Милость божия что это значит

Что такое Милость Бога

Мистический Путь изобилует парадоксами. На нём, например, искатель стяжает Милость, прикладывая порой невероятные усилия для того, чтобы её обрести, а когда он её получает, то осознаёт, что она даётся безусловно, без требований и обязательств. Того, кто имеет опыт обретения Милости, нисколько не удивляет это противоречие – когда искатель должен работать как вол, чтобы получить то, что даётся даром и без условий, но большинству понять это будет сложно. Отсутствие прямой зависимости между количеством прилагаемых усилий и ответом Свыше – есть одна из особенностей мистической Работы в целом. Хотя это не означает того, что никаких закономерностей нет вообще, иначе не было бы ни Пути, ни Работы. Но сначала надо поговорить о том, что такое вообще – милость Бога.

Для атеистически обусловленного ума милость равна милостыне и выглядит как унижение. «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё – наша задача!» – нечто подобное сидит в умах большинства людей, хоть немного заставших Советскую власть и обусловленных её догматами. Атеисты не признают никаких милостей, если они исходят не от начальства, но верят в случайность – например, в случайность возникновения разумной жизни. Атеистам, решившим стать верующими в Бога, вопрос милости даётся с трудом – при мысли о какой-то милости внутри у них как будто кто-то проводит ножом по стеклу, и оттого становится немного противно и неприятно. Милость плохо переносится человеческим эго, и чем оно сильнее, тем хуже воспринимается понятие милости, зато превозносятся гордость и честь. Эго человека – хоть духовного, хоть нет – не принимает милости и становится препятствием для неё. А милость не может быть навязана, и если она отвергается, то у человека нет шансов её получить.

Верующие люди видят проявления Милости в том, что Господь волшебным образом помогает выполнению их желаний и удовлетворению нужд. С их точки зрения милость должна иметь некоторое материальное воплощение, и в этом они, возможно, правы. Другое дело, что Милость к этому не сводится. Проводя очень грубую аналогию, можно сказать, что нищий никогда не знает, сколько ему подадут. Мелочь, брошенная в его шляпу, – это не милость, а подачка. Милость превосходит ожидания просящего, удовлетворяя его нужду неким неожиданным образом. Когда верующий получает ответ на свои молитвы – в виде того, о чём он просил – это ответ на его необходимость. Формально он тоже относится к милости Бога, но формально даже то, что мы живем, и существует весь этот мир, – это тоже Его милость. Милость, о которой говорят мистики, имеет несколько иные свойства.

Читайте также:  Что значит стерилизация банок

Повторюсь – формально ответы на молитвы, схождение благодати и прочие плоды взаимодействия с Господом вполне подходят под общепринятое понимание Милости и до некоторой степени тоже ею являются. Однако с точки зрения мистиков подобные проявления Милости есть всё-таки, в первую очередь, обнажение скрытых до поры законов и закономерностей, с которыми искатель сталкивается на Пути. Верующему необходимо поддерживать свою веру, создавая себе эмоциональные стимулы, и потому для него будет естественным и правильным видеть во всём проявление Милости, чтобы снова и снова убеждаться в величии, всемогуществе и щедрости своего Бога. И если верующему такой подход позволяет подпитывать силу веры, то для мистика он неприемлем. Нельзя прийти к Истине, проецируя на реальность свои представления о Боге, какими бы хорошими они при этом ни были. Поэтому и понимание Милости у мистиков несколько иное.

Есть на Пути один закон, не оспариваемый почти никем из мистиков, – невозможно достигнуть Истины или переживания исчезновения в Боге своими силами. Никакие усилия или сверхусилия не могут привести к этому – просто потому, что человек и Бог существуют на разных планах Реальности, неизмеримо далёких друг от друга. Божественное Присутствие, явленное на человеческом плане, не отражает полноту бытия Бога, как, впрочем, его не отражает ничего из того, что доступно самому развитому восприятию человека. Источник же, из которого исходит Творение и вместе с которым появляется Бог, находится бесконечно далеко и непостижим для человека. Вся полнота Высшего Бытия находится даже не в Боге, но в объединении проявленного Божественного Творения и непроявленного Потенциала Источника, которое многие мистики именовали Абсолютом. Для тех, кто не стремится к точности, Бог может включать всё сразу – и проявленного Себя, и непроявленного, но чем больше внесено упрощений, тем больше искажена Истина. Благодаря упрощениям такого рода в мистицизме становится всё больше загадочности и всё меньше знания.

Читайте также:  Spill the tea что значит

Любой мистик понимает, что преодоление разрыва между человеком и Богом неосуществимо без помощи последнего. Для взаимодействия с Ним существуют мистические практики, и они работают достаточно хорошо, меняя человека, а также помогая ему изменить свои обстоятельства и судьбу. Появляются возможности, приходит волна Незримого, и случаются разного рода чудеса. Однако Милость – с точки зрения мистиков – заключается в другом. Милость приходит как средство преодоления разрыва, как то, что выводит человека за его собственные пределы и открывает ему Бесконечное. Нельзя прыгнуть выше головы, но можно быть поднятым на недоступную высоту. Именно этой Милости ищут мистики на заключительных этапах Пути.

На начальных этапах Пути схождение истинной Милости практически невозможно – и почему это так, определённо сказать нельзя. Возможно, из-за внутренней неготовности искателя. Известно, что просветление или преображение происходит через схождение Милости на человека, которая и меняет его – никогда окончательно, но всегда кардинально. Бывает так, что человек оставляет тело, умирая в момент преображения, и тогда это – окончательное изменение, а пока он жив, Милость может быть получена неоднократно, а вместе с нею приходят и новые перемены. Как правило, Милость приходит после того, как человек сдал свою волю Богу, или же в сам момент Сдачи. Она ощущается, как мощный поток энергии, от которого порой не знаешь куда деться, потому что он переполняет тебя и кажется, что ты этого не выдержишь. Схождению Милости может сопутствовать погружение в изменённое состояние, но также всё может происходить и без этого. Что-то в человеке меняется сразу же, в момент пребывания в потоке Милости, а что-то – позже; это процесс многоплановый и имеющий некоторую протяжённость во времени. Точное описание этих перемен дать не может никто, потому что в каждом случае они соответствуют уникальности данного человека. Последняя стадия суфийского Пути – исчезновение в Боге – происходит через Милость, и, как утверждают суфии, это исчезновение может длиться бесконечно, сопровождаясь новыми потоками Милости.

Читайте также:  Цифровой сертификат ес covid что это значит

Через Милость происходит обретение человеком божественных качеств, о чём тоже упоминает большинство авторов, обращающихся к теме преображения искателя на финальных стадиях Пути. Я бы в свою очередь добавил, что человек может стать проводником Милости для других, и именно об этом повествуют различные истории о великих шейхах и святых, которые могли одной фразой или прикосновением изменить состояние вопрошающего, причём изменить его до некоторой степени необратимо. Проводником Милости для учеников становится Мастер, потому что их шансы обрести её самостоятельно – до момента Сдачи – очень невелики. Для учеников – это шанс быстрого прогресса, однако в силу разных внутренних причин им бывает трудно принять энергию Милости. Бывают, кроме того, случаи, когда Бог внезапно вторгается в жизнь людей и на кого-то нисходит Милость, хотя он её и не искал. Тогда появляются спонтанные мистики наподобие Порфирия Иванова, но это не правило, а исключение из него.

Энергия Милости получается через эгрегора, с которым человек работает, хотя она может быть принята и через абсолютно посторонний канал, как это, скажем, происходит со спонтанными мистиками. Понятно, что Милость меняет энергии человека, на которого сходит, и смещает его вибрации в спектр Восходящего Потока ещё сильнее, чем было прежде. Но всё это описание хоть и даёт некоторое представление о сути происходящего, тем не менее остаётся всего лишь схемой. В реальности схождение Милости ощущается как проявление тайны, великой тайны Творения.

Как я уже отмечал, предугадать появление Милости или вызвать её специально – нельзя. В равных условиях один её получает, а другой – нет. То же самое происходит и с передачей Милости, когда святой является её проводником, – один человек становится изменённым ею, другой остаётся практически прежним. Множество факторов – известных и неизвестных нам – действуют в этих случаях. Нужно стать видимым и доступным для Бога. Тут важны и внутренние усилия в осознании и прочих практиках, готовность и открытость…

Есть разные объяснения, почему Милость сходит на одних, и не достаётся другим. Можно, например, притянуть сюда теорию кармы, с помощью которой можно вообще объяснить всё на свете. Мол, у кого карма подходящая, тому и Милость – по заслугам. Можно объяснить с помощью готовности – мол, получают Милость только те, кто готов. В любом случае всё остаётся в руках Господа, который осуществляет отбор по каким-то ведомым только Ему причинам. И все наши объяснения будут служить успокоительным средством для ума, создавая очередную иллюзию понимания. Однако есть тайны, перед которыми наш ум бессилен, и подойдя к которым мы можем только констатировать, что вот они – тайны. Можно обозначить их границы, можно сформулировать вопросы, но найти вполне достоверный ответ, который не противоречил бы опыту, – нельзя. Божий мир без тайн стал бы очень скучным. Сам Бог – это великая Тайна, и Творение Его – такое же. Милость – тоже тайна, с которой можно соприкоснуться и которую можно пережить – хоть чаще всего она приходит тогда, когда уже не надеешься на неё и ничего не ждёшь.

Источник

МИЛОСТЬ

Милость есть свободное, незаслуженное благоволение, оказываемое лицом, высшим по своему положению, тому, кто ниже его, в отмене-ли наказания, или в прощении долга и т. под. См. притчу о должниках. Мф. 18, 23 . В применении к Богу. Милость Божия есть Его великая любовь, которою Он возлюбил людей без всякой их заслуги, без каких-либо их достоинств, причем Его действия ничем не ограничены и часто непостижимы. Исх. 33, 19 .

В Ветхом Завете.

Здесь Бог оказывает Свою особенную милость не только отдельным людям (Ною – Быт. 6, 8 ; Моисею – Исх. 33, 12 ; Давиду 2Цар. 15, 25 ) но прежде всего народу Израильскому, избрав его для особой цели и милуя его, несмотря на его неверность и тяжкие грехи. Втор. 7:7, 32:8 ; Ис. 63, 7 ; Исх. 34, 6 ; 1Цар. 12, 20, 22 .

Бог неоднократно повторяет обетование Своей милости этому народу, и он имеет право обращаться к ней особенно в случаях нарушения грехом общения с Богом. Числ. 6, 25 – в формуле первосвященнического благословения (являющагося, собственно, не пожеланием, но повторением обетования); Ис. 54, 8, 10 ; Ос. 2, 21 ; Ис. 55, 3 ; Иер. 31, 34 ; Пс. 50:3, 55:2, 56:2, 66:2, 129:7 и т. д.

Поэтому так часто восхваляется милость Божия. Пс. 88, 2 – срвн. Пс. 91, 2 . Пс. 102, 1, 4 .

Милость Божия проявилась самым возвышенным образом в ниспослании Сына Его, следовательно – она открывается нам, людям, в Личности. Иоан. 1, 14, 17 ; Тит. 2, 11 ; Рим. 5, 15 ; 2Кор. 8, 9 .

Особым, ни с чем не сравнимым проявлением этой милости является самопожертвование Сына Божия для нашего примирения с Богом – Его крестный подвиг на Голгофе, определенный Богом прежде создания мира. Рим. 3, 24 . Еф. 1:7, 2:5–9 . Тит. 3, 7 .

Эта милость Божия в настоящем периоде истории человечества выражается благодатными дарами примиренной с Богом Церкви Иисуса и отдельным ее членам, – дарами так богатыми, что они перевешивают всякое страдание. Еф. 4, 7 ; 1Петр. 4, 10 ; Иоан. 1, 16 ; 1Кор. 15, 10 ; Евр. 13, 9 ; 2Кор. 12, 9 .

Бог одаряет Своими дарами отдельных чад Своих по Своему соизволению. Получившие их должны усердно заботиться о том,

чтобы пребывать во благодати и возрастать в ней, распоряжаясь дарованным, как верные домоправители, и остерегаясь отпадения от благодати. Гал. 1:15, 5:4 ; Деян. 13, 43 ; Мф. 13, 12 ; 2Петр. 3, 18 ; Евр. 12, 15 ; Откр. 2, 5 .

Источник

МИЛОСТЬ БОЖИЯ

Милость Божия не другое что есть, как благодать Святого Духа, которую должны испрашивать у Бога, непрестанно вопия к Нему: Помилуй мя! Яви милость Свою, Господи мой, ко мне грешному.

ЕВАНГЕЛИЕ

Милости хочу, а не жертвы

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9:12-13).

Апостол Матфей

В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями, ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма, если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы (Мф.12:1-8).

О милости и о суде

Мир, забывший Бога, преобладается, братия, несправедливостию к ближнему и бесчеловечием к малосильным, как и божественный Апостол говорит: «якоже не искусиша Бога имети в разуме, предадеих Бог в неискусен ум, творити неподобная, исполненных всякия неправды, лукавства, лихоимания, злобы, исполненных зависти, убийства, рвения, лести, злонравия: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны, нелюбовны, немилостивны» (Рим.1:28-31). А кого Бог возводит в богочестие, тех научает и воздержанию от злых дел и попечению о милости к ближнему, как учил пророк Исаия, говоря от лица Божия: «престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити» (Ис.1:16,17). И в Законе было много как повелений о том, чтоб не делать вреда ближнему, так и заповедей о том, чтоб быть человеколюбивым и милостивым. Если кто оставит одно что-либо из этого, то другого недостаточно к исправности человека. Как благодеяние нуждающемуся, сделанное из неправедных прибытков, неприятно Богу, так не похвален воздерживающийся от неправды, если никому не уделяет из своей собственности.

О тех, которые делают неправду, и намереваются приносить дары Богу, написано: «жертва нечестивых мерзость Господеви» (Притч.15:8). А о немилостивых сказано: «иже затыкает ушеса своя, еже не послушати нищаго: и той призовет, и не будет послушаяй» (21,13). Поэтому притча советует: «чти Господа от праведных твоих трудов, и начатки давай Ему от твоих плодов правды» (3,9). Ибо, если иамереваешься принести Богу что-нибудь из приобретенного неправдою и хищением: то лучше для тебя и не приобретать такого имущества, и не приносить из него. Дар чистый возносить молитву, как написано: «обеты правоходящих приятны Ему» (15,8). И опять, если, приобретая праведными трудами, не приносишь Богу приношений, которыми бы питались нищие, то сие вменится тебе в хищение, по сказанному у пророка Малахии: «яко десятины и начатцы с вами суть, и будет расхищение в домах ваших» (Мал.3:8,10). Поэтому должно вам, срастворив милость и суд, приобретать с судом и издерживать на милость, по написанному: «милость и суд снабди, и приближайся к Богу своему присно «(Ос.12:16). Ибо милостыню и суд любит Бог. Поэтому приближается к Богу, кто имеет попечение о милости и суд. С этой впредь стороны да испытывает себя человек, и богатый пусть посмотрит на собственные свои доходы, из которых намеревается приносить дары Богу: не утеснял ли нищего, не делал ли насилия немощному, не покорыстовался ли чем от подчиненного ему, вместо справедливости употребив власть? Ибо нам повелено соблюдать справедливость и равенство и в рассуждении рабов. Не делай насилий по той причине, что властвуешь; не лихоимствуй, потому что силен, напротив того, поелику есть у тебя преимущества власти, то покажи права справедливости. Не в том, чего не силен ты сделать, можешь представить доказательство послушания и страха пред Богом, но в том, в чем имеешь силу преступить, и не преступаешь. А если, отнимая собственность нищих, подаешь нищим; то лучше было бы и не похищать и не давать. Для чего оскверняешь свое богатство, внося в него неправедные прибытки? Для чего приношение свое обращаешь в скверну неправдою, намереваясь принести то, в рассуждении чего надобно тебе пожалеть другого нищего? Помилуй того, кому делаешь неправду. С ним поступи человеколюбиво, ему окажи милость, и исполнишь милость с судом. Бог не будет иметь общения с любостяжательностию, Господь не сообщник разбойников и хищников Не по тому, что Сам не в силах пропитать нищих, оставил их нам, но нам же в благодеяние требует от нас правды и человеколюбивого плодоношения. Не бывает милостыни от неправды, благословения от клятвы, благодеяний от слез. Извлекающим слезы у обиженных Бог говорить: «сия, яже ненавидех, твористе: покрываете слезами алтарь Мой, и плачем, и воздыханием» (Мал.2:13). От трудов своих оказывай милости, не желай поступать несправедливо под тем предлогом, чтоб из приобретенного неправдою принести в дар Богу милостыню. Подобные дела показывают тщеславие и служат к приобретению похвал от людей, а не похвалы от Бога. Посему хорошо говорит Господь: «да не видами будете человеки» (Мф.6:1). Если творишь милостыню в той мысли, что видит ее Бог, то остерегайся творить ее из корыстолюбивых видов, зная, что сим не возвеселишь зрителя—Бога. Так будем творить милостыню, чтоб обратно получить ее от Бога. А Бог воздает тем, кого хвалит, и Он не хвалит ни одного любостяжателя. Ты не можешь привести дара Богу, если оскорбил брата. Сказано: «аще принесеши дартвой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, шед прежде смирися сь братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф.5:23,24.). Помни мытаря Закхея, который, положив сперва возвратить четверицею, если чем обидел, потом уже из остального имения отделил половину нищим (Лк.19:8). Он рад, что может принять Христа и Христос не иначе приемлет щедрость к нищим, как по вознаграждении обиженных за отнятое у них корыстолюбием. И таким образом Господь приял правоту Закхея, и сказал: «днесь спасение дому сему бысть» (9). И это идет к тем, которые творят милостыню, но не заботятся о соблюдении равенства.

А тому, кто остерегается делать неправду, однако же нерадит о милосердии, скажем, что «всяко древо, еже не творит плода, посекаемо бывает и во огнь вметаемо» (Мф.3:10), и что такое древо никогда не будет угодно небесному Земледелателю, Который говорит: «прежде ища плода» на смоковнице, и «не обрете» и повелевает срубить ее, чтоб и места не занимала даром (Лк.13:7) Но осужденным от Бога оказывается и тот, кто бедному не отдает назад заклада, на такового человека изрекается угроза, сказано: «аще возопиет ко Мне» не получивший назад своего заклада, «услышу его: милостив бо есмь» (Исх.22:27). Опасно также и преступно было жать оставшееся после первой жатвы, вторично обирать виноград и маслины, потому что надлежало оставлять сие 6едным (Втор.24:19,21). Если же предписывалось это жившим под Законом: что скажем о тех, которые живут о Христе? Господь говорит им: «аще неизбудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете вцарствие небесное» (Мф.5,20). Поэтому не только с полей и из доходов, но и от труда рук своих Апостол советует подавать неимущим; «Делая», говорить он, «своима рукама благое, да имате подаяти требующему «(Ефес.4:28). А желающему следовать за Господом дал Он совет продать все имение на благотворение нищим, и потом уже следовать за Ним. Но как последователям Своим и достигшим совершенства повелевает вдруг и совершенно исполнить дело милостыни, чтоб, совершив служение своим имением, приступили они к служению словом и духом; так прочим предписывает всегдашние подаяния и всегдашнее общение того, что имеют, чтоб чрез это, став жалостливыми, общительными и милостивыми, оказались подражателями Божию человеколюбию. Ибо говорит: «дайте, и дастся вам» (Лк.6:38). Чрез это же самое обещал им и общение с самим Собою. Ибо милостивые станут одесную Господа; им скажет пришедший Царь: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: наг бех, и одеясте Мя: странен, и введосте Мене: болен и в темнице, и приидосте ко Мне. «Поелику же праведники удивятся и скажут: когда мы делали это для Тебя, Господи? Он речет им: «аминь, аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф.25:34,40) Ибо усердие ко святым есть благочестие пред Христом, и усердный служитель бедному оказывается общником Христовым, не только если раздает, имея у себя что-либо великое, но если, и малое приобретя, отдает это, и если только «чашею студены воды напоит» ученика во имя учителя (Мф.10:42). Ибо, что мир называет скудостию учеников то для тебя, богач, есть случай к приобретению истинного богатства. Чрез них делаешься ты споспешником Христовым, питаешь Христовых воинов, и питаешь добровольно, а не по принуждению. Небесный Царь не вынуждает не требует податей, но приемлет усердствующих чтоб подающие сами получили, оказывающие честь были почтены, допускающие других к общению временных благ призваны были в общение благ вечных.

Сие во всякое время да будет у нас в памяти и пред очами душевными, чтоб не пропадало у нас текущее время, чтоб пропустив настоящее, не ожидать нам другого времени, и в этом ожидании и отлагательстве не быть застигнутыми кончиною! Господь же да дарует нам оказаться благоплодными, бодрственными, памятующими заповеди Его, готовыми и ничем незадержанными к славному сретению Его, о самом Христе и Боге нашем с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Об усердствующих, по мере сил, милостию

Усердие, по мере сил оказываемое, хотя оно состоит и в самых малостях, благоприятно Богу, даже когда и женщины его оказывают. (Мф.10:42): «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». (Лк.21:1-4): «Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела». (Мф.26:6-10): «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня». (Деян.16:15): О Лидии «Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите (у) (меня). И убедила нас».

Милуй – помилованный

У Бога милость взвешивается милостью. Милости Божией ищи себе милостями к ближним. Ни на кого не сердись и всем прощай. Прощай, получивший прощение.

Источник

Оцените статью