- Мейсенский фарфор: история и характерные черты
- Мейсенский фарфор: фото и главные особенности
- Краткая история мейсенской мануфактуры
- Завод Meissen: художники и стили
- Фарфор Meissen сегодня
- Мейсенский фарфор: статуэтки
- Немного о луковичном декоре
- Панно «Шествие королей»
- Фарфор Meissen: как определить подделку
- Мейсенский фарфор — посуда или произведение искусства?
- История мейсенского фарфора
- Луковичный орнамент и Лебединый сервиз
Мейсенский фарфор: история и характерные черты
Одна из характерных черт человека разумного – это тяга к прекрасному. При этом многим людям недостаточно просто любоваться красивыми предметами искусства – они стремятся еще и владеть ими. Именно отсюда «растут ноги» у такого популярного хобби как коллекционирование. Важное место в структуре этого увлечения занимает собирательство фарфора. Наибольший интерес вызывают старинные изделия европейских марок. Об одной из них мы и расскажем вам в этой статье.
Мейсенский фарфор: фото и главные особенности
Фарфор – это керамическое изделие, которое широко используется человеком в быту, искусстве, архитектуре. Изобрели этот искусственный материал китайцы еще в VII веке. Однако европейцам способ получения фарфора был неизвестен еще тысячу лет! И лишь в 1708 году саксонскому алхимику И.Ф. Беттгеру удалось открыть его для Европы. Так родился знаменитый мейсенский фарфор (Meissen).
С первых лет своего существования фарфор марки «Мейсен» приобрел невероятную популярность. Его коллекционировали князья и короли, богачи и президенты. Заиметь в своей коллекции изделие данной мануфактуры стремился каждый уважающий себя ценитель прекрасного.
Мейсенский фарфор всегда производит очень сильное впечатление своим внешним видом. В чем же секрет этой продукции? Можно выделить три главные причины его популярности:
- Использование уникальных красок, рецепты которых строго засекречены до сих пор.
- Применение исключительно ручной росписи в оформлении фигурок и сервизов.
- Привлечение к оформлению изделий лучших художников, скульпторов и граверов.
К слову, сегодня достаточно большой популярностью пользуется сервиз из фарфора «Мейсенский букет». Однако к старейшей в Европе мануфактуре, описываемой в нашей статье, он не имеет никакого отношения. Этот сервиз является продуктом известного чешского бренда Bernadotte.
Еще один интересный факт: существует особенный сорт фиалки – «мейсенский фарфор». Он отличается обильным и очень красивым цветением. Цветки фиалки матово-белого цвета с волнистым синим окаймлением и вправду напоминают собой продукцию именитого немецкого завода.
Краткая история мейсенской мануфактуры
Первый в Европе фарфоровый завод заработал летом 1710 года в городе Мейсене (Майсене) в восточной Германии. Производство было налажено в мощном, хорошо укрепленном замке, который сохранился до наших дней. В нем и пребывал в заточении алхимик Иоганн Фридрих Беттгер.
Монарх Саксонии Август Сильный приказал ему получить золото. Но ни один из опытов Беттгера в этом направлении не увенчался успехом. Зато ему удалось «переоткрыть» твердый фарфор, секрет которого китайцы столетиями держали в строжайшем секрете.
В светской Европе начала XVIII века фарфор ценился ненамного меньше, чем золото. Любопытно, что столь ценное открытие Беттгера никак не было оценено. Его оставили в качестве узника, и он умер в возрасте 38 лет. Туристов и посетителей Мейсенского замка и сегодня пугают призраком изобретателя фарфора.
Мейсенский фарфор в Европе очень быстро стал предметом культа, а в казну Саксонии потекли настоящие денежные ручьи. Благодаря высокому качеству и ярким краскам продукция Мейсенской мануфактуры вскоре завоевала и общемировую славу. Кстати, около 40% саксонского фарфора приобретали вельможи из Российской империи.
Завод Meissen: художники и стили
Европейское изобретение фарфора по времени совпало с распространением такого стиля в искусстве как рококо. Разумеется, это не могло не отобразиться на внешнем виде продукции Мейсенской мануфактуры на раннем этапе. Помимо этого, саксонский курфюрст был увлечен китайским фарфором. Поэтому в продукции Meissen четко прослеживалась и стилистика шинуазри.
Работали художники Мейсенской мануфактуры и в японском стиле какиэмон. При этом Карл Герольдт существенно расширил цветовую палитру данного направления. Хуго Штейн, Вильям Баринг и Герман Зейлингер вошли в историю завода как авторы оригинальной подглазурной росписи сервизов и ваз.
В общем и целом на Мейсенском фарфоровом заводе трудились и продолжают трудиться десятки именитых европейских художников. Среди них: Эрих Хезель, Генрих Швабе, Питер Рейнике, Поль Шойрих, Александр Штрук, Хайнц Вернер. И это далеко не полный список мастеров, внесших свой вклад в развитие мануфактуры.
Фарфор Meissen сегодня
Клеймо мейсенского фарфора на долгие годы стало эталоном высочайшего качества и непревзойденности художественного оформления. Оно имеет вид двух скрещенных синих сабель. С 1720 годов клеймо завода неоднократно изменялось (как именно – смотрите на следующем фото).
На сегодняшний день половина продукции мейсенского фарфора – сервизы. Еще 35 % составляют различные скульптуры, фигурки и статуэтки. Остальная продукция – это специальная плитка для художественных панно. Важно отметить, что целевая аудитория фарфорового завода за последние три столетия мало изменилась. Мейсенские сервизы по-прежнему покупают лишь высокопоставленные особы и богачи.
Мейсенский фарфор – это свыше 175 тысяч наименований различной продукции и около 10000 цветов и оттенков. Избранные изделия завода хранятся сегодня в Дрезденском музее, Метрополитене, Лувре, Эрмитаже, Третьяковской галерее. К слову, первые образцы мейсенского фарфора попали в Россию еще в 1728 году. Взамен принцесса Елизавета отдала за них несколько белых медведей, которые нужны были курфюрсту Саксонии для его личного зверинца.
Мейсенский фарфор: статуэтки
Фарфоровые статуэтки – один из главных видов продукции мануфактуры Meissen. Среди скульпторов немецкого завода стоит особо выделить Пауля Шойриха. На его счету – более сотни статуэток и композиций, созданных в стиле ар-деко. Не меньшим успехом пользовались творения Питера Райнеке и Иоганна Кендлера.
Последний создал знаменитую коллекцию «Обезьяний оркестр», состоящую из 22 фигурок музыкантов-обезьян. Каждая из них играет на своем инструменте. Есть в их числе и певицы. Коллекция «Обезьяний оркестр» имеет огромную ценность в среде коллекционеров и почитателей фарфора.
Важно отметить, что цена статуэток Мейсенского фарфорового завода достаточно высокая. Она зависит, в первую очередь, от возраста конкретного изделия и его тиража. В целом, цены на оригинальные фигурки Meissen начинаются от 30 тысяч и достигают трех и более миллионов рублей.
Немного о луковичном декоре
Так называемый «луковичный декор» являет собой оригинальную ручную роспись ярко-синего цвета. Ее автором считается художник Мейсенской мануфактуры Иоганн Кретшмар. Сегодня луковый декор известен всему миру и ассоциируется с торговой маркой Meissen. К основным элементам этой уникальной росписи относятся следующие:
- Лотос.
- Бамбук.
- Пион.
- Хризантема.
- Персик.
- Гранат.
Кстати, гранат у Кретшмара более походил на лук (мастер попросту не знал, как на самом деле выглядит этот диковинный фрукт). Именно поэтому роспись в шутку и назвали «луковой» или «луковичной».
Панно «Шествие королей»
Рассказывая о мейсенском фарфоре, нельзя не упомянуть о «Шествии королей». Это грандиозное настенное панно в Дрездене, которое было выложено из 25 тысяч плиток, изготовленных именно на фабрике Meissen. Длина композиции – 102 метра, высота – 9,5 метра.
Панно было создано в начале ХХ века. На нем изображено 95 человек. Среди них короли и курфюрсты Саксонии, маркграфы, ученые, художники, солдаты, крестьяне и дети. На картине также присутствуют лошади и собаки. Почти все участники этой процессии – мужчины. Женский пол представлен лишь одной девочкой в самом конце панно.
Фарфор Meissen: как определить подделку
Важно уяснить одну истину: встретить на так называемых «барахолках» оригинальные изделия фабрики Мейсен практически невозможно. В том числе и на немецких блошиных рынках. А вот подделок там – немереное количество!
Как можно определить подлинность мейсенской чашки или статуэтки? Прежде всего следует обратить внимание на клеймо. Оно наносилось синей кобальтовой краской на каждое изделие и исключительно под глазурь (то есть еще до процесса обжига фарфора). Любопытно, что самым распространенным способом подделывания мейсенского фарфора является нанесение на изделие слова «MEISSEN» вместо традиционного изображения двух скрещенных сабель.
Впрочем, существуют и более изощренные и искусные подделки, определить которые смогут лишь опытные специалисты.
Источник
Мейсенский фарфор — посуда или произведение искусства?
Уже больше 300 лет элитные интерьеры в разных странах мира украшает мейсенский фарфор. Изделия славятся своим отменным качеством и высокой художественностью.
Автор статьи: Алена Асташева
В наши дни предметы сервировки стола, изготовленные немецкими мастерами, используются большей частью для декора комнаты. Чем же они так привлекательны? Давайте рассмотрим их повнимательней.
История мейсенского фарфора
В эпоху Великих географических открытий европейцы познакомились с культурой Востока. В Великобританию, Францию, Германию и другие страны потоком хлынули диковинные товары: чай, бумага, шелковая ткань и фарфор. В конце XVII столетия фарфоровые китайские вазы и статуэтки были настолько популярны, что приобрести их желал каждый второй житель Старого Света.
Однако далеко не все могли себе позволить такую роскошь. Король Польши и правитель Саксонии Август Сильный решил изменить положение дел. Коллекционер и страстный поклонник фарфоровых китайских предметов, он позаботился о том, чтобы в Германии было налажено собственное производство фарфоровой посуды. Жители Поднебесной надежно хранили секрет изготовления тонкостенных белых статуэток и сервизов. Августу ничего не оставалось, как прибегнуть к помощи великих ученых того времени, экспериментатора Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus) и алхимика Иоганна Бёттгера (Johann Friedrich Boettger).
В 1705 году они смогли изготовить посуду из красной глины (она по-прежнему выпускается предприятием). Уже после смерти Чирнхауса (1708-й год) Бёттгер нашел карьер с залежами белой глины. Спустя 2 года, в 1710-м, в городе Мейсене (юго-восток современной Германии) начала свою работу мануфактура, где из этой белой глины стали изготавливать посуду, очень похожую на китайскую.
Луковичный орнамент и Лебединый сервиз
Первоначально при производстве мейсенского фарфора копировали китайский стиль росписи, который позднее назвали «луковичным декором». Для нанесения рисунка использовали зеленую краску, в состав которой входил кобальт. После обжига фарфора она приобретала ярко-синий цвет.
Немецкие мастера, копируя традиционный китайский рисунок, допускали погрешности и изображали диковинный для них пион в виде ромашки. А гранаты и персики в их интерпретации приобретали некое подобие луковиц. Отсюда и название «луковичный орнамент».
Этот вид декора был настолько популярен, что его копировали и другие производители фарфора. А в самой только мейсенской коллекции насчитывается более 750 предметов сервировки стола, украшенных этим знаменитым рисунком.
В 1730-1760-х годах весомый вклад в развитие мейсенской мануфактуры внесли австрийский художник Иоган Грегориус Герольд (Johann Gregorius Hoeroldt) и скульптор Иоганн Иоахим Кендлер (Johann Joachim Kaendler). Герольд усовершенствовал краску, которой расписывали фарфор, он расширил палитру до нескольких сотен оттенков.
А Кендлера по сей день считают главным скульптором мануфактуры. Он своими руками лепил фигурки птиц, животных, придворных дам и кавалеров. Вошел в историю и его знаменитый оркестр обезьян (21 фигурка, шутовская пародия на барокко), который купил французский король Людовик XV для своей дамы сердца маркизы де Помпадур.
Именно на мейсенской мануфактуре специально для управляющего предприятием Генриха фон Брюля был изготовлен самый большой сервиз 18 века в стиле рококо — 2 000 предметов сервировки на 100 персон. Его признают и самым роскошным элитным фарфором. Речь идет о Лебедином сервизе. Свое название он получил по рельефному изображению лебедей на тарелках. Основой для предметов сервировки стали модели, созданные Иоганном Кендлером и его помощником Иоганном Эберлейном (Johann Friedrich Eberlein).
Этот сервиз стал первым изделием в истории фарфора, декоративный облик которого определялся в первую очередь рельефом и только во вторую — художественной росписью. Его изготавливают и сегодня в трех разных вариантах: белоснежный (повседневный вариант), с золотой окантовкой или индийскими цветами (для праздничного стола). Стоимость одного предмета от 1 000 €.
За 300 лет своего существования мейсенская мануфактура изготовила около 200 000 предметов. Есть среди них и коллекционные изделия, стоимость которых растет с каждым годом. Они украшены золотом, серебром, платиной, драгоценными камнями. Мейсенский фарфор представлен в лучших музеях мира: Эрмитаже (Санкт-Петербург), Лувре (Париж), Метрополитен-музее (Нью-Йорк). Каждый предмет можно смело называть не просто посудой или статуэткой, а роскошным произведением искусства.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!
Источник