских запретах, относящихся к невесте, наступать ногой на колесо, садясь в телегу или сходя с нее, «иначе у молодой столько лет не будет детей, сколько спиц в колесе». Хозяева не позволяли собаке есть то сало, которым подмазывали тележные колёса, иначе бы она заболела бешенством.
В доколумбовой Америке колесо не употреблялось, хотя его принцип был известен: в центральноамериканских культурах обнаружены обрядовые игрушечные изображения колесниц, сходные с подобными моделями Ближнего Востока и долины Индра.
В митраизме колесо олицетворяет Солнце, вращающееся в Небесах.
Бесконечное, совершенное завершение.
В ведийском мифе солнечный бог Сурья во время состязания теряет колесо своей колесницы, которое похищает громовержец Индра, убивающий этим колесом демона; потерянное колесо с помощью Индры подбирает конь Эташа, укрепляет его на колеснице Сурьи, который за это уступает ему место впереди колесницы.
Колесо, стилизованное под лотос, символизирует чакру.
Чакравартин — «поворачивающий колесо» — образ идеального монарха. Мюллер сравнивает государственное сокровище такого правителя с «колесной брошью ирландских королей (родственной и сходной драгоценностью, тоже передаваемой по наследству от одного венценосца другому)».
Существует также «Колесо Знаков», или Зодиак, символизирующий смену лет, времени и жизни, зависящих от Солнца.
- Космос, вечное движение;
- колесо сансары, время, судьба;
- Колесо Закона и Учения (Дхармачакра), симметрия и совершенство Дхармы, всевластье;
- динамика мирных перемен.
Дхармачакра — основной символ всех буддийских школ [5] . Оно:
- порождает пространство и время;
- сокрушает иллюзии.
Его спицы олицетворяют:
- соединенные в центре духовные возможности,
- восемь троп Благородного Восьмеричного Пути [6] .
- лучи света, исходящие от Будды.
Центр колеса, ступица, символизирует светящуюся точку сознания, излучающую душевные свойства.
Дхармачакра может служить неиконическим изображением Будды.
Золотое колесо — символ духовной силы, и одно из Семи Сокровищ Правителя Вселенной, изображенных на Отпечатке Ступни Будды.
«Колесо Закона, Истины и Жизни» — одна из Восьми эмблем благого предзнаменования, указывающая путь бегства от мира иллюзий (вращение обода) к «Центру» [7] .
Колесо сансары (см.) в буддизме и джайнизме символизирует феноменальную сферу непрестанного изменения и становления.
Учитывая символическое значение солнца как источника света (означающего разум) и духовного просветления, легко понять, почему буддийская доктрина солнечного колеса получила столь широкое признание [8] .
Последователям джайнизма известно вечно вращающееся Колесо Времени.
Символ материального мира и мудреца.
Согласно Р. Генону избранный мудрец, невидимо присутствуя в центре колеса, движет его, сам не участвуя в движении и вообще не имея в этом необходимости [9] .
«Мудрец — тот, кто достиг центральной точки Колеса и остается привязанным к „Неизменному Среднему“, пребывая в неразрывном единении с Истоком, участвуя в его неподвижности и подражая его бездействующему действию», «Тот, кто достиг высочайшей степени пустоты, будет пребывать в неизменном покое. Вернуться к корням — значит перейти в состояние покоя [10] ».
В видении Иезекииля Престол Господень поддерживают горящие крылатые, с ободьями полными глаз, колеса [11] . К этому отрывку восходит рассмотрение ангельского чина Престолов (иногда, Херувимов) в виде огненных, часто — парных; крылатых колес, которые одновременно покоятся и находятся в движение. Их вращение — символ божественной силы и всеведения.
В сцене Изгнания из Рая на месте ангела-стража часто изображается огненное колесо.
В Книге Даниила пылающие колеса появляются вокруг головы Бога.
«Колёсный» крест олицетворяет господство Христа над всей землей. Древние ирландские могильные «высокие кресты» связывают элементы креста и круга на подобие «колесного креста», при этом его перекладины вырываются из круга, словно бы выходя за пределы земли и/или материального плана.
Изображение колеса как круга, разделенного на секторы лучами, иногда встречается на водяных знаках времен Средневековья, где он помещается над стеблем растения, расположенным между рогами быка, (символ жертвы). По мнению Бейли, такое колесо представляет «общение святых», или воссоединение верных в мистическом Центре [12] .
Круглые окна (rota — колесо) средневековых кафедральных соборов, напоминающие структуру мандалы, в центре часто несут образ Христа — символ господства Спасителя, находящегося в божественном средоточии мира. Генон замечает, что кельтский символ колеса сохранился и в Средние века, и добавляет, что орнаментальные oculi («глаза») романских церквей и окна-розы в готической архитектуре представляют собой версии такого колеса [4] .
Древний символ солнечного Зевса/Юпитера трансформировался в монограмму Христа.
- Екатерина Александрийская, Св. — пыточное (с шипами, часто — сломанное), характерный атрибут;
- Донатиан, Св. — со свечами на его ободе;
- Эразм, Св.;
- Евфимия, Св.;
- Квентин, Св.
- Виллегис Майнцский, Св. — как указание на скромное происхождение из сословия ремесленников.
Многочисленные символические репрезентации колеса, обозначают процесс циркуляции: с одной стороны показан период подъема, с другой — спуска. Эти алхимические стадии изображаются также в виде птиц, воспаряющих к небу или снижающихся к земле, что означает сублимацию и конденсацию, в свою очередь, соответствующие эволюции и инволюции, или духовному прогрессу и регрессии [13] .
Изображение колеса на знаменах восставших во время крестьянских войнах связано с созвучием с «веретеном» (сборище) и символизирует сплочение в мощное соединение.
Солнечное колесо как символ плодородия и богатства со времён средневековья трансформируется в образ «колеса счастья» или «колеса жизни», которое никогда не останавливается, подвергая постоянным переменам человека то вознося на вершины власти и богатства, то вновь низвергает его в бездну ничтожества и нищеты. В последствие начинает рассматриваться как колесо богини счастья и удачи Фортуна. Это колесо — излюбленный образ итальянских миниатюристов. На их рисунках, Фортуна обычно изображалась как женщина, привязанная к вращающемуся колесу (символ мирской славы), бесконечное движение которого воплощает преходящий характер всех человеческих ценностей.
Мельничное колесо в воде
- Пока оно движется само, оно движет и других.
Символ мирских дел, которые находятся в постоянном движении, причем одна вещь постоянно влечет за собой и подталкивает другую, но один Господь есть Первый Движитель, который пустил в ход всю эту махину, и чьею добротою до сих пор все еще поддерживается этот порядок и эта последовательность движения и цепь событий для сохранения нашего существования. EMSI 34-7 с.247
Мельничное колесо, на которое падает вода из акведука
- Мои труды велики.
Символ труда и боли, а также остроумия и изобретательности человека. Он означает, что ничего нельзя добиться без труда и прилежания. //В поте лица своего будешь добывать хлеб свой. EMSI 28-15 с.221
Символ вечного движения, которое в древних восточных изречениях определялось как самое незыблемое из всего существующего; Аналог вращающегося замка из легенд о Граале, центра неподвижного мира, находящегося в вечном движении. Означает призыв к рыцарю отыскать местонахождение этого замка, духовного центра, но не верить, что когда-то он сможет овладеть конечной истиной.
Символ «колеса счастья» представляет десятая карта Таро, связываемая с символическим смыслом «верх и низ жизни, судьба, неотвратимость».
Колесо, увиденное во сне, служит символом Я и означает восхождение человека на новую стадию психического развития, достижение им нового состояния. Тот, кто видит себя в центре колеса, на его ступице, разрешил свои противоречия и освободился от диктата собственного Я и эгоизма. Возродившись в новом качестве, он познал смысл Вселенной.
- Фортуны — указание на её нестабильность, иногда служит ей опорой вместо шара;
- персонифицированного Непостоянства — изображалось в противовес Храбрости [как стойкости];
- Иксион — м.б. привязан к огненному колесу.
С образом колеса судьбы связаны такие поговорки, как:
«колесо будет вращаться» — судьба пойдет своим ходом; «стремиться остановить колесо истории».
В мифологическом мышлении эта тема становится почти навязчивой, а в алхимии принимает форму контраста между летучим (движущимся, а потому преходящим) и фиксированным. На двойственную структуру колеса обычно указывают характерные рисунки, имеющие тенденцию ограничивать орнаментацию — стилизованную или изобразительную — периферией, тогда как круглое пустое пространство в середине либо остается незаполненным, либо в нем помещается какой-нибудь конкретный символ — например, треугольник или сакральная фигура.
Источник