Мертвая зона что это значит

Почему «мертвая зона» — исключительно оправдание для неумелых водителей?

Нередко при вопросе о причинах ДТП, от водителей можно услышать такие варианты, как отсутствие видимости машины по причине нахождения ее в мертвой зоне, либо попадание в аварийную ситуацию по такой же причине.

Есть ли смысл обращать на них внимание?

Описание ситуации. Ситуация на дороге из серии «попадания в мертвую зону», чаще всего развивается следующим образом. Автомобиль, на котором вы двигаетесь, догоняет какой-либо другой транспорт — легковой автомобиль или мотоцикл по соседней полосе движения. В один из моментов оно перестает быть заметным в боковом зеркале, но углом обозрения глаза еще не захватывается. При осуществлении опережения такое положение дел будет иметь место на протяжении всего нескольких секунд — до тех пор, пока транспорт не переместится из положения, называемого «мертвой зоной» ближе вперед, и не окажется перед глазами водителя.

Кроме того, может быть момент, когда машина, едущая в попутном направлении, будет достаточно длительное время передвигаться со скоростью, аналогичной вашей.

Читайте также:  Нестрессовый тест ареактивный что это значит

«Профессиональные» водители нередко в подобных случаях делают заявление о том, что при перестроении в таких условиях можно врезаться в преграду, которую совсем не видно, и стать причиной аварийной ситуации. Причина, на первый взгляд, является объективной — «мертвая или слепая зона». Слово «профессиональные» в данной ситуации написано таким образом не случайно, так как если водитель действительно является профессионалом, подобные зоны для него просто отсутствуют.

Существует ли она на самом деле? Подобный термин имел право на жизнь около 30 лет назад, когда основными транспортными средствами были автомобили марки «Жигули», «Москвич» и «Волга». Причина в том, что благодаря своей конструкции, боковые зеркала указанных машин, на самом деле, давали достаточно мало информации о ситуации, происходящей по бокам автомобиля.

Но даже в этом случае у опытных водителей вошло в привычку крутить головой и осуществлять полноценный контроль ситуации вокруг собственного автомобиля.

Конструкция же боковых зеркал заднего вида на современных моделях автомобилей кардинально отличается от старых машин. Отличие их состоит в том, что они дают возможность контроля значительно большего сектора обзора в боковой части машины. Несмотря на это, препятствий для огромного количества водителей в нахождении неподалеку от автомобиля «мертвой зоны» меньше не стало. При этом, никто из них никогда не признается в том, что перед выполнением перестроения просто забыл посмотреть в боковое зеркало. Виноватой в происшествии обязательно окажется «мертвая зона». Но даже при том, что водитель полностью уверен в ее существовании, помешать ему повернуть голову для контроля подобной области может только лень или собственная беспечность.

Водители грузовых машин. Подобная ситуация относится и к водителям грузовых автомобилей, у которых она предположительно расположена в районе правого колеса в передней части. В сети Интернет имеется достаточное количество советов для водителей легковых автомобилей не задерживаться там во избежание аварии при перестроении. Большая часть водителей грузовиков об этом знают, и перед выполнением маневра смотрят в зеркала, а некоторые даже ставят дополнительные небольшого размера для лучшего обзора боковой стороны.

Итог. Если говорить проще, наличие «слепой зоны» вокруг автомобиля — не более чем миф, которым прикрываются неопытные водители в качестве причины для оправдания собственной невнимательности либо оправдания совершения ДТП. У профессионального водителя такая ситуация возникнуть попросту не может.

Источник

Что такое слепая зона у автомобиля и как ее контролировать

Главная » Блог » Слепая зона в автомобиле

17.11.2020
Комментариев нет

Обеспечение достаточности обзора из водительского места очень важно для безопасности дорожного движения. Правильное определение слепой зоны автомобиля поможет избежать аварийных ситуаций на дороге.

Многие производители утверждают, что водительское место в современных моделях авто оборудовано таким образом, что водитель способен полностью контролировать положение окружающих объектов. Но это не совсем так, есть углы и некоторые варианты расположения машин на дороге, которые трудно заметить даже при помощи камер.

Что такое слепая зона автомобиля

Слепой зоной автомобиля называют часть окружающего пространства, не контролируемую с водительского места. Водитель обозревает обстановку на дороге следующим образом:

  • непосредственным наблюдением – по направлению движения, частично – боковые зоны;
  • через зеркала – часть бокового пространства и то, что находится сзади.

Но некоторая часть пространства сзади автомобиля остается без внимания, поскольку не отображается в зеркалах. А конструктивное исполнение кузова оставляет вне пределов зрения водителя сектора, закрываемые стойками.

Это может стать причиной аварии в ходе перестроения, если другая машина, которую не было видно до начала маневра, вдруг окажется по траектории движения.

Что такое мертвая зона руля

Еще одно схожее понятие, которое многие путают с не обозреваемым водительским пространством – мертвая зона руля. Под этим термином понимают угол поворота рулевого колеса, при котором направление движения не изменяется.

Этот люфт выполнен с той целью, чтобы исключить опасные ситуации от непроизвольной реакции системы управления автомобиля на случайные изменения положения руля. До определенного предела машина продолжает двигаться в прежнем направлении, выполняя поворот после того, как указанная мертвая зона преодолена.

Что такое опасная зона транспортного средства

Под опасной зоной транспортного средства понимают часть окружающего пространства, нахождение в которой другого объекта может стать причиной аварии. Если в непосредственной близости от машины оказывается другой автомобиль или стационарная преграда, необходимо предпринять действие по увеличению дистанции и обеспечению безопасного расстояния.

Слепые зоны автомобиля

В слепую зону автомобиля попадают:

  • часть боковых пространств, расположенная за пределами зеркал и непосредственной видимости;
  • зона позади машины, не отображаемая зеркалом
  • переднее пространство, закрытое стойками.

Некоторые различия формирования слепой зоны следует учитывать, в зависимости от вида транспортного средства.

Слепая зона у легкового автомобиля

У современных легковых автомобилей система зеркал выстроена таким образом, что не обозреваемое пространство максимально сужено. Но все равно, зеркала не охватывают все окружение в полной мере.

Наибольшая часть вне пределов видимости водителя легковушки – с правой задней стороны, но и отдельные секторы слева и сзади не обозреваются с водительского места.

Современные производители, в стремлении повысить прочность кузова, увеличивают ширину передних стоек. Пространство, закрываемое этими конструктивными элементами, способно вместить пешехода, что также может стать причиной дорожного происшествия.

Слепые зоны грузовика

У грузового автомобиля не обозреваемые водителем зоны несколько шире, по сравнению с легковой машиной, в силу особенностей конструктивного устройства.

Заднее пространство полностью не контролируется водителем, поскольку кузов закрывает возможность обзора в этом направлении. Также не обозревается зона, непосредственно прилегающая к кузову с правой и левой стороны.

Поэтому при движении в непосредственной близости от грузовика не следует прижиматься к нему вплотную. Дополнительную безопасность обеспечит разумная дистанция, ведь водитель грузовика лишен возможности увидеть тех, кто движется позади него.

Слепые зоны фуры

У водителя фуры слепая зона увеличивается еще больше, по сравнению с обычным грузовиком по причине большей длины этого транспортного средства. Из водительского места через зеркала заднего вида обозревается только часть пространства, ограничиваемая началом кузова.

Учитывая большую протяженность фуры, водитель не в состоянии контролировать все, что находится за пределами сектора в 120 градусов в заднюю сторону.

Чем опасно нахождение другого автомобиля в слепой зоне зеркал

Опасность нахождения в зоне, не обозреваемой непосредственно и через зеркала заднего вида в том, что водитель другой машины не видит того, кто расположен рядом с ним.

При прямолинейном передвижении в границах занимаемого ряда непосредственной опасности нет. Но если в момент перестроения другая машина окажется в пределах непосредственной близости, неожиданно выскочив из слепой зоны, резко сократившаяся дистанция не всегда позволяет своевременно среагировать и избежать столкновения.

Как обнаружить слепую зону

Границы не обозреваемого пространства можно вычислить двумя способами:

  • опытным путем – попросить помощника обойти вокруг авто по определенному радиусу, фиксируя момент, когда он исчезнет из поля зрения зеркал заднего вида и вновь там появится;
  • в процессе движения, контролируя через зеркала движение автомобилей по соседним рядам, в процессе приближения и обгона; этот способ особенно удобен при стоянии в пробках, если ТС по соседнему ряду приходят в движение – это позволяет установить границы слепой зоны, без непосредственной опасности столкновения.

При обнаружении слепой зоны, вне зависимости от избранного способа, важно понимать, что она начинается с момента, когда наблюдаемый объект исчезнет из поля зрения до его появления в пределах видимости.

Зеркала для слепых зон

Зеркала не смогут позволить полностью обозревать пространство вокруг авто. Но при правильной их установке и настройке, можно максимально сократить недоступный для наблюдения сектор пространства.

Расширить обозреваемые зоны можно за счет установки дополнительных зеркал. Эти оптические приборы относительно небольшого размера выполнены в виде линз, позволяющих расширить обозреваемый сектор.

Основные характеристики дополнительных зеркал представлены в таблице:

Вид зеркала Особенности
Сферическое Крепится к поверхности основного, во внешнем верхнем углу или выше него; выполняется в собственном корпусе
Параболическое Отражает окружающее пространство, искажая расстояния
Электрохромное Реагирует на свет фар окружающих машин, предохраняя зрение водителя от чрезмерного светового потока

Они наклеиваются на основные зеркала машины или устанавливаются рядом с ними, расширяя углы обзора.

Мертвая зона в зеркалах заднего вида

Боковое пространство частично обозревается из зеркал, расположенных с левой и правой стороны от водителя. Эти оптические приборы позволяют увидеть большую часть левого и правого сектора, вплоть до зоны, примыкающей к задним бамперам, и частично – заднее пространство.

Контроль мертвых зон автомобиля

У водителя имеется возможность в процессе движения обозревать через зеркала пространство, расположенное по бокам и сзади машины. Но важно учитывать оптические искажения, не всегда позволяющие визуально представлять дистанцию до объектов, и то, что часть окружения остается за пределами сектора зеркал.

Многие специалисты не рекомендуют пользоваться линзовыми зеркалами, в связи со значительным искажением расстояний, не позволяющими реально оценить дорожную обстановку. Поэтому каждый водитель должен принимать решение о необходимости использования дополнительных оптических приборов самостоятельно, исходя из собственного опыта.

Еще один важный недостаток дополнительной оптики в том, что она занимает часть полезной площади обычного зеркала, что иногда может представлять помеху для полноценного отображения окружающего пространства.

Как правильно установить зеркала мертвой зоны

Дополнительные зеркала мертвой зоны устанавливают в углу основного отражателя, фиксируя с помощью клея, или рядом, с помощью специального крепления. Важно тщательно зачистить поверхность стекла, на которую приклеивается дополнительное зеркало, и выполнить операцию максимально аккуратно.

Правильная настройка зеркал

Слепую зону можно предельно сузить, если правильно настроить зеркала.

Настройка выполняется после установки автомобиля на ровной площадке. Порядок действий следующий:

  • процедура начинается с левого зеркала заднего вида – отражатель поворачивается до того момента, пока при повороте головы влево отражение позволит увидеть край левого бампера позади авто;
  • необходимо отклониться к центру машины и настроить правое зеркало, аналогично левому, чтобы в поле зрения попадала правая задняя часть автомобиля.

При правильной настройке, задние стойки должны располагаться по краям изображения в зеркалах.

Как обезопасить себя во время движения

Водитель может обезопасить себя в процессе движения, минимизировав опасности, связанные со слепыми зонами, за счет использования дополнительных технических средств и выполнения правильных приемов вождения.

Датчик для слепой зоны

Большую помощь могут оказать специальные датчики — парковочного радара (парктроник), подающие звуковой сигнал при приближении постороннего объекта на опасное расстояние. Эти приборы особенно полезны при парковке и позволяют своевременно среагировать, если задний бампер авто опасно приблизится к стоящему позади автомобилю или другому препятствию.

Некоторые из таких приборов комплектуются камерой заднего вида, выдающей изображение на экран видеорегистратора. Прибор устанавливается в отверстии заднего бампера, а камера – в нише под номерным знаком. Монтаж не представляет особенных сложностей и может быть выполнен своими руками.

Как правильно перестроить автомобиль в мертвой зоне

При выполнении маневра перестроения важно по возможности исключить его проведение из мертвой зоны. Для этого не следует максимально приближаться к соседнему автомобилю. Любые действия необходимо сопровождать включением соответствующего сигнала поворота.

Важно избегать резких действий при выполнении маневра. Вливаться в поток соседнего ряда следует максимально плавно, исключая рывки. Обгон впереди идущего автомобиля необходимо выполнять под острым углом к направлению движения.

Правильный порядок действий при перестроении выглядит следующим образом:

  • включается указатель поворота;
  • машина разгоняется до необходимой скорости, соответствующей движению авто в ряде для перестроения;
  • проверяется отсутствие других машин, представляющих опасность для маневра, через боковые зеркала;
  • начинается выполнение маневра перестроения, под углом не более 45 градусов к направлению движения;
  • авто аккуратно встраивается в соседнюю полосу.

Если перестроение выполнено безопасно, соседние автомобили не изменят скорости, и расстояние между ТС не сократится.

Как не попасть в ДТП

Чтобы избежать опасности ДТП, важно по возможности исключить нахождение в слепой зоне другой машины. Но если это невозможно, необходимо на какое-то время показаться соседнему водителю, чтобы нахождение в «мертвом» пространстве не стало причиной неожиданного появления в ходе перестроения или другого маневра.

Важно сопровождать любое действие предварительным включением соответствующего сигнала поворота, избегать резкого изменения скорости и направления движения.

Советы по «оживлению» мертвой зоны

Чтобы предупредить возможные аварии, необходимо:

  • внимательно следить за сигналами поворота других водителей;
  • самому своевременно предупреждать о предполагаемом маневре включением соответствующего поворотника;
  • соблюдать четкость и оперативность действий при перестроении, избегая резких маневров из слепой зоны другого водителя;
  • учитывать возможность недостаточного опыта у прочих водителей из участников транспортного потока;
  • перед выездом с парковки, предварительно убедиться в отсутствии препятствий, в том числе личным осмотром, выйдя из машины;
  • не включать музыку на полную громкость, приоткрыть окно, чтобы компенсировать недостаток визуальной информации слухом;
  • правильно настроить зеркала.

Если лицо водителя видно в отражении его зеркала, значит автомобиль не находится в слепой зоне. Это простое правило позволит лучше контролировать нахождение в секторе, не обозреваемом другими водителями.

Рискованные маневры, особенно если они начинаются из слепой зоны обгоняемого авто, нередко становится причиной серьезных ДТП. Даже правильная регулировка зеркал и использование самых современных технических средств не исключат аварию, если водитель не придерживается элементарных требований безопасности, что особенно актуально, если маневр начинается с зоны, не обозреваемой водителем соседнего авто.

Источник

Оцените статью