- Характеристика литературного героя
- Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишем сочинение (план внутри!)
- Что значит «характеристика литературного героя»?
- Анализ героя литературного произведения: план характеристики
- Как написать сочинение-характеристику литературного героя
- Прочти произведение
- Проанализируй и выбери самое важное
- Цитаты
- Не бойся своих мыслей
- Характеристика персонажа
- ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ 1 Определение места героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2 Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3 Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя. 4 Семья, полученное воспитание, история жизни. 6 Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета. 7 Анализ имени. 8 Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей 9 Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
- Карточки-подсказки «План характеристики литературного героя»
Характеристика литературного героя
Характеристика ‒ это описание характерных, отличительных качеств, свойств, достоинств и недостатков кого и чего-либо.
Характеристика литературного героя ‒ характеристика образа героя, описание его внешности, речевого поведения, характера и нравов, поведения в обществе, поступков, жизненной позиции; отражение места героя в сюжете произведения и среди других персонажей.
Характеристику героя можно составить по следующему плану:
- Место героя среди других персонажей произведения (главный или второстепенный).
- Его роль в развитии сюжета и конфликте произведения.
- Имя героя. Что оно значит (если это имеет значение).
- Происхождение героя. Семья и воспитание, образование. Род занятий. Как нравы эпохи отразились на воспитании героя?
- Внешность героя. Как она описана? На что обращено особое внимание? Как сопоставлена внешность с характером героя? Как описывают героя другие персонажи?
- Характеристика речи персонажа.
- Описание жилища героя, его быта.
- Поведение и поступки героя. Отношение к нему других персонажей произведения.
- Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие?
- Сравнение персонажа с другими участниками действия.
- Оценка героя автором.
- Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя.
- Отношение пишущего к герою.
Источник
Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишем сочинение (план внутри!)
Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.
Что значит «характеристика литературного героя»?
Фактически всё, что можно сказать о литературном герое, будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описание автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, манеры Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.
Во время чтения произведения очень удобно иметь при себе карандаш и выделять ключевые места в тексте, которые понадобятся при анализе литературного героя. Если читаешь произведение в электронном варианте, достаточно помечать в блокнот номера страниц
Анализ героя литературного произведения: план характеристики
Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.
Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?
Имя и фамилия героя. Есть ли какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).
Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.
Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?
Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.
Взять хотя бы «говорящую» комнату Родиона Раскольникова
Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит
Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?
Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?
Мир чувств героя . Что можно сказать про отношения героя с окружающими его людьми? Какие у него внутренние переживания, чувства? Что вызывает у персонажа наиболее сильные эмоции?
Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?
Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.
Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?
Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие
Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.
Можем вспомнить Плюшкина из «Мёртвых душ» Гоголя, который хоть и был помещиком, а больше походил на старуху-ключницу или и вовсе нищего, который с болезненной маниакальностью собирает у себя дома всякий хлам.
Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?
Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.
Анализ готов, приступаем к технической части.
Как написать сочинение-характеристику литературного героя
Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.
Прочти произведение
Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.
Проанализируй и выбери самое важное
Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.
Цитаты
Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.
Не бойся своих мыслей
Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.
Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Источник
Характеристика персонажа
При знакомстве и рассмотрении литературного произведения, учитель часто просит написать характеристику его героя. По тому, насколько полно и последовательно вы сможете раскрыть образ героя, можно судить о вашем знании и понимании содержания художественного произведения, а также об умении выделять главное и делать выводы, о зрелости ваших суждений. На что, в первую очередь, нужно обратить внимание, характеризуя героя? Как составлять характеристику героя?
Во — первых, нужно вспомнить, что такое характеристика и характеристика литературного персонажа.
Характеристика ‒ это описание характерных, отличительных качеств, свойств, достоинств и недостатков кого и чего либо.
Характеристика литературного персонажа ‒ описание его внешности, речевого поведения, характера и нравов, поведения в обществе, поступков, жизненной позиции; отражение места героя в сюжете произведения и среди других персонажей.
Затем можно приступать к написанию самой характеристики.
Характеристику можно написать по следующему плану:
- Место героя среди других персонажей произведения (главный или второстепенный).
- Его роль в развитии сюжета и конфликте произведения.
- Имя героя. Что оно значит (если это имеет значение).
- Происхождение героя. Семья и воспитание, образование. Род занятий. Как нравы эпохи отразились на воспитании героя?
- Внешность героя. Как она описана? На что обращено особое внимание? Как сопоставлена внешность с характером героя? Как описывают героя другие персонажи?
- Характеристика речи персонажа.
- Описание жилища героя, его быта.
- Поведение и поступки героя. Отношение к нему других персонажей произведения.
- Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие?
- Сравнение персонажа с другими участниками действия.
- Оценка героя автором.
- Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя.
- Отношение пишущего к герою.
Источник
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ
1 Определение места героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2 Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3 Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство
самовыражения героя.
4 Семья, полученное воспитание, история жизни.
6 Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
7 Анализ имени.
8 Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей
9 Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
Ответ оставил Гуру
Поэма Лермонтова «Мцыри» произвела на меня огромное впечатление, так как меня сильно поразило стремление главного героя к свободе, даже ценой своей жизни.
В этой поэме, на мой взгляд, развивается идея мужества и протеста. Тюрьмой становится для юноши Мцыри монастырь, душными ему кажутся кельи, а себя он чувствует рабом и узником.
Мцыри очень хочет выяснить, что же значит жить по-настоящему. Так, после своих приключений он говорит об этом:
Ты хочешь знать, что делал я на воле?
Жил – и жизнь моя без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…
Герой поэмы убежден, что мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов». Важно заметить, что по своим ощущениям Мцыри был воином, несмотря на то, что ему так и не удалось изведать на своем коротком жизненном пути вкус битвы. Сдержанностью он отличался с ранних лет и этим гордится: «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда».
Удивительное мужество, сила воли и необыкновенная жажда жизни Мцыри раскрываются в эпизоде борьбы с барсом:
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуты битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы…
Для Мцыри, как героя романтического, лучше было умереть в борьбе, чем прозябать в стенах монастыря, осознавая безысходность своего положения и невозможность ничего изменить.
По-моему, приближение смерти так и не ослабляет духа героя. Даже увещевания монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы «рай и вечность променял» на несколько минут жизни в родном краю.
Да, конечно, можно говорить о том, что Мцыри побежден, однако важно другое – он духовно не сломлен.
Поэма Лермонтова написана как романтическое произведение, ибо Мцыри полон пламенных страстей. Он одинок в своих стремлениях, но все-таки, я думаю, он счастлив, ибо умеет желать и мечтать по-настоящему. А самое главное – следовать за своей мечтой.
Поэма написана в форме исповеди, что так же характерно для романтических произведений. Таким образом, читателю удается лучше понять переживания и идеалы героев.
Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык.
Источник
Карточки-подсказки «План характеристики литературного героя»
План характеристики героя литературного произведения
1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание, история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
План характеристики героя литературного произведения
1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание, история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
План характеристики героя литературного произведения
1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание, история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
План характеристики героя литературного произведения
1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание, история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
План характеристики героя литературного произведения
1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание, история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
План характеристики героя литературного произведения
1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание, история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
План характеристики героя литературного произведения
1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание, история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
План характеристики героя литературного произведения
1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание, история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
Источник