Мыслишь неординарно что значит

Неординарное мышление — это хорошо или плохо? Тест на тип мышления

Неординарное мышление во все времена считалось редкостью. В большинстве случаев люди склонны мыслить очень шаблонно и не хотят выходить за рамки общепринятых норм. Ими руководит страх перемен, осуждения окружающих, нежелание работать над ситуацией в целом. Такое поведение понятно и объяснимо, но вместе с тем оно невероятно удручает. На людей, которые имеют иной взгляд на обычные вещи, часто обрушиваются всевозможные обвинения и непонимание. Человек с неординарным мышлением обязательно сталкивается с критикой, иронией и насмешками тех, кто находится рядом с ним.

Ему приходится порой прилагать немалые усилия для того, чтобы что-то доказать, осуществить свои планы. Рассмотрим подробнее плюсы и минусы такого типа мышления. Ведь оно может способствовать как развитию личности, так и привести к определенной изолированности от основной массы людей.

Определение

Мышление в психологии — это психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Для обывателя это иногда становится нелегким трудом. Ведь мышление большинства людей отлично и формируется с разных сторон и точек зрения на происходящее.

Преимущества

Обладая необычным мышлением, можно создавать много нового, прогнозировать исход каких-то событий, влиять на общий результат. Если человек имеет индивидуальный взгляд на мир, то явственно осознает собственную ценность. Ему становится гораздо легче найти свое место в жизни, раскрыть определенные способности. Создать неповторимую картину восприятия – значит, иметь обо всем собственное суждение. Такой личностью достаточно сложно манипулировать, ведь она стремится к полной независимости, хочет самостоятельно принимать решения.

Читайте также:  Если дому присвоен кадастровый номер что это значит

Способность к творчеству

Креативное созидание само по себе является невероятно ценным приобретением. Оно не копирует действительность, а преображает ее. На самом деле творческие способности в определенном смысле имеются у каждого. Это выражается в бурной фантазии, в проявлении интереса к внешнему миру. Но дело в том, что не всякий индивид соглашается их добровольно обнаруживать перед окружающими. В этом случае неординарное мышление поможет проявить себя, опереться на какие-то личностные характеристики.

Создавать что-либо всегда интересно и приятно. В результате возрастает самооценка, формируется чувство собственной значимости. Человек обычно постепенно раскрывает свой талант, если видит, что у него хорошо получается выполнять те или иные дела. Чтобы создать нечто оригинальное и по-настоящему ценное, совсем не лишним будет иметь индивидуальное мышление, которое подчас отличается от мнения большинства. Надо признать, что немногие решаются на то, чтобы выражать свои мысли максимально открыто. Многие боятся осуждения и непонимания со стороны окружающих.

Саморазвитие

Человек так устроен, что если не идет вперед, то неизменно движется назад. Мы должны обязательно стремиться к саморазвитию, пробовать себя в различных направлениях. Если не получилось проявить свои знания в чем-то одном, то вероятно получится это сделать в другом. Неординарный ум всегда жаждет нового.

Невозможно оставаться на одном месте и при этом чувствовать себя комфортно. Саморазвитие предполагает эффективную работу над собой, преодоление различных препятствий. Если сегодня что-то кажется вам невероятно трудным, то это происходит только потому, что еще не приобретен соответствующий навык.

Самовыражение

Каждый индивид нуждается в том, чтобы чувствовать себя социально значимым и полезным. Без этого совершенно невозможно спокойно существовать во внешнем мире. Неординарное мышление — это большая ответственность. Необходимо иметь высокое стремление чего-то достичь, целенаправленно двигаться в сторону желаемого результата.

Самовыражение — это значимая потребность для любой личности. Только тогда, когда мы готовы прикладывать определенные усилия, начинаются интересные преобразования. Возможность качественно проявить свою сущность может представиться в любой момент. Вот почему так важно постоянно держать себя в тонусе.

Недостатки

Задумавшись над тем, что такое неординарное мышление, хорошо это или плохо, необходимо рассматривать понятие с разных сторон. Если человек чрезмерно противопоставляет себя окружающим, это тоже психологически весьма травматично для него самого. Значит, он будет находиться в состоянии вынужденной конфронтации с теми, кто, может быть, в нем заинтересован. Когда один индивид мыслит иначе, чем вся группа, ему становится сложно почувствовать себя своим, вписаться в определенные рамки. Итак, каковы же выраженные недостатки нешаблонного мышления?

Конфликты

Вполне вероятно, что окружающие вас не поймут. В этом нет ничего удивительного, ведь люди привыкли мыслить устоявшимися стереотипами. В большинстве случаев к тем, кто продвигает новые идеи, относятся более чем настороженно. На этой почве могут возникать открытые конфликты, приводящие к критике. Если у индивида уже сформировалась привычка смотреть на мир более расширенно, то, вероятнее всего, придется столкнуться с непониманием родственников, коллег, друзей и просто знакомых. Над людьми, которые живут не по кем-то написанному сценарию, обычно посмеиваются, подшучивают, считают их более чем странными и непонятными.

Высокая вероятность риска

Непривычный образ мыслей предполагает, что индивид отказывается от множества навязанных обществом моделей поведения. Он готов действовать согласно собственным убеждениям и часто оказывается в зоне риска.

Многие люди занимаются рискованным делом, вкладывают деньги в компании, с которыми не стоит связываться. Высокая вероятность риска всегда присутствует у тех, кто идет вразрез с требованиями общества, стремится жить по собственным законам.

Тест на тип мышления

Некоторым трудно поверить в то, что кто-то может думать о привычных вещах совершенно иначе, чем они. По этой причине инакомыслящие часто оказываются в одиночестве. Отказ от стереотипов обычно свойствен людям ищущим, тем, кто не боится показаться странным и непонятым, а хочет жить исключительно по своим правилам. Описанный далее тест на тип мышления поможет определить, насколько вы можете думать нестандартно, проявлять индивидуальность в обычных условиях. Авторами являются Э. П. Торранс и Дж. Гилфорд. Само тестовое задание состоит из десяти картинок, на которых изображен довольно абстрактный рисунок.

Его можно понять по-разному. Задача состоит в том, чтобы попробовать разобраться, что именно находится перед вами: какой-то предмет, животное или человек. Если на каждую картинку вы нашли более трех-четырех вариантов ответа, то можно сказать, что вы обладаете довольно нестандартным способом восприятия действительности. Безусловно, каждый увидит в этих картинках что-то свое. Проходить тест можно в любом возрасте. Задание поднимает настроение, помогает почувствовать себя намного более развитой и самодостаточной личностью.

Как развить

Задачи на неординарное мышление помогут выработать у себя новый взгляд на повседневную реальность. Нужно знать, как правильно действовать, чтобы не создать значимых препятствий на пути к самореализации.

Очень часто люди не понимают, к чему хотят прийти в результате, и не знают, на что направить свои усилия. Рассмотрим подробнее, как развить неординарное мышление. Вполне вероятно, что перечисленные шаги помогут кому-то проявить свою подлинную сущность.

Отказ от стереотипов

Именно это поможет освободиться от ощущения, что все в жизни делается по заранее спланированному сценарию. Не бойтесь пробовать что-то новое, удивлять окружающих. Нестандартное поведение бросается в глаза, оно провоцирует на то, чтобы принять определенные перемены в своей жизни. Лучше всего действовать от сердца, особенно не думая о том, какие последствия будет иметь ваше необычное поведение. Следует выбирать то, что комфортно, отвечает истинным желаниям и стремлениям.

Любимое дело

Регулярные занятия творчеством невероятно повышают самооценку. Человек действительно начинает верить в то, что у него что-то хорошо получается. Любимым делом может стать рисование, пение, написание стихов или рассказов. Главное, чтобы занятие приносило удовольствие, способствовало эффективному саморазвитию. Творчество уже само по себе заставляет мыслить нестандартно, искать какие-то пути к себе, намечать способы восприятия действительности.

Вместо заключения

Таким образом, неординарное мышление часто помогает людям проявить свою подлинную сущность. Если человек обладает способностью оригинально подходить к решению привычных задач, это способствует повышению самооценки. Появляется возможность лучше понять самих себя, осознать истинные индивидуальные мотивы. Быть креативной личностью — это постоянно развиваться, но ставить перед собой реальные и достижимые цели.

Источник

Нестандартное мышление – рамки не для Вас, преграды только в голове.

Обычный подход к решению задач предполагает использование логики. Человек ищет наиболее многообещающие способы решения проблем, заранее отвергая любые нестандартные варианты. Такая психическая особенность свойственна для большинства людей. Если какая-либо проблема не решается с помощью логического подхода, требуется применение нестандартного или латерального мышления. В этом случае когнитивная деятельность направлена на рассмотрение всех возможных вариантов выполнения задачи. Нестандартный ум в первую очередь ценится в творческой деятельности. Это качество поддается коррекции.

Что это такое

В психологии нестандартное мышление также называют латеральным или креативным. Это тип когнитивного процесса, близкий к чувству юмора и интуиции. Он предполагает выход за рамки логического восприятия мира с целью решения поставленной задачи. Этот тип деятельности головного мозга противопоставлен вертикальному мышлению, при котором человек использует стандартный подход в решении определенных проблем. Наибольшую значимость нестандартная интеллектуальная деятельность имеет в творчестве: живописи, литературе, музицировании и даже маркетинге.

Примеры нестандартного мышления:

  1. Необходимо достать небольшой деревянный брус из сосуда с узким горлышком и глубоким дном, не переворачивая его. Стандартный подход к решению задачи заставляет человека искать длинный предмет для его извлечения. Креативный подход предполагает заполнение сосуда водой.
  2. Учителю необходимо проверить знания учеников после изучения какой-либо темы. В большинстве случаев педагоги используют опросы и контрольные работы. При использовании креативного подхода можно заставить учеников самостоятельно проверять знания друг у друга.

Обучение в школе, колледже или университете позволяет человеку адаптировать свою интеллектуальную деятельность для выполнения определенных задач. В сознании создаются шаблоны, позволяющие быстро справляться с повседневными и профессиональными трудностями. При этом свойственная для ребенка неординарность постепенно исчезает. Психологам известно, что именно по этой причине многие взрослые люди не справляются с детскими задачами. Отсутствие развитого неординарного интеллекта может значительно ограничивать сферу деятельности человека. В то же время существуют специальные техники, развивающие такое качество.

Типы мышления

Мышление представляет собой познавательный процесс, являющийся субъективным отражением действительности, который позволяет человеку анализировать изменения в окружающем мире и принимать сложные решения. Мыслительный процесс отличается гибкостью и адаптивностью, однако существуют врожденные и приобретенные познавательные ограничения. Важно понимать, что мозг в первую очередь служит для удовлетворения физиологических потребностей.

Основные типы мыслительной деятельности:

Характеризуется максимальной направленностью на практическое использование. Человек применяет предметно-действенное мышление для решения конкретных задач, вроде выполнения профессиональных обязанностей или преодоления повседневных трудностей. Лучше всего развита у взрослых.

Сознательные процессы нужны не только не преобразования окружающего мира. Люди также могут изучать свойства предметов с помощью наблюдения. Такой тип мыслительного процесса помогает узнавать больше об окружающем мире.

Неразрывно связана с обобщением имеющейся информации. В головном мозге формируются разнообразные образы, связанные с предметами и их свойствами. Подробнее…

Помогает людям связывать предметы и понятия в единую систему. При этом абстрактное мышление может быть использовано без привязки к практической деятельности. Дает возможность решать логические задачи. Подробнее…

По мере накопления впечатлений об окружающем мире сознание получает информацию в виде опыта. Опыт позволяет решать простые задачи. Не следует путать с предметным восприятием мира.

Нестандартное мышление в наибольшей степени связано с абстрактными когнитивными процессами.

Креативность — это хорошо или плохо

Мыслительные процессы находят разнообразное применение в повседневной жизни. Это удовлетворение естественных потребностей, взаимодействие с людьми, выполнение профессиональных обязанностей и адаптация к изменяющимся условиям окружающего мира. В каждом случае человеку может потребоваться определенный тип мышления для достижения лучших результатов. Преобладание одного типа интеллектуальной деятельности имеет свои плюсы и минусы.

Наличие ярко выраженного нестандартного подхода лучше всего подходит представителям творческих профессий. Творческий поиск требует избавления от устойчивых стереотипов. Человеку необходимо богатое воображение, свободное от навязчивых образов и умозаключений. В то же время такая черта личности может быть менее полезной в точных и технических науках, когда от сознания требуется подчинение четким принципам. При этом важно понимать, что полное доминирование одного типа интеллектуальной деятельности над другими встречается редко.

Мышление и головной мозг

Виды когнитивных процессов неразрывно связаны с деятельностью головного мозга. Органический субстрат сознания определяет лимиты человеческого сознания. Сам по себе головной мозг является главным органом центральной нервной системы, отвечающим за общую регуляцию организма и сознание. Последняя функция обусловлена работой небольшого мозгового отдела, называемого корой больших полушарий. Это плотное скопление клеток (нейронов), связанных друг с другом длинными и короткими отростками. Отростки, формирующие нервы, позволяют передавать информацию в виде импульсов. Распространение импульсов в разные отделы мозга определяет основу мыслительного процесса.

Ученым уже известно, какие особенности головного мозга отвечают за стандартное и нестандартное мышление. Дело в том, что по мере накопления знаний и опыта центральная нервная система создает устойчивые связи между нейронами. Эти связи используются в дальнейшем в качестве шаблонов для решения определенных задач. В то же время головной мозг может создавать новые ассоциативные связи в ходе интеллектуальной деятельности. Считается, что формирование новых связей непосредственно связано с латеральными мыслительными процессами. У ребенка мозг часто создает новые ассоциативные цепочки, однако по мере взросления эта способность обычно ухудшается. Развить нестандартное мышление можно в любом возрасте.

История изучения и концепция

Большой вклад в изучение мыслительных процессов внес британский психолог Эдвард де Боно. В 1967 году ученый опубликовал большую статью, посвященную типам мышления. Согласно концепции Эдварда де Боно, человек обладает вертикальным и латеральным мышлением.

Вертикальная форма мысли предполагает использование уже существующих идей, то есть когнитивная деятельность такого типа связана с применением определенных шаблонов. Люди в течение жизни накапливают шаблоны и реализуют комплексные формы вертикального мышления, однако принцип остается неизменным.

Напротив, нестандартное мышление направлено на создание новых стратегий, игнорирующих уже существующие шаблоны. Главной целью такого процесса является рассмотрение проблемы со всех возможных сторон.

Ученый считал, что для улучшения креативности необходимы два стимула — «побег» и «провокация». Сущность первого стимула заключается в намеренном игнорировании уже существующих моделей решения задачи. Обычно люди не склонны к такому подходу, а тех, кто все же избегает стандартных решений, просят не изобретать велосипед. Тем не менее побег от шаблонов помогает найти больше вариантов выполнения определенной задачи. Второй принцип, называемый провокацией, заключается в задержке суждения. При креативном подходе необходимо воздерживаться от преждевременных выводов, затрудняющих дальнейший поиск решений. Де Боно также подчеркивал важность позитивных эмоций в креативности.

Методы и принципы мышления

Научиться мыслить нестандартно можно с помощью специальных упражнений и методик, однако сначала необходимо разобраться с принципами этой самой мыслительной деятельности. Существуют разнообразные подходы, позволяющие рассмотреть определенную проблему со всех сторон и принять наименее шаблонное решение.

  1. Выбор главного фокуса. Необходимо заранее определиться, какая идея должна лежать в основе дальнейшего интеллектуального поиска. Например, это может быть необходимость найти способ извлечения предмета из узкой емкости. Главный фокус — это отправная точка креативности.
  2. Отказ от стереотипов. Следует сразу же абстрагироваться от логических рассуждений, появляющихся во время поиска решения. Не стоит бояться появления абсурдных мыслей и образов, поскольку главной целью является нахождение наименее очевидного способа решения задачи.
  3. Применение найденного нестандартного подхода с помощью рационализации. Для этого, как ни странно, применяется логика, дающая возможность связать определенную стратегию с заданными условиями.

Перед применением обозначенных техник психологи рекомендуют пройти тест на нестандартное мышление. Существуют разнообразные опросы, позволяющие оценить уровень его развития. Тесты помогают контролировать эффективность развития навыка.

Шесть креативных подходов

Часто для выполнения определенной задачи применяется метод мозгового штурма, во время которого группа людей предлагает и отвергает определенные идеи. При этом зачастую такой способ имеет недостаточную эффективность из-за быстрого отбрасывания предложений. Участники мозгового штурма попросту не успевают проанализировать ту или иную стратегию, поскольку их сознание оценивает значимость предложенного метода решения с помощью подбора знакомых стереотипов. В качестве альтернативы психологи предлагают использовать шесть этапов или принципов латерального интеллекта.

  1. Сбор конкретной информации об имеющейся проблеме, включая заданные условия. Необходимо определить, какой информации не хватает для нахождения стратегии.
  2. Использование эмоциональных ресурсов. Следует отвлечься от логики и довериться интуиции. Применяются абстрактные образы и ассоциации.
  3. Творческий поиск — основной этап, во время которого нужно предлагать как можно менее шаблонные стратегии решения проблемы.
  4. Критика. Необходима конструктивная критика каждой предложенной стратегии. Важно использовать аргументы.
  5. Оптимистический взгляд. Нужно найти плюсы у каждой предложенной стратегии.
  6. Организационный этап. Проводится скрупулезное объединение предложенных методов выполнения задачи.

Перечисленные принципы можно применять при самостоятельном и групповом поиске решений.

Упражнения

Люди с нестандартным мышлением не рождаются. Существует только наследственный потенциал, определяющий предрасположенность к развитию определенного типа интеллекта. При этом обучение креативности в детском возрасте помогает улучшить когнитивные навыки. Следует учитывать, что использование специальных упражнений дает лучшие результаты в возрасте от 5 до 12 лет, поскольку в этом периоде происходит закладка ключевых ассоциативных связей в головном мозге.

Ответы к тесту на нестандартное мышление: 1. Медведь, слезающий с дерева. 2. Мексиканец в сомбреро. 3. Карлик в телефонной будке играет на трамбоне. 4. Карандаш сверху/снизу. 5. Бутерброд с картофелем. 6. Белый медведь на снегу. 7. Поезд в туннеле. 8. Пограничники с овчарками сидят в засаде.

Некоторые упражнения для развития нестандартного мышления:

Для выполнения упражнения требуется группа из нескольких человек. Ведущий загадывает слово и пытается объяснить его значение с помощью жестов.

  • Цепочка логических вопросов

Начать цепочку можно с обычного вопроса: «Почему гром гремит?». Далее необходимо задавать вопросы по мере появления новых умозаключений.

Шашки, шахматы и другие игры помогают развивать разные типы интеллекта.

Лучшим способом развития креативности является творчество. Рекомендуется выбрать наиболее интересное творческое направление и начать постепенно применять навык на практике.

Источник

Оцените статью