- Муфта сцепления: назначение,виды,неисправности,фото,видео.
- НАЗНАЧЕНИЕ
- МУФТ СЦЕПЛЕНИЯ
- ВИДЫ МУФТ СЦЕПЛЕНИЯ
- РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ
- ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЕ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ
- МУФТА НЕ РАЗЪЕДИНЯЕТСЯ ДО КОНЦА
- МОЖНО ЛИ ПРОДЛИТЬ СРОК СЛУЖБЫ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ
- Многодисковая муфта сцепления
- Двойная муфта сцепления
- Что такое муфта, ее назначение и устройство
- Назначение
- Разновидности муфт сцепления
- Устройство и принцип действия
- Характерные неисправности
- Муфта свободного хода: в каких случаях действительно стоит задуматься о его установке на колеса
- Муфта дисковая фрикционная
- Полный привод, отключаемый полный привод, преимущества хаб
- Муфта зубчатая
- Значение слова Муфта по словарю Брокгауза и Ефрона:
- Как купить муфту зубчатую?
- Распространенные ошибки установки
- Муфта механическая
- Назначение
- Муфта механическая соединительная
- Муфта в Энциклопедическом словаре:
- Муфта многодисковая фрикционная
- Что такое муфта свободного хода и для чего нужна
- Муфта предохранительная фрикционная
- Муфта тормоз
- Конструкция хаба
- Муфта фрикционная
- Весомый недостаток?
- Муфта фрикционная электромагнитная
- Хроника создания вискомуфт
Муфта сцепления: назначение,виды,неисправности,фото,видео.
Слово муфта пришло к нам из немецкого и голландского языков. В немецком – это Muffe, а по-голландски – mouwtje. В русском языке, как, впрочем, и в тех, откуда оно было заимствовано, слово употребляется в нескольких значениях. В интересующей нас области под муфтой понимается специальный привод в машинах и механизмах, который передает вращательное движение (момент) с одного вала на другой, соосно расположенный с первым.
НАЗНАЧЕНИЕ
МУФТ СЦЕПЛЕНИЯ
Муфта сцепления в автомобиле предназначается для обеспечения возможности переключения режимов движения на ходу и плавного трогания с места. С помощью муфты осуществляется кратковременное разъединение двигателя и трансмиссии автомобиля, то есть прекращение плотного соприкосновения ведущих и ведомых дисков механизма сцепления.
Таким образом, муфта – это деталь общего механизма, единого блока сцепления. Зачастую два этих слова употребляются как синонимы, например: «муфту выжми» или «выжми сцепление».
Помимо автомобилей и тракторов различных типов, муфты устанавливаются на мотоблоках, бензопилах, стационарных станках с переменными режимами вращения основного вала.
ВИДЫ МУФТ СЦЕПЛЕНИЯ
Конструкция муфты сцепления не является однотипной, а на каждой модели авто этот узел имеет определенные отличия. Тем не менее, можно выделить определенные сходства в конструкции муфт легкового автомобиля. Неизменными элементами каждой из них являются:
- маховик;
- картер;
- центральный болт крепления кожуха;
- диски;
- первичный вал коробки;
- вилка с центральной нажимной пружиной.
По существующей в настоящее время классификации, все они делятся на одно- и многодисковые, причем последние для транспортных средств применяются относительно редко. Привод у муфты может также отличаться:
- механический;
- гидравлический;
- комбинированный.
Отдельно можно упомянуть электромагнитные муфты, которые можно встретить на тепловозах, на определенных станках – для автомобиля такие не актуальны. Можно выделить и условия эксплуатации – сухие и влажные муфты. Для инструмента, оснащенного двигателем внутреннего сгорания может использоваться и центробежная муфта сцепления, которая в автоматическом режиме соединяет и разъединяет валы, достигая заданной конструкцией скорости оборотов вала.
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ
Несмотря на достаточную сложность конструкции муфты транспортного средства, при правильной эксплуатации проблем с ней практически не возникает. К числу часто встречающихся проблем с муфтой можно отнести всего лишь две – проскальзывание муфты и невозможность разъединить ее полностью.
ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЕ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ
Наиболее частой причиной такого «поведения» муфты сцепления становится наличие на фрикционных накладках масляных загрязнений. Они могут появиться там после проведения ремонтных работ или простой неаккуратности водителя. Устраняется такое затруднение просто – маховик и прижимной диск тщательно очищаются от масла, после чего проблема проскальзывания сцепления больше не беспокоит автовладельца.
Муфта сцепления может проскальзывать и по другой причине – износ самих накладок и появление на них задиров. В результате этого отпускание педали не приводит к полному контакту дисков. Для исправления такой проблемы требуется отрегулировать свободный ход педали, а если это не помогает, придется заменить фрикционные накладки на новые – другого способа ремонта не предполагается.
МУФТА НЕ РАЗЪЕДИНЯЕТСЯ ДО КОНЦА
Причин такому поведению муфты также можно выделить две.
- Недостаточный рабочий ход педали сцепления. Это часто вызывается неумелой настройкой муфты, которая допускает слишком большой свободный ход. Устраняется проблема перенастройкой, которую следует доверить механику или опытному водителю.
- Рычажки, которыми оснащена каждая муфта сцепления изменили первоначальную форму, и отрегулировать их уже невозможно. Они подлежат замене. Иногда при работе муфты с погнутыми рычажками перекашивается сам диск, что влечет за собой повреждение фрикционных накладок. В этом случае они также подлежат безоговорочной замене.
МОЖНО ЛИ ПРОДЛИТЬ СРОК СЛУЖБЫ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ
Поскольку муфта сцепления не относится к числу деталей, которые легко купить и просто заменить, большинство автовладельцев вполне резонно задумываются над возможностью увеличения срока ее эксплуатации. Каких-либо особых хитростей или способов продления жизни этому автомобильному узлу не существует, достаточно следовать простым и общеизвестным рекомендациям:
- включение/отключение сцепления следует проводить максимально аккуратно и плавно, не допуская задержек педали в промежуточном положении или резкого убирания ноги с педали при начале движения;
- не рекомендуется длительное время держать муфту в выключенном состоянии и резко трогаться после этого с места;
- своевременно проводить техническое обслуживание, при этом, если водителю недостает опыта, эту процедуру стоит доверить профессионалам.
Так, банальный процесс смазки должен проводится в строгом соответствии с рекомендованной производителем таблицей смазки. Чрезмерное количество смазки часто приводит к попаданию ее на накладки диска и его пробуксовке. При самостоятельной смазке при помощи шприца не следует делать больше восьми нагнетаний. Естественно, пользоваться следует только теми смазочными материалами, которые рекомендованы производителем конкретного транспортного средства.
Многодисковая муфта сцепления
Многодисковое сцепление, в связи с внедрением новых технологий, находит всё большее применение, как на легковых, так и на грузовых автомобилях с различными коробками переключения передач (механическими, автоматическими, роботизированными). Кроме этого, такие муфты сцепления применяются в трансмиссиях полноприводных машин для распределения нагрузки между передними и задними колёсами (мостами). Многодисковые муфты сцепления могут быть сухими и мокрыми. Мокрые – с применением масляной ванны, сухие – без масла. Наличие масла обеспечивает более плавное соединение дисков, улучшает отвод тепла и абразивных веществ, передвижение дисков по шлицам во время передвижения.
Значительным недостатком является низкий коэффициент трения между дисками. Увеличение коэффициента трения достигается за счёт увеличения количества ведущих и ведомых дисков, увеличения усилия прижимной пружины, применения новых фрикционных материалов. Многодисковые муфты сцепления включают в себя: — ведомые диски (3 и больше), изготовленные из тонкой стали, на которую нанесён слой фрикционного вещества (может изготовляться из высокопрочной фрикционной пластмассы).
Ведомые диски имеют по внутреннему диаметру пазы или зубья, которые заходят в зацепление с внутренним барабаном, закреплённым неподвижно на первичном валу коробки переключения передач. Ведомые диски постоянно вращаются с внутренним барабаном и первичным валом коробки переключения передач; — ведущие диски. Устанавливаются между ведомыми дисками и имеют по внешнему диаметру пазы или зубья для зацепления с внешним барабаном; — кожух, при помощи болтов крепится к маховику; — маховик; — внешний барабан – крепится к кожуху и вращается совместно с ним. Остальные детали и принцип работы аналогичны однодисковому сцеплению.
Двойная муфта сцепления
В последнее время на автомобилях с полным приводом и роботизированными коробками передач, а также на некоторых с автоматической коробкой передач, применяется двойное сцепление, которое бывает двух видов – мокрое и сухое. Отличительной особенностью является наличие двух первичных валов коробки переключения передач. Первый вал отвечает за переключение чётных передач (2-4-6), второй – за переключение нечётных (1-3-5). Конструктивно валы выполнены так, что один находится внутри второго, то есть внутренний и наружный. Двойная муфта сцепления выполнена в одном блоке и каждая отвечает за свой вал. Управление переключением передач – автоматическое, от электронного блока по сигналам датчиков. При одной включённой муфте сцепления, вторая находится в готовности включить необходимую передачу, высшую или низшую, в зависимости от того, скорость автомобиля снижается или увеличивается. Время перехода с одной передачи на другую занимает 8-10 миллисекунд. Мы рассмотрели принцип работы, устройство и разновидности муфт сцепления, наиболее часто применяющихся в
Источник
Что такое муфта, ее назначение и устройство
Слово муфта пришло к нам из немецкого и голландского языков. В немецком – это Muffe, а по-голландски – mouwtje. В русском языке, как, впрочем, и в тех, откуда оно было заимствовано, слово употребляется в нескольких значениях. В интересующей нас области под муфтой понимается специальный привод в машинах и механизмах, который передает вращательное движение (момент) с одного вала на другой, соосно расположенный с первым.
Назначение
Муфта сцепления в автомобиле предназначается для обеспечения возможности переключения режимов движения на ходу и плавного трогания с места. С помощью муфты осуществляется кратковременное разъединение двигателя и трансмиссии автомобиля, то есть прекращение плотного соприкосновения ведущих и ведомых дисков механизма сцепления.
Таким образом, муфта – это деталь общего механизма, единого блока сцепления. Зачастую два этих слова употребляются как синонимы, например: «муфту выжми» или «выжми сцепление».
Помимо автомобилей и тракторов различных типов, муфты устанавливаются на мотоблоках, бензопилах, стационарных станках с переменными режимами вращения основного вала.
Разновидности муфт сцепления
Муфты сцепления по особенностям устройства и принципу работы различаются следующим образом:
По числу ведомых дисков:
- однодисковые (более распространено);
- многодисковые (два и более).
По условиям работы:
- сухие (в автомобилях) и;
- влажные (погружено в масляную ванну).
- механические;
- гидравлические;
- электромагнитные (используются на тепловозах, металлорежущих станках);
- комбинированные.
Способом нажатия на прижимной диск:
- с круговым расположением пружин;
- с диафрагмой в центре.
Наособицу стоит центробежная муфта сцепления, автоматически сцепляющая или расцепляющая валы при определенной скорости вращения ведущего вала. Такая муфта используется, например, на бензопилах.
Устройство и принцип действия
Рассмотрим устройство и работу механизма на примере отечественного ВАЗ 2107. Сцепление на ВАЗах, как на большинстве легковых машин, однодисковое, сухое, замкнутое. Устанавливается на маховике под алюминиевым картером, который болтами прикреплен к блоку цилиндров. Ведомый диск установлен на ступице вала коробки передач. Крутящий момент от него передается на ступицу через пружинно-фрикционный демпфер.
Выключение осуществляется гидроприводом. Главный гидроцилиндр располагается в моторном отсеке и закреплен с помощью двух гаек на шпильках педального узла. Рабочий цилиндр двумя болтами крепится к картеру сцепления. Трубопроводом они соединены между собой и с бачком для жидкости с гофрированным резиновым успокоителем.
При нажатии ногой на педаль поршень главного гидроцилиндра, выдавливая через шланг жидкость под давлением, передает усилие на поршень рабочего цилиндра и затем на вилку выключения сцепления. Она поворачивается на шаровой опоре и по направляющей втулке перемещает выжимной подшипник.
Он в свою очередь давит на диафрагменную пружину корзины. Корзина сцепления, прогибаясь на опорных кольцах, отводит от ведомого диска нажимной. В результате первичный вал КПП и коленчатый вал двигателя рассоединяются. Прекращается передача крутящего момента. При отпускании педали муфты, пружины возвращают диски в состояние плотного соприкосновения, и трение возобновляет передачу крутящего момента.
Характерные неисправности
Различают два основных признака неисправности в механизме сцепления. Это когда «муфта ведет» и, наоборот, «буксует».
- В результате в первом случае переключение передач рычагом затруднено, а включение задней скорости сопровождается скрежетом. У педали, как правило, большой свободный ход. Объясняется это неполным расхождением ведомого и ведущего дисков.
- «Буксует» сцепление, напротив, когда не происходит полного и плотного соприкосновения дисков, наблюдается эффект «проскальзывания». У педали в этом случае малый свободный ход, а автомобиль при резком открытии дроссельной заслонки на повышенных передачах вяло набирает разгон.
Уход за муфтой сцепления своими силами состоит в регулировке свободного хода педали и своевременной прокачке гидропривода с целью удаления попадающего в систему воздуха.
» alt=»»>
Источник
Муфта свободного хода: в каких случаях действительно стоит задуматься о его установке на колеса
Если вы ездите на внедорожнике с подключаемым полным приводом, рано или поздно вам придется познакомиться с этой деталью колеса. Когда настанет время в автосервисе вас спросят, поставить надежный ручной вместо вышедшего из строя автоматического? Чтобы знать о чём идет речь и сделать выбор, познакомимся с хабом (от англ. hub – «ступица»). Особенно стоит прочитать эту статью тем, кому не хотелось бы лишний раз перегружать ходовую часть и тем, кто не против уменьшить расходы на эксплуатацию, увеличить динамичность авто.
Муфта дисковая фрикционная
Муфта дисковая фрикционная
– устройство сцепного типа, соединяющее узлы сборных машин и передающее вращательное движение от одного узла к другому за счет трения.
Муфты данного типа используются как предохранительный элемент, потому что способны нивелировать динамические нагрузки по той причине, что лишены возможности передавать больше момента вырабатываемых сил трения.
Незаменимы в производстве промышленного оборудования разного назначения – тельферах, прессах, тормозных механизмах и пр. Востребованы в машиностроении, поскольку обеспечивает плавное сцепление в процессе движения с большой скоростью.
Основное отличие дисковых фрикционных муфт заключается в том, что трение происходит по торцам дисков.
- масляными
– работают со смазкой, за счет чего увеличивается эксплуатационный ресурс; предназначены для передачи больших моментов; - сухими
– функционируют без смазки.
Передаваемый момент регулируется путем увеличения/уменьшения числа дисков.
Полный привод, отключаемый полный привод, преимущества хаб
В отличие от моделей с подключаемым 4WD полноприводные внедорожники, возвращаясь с бездорожья на трассу, отключают крутящий момент, но без хаба составляющие и узлы переднего моста продолжают вращаться за счет движения передних колёс. В итоге теряется скорость, изнашиваются детали всей ходовой части, повышается расход топлива. Возможно, отчасти поэтому внедорожники с подключаемым приводом стоят значительно дешевле (полноприводные хоть и бегают по асфальту со включенным 4WD, изнашиваются не так быстро).
Муфта зубчатая
Это подвижная муфта, компенсирующая смещение осей валов машин и агрегатов.
Состоит из зубчатых разъемных обойм с манжетами, фиксируемыми болтами, и зубчатых полумуфт (втулок), помещенных в обоймы, при этом зубья двух элементов зацепляются между собой. Валы при соединении с муфтой запрессовываются в отверстия втулок.
Форма зубьев позволяет компенсировать смещение вала при передаче крутящего момента в широком диапазоне.
Муфты применяются в промышленном оборудовании для сочленения соосных валов и предназначены для передачи крутящего момента от привода к исполнительному механизму. Выпускаются зубчатые муфты разных размеров в соответствии с требованиями ГОСТ.
Достоинства зубчатых муфт:
- большой эксплуатационный ресурс при максимальных нагрузках;
- обладают компенсирующими свойствами;
- отличаются компактными габаритами.
Значение слова Муфта по словарю Брокгауза и Ефрона:
Муфта (для согревания рук) (Muff) — цилиндрическая оболочка из меха для согревания рук, появилась в 80-х годах XVI в., носилась сначала лишь женщинами, некоторое время и мужчинами. надевалась, на ленте или шнурке, через шею. Выйдя из употребления в конце XVIII в., женская М. снова стала употребляться в XIX в.
Муфта (машиностроит.) — В машиностроительном деле так называют разного рода короткие, по сравнению с их диаметром, трубки, надеваемые на концы цилиндрических предметов для их соединения. Так, газо- и водопроводные железные трубки соединяются М. с внутренней винтовой нарезкой, а чугунные — М. с конопаткой и заливкой свинцом. Передаточные валы тоже соединяются, конец с концом, неподвижными М. (см. Вал). Но М. этого рода делают и подвижными, чтобы легко можно было, по желанию, разобщать валы или чтобы устранить натяжения, происходящие от несовпадения геометрических осей соединяемых валов. Поэтому название М. распространяется на многие сложные механизмы. Чтобы удобно было разъединить валы, М. делают из двух частей с зубцами на соприкасающейся поверхности: на одном валу заклинивают одну половину M., a другая может скользить, не вращаясь, по концу второго, вдоль шпонки, вделанной на его конце. Обыкновенно подвижная часть такой М. приводится в движение рычагом с вилообразно раздвоенным концом, входящим в желоб на ее свободном конце. Если зубцы прямые, сообщать валы удобно только во время покоя обоих валов. наклонные зубцы, как в известном механизме ключика Брегета для карманных часов, допускают передачу в одном лишь направлении. при обратном вращении движущий вал сам оттолкнет М. и произведет разобщение. Подобные приспособления употребляют, когда два независимых двигателя должны вращать общий вал: если скорость одного из них уменьшится, то он не будет задерживать другой. наклонные зубцы части М., скрепленной с валом, будут упреждать зубцы другой и скользить по ним. Придумано много подобных же механизмов, чтобы сообщать орудию непрерывное вращение попеременным движением руки. М. с наклонными зубцами может сцеплять два вала и во время вращения первого, но при этом произойдет сильный толчок, вследствие почти мгновенного возрастания скорости. Поэтому в таких случаях употребляют М. с трением, хорошо действующие только при движении: на конце одного вала насажен правильно обточенный снаружи усеченный конус, на конце другого скользит без вращения второй такой же конус, не обточенный с внутренней стороны. При нажиме на передвигающий рычаг сначала одна поверхность только скользит по другой, увлекая ее лишь понемногу трением. Чтобы выиграть место вдоль вала, сплошные конусы заменяют двумя кругами с рядом концентрических желобов клинообразного сечения, так соответствующих друг другу, что выпуклости одного входят в желоба другого и обратно. Механизмы этого рода делают очень разнообразными, сообразно требованиям: например, чтобы избежать постоянного давления вдоль вала, заставляют деревянные колодки прижиматься во внутренней кольцеобразной поверхности одной половины М.. коленчатые рычаги, производящие это давление, упираются на вал и, действуя вдоль радиусов в разные стороны, взаимно уравновешивают свои давления. На валах передвижных конных приводов сельскохозяйственных машин, где точная установка невозможна, а также на больших винтовых судах, чтобы устранить давления на шейки валов, происходящие от перегибания корпуса, устраивают подвижные М. на принципе Гукова шарнира (см.). В. Л.
Как купить муфту зубчатую?
Чтобы купить зубчатую муфту, необходимо указать размер и тип оборудования, для которого она предназначается. Предварительно втулки расточены под стандартный размер, по требованию заказчика диаметр будет изменен в соответствии с производственной необходимостью.
Также возможно изготовление муфт нестандартных размеров и форм по чертежам, предоставленным заказчиком.
Дополнительная информация представлена на сайте. Также сведения об ассортименте, условиях заказа и поставки предоставят менеджеры по телефонам, указанным в разделе «Контакты».
Распространенные ошибки установки
В электрике применяются так называемые термоусадочные муфты, используемые для электро- и гидроизоляции концов и стыков электрических проводов и кабелей. Они представляют собой отрезки трубок из специального пластика, сильно уменьшающегося в размерах при нагревании и обжимающего конец или стык провода до его полной герметизации.
Распространенными ошибками при их монтаже являются:
- неправильное цветовое обозначение фаз или контактов
- наличие воздушных пустот после усадки;
- перегрев муфты, ведущий к ее повреждению или разрыву;
- неправильный выбор начального диаметра муфты и нарушение герметичности из-за неполного обжатия.
Тщательное соблюдение технологии и простая внимательность при работе позволяет избежать досадных оплошностей
Муфта механическая
Станки и агрегаты, используемые промышленностью на производстве, в большинстве случаев собираются из узлов и механизмов, соединяемых между собой при помощи муфт, обеспечивающих между ними силовую и кинематическую связь.
– специальное устройство, с помощью которого соединяются валы узлов механизма для передачи крутящего момента, при этом валы могут располагаться на одной оси или под углом относительно друг друга.
Муфты данной категории классифицируются по нескольким основаниям:
- по принципу действия (сцепные, самоуправляемые, жесткие, упругие, компенсирующие),
- по конструктивным особенностям (зубчатые, кулачковые, фланцевые, втулочные, шариковые, пальцевые).
Функции муфты механической
:
- Обеспечение силовой и кинематической связи между валами и одновременно между ним и смонтированными на нем деталями (зубчатые колеса, шкивы, звездочки).
- Компенсация отклонений в соосности по причине нагрузок в процессе работы оборудования, тепловых воздействий, монтажных отклонений и пр.
- Амортизация нагрузочных колебаний.
- Снижение риска разрушения деталей от перегрузок.
Могут применяться в целях включения/выключения исполнительного механизма при работающем двигателе.
Назначение
Муфта сцепления в автомобиле предназначается для обеспечения возможности переключения режимов движения на ходу и плавного трогания с места. С помощью муфты осуществляется кратковременное разъединение двигателя и трансмиссии автомобиля, то есть прекращение плотного соприкосновения ведущих и ведомых дисков механизма сцепления.
Таким образом, муфта – это деталь общего механизма, единого блока сцепления. Зачастую два этих слова употребляются как синонимы, например: «муфту выжми» или «выжми сцепление».
Помимо автомобилей и тракторов различных типов, муфты устанавливаются на мотоблоках, бензопилах, стационарных станках с переменными режимами вращения основного вала.
Муфта механическая соединительная
Используется для временного или постоянного соединения валов одинакового диаметра и передачи крутящего момента без изменения его направления и величины. Гарантирует герметичность разъемного соединения.
Назначение муфты соединительной механической:
- защита механизма от возможных перегрузок;
- компенсация нарушений соосности;
- снижение динамических нагрузок;
- возможность перемещения вала вдоль оси.
Муфты соединительные выпускаются в соответствии с ГОСТ и могут быть самых разных размеров. В зависимости от назначения и последующего применения специалисты подберут устройство соответствующего типа – муфты сильфонные, спиральные, обгонные, упругие и другие типы соединительных муфт.
Муфта в Энциклопедическом словаре:
Муфта — (нем. Muffe) — род открытого с двух сторон теплого, обычно мехового,мешочка для согревания рук. В России получила распространение в 18 в. какпредмет мужского и женского туалета. Их носили на шнурах и цепочках. Свнутренней стороны муфты имелся карманчик для мелких предметов. В Россиикак предмет женского гардероба сохранялся долго, в детской одежде — до1950-х гг.
в технике — устройство для соединения (постоянного или временного)валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают муфтысоединительные (жесткие и подвижные), сцепные (соединяющие и разъединяющиедетали на ходу через систему управления), предохранительные и обгонные(передающие вращение только в одном направлении).
Муфта многодисковая фрикционная
Отличительная особенность муфты многодисковой фрикционной заключается в том, что передача крутящего момента осуществляется за счет силы трения, возникающей в процессе вращения вала и сжатия дисков под давлением жидкости. Чем сильнее сжимаются диски, тем большая величина момента передается. Примечательно, что при работе сама муфта может пробуксовывать, но вал будет разгоняться плавно.
Большее число дисков количество способствует увеличению соприкасающихся поверхностей, как результат – передается больший крутящий момент.
Конструктивно многодисковая муфта являет собой комплект блок из чередующихся стальных и фрикционных дисков. Фрикционные диски имеют специальное покрытие с повышенным коэффициентом трения. Число дисков устанавливается в зависимости от того, какой величины крутящий момент требуется передать.
В конструкции также присутствуют возвратная пружина и поршень, который давит на блок дисков. Возвратная пружина после того, как давление жидкости сбрасывается, возвращает поршень в исходное положение, и муфта прекращает работать.
Выпускаются два типа многодисковых муфт – сухой и мокрый (заполненный маслом). Смазка отводит тепло, но снижает силу трения. Последний фактор нивелируется за счет увеличения давления на диски.
Данный тип муфт широко применяется во многих системах современного оборудования, а также в автомобилестроении. В частности, в транспортных средствах они необходимы для работы следующих систем: сцепление, АКПП, полный привод, дифференциал.
Что такое муфта свободного хода и для чего нужна
Хаб или муфта свободного хода – это несложное устройство, которое крепится в центр колесного диска, насаживается на ось. Устанавливают на заводах производителей на определённые модели внедорожников. Её также дополнительно приобретают владельцы авто и устанавливают на СТО.
Хаб подходит только моделям с подключаемым 4WD. На полноприводные ставить его нет смысла, поскольку нужна специальная муфта, чтобы отключить привод переднего моста полностью, а не только колёса в районе ступицы. Эта мера необходима, ведь система отключаемого полного привода не всегда может гарантировать полноценное отсоединение, когда это так необходимо (на ровной дороге). Если не отключить, колёса цепляют ступицы, «вхолостую» продолжают крутиться карданный вал и полуоси. В результате возрастает расход топлива, быстрее изнашиваются узлы.
Внедорожники становятся заднеприводными при отключении полного привода, поэтому отсоединение/присоединение узлов ходовой части требуется к передним колесам. Хабы устанавливают только на два передних колеса.
Что делает хаб? Устраняет холостое вращение деталей передней части ходовки: вращение правой и левой полуоси, жестко соединенных с колесами, вращение сателлитов переднего моста (расположены внутри дифференциала).
Муфта предохранительная фрикционная
Для защиты от перегрузок применяется муфта предохранительная фрикционная. Достоинство данного устройства заключается в том, что в него интегрирована звездочка, расположенная между фрикционными дисками, скользящими по диску и регулирующими крутящий момент.
Также в устройство смонтированы пружины (тарельчатые или витые), контролирующие установленный предел крутящего момента.
Преимущества конструктивного решения предохранительной муфты:
- большой эксплуатационный ресурс;
- надежность;
- продолжительный срок службы;
- рассчитана на работу в условиях образования пыли;
- бесшумность работы;
- отсутствие вибрации;
- возможность настройки крутящего момента;
- отличные защитные свойства.
Муфта тормоз
В конструкции современного промышленного оборудования предусматриваются отдельные узлы, отказ в работе которых может привести к большим материальным потерям. В целях сокращения времени исполнительного механизма применяются специальные устройства, обеспечивающие удержание подвижных деталей для исключения аварийных ситуаций.
Муфта-тормоз предназначена для соединения валов (ведомых и ведущих) оборудования без отключения двигателя.
Достоинства устройства заключаются в следующем:
- сбалансированная конструкция блочного типа;
- возможность регулирования и поднастройки;
- изготовлены из высокопрочного материала;
- приводится в действие посредством подачи сжатого воздуха;
- обеспечивает защиту механизма и обслуживающего персонала.
Производится несколько видов муфт-тормоз, рассчитанных на разный показатель крутящего момента – от 160 до 4000 кгс*м.
Конструкция хаба
Исходя из логики, муфта свободного хода – весьма необходимая конструкция для внедорожника с подключаемым приводом 4WD. А значит должна быть предусмотрена на всех авто такого типа. И действительно на многих она имеется. Даже на авто времен 1900-1940-х гг была предусмотрена простая конструкция – подача крутящего момента прекращалась обычным гаечным ключом.
Затем, после войны, изобрели муфту с простым механизмом фиксации (крышка муфты легко поворачивалась движением руки). Это классическое устройство хаба, недорогое и надежное, встречается и по ныне. В его современной модификации имеется ручка, пружина, втулка, подвижная шестерня и шестерня вала полуоси.
Современная ступичная муфта (она же муфта свободного хода) представляет собой конструкцию из нескольких деталей, а каких именно зависит от типа привода. Но обо всём по порядку
Муфта фрикционная
Данное устройство передает вращательное движение посредством сил трения. Оно выполняет функцию плавного сцепления на различной скорости и широко используется в автомобилестроении (в частности, в системе сцепления), а также в машиностроительной промышленности.
Преимуществом муфты фрикционной заключается в том, что она не способна передавать больший крутящий момент, чем числа трения фрикционных элементов. Благодаря этому свойству она надежно защищает механизмы от динамических перегрузок.
Конструкция фрикционной муфты:
- комплект элементов трения;
- корпус;
- пластины;
- подшипники.
Промышленность выпускает несколько типов муфт, которые различаются по разновидностям трущихся поверхностей:
Классифицируются муфты фрикционные также по типу задействованных сил трения
– сухие и масляные.
Применяются в ответственных исполнительных механизмах для передачи крутящих моментов в значительных пределах.
Основные элементы устройств изготавливаются из конструкционной стали, чугуна. Трущиеся поверхности имеют специальное фрикционное покрытие: феродо (термостойкий композитный материал), порошковый материал, фрикционная пластмасса и др. особо прочные материалы.
Муфты рассчитаны на длительную интенсивную эксплуатацию в условиях экстремальных нагрузок.
В зависимости от нужд заказчика изготавливаются муфты соответствующего исполнения – для установки в различных агрегатах и механизмах.
Весомый недостаток?
Несмотря на множество преимуществ от применения хаба, не советуем торопится с его установкой. Поскольку есть существенный минус – нет возможности в любой момент времени подключить полный привод. Особенно остро недостаток ощущается, когда чередуется качество дороги (асфальт/снет/насыпь) и при заезде на бордюр. Мешает хаб и при попытке выбраться из болота проверенным методом – «в раскачку». В такой ситуации муфта просто отключается и возможности полного привода оказываются недоступными. В этих редких экстренных ситуациях не поможет даже ручной режим переключения.
В некоторых случаях хаб действительно стоит установить: если вы не экстремал, постоянно покоряющий бездорожье, а человек, который изредка ездит на дачу и только в весенне-летний период. Если же вы не представляете жизни без приключений и привыкли прокладывать тропы, где их никогда не было – хаб для вас абсолютно ненужное приобретение, которое не принесет выгоды, а наоборот, подведёт в самый ответственный момент.
Муфта фрикционная электромагнитная
Предназначена для координации изменений параметров кинематических цепей механизмов без остановки вращения. Муфты данного типа незаменимы в системах, обеспечивающих автоматическое управление приводами исполнительных механизмов и оборудования.
Достоинство фрикционной муфты в том, что она способна обеспечить плавность при увеличении скорости, способствует уменьшению нагрузок и снижению риска перегрузок, исключает риск возникновения ударов в электромоторах. Помимо этого, использование электромагнитной муфты делает возможным разделение пуска мотора и исполнительного механизма.
Магнитопроводящие диски позволяют максимально сократить время пуска, торможения и реверсирования, производить десятки включений за одну секунду.
Хроника создания вискомуфт
Что такое вискомуфта народ не знал аж до 1917 года пока в США, Мелвин Северн не изобрел эту самую вискомуфту. Однако сразу после этого она не нашла сколь-нибудь широкого применения. Лишь в 1964 году ее впервые смонтировали на автомобиль, называвшийся Interceptor FF. Разработанная инженерами английской компании Jensen, она была предназначена для того, чтобы служить автоматической блокировкой межосевого дифференциала машины.
Именно середина шестидесятых прошлого века оказалась временем, когда вязкостные муфты стали широко внедрятся в конструкцию полноприводных трансмиссий легковых автомобилей с постоянным приводом. Сейчас вискомуфты устанавливаются на двигатели Cummins, а так же широко используются и на других моторах.
Источник