Метапредметная олимпиада что это значит

Что такое метапредметная олимпиада, форматы проведения

Под так называемыми метапредметными олимпиадами подразумевается проведение обычных предметных олимпиад, но дистанционным методом. То есть сами участники могут оставаться в местах своего проживания и получать все необходимые задания через электронные и иные каналы связи. Благодаря этому отпадает необходимость куда-либо выезжать, тратить свои средства и время.

Каковы задачи и цели метапредметных олимпиад

Выделяют следующие цели и задачи данной разновидности олимпиады:

  • Формировать необходимые условия для введения в работу образовательного учреждения нужных инструментов оценки метапредметных итогов в образовании;
  • Развивать у детей интерес к деятельности, направленной на получение дополнительных знаний по предмету, формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия;
  • Стимулировать учащихся к тому, чтобы принимать участие в разного рода интеллектуальных соревнованиях;
  • Стимулировать творческую деятельность преподавателей, развивать их профессиональные качества;
  • Повышать педагогическую квалификацию преподавательского и научного состава учебного заведения;
  • Выявлять уровень имеющихся универсальных учебных навыков и умений у обучающихся – участников метапредметной олимпиады;
  • Развивать и стимулировать метапредметный подход в процессе обучения;
  • Проводить независимую оценку уровня знаний, умений и навыков учеников согласно ФГОСам;
  • Стимулировать внеурочную работу.

Наконец, такие олимпиады дают возможность даже самым отдаленным учебным заведениям состязаться на любых этапах олимпиады без выезда из рамок своего региона.

Доступ к заданиям Олимпиады и инструменты для проверки

Для того чтобы получить доступ к самим заданиям, а также к инструментарию для их проверки, потребуется для начала посетить сайт олимпиады, подать соответствующую заявку. Как правило, требования к формату заявки и прочие условия вывешиваются на сайте в общем доступе.

Читайте также:  Если рана горит что это значит

Когда заявка будет обработана, зарегистрированный участник олимпиады получает пароль-логин для доступа в свой Личный кабинет. Важно, что лишь зарегистрированные участники, у которых имеется доступ к Личному кабинету, могут получать и сами задания, и инструменты для проведения проверки.

После завершения олимпиады можно задания и набор инструментов продолжать использовать в своей дальнейшей образовательной деятельности. Однако не допускается массовое распространение их любыми способами.

Форматы проведения метапредметных олимпиад

Дистанционная форма проведения олимпиады предполагает и выбор особых форматов. Организаторы могут предусмотреть следующие форматы проведения:

  • Только электронный;
  • Только бумажный;
  • Электронный и бумажный – в их сочетании, либо на выбор участников.

Соответственно, в первом случае потребуется в заранее назначенное время скачать со своего Личного кабинета нужные методические материалы, провести саму олимпиаду, заполнить нужные формы и бланки.

Для организаторов олимпиады на местах формируются особые Личные кабинеты, куда загружаются ответы на вопросы, а также иные необходимые для организации олимпиады документы. В помощь может быть предоставлено и программное обеспечение – для автоматизации проверки электронных бланков участников.

Дипломы обычно также выдаются в электронном виде. Их можно будет в дальнейшем распечатать на бумажных носителях. В случае проведения метапредметной олимпиады в бумажном формате организаторы получают по почте заказными письмами все необходимые материалы. После проведения олимпиады ответы участников либо отправляются назад по почте ее организаторам, либо проверяются на месте – при наличии контрольно-измерительных материалов.

В третьем случае часть заданий может быть предоставлена в электронном, а часть – в бумажном варианте. Нередко для того, чтобы принять участие в метапредметной олимпиаде, для начала требуется оплатить вступительный взнос.

Источник

Метапредметная олимпиада как способ достижения метапредметного результата

Метапредметная олимпиада как способ достижения метапредметного результата

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 75» г. Чусовой Пермский край

Прочно вошли в практику общего образования предметные олимпиады для школьников. Их целями чаще всего являются выявление интеллектуального потенциала олимпийцев. Безусловно, эти цели важны, но можно ли утверждать, что победители таких олимпиад способны успешно решать учебно-познавательные задачи?

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей, поэтому для современного человека необходимыми являются все формируемые в школе метапредметные умения. В федеральном государственном образовательном стандарте обозначено, что сформированность метапредметных умений, как основа умения учиться, необходима для успешной жизни и учёбы. На сегодняшний день мониторинг сформированности метапредметных результатов разработан недостаточно.

Толчком для организации пробной метапредметной олимпиады послужили курсы повышения квалификации «Мониторинг метапредметных и личностных результатов в основной школе», проводимые Региональным институтом непрерывного образования, командой Имакаева педагогам можно пройти обучение на курсах ПГНИУ и поучиться создавать задания для оценивания определённого МР и критерии к оцениванию его выполнения.

Хорошей школой могут стать краевые и зональные метапредметные олимпиады, проходящие два дня, на первом из которых проходит интенсивное обучение детей и педагогов по выбранной номинации.

В роли инициатора выступил Информационно-методический центр. Была создана рабочая группа, которая поставила перед собой цель: организовать пробную метапредметную олимпиаду.

Были поставлены следующие задачи:

· изучить литературу по теме: «Метапредметные результаты»;

· изучить опыт региональной и зональной метапредмтеной олимпиады;

· рассмотреть технологии разработки метапредметных заданий;

· составить пробный вариант метапредметной олимпиады;

· рассмотреть систему оценивания;

· апробировать задания нового типа;

· оценить готовность учащихся к введению новой формы интеллектуального состязания в олимпиадном движении – метапредметной олмпиады;

· познакомить учителей с одним из вариантов метапредметных заданий;

· собрать все содержательные замечания и оценочные суждения по данной работе.

При составлении работы мы руководствовались следующим теоретическим понятием: метапредметные результаты.

Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах , , и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов, в основе которого лежит метапредметный подход в понимании .

Согласно глоссария ФГОС метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Это определение мы использовали в своей работе.

Целью метапредметной олимпиады является выявление школьников достигших высокого уровня сформированности метапредметных результатов. Олимпиада выступает формой развития метапредметных умений учащихся.

В итоге нашего пробного испытания интересно было увидеть, как развиты учебные умения у детей, с которыми не работали целенаправленно на протяжении определённого времени по формированию заявленных в олимпиаде умений.

Рабочей группой было разработано положение о муниципальной метапредметной олимпиаде. Нами было определено 3 номинации:

Каждый участник олимпиады должен был пройти все три испытания.

Сегодня мы можем озвучить некоторые результаты нашей работы:

В олимпиаде участвовало:

— 14 педагогов, из них:

— оргкомитет – 5 человек

— члены жюри – 12 человек из 8 образовательных учреждений:

— учащиеся 6-8 классов – 31 человек из 8 образовательных учреждений (ООШ№ 1, ООШ 7, ООШ№ 9, ООШ№ 75, ООШ№ 13, Гимназия, Ляминская ООШ, В-Калинская ООШ)

Победитель был определен в каждой номинации, в каждой параллели (итого было определено 9 победителей). Кроме того, нами предполагался абсолютный победитель, который бы набрал абсолютное количество баллов по сумме трех номинации. К сожалению, на деле такой победитель не выявился.

Проанализировав результаты каждой номинации, можно сделать следующие выводы:

— обучающиеся вполне готовы к выполнению заданий метапредметного характера;

— наиболее сложными показались задания номинации «Креативные задачи», где участники набрали наименьшее количество баллов. Все предложенные задачи были разделены на 3 уровня: от простого к сложному.

— Номинация «Публичное выступлении» оказалась самой интересной, самой захватывающей, несмотря на то, что поначалу вызвала страх участников.

— выполнение задания номинации «Смысловое чтение» было высоко оценено членами жюри. Дети предлагали несколько вариантов развития событий. Для ответа на вопросы было предложено просмотреть мультфильм.

Учителя – участники олимпиады высказали свои предложения, замечания по ходу олимпиады, ее организации и качественного наполнения:

· мероприятие актуальное, интересное, нужное для развития творческого потенциала обучающихся;

· расширить состав номинаций для следующей олимпиады;

· предложить учащимся выбор участия в какой-либо номинации.

В заключение мы отмечаем, что метапредметная олимпиада может являться одним из инновационных способов оценки результатов образования обучающихся, как на уровне района, так и на уровне ОУ.

Источник

Метапредметная олимпиада «Мета –SKILLS» — пространство индивидуального успеха
статья

Статья — описание опыта организации метапредметных испытаний для учащихся лицея

Скачать:

Вложение Размер
метапредметные испытания 17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметная олимпиада «Мета –SKILLS» — пространство индивидуального успеха

Кучменко Наталья Александровна, учитель английского языка

учреждения «Лицей №2» г. Братска

В условиях инновационного функционирования образовательная организация стремиться создавать особую среду с комплексом условий, технологий, практик, актуальных форматов деятельности и взаимодействия в пространстве творчества и сотрудничества взрослого и ребенка.

Понятие «метапредмет», «метапредметность» широко обсуждается педагогической общественностью, но на сегодняшний день продолжает оставаться вне сферы популярных практик. В связи с чем, образовательное событие метапредметная олимпиада «Мета – SKILLS» можно считать уникальным явлением в образовательном контексте. Практика в том варианте, который апробирован в лицее, инициирована автономной некоммерческой организацией «Сетевой институт ПрЭСТО» и Пермским государственным национальным исследовательским университетом.

Идея метапредметной олимпиады – дать возможность лицеистам увидеть свои способности, которые, даже для них самих, не очевидны, показать, каких результатов они добились в образовании себя, результатов, которые сложно оценить в ходе урочной деятельности: умения анализировать информацию, «видеть» проблему во всей ее многоплановости, ставить корректные задачи перед собой, чтобы решить проблему, продуктивно взаимодействовать с людьми, работать командно, управлять собственными интеллектуальными ресурсами, применять имеющиеся знания в нестандартных ситуациях.

Кроме того, испытания в рамках олимпиады указывают, что образование сегодня – не изучение фактов и цифр в рамках «любимых» и не очень предметов. Это внушительный багаж надпредметных умений, «универсалий» (В.Имакаев), которые будут востребованы на протяжении всей жизни.

По задумке оргкомитета метапредметная олимпиада – индивидуальные (кроме одного) интеллектуальные испытания по пяти компетенциям: «Учебное сотрудничество», «Интерпретация текста», «Аргументация в дискуссии», «Моделирование», «Публичное выступление». Проводилась в два этапа: подготовительный и основной.

Будущие участники испытаний самостоятельно определяют компетенцию и заявляются в претенденты. В течение двух недель совместно с педагогами – тренерами осуществляли подготовку к состязаниям.

Начало олимпиады — торжественное открытие, во время которого участников, экспертов, жюри, зрителей приветствуют организаторы, объявляют регламент испытаний, условия игры. И вот, наконец, — самое интригующее и долгожданное действие – испытания.

Умеющие мыслить логически, проектировать, экспериментировать состязаются в номинации «Моделирование». Им предлагается, например, перекодировать русскую народную сказку в схему; изготовить модель бумажного самолета и после летных испытаний составить обоснование модели.

Для работы с текстовым материалом на испытании «Интерпретация текста» выстроены модули «Вопросы-ответы», «Культурные коды», «Интерпретация в контекстах», «Интерпретация от «Я»».

«Аргументация в дискуссии» — одна из наиболее сложных компетенций, требующих энциклопедических знаний и высокой коммуникативной культуры. Аргументы, вопросы, опровержения – это элементы олимпиады, которые жестко регламентированы временем, качеством построения аргумента.

Очень яркое и впечатляющее зрелище – выступление «олимпийцев» на площадке «Публичное выступление». Участники высказываются на выбранную тему с опорой на визуальные контексты, читают художественный текст и представляют рассказ своей истории, и, наконец, три финалиста сражаются на этапе «Трио».

Умения работать в команде, договариваться и решать совместно нестандартные задачи необходимы соревнующимся в номинации «Учебное сотрудничество». Они выполняют «Веселое задание», «Позиционное задание», «Командное конструирование». Как правило, все проходит позитивно и на высоком организационном уровне, потому что это ново, необычно, подразумевает личный интерес каждого участника.

Заключительной фазой олимпиады «Мета – SKILLS» должна стать рефлексия. Организаторы лицейской олимпиады предлагают участникам методику «6 шляп»: группа по каждой номинации выбирает шляпу и отвечает на поставленный вопрос: «Выразите чувства, которые испытали, участвуя в олимпиаде», «Какой философский вывод можете сделать по поводу того, как постигали новое? Какие прогнозы на дальнейшее участие в олимпиаде?», «Где и как можно применить все то, что узнали, чему научились?», «Какие недостатки, риски, опасения, связанные с дальнейшим участием в олимпиаде, можете указать?», «Какую полезную информацию вынесли со своей площадки?», «Какие рекомендации можете сделать будущим участникам испытаний?». В этот раз звучали противоречивые ответы: «Было невероятно сложно и волнительно», «Затрудняюсь даже пояснить чувства, которые испытала», «Буду участвовать еще не один раз», «Хочу попробовать себя в других номинациях», но общее, что объединяло всех – ощущение успеха, радость по поводу того, что проба себя состоялась, понимание, что это «наше» — новое, увлекающее, значимое.

Мы уверены, что пройдет совсем немного времени, и метапредметная олимпиада станет традицией, визитной карточкой лицея. А сегодня мы все — победители, потому что так смело и решительно шагнули навстречу новому. Начиная новое, мы обновляемся сами!

1. Имакаев, В. Р., Вихман, А. А., Гаджиева, Л. А., Попов, А. Ю. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению / Р.В. Имакаев // Успехи современной науки. — 2015. — № 3

2.Имакаев, В.Р. Метапредметная реконструкция современной школы//Вестник образования. – 2015. — № 23.

3. Образование за пределами обыденного: событие действия, событие учения – событие себя/Коллектив авторов. – 2-е издание. – М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2017 – 256 с.

4. Розин В.М. Конструирование и природа индивидуализации. – М. – Тверь: «СФК-оффис», 2014. – 290 с.

Источник

Оцените статью