- Звезда по имени Мишлен: история одной награды
- Как появились звезды Мишлен: Превращение автомобильного справочника в систему оценки ресторанов
- Как братья Мишлен рекламировали шины, а создали путеводитель по лучшим ресторанам
- От хорошей кухни к великолепной
- Как и кем присуждаются звезды
- Мишленовские звезды – история появления и лучшие рестораны в рейтинге
- С чего все начиналось
- Мишлен сейчас
- Одна звезда
- Две звезды
- Три звезды
- Как и кому выдаются
- Куда поехать в поисках кулинарных шедевров
- Франция
- Германия
- Италия
- Eleven Madison Park (Нью-Йорк, США )
- El Celler de Can Roca (Жирона, Испания )
Звезда по имени Мишлен: история одной награды
В мировой ресторанной индустрии есть свой собственный «Оскар», заполучить который мечтает каждый уважающий себя шеф-повар. И имя ему — звезда Мишлен. О ней слышали даже бесконечно далекие от высокой кухни и гастрономических изысков люди. А вот что это за звезды и за какие заслуги их присуждают, знают далеко на все. Наш сегодняшний рассказ посвящен истории самой престижной для рестораторов награды, ее главным секретам и интересным фактам.
История звезды Мишлен начинается в 1900 году с одного, казалось бы, ничем не примечательного события. Андре Мишлен, основавший вместе с братом компанию Michelin по производству шин (ее символом является знакомый всем надувной человечек Бибендум), решил составить своего рода путеводитель для странствующих автомобилистов.
«Первоначально в мишленовский рейтинг включались закусочные, в которых можно пообедать на скорую руку, а также придорожные гостиницы, где удобнее всего остановиться на ночлег. Кроме того, там перечислялись ближайшие парковки и заправки. Примечательно, что раздавались такие книжечки бесплатно любому желающему на автозаправках и в ремонтных мастерских».
Спустя два десятилетия в автопутеводитель были внесены первые изменения. В перечень заведений общепита стали включать рестораны с указанием среднего чека. При этом самые дорогие из них помечались звездой. Лишь к 30-м годам сложилась окончательная концепция «Красного гида Мишлен» и закрепилось известное во всем мире название. Он превратился в своего рода руководство по выбору ресторанов, в зависимости от уровня и качества кухни. А присуждаемые звезды стали главным показателем статусности заведения.
Сегодня упоминание ресторана в «Красном путеводителе» является неоспоримым свидетельством безупречного качества кухни, профессионализма шеф-повара и образцово-показательного сервиса. В довершение ко всему это открывает прямой и самый короткий путь к финансовому успеху и процветанию ресторана на долгие годы.
Как ни парадоксально, но кто именно и по каким критериям раздает звезды Мишлен в ресторанах, до сих пор остается тайной за семью печатями. Поговаривают, что существует как минимум 14 критериев оценки ресторанов, но перечислить их могут лишь посвященные в коммерческую тайну. Доподлинно известен только один факт — самому пристальному изучению в первую очередь подвергаются предлагаемые блюда.
Процесс оценивания занимает довольно много времени и проходит в несколько этапов. «Каждый год эксперты „Мишлен“ колесят по всему миру и инкогнито посещают претендующие на высокое звание рестораны, как правило, несколько раз, — объясняет Веста Ромашова. — Оказаться экспертом может абсолютно любой посетитель. А составленное им заключение, помимо самой кухни, может основываться на чем угодно, начиная с сервировки салфеток, заканчивая температурой вина в бокале».
Разовым посещением грозных экспертов дело не ограничивается никогда. Даже для присуждения всего одной звезды Мишлен эксперт обязан побывать в ресторане не меньше 4 раз. Две звезды можно присудить только после десяти визитов, ведь нужно досконально изучить кухню и вникнуть во все нюансы. А вот для того, чтобы заполучить три звезды, самую престижную награду, кандидатам придется выдержать настоящий марафон продолжительностью несколько месяцев. В этом случае за дело берется целая международная команда экспертов, которая устраивает суровый беспристрастный отбор и выносит окончательный вердикт.
Источник
Как появились звезды Мишлен: Превращение автомобильного справочника в систему оценки ресторанов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как братья Мишлен рекламировали шины, а создали путеводитель по лучшим ресторанам
Чтобы восстановить историю появления этих звезд, придется вернуться в позапрошлое столетие – к тем временам, когда инженер Андре Мишлен занялся довольно скромным бизнесом своего деда. Производство сельскохозяйственного оборудования, изделий из вулканизированной резины, включая ремни, клапаны и другие детали, шло не бог весть как, когда в дело вступило новое поколение семьи. Брат Андре, Эдуард, получил должность управляющего директора компании «Мишлен» — так с 1889 года стало именоваться их общее дело.
Однажды к Мишленам обратился велосипедист, которому требовался ремонт колеса – в те годы велосипеды были куда более распространенным средством передвижения, чем автомобили. И вот в 1891 году Эдуард становится обладателем патента на съемные велосипедные шины. Кстати, резина тогда была светлая – серовато-бежевого цвета. Потому и талисман компании – человечек Бибендум – изображается белым.
Впервые он появился на плакате, созданном для Лионской выставки 1894 года, надпись на нем гласила: Nunc Est Bibendum, то есть «теперь время выпить» на латыни. С тех пор новые продукты компании так и рекламировали – их рисовали на первом плане, на столе перед веселым Бибендумом, который держал в руке бокал «с дорожными неприятностями». Когда латинское изречение сократили до собственного имени человечка-талисмана, точно неизвестно, но в начале двадцатого века это слово уже прочно ассоциировалось с компанией «Мишлен». И даже изменение обычного цвета шин на черный – после добавления в состав резины углерода – на внешнем облике и имидже Бибендума не сказалось.
Братья Мишлен вообще знали толк в рекламе своего бизнеса. В 1900 году для того, чтобы увеличить продажи шин, компания начала делать справочники-путеводители, которые включали список адресов, полезных автовладельцам – прежде всего гаражей и пунктов техобслуживания. Первых тираж справочника был приурочен к Всемирной выставке 1900 года в Париже, да и вообще к началу нового столетия, которое должно было ознаменовать наступление новой эры – эры автомобилей.
Глобальной целью гида «Мишлен» было развитие французского автомобильного туризма, частной – продвижение шин своего бренда. Справочники содержали много разных объявлений – до 1908 года, когда «Мишлен» объявил: отныне – никакой рекламы. К этому времени в путеводителях уже несколько лет печатали информацию о гостиницах и ценах. С 1920 года компания «Мишлен» публиковала рейтинг ресторанов согласно их ценам, самые дорогие были помечены одной звездой. Кстати, и сам справочник перестал распространяться бесплатно, теперь его приобретали, пусть и за небольшие, но все же деньги.
«Звездная» классификация французских ресторанов появилась в тридцатые годы. Создатели справочника решили отмечать звездочкой не самые дорогие заведения, а те, что славились своей кухней. Правда, поначалу речь шла лишь о ресторанах, лежащих неподалеку от трасс между Парижем, Лионом и Марселем – крупнейшими городами Франции, позже карта отмеченных звездочками мест уже охватывала всю страну.
В те времена вовсе не рейтинг шеф-поваров был главной идеей красной книги «Мишлен». Справочник изготавливали, а затем покупали в основном для того, чтобы обеспечить комфортное путешествие автомобилистам, а потому издания включали и подробные карты городов, и названия достопримечательностей. Эти карты сыграли мрачную роль во время оккупации Франции гитлеровскими войсками – немцы пользовались подробными схемами из справочников «Мишлен», планируя наступление.
От хорошей кухни к великолепной
Французы не были бы французами, если бы не придумали систему оценки работы ресторана – мало им было рейтинга, признающего мастерство шефов, они создали и градацию такого признания. Попасть в число обладателей мишленовских звезд само по себе считается огромным успехом. При этом наличие одной звезды означает, что в своей категории ресторан отличается очень хорошей, изысканной кухней. Если заведение получает две звезды, значит, при планировании путешествия имеет смысл ради него несколько отклониться от маршрута – туриста ожидают утонченные, совершенные блюда. Три звезды – признак того, что работа шеф-повара превзошла все ожидания, а само путешествие можно планировать только ради посещения этого ресторана.
Включение в состав обладателей звезд Мишлен сильно сказывается на работе заведения. Оно приобретает куда большую известность, как в стране, так и за рубежом. Естественным образом с ростом спроса растут и цены. Если в ресторане, удостоенном одной звезды, еще можно найти блюда стоимостью в тридцать евро, то в трехзвездочном цены начинаются от ста. Но с успехом приходит и ответственность – ресторанам, отмеченным звездами Мишлен, приходится сохранять очень высокий уровень работы, развиваясь и усложняя свое дело. Звезды не даются раз и навсегда – следующий выпуск путеводителя может как увеличить их количество для кого-то из счастливчиков, так и уменьшить их. По этой причине в редких случаях рестораны отказываются от получения звезды: новый статус меняет ритм и стиль работы, возрастает психологическое давление, увеличиваются расходы и ответственность, владельцы порой не готовы к такому повороту в их бизнесе.
Присуждение звезд Мишлен происходит во время торжественной церемонии, причем часто признания добивается не ресторан, а именно шеф-повар. Бывает, что, уходя работать в другое заведение, шеф «забирает» с собой и звезды – соответствующие изменения происходят уже в следующем выпуске гида «Мишлен».
Как и кем присуждаются звезды
Рейтинг ресторанов по версии «Мишлен» уже давно вышел за пределы Франции. Сейчас путеводители выпускаются для многих стран Европы, отдельно – по городам США – Нью-Йорку, Лос-Анджелесу, Лас-Вегасу, Чикаго, Сан-Франциско. С 2008 года гид «Мишлен» пришел и в Японию, при этом Токио сразу же стал лидером среди городов-гурманов – в общей сложности ресторанам этого города присвоена 191 звезда.
Первым обладателем трех звезд в британской столице стал Гордон Рэмзи, а первой и пока единственной женщиной шеф-поваром, получившей максимальную оценку от «Мишлен», — француженка Анн-Софи Пик, владелица нескольких ресторанов в разных странах.
Решение о том, какие рестораны попадут в красную книгу, коллегиально принимают инспекторы, находящиеся на службе у «Мишлен». Чтобы получить эту должность, нужно быть опытным профессионалом ресторанного дела, а кроме того – быть жителем Франции. Работа инспектора состоит в том, чтобы анонимно посещать рестораны и пробовать там еду – так же, как и обычные клиенты. В течение года приходится отведать около двух с половиной сотен блюд и написать около тысячи отчетов.
Профессия инспектора в компании «Мишлен» существует с 1933 года. Главные пункты, по которым принимается решение о присвоении звезд, сводятся к оценке искусства поваров. Принимается во внимание качество продуктов – оно должно быть высочайшим, мастерство приготовления блюд, их вкус, а также изобретательность при подаче на стол. Точные критерии составляют коммерческую тайну компании «Мишлен». В любом случае, непременным условием получения рестораном звезды становится наличие шеф-повара.
Начиная с 2020 года ресторанам стали присваивать Зеленую звезду – как символ того, что в своей работе заведение сочетает гастрономию и интересы экологии. Этим знаком оказались отмечены около пятидесяти ресторанов.
Количество бумажных экземпляров Красной книги «Мишлен» сокращается, если к концу прошлого тысячелетия тираж составлял до 880 тысяч, то в начале двухтысячных – уже около 150. Всего в течение двадцатого века было продано около тридцати пяти миллионов экземпляров. А теперь перечень ресторанов со звездами можно найти на сайте компании и в специальных приложениях. Возможно, со временем бумажный вариант справочника станет букинистической редкостью, как, например, Голубая книга «Мишлен» — когда-то она содержала атлас автомобильных дорог Франции.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Мишленовские звезды – история появления и лучшие рестораны в рейтинге
Даже далекий от ресторанной индустрии и звания гурмана человек слышал о кулинарной альтернативе «Оскара». Речь идет о звездах «Мишлен», являющихся для мировых рестораторов сродни Эльбрусу, восхождение на который для многих – цель жизни.
«Избранные» заведения возглавляют топ мест для путешественников, люди откладывают средства месяцами, чтобы посетить знаменитое место и попробовать шедевры кулинарии от маститого шеф-повара. За что же присуждают звезды и так ли тернист путь к званию ресторана уровня «Мишлен»?
Оригинальный источник данного материала находится по ссылке . По вопросам образования за рубежом в школах, вузах, лагерях, курсах обращайтесь на http://smapse.ru/ или по телефону 8-800-775-54-97
С чего все начиналось
Более ста лет назад Андре Мишлен, руководитель корпорации по производству автомобильных шин Michlin, написал и выпустил гид-путеводитель для автомобилистов, в котором перечислил и описал основные места, необходимые водителям в пути:
- заправочные станции
- недорогие кафе, забегаловки
- хостелы и гостиницы
- шиномонтажные мастерские
- некоторые достопримечательности.
То есть все, что непременно может понадобиться во время путешествия на колесах. С 1900 г. справочник был бесплатным, раздавался всем интересующимся в автомастерских и на заправках, но не пользовался большой популярностью.
Андре продолжал работу над сборником, добавляя новые локации и модернизируя маршруты. Через 20 лет в нем появился список ресторанов с ценами среднего чека. Тогда и зародились ныне известные «звезды», стоящие напротив особо дорогих заведений из списка путеводителя, ставшего платным.
Еще несколько лет автор переписывал и дополнял свою работу, меняя критерии присуждения рейтинга, список мест и ценовые сегменты ресторанной индустрии. С 1926 г. звезды стали присуждать не за высокие цены, а за действительно вкусную, качественную еду.
Еще через четыре года рейтинг стал варьироваться от одного до трех, приблизив критерии оценки к современным. Интересно, предполагал ли Андре Мишлен, что своим поначалу обычным справочником изменит историю ресторанного бизнеса?
Мишлен сейчас
Сегодня можно купить и изучить два вида справочника — зеленого и красного цветов. Первый включает в себя информацию для туристов о достопримечательностях разных стран, лучших местах отдыха. А «красный» путеводитель рассказывает о лучших ресторанах, удостоенных «звездной» награды. Помимо этого в нем можно почерпнуть полезную информацию, отыскать интересные места для гурманов и любителей «вкусных» путешествий, отмеченные особыми символами, например:
- Соединенные нож и вилка – такой символ обозначает не вошедшие в рейтинг локации, в которых подают вкусную и качественную еду
- Монета – заведения, готовые принять и вкусно накормить гостей относительно недорого
- Бокал вина – рестораны с этим знаком будут лучшим выбором для ценителей хорошей винной карты
- Существуют также обозначения, символизирующие виды из окон ресторана или экзотичность предлагаемых блюд.
Эти места могут значительно разнообразить ваше гастрономическое путешествие. Остановимся подробнее именно на классическом рейтинге. Давайте разберемся, какое максимальное количество звезд может иметь ресторан и что они обозначают:
Одна звезда
Достойное заведение в определенной категории с потрясающей кухней и обслуживанием. Если будете рядом, обязательно посетите.
Две звезды
Лучший ресторан в своей категории с уникальными блюдами. Проезжаете неподалеку – сделайте крюк ради посещения, оно того стоит.
Три звезды
Исключительное место с авторской кухней легендарных шеф-поваров. Достойно того, чтобы планировать маршрут поездки именно под его посещение.
В таких заведениях вас ждут обслуживание лучшего качества, дорогие продуманные интерьеры, эксклюзивная кухня и возможность увидеть за соседними столиками известных VIP-персон.
Как и кому выдаются
История выдачи мишленовских звезд насчитывает более ста лет, но и сегодня не известны точные критерии оценки – все это является строгой коммерческой тайной. Процесс изучения ресторанов очень долгий и кропотливый, иногда занимает несколько месяцев.
Круглый год эксперты «Мишлен» ездят по миру и посещают различные заведения (разумеется, инкогнито). Под пристальным изучением оказывается все: встреча гостей и обслуживание, сервировка стола, само меню. Для присуждения одной звезды проверки должны повториться минимум четыре раза, в ходе которых разные эксперты оценят работу ресторана по нескольким десяткам критериев.
Но после получения заветной награды рестораторы не имеют права расслабляться: потерять звезды намного проще, чем заслужить. Бывало, что после жалоб посетителей и дальнейших анонимных проверок награду отменяли, и владельцам заведений и шеф-поварам приходилось вновь бороться за звание ресторана уровня «Мишлен».
Куда поехать в поисках кулинарных шедевров
Кухни мира очень разнообразны, во всех есть свои особенности и уникальные черты. Каждая страна мечтает иметь на своей территории как можно больше ресторанов уровня «Мишлен», но удается это единицам. Есть точки на планете, куда стекаются туристы со всех уголков мира, чтобы устроить гастрономический тур по местным заведениям. Такие страны и города называют кулинарными столицами мира.
Франция
По последним данным, на территории страны насчитывается около 600 «награжденных» ресторанов. Большая часть из них находится в столице, но и остальные города не отстают.
- Париж – L`Ambroisie (3*), Guy Savoy, Epicure (3*),
- Монте-Карло – Louis XV (3*), Joel Robuchon Monte Carlo (2*)
- Куршевель – La Cave des Creux (3*), La Saulire (3*)
- Канны – Villa des Lys (2*).
Многие французские заведения специализируются не только на местной кухне, но и успешно экспериментируют, добавляя в блюда экзотические нотки, молекулярные приемы, соединяя классику с дерзкими современными веяниями.
Германия
Побывать в этой стране и не попробовать знаменитые мясные блюда – непростительно для туристов. Но Германия может нас удивить и более смелыми решениями, уникальными блюдами, восхитительными рецептами. Немецкие шеф-повара умело соединяют разные кухни, не оставляя ни одного гостя равнодушным.
- Capt´n Schillow (3*)
- Marjellchen (2*)
- Zur Haxe (2*)
- Zitadellen Schänke (3*).
Италия
Итальянское кулинарное искусство — иначе его и не назвать — лишь немного уступает лидеру по количеству титулованных ресторанов и является вторым после Франции обязательным пунктом всех гастрономических маршрутов. Разнообразие морепродуктов, овощей, сыров и специй – все это делает кухню уникальной и по достоинству оцененной рейтингом «Мишлен».
- Рим – La Pergola (3*), Il Pagliaccio (2*)
- Наварра – Al Sorriso (3*)
- Бергамо – Da Vittorio (3*)
- Мантуя – Dal Pescatore (3*), Ambasciata (2*)
- Флоренция – Enoteca Pinchiorri (3*).
Даже если страна не отличается количеством удостоенных награды ресторанов, в ней все равно есть что посетить гурману – звездные рекордсмены разбросаны по всей планете. Давайте рассмотрим список самых интересных заведений с максимальным рейтингом «Мишлен»:
Eleven Madison Park (Нью-Йорк, США )
Считается лучшим рестораном мира по версии The New York Тimes, Ассоциации американских автолюбителей и, конечно же, комиссии «Мишлен». Особенность этого места в позиционировании меню – здесь вы не найдете отдельных блюд. Прием пищи состоит из комплексного уникально разработанного списка кулинарных шедевров лучших американских шеф-поваров.
El Celler de Can Roca (Жирона, Испания )
Столик в этом ресторане гости бронируют за год. Фермерская продукция в совокупности с фееричной современной подачей и сочетанием вкусов – все это ждет посетителей, получивших шанс насладиться вечером в роскошном стеклянном зале в сердце Жироны.
Источник