Наблюдатель с правом совещательного голоса что это значит

Наблюдатель с правом совещательного голоса что это значит

Статья 33. Наблюдатели

1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенным лицом, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Читайте также:  Что значит кнопка led

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 15.02.2016 N 29-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

5. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию не более двух наблюдателей (в случае принятия решения, предусмотренного частью 1 статьи 80.1 настоящего Федерального закона, о голосовании в течение нескольких дней — из расчета не более двух наблюдателей на каждый день голосования), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;

7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия — к лицу, его замещающему;

9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;

12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

7. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Источник

Наблюдатель с правом совещательного голоса что это значит

  1. Главная
  2. Обучение
  3. Наблюдателям
  4. Права и обязанности наблюдателей

Права и обязанности наблюдателей

В какой период наблюдатель вправе присутствовать в помещении избирательной комиссии?

Наблюдатель имеет право присутствовать в помещении для голосования с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии территориальной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

В помещении иной комиссии наблюдатель вправе присутствовать в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории.

Какие действия вправе совершать наблюдатель?

Наблюдателю принадлежат следующие права, связанные с осуществлением деятельности по наблюдению в избирательной комиссии:

знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; присутствовать при проведении участковой избирательной комиссией досрочного голосования;

наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;

наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;

знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования и приложенными к ним документами, получать от комиссии заверенные копии указанных протоколов;

носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в комиссию;

обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд;

присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей;

производить фото- и видеосъемку в помещении для голосования.

Каким образом наблюдатель может осуществлять фото- и видеосъемку?

При осуществлении фото- и видеосъемки не должно допускаться вмешательство в деятельность избирательных комиссий, не должен нарушаться принцип тайны голосования (нельзя снимать заполненный избирателем бюллетень, места для тайного голосования), не должно нарушаться законодательство о персональных данных (не допускается съемка паспортных данных избирателей, списка избирателей).

Какие действия запрещено совершать наблюдателю?

Федеральным законодательством установлен ряд запретов к деятельности, осуществляемой наблюдателем в избирательной комиссии. В частности, наблюдателю запрещено:

выдавать избирателям бюллетени;

расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

совершать действия, препятствующие работе комиссии; проводить агитацию среди избирателей;

участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Какие гарантии деятельности наблюдателей предусмотрены избирательным законодательством?

Избирательным законодательством предусмотрен ряд норм, обеспечивающих возможность осуществления наблюдателями своей деятельности, в частности:

наблюдателю должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии;

увеличенная форма протокола об итогах голосования должна находиться в поле зрения наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации;

помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей;

председатель участковой избирательной комиссии обязан предложить наблюдателю присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования;

участковая избирательная комиссия обязана обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями;

по требованию наблюдателя участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования.

Какой порядок обжалования действий (бездействия), нарушающих избирательные права?

Наблюдатели вправе обращаться с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан.

Наблюдатель может обжаловать в избирательную комиссию процедурные нарушения в организации и проведении голосования, установлении его итогов, а также решения и действия комиссии, непосредственно нарушающие его права. Наблюдатель не вправе оспаривать решения и действия, затрагивающие права иных участников избирательного процесса (избирателей, кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса).

Жалоба может быть устной и письменной.

Как правило, если наблюдатель обращается с устной жалобой на нарушения в порядке организации голосования или установления его итогов, председатель избирательной комиссии принимает меры к улаживанию конфликтной ситуации посредством разъяснения положений законодательства о выборах либо незамедлительного устранения (если это возможно) тех недостатков, на которые обращает внимание наблюдатель.

В случае если наблюдатель подаёт письменную жалобу, она подлежит регистрации в специальном реестре.

Все поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования и в процессе установления его итогов жалобы должны быть рассмотрены до подписания протокола об итогах голосования. При этом информация о количестве таких жалоб отражается в итоговом протоколе участковой комиссии, а сами жалобы и решения комиссии, принятые по результатам их рассмотрения, прилагаются к протоколу об итогах голосования.

Жалобы наблюдателей, поступившие в иные избирательные комиссии, связанные с проведением голосования, подсчётом голосов и составлением протоколов нижестоящих избирательных комиссий, рассматриваются на итоговом заседании до подписания данной комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов.

Копия решения избирательной комиссии, принятого по результатам рассмотрения жалобы, выдается наблюдателю. В последующем наблюдатель вправе обжаловать это решение в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд.

Источник

Оцените статью